Высшие психические функции человека: Высшие психические функции. Большая российская энциклопедия

1. Высшие психические функции как сложная динамическая система.

Билет №19

Сложное иерархическое строение, восходящее и нисходящее влияние по принципу обратной связи и принципу нейрональных кругов (???)

Высшие психические функции — функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.

Высшие психические функции: — обусловливаются деятельностью головного мозга; — развиваются под воздействием социальных условий; и — претерпевают возрастные трансформации.

Внимание — избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент.

Воображение — создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.

Восприятие — целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на рецепторы и нервные центры коры головного мозга.

Память — психофизиологический процесс: — осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта; — выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Понимание — постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.

Понимание — универсальная форма освоения действительности

Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Сознание — высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: — позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; — обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис), а также их расстройства при очаговых поражениях мозга всегда были в поле зрения неврологов. По мере совершенствования структурно-функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого-социальной природе человека, законах человеческой психики, языка представления о гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраивались и получали освещение в смежных научных дисциплинах, в первую очередь физиологии, психологии и лингвистике.. Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга.

Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.). Большой вклад в учение о высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условнорефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе. По своему происхождению эти функции являются общественно-историческими, а в индивидуальном развитии ребенка формируются после его рождения и только под воздействием социальной среды: общекультурной и языковой, приобретая при этом национально-специфические черты.

Специальными исследованиями установлено, что среди 6-месячных детей, т.е. задолго до начала языкового развития, уже можно узнать соотечественников по характеру звуков гудения. Личность овладевает языком и культурой на протяжении многих лет, вступая в усложняющиеся виды деятельности (эмоциональное общение со взрослыми, игра с предметами, социально-ролевая игра, школьное обучение, производственно-профессиональная активность, эстетическое творчество и др.), поэтому нормальная для современного взрослого человека структура высших психических функций формируется не сразу. Поэтому то, что является отклонением от нормы или патологией у взрослого человека, у ребенка часто может быть этапом развития высших психических функций. Так, у дошкольников можно наблюдать такую возрастную недостаточность пространственных ориентировок или фонематического анализа слов, которые у школьников и тем более у взрослых указывают на очаговую патологию коры мозга. Постепенно формируясь при разных видах деятельности, эти функции образуют одну из сложнейших функциональных систем, общие закономерности которых были изложены в трудах П.

К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Психологически содержательными элементами системы высших психических функций служат различные целевые действия и адекватные условиям их выполнения операции. Метод системного анализа высших психических функций был введен в неврологию А.Р. Лурия. Этот метод предполагает, во-первых, отказ от идей как узкого локализационизма, так и равнозначности корковых полей. Во-вторых, системный анализ высших психических функций требует использования специальных методик: нейропсихологических и нейролингвистических. Согласно современным представлениям, высшие психические функции являются функциональной системой со сложным иерархическим строением: они условнорефлекторны по своему механизму, имеют общественно-историческое происхождение и развиваются у каждого индивидуума после рождения и только в социальной среде под воздействием культуры данного общества, в том числе языковой. Задачи неврологической практики конца XX – начала XXI века требуют более высокой точности топической диагностики и более глубокого понимания патогенеза расстройств высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
Эти требования времени делают необходимым дальнейшее изучение структурно-функциональной организации высших психических функций и разработки такой классификационной системы, в которой были бы представлены как иерархический, так и анализаторный принципы.

  1. Эпилептический статус: понятие, патогенетические механизмы, клинические проявления.

Эпилепсия – хроническая болезнь, проявляющаяся повторными судорожными или другими припадками, потерей сознания и сопровождающаяся изменениями личности. Наиболее характерным признаком эпилепсии является большой эпилептический припадок. Иногда припадки происходят так часто, что развивается угрожающее жизни состояние – эпилептический статус.

Эпилептический статус – состояние, при котором больной не приходит в сознание между припадками или припадок продолжается более 30 мин. (Наиболее частым и тяжелым является тонико-клонический эпилептический статус). По распространенности судорожных проявлений эпилептический статус может быть генерализованным с типичными тонико- клоническими судорогами либо (у детей раннего возраста) с преобладанием тонических судорог, или парциальным (фокальными очаговым) с преобладанием судорог фациобрахиального типа (корковый вариант), или односторонним с вовлечением в судороги всей половины тела (корково-подкорковый вариант). Известны статусы малого приступа продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней. Состояние сознания бывает различным, иногда статус протекает с неполной его потерей, иногда создается впечатление, что у ребенка сумеречное состояние сознания. На ЭЭГ регистрируются непрерывные комплексы, характерные для малого приступа, либо сочетания множественных комплексов пик-волна.

