Высшие психические функции
26
ПРОБЛЕМА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Севастополь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1.1 Понятие и структуры высших психических функций в общей психологии
1.2 Физиологические основы высших психических функций
1.3 Факторы развития высших психических функций в онтогенеза и социогенез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.
ВПФ разрабатывалась Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ — системность, социальность, опосредованность и произвольность.
Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятие в человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.
Несмотря на большое количество научных трудов посвященных проблеме ВПФ, следует указать на отсутствие единого подхода к исследованию данного психического феномена.
Актуальность проблемы: основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Объект: высшие психические функции.
Предмет: подходы к исследованию факторов развития высших психических функций.
Цель: изучить существующие подходы к исследованию высших психических функций в общей психологии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных источников по исследуемой теме.
2. Проанализировать и сравнить существующие подходы к исследованию высших психических функций в общей психологии.
3. Определить методы изучения высших психических функций.
4. Изучить факторы развития высших психических функций.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1.1 Понятие и структуры высших психических функций в общей психологии
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы, считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества[11, c 56-60].
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую[2,с. 56-70].
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.
Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в Культурно -исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие[6, c 79-81].
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка[18, c 64-72].
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития[2,с.45-60].
Признаки высших психических функций:
Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Выготским и его последователями было выделено четыре основных признака ВПФ — сложность, социальность, опосредованность и произвольность[16, c 49-51].
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.
Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения — интериоризация, т.е. перенос («вращивание») социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить — яркий пример процесса интериоризации.
Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы[13, c 124-127].
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.
Высшие ⚠️ психические функции: теория, чем характеризуются, признаки
Понятие «высших психологических» функций у Выготского
Понятие высших психических функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции оно ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п
Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять».
Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920-х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности, проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А.
Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.Более того, в своих текстах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория. Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920-х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности, проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А. Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.
Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической редакторской правке при подготовке к публикации начиная уже с середины 1930-х годов, что в конечном счете привело к системным искажениям и фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950-х-1980-х годов, включая шеститомное собрание сочинений Выготского, вышедшее в начале 1980-х годов под редакцией М. Г. Ярошевского и других.
По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов, а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени, так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов.
Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» было введено в оборот и стало активно использоваться в работах группы советских исследователей «круга Выготского-Лурии». Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков «высших психических функций». В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.
Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе.
Интериоризация.Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции
Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось
Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.
Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.
е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом.
Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации.
Что относится к ВПФ
В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- речь.
Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности.
Восприятие
Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.
Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес.
Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.
Память
Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.
Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.
Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.
В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.
В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.
Мышление
Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.
Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.
Речь
Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.
Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.
Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).
Примечания
Кайлер П. «Культурно-историческая теория» и «Культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) в реальность // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
2012. № 5 (1). С. 34-46↑ 12 Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.
↑ 12 Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
Завершнева, Е. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии, (2), 120—136
Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, 5 (1), с. 34—46
Ясницкий, А. (2016). Ревизионистская революция в выготсковедении и наследие Выготского в 21 веке
Yasnitsky, A. & van der Veer, R. (Eds.) (2015). Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. London and New York: Routledge
Yasnitsky, A., van der Veer, R., Aguilar, E. & García, L.N. (Eds.) (2016). Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores
Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский , низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н. А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
См. , например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают
Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись «Symposium 4 декабря 1932 г.» (семейный архив Л
С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л. С. Выготского) // «НЛО» 2007, № 85
Лурия, А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М., 1947
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
Психологические инструменты
Именно психологические инструменты позволяют людям преодолеть разрыв между низшими и высшими психическими функциями. Эти психологические инструменты включают:
- различные системы подсчета;
- мнемонические приемы;
- системы алгебраических символов;
- произведения искусства;
- письмо;
- схемы, карты и технические чертежи;
- всякие условные знаки и т. д.
Из психологических инструментов, которые опосредуют человеческие мысли, чувства и поведение, язык является наиболее важным. Язык изначально используется во взаимодействии между взрослым и ребенком как средство общения. Постепенно это становится средством собственного мышления малыша и контроля над его или ее собственной деятельностью.
Image by Mariana Anatoneag from Pixabay
Язык – один из инструментов, которые позволяют проявить самосознание и произвольный контроль над своими действиями. С маленькими детьми родители действуют, чтобы контролировать их поведение, поскольку ребенок начинает лучше понимать, что приемлемо, а что нет, он или она берет на себя часть этого контроля. Если изначально взрослый говорит ребенку «да» или «нет», в конечном итоге малыш скажет «да» или «нет» ему или себе.
Чтобы ребенок стал ответственным за свои действия, необходимо самосознание. Язык дает людям инструменты для осознания себя и, следовательно, для добровольного контроля над своими действиями.
Культура обеспечивает основные ориентации, которые структурируют поведенческую среду личности. Дифференциация себя от других и объектов, а также способность размышлять о себе с точки зрения другого необходимы для поддержания общественного порядка. «Я» и объектная ориентация позволяют понять среду, в которой мы живем, и соответственно ориентироваться.
Мотивация – это причина, по которой люди действуют, и она охватывает спектр потребностей, интересов, желаний и взглядов, присущих культуре и необходимых для ее выживания. То, что человек воспринимает как желаемое или представляющее угрозу для себя, будет зависеть от социальной среды, в которой он живет.
Фото: @gratisography
Если он должен действовать по отношению к окружающей среде, ему необходимо знать, где он находится, также необходимо, чтобы у него было какое-то понятие времени, чтобы видеть, где он был, и соотносить его с тем, где он планирует быть в какой-то момент в будущем
С точки зрения ответственности за себя – это очень важно
Способность оценивать свою работу с позиции соблюдения социально одобренных стандартов имеет важное значение для добровольного контроля над своими действиями. Именно нормы определяют стандарты, ожидаемые от каждого человека
Понятие высших психических функций, их специфические признаки
Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его власти. Сама сущность цивилизации – мы нарочно воздвигаем памятники, чтобы не забыть. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного.
В общем, так:
Сигнальность – пассивное образование связей на внешние биологические раздражители.
Сигнификация – активное образование опосредованных речь связей на небиологические раздражители с целью регуляции поведения.
Буриданов осёл и иже с ним.
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Структура ВПФ
Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание.
Основные свойства ВПФ
Высшие психические функции по своему существу являются социальными. Они формируются исключительно как результат общения нескольких субъектов и разделяются между отдельными личностями. Отдельному индивиду они не нужны, он не сможет ими воспользоваться вне социума. Таким примером является речь.
По своему характеру эти функции опосредованы, то есть используют внешние средства — символы, знаки, интегрируя полученную с их помощью информацию во внутренний процесс, осуществляя интериоризацию. Такими средствами, как в устной, так и в письменной речи служат слова.
По процессу своего формирования функции являются произвольными, то есть зависящими от воли субъекта. Произвольность возникает как результат внутренней обработки, осмысления информации, полученной в процессе опосредованности.
Человек, стремясь прийти к определенному итогу, ставит перед собой задачи и, и принимая во внимание приобретенный опыт, вносит коррективы в свои действия. Таким образом он регулирует психические процессы
Все высшие функции психики по своему строению являются системными. Их происхождение основывается на комплексе натуральных функций. Они не возникают по отдельности и вне зависимости друг от друга. Системные образования на основе ВПФ являются более сложными, на порядок выше, чем другие психические явления.
Примеры формирования высших психических функций
Л.С. Выготский в своих работах объясняет как формируются ВПФ на примере новорожденного
Младенец пытается произвести определенное действие с предметом, привлекающим его внимание, в результате у него непроизвольно получается указательный жест. Он не является осознанным, но если взрослые отреагируют на этот жест нужным образом и закрепят его своими действиями, то впоследствии ребенок может начать использовать его целенаправленно, когда хочет получить желаемый предмет
Как работает интериоризация, можно увидеть на таком примере:
- 1 этап — взрослый использует речевые знаки, указывая ребенку, что надо сделать.
- 2 этап — ребенок усваивает эти знаки и с их помощью обращается к взрослому.
- 3 этап — ребенок обращается сам к себе, используя речевые знаки.
- 4 этап — ребенок переводит внешний процесс во внутренний, мыслительный.
Формирование высших психических функций у ребенка
Рассмотрим процесс формирования высших психических функций у ребенка. На первой, примитивной стадии, ребенок воспринимает знак как простой образ. Он может запомнить, как называется тот или иной символ, обозначающий букву или цифру, но пользоваться ими еще не умеет.
Затем наступает вторая стадия, неадекватного использования знака: ребенок пытается его применять, но скорее наугад, чем используя логическое мышление.
На третьей стадии происходит внешнее использование знака. Это может быть счет на пальцах или воспроизведение сложенных из печатных букв простейших звуковых конструкций. На этой стадии речь ребенка может быть адресована самому себе — он проговаривает вслух, что надо сделать.
Как происходит формирование ВПФ
Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:
- Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
- Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.
Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.
Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.
В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.
Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.
Что относится к ВПФ
В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- речь.
Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности.
Восприятие
Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.
Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес.
Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.
Память
Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.
Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.
Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.
В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.
В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.
Мышление
Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.
Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.
Речь
Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.
Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.
Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).
[Нарушения высших психических функций при локализации отдельных инфарктов в зрительном бугре и в области таламо-лобных путей]
. 1998;98(6):8-13.
[Статья в Русский]
Калашникова Л.А., Гулевская Т.С., Кашина Е.М.
- PMID: 9677690
[Статья в русский]
Калашникова Л.А. и др. Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова. 1998.
. 1998;98(6):8-13.
Авторы
Калашникова Л.А., Гулевская Т.С., Кашина Е.М.
- PMID: 9677690
Абстрактный
В работе представлены 9 пациентов (5 женщин, 4 мужчины, средний возраст 58 лет) с небольшими инфарктами, расположенными либо в таламусе (Т), либо в области таламолобных путей. Такие инфаркты приводили к острому развитию психических расстройств, которые в 7 случаях соответствовали слабоумию, в 2 — легким когнитивным расстройствам. Комплекс психических расстройств напоминал таковой при «фронтальном синдроме» и характеризовался преимущественно аспонтанностью, адинамией, гиперсомнией, дезориентацией, ухудшением памяти, дефицитом внимания, задержкой всех психических процессов, отсутствием критицизма и адекватности. Сопутствующая очаговая неврологическая симптоматика была легкой у 7 больных, умеренной или выраженной у 2. У 5 больных выраженность психических расстройств постепенно уменьшалась. Компьютерная томография выявила небольшие инфаркты в передней или медиальной областях Т в 7 случаях и в таламофронтальных путях у 2 пациентов. Инфаркты локализовались в доминантном полушарии головного мозга у 5 больных, в недоминантном — у 3, в обоих полушариях — у 1 больного. Расположение всех очагов соответствовало структурам, через которые проходили пути и связывали Т и ретикулярную формацию, расположенную ниже, с лобными долями головного мозга. Высказано предположение, что разделение этих путей приводит к когнитивным расстройствам или деменции из-за функциональной инактивации коры лобных долей головного мозга.
Похожие статьи
Нарушения высшей психической функции вследствие одиночных инфарктов в таламусе и в области таламолобных путей.
Калашникова Л.А., Гулевская Т.С., Кашина Е.М. Калашникова Л.А., и соавт. Neurosci Behav Physiol. 1999 г., июль-август; 29(4):397-403. дои: 10.1007/BF02461075. Neurosci Behav Physiol. 1999. PMID: 10582221 Клиническое испытание.
[Сосудистое повреждение головного мозга: важная и узнаваемая причина когнитивных и поведенческих расстройств].
ван дер Вурф Ф.Б., Хидждра А., Вайнштейн Х. К. ван дер Вурф Ф.Б. и др. Нед Тайдшр Генескд. 1999 9 января; 143 (2): 65-70. Нед Тайдшр Генескд. 1999. PMID: 10086105 Голландский.
Стратегические инфаркты при сосудистой деменции. Клинический опыт и визуализация головного мозга.
Татемичи Т.К., Десмонд Д.В., Проховник И. Татемичи Т.К. и др. Арцнаймиттельфоршунг. 1995 март; 45 (3A): 371-85. Арцнаймиттельфоршунг. 1995. PMID: 7763329 Обзор.
Независимые когнитивные эффекты атрофии и диффузных подкорковых и таламико-кортикальных цереброваскулярных заболеваний при деменции.
Swartz RH, Stuss DT, Gao F, Black SE. Шварц Р.Х. и соавт. Гладить. 2008 март; 39(3):822-30. doi: 10.1161/STROKEAHA.107.491936. Epub 2008 7 февраля. Гладить. 2008. PMID: 18258840
Карьера использования групповой изменчивости.
Стусс ДТ. Стусс ДТ. Может ли J Exp Psychol. 2016 декабрь; 70 (4): 279-287. дои: 10.1037/cep0000103. Может ли J Exp Psychol. 2016. PMID: 27936841 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Снижение когнитивных функций у пациентов с акустической невриномой: исследование, основанное на функциональной магнитно-резонансной томографии в состоянии покоя и морфометрии на основе вокселей.
Дэн С, Лю Л, Чжэнь З, Чен Ц, Лю Л, Хуэй С. Дэн Х и др. Фронтовая психиатрия. 2022 1 августа; 13:968859. doi: 10.3389/fpsyt.2022.968859. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35978844 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
Теория когнитивного развития – отношения и социальное взаимодействие
Современная теория когнитивного развития делает упор на отношения, рассматривая социальное взаимодействие как горнило, в котором происходит когнитивное развитие детей.Теория когнитивного развития: подход, основанный на отношениях
Чтобы использовать современный подход к теории когнитивного развития, важно сделать упор на отношения и рассматривать социальное взаимодействие как горнило, в котором происходит когнитивное развитие детей. Другими словами, разум формируется, будучи частью социального взаимодействия и внося свой вклад в процесс, заряженный эмоциями. Семейное воспитание предполагает длительный период интенсивного социального взаимодействия.
(Другие теории когнитивного развития включают «нативистские» подходы, которые рассматривают разум как обладающего врожденными способностями, растущими подобно дереву из семени, и «эмпирические» подходы, которые сосредотачиваются только на факторах, которые воздействуют на разум, формируя его, а не о том, как разум влияет на эти факторы.)
Реляционный подход можно проиллюстрировать памятной цитатой Дональда Винникотта из 1964 года: «Нет такой вещи, как ребенок». Он имел в виду, что ребенок вплетен в сложную сеть взаимодействий с другими до такой степени, что граница между ребенком и родителем больше не является четкой. Эта теория когнитивного развития предполагает, что ребенок и родитель формируют неврологическое развитие друг друга. Младенцы не просто взаимодействуют со своим окружением, они влияют и формируют среду, в которой они осваивают навыки. Даже основные жесты, такие как улыбка, возникают в процессе развития.
Реляционная теория когнитивного развития охватывает более широкий социальный уровень: человек и культура созданы совместно, как родитель и ребенок. Человек становится членом общества, участвуя в рутине, традициях, ритуалах и используя предметы и символы, включая язык. Человек одновременно растет как часть культуры и формирует культуру вместе с другими.
В настоящее время доминирующая теория когнитивного развития называется «процессуально-реляционной».
Где заканчивается биология и начинается социальное? Аргумент природа/воспитание неприменим в этом мировоззрении. Например, в настоящее время показано, что социальный опыт влияет на экспрессию генов посредством эпигенетических изменений. ДНК является исходным материалом и фиксирована, но то, как она выражается, может быть изменено опытом. Это породило целую новую область исследований, социальную геномику: изучение того, как социальный опыт формирует экспрессию генов.
Отец теории когнитивного развития: Жан Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980) оказал огромное влияние на теорию когнитивного развития. Пиаже предложил теорию развития, основанную на воззрении на развитие, известном как «конструктивизм». То есть мы познаем мир, воздействуя на него. Он писал, что «чтобы познавать объекты, субъект должен воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их».
Пиаже утверждал, что младенцы и дети узнают о мире через свое воздействие на мир. В этом процессе они развивают модели взаимодействия, включающие эмоции, ощущения, двигательные движения и восприятие, известные как «схемы». Как только схема начнет развиваться посредством определенных взаимодействий, она будет расширена в несколько иных ситуациях. То есть ребенок усваивает новый опыт тому, чему он научился ранее, но поскольку опыт будет другим, схема будет видоизменена или приспособлена. Повторяясь много раз, этот процесс приводит к когнитивному развитию.
Фото: Shutterstock.
Пиаже интересовала поэтапная последовательность развития, через которую проходят все дети, причем каждый этап обеспечивает основу для следующего. В результате необычайно подробных наблюдений за детьми, в том числе за его собственными тремя, он предложил четыре стадии:
- Сенсомоторная стадия (в течение первых двух лет): стадия, на которой у младенцев развиваются схемы действий, такие как сосание, толкание, удары и хватание.
- Дооперациональная стадия (от двух до семи лет): ребенок развивает способность мыслить, но имеет ограниченную способность применять логику к ситуации, чтобы делать какие-либо выводы только посредством мысли.
- Конкретно-операционный этап (от 7 до 11 лет): ребенок начинает решать задачи с помощью логического мышления, а не только действия.
- Стадия формальной эксплуатации (12–15 лет): ребенок занимается систематическим экспериментированием, формирует гипотезы, проверяет их и пробует альтернативы.
Теория социогенеза когнитивного развития: Лев Выготский
Другой гигант теории детского развития 20-го века, Лев Выготский, обычно считается создателем идеи о том, что разум формируется посредством социальных процессов. На самом деле эта идея предшествовала ему значительно раньше, но он сформулировал ее и развил, оказав большое влияние на современную науку о развитии ребенка, что является выдающимся достижением, поскольку он потратил на нее всего 11 лет, перейдя от работы по искусству и литературе, когда он было 27 лет, и он трагически погиб, когда ему было всего 38 лет.0003
По Выготскому, все высшие психические функции возникают дважды: сначала между людьми при социальном взаимодействии, затем в сознании человека. Таким образом, по его словам, социальные взаимодействия формируют разум, а не просто влияют на процесс, уже начавшийся, как полив семени, чтобы оно выросло в растение.
Ключевым положением теории когнитивного развития является «зона ближайшего развития» Выготского. Это следует из его идеи о том, что мышление прежде чем овладеть индивидуумом, является сначала общественным. В процессе развития нового образа мышления возникает разрыв между тем, чего дети могут достичь в одиночку, и тем, чего они могут достичь с помощью других. Двое детей могут казаться на одном уровне развития, но с помощью один может быть способен на большее, чем другой. Они отличаются способностью осваивать новый образ мышления.
Ключом к когнитивному развитию, по Выготскому, является помощь, которую более опытный взрослый оказывает ребенку для роста в пределах этой зоны.
Фото: Shutterstock.
Выготский ввел понятие «элементарных» и «высших» психических функций. Элементарные функции являются продуктами эволюции и биологически объясняются. К ним относятся непроизвольное внимание и способность устанавливать простые связи между событиями. Напротив, высшие психические функции возникают благодаря социальным взаимодействиям и культуре. К ним относятся язык, системы счета, приемы запоминания, искусство, литература, карты и так далее.
Выготский много внимания уделял тому, как развивается речь, и рассматривал, как дети разговаривают сами с собой. Согласно его теории когнитивного развития, дети учатся говорить через отношения и разговоры, а затем используют речь как инструмент собственного мышления, разговаривая сами с собой. Это в равной степени относится и к слышащим детям, и к языку жестов, используемому детьми, которые не слышат. Исследования действительно показали, что дети, которые больше взаимодействуют с другими, больше разговаривают сами с собой, когда они одни, и что дети, которым не разрешают разговаривать сами с собой, хуже справляются с когнитивными тестами.
Позже речь уходит в «подполье», чтобы стать внутренней речью или словесным мышлением, хотя иногда она возвращается во взрослом возрасте. Например, когда мы прорабатываем особо сложные задачи. Выготский предположил, что дети (и взрослые) используют речь, когда действуют в своей зоне ближайшего развития, за пределами своего уровня компетенции.
Как родители могут поддержать когнитивное развитие: строительные леса
Теория когнитивного развития использует метафору из строительной отрасли: строительные леса, временная конструкция вокруг растущего здания, помогающая в его строительстве.
В теории когнитивного развития строительные леса дают детям структуру для овладения навыком, после чего они становятся излишними. В этом контексте скаффолдинг — это поддержка детей в пределах их зоны ближайшего развития: постановка целей, регулирование их действий и подавление бесполезных реакций, организация их действий и выбор стратегий. Это может быть просто серия советов и подсказок, соответствующих уровню развития ребенка.
В последнее время многие исследователи изучали строительные леса и их влияние на когнитивное развитие при различном применении. Когнитивное развитие продвигается вперед, когда строительные леса используются правильно и постоянно адаптируются к прогрессу ребенка.
Пиаже против Выготского
Психологи пытались понять, как взаимодействуют вклады Пиаже и Выготского в теорию когнитивного развития.
В действительности оба они подчеркивали социальное взаимодействие до такой степени, что даже ведущие эксперты часто не могут прочитать высказывания того или другого и с уверенностью сказать, написано ли это Пиаже или Выготским.
Один из способов увидеть разницу — провести мысленный эксперимент: что произошло бы с развитием ребенка, если бы не было взрослых? Для Выготского не было бы никакого развития, потому что дети не могут двигаться вперед из своей зоны ближайшего развития без дополнительной помощи специалиста. Для Piaget может быть развитие, хотя и не тот тип, который следует рекомендовать. Двое детей, взаимодействуя друг с другом, могли бы узнать больше, чем один ребенок в одиночку.
Исполнительная функция: основная концепция теории когнитивного развития
Проще говоря, исполнительная функция — это набор умственных способностей, которые помогают человеку обрести контроль над своими действиями и мыслями. Ученые выделили четыре компонента:
- Рабочая память — способность удерживать информацию и вспоминать ее при выполнении задания.
- Тормозной контроль – подавление первоначальных импульсов в пользу более рациональных действий.
- Гибкость внимания – переход от одного способа решения проблемы к другому.
- Планирование — используя все вышеперечисленные навыки, создайте стратегию для выполнения задачи.
Фото: Shutterstock.
Эти навыки развиваются последовательно. Рабочая память обычно развивается в раннем детстве и улучшается в дошкольном возрасте и позже. Тормозной контроль и гибкость внимания развиваются в дошкольном возрасте. Навыки планирования развиваются в детстве и подростковом возрасте.
Как и другие навыки когнитивного развития, исполнительная функция возникает в результате социальных взаимодействий, в частности родительской поддержки, которая помогает детям эффективно действовать в своей зоне ближайшего развития. Если детей специально обучают навыкам исполнительной функции на соответствующем уровне их развития, их навыки улучшаются.
Бедность является ключевым препятствием для развития исполнительных навыков. Но его негативные последствия можно смягчить, если привязанность родителей к ребенку будет надежной и если ребенок будет больше общаться в обществе, например, в детском саду. К сожалению, бедность сокращает родительские ресурсы и часто связана с ухудшением отношений и усилением хаоса.
Теория когнитивного развития: роль языка
Неудивительно, что языковые способности имеют решающее значение для когнитивного развития, происходящего в отношениях.
Язык развивается в критический ранний период жизни ребенка. Исследования диких детей и глухих детей, воспитанных без языка жестов, показывают, что они не могут выучить нормальный синтаксис и морфологию.
Первые языковые способности появляются вскоре после рождения. Младенцы больше реагируют на знакомые голоса, язык своей семьи и книги, которые читали вслух, пока они были в утробе матери. Годовалые дети могут различать звуки речи, которые взрослые, изучившие определенные языки, уже не могут различать.
Младенцы понимают слова еще до того, как их произнесут. Когда они учатся говорить на втором курсе, происходит взрыв понимания и произношения слов.
Настолько велико богатство и сложность того, чему дети учатся так быстро, что некоторые предлагают определенные врожденные навыки, помимо способности использовать язык, которой обладают люди, но которой нет у других животных. Ноам Хомский предположил врожденную склонность понимать синтаксис и предложил «универсальную грамматику» для людей. Он утверждает, что по мере развития детей срабатывают уже существующие переключатели, ведущие ребенка от универсальной грамматики к реальным языкам, которые они изучают.
Сторонники теории социального когнитивного развития находят много проблем с этой версией нативизма. Взгляд на развитие, основанный на Пиаже и Выготском, заключается в том, что дети изучают язык через взаимодействие со своими родителями и другими людьми, а также через изучение социальных рутин, на которых основано общение.
Родители обычно модифицируют речь младенцев и малышей – высокая интонация, которую часто называют речью, направленной на ребенка. Это часто называют материнским, хотя отцы тоже так делают. Родители говорят медленнее и проще (хотя, возможно, не во всех культурах). Интересно, что в некоторых случаях отцы склонны использовать более сложную речь, больше растягивая детей в пределах их зоны ближайшего развития. Возможно, именно поэтому разговор отца со своим ребенком лучше коррелирует с более поздними языковыми навыками, чем разговор матери со своим ребенком.