Теория выученной беспомощности. Что это и откуда она взялась / Хабр
Наверняка, каждый из вас хоть раз слышал историю про двух мышей, которые свалились в ведро с молоком. Одна из них сразу смирилась со своей судьбой, что все равно не выберется из ведра и утонет. Она и в самом деле утонула. Вторая так отчаянно барахталась и била лапами, что молоко загустело, превратилось в масло, и мышь выбралась на свободу, сохранив себе жизнь.
Эту притчу про двух мышей рассказывают практически у всех народов, занимающихся скотоводством и знающих, что такое молоко. В чем же поучительность данной истории?
В жизни мы можем встретить два типа людей: одни — как вторая мышка, активны в ситуациях неудач, а другие быстро отказываются от борьбы, чувствуют беспомощность и впадают в отчаяние. Чтобы понять, почему кто-то в сложных ситуациях борется до последнего, а кто-то даже не принимает попыток к действию, введем такое понятие как “выученная беспомощность”.
Термин “выученная беспомощность” ввел в 1967 г. американский психолог Мартин Селигман. С помощью опытов на собаках, он обнаружил данный феномен. Опыты заключались в следующем: собак делили на 3 группы и подвергали ударам тока.
Первая группа собак могла избежать болевого воздействия, т.е. отключить питание системы, нажав на панель носом. Вторая группа собак (экспериментальная) была связана специальной упряжью с собаками первой группы и была “завязана” на ее системе (т.е. только собака первой группы могла отключить систему). Так, вторая группа собак периодически получали удары током, несмотря на то, что они делали. Третья группа собак (контрольная) ударов током не получала вообще. Спустя 24 часа проводился основной этап эксперимента. Все три группы собак пропускали через секционированный ящик-челнок, состоящий из двух частей (отсеков). На каждой его стороне находились лампочки; через 10 секунд после того, как на одной стороне ящика гас свет, по полу в этой части клетки пропускался ток. Если за это время собака успевала перепрыгнуть через барьер, ей удавалось вообще избежать воздействия тока. Если же не успевала, то она ощущала это воздействие, пока не перепрыгивала через барьер или пока не истекут 60 секунд. С каждым животным такой опыт осуществлялся 10 раз.
Как итог, собаки из первой группы, которые могли контролировать подачу тока быстро научились перепрыгивать через барьер. Совсем противоположное демонстрировали собаки из второй группы, которые не имели опыта “спасения”. Шесть из восьми собак в группе, прошедшей через опыт беспомощности (имевших печальную возможность убедиться в тщетности своих усилий), совершенно не пытались избежать воздействия током в 9 или во всех 10 пробах в основном эксперименте, несмотря на то что вторая половина ящика, где они были бы в безопасности, прекрасно просматривалась. Собаки быстро сдавались, тихо поскуливали, ложились на дно ящика, хотя ящик периодически продолжало трясти.
Таким образом, если у собаки был опыт контроля ситуации, тогда у них получалось легко учиться справляться с трудностями в новых условиях. Если у собак такого опыта не было, то они проявляли удивительно мало попыток спастись в новых условиях, где такая возможность была. Они просто становились пассивными как первая мышка из притчи про молоко.
Селигман сделал вывод о том, что получая днем раньше удары током, от которых нельзя было уклониться, собаки как бы “понимали”, что от их усилий и активности ничего не зависит и переставали бороться, становясь пассивными. Напротив, собаки, которые могли контролировать ситуацию с помощью своей активности, легко учились избегать ударов тока в основном этапе эксперимента. Они усвоили, что прекращение действия тока зависит от их поведения, от их усилий и активности.
Чуть позже данный феномен был выявлен и у людей. Дональд Хирото спустя 7 лет создал экспериментальную ситуацию, где испытуемым двух экспериментальных групп предъявлялся громкий звук. Одна группа могла прервать его, подобрав комбинацию клавиш на специальном пульте. Другая группа была лишена контроля, но получала инструкцию научиться его контролировать. Для чистоты эксперимента третья группа не участвовала в этой серии экспериментов. Основной эксперимент заключался в том, что всем трем группам нужно научиться прекращать звук. Хирото дополнил эксперимент инструкцией: половине испытуемых из трех групп говорилось, что контроль над звуком зависит от случая, а второй половине, что от способностей испытуемого.
