Высшие чувства – моральные, интеллектуальные, эстетические, практические – как результат общественного развития
Моральными или нравственными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д. К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их ярко выраженный действенный характер, т.к. человек всю свою жизнь находится в активном взаимодействии с внешним миром. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными или познавательными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Эти чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями.
Оно – необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.«Познание человека –
это не мертвое, зеркально-механическое
отражение действительности, а страстное
искание истины!» (Г.Х.
Также немаловажное место в классификации чувств занимают эстетические чувства. Они тесно связаны с моральными. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного.
Среди особых групп высших чувств важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью – трудом, учением, спортом, т. е. разнообразные формы деятельности человека, делаются предметом его эмоционального отношения. Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные. В сфере практических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Труд — основа существования человека, и среди высших чувств важное место занимает положительное эмоциональное отношение к труду: переживание его как сложного, но необходимого дела, как источника бодрости при встрече с препятствиями, как чувства радости от успешного завершения.
Эти явления относятся к практическим чувствам.Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.
Чувства интеллектуальные, практические, эстетические возникают в единстве с чувствами нравственными и обогащаются в связи с ними.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.
Чувства играют значительную роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.
Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.
В современном мире разума чувства сильно обесценены, поскольку есть такая версия, что они препятствуют ясности мысли и действия. Но это не так. Наоборот, чувства не только регулируют энергию, но также являются носителями определенного опыта и нашего знания о себе и мире.
Чувства помогают понять, что происходит с вами в соприкосновении с окружающим миром, как вы на него реагируете, что вам подходит, а что нет, в чем вы нуждаетесь и что вы на самом деле хотите делать. Например, когда вы прикасаетесь к раскаленному предмету, вы чувствуете боль. Боль сообщает вам, что этот предмет опасен для вашего здоровья и жизни. Если вы несетесь на огромной скорости в горах по дороге без ограждения, вы можете почувствовать страх – страх тоже отвечает за вашу безопасность. Если вы чувствуете обиду или злость в тот момент, когда кто-то говорит вам неприятные слова, – эти чувства сигнализируют, что ваша личная территория подвергается вторжению. Чувства – наш главный поставщик информации о том, что происходит с нами в соприкосновении с другими объектами окружающей среды, будь это предметы или другие существа.
Таким образом, можно уверенно сказать, что чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Заключение
В заключение исследования можно сделать вывод, что для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Все чувства взаимосвязаны и проявляются в той или иной степени в зависимости от ситуаций. Они побуждают нас к действиям, оказывают влияние на принятие решений и постановку жизненных целей, определяют наше поведение, да и просто оказываются необходимыми в преодолении трудностей повседневной жизни. Благодаря чувствам мы воспринимаем окружающий мир не как постороннее явление, а принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь и умиротворение.
Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми. Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном уровне.
Чувства отличаются от эмоциональных
реакций и эмоциональных
Список использованной литературы
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752с.
- Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Питер, 2005. – 221с.
- Нуркова В.В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004. – 484с.
- Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Кутасова Т.В. – М., 2004. – 222с.
- Шишкоедов П.Н. Общая психология. – М.: Эксмо, 2009. – 288с.
Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях реферат по психологии | Сочинения Психология
Скачай Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! Голицынский военный институт ФПС РФ кафедра психологии и педагогики Факультет заочного обучения отделение психологии Курсовая работа студентки 2 курса Котовой Елены Михайловны. Тема : “Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях”. Научный руководитель Рудской И.И. Голицыно – 2000 год 1 П Л А Н . Введение. 1. Виды чувств. 2. Формирование высших чувств. Заключение. Список литературы. 1 С.Л.Рубинштейн считал: “ Что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировозренческие чувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориями ценностям.1” Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную надостижение единой цели или предмета страсти предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем,, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным. Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств. Практические или 1 Немов Р.С. “Психология” М.-Просвещение, С — 209 1 праксические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяют в отдельный вид в сфере практических чувств. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести. Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию. Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами. 1 Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости. К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое с одной стороны, расценивается положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости. Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые 1 блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса. Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы. На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь, ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного, удивительного, непонятного. 1 “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”.1 Нравственные чувства проявляются в отношении ребенка к самому себе (чувство превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатия и т.д.). Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых – их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания. Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой. Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно 1 И Д. Запорожец “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г. С 16. 1 декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д. Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус. Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах. Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать 1 помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому. Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения. Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д. Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и много тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?” В школе происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса. Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим. Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни, 1 огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров. В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно- художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей. Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств. Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств. Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает 1 трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя. Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое. Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты. Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередь учебной. Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания. Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы. Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту 1 Заключение. Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее. Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а так же стремления к нравственному совершенствованию. Трудно установить какие–либо пределы этому совершенствованию. Это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство и каждая отдельная личность обязаны определить тот минимум нравственности, без которого не может существовать полноценная личность и полноценное общество. Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Исключительная роль семьи в формировании высших чувств заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте. Именно в ней будущие граждане получают первые уроки жизни, приобретаются навыки общественного поведения, здесь закладываются основы мировоззрения. Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе. Через школу проходит все подрастающее поколение. Притом в таком возрасте, когда у него формируются мировоззрение, нравственное сознание, трудовые навыки, эстетические вкусы. Школа должна закладывать основы самовоспитания, пробуждать интерес к постоянному совершенствованию. Именно в школьном возрасте возникает стремление к самооценке, самоопределению, появляются возвышенные и конкретные идеалы. 1 “Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность воспитания” 1– говорил Вл. Соловьев. 1 Ю. Борев “ Эстетика” М 1988г., C — 23 1 Список литературы. 1. Богословский В.В. “Общая психология” Москва, 1981 г. 2. Выготский Л.С. “Вопросы детской психологии” С.-Петербург “Союз” 1999 г. 3. Годфруа Ж. “Что такое психология” М., Мир, 1992 г. 4. Ковалев А.Г. “Общая психология”, Москва,Просвещение 1981 г. 5. Крутецкий В.А. “Психология”, изд-во Просвещение 1980 г. 6. Крылов А.А.”Психология”, М.,Проспект, 1998 г. 7. Кулагина И.Ю. “Возрастная психология” Москва “УРАО” 1999 г. 8. Люблинская А.А. “Детская психология” Москва “Просвещение” 1971 г. 9. Немов Р.С. “Психология”, М., Просвещение, 1990 г. 10.Обухова Л.Ф. “Детская психология : теории, факты, проблемы”, М.,Тривола, 1995 г. 1
супер чувств | Psychology Today
Источник: Виллем ван Херп, Аллегория пяти чувств
Каждое чувство, которым мы обладаем, существует в континууме, причем некоторые люди проявляют гораздо большую чувствительность, чем другие. супер-обонятели и тактильные чувствительные и золотые уши!
«Мы давно знаем, что люди не все живут в одном и том же вкусовом мире», — недавно сказал CNN Джон Хейс, доцент кафедры пищевых наук в Колледже сельскохозяйственных наук штата Пенсильвания.0003
«Есть супер-дегустаторы и не-дегустаторы», добавил Хейс. «Супердегустаторы живут в мире неоновых вкусов — все яркое и яркое. Для недегустаторов все пастельное. Ничто не бывает по-настоящему интенсивным».
У супердегустаторов в два раза больше вкусовых рецепторов, чем у обычных людей. И они сильнее воспринимают горький вкус и склонны жаждать соли, которая блокирует горечь, говорят исследователи. Помимо супердегустаторов, есть недегустаторы и средние дегустаторы.
Исследования показали, что 25 % людей не дегустируют, 50 % — средние дегустаторы и 25 % — супердегустаторы. Супердегустаторами, как правило, чаще являются женщины, чем мужчины, и люди из Африки, Азии и Южной Америки чаще имеют эту черту, чем другие.
«Ген супердегустатора может быть пережитком нашего эволюционного прошлого и действовать как защитный механизм, не позволяющий нам есть небезопасные продукты и токсины», — сообщает BBC. Сегодня это также полезно для здоровья, поскольку супердегустаторы, как правило, избегают жирной и сладкой пищи.
Людей с повышенным слухом называют не «сверхслушателями», а «золотыми ушами».
Доктор Билл Бадд из Университета Ньюкасла в Англии сказал ABC News, что это не подарок, который вам обязательно нужен. «Слух не похож на другие чувства; если свет слишком яркий, мы всегда можем закрыть глаза или отвернуться, но наш слух всегда «включен», даже когда мы спим, и сверхчувствительность может сильно ухудшить», — сказал Бадд.
«Мы были бы окружены такой какофонией звуков, что ничего бы не услышали.»
Золотые уши могут быть очень чувствительны к некоторым аспектам звука, но не к другим, объяснил он. Они могут слышать очень тихие звуки, высокочастотные звуки или крошечные временные различия в том, как звуки достигают каждого уха, но очень немногие золотые уши обладают способностями выше среднего во всех этих отношениях.
Людей с экстраординарным осязанием называют обладателями тактильной чувствительности. Это также часто является надоедливым сверхчувством, потому что человек может чувствовать все, от раздражения до боли в ответ на обычное прикосновение. Так часто страдают люди в спектре аутизма.
Как и в случае с остальными чувствами, тактильная чувствительность больше зависит от того, как мозг обрабатывает тактильные сигналы, чем от самой кожи. В некоторых крайних случаях дети настолько подавлены чувствами, что отказываются даже глотать твердую пищу.
Что касается обонятельных сверхспособностей, все люди гораздо более чувствительны к запахам, чем считалось ранее. Когда-то считалось, что люди могут различать только десять тысяч запахов. Группа исследователей из Рокфеллеровского университета опубликовала результаты в журнале Science в 2014 году, которые развеяли эту идею. По новым оценкам, наша способность обоняния оценивается примерно в один триллион ароматов.
Даже с таким высоким порогом среди нас есть те, чьи обонятельные способности зашкаливают. Синестет и художница Кэрри Баркомб из Пенсильвании обладает такой необычайной чувствительностью, что может учуять, когда у другого человека желудочный вирус («кисло») и когда у нее самой появляется новая полость («что-то горит»).
5.5 Другие чувства – Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Описать основные функции органов чувств
- Объясните основные функции соматосенсорной, ноцицептивной и термоцептивной сенсорных систем
- Описать основные функции вестибулярной, проприоцептивной и кинестетической сенсорных систем
Зрение и слух на протяжении многих лет привлекали к себе огромное внимание исследователей.
Химические чувства
Вкус (вкус) и обоняние (обоняние) называются химическими чувствами, потому что оба имеют сенсорные рецепторы, которые реагируют на молекулы в пище, которую мы едим, или в воздухе, которым мы дышим. Между нашими химическими чувствами существует ярко выраженное взаимодействие. Например, когда мы описываем вкус данной пищи, мы на самом деле имеем в виду как вкусовые, так и обонятельные свойства пищи, действующие в сочетании.
Вкус (дегустация)
С начальной школы вы узнали, что существует четыре основных вкусовых группы: сладкий, соленый, кислый и горький. Однако исследования показывают, что у нас есть как минимум шесть вкусовых групп. Умами — наш пятый вкус. На самом деле умами — это японское слово, которое примерно переводится как «вкусный», и оно связано со вкусом глутамата натрия (Kinnamon & Vandenbeuch, 2009).). Также появляется все больше экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что мы чувствуем вкус к содержанию жира в той или иной пище (Mizushige, Inoue, & Fushiki, 2007).
Молекулы пищи и напитков, которые мы потребляем, растворяются в нашей слюне и взаимодействуют со вкусовыми рецепторами на нашем языке, во рту и горле. Вкусовые луковицы образованы группами вкусовых рецепторных клеток с похожими на волоски отростками, которые впиваются в центральную пору вкусовой луковицы (рис. 5.21). Жизненный цикл вкусовых рецепторов составляет от десяти дней до двух недель, поэтому даже уничтожение некоторых из них путем обжига языка не будет иметь долгосрочного эффекта; они просто отрастают обратно. Молекулы вкуса связываются с рецепторами на этом расширении и вызывают химические изменения в сенсорной клетке, что приводит к передаче нервных импульсов в мозг через разные нервы, в зависимости от того, где расположен рецептор. Информация о вкусе передается в продолговатый мозг, таламус и лимбическую систему, а также в вкусовую кору, которая спрятана под перекрытием между лобной и височной долями (Maffei, Haley, & Fontanini, 2012; Roper, 2013).
Рисунок 5.21 (а) Вкусовые рецепторы состоят из ряда отдельных клеток вкусовых рецепторов, которые передают информацию нервам. (b) На этой микрофотографии показан крупный план поверхности языка. (кредит а: модификация работы Йонаса Тёле; кредит б: данные масштабной линейки от Мэтта Рассела)
Запах (обоняние)
Клетки обонятельных рецепторов расположены в слизистой оболочке в верхней части носа. Небольшие волосовидные отростки этих рецепторов служат местами, где молекулы запаха, растворенные в слизи, взаимодействуют с химическими рецепторами, расположенными на этих отростках (рис. 5.22). Как только молекула запаха связывается с данным рецептором, химические изменения внутри клетки приводят к отправке сигналов в обонятельную луковицу: луковицеобразную структуру на кончике лобной доли, где начинаются обонятельные нервы. Из обонятельной луковицы информация отправляется в области лимбической системы и в первичную обонятельную кору, расположенную очень близко от вкусовой коры (Lodovichi & Belluscio, 2012; Spors et al., 2013).
Рисунок 5.22 Обонятельные рецепторы представляют собой волосовидные части, которые простираются от обонятельной луковицы до слизистой оболочки полости носа.
Чувствительность обонятельных систем у разных видов сильно различается. Мы часто думаем, что у собак обонятельная система гораздо лучше, чем у нас, и действительно, собаки могут делать некоторые замечательные вещи своим носом. Есть некоторые свидетельства того, что собаки могут «учуять» опасное падение уровня глюкозы в крови, а также раковые опухоли (Wells, 2010). Выдающиеся обонятельные способности собак могут быть связаны с увеличением количества функциональных генов обонятельных рецепторов (от 800 до 1200) по сравнению с менее чем 400, наблюдаемыми у людей и других приматов (Niimura & Nei, 2007).
Многие виды реагируют на химические сообщения, известные как феромоны, посылаемые другим человеком (Wysocki & Preti, 2004). Феромональная коммуникация часто включает предоставление информации о репродуктивном статусе потенциального партнера. Так, например, когда самка крысы готова к спариванию, она выделяет феромональные сигналы, привлекающие внимание находящихся поблизости крыс-самцов. Активация феромонов на самом деле является важным компонентом сексуального поведения у самцов крыс (Furlow, 1996, 2012; Purvis & Haynes, 19).72; Сакс, 1997). Также было много исследований (и споров) о феромонах у людей (Comfort, 1971; Russell, 1976; Wolfgang-Kimball, 1992; Weller, 1998).
Прикосновение, термоцепция и ноцицепция
По всей коже расположено множество рецепторов, реагирующих на различные стимулы, связанные с прикосновением (рис. 5.23). Эти рецепторы включают тельца Мейснера, тельца Пачини, диски Меркеля и тельца Руффини. Тельца Мейснера реагируют на давление и колебания более низкой частоты, а тельца Пачини обнаруживают кратковременное давление и колебания более высокой частоты. Диски Меркеля реагируют на легкое давление, а тельца Руффини обнаруживают растяжение (Abraira & Ginty, 2013).
Рисунок 5.23 В коже расположено много типов сенсорных рецепторов, каждый из которых настроен на определенные стимулы, связанные с прикосновением.
Помимо рецепторов, расположенных в коже, имеется также ряд свободных нервных окончаний, выполняющих сенсорные функции. Эти нервные окончания реагируют на различные типы сенсорных стимулов и служат сенсорными рецепторами как для термоцепции (восприятие температуры), так и для ноцицепции (сигнал, указывающий на потенциальный вред и, возможно, боль) (Garland, 2012; Petho & Reeh, 2012; Спрей, 1986). Сенсорная информация, полученная от рецепторов и свободных нервных окончаний, проходит вверх по спинному мозгу и передается в области продолговатого мозга, таламуса и, в конечном счете, в соматосенсорную кору, расположенную в постцентральной извилине теменной доли.
Восприятие боли
Боль — неприятное переживание, включающее как физические, так и психологические компоненты. Чувство боли довольно адаптивно, потому что оно заставляет нас осознать травму и мотивирует нас избавиться от причины этой травмы. Кроме того, боль снижает вероятность дополнительных травм, потому что мы бережнее относимся к травмированным частям тела.
Вообще говоря, боль можно рассматривать как невропатическую или воспалительную по своей природе. Боль, которая сигнализирует о некотором типе повреждения ткани, известна как воспалительная боль. В некоторых ситуациях боль возникает в результате повреждения нейронов периферической или центральной нервной системы. В результате болевые сигналы, посылаемые в мозг, преувеличиваются. Этот тип боли известен как нейропатическая боль. Несколько вариантов лечения для облегчения боли варьируются от релаксационной терапии до использования обезболивающих препаратов и глубокой стимуляции мозга. Наиболее эффективный вариант лечения для данного человека будет зависеть от ряда соображений, включая тяжесть и постоянство боли и любые медицинские/психологические состояния.
Некоторые люди рождаются без способности чувствовать боль. Это очень редкое генетическое заболевание известно как врожденная нечувствительность к боли (или врожденная анальгезия). В то время как люди с врожденной анальгезией могут обнаруживать разницу в температуре и давлении, они не могут испытывать боль. В результате они часто получают серьезные травмы. У маленьких детей серьезные травмы рта и языка, потому что они неоднократно кусали себя. Неудивительно, что люди, страдающие этим расстройством, имеют гораздо более короткую продолжительность жизни из-за травм и вторичных инфекций поврежденных участков (U.S. National Library of Medicine, 2013).
Вестибулярное чувство, проприоцепция и кинестезия
Вестибулярное чувство способствует нашей способности сохранять равновесие и осанку. Как показано на рис. 5.24, основные органы чувств (маточка, мешочек и три полукружных канала) этой системы расположены рядом с улиткой во внутреннем ухе. Вестибулярные органы заполнены жидкостью и имеют волосковые клетки, подобные тем, которые находятся в слуховой системе, которые реагируют на движение головы и гравитационные силы. Когда эти волосковые клетки стимулируются, они посылают сигналы в мозг через вестибулярный нерв. Хотя мы можем не осознавать сенсорную информацию нашей вестибулярной системы в нормальных условиях, ее важность становится очевидной, когда мы испытываем укачивание и/или головокружение, связанное с инфекциями внутреннего уха (Khan & Chang, 2013).
Рисунок 5.24 Основные органы чувств вестибулярной системы расположены рядом с улиткой во внутреннем ухе. К ним относятся маточка, мешочек и три полукружных канала (задний, верхний и горизонтальный).
В дополнение к поддержанию равновесия вестибулярная система собирает информацию, необходимую для управления движением и рефлексами, которые двигают различные части нашего тела, чтобы компенсировать изменения положения тела. Следовательно, и проприоцепция (восприятие положения тела), и кинестезия (восприятие движения тела в пространстве) взаимодействуют с информацией, поступающей от вестибулярной системы.