Цели психологического тренинга – Цели и задачи тренингов. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание

Содержание

Социально-психологический тренинг: понятие, цель, задачи

Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

Тренинг: понятие, цель, задачи

Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.

Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов:

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренинге можно развить:

  • речь: способность говорить четко, кратно, по существу, увеличить словарный запас;
  • наблюдательность и лояльность,
  • рефлексию, самоанализ, самоконтроль,
  • умение конструктивно критиковать, грамотно давать обратную связь;
  • ассертивность, научиться отстаивать свою позицию, не переходя к агрессивной или пассивной модели поведения;
  • восприимчивость к вербальной и невербальной экспрессии собеседника,
  • гибкость в общении,
  • научиться менять ролевые позиции, исходя из контекста общения;
  • душевно раскрыться и раскрепоститься;
  • приобрети иные полезные навыки и в целом вырасти как личность.

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило,  длится не более 60 минут.

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Процессы, происходящие внутри группы, называют «

групповой динамикой», к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.

Работа психолога-тренера заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:

  1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
  3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
  4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
  5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
  6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Психологический тренинг — Психологос

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.

www.psychologos.ru

Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга

План

1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с.

Цели и задачи тренинговой работы

Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
— исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].

Таблица 6. Цели и задачи тренинга

Цель тренинга

Задачи тренинга

Пример группы

Развитие

 

 

  1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
  2. познание своих  возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
  3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих  ффективной коммуникации
  4. развитие способности    прогнозировать поведение другого человека

Группа

коммуникативной

«Тренинга

компетентности

общения»

Цель тренинга

Задачи тренинга

 

Пример группы

Развитие

Группа

межличностной

«Тренинга сенситивности»

чувствительности

  1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
  2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
  3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
  4. развитие чувствительности участников к групповому процессу,      связанной         с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

 

Развитие личности участников

  1. формирование адекватного представления о себе
  2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
  3. коррекция неадаптивных  личностных установок
  4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
  5. формирование навыков организации оптимального общения,  конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

Группа «Тренинга личностного роста»

Развитие
самосознания

  1. коррекция и развитие самовосприятия
  2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
  3. осознание и  преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

Группа
«Тренинга
позитивного
самоотношения»

Развитие
психических
процессов

  1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
  2. развитие памяти  (овладение мнемотехниками)
  3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

Группа
«Тренинга
познавательных
процессов»

Понятие о принципах психологического тренинга

Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, — основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.
И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с.11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

Организационные принципы психологического тренинга

Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
— Принцип комплектования группы тренинга — при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
— Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
— Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

Принципы создания среды тренинга

Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
— принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
— принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
— принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

Принципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
— Принцип активности — включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
— Принцип исследовательской и творческой позиции — в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
— Принцип объективации поведения — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
— Принцип субъект — субъектного общения — взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
— Принцип искренности — в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
— Принцип «здесь и теперь» — говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

Этические принципы психологического тренинга

Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
— Принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
— Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
— Принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

Контрольные вопросы
1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой
группы?
2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга».
3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
4) Какие принципы входят в каждую группу?

Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

www.vashpsixolog.ru

Социально-психологический тренинг для групп постоянного состава

Социально-психологический тренинг для групп постоянного состава

Пояснительная записка

В практику образовательных учреждений входят новые интересные формы работы: творческие клубы, дискуссионные мастерские и т.д. В числе активных форм все чаще стали встречаться социально-психологические тренинги.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников.

Решение затруднений в коммуникативной и социальной сфере на сегодняшний день является приоритетной задачей, это связано с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного «взрыва», значительной интенсификации общения. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих всех сфер жизни. Зачастую испытывая затруднения в общении, человек боится обратиться к окружающим за помощью, не может адекватно выразить свои эмоции, чувства, конструктивно выйти из конфликтной ситуации и выполнять командные формы работы. и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется полным доверием, и не боится доверять сам. А та же приобретает позитивный опыт работы в группе.

Главные приоритеты в деятельности Дома детского творчества – развитие коммуникативной и социальной компетентности. Учитывая специфику учреждения и поставленных целей, социально-психологический тренинг является наиболее приемлемой формой для развития выше обозначенных качеств.

