25 афоризмов великих людей о детях и воспитании
Цитаты, высказывания и афоризмы известных писателей, философов и просветителей об образовании, воспитании и развитии в детях позитивных личностных качеств.
Всех этих людей – писателей, актеров, философов, ученых, педагогов, в общем, великих мужей человечества – объединяет между собой глубина мыслей в передаче опыта молодому поколению и их родителям.
Умберто Эко
Одним из самых влиятельных интеллектуалов нашего времени по праву считается итальянский ученый, философ и писатель Умберто Эко. В своем творчестве он нередко обращался к детской тематике, написав даже несколько сказок для детей – «Бомба и генерал», «Космонавты», «Гномы Гну». А его письмо, обращенное к внуку, можно считать не только образцом эпистолярного жанра, но и философским наставлением к молодежи в целом. Вот еще несколько афористических высказываний писателя о воспитании и отношении к детям, взятых из его книг, эссе и интервью.
- По-моему, наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают; роль второстепенного огромна.
- В университетах (и тогда, и, полагаю, сейчас) дело устроено обратным образом по отношению к жизни: не дети ненавидят отцов, а отцы детей.
- Я никогда не утрачивал связи со своим детством. Но по-настоящему вернулся к нему в 48 лет, когда учился рассказывать свои истории… Все мои эссе построены по нарративному принципу: я всегда рассказываю о моих изысканиях, прежде чем прийти к выводам… И все мои книги написаны как дневник исследования. Именно так я удовлетворяю свое желание быть рассказчиком – а еще раньше рассказывал истории своим детям! И как только мои дети слишком выросли, чтобы слушать мои рассказы, я начал писать романы!
- Я убежден, что даже в самом жалком юношеском сочинении мне попадается зерно если не истины, то хотя бы занимательной неправды.
- Сумасшедшие и дети всегда глаголют истину.
Чарли Чаплин
Киноактёра, сценариста, композитора и кинорежиссера Чарли Чаплина большинство из нас знает как великого комика. Но мало кому известно, что он был еще и прекрасным семьянином, особенно в последнем своем браке с Уной О’Нил, дочерью нобелевского лауреата по литературе Юджина О’Нила. Она родила ему восьмерых детей и младший, к слову, появился на свет, когда Чаплину было 72 года. Кстати, по стопам отца последовали многие его дети, но наибольшего успеха добились старшая дочь Джеральдина Чаплин и младшая Виктория Тьерре-Чаплин, которая вместе со своим мужем, актером и комиком Жаном-Батистом Тьерре организовала «Невидимый цирк». Это стало предтечей модного нынче театрального течения «Новый цирк», объединяющего на сцене драму, театр положений и традиционные цирковые жанры. Внуки Чарли Чаплина – Джеймс и Аурелия Тьерре-Чаплин – тоже пошли по стопам своего знаменитого дедушки, став популярными актерами цирка, театра и кино. Письмо бессмертного комика старшей дочери Джеральдине, цитаты из которого мы приводим, не менее важное послание детям, чем упоминаемое выше письмо Умберто Эко своему внуку.
- Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!»
- Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода.
- После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка! В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман.
- Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех.
- Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли. Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.
Халиль Джебран
Выдающийся арабский писатель и философ Джебран Халиль Джебран прославился своей книгой «Пророк», которая была переведена более чем на 100 языков и в рейтингах самых влиятельных книг всех времен и народов всегда находится в первой пятерке. В этой и других книгах ливанского мыслителя есть много лаконичных, остроумных посылов, касающихся взаимоотношений взрослых и детей.
- Ваши дети – не дети вам. Они сыновья и дочери Жизни, жаждущей продлиться. Они приходят не от вас, но через вас, и даже когда они с вами, они не принадлежат вам.
- Вы можете дать детям вашу любовь, но не ваши мысли. Ибо у них есть свои мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не душам, Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вам не дано побывать даже во сне.
- Цветы долины – это дети, рожденные любовью солнца и страстью природы; людские дети – цветы, рожденные любовью отца и нежностью матери.
- Вы можете стремиться походить на детей, но не старайтесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается в дне минувшем.
- Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы посланы вперед. Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко. Пусть ваш изгиб в руке стрелка несет радость, Ибо как любит стрелок летящую стрелу, так любит он и лук, который неподвижен.