При ЭС каждый последующий припадок возникает раньше, чем больной полностью вышел из предыдущего приступа, т. е. у него остаются выраженные нарушения сознания, гемодинамики, дыхания или гомеостаза. Согласно определению экспертов ВОЗ, эпилепсия заболевание различной этиологии, вызываемое чрезмерными нейронными разрядами и характеризующееся повторными эпилептическими припадками и другими клиническими и параклиническими нарушениями. Для их развития (при наличии эпилептического очага) необходимо формирование эпилептической системы, включающей механизмы, способствующие распространению эпилептического разряда за пределы эпилептического очага. Этому препятствует система антиэпилептической защиты механизмы, подавляющие распространение и генерализацию эпилептической активности. У больных эпилепсией ЭС следует рассматривать как проявление крайней степени недостаточности системы антиэпилептической защиты. При этом происходят изменения нейроглиальных взаимоотношений с накоплением во внеклеточной жидкости К+, вызывающего многократно повторяющуюся деполяризацию; нарушения межнейрональных взаимодействий с увеличением интенсивности и частоты разрядов между ними; возникновение патологического возбуждения по нейронным кругам, как это бывает в миокарде при его фибрилляции.

Кроме того в ходе ЭС формируются вторичные патогенетические механизмы, поддерживающие ЭС по типу порочного круга. Важнейшие из них, связанные с повторяющимися припадками, циклические нарушения дыхания, апное (асфикция), гипервентиляция (гипокапния), оказывающие эпилептогенное воздействие. Это относится к наиболее грозному виду ЭС его судорожной форме, хотя существуют и другие его формы соответственно разнообразию эпилептических припадков.

При статусе обычно возникает гипертермия не только и не столько от чрезмерной мышечной деятельности, но и вследствие нарушения центральной регуляции. Нарушается кислотно-основное состояние, развивается метаболический ацидоз из-за значительного увеличения потребности ткани в кислорода и одновременного снижения способности тканей к его усвоению. Собственно эпилептический статус возникает чаще всего как осложнение прогредиентно или длительно текущей эпилепсии, при нерегулярной, неадекватной противосудорожной терапии, при пропуске в приеме лекарств, при воздействии сопутствующих инфекций, интоксикаций (например, алкоголя), физическом, умственном, эмоциональном напряжении, может быть объяснено высокой активностью эпилептического очага у этих детей.

В 1960 г. D, Janz обратил внимание на то, что эпилептический статус может быть первым проявлением эпилептического синдрома, т, е. возникнуть у детей, до этого нестрадавших эпилептическими приступами, и назвал его инициальным статусом. Такой статус, по В. А. Карлову, чаще всего возникает при органических заболеваниях головного мозга, острых или хронических интоксикациях.

Высшие психические функции человека. Физиология высшей нервной деятельности. Понятие об условном рефлексе

         Общая характеристика психической деятельности человека. Согласно теории отражения психика — это специфическое свойство высокоорганизованной материи — головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Таким образом, наши ощущения, представления, мысли — субъективный образ объективной действительности.

         Психика прошла длительный путь развития от самых элементарных форм ощущения до сознания человека.

        Сознание как высшая форма психической деятельности. Высшей формой отражения действительности является сознание. С помощью его не только отражается действительность, но и целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром.

       В отличие от животных, которые оценивают мир в основном за счет чувственных ощущений, у человека познание мира происходит и за счет таких сложных форм отражения, как представление, мышление и т.п. Сознание — это общественно-исторический продукт, оно сформировалось в процессе общественной трудовой деятельности. Однако, будучи общественным продуктом, сознание существует как свойство отдельной личности, так как представляет субъективные переживания данного человека на фоне всего существующего личного и исторического опыта.

      В понимании сознания выделяют осознание и самосознание. Соотношение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека есть процесс осознания действительности. Самосознание же — это осознание самого себя, осознание, объектом которого является сама личность, собственное «Я«, собственные психические и физиологические качества. Только на основе единства осознания себя и осознания окружающей действительности может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая только человеческой личности.

      Сознание включает в себя такие формы психической деятельности, как ощущения, восприятия, внимание, чувства, воля. Каждое из них является лишь частью единого целого — сознания. От простого созерцания к представлению, от него — к абстрактному мышлению — вот путь познания. Познавая действительность, человек эмоционально переживает свое отношение к познанному. Эмоции — тоже одна из сторон сознания.    

       Обращенность сознания к практической деятельности составляет волю. Психические процессы, познавательные или волевые, всегда направлены на определенные предметы и явления. Внимание как объективная направленность психических процессов также является одной из сторон сознания. Сознание становится объективным как для самого человека, так и для других людей посредством речи.

       Физиологический подход к изучению психической деятельности. Вся история изучения психики человека — результат сложного взаимодействия философских концепций и естественнонаучных исследований. В физиологии И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов многое сделали для естественнонаучного объяснения проблемы сознания. Возникло новое направление — психофизиология, задача которой является объяснение психических явлений физиологическими механизмами.

        Уровни активации психической деятельности. Ответная реакция организма на каждый воздействующий стимул в значительной мере зависит от того функционального состояния, в котором нервная система находится. Всякая деятельность человека, как мыслительная, так и поведенческая, предполагает наличие определенных условий в виде фона психической активности, при котором эта деятельность может протекать наиболее успешно. Уровень психической активности — результат широкого взаимодействия различных физиологических процессов.

         Различают следующие уровни активности человека:

         Сон — такое состояние организма, которое характеризуется прекращением или значительным снижением двигательной активности, понижением функции анализаторов, более или менее полным отключением сознания.

      Бодрствование — характеризуется повышением анализаторной и двигательной активности, включением сознания и поддерживается в результате падающих на организм раздражений. Спокойное бодрствование, внимание, активная деятельность, эмоции, сверхвозбуждение — уровни бодрствования. Каждое из них связано с определенным функциональным состоянием ЦНС.

      Выделяют две формы процессов активации. К первой относятся ориентировочные реакции, обусловленные функционированием быстродействующей системы регуляции процессов активации. Вторая — обеспечивает сдвиги функционального состояния и связана с работой медленно действующей регулирующей системы. Процессы активации, в зависимости от того фона, на котором они протекают, разыгрываются по разному. Скажем, внимание возможно только на уровне активного бодрствования, а для адекватного протекания эмоций необходим более высокий уровень возбуждения ЦНС.

       Физиологические основы поведения человека. Поведение является внешним выражением высшей нервной деятельности и психических функций человека. В следующих лекциях мы попытаемся рассмотреть некоторые вопросы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) и механизмы организации целенаправленного поведения более подробно.

      Физиология высшей нервной деятельности. Необходимым условием существования живого организма является постоянный обмен веществ с окружающей природой. Во взаимодействии с внешней средой организм выступает как единое целое. Объединение организма в единое целое и взаимодействие его с окружающей средой осуществляется нервной системой. Деятельность нервной системы, направленная на осуществление взаимодействия организма со средой и себе подобными называется высшей нервной деятельностью.

        Высшая нервная деятельность является деятельностью рефлекторной. Это значит, что она причинно обусловлена воздействиями из внешней и внутренней среды организма. Эти воздействия воспринимаются соответствующими рецепторами тела, трансформируются в нервное возбуждение и поступают в нервные центры, где осуществляется анализ и синтез поступившей информации и на этой основе формируется ответная реакция организма. Она вызывается нервными импульсами, идущими от нервных центров по эфферентным путям к исполнительным органам. Такая реакция называется рефлексом.

        Рефлексы делятся на две основные группы: безусловные и условные.

        Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, осуществляющиеся по постоянным, имеющимся от рождения рефлекторным дугам. Примером безусловного рефлекса является деятельность слюной железы во время акта еды, мигание при попадании в глаз соринки, оборонительные движения при болевых раздражениях и многие другие реакции подобного типа. Безусловные рефлексы у человека и высших животных осуществляются через подкорковые отделы ЦНС (спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг и базальные ганглии). Вместе с тем центр любого безусловного рефлекса (БР) связан нервными связями с определенными участками коры , т.е. имеется т.н. корковое представительство БР. Различные БР (пищевые, оборонительные, половые и др.) могут иметь различную сложность. К БР, в частности, относят и такие сложные врожденные формы поведения животных, как инстинкты.

        БР играют, несомненно, большую роль в приспособлении организма к окружающей среде. Так, наличие врожденных рефлекторных сосательных движений у млекопитающих обеспечивает им возможность питания молоком матери на ранних стадиях онтогенеза. Наличие врожденных защитных реакций (мигание, кашель, чихание и т.д.) обеспечивает защиту организма от попадании инородных тел в дыхательные пути. Еще более очевидно исключительное значение для жизни животных различного рода врожденных инстинктивных реакций (постройка гнезд, нор, убежищ, забота о потомстве и т.д.).

       Следует иметь в виду, что БР не являются абсолютно постоянными, как это полагают некоторые. В известных пределах характер врожденного, безусловного рефлекса может изменяться в зависимости от функционального состояния рефлекторного аппарата. Например, у спинальной лягушки раздражение кожи стопы может вызвать различную по характеру безусловно рефлекторную реакцию в зависимости от исходного состояния раздражаемой лапы: при разогнутой лапе это раздражение вызывает ее сгибание, при согнутой — разгибание.

      Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма лишь в относительно постоянных условиях. Изменчивость их крайне ограниченна. Поэтому для приспособления к непрерывно и резко изменяющимся условиям существования одних безусловных рефлексов недостаточно. В этом убеждают встречающиеся нередко случаи, когда инстинктивное поведение, так поражающее своей «разумностью» в обычных условиях, не только не обеспечивают приспособления в резко изменившейся ситуации, но становится даже совершенно бессмысленным.

      Для более полного и тонкого приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни у животных в процессе эволюции выработались более совершенные формы взаимодействия с окружающей средой в виде т.н. условных рефлексов.

       Условные рефлексы не являются врожденными, они образуются в процессе индивидуальной жизни животных и человека на базе безусловных. Условный рефлекс образуется благодаря возникновению новой нервной связи (временной связи по Павлову) между центром безусловного рефлекса и центром, воспринимающим сопутствующее условное раздражение. У человека и высших животных эти временные связи образуются в коре больших полушарий головного мозга, а у животных, не имеющих коры — в соответствующих высших отделах ЦНС.

        Безусловные рефлексы могут сочетаться с самыми разнообразными изменениями во внешней или внутренней среде организма, а поэтому на базе одного безусловного рефлекса может быть образовано множество условных рефлексов. Это значительно расширяет возможности приспособления животного организма к условиям жизни, так как приспособительная реакция может быть вызвана не только теми факторами, которые непосредственно вызывают изменения функций организма, а иногда угрожают самой его жизни, но и теми, которые лишь сигнализируют о первых. Благодаря этому приспособительная реакция возникает заблаговременно.

        Условные рефлексы характеризуются чрезвычайной изменчивостью в зависимости от ситуации и от состояния нервной системы.

          Итак, в сложных условиях взаимодействия с окружающей средой приспособительная деятельность организма осуществляется как безусловно рефлекторным, так условно рефлекторным путем, чаще всего в форме сложных систем условных и безусловных рефлексов. Следовательно, высшая нервная деятельность человека и животных представляет собой неразрывное единство врожденных и индивидуально приобретенных форм приспособления, представляет результат совместной деятельности коры больших полушарий и подкорковых образований. Однако ведущая роль в этой деятельности принадлежит коре.

      Методы исследования ВНД. Основной метод исследования ВНД — метод условных рефлексов. Наряду с ним для исследования функций высших отделов ЦНС используется и целый ряд других методов — клинический, методы выключения разных отделов мозга, раздражения, морфологические, биохимические и гистохимические методы, методы математического и кибернетического моделирования, ЭЭГ, множество методов психологического тестирования, методы изучения разных форм навязанного или спонтанного поведения в стандартных или меняющихся условиях и т.д. О них Вы более подробно узнаете на практических занятиях.

      Условия образования временной связи. Условный рефлекс у животных или человека может быть выработан на базе любого безусловного рефлекса при соблюдении следующих основных правил (условий). Собственно, этот вид рефлексов и был назван «условным», так как для своего образования требует определенных условий.

      1.Необходимо совпадение во времени (сочетание) двух раздражителей — безусловного и какого-либо индифферентного (условного).

     2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

     3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным, и возможно более индифферентным, т.е. не вызывающим значительной реакции.

     4. Необходимо нормальное, деятельное состояние высших отделов ЦНС.

     5. Во время образования условного рефлекса (УР) кора головного мозга должна быть свободна от других видов деятельности. Иначе говоря, во время выработки УР животное необходимо оградить от действия посторонних раздражителей.

     6. Необходимо более или менее длительное (в зависимости от эволюционной продвинутости животного) повторение таких сочетаний условного сигнала и безусловного раздражителя.

       При несоблюдении этих правил УР вовсе не образуются, или образуются с трудом и быстро угасают.

       Для выработки УР у различных животных и человека разработаны различные методики (регистрация слюноотделения — это классическая Павловская методика, регистрация двигательно-оборонительных реакций, пищедобывательных рефлексов, лабиринтные методы и т.п.). Механизм образования условного рефлекса. Условный рефлекс образуется при сочетании БР с индифферентным раздражителем.

      Одновременное возбуждение двух пунктов ЦНС приводит в конце концов к возникновению между ними временной связи, благодаря чему индифферентный раздражитель, ранее никогда не связанный с сочетаемым безусловным рефлексом, приобретает способность вызывать этот рефлекс (становится условным раздражителем). Таким образом, в основе физиологического механизма образования УР лежит процесс замыкания временной связи.

       Процесс образования УР представляет собой сложный акт, характеризующийся определенными последовательными изменениями в функциональных взаимоотношениях между участвующими в этом процессе корковыми и подкорковыми нервными структурами.

      В самом начале сочетаний индифферентного и безусловного раздражителей у животного возникает ориентировочная реакция под действием фактора новизны. Эта врожденная, безусловная реакция выражается в торможении общей двигательной активности, в повороте туловища, головы и глаз в сторону раздражителей, в настораживании ушей, обонятельных движениях, а также в изменениях дыхания и сердечной деятельности. Она играет значительную роль в процессе образования УР, повышая активность корковых клеток благодаря тонизирующим влияниям со стороны подкорковых образований (в частности, ретикулярной формации). Поддержание необходимого уровня возбудимости в корковых пунктах, воспринимающих условный и безусловный раздражители, создает благоприятные условия для замыкания связи между этими пунктами. Постепенное повышение возбудимости в этих зонах наблюдается с самого начала выработки Ур. И когда оно достигает определенного уровня, начинают проявляться реакции на условный раздражитель.

      При образовании УР имеет немаловажное значение эмоциональное состояние животного, вызванное действием раздражителей. Эмоциональный тон ощущения (боль, отвращение, удовольствие и т.д.) уже сразу определяют самую общую оценку действующих факторов — полезны они или вредны, и сразу активизируют соответствующие компенсаторные механизмы, способствуя срочному формированию приспособительной реакции.

       Появление первых реакций на условный раздражитель знаменует лишь начальный этап формирования УР. В это время он еще непрочен (проявляется не на каждое применение условного сигнала) и носит обобщенный, генерализованный характер (реакцию вызывает не только конкретный условный сигналь, но и сходные с ним раздражители). Упрощение и специализация УР наступают лишь после дополнительных сочетаний.

     В процессе выработки УР изменяется его взаимоотношение с ориентировочной реакцией. Резко выраженная в начале выработки УР, по мере упрочения УР ориентировочная реакция ослабляется и исчезает.

      Место замыкания временной связи. И.П. Павлов долгое время считал, что УР-связь замыкается между корковым центром, воспринимающим условный раздражитель, и подкорковым центром безусловного рефлекса. Однако позднее, когда были накоплены новые экспериментальные данные, Павлов пришел к выводу, что замыкание временной связи происходит полностью в коре, между корковым концом анализатора, воспринимающего условный раздражитель, и корковым представительством безусловного рефлекса. После удаления коры условные рефлексы исчезают, а безусловные становятся более грубыми и инертными, менее точными и совершенными, хуже приспособленными к качеству, силе и продолжительности раздражителей. Если удалить у собаки одно полушарие головного мозга, то на поврежденной стороне, несмотря на полную сохранность безусловно-оборонительного рефлекса, не может быть выработан не его базе условный рефлекс, тогда как на здоровой стороне он легко вырабатывается.

      Дальнейшие исследования структуры дуги безусловного рефлекса показали что она в своей центральной части состоит из многих параллельных ветвей, проходящих через различные уровни ЦНС.

      Корковый пункт условного раздражителя в принципе имеет такую же структуру, как корковое представительство безусловного рефлекса, так как условный раздражитель сам по себе вызывает соответствующую безусловно-рефлекторную реакцию, особенно, если в качестве условного раздражителя взять какой-нибудь механический, электрический или химический раздражитель. Поэтому при сочетании условного и безусловного раздражителей временная связь по существу замыкается между корковыми представительствами двух безусловных рефлексов, т.е. между нейронами корковых ветвей их рефлекторных дуг. Следовательно, процесс образования условного рефлекса можно рассматривать как корковый синтез двух (или нескольких) безусловных рефлексов.

        Такое представление о месте и характере замыкания временной связи подтверждается экспериментальными исследованиями Э. А. Асратяна. Если подобрать два безусловных раздражителя примерно одинаково физиологической силы, например, пищевой и оборонительный, а затем сочетать их строго попеременно (то в одной, то в обратной последовательности), то образуется условный рефлекс в необычной форме. Каждый из безусловных раздражителей будет вызывать как двигательную, так и секреторную реакцию. Электрокожное раздражение становится сигналом пищи, а пища — сигналом электрокожного раздражения. Следовательно‑ временные связи могут быть двусторонними.

        Важную роль в процессах образования УР играет ретикулярная формация мозгового ствола. Она получает коллатерали от всех чувствительных путей, идущих к коре мозга. Вследствие этого она возбуждается при любом афферентном раздражении. При своем возбуждении РФ оказывает возбуждающее диффузное влияние на всю ЦНС, в том числе и на кору. Она оказывает большое влияние на процесс образования УР, поддерживая такое функциональное состояние корковых клеток, которое обеспечивает оптимальные условия для замыкания временной связи.

       При исследовании роли РФ было установлено, что разрез по всей толще коры полушарий, разобщающий друг от друга центры условного и безусловного раздражителей, не препятствуют осуществлению ранее выработанного рефлекса или образованию нового. Эти факты послужили основанием для утверждения, что замыкание временной связи осуществляется в РФ по схеме: кора-подкорка-кора.

      Однако приведенный факт не может служить еще бесспорным и прямым доказательством того, что временные связи замыкаются не в коре. Так, показано, например, что двигательный пищевой условный рефлекс на свет сохраняется у животного после операции «подрезки» участков зрительной и двигательной зон коры, т.е. когда пересекались пути, восходящие к этим участкам от РФ. По-видимому, более верным будет считать, что временные связи могут образовываться на различных уровнях ЦНС, и, как показано в последнее время, даже на уровне вегетативных ганглиев, однако инициативная и ведущая роль в этом процессе в естественных условиях принадлежит корковым клеткам. На основании морфологических и электрофизиологических исследований, в частности, электрической активности клеток различных слоев коры во время образования УР высказывается предположение, что временная связь замыкается, вероятно, на клеточных телах вставочных нейронов. Сам процесс замыкания временной связи заключается, по мнению многих ученых, в том, что ранее бездействующие синапсы вставочных нейронов становятся проходимыми для нервных импульсов при сочетании условного и безусловного раздражителей.

      Согласно гипотезе конвергентного замыкания условного рефлекса П.К. Анохина индифферентный и безусловный раздражители вызывают генерализованную активацию коры (благодаря участию РФ) т.е. каждый из них вызывает сразу возбуждение разнообразных нейронов в различных областях коры. При сочетании этих раздражителей имеет место конвергенция двух восходящих возбуждений (индифферентного и безусловного) по клеткам коры больших полушарий. Происходит перекрытие этих возбуждений на одном и том же корковом нейроне и их взаимодействие. В результате такого взаимодействия возникают и стабилизируются временные связи на различных корковых элементах, находящихся в различных участках мозга.

      Физиологический механизм замыкания временной связи. Образование временной связи, по Павлову, является результатом взаимодействия двух одновременно возбуждаемых пунктов коры. Наличие двух очагов возбуждения в коре закономерно вызовет движение процесса возбуждения от более слабого (вызванного индифферентным раздражителем) к более сильному ( вызванному безусловным раздражителем). Таким образом, в основе механизма замыкания временной связи Павлов усматривал явление типа проторения пути, суммационного рефлекса, доминанты. Опыты Русинова показывают, что если действием постоянного тока на участок коры мозга вызвать в нем повышенную возбудимость, то он приобретает свойства доминантного и любое раздражение прежде всего вызывает теперь реакцию, связанную с возбуждением такого очага. Если это двигательный центр, то звук вызывает движение лапы. Искусственно созданный доминантный очаг сохраняется некоторое время и после выключения тока. Однако обычно доминантный очаг сохраняется сравнительно недолго, тогда как образовавшаяся временная связь является стойкой. Предполагают поэтому, что доминантный механизм играет роль лишь в первой стадии образования условного рефлекса, в процессе прокладывания временной связи, т.е. в образовании проходимости ранее бездействовавших синапсов вставочных нейронов. Упрочнение же временной связи осуществляется по другом механизму. Эти механизмы пока точно не изучены. Одни исследователи главным считают функциональную перестройку синапсов под влиянием повторных раздражений. Другие считают, что все дело в соответствующем изменении лабильности клеток коры в центрах рефлексов, третьи предполагают, что поддержание стойкого состояния постоянной проводимости импульсов в образовавшихся временных связях обусловлено движением импульсов по кольцевым системам коры.

      Беритов и Ройтбак основным в процессе замыкания временной связи считают морфологические перестройки в ЦНС под влиянием сочетаний (утолщение нейрофибрилл, миэлинизация нервных пресинаптических волокон, появление новых синапсов и т. п.).

     По Анохину, временная связь замыкается в результате встречи и взаимодействия индифферентного и безусловного возбуждений на одних и тех же нейронах в различных областях коры. Эти возбуждения встречаются на мембране одной и той же нервной клетки, а их субсинаптические мембраны, продолжаясь внутрь протоплазмы, вступают в химическое взаимодействие. При этом предполагается, что оба раздражителя дают начало различным цепям ферментативных процессов в аксоплазме нервной клетки. Анохин считает, что в результате химических превращений в аксоплазме при сочетании индифферентного и безусловного возбуждений происходит изменение кода РНК и формирование своеобразной белковой молекулы, являющейся «хранителем» образовавшейся ассоциации между этими возбуждениями (химическая теория памяти Хидена). 

Роль префронтальной коры в высших когнитивных функциях

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

Обзор

. 1996 декабрь; 5 (1-2): 175-81.

doi: 10.1016/s0926-6410(96)00054-7.

С Фрит 1 , Р. Долан

принадлежность

  • 1 Wellcome Отделение когнитивной неврологии, Институт неврологии, Лондон, Великобритания.
  • PMID: 9049084
  • DOI: 10. 1016/s0926-6410(96)00054-7

Обзор

C Frith et al. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996 декабрь

. 1996 декабрь; 5 (1-2): 175-81.

дои: 10.1016/s0926-6410(96)00054-7.

Авторы

С Фрит 1 , Р Долан

принадлежность

  • 1 Wellcome Отделение когнитивной неврологии, Институт неврологии, Лондон, Великобритания.
  • PMID: 9049084
  • DOI: 10.1016/s0926-6410(96)00054-7

Абстрактный

Высшие когнитивные функции, рабочая память, ментальные образы и волевые действия тесно связаны с сознанием. Общий процесс, лежащий в основе всех этих функций, заключается в том, что информация «удерживается в памяти» в течение определенного периода времени. Эта информация, которая может относиться к стимулам или реакциям, может быть получена из прошлого или сгенерирована для будущего. Исследования изображений мозга показывают, что «удержание чего-либо в уме» связано с активностью в расширенной системе, которая включает как префронтальную кору, так и более задние области, расположение которых определяется характером удерживаемой в уме информации. Автоматические действия и восприятия, которые не включают сознание, связаны с активностью в соответствующих задних областях, но не в префронтальной коре. Эти исследования показывают, что активность происходит в одной и той же задней области независимо от того, поступает ли соответствующая информация из внешнего мира или генерируется внутри. Это поднимает проблему того, как мы узнаем, происходит ли наш опыт от ментальных образов или от чего-то, происходящего во внешнем мире. Имеются данные, что больные шизофренией имеют именно эту проблему, так как собственные мысли и даже субголосовую речь они воспринимают как поступающие извне (галлюцинации). Недавние исследования изображений головного мозга показывают, что у этих пациентов существует несоответствие между префронтальными и задними областями, что может объяснить их характерные неправильные восприятия.

Похожие статьи

  • Роль префронтальной коры в самосознании: случай слуховых галлюцинаций.

    Фрит К. Фрит С. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 1996 29 октября; 351 (1346): 1505-12. doi: 10.1098/rstb.1996.0136. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 1996. PMID: 8941962 Обзор.

  • Волевое действие и внимание к выбору действия.

    Lau HC, Rogers RD, Ramnani N, Passingham RE. Лау ХК и др. Нейроизображение. 2004 апр; 21 (4): 1407-15. doi: 10.1016/j.neuroimage.2003.10.034. Нейроизображение. 2004. PMID: 15050566

  • [Активное сознание и префронтальная кора: подход к рабочей памяти].

    Осака Н. Осака Н. Синригаку Кенкю. 2007 г., февраль; 77(6):553-66. doi: 10.4992/jjpsy.77.553. Синригаку Кенкю. 2007. PMID: 17447465 Обзор. Японский язык.

  • Диссоциация роли хвостатого ядра и дорсолатеральной префронтальной коры в отслеживании событий в рабочей памяти человека.

    Провост Дж. С., Петридес М., Мончи О. Провост Дж. С. и др. Евр Джей Нейроски. 2010 сен; 32 (5): 873-80. дои: 10.1111/j.1460-9568.2010.07333.х. Epub 2010 16 августа. Евр Джей Нейроски. 2010. PMID: 20722715

  • Современное состояние симуляционной теории познания.

    Хесслоу Г. Хесслоу Г. Мозг Res. 2012 5 января; 14:28:71-9. doi: 10.1016/j.brainres.2011.06.026. Epub 2011 27 июня. Мозг Res. 2012. PMID: 21763643 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Транскраниальная стимуляция переменным током в сочетании со звуковой стимуляцией улучшает когнитивные функции у пациентов с болезнью Альцгеймера: протокол исследования для рандомизированного контролируемого исследования.

    Лю Ю, Лю С, Тан С, Тан К, Лю Д, Чен М, Мао З, Ся С. Лю Ю и др. Front Aging Neurosci. 2023 9 января; 14:1068175. дои: 10.3389/фнаги.2022.1068175. Электронная коллекция 2022. Front Aging Neurosci. 2023. PMID: 36698862 Бесплатная статья ЧВК.

  • Благоприятное влияние неинвазивной стимуляции мозга на когнитивные функции у пациентов с деменцией: сетевой метаанализ рандомизированных контролируемых исследований.

    Tseng PT, Chen YW, Zeng BY, Zeng BS, Hung CM, Sun CK, Cheng YS, Stubbs B, Carvalho AF, Brunoni AR, Su KP, Tu YK, Wu YC, Chen TY, Lin PY, Liang CS, Хсу CW, Чу CS, Суен MW, Ли CT. Ценг П.Т. и др. Alzheimers Res Ther. 2023 25 января;15(1):20. дои: 10.1186/s13195-023-01164-2. Alzheimers Res Ther. 2023. PMID: 36698219 Бесплатная статья ЧВК.

  • Функциональные сопутствующие заболевания и изменения ткани головного мозга до и после трансплантации легких у взрослых.

    Вандивер М.С., Рой Б., Махмуд Ф., Лаврецкий Х., Кумар Р. Вандивер М.С. и соавт. Неврологи передней клетки. 2022 2 декабря; 16:1015568. doi: 10.3389/fncel.2022.1015568. Электронная коллекция 2022. Неврологи передней клетки. 2022. PMID: 36531134 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь физической активности, депрессии и сна с когнитивной функцией у пожилых людей, проживающих в сообществе.

    Ким К., Хван Г., Чо Ю. Х., Ким Э. Дж., Воанг Дж. В., Хонг Ч., Сон С. Дж., Ро Х. В. Ким К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 25 ноября; 19 (23): 15655. doi: 10.3390/ijerph292315655. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36497729 Бесплатная статья ЧВК.

  • Отображение реляционных связей между образами движений, наблюдением за действием, языком, связанным с действием, и выполнением действия.

    О’Ши Х. О’Ши Х. Передний шум нейронов. 2022 4 ноября; 16:984053. doi: 10.3389/fnhum.2022.984053. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36466617 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • Wellcome Trust/Великобритания
Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

Тесты на высшие когнитивные функции

3 нояб. 2022 г. Мирна Байзер Шнур, MSN, RN


Оценка психического здоровья имеет решающее значение для оценки функции мозга, особенно когнитивных функций. Хотя тесты нейровизуализации могут исследовать структуру, кровоток, метаболическую функцию и аномальные отложения белка в мозге, до сих пор нет возможности напрямую наблюдать за когнитивной функцией (Mendez, 2019).). Когнитивная функция относится к психическим процессам, необходимым для обучения и понимания. Основные когнитивные функции