Во время занятий каждый подросток может проигрывать разные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт.

Основная гуманистическая идея подобных занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие общению с окружающими.

Цель социально-психологического тренинга:

Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи тренинга:

· Повышение уровня психологической культуры;

· Снятие личностных барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

· Овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, повышающими его эффективность;

· Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

· Развитие способности адекватного познания себя.

Условия реализации:

· Помещение, в котором есть пространство для двигательных упражнений;

· С предложенными занятиями психолог выходит на работу с детьми, которые скомплектованы педагогом на курс, обозначенный программой. В данном тренинге педагог, который постоянно курирует участников тренинга, также принимает активное участие, это способствует улучшению контакта внутри группы;

· Оптимальное количество участников группы – 12 человек.

· Возраст участников 14-17 лет

Реализуя социально-психологический тренинг, психолог основывается на следующих принципах работы группы:

1. Принцип активности участников группы. Психолог создает условия для максимальной активности каждого участника (все высказываются по кругу, упражнение в микро группах и парах).

2. Принцип исследовательской позиции. В ходе тренинга участники группы открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а так же осознают свои личные ресурсы, которые позволяют экспериментировать с различными способами поведения.

3. Принцип объективации поведения. За время тренинга у участников есть возможность получить обратную связь от психолога и участников группы.

4. Принцип партнерского общения. Общение, при котором учитываются интересы всех участников, признается ценность личности другого человека.

Основной принцип работы психолога — постоянная рефлексия того, что происходит в группе. После каждого дня тренинга психолог получает обратную связь в письменной форме.

Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:

· Дискуссия;

· Ролевые игры;

· Письменные упражнения;

· Устные упражнения.

Учебный план

Первое занятие

Цель: данная встреча начинает серию занятий, и поэтому необходимо подробно ознакомить участников с основными правилами работы в тренинговой группе, а также создать благоприятный эмоциональный фон и атмосферу доверия.

Содержание занятия:

1. Вступление.

1.1. Знакомство.

1.2. Определяется режим работы группы.

1.3. Прояснение основных понятий тренинга.

1.4. Информация о том, как будет проходить тренинг, возможность получения обратной связи.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждое правило обсуждается в группе.

1. Доверительный стиль общения.

2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» — на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» — на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.

8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.

9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.

Как знак принятия правил, всем участникам предлагается встать. Этот момент считается рождением команды.

3. Изготовление визиток.

Каждый из участников изготавливает себе визитку, где указывает свое имя, или то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. В дальнейшем на занятии называть друг друга только по тем именам, которые указаны на визитке.

4. Создание работоспособности в группе.

1. Знакомство.

2. Выявление ожиданий, опасений, сомнений.

3. Обсуждение формы обращения, приветствия, которое будет транслироваться на каждом занятии.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников называет свое имя, а также называет предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можно обратиться за помощью к группе.

6. Упражнение «Построение»

Ведущий предлагает построиться всем участникам в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету глаз, от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.

После упражнения обязательное обсуждение в кругу и комментарии ведущего.

7. Упражнение «Скала»

Ведущий предлагает всем участникам встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»

Все участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящуюся к себе, те, у кого есть то же самое, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и т.д.

mirznanii.com

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ


⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 18Следующая ⇒

Практический психолог — это человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и прак­тически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обученияотносят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучениясоциально-психологические тренинги, ролевые и дело­вые игры. Традиционная форма обучения дает знания, а активные методы обучения помогают приобрести на­выки.

Активные методы обучения применяет в своей прак­тике психолог-тренер. Он совмещает в себе преподавателя, организатора, экспериментатора, консультанта. Основная форма работы психолога-тренера — групповые

социально-психологические тренинги.

В теорию и практику тренинговых групп внесли свой вклад практически все направления психологии ХХ века, но создание стройной теории тренинговых групп связы­вают с именем К. Левина. Он считал группу самым

эффективным методом обучения, коррекции и терапии.

Группа — это реальный мир в миниатюре, в группе, как и в жизни, существуют проблемы межличностных отношений, проблемы принятия решений, выбора линии поведения и т. д.