Григорий Сковорода
Концепция педагогической мудрости Григория Саввича Сковороды поражает даже людей в XXI-м веке. Он считал, что залогом успешного воспитания детей должны быть добрые наставления, направленные на искоренение дурных привычек. В связи с чем, Сковорода рекомендовал такие методы обучения, как беседа, разъяснение, примеры, советы. Воспитывая детей, советовал он, необходимо прибегать к убеждениям, приучать их критически анализировать свои поступки. Кроме того, видный ученый и просветитель обосновывал необходимость таких учебных принципов, как доступность образования для всех детей, независимо от их социального статуса, учет интересов каждой личности и связь обучения с практикой. Вместо распространенной в 18 веке зубрежки философ стремился, чтобы его ученики освоили в первую очередь умение мыслить, анализировать, делать собственные выводы. Известно, что разработанная Сковородой градация знаний учеников предусматривала 12 показателей, поэтому его можно смело называть основателем двенадцатибальной системы в образовании.
- Воспитание детей истекает от природы, вливающей в сердце семя благой воли… Какая польза от знания ангельского языка без пользы? Какой плод даст тонкая наука без благого сердца?
- Учитель и врач – не есть врач и учитель, а только служитель природы, единственной и истинной и врачебницы, и учительницы.
- В юноше должно развивать прежде всего его сердце, тот целостный корень, из которого вырастает вся душевная жизнь… Не стоит безвременно обременять разум науками. Не разум от книг, а книги от разума родились.
- Математика, медицина, физика, механика, музыка со своими сестрами – чем глубже их познаем, тем сильнее жгут сердце наше голод и жажда.
- Педагог должен замечать и понимать, а чем больше кто замечает, тем более лелеет надежды, а чем больше лелеет надежды, тем более страстно любит, с радостью творит добро, безгранично и бесконечно, насколько это возможно.
Далай-лама
Тибетские буддисты верят, что их духовный наставник перерождается в разных обличьях, храня мудрость веков. О мудрости и просветительской мысли нынешнего духовного лидера последователей буддизма и лауреата Нобелевской премии мира Далай-ламы XIV ходят легенды. Его влияние на современные основы политики, образования и культуры в целом неоспоримо. Однако прежде, чем стать духовным учителем Далай-лама сам проходил обучение с шести лет от роду. В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета. После блестящей сдачи он, в присутствии более 20 тысяч учёных-монахов, получил звание геше-лхарамбы – высшую учёную степень доктора буддийской философии. Сегодня, пережив немало испытаний во время вторжения войск Китая на территорию Тибета, Далай-лама XIV мечтает создать на территории своей страны зону мира и ненасилия, гармонии человека и природы. Его урокам добра и света следуют миллионы людей, которые поняли, что нет ничего важнее, чем душевный мир и покой.
- Иногда, когда дети не слушаются, можно позволить себе резкое слово или гневное выражение лица. Но по сути, даже если маленькие дети шалят, лучшее средство помощи им, проявления заботы о них, воспитания – это проявление сострадания и любви.
- При разводе дети вынуждены быть ближе либо к матери, либо к отцу. Ребенку трудно сделать такой выбор. Детской психике развод родителей наносит вред.
- Ученые утверждают, что постоянные гнев, страх и ненависть буквально разъедают нашу иммунную систему, поэтому, если мы хотим быть здоровыми, необходимо и в себе, и в детях взращивать покой ума. Просвещение призвано сыграть в этом серьезную роль, однако современная система образования склонна принимать во внимание лишь материальные цели. В результате вся наша культура и мировоззрение людей весьма материалистичны, в них почти не осталось места внутренним ценностям. Источник бед внутри нас самих – это наши разрушительные эмоции. Мы должны учиться их укрощать.
- Если наше сердце полно любви, каждый встречный будет нам братом или сестрой. Именно так живут дети – просто, естественно, легко принимая других. И только взрослея, мы начинаем делить людей на своих и чужих.
- Все мы рождаемся беспомощными. Без родительской доброты мы бы не то, что не достигли многого – мы попросту не выжили бы. Если дети растут в постоянном страхе и им не на кого положиться, они страдают потом всю жизнь. Поскольку ум маленьких детей весьма чувствителен, они особенно нуждаются в доброте.
Надеемся, что приведенные высказывания великих людей и учителей помогут вам сформировать свою собственную систему координат в воспитании и образовании детей.
Читайте також. Сім мультфільмів для свідомого оптимізму
fathersclub.com.ua
Консультация по теме: Мудрые мысли великих людей о воспитании детей.
Мудрые мысли великих людей о воспитании детей.
Дети – это абсолютно особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.
Каждый, кто становится родителем, рано или поздно задумывается о том, как непросто воспитать из ребёнка личность. Эта проблема вечна – неудивительно, что о ней задумывались даже древние философы. Хотите знать, что они считали важным? Чем они восхищались, о чём переживали? Здесь, собраны все самые интересные высказывания о детях и детстве. Возможно, это натолкнёт вас на интересные размышления?
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс С.
Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. Пьер Буаст
Когда ругаешь ребенка, подумай, нет ли в тебе этих качеств, ведь это же ТВОЙ ребенок. Литвак М. Е.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Сухомлинский В. А.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Макаренко А. С.
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Горький М.
Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы.
Рубинштейн А. Г.
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Руссо Ж.-Ж.
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Теккерей У.
Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
Бетховен Л.
Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами.
Дзержинский Ф. Э.
Предупреждая все требования и постоянно направляя ребенка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными.
Лесгафт П. Ф.
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
Шиллер И.
nsportal.ru
Афоризмы великих людей » Сайт для детей и родителей
Афоризмы коротко и ясно передают накопленную веками мудрость, объясняют людям причины многих жизненных явлений, дают ценные нравственные советы. Почитайте или скопируйте себе на компьютер опубликованные здесь афоризмы.
«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы» (Демокрит).
«Нравы портятся легче, чем исправляются» (Л. Вовенарг).
«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования»(Л.Н. Толстой).
«Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера» (Д. И. Писарев).
«У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия» (В.Г. Белинский).
«Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом» (И. Гете).
«Если вас никто не любит, будьте уверены, – это ваша вина»(Ф. Добридж).
Любовь приходит и уходит, а дети остаются. М.Генин
Неблагополучные дети часто вырастают на нервной почве родителей. Е.Тарасов
У каждого ребенка есть свои недостатки, а также недостатки родителей. Е.Тарасов
Счастье в детях. И несчастья от них. Л.Чубаров
Количество гениальных детей прямо пропорционально силе воображения родителей. А.Батиевский
Стоит цветам жизни чуть подрасти, как у них появляются колючки. Т.Клейман
Меняю акселерацию на счастливое детство. В.Колечицкий
Дочь — аккредитив на предъявителя. Г.Малкин
Не фальшивит ли семейный оркестр, когда ребенок играет первую скрипку? Ю.Рыбников
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы родители не плакали. Е.Тарасов
Воспитание стоит дорого, но невоспитанность дороже. Т.Бер
Ребенок становится лучше, если его порет благородный человек. В.Голобородько
Те, кого носят на руках, стараются сесть на шею. Ю.Рыбников
Детей нет, есть люди. Януш Корчак
У детей деньги бывают чаще, чем у родителей, потому что у детей есть родители, а у родителей, как правило, родителей уже нет. Х.Ягодзиньский
Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям! Джордж Бернард Шоу
Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом. Дон-Аминадо
Дайте детству созреть в детях. Жан Жак Руссо
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо
Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую — дети.
Кларенс Дарроу
Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку — уж не помирать ли он собрался. Ральф Уолдо Эмерсон
Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэль Батлер
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого. А.Брилл
Взрослые — это состарившиеся дети. Теодор Сус Гайзел
Дети — это наша живая надежда, столь же часто, как и все другие надежды, нас обманывающая. В. Крачковский
Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители. В.Брудзиньский
Громче всего человек кричит о себе, когда он в пеленках; потом понемногу сбавляет тон. Х.Сафрин
Мы мечтали о Горках — Ленинских. Наши дети — об американских. А.В.Иванов
«Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему» (Ж.-Ж. Руссо).
«Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы» (О. Уайльд).
«Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым»(Р. Тагор).
«Жизнь – не зрелище и не праздник; жизнь – трудное занятие» (Д. Сантаяна).
«Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают» (Г. Лихтенберг).
«Счастье целиком без примеси страданий не бывает» (В. Шекспир).
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
«Видеть несправедливость и молчать – это значит, самому участвовать в ней». (Ж.-Ж. Руссо).
«Самое полезное в жизни – это собственный опыт» (В. Скотт).
«Добродетель человека измеряется ни необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием» (Б. Паскаль).
«Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться» (Ф. Ларошфуко).
«Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать себя». (Толстой Л.Н.)
«Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку: на его нравственное самосовершенствование». (Толстой Л.Н.)
«Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать». (Толстой Л.Н.)
«Моральные ценности – не бессмысленное изображение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь».(Андре Моруа)
«Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают». (Фр. Бэкон)
«Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность». (Ж. Лабрюйер)
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Б. Паскаль)
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Джонатан Свифт)
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним». (Ев.от Матфея)
«Cколько же есть вещей, без которых можно жить». (Сократ)
«Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавились бы и от тела, и – вместе с душой – от собственной порочности». (Сократ, по Платону)
«Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».(Мишель Монтень)
«Человек, который не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, не может любить и человечество». (Н.А. Бердяев)
«Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство»(Шопенгауэр)
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». (Д. Леббок)
«Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». (Евангелие от Матфея)
«Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания». (Гераклит)
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».(Гераклит)
«Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого». (Демокрит)
«Добродетель не внушение богов, а обоснованное знание того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справедливо: способным служить обществу, а не себе одному». (Сократ)
«Этическая добродетель – достоинство практического поведения». (Аристотель)
«Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства». (Эпикур)
«Благо состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью». (Аристотель)
«Совесть как требование стыдиться своих собственных постыдных поступков»(Демокрит)
«Совесть – осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма» (Сенека).
«Свобода – величайший плод ограничения желаний свободы». (Эпикур)
«Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным». (М. Энбер Эшенбах)
«Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему». (Ф. Ларошфуко)
«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живёт»(В.Г. Белинский).
ollforkids.ru
Афоризмы и крылатые выражения о воспитании, семье и браке
Мысли и высказывания знаменитых людей о: семье и браке, матери и материнстве, отцах и отцовстве, о семейном воспитании.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ
- Всякая семья составляет часть государства. Аристотель
- Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш.Монтескье
- Брак бывает лишь двух видов – по любви и по расчету. Если вы женитесь по любви, у вас определенно будет немало счастливых дней и, скорее всего, не меньше дней нелегких; если же – по расчету, счастливых дней у вас не будет вовсе. Ф.Честерфилд
- Там, где брак без любви, будет и любовь без брака. Б.Франклин
- Любовь не цель, а средство для создания семейного очага. О.Бальзак
- Семья начинается с детей. А.И.Герцен
- Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собою исчезает вместе с последним. Ф.Энгельс
- Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в семье влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека. Н.Г.Чернышевский
- Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семью. Л.Н.Толстой
- Хороший брак покоится на таланте и дружбе. Ф.Ницше
- Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна
- Наилучшее решение проблемы любви – это брак, основанный на влечении, любви и товариществе. А.Моруа
- Ничто так не цементирует брак, как совместная работа. К любовному союзу прибавляется деловое сотрудничество. А.Моруа
- Нет ничего чудеснее на свете, чем брак, в котором у супругов общее все: ложе, мысли, победы и поражения. А.Моруа
- Значение брака не в том, что взрослые производят на свет детей, а в том, что дети производят на свет взрослых. Питер де Врайз
- Лучшая семейная дипломатия – это дипломатия полного взаимного доверия и безграничной искренности. И.Шамякин
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
- Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Я.А.Коменский
- Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. И.Гёте
- Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. И.Шиллер
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
- Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. А.Н.Острогорский
- Как бы ни были способны родители, дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжение нескольких лет. П.Ф.Лесгафт
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. А.Н.Острогорский - Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами. М.Эбнер-Эшенбах
- Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П.Ф.Лесгафт
- Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О.Уайльд
- Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители. Б.Шоу
- Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям. Б.Шоу
- С целью умственного и нравственного развития детей родители стараются передать им то, что сами считают хорошим, что составляет так называемую народную мудрость, выработанную народом в течение многих веков своей культурно-исторической жизни. А.Е.Богданович
- Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Ф.Э.Дзержинский
- Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Ф.Э.Дзержинский
- Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э.Дзержинский
- Там, где отец или мать уходят от семьи, там семья как коллектив разрушается и воспитание ребенка затрудняется. А.С.Макаренко
- Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А.С.Макаренко
- Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко
- Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
- Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. А.С.Макаренко
- Ребенок рождает родителей. Е.Лец
- Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А.Сухомлинский
- Вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей. В.А.Сухомлинский
- Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский
- Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. В.А.Сухомлинский
- Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В.А.Сухомлинский
- Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский
- Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. В.А.Сухомлинский
- Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. В.А.Сухомлинский
- Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе. В.А.Сухомлинский
- Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. В.П.Астафьев
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ОТЦЕ И ОТЦОВСТВЕ
- Не может быть добрым рожденный от злого отца. Еврипид
- Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. Менандр
- Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи. М.Монтель
- Мудр тот отец, который знает свое собственное дитя. У.Шекспир
- Один отец значит больше, чем сто учителей. Д.Герберт
- Кто хочет, чтобы его сын с уважением относился к нему и его указаниям, должен сам с уважением относиться к своему сыну. Д.Локк
- Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных деятелей, государству – граждан… Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ж-Ж.Руссо
- Может быть еще не было отца, который не считал бы своего ребенка за что-то совершенно оригинальное; и мне кажется, что ученые отцы более подвержены этой милой ошибки, чем какая-нибудь другая категория отцов. Г.Лихтенберг
- Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства! И.Песталоцци
- Все отцы хотят, чтобы их сыновья осуществляли то, что не удалось им самим. И.Гёте
- Сразу после бога идет отец. В.Моцарт
- Отец и мать, какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или по крайней мере такими, какими бы они желали быть сами. Л.Н.Толстой
- Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В.Буш
- Чтобы действительно любить жену и детей и чтобы этой любовью доставлять первой прочное счастье, а вторым – истинную пользу, надо быть высокоразвитым человеком или по крайней мере надо жить постоянно в здоровой и укрепляющей атмосфере честного труда. Д.И.Писарев
- Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. В.О.Ключевский
- Роль мужчины – отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать, – настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. В.А.Сухомлинский
- Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требуют от него быть главным кормильцем детей и матери. В.А.Сухомлинский
- Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. В.А.Сухомлинский
- Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. В.А.Сухомлинский
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МАТЕРИ И МАТЕРИНСТВЕ
- Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание бесспорно принадлежит женщинам. Ж.-Ж.Руссо
- Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. И.Гёте
- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Г.Гегель
- Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак
- Когда духовное материнство совпадает с материнством физическим, получается чудесное и скорее необъясненное, чем необъяснимое явление, составляющее сущность материнства. О.Бальзак
- Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. В.Гюго
- Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею! В.Г.Белинский
- Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей. У.Теккерей
- Мать, у которой нет времени заботиться о своем ребенке и дарить ему в первые годы жизни самую обыкновенную материнскую ласку, – мать, которой редко удается видеть своего ребенка, не может быть ему матерью, она неизбежно относится к нему равнодушно, без любви, без всякой заботливости, как к совершенно чужому ребенку. И дети, выросшие в таких условиях, позже оказываются совершенно потерянными для семьи, никогда не почувствуют себя дома в той семье, которой впоследствии обзаведутся, потому что слишком привыкли к жизни в одиночку. Ф.Энгельс
- Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от отцов. Г.Бокль
- Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится возможность дать его пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности ее священны. Д.И.Писарев
- Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчетов и непрошенной нежностью своих забот. Д.И.Писарев
- Женщина – мать спасет мир. Ф.Ницше
- Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни! М.Горький
- Никто не может понять ребенка так неправильно, как его мать. Н.Дуглас
- Став матерью, женщина уже реально исключает возможность относиться к себе только как к самке, только в грубых половых интересах. Она обретает тут свое высшее человеческое достоинство, поднимающее ее – даже при условии ее духовной ограниченности – на недосягаемую высоту. Таков смысл слова “мать”. Отнимите детей, предоставьте взрослых самим себе, и мы выплывем на простор грубейшего произвола и распущенности, в которых, как на костре, сгорит наше физическое и духовное здоровье. М.М.Рубинштейн
- Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
- Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
- Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г.А.Медынский
- Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать. Н.А.Островский
- Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. С.Харрис
- Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого. В.А.Сухомлинский
- Мать творит твою неповторимую человеческую личность – вот в чем смысл, искусство и мастерство того, что мы называем рождением. В.А.Сухомлинский
- От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В.А.Сухомлинский
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ И ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ
- Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
- Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон
- С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье
- Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
- В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою… Г.Гегель
- Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Г.Гегель
- Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский
- Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына. В.Г.Белинский
- Первое условие разумной родительской любви – владеть полною доверенностью детей, и счастливы дети, когда для них открыта родительская грудь и объятия, которые всегда готовы принять их и правых, и виноватых и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения. В.Г.Белинский
- Право рождения – священное право на священное имя отца и матери, – против этого никто и не спорит; но не этим еще все оканчивается: тут человек еще не выше животного; есть высшее право – родительской любви. В.Г.Белинский
- Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребенке видят прежде всего человека, рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее. В.Я.Стоюнин
- Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды. В.Я.Стоюнин
- Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Л.Н.Толстой
- Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. П.Ф.Лесгафт
- Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. А.Н.Острогорский
- Наблюдая отношения родителей к детям, приходится между множеством различных оттенков, какие они могут принимать, выделить две крайности, между которыми они размещаются. Такими крайностями являются: или постановка детей в самый центр семейной жизни, или, наоборот, на крайнюю ею периферию. В первом случае дети становятся во всем на первый план: им отводятся лучшие комнаты, с их нуждами соображается время; затем в их воспитании ставится выше всего принцип их самостоятельности и в угоду им с большой уступчивостью и даже предупредительностью взрослые делают все возможное, чтобы дети не чувствовали стеснений своему индивидуальному развитию. Из таких детей весьма часто, может быть, в большинстве случаев вырастают баловники, эгоисты, натуры неуравновешенные и неустойчивые. Психиатры нередко констатируют среди своих пациентов следы такого балующего воспитания. А.Н.Острогорский
- Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им. О.Уайльд
- Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Любовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, – такая любовь несет в себе яд для обоих. Ф.Э.Дзержинский
- Родители, трудящиеся для своих детей и болеющие за них, даже несмотря на все свои промахи, дают детям живой и действительный урок альтруизма, как бы внедряя и в их созидание обязанность явить человеческие чувства к своим будущим детям, а через них и ко всем другим людям. М.М.Рубинштейн
- Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою работу, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. А.С.Макаренко
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я.А.Коменский
- Лучше держать детей в строгости и с страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию. Я.А.Коменский
- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж.Руссо
- Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. И.Кант
- Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант
- Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант
- Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впитывается глубже и тверже примера родителей. Н.И.Новиков
- Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье. П.Бауст
- Телесное наказание и от руки родного отца делается невыносимым; оно уничтожает нравственное чувство. Н.И.Пирогов
- Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступною важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем самым отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости. В.Г.Белинский
- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Н.Г.Чернышевский
- Я думаю, что… не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л.Н.Толстой
- Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! Л.Н.Толстой
- При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемы им препятствия, приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова, не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям. П.Ф.Лесгафт
- Понимая значение типа ребенка, приходится постоянно думать о своих собственных действиях и строго дисциплинировать себя, так как то, что не желаешь видеть у ребенка, не следует делать самому. П.Ф.Лесгафт
- Родители часто путают понятия: “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А.Г.Рубинштейн
- На ребенка главным образом влияет дело, а не слово. П.Ф.Лесгафт
- Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
- Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! А.С.Макаренко
- Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
- Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу. А.С.Макаренко
- В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. А.С.Макаренко
- Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитать в себе чувство меры. А.С.Макаренко
vscolu.ru
Консультация на тему: Высказывания и афоризмы великих о воспитании детей
Ещё с IV века до нашей эры до нас дошли афоризмы о воспитании детей древнегреческого философа Платона. «Воспитание есть усвоение хороших привычек», — эту короткую фразу почти каждый начнет трактовать по-своему. Кто-то поймет её узкий смысл и начнет борьбу с плохими привычками ребенка, а кто-то пересмотрит свой образ жизни, свое поведение и этим начнет подавать правильный пример, тем самым воспитывая своих детей.