Результаты получились следующие. Так же как и в эксперименте с собаками, контрольная группа и группа, имевшая возможность контролировать ситуацию, быстро научились управлять шумом, в то время как испытуемым из группы, лишенной возможности контроля в предварительном эксперименте, этого сделать не удавалось. Большинство испытуемых из этой последней группы пассивно сидели и терпели неприятный шум. И это происходило несмотря на то, что все обстоятельства (ситуация эксперимента, место и время) изменились.
Также был получен еще один важный результат. Каждый третий испытуемый, которого Хирото пытался ввести в состояние беспомощности не сдавался. Кроме того, каждый 10 из тех, кто не подвергался шоковому воздействию был беспомощный изначально. Аналогичный результата получился и у Селигмана с его собаками. Полученная в начале эксперимента инструкция оказала влияние на ответы испытуемых. Те, кто получал инструкцию, что воздействие зависит от случая, дольше по времени справлялись с выключением, причем во всех трех группах.
Итак, возвращаясь к нашим мышкам, можно отметить, что у первой наблюдается феномен выученной беспомощности. Почему беспомощность выученная? Потому что ранее скорее всего уже был получены опыт, где животное пыталось спастись, но его усилия ни к чему не привели. Животное выучило — “чтобы я не делало, все тщетно”. Так, беспомощность отражает веру в то, насколько эффективны будут действия.
Стоит отметить, что выученная беспомощность, это не болезнь. Это такое психологическое состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно и пассивно; не улучшает условия даже тогда, когда есть такая возможность.
Можно привести много примеров из жизни, когда люди сталкиваются с выученной беспомощностью. Например, человек не пробует себя в каком-то деле, потому что раньше он потерпел неудачу и имел опыт беспомощности; женщина не может выйти из жестоких отношений — это кажется ей невозможном. И так далее.
Знаком ли вам такой феномен?
В следующей статье обсудим, каковы источники формирования выученной беспомощности у человека и что с этим можно сделать.
Психолог дала советы, как бороться с выученной беспомощностью – Москва 24, 06.11.2022
06 ноября 2022, 08:30
ОбществоВыученной беспомощностью называют состояние, при котором человек не делает ничего для улучшения ситуации, хотя у него для этого есть все возможности. О том, как не потерять веру в себя и эмоционально настроиться на путь к полноценной жизни, расскажет психолог, гештальт-терапевт Анна Девятка.
Суть проблемы
Фото: depositphotos/yacobchuk1
Рассказ о выученной беспомощности стоит начать с притчи о лягушке, попавшей в чан с молоком. Она так сильно хотела выжить, что без перерыва била лапками в надежде на спасение. В результате получилось твердое масло и лягушка осталась жива. Мораль истории: «Не останавливайся, продолжай делать, пока не получится». И эти слова внутренне откликаются у большинства.
Однако бывает, что сколько бы в какое-то дело ни вкладывалось энергии, денег и нервов, ничего не получается – все впустую. Какое-то время стараешься, борешься за место под солнцем, а потом устаешь, опускаешь руки и миришься с неудачей. В этот момент и возникает феномен выученной беспомощности.
Окружающие порой воспринимают это как лень: почему он бездействует, когда можно приложить усилия и жить лучше? Некоторые даже решительно советуют: «Возьми себя в руки! Если не нравится – уходи, разводись, увольняйся». Но все не так просто, как кажется.
Формирование привычки
Выученная беспомощность отбирает веру в себя: человек забывает про сильные стороны и боится начать что-то делать, потому что не хочет проживать ощущение неудачи вновь и вновь.
Разберем на примере. Представьте девушку, которая недавно села за руль, – назовем ее Лена. Вместе со своим молодым человеком она понемногу начинает самостоятельно ездить по городу. И вместо того, чтобы ее поддержать, тот комментирует каждое действие: «Не тормози так резко! Ты точно можешь парковаться? Столбик не задень! Ты так ездишь, у тебя есть КАСКО?» Лена расстраивается до слез и от этого делает еще больше ошибок. Своими комментариями парень учит ее: «У тебя ничего не получится, оставь эту затею».
Фото: depositphotos/photographee.eu
Девушка оказывается в неловкой ситуации: нужно признать действия любимого человека токсичными, но это не укладывается в ее голове. Она пробовала сказать, что ей неприятно, а от него в ответ только упреки. Поэтому теперь Лена терпит, надеясь, что молодой человек остановится. И убеждает себя: таким образом он о ней заботится и хочет как лучше. Так она теряет контроль за ситуацией. Думает, что если начнет лучше водить машину, он перестанет ее обижать, и отношения наладятся.
Парень же чувствует вседозволенность и увеличивает эмоциональный прессинг. Лене становится хуже, но она молчит и ощущает себя за рулем неумехой. В результате желание водить машину тает день ото дня, потому что теперь ассоциируется с внушенным негативом.
В этой некрасивой ситуации особенно печально, что у девушки формируется привычка мириться с таким отношением к себе. Но в психологии не бывает так, что в одной сфере жизни человек терпит, а в другой у него все хорошо. Привычка сомневаться в своих способностях затем отразится на работе и отношениях с родителями, а в конечном итоге ударит по самооценке и убьет веру в себя.
Выученная беспомощность бывает не только в личных отношениях, но и в карьере. Сотрудник предлагает свои идеи, а ему постоянно в ответ: «Подожди, сейчас на это нет времени». Конечно, инициативный работник попробует еще не раз. Но в какой-то момент эмоциональная усталость возьмет верх.
Он отступится от своего замысла, приняв факт: «Не надо суетиться – все равно не услышат». Работник чувствует бессилие и отчаяние. Урок «Все, что ты делаешь – бесполезно» выучен, и человек психологически замирает. Желание быть активным и предлагать свои идеи рассеивается как дымка.
Как с этим бороться?
Фото: depositphotos/VikaOvcharenko
- Прежде всего, необходимо признать проблему и захотеть изменить ситуацию. При этом будет соблазн максимально взять вину и ответственность за случившееся на себя и заняться самобичеванием. Это связано с потерей контроля за происходящим: человек не понимает, что приведет к успеху, и поэтому гнобит себя. Это единственное, что находится в его зоне контроля.
Однако люди с крепкой самооценкой со временем понимают, что дело не в них. И иногда самое лучшее решение – переход в другую систему отношений. Этот вариант всегда нужно держать в уме, чтобы сохранить свободу действий и избежать чувства вынужденного пребывания в токсичной атмосфере.
- Важно заняться исследованием происходящего. Понять, как складывается ситуация, в которой вся активность тормозится и появляется ощущение беспомощности. В примере с Леной молодой человек проявлял агрессию по отношению к ней, но она не хотела обижать его в ответ и поэтому терпела. Чтобы понять, как действовать, ей придется разделить ответственность за ситуацию на двоих.
Таким образом, предстоит ответить себе на ряд вопросов, прежде чем вступать в диалог: Хочу ли я быть в отношениях, где меня унижают? Имею ли я право сказать «Нет», когда мне что-то не нравится? Сложно ли найти другого? Поиск ответов позволит почувствовать себя устойчивее и обозначить границы в отношениях. Это автоматически аннулирует беспомощность.
- Иногда стоит прислушаться, как видят происходящее близкие люди. Коллективное мышление помогает обратить внимание на то, что сам человек не замечает, и вместе продумать пути решения проблемы.
- Необходимо вернуть веру в свои силы и чувство компетентности. Это возможно сделать через принятие ответственности за свою жизнь и планирование маленьких шагов, успех которых можно контролировать. При этом необходимо хвалить себя и благодарить за любую мелочь. Подбадривать и двигаться дальше в сторону здоровой самооценки и высокой личной активности.
Девятка Анна
обществоистории
Ещё больше новостей — в телеграм-канале
Беспомощность (психология) | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Термин выученная беспомощность был придуман психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году для описания поведения собак, которые после неизбежных ударов током вели себя так, как будто они были беспомощны. Как и многие термины в психологии, выученная беспомощность носит как описательный, так и объяснительный характер. Выученная беспомощность описывает совокупность дезадаптивного пассивного поведения, которое животные (собаки, крысы, кошки, рыбы, мыши и люди) часто проявляют после воздействия неконтролируемых событий. Выученная беспомощность также является когнитивным объяснением, основанным на ожиданиях; после многократной, неизбежной, аверсивной беспомощности, животные ожидают, что будет беспомощен, и не пытаются изменить ситуацию — они узнали , что их действия неэффективны.
Исследования выученной беспомощности начались в 1960-х годах в психологической лаборатории Ричарда Л. Соломона (1918–1995) Пенсильванского университета. Аспиранты Рассел Лиф и Дж. Брюс Овермайер обнаружили, что после Павловского кондиционирования с неизбежным легким электрошоком лабораторные собаки были бесполезны для любых последующих экспериментов, требующих обучения тому, как избежать или избежать шока. Большинство собак сидели и пассивно терпели неприятный, но в остальном физически безвредный шок. Это явление вызвало интерес у аспирантов Майера и Селигмана, которые решили показать, что собаки научились большему, чем просто условные рефлексы Павлова. Майер и Селигман предположили, что собаки усвоили, что в состоянии шока все, что они делают, не имеет значения — они усвоили, что не могут контролировать свое окружение. Это объяснение было необычайно «познавательным», учитывая бихевиористский климат той эпохи.
В большинстве ранних исследований выученной беспомощности использовался двухэтапный экспериментальный план с тремя группами, чтобы убедиться, что неконтролируемость является причиной беспомощности. На первом этапе одна группа испытывала контролируемые аверсивные стимулы; например, они могут научиться избегать удара током, перепрыгивая через барьер в безопасную зону. Вторая группа «без контроля» также испытывала аверсивные стимулы, но не имела средств избежать их. Чтобы удостовериться, что последующие различия в беспомощности не были вызваны различиями в скорости или продолжительности воздействия неконтролируемых раздражителей, экспериментаторы соединяют или объединяют каждое «неконтрольное» животное с «имеющим контроль» животным. Животное «без контроля» испытывает аверсивные стимулы только тогда, когда это делает животное «имеющее контроль». Исследователи называют это «управляемой контрольной группой». Животные в третьей наивной контрольной группе вообще не испытывают аверсивных стимулов. На втором этапе экспериментаторы подвергают все три группы аверсивным стимулам в новом контролируемом контексте; другими словами, все имеют равные возможности для побега.
В исследованиях Селигмана обычно около двух третей «неконтролируемых» собак проявляют беспомощность в новой ситуации. Шесть процентов наивных собак контрольной группы также проявляли беспомощность, что, по предположению Селигмана, могло быть связано с предшествующим травмирующим опытом. Обычно беспомощные животные проявляют признаки стресса, такие как вялость, уныние и снижение аппетита, агрессия доминирования, сексуальный аппетит и уровень серотонина.
Эти исследования показали, что у большинства животных неконтролируемые аверсивные переживания оказывают разрушительное воздействие на последующее обучение, мотивацию и эмоции. Селигман сообщает, что для лечения собак с выученной беспомощностью требовалось несколько раз перетаскивать их в безопасную зону, прежде чем они начинали реагировать самостоятельно. Положительным моментом является то, что Селигман и его коллеги также обнаружили, что они могут «иммунизировать» собак от выученной беспомощности, дав им несколько попыток избежать шока, прежде чем подвергнуть их неизбежному шоку.
Дональд Хирото и Селигман (1974) впоследствии расширили эту исследовательскую парадигму на людей, используя неразрешимые проблемы различения, а не шоки. Важно отметить, что при этом переходе от животных к человеку отвращение к раздражителям было не единственным изменяющимся параметром; переход также включал переход от простых стимулов без задач к таким задачам, как неразрешимые проблемы различения или головоломки. Этот сдвиг усложнил объяснение дефицита обучения после неудачи. Кроме того, восприимчивость человека к выученной беспомощности значительно варьируется в зависимости от людей и ситуаций. Эти различия коррелируют с различными характеристиками: поведением с низким мастерством, тревогой, депрессией, потребностью в структуре и ценностью академической успеваемости для эго, и это лишь некоторые из них. Тем не менее, основные черты феномена выученной беспомощности остаются: (1) после неконтролируемой ситуации у людей проявляются различные нарушения обучения, мотивации и эмоций, включая повышенную уязвимость к депрессии и тревоге; (2) предыдущее воздействие контролируемых аверсивных событий иммунизирует людей против выученной беспомощности; и (3) принудительное воздействие контролируемых непредвиденных обстоятельств обращает вспять выученную беспомощность.
Значительная часть исследований выученной беспомощности у людей была сосредоточена на ее связи с реактивной депрессией. Одним из первых и, возможно, наиболее плодотворных объяснений выученной беспомощности как причины депрессии была переформулировка теории выученной беспомощности Лин Абрамсон, Селигман и Джона Тисдейла в 1978 году с использованием концепций теории атрибуции Бернарда Вайнера. Эта переформулировка признает, что большая часть жизни не поддается контролю, но не все впадают в депрессию. Согласно переформулировке теории выученной беспомощности, то, является ли депрессия результатом ситуаций беспомощности, зависит от атрибуций, которые люди делают в отношении причин негативного события. Депрессия более вероятна, если люди приписывают негативные события внутренним причинам («это я»), стабильным причинам («это будет длиться вечно») или глобальным причинам («это испортит все, что я делаю»). Этот пессимистический стиль проявляется у ученицы, которая объясняет свою плохую успеваемость по математике тем, что она «девочка» (внутренняя и стабильная), и предполагает, что неудача на конкретном уроке математики будет означать конец ее мечты о медицинской школе (глобальная атрибуция). Напротив, студент, который объясняет неудачу на экзамене отсутствием учебы, защищен от депрессии, потому что он или она приписал ее внутреннему («я не учился»), неуравновешенному («я могу учиться в следующий раз») и конкретную («неудача в этом тесте не испортит всю мою жизнь») причину. Каждая из этих причинных атрибуций по-разному влияет на последующее поведение. Глобальные атрибуции обобщают беспомощность по задачам и времени, внутренние атрибуции подразумевают чувство несостоявшейся ответственности, а стабильные атрибуции подразумевают невозможность изменения параметров текущей ситуации.
Большое количество исследований выявило долговременные индивидуальные различия в стиле объяснений и подверженности беспомощности. Люди, пережившие серьезную потерю в детстве (например, смерть одного из родителей) или травму (например, сексуальное или физическое насилие), более склонны к развитию пессимистического стиля объяснения. Исследования также показали, что у родителей и детей коррелируют стили объяснений, а сообщения от сверстников, учителей, СМИ и других членов сообщества влияют на стиль объяснений детей. Последствия объяснительного стиля все еще изучаются, например, влияние пессимистического объяснительного стиля на негативные последствия для здоровья, профессиональный успех и качество социальных отношений.
Концепция выученной беспомощности также широко используется в педагогической и социальной психологии; например, в настоящее время имеется впечатляющий объем исследований индивидуальных различий в настойчивости после неудач в оценочных и обучающих задачах. На мотивацию некоторых людей не влияет неудача; скорее, они используют неудачу как дополнительный источник информации. Следовательно, их производительность быстро восстанавливается при наличии решаемых задач. Напротив, «беспомощные» люди рушатся из-за неудачи или даже просто трудности. Они могут регрессировать до более низкого уровня навыков, проявлять негативные эмоции и делать вывод, что им не хватает способностей. Теория выученной беспомощности утверждает, что беспомощность после обратной связи о неудаче является результатом обучения тому, что ответы и результаты не являются случайными, что мешает последующему обучению. Однако исследования в области мотивации достижения показали, что беспомощность после неудачи также может быть стратегическим способом защиты самооценки (например, «Если я не попытаюсь, неудача не заставит меня выглядеть плохо»). Исследователи мотивации достижения называют это эго или целью достижения.
Большое и продуктивное исследование изучало индивидуальные различия в устойчивости и беспомощности через призму достижения целей. Исследователи определили две основные ориентации на цели: мастерство или задача целей и производительность или эго целей. Цели мастерства сосредоточены на внутренних причинах обучения, что защищает от выученной беспомощности. Цели производительности сосредоточены на внешних причинах обучения — демонстрации своих способностей и конкуренции с другими — что снижает уязвимость к выученной беспомощности. Недавние исследования расширили эти концепции, проводя различие между эго-целями, которые сосредоточены на демонстрации навыков (подход к производительности), и эго-целями, которые сосредоточены на избегании проявлений некомпетентности (избегание производительности).
Наконец, с точки зрения обработки информации Гжегож Седек (1990) описал феномен выученной беспомощности как состояние когнитивного истощения, вызванное непродуктивным решением проблем. Эта точка зрения напоминает нам, что отказ от чего-либо также является адаптивной реакцией, поскольку энергетические ресурсы мозга животных ограничены. Поведение беспомощности может быть адаптивным избеганием неизбирательной настойчивости. С этой точки зрения, беспомощность не столько «усваивается», сколько «запускается».
Исследователи практически не расходятся во мнениях относительно того, что беспомощность, описанная Селигманом, — реальное и увлекательное явление; однако единого мнения о его причине нет. В настоящее время отдельные группы исследований (теория научения, когнитивная теория, когнитивно-поведенческая терапия, мотивация достижения и обработка информации) поддерживают существование феномена беспомощности, но каждая дает несколько иное объяснение его причины (т. как когнитивная интерпретация событий, беспомощность как форма защиты эго и беспомощность как адаптивное сохранение ресурсов). Будущие исследования должны намеренно сравнивать эти причины и, возможно, различные условия, при которых они возникают.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Атрибуция; классическое кондиционирование; депрессия, психологическая; Локус контроля; Мотивация; Оперантного кондиционирования; Павлов, Иван; позитивная психология; Психотерапия; устойчивость; Самоэффективность; Селигман, Мартин; Уязвимость
Абрамсон, Лин Ю. , Мартин Э. П. Селигман и Джон Д. Тисдейл. 1978. Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Журнал ненормальной психологии 87: 49–74.
Эллой, Лорен Б. и Лин Ю. Абрамсон. 1982. Выученная беспомощность, депрессия и иллюзия контроля. Журнал личности и социальной психологии 42: 1114–1126.
Бьюкеннан, Грегори Макклеллан и Мартин Э. П. Селигман, ред. 1995. Пояснительный стиль . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Хирото, Дональд С. и Мартин Э. Селигман. 1975. Распространенность выученной беспомощности у человека. Журнал личности и социальной психологии 31 (2): 311–327.
Майер, Стивен Ф. и Мартин Э. П. Селигман. 1976. Выученная беспомощность: теория и доказательства. Journal of Experimental Psychology: General 105: 3–46.
Седек, Гжегож и Мирослав Кофта. 1990. Когда когнитивное усилие не дает когнитивной выгоды: к информационному объяснению выученной беспомощности. Журнал личности и социальной психологии 58 (4): 729–743.
Селигман, Мартин Э. П. 1972. Выученная беспомощность. Ежегодные обзоры 23: 407–412.
Селигман, Мартин Э. и Стивен Ф. Майер. 1967. Неспособность избежать травматического шока. Журнал экспериментальной психологии 74 (1): 1–9.
Джоан М. Мартин
Дженни К. Гилл
Что такое выученная беспомощность
Вот и все, вы сделали решение . Вы собираетесь изменить свою жизнь , сменить работу , заняться медитацией и начать заниматься спортом. Пришло время для перезагрузки, и вы полны решимости! Затем проходит несколько месяцев — и вы не только не добились никакого прогресса, вы даже не сделали первых шагов. «Завтра», говорите вы себе. «Или в понедельник». Через некоторое время, когда ежедневная рутина продолжается, и вам становится все труднее и труднее проявлять инициативу, вы, наконец, полностью отказываетесь от этой идеи. Это не было вопросом силы воли, потому что она есть. Так зачем бросать, не попробовав?
Выученная беспомощность: Ложное убеждение, которое сковывает нас
Девиз «Кто хочет, тот может» не совсем верен и не учитывает бесчисленное множество психологических блоков, с которыми человек может прийти к стол. В 19В 60-х годах психологический эксперимент, проведенный американскими психологами Стивеном Ф. Майером и Мартином Э. П. Селигманом, смог доказать феномен, называемый выученной беспомощностью. 90–100 Выученная беспомощность — это когда ряд негативных последствий или факторов стресса заставляет кого-то поверить в то, что результаты его или ее жизни находятся вне его или ее контроля. В результате получается человек, который, осознав, что не может избежать плохих вещей, которые могут произойти в будущем, решает, что эти вещи неизбежны.
Прежде чем доказать выученную беспомощность у людей, эксперимент доказал феномен существовал у собак . В начальном эксперименте двух собак поместили в одинаковые, но отдельные клетки.
В каждой клетке была лампочка, рычаг и электрический пол, который излучал слабые электрические разряды. Собаки попадали в разные ситуации:- Собака A : Сразу после того, как свет погас, по полу прошел электрический разряд. Когда Собака А нажимала на рычаг, разряд немедленно прекращался. Собаку А учили, что он может действовать, чтобы остановить шок.
- Собака B : Сразу после того, как свет погас, по полу прошел электрический разряд (так же, как и у собаки A). Однако, когда Собака Б нажала на рычаг, ничего не произошло. Собаку Б учили, что его действия не могут остановить шок.
После того, как этот процесс был повторен несколько раз, Собака А знала, что удар током произойдет, как только погаснет свет. Благодаря кондиционированию он научился нажимать на рычаг, чтобы избежать этого. Напротив, Пес B смирился
Когда они поместили двух собак вместе в новую клетку и провели еще один тест, их поведение снова изменилось. На этот раз рычаг был снят, и клетка была разделена на две части: с одной стороны был электрический пол, а с другой его не было.
- Собака А : Когда свет погас, Собака А, которая считала, что сможет действовать, чтобы избежать удара током, исследовала клетку. Он перешел на другую сторону и нашел безопасность. Каждый раз, когда после этого свет гас, он знал, что нужно перейти на другую сторону клетки.
- Собака B : Когда ее поместили во вторую клетку, он вел себя нормально. У него не было физиологических проблем из-за предыдущего эксперимента. Однако, когда свет погас, Пес Б вспомнил, что не мог ничего сделать, чтобы остановить шок в предыдущей клетке, поэтому он даже не пытался избежать его в этой. Он не пересек клетку в безопасное место. Он поддался убеждению, что его ударит током, и у него развилась выученная беспомощность.
Хорошая и плохая капитуляция
Выученная беспомощность — это набор убеждений, которые заставляют нас думать, что мы ничего не можем сделать в определенных ситуациях, поэтому мы вообще прекращаем попытки. По сути, мы уходим, прежде чем начать. Человеческая раса особенно чувствительна к выученной беспомощности: Многие люди не проявляют инициативы к переменам, когда считают, что определенные результаты неизбежны . Хотя этот вывод может быть логичным, он становится менее рациональным, когда мы даже не останавливаемся, чтобы подвергнуть сомнению наши убеждения.
Должен ли я смириться с мыслью, что я не могу вернуться в школу, потому что мне может быть
Хотя иногда полезно знать, когда отказаться от времени или усилий, которые вы тратите на что-то — например, если вы основали компанию или профессиональную деятельность, которая не приносит никакой прибыли в течение длительного периода времени, может быть, это знак сделать шаг назад и перегруппироваться — чаще всего мы более чем способны формировать нашу профессиональную жизнь (и личную, если уж на то пошло) посредством действий и самоутверждения.