Основные задачи тренинговых групп:

· самопонимание;

· саморегуляция;

· понимание других людей в ситуации общения;

· коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

 

Исходя из этих целей, выделяют следующие виды социально-психологических тренингов: тренинг самопоз­нания и личностного роста, тренинг развития коммуни­кативных навыков.

Следует назвать принципы организации тренинговых групп.

Первый – принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдель­ности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип – принцип диалогизации взаимо­отношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии

друг другу.

Третий принцип – принцип самодиагностики. Со­стоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

Четвертый принцип – принцип информированно­сти. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.

Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

Бывают закрытые и открытые группы. Более про­дуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с по­стоянным составом). Для тех, кто только начинает ра­ботать психотренером, лучше выбрать малую группу (10­ – 12 человек). После приобретения опыта количество уча­стников можно увеличить до 30 человек.

Продолжительность занятий должна быть опреде­лена в самом начале работы группы. Наибольший эф­фект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.

В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.

Работа психотренера заключается в организации, ме­тодическом обеспечении и проведении тренинга.

Первый этап его работы – подготовка к тренингу. 3аключается она в беседе, анкетировании предполагае­мых участников тренинга, изучении их документов, ха­рактеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе пред­варительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физичес­кими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.

Второй этап – проведение тренинга. Методика про­ведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.

Ниже будут даны методические разработки занятий тренинга самораскрытия и тренинга коммуникативных навыков и умений. Данные методические разработки можно использовать в том виде, как они представлены, а можно переработать, исходя из конкретных целей, со­става группы и т. д.

Третий этап – подведение итогов. Первичное под­ведение итогов происходит в конце каждого занятия.

Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблю­дения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, запи­сывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.

Подведение итогов вторичное происходит после за­вершения цикла занятий. Психолог на основе своих на­блюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозапи­сей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.

Предлагаем вашему вниманию методические разра­ботки циклов занятий по самораскрытию и личностно­му росту и разработку тренинга коммуникативных на­выков. Основу этих методических разработок составляют источники следующих авторов:

1. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М., 1995.

2. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

3. Oбозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. CIIб., 2000.

 

Методические разработки тренинга самораскрытия

И личностного роста

(Из книги А. С. Прутченкова «Тренинг личностного роста»)

 

Следует сказать, что автор книги считает, что опти­мальная продолжительность занятия должна быть око­ло 3-х часов. Многие авторы не согласны с этим, они пишут, что это утомительно для участников тренинга. Так ли это, вы убедитесь на собственном опыте.

В любом случае отрывок из книги А. С. Прутченко­ва поможет составить свое представление о работе пси­холога-тренера. А использовать предлагаемый матери­ал полностью или подходить к нему творчески, каждый решит сам. Последнее слово за вами!

 

ЗАНЯТИЕ 1

Цель занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с ос­новными принципами работы тренинговых групп, принять, начать процесс самопонимания членами группы, начать работу над выработкой продуктивного стиля общения.

Рекомендации психотренеру:

1. Ваша основная задача на протяжении всего тре­нинга, а особенно на первых занятиях — создание усло­вий для самостоятельной и продуктивной работы каж­дого участника над собой.

Вы — не учитель, преподающий новый и интересный предмет и отвечающий за его усвоение. Каждый участ­ник сам изучает себя и других людей, присутствующих на занятиях.

Вы — не судья, беспристрастно разбирающий чужие ошибки в соответствии с буквой 3акона. Каждый су­дит себя сам и сам же определяет меру своей ответ­ственности.

Вы — друг, понимающий, доброжелательный и, главное, способный помочь каждому участнику стать САМИМ СОБОЙ И ДРУГИМ. Вы только помогаете, всю основную работу над собой делает сам участник, вам нельзя подчеркивать свое психологическое и профессиональное превосходство. Своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой.

Для этого вы:

1. Организуете обсуждение и принятие Правил рабо­ты группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии. В случае необходимости каждый раз разъясняете то или иное положение из Правил.