После Платона афоризмы о воспитании детей были и у многих древних и более поздних авторов. В XIX веке широкое распространение получили афоризмы английского писателя, поэта Оскара Уайльда.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», — этими словами Оскар Уайльд говорит о том, что самое главное в воспитании детей – это любовь к ним. Но любовь разумная, когда ребенок чувствует, что вы уважаете его, поддерживаете, советуете, а не приказываете. В ответ дети будут прислушиваться к вам, а значит, конфликтов станет меньше, и процесс воспитания принесет результаты.
«Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными: поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества», — так высказывалась Джудит Мартин – американская журналистка, ведущая телепрограмм, автор многих книг. Этот афоризм говорит нам о том, что именно от воспитания, его качества зависит жизнь человека в обществе.
«Родители должны спорить между собой в спокойном, уважительном тоне и на чужом языке. Вы просто поразитесь, сколь благотворно это скажется на образовании ваших детей», — афоризм Джудит Мартин о воспитании детей на собственных примерах. Если вы не хотите, чтобы ваши дети вели себя или поступали неправильно в какой-либо ситуации, сами так не делайте.
«Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество», — это высказывание Роберта Орбена, американского фокусника и профессионального юмориста (XX век). Эту мысль можно понять как проблему воспитания в современном обществе в целом. Чем больше внимания уделяется воспитанию детей, тем культурнее общество.
Основной мыслью очень многих афоризмов о воспитании можно назвать роль примера взрослых. «Детям нужны не поучения, а примеры», — слова Жозефа Жубера, французского писателя XVIII века.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки», — Виктор Гюго, французский писатель.
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, — плохой воспитатель», — Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница.
nsportal.ru
Афоризмы и цитаты о воспитании детей
Афоризмы и цитаты о воспитании детей
Цитаты мудрых людей о воспитании детей. Читай умные цитаты и афоризмы о воспитании детей.
Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием.
М. Адзельо
Воспитание нуждается в трех вещах: в дарований, науке, упражнении.
Аристотель
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
Аристотель
Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов.
О. Балъшк
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.
В. Г. Белинский
Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти <не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.
В. Г. Белинскиц
Нет столь дурного человека, которого бы хорошо иоснитание не сделало лучшим.
В. Г. Белинский
Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
В, М. Бехтерев
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
Ф. Бэкон
Воспитание не ограничивается школой.
П. Валери
Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
К. Вебер
Воспитание развивает способности, но не создает их.
Ф. Вольтер
Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой без удержности, к своеобразному умствованию, к себя любивому интересу — корню всякого зла.
Г. Гегель
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
К. Гельвеций
Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.
К. Гельвеций
Страницы: 1 2 3 4 5 6
uaforizm.com
20 фраз великих педагогов — Promum
Интересные и поучительные высказывания гениальных людей о детях и воспитании. Есть, о чем задуматься и чему научиться.
Мария Монтессори, педагог, врач
1. «Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него».
2. «Детей учит то, что их окружает».
3. «Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее».
4. «Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо».
5. «Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество».
6. «Руки — это инструмент личности».
Януш Вишневский, польский писатель, педагог
7. «В свое время у меня не было достаточно времени, чтобы читать им сказки. Теперь я понимаю свою ошибку, и хочу сказать всем родителям: «Побольше читайте своим детям сказки”.
Антуан-де-Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик
8. «Непременно балуйте детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».
Виктор Гюго, французский писатель, поэт
9. «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Януш Корчак, польский писатель, гуманист
10. «Когда ребенок должен ходить и говорить? — Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? — Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться. Но ведь нам известны эти нормы. В любой популярной брошюре переписаны из справочников эти мелкие истины для всех детей разом и враки — для твоего одного».
11. «Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя».
12. «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь».
Антон Макаренко, советский педагог, писатель
13. «Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики».
14. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
15. «Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».
Джон Дьюи, американский философ и педагог
16. «Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании».
Константин Ушинский, российский педагог
17. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Иоганн Гербарт, немецкий философ, педагог
18. «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».
Адольф Дистервег, немецкий политик, педагог
19. «Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения».
Виктор Шаталов, украинский педагог-новатор
20. «В течение многих лет наблюдения и исследования проводились и в средних, и в старших классах, и в массовой, и в вечерней школе рабочей молодежи. Результаты совершенно определенно говорили об одном и том же: природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами, отраженными в классных журналах и ведомостях».
promum.com.ua