2. Объясняете цель проводимого упражнения, подроб­но излагаете инструкцию к очередному заданию или к процедуре; отвечаете на все возникающие вопросы участ­ников, а затем контролируете ход и правильное их вы­полнение.

3. Проводите анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач тренинга и конкретного занятия.

4. Контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и, в случае необходимос­ти, оказываете психологическую поддержку.

5. Подводите итоги каждого занятия и зачитываете текст домашнего задания.

 

В ваших интересах позаботиться о том, чтобы на по­следнем занятии (или в конце каждого) участники вы­ражали свое мнение о вас как о ведущем.

Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайно большую роль социально-психологическо­го тренинга, желательно психологу самому пройти за­нятия в такого рода группе в качестве ее члена.

 

Часть 1. «ЗНАКОМСТВО»

В начале работы группы каждый участник оформ­ляет карточку-визитку, где указывает свое тренинго­вое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомо­го, реального политического деятеля или литературно­го героя и т. п.

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению. Основная задача представления — подчеркнуть свою индивиду­альность, сказать о себе так, чтобы все остальные участ­ники сразу запомнили выступившего.

3атем участники садятся в большой круг и по оче­реди, представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанно­сти и т. п.).

Комментарии.

Ведущему следует позаботиться о карточках-визитках. Можно нарезать их из плотной бумаги пли взять обычные библиографические карточки. Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколь­ко участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени, на­пример Ира, Ирина, Ириша, Иришка, Ирочка, Иринка, Риша, Иришуля и т. п., или взять другое игровое имя. Это нужно для целого ряда тренинговых занятий. И главное, каждый член группы должен почувствовать свою индивидуальность, даже в такой детали, как игровое имя.

Ведущий подчеркивает, что участники должны вни­мательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы запомнить его индивидуальные качества.

 

Часть 2. «ПРАВИЛА ГРУППЫ»

После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тре­нинга и особенности этой формы работы. 3атем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы.

Подчеркнем, что в каждой тренинговой группе могут быть особые правила, но приведенные ниже должны ле­жать в основе ее работы.

Правила работы группы:

1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически урав­нивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабаты­вает «механизм психологической защиты». Но основ­ная идея тренинга — превратить группу в своеобраз­ное объемное зеркало, в котором каждый член груп­пы смог бы увидеть себя во время своих разнообраз­ных проявлений, лучше узнать себя и свои личност­ные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих лю­дям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заме­ним высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т. п.

4. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участни­ков в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время обсуждения упражнений и заданий каж­дый участник обязательно должен подчеркнуть поло­жительные качества выступившего.

7. Недопустимость непосредственных оценок чело­века.

При обсуждении происходящего в группе следует оце­нивать не участников, а только их действия. Нельзя ис­пользовать высказывания типа: «Ты мне не нравишь­ся», следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

Для участников эти правила группового общения излагаются более подробно. На все возникающие у них вопросы даются исчерпывающие ответы, также обсуж­даются поступающие предложения об изменении пра­вил или добавлении новых.

Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Комментарии.

Если кого-то из участников группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает

самостоятельно, без советов и давления со стороны дру­гих членов группы или ведущего.

Во время обсуждения правил ведущий должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать предложения, замечания и обсудить их.

 

Часть 3. «МОИ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

«Доброе отношение к людям, к своим близким, род­ным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за сегодняшний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Прежде всего проанализируйте свои привычки».

Участники по очереди высказываются, комментируя свои рассказы.

Комментарий.

Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7-8 человек. Выступление участника группа должна внимательно выслушать и поблагодарить его за откровенность и готовность по­делиться. Ведущему следует дать установку «на посто­янные добрые дела» и во время занятий периодически возвращаться к этой теме.

 

 

Часть 4. « РИСУНОК МУЗЫКИ»

«Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сиг­налу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной те­мой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее».

Время звучания музыки примерно 3-5 минут, затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизиро­ванную выставку, во время которой участники стремят­ся узнать авторов рисунка.

Участники собираются в большой круг и делятся сво­ими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.

Что помогло группе узнать по выставленным рисун­кам автора? Кого совсем не узнали? Почему? Настолько необычен рисунок? Или автор не смог выразить свои чувства? Или вас еще плохо знают?

Комментарий.

Для этого этюда ведущему необходимо приготовить листы бумаги, карандаши (фломастеры) для всех членов группы, магнитофон и записи легкой или классической музыки. Во время просмотра выставки участники мо­гут фиксировать свои «открытия авторов» на отдель­ном листе бумаги. Поэтому рисунки целесообразно про­нумеровать, но сделать это таким образом, чтобы участ­ники не могли знать, кому какой рисунок принадлежит.

 

 

Часть 5. «КОНТРАРГУМЕНТЫ»

«Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы не­довольны.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки.

Слева, в колонку «Недовольство собой», предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии:

Недовольство собой Принятие себя

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

На эту аналитическую работу вам отводится пример­но 5-6 минут, желательно заполнить сначала левую часть таблицы.

3атем на каждое «Недовольство собой» приведите контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас, и запишите в колонке «Принятие себя». На второй этап работы отводится примерно 5-8 минут ».

Затем участники объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей в таблице.

Комментарий.

Если есть возможность, то необходимое количество таблиц целесообразно заготовить заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуаль­но, желательно включить легкую музыку. Кстати, му­зыкальный фон должен стать постоянным во время проведения тренинговых занятий. Это в значительной степени облегчает самораскрытие участников, помога­ет сосредоточиться на анализе собственных поступков, своих слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.

При организации работы в микрогруппах следует обратить внимание участников на то, чтобы они объеди­нились с теми людьми, которых меньше всего знают, или с которыми еще не работали на данном занятии. Этот принцип желательно соблюдать во время всего тренин­га — как можно больше контактов и общения с различными людьми.

 

Часть 6. КОНТРОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

«Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть вы­сказывания каждого участника о своей индивидуальности, т. е. вспомните то, что он говорил во время зна­комства-представления в начале этого занятия, а за­тем добавьте свои ощущения и представления о его индивидуальности, которые сформировались вовремя занятия».

На это отводится 10 минут.

Потом все участники собираются в большой круг и по очереди зачитывают свои записи, обязательно исправляя неточности.

Каждый член группы имеет реальную возможность услышать мнения о себе, которые сформировались в ходе первого занятия. Желательно, чтобы каждый участник записал все высказанные о нем, представления и сохра­нил их до конца тренинга.

Комментарий.

Не забудьте включить музыкальное сопровождение, позаботьтесь о том, чтобы у каждого участника была бумага и ручка, удобное место для работы. У всех участ­ников должна быть возможность видеть тренинговые имена членов группы или, в крайнем случае, возмож­ность подойти и посмотреть визитку того человека, чье тренинговое имя забыл.

 

Часть 7. «КТО Я?»

«Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос не­сколько раз». Комментарий.

Это упражнение проводится на каждом занятии. 3а­писи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли на каждом следующем занятии вносить из­менения и добавления в список ответов на этот вопрос.

 

Домашнее задание «ЛACKOBОE ИМЯ»

1. Вспомните и запишите, какими ласковыми имена­ми вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые.

3адумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника про­сто хорошее настроение?

Какие чувства вы испытываете, когда к вам обраща­ются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности?

2. А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные сло­ва, например от имени человека, к которому вы обраща­етесь: Галочка, Галчонок – или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок) или просто прозвище, но очень ласковое?

Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Организация психологического тренинга

План

Введение

I Сущность тренинга и начало работы

1. Вступительное слово

2. Знакомство

II Структура тренинга

1. Свой замысел

2. Важные шаги

3. Сколько и как часто

4. Сценарий темы

5. Психогимнастика в СПТ

Заключение

Список литературы

Введение

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов — теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотел сформировать для себя представление о том, как нужно планировать, осуществлять и анализировать работу группы.

Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки. Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем, или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Можно предполагать, что вы держали руками руль, или во всяком случае одной рукой, а в то время другая работала с переключателем передач. В то же время вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины.

На психологических тренингах клиенты делают то же, чего требует любой сложный навык: задача раскладывается на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами откроются новые возможности — другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые компоненты до уровня бессознательного, эффективного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательного внимания.

Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания я и постараюсь исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

СПТ — форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

Начало работы

В том, что было сказано выше, — не только огромные потенциальные возможности СПТ, но и его разумные ограничения. Эффективная работа СПТ предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен быть способен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы.

Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают «выпадать» в клиентскую позицию и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, «проходных» упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний.

Это важно помнить на этапах планирования работы и отбора участников. Самое лучшее — предварять работу СПТ специальной клиентской группой, позволяющей ее участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

1.Вступительное слово

Групповая работа предваряется организационным сообщением ведущего. Помимо информирования о целях, задачах и процедуре предстоящей работы, вступительное слово выполняет важную психологическую функцию. Участники привыкают друг к другу, к особенностям речи ведущего, настраиваются на работу. Необходимо сразу задать внутренний темп работы, который будет поддерживаться ведущим весь день. Этот темп должен быть выбран с учетом особенностей группы, но очень важно, чтобы он был удобен, естественен для самого ведущего, иначе ему его не удержать.

Во многих пособиях предлагается уже на этом этапе вводить правила (нормы) работы группы. Я могу согласиться с этим лишь частично. Дело в том, что на этом этапе работы правила могут быть введены лишь авторитарно, самим ведущим, так как большинство участников пока не готовы к обсуждению, высказыванию своего мнения. При авторитарном введении и объяснении правил суть многих из них ускользает от участников, так как они могут их представить только умозрительно. Я считаю, что целесообразно сразу ввести как некоторую «установку сверху» те правила, которые носят организационный характер.

· Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

· Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

· Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

· Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

Целесообразно также сразу ввести норму «здесь и сейчас», объяснив ее глубокий психологический смысл. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Другие нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, нужно вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники приобретают в упражнениях. Назовем эти правила.

· Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю…», «я думаю…», а не «все сейчас думают…», «большинство из нас…» и т.д.

· При обращении к другому участнику или в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему : «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». (Это правило вызывает много затруднений. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправлять участников, пока функцию поправляющего не возьмет на себя кто-нибудь из членов группы. Нередко можно ощутить агрессию тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствующих «он» или «она». Относитесь к этому спокойно и будьте последовательны в своих требованиях.)

· Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

· Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

· Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

Согласитесь, что если вы вводите эти правила сразу, умозрительно, столь громоздкая и пока «чужая» информация будет плохо усваиваться участниками группы.

Знакомство

Этот этап присутствует в работе СПТ-группы всегда, но он имеет разные формы и длительность. Выделим три типичных ситуации:

· участники не знакомы друг с другом;

· участники знакомы друг с другом, но тренер для них — новый человек;

· участники и тренер знакомы друг с другом.

В первом случае этап знакомства будет достаточно продолжительным, так как необходимо решить несколько важных задач:

— узнавание и запоминание имен друг друга,

— взаимоподдержка,

— самопредъявление участников.

Для решения этих задач работа может быть построена следующим образом.

1. Первый круг, во время которого участники выступают по очереди, отвечая на вопросы: как твое имя? Чего ты ожидаешь от тренинга? Есть у тебя какие-то опасения, связанные с тренингом? После того как участник ответил на эти вопросы, ведущий предлагает ему прикрепить карточку с именем, а группе обдумать тематические ассоциации: «Если бы Лена была драгоценным камнем, то каким именно?», «Если бы Алексей был сосудом, то каким?». Сравнивать можно с цветами, животными, птицами, временами года, погодой, мебелью, посудой, обувью, украшениями и т.д. Процедура повторяется для каждого участника, в том числе для ведущего. В определенном смысле, это первое групповое действие участников.

mirznanii.com

Области применения психологического тренинга. — МегаЛекции

Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для нужд управления персоналом в организации.

Основными формами тренинга в развитии персонала являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, всевозможные модификации «мозгового штурма», «конференции идей», «коллективные записные книжки» и метод анализа практических ситуаций

В связи с этим, тренинг используется для решения очень широкого круга задач в развитии персонала. В первую очередь, он применяется с целью адаптации новых сотрудников в организации.Наиболее распространено применение психологического тренинга для мобилизации внутреннего потенциала работника, расширения круга его возможностей, затребованных особенностями рабочего места. Для этого используются разные модификации делового тренинга: тренинг общения, тренинг продаж, тренинг по управлению временем и т.п.

Следующий пласт проблем – овладение новыми навыками через «проигрывание». Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи.

области применения тренинга профессиональных навыков:

  1. Пополнение недостающих знаний.
  2. Исправление недостатков в выполнении работником должностных обязанностей.
  3. Доведение до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях.
  4. Закрепление навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций.

Тренинг также выступает в качестве «тренажера«, на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются управленческие и другие знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника.



Особенно широко возможности психологического тренинга раскрываются при внедрении командного метода работы, сплочении коллектива как психологической предпосылки управленческих нововведений.

Использование психологического тренинга для обеспечения личностного роста и совершенствования сотрудника (например, для снижения конфликтности человека) содержит элементы психокоррекции и психологии воздействия или даже психотерапии (например, при увольнении).

выделяют три основных концептуальных направления в психологическом тренинге: гуманистическое, поведенческое и психодинамическое.

психодинамического подхода основной детерминантой личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы. Психологическое вмешательство направляется на достижение осознания конфликта между сознательным и бессознательным и собственного бессознательного, «рассасывание панциря», выстроенного сознанием. Этой задаче подчинен и метод: достижение осознания достигается за счет «вытаскивания бессознательного наружу» через анализ символов, сопротивления и переноса, внимание к своим внутренним ощущениям и реакциям тела.

направления концентрируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Неадаптивное поведение рассматривают как результат неправильного научения. Следовательно, цель психологического вмешательства – это переобучение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, правильные).

гуманистического направления трактуют неконструктивное поведение и невротическое внутреннее состояние как следствие невозможности самоактуализации. Проблемы и дезадаптация возникают тогда, когда блокируются потребности высшего уровня, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью «Я». В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, способствующий личностной интеграции

Преимущества групповой формы психологической работы:

групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем -группа отражает общество в миниатюре; -возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами -в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений -взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; -группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе; -групповая форма предпочтительней и в экономическом плане

 

Основные парадигмы тренинга, принципы работы, специфика психологического тренинга

Виды тренинговых групп

В кратком психологическом словаре 1982 года издания дано следующее определение психологического тренинга, ставшее классическим: «…Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе» .

И.В. Вачков указывает, что тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия. Представления ведущего о сути и степени выраженности психологического воздействия определяют степень «агрессивности» этого воздействия, распределение инициативы между участниками и ведущим тренинга. И.В. Вачков делит шкалу «агрессивности» психологического воздействия в процессе тренинга на четыре пункта:

  1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников.
  2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
  3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
  4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Таким образом, степень манипулятивности в оказании психологического воздействия может резко различаться в зависимости от установок ведущего. Разное понимание психологического смысла тренинга проистекает из разных теоретических концепций ведущих тренинговых групп. При всем разнообразии подходов в настоящее время выделяют три основных концептуальных направления в психологическом тренинге: гуманистическое, поведенческое и психодинамическое. Каждое из этих направлений характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психологического вмешательства. Несмотря на различия в теоретической платформе, общим для всех направлений является представление о том, что тренинг обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие к ее самосовершенствованию и развитию.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К психодинамическому подходу относят, прежде всего, транзакционный анализ и психодраму, а также телесно-ориентированную психотерапию.

Психодраму определяют как «инсценирование» реальных проблем участников с обязательным распределением ролей. В отличие от транзактного анализа, в психодраме человек не раскладывает свой жизненный сценарий по полочкам, а проигрывает его на сцене, достигая понимания и эмоциональной разрядки через катарсис – внутреннее очищение в процессе эмоционального отреагирования. В момент катарсиса наступает внутреннее озарение, которое помогает по-иному взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от сковывающего действия неэффективных сценариев.

Одной из наиболее популярных и упрощенных модификаций психодрамы является ролевой тренинг. Участники разыгрывают не законченные сценарии, а небольшие эпизоды, пробуя себя в разных психологических ролях. Этот метод рассчитан на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Проработка ролей, установок, переживаний, наблюдение как за собственным самочувствием, так и за состоянием других членов группы позволяют достичь достаточной эмоциональной глубины, подготовить изменение оценок, ориентиров и позиций.

Существенно расширяет возможности метода то, что он применим в случае намеренного или неосознаваемого сопротивления изменениям, когда коррекция своего поведения на уровне сознания затруднена.

Основной задачей ролевого тренинга считается развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие «зажимов» и «комплексов».

Один из ведущих идеологов телесно-ориентированной терапии В. Райх определяет суть роста клиентов под воздействием тренинга как «…процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенное становление более свободным и открытым человеческим существом». Работа со своим телом, прикосновения других членов группы, постоянный анализ своих внутренних ощущений позволяют участникам придти к более полному осознанию себя, своей сути.

Таким образом, в рамках психодинамического подхода основной детерминантой личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы.Психологическое вмешательство направляется на достижение осознания конфликта между сознательным и бессознательным и собственного бессознательного, «рассасывание панциря», выстроенного сознанием. Этой задаче подчинен и метод: достижение осознания достигается за счет «вытаскивания бессознательного наружу» через анализ символов, сопротивления и переноса, внимание к своим внутренним ощущениям и реакциям тела. Сама процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного во внешнем плане.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Работа в бихевиорально-ориентированных группах направлена на выделение неэффективных и опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Суть метода состоит в том, что коль скоро, согласно постулатам бихевиоризма, весь свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработать более адаптивные реакции. Типичная методика тренинга – репетиция поведения. Участникам демонстрируется успешная модель поведения, а затем они пытаются ее освоить. Успешные действия участников положительно подкрепляются реакцией группы или ведущего, а неуспешные – гасятся отрицательным подкреплением. Широко применяется подход по «организации успеха». При таком подходе тренер на протяжении всей работы удерживает позитивный баланс обратной связи, концентрируясь преимущественно на успешных действиях участников.

В качестве примера разберем такой популярный вид поведенческого тренинга, как тренинг умений.

Таким образом, представители этого направления концентрируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Неадаптивное поведение рассматривают как результат неправильного научения. Следовательно, цель психологического вмешательства – это переобучение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, правильные). Переобучение осуществляется с помощью классических бихевиоральных методов: оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Предыдущие два подхода рассматривают человека как несовершенный объект, который при определенных манипуляциях ведущего и под воздействием группового влияния должен приобрести более правильные очертания. Гуманистическое направление исходит из признания уникальности и самоценности человеческой личности. Главное здесь – осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступкиК гуманистическому подходу можно отнести такие широко известные направления в психологическом тренинге, как группы встреч и тренинг сензитивности.

К. Роджерс, активно развивая свое направление, сформулировал необходимые и достаточные условия конструктивных изменений участников тренинга. Им были названы три установки личности консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное положительное принятие (уважение). Проходящие тренинг участники побуждаются к фиксации, оценке и интерпретации действий и поведения партнеров и самих себя. В группе поощряется спонтанность проявления чувств, открытое обращение внимания на интерпретации враждебности, неуверенности в себе, проявления психологической защиты.

Сама процедура групповых занятий характеризуется максимально свободным стилем управления. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации. Участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит во время занятий. Группы встреч ориентированы на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Главный акцент при этом ставится не столько на групповом процессе или процессе развития навыков межличностного взаимодействия, сколько на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими.

Изучение групповых процессов и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Развитие межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, поощряющих самовосприятие.

Большинство эффективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств, которые необходимо понять, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию.

Группы сензитивного тренинга акцентированы на общем развитии индивида. В рамках этой ориентации первичным является выявление жизненных ценностей индивида, усиление чувства самоидентичности. Тренинг направлен на развитие сензитивной способности, без актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между ними.

Таким образом, представители гуманистического направления трактуют неконструктивное поведение и невротическое внутреннее состояние как следствие невозможности самоактуализации. Проблемы и дезадаптация возникают тогда, когда блокируются потребности высшего уровня, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью «Я». В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, способствующий личностной интеграции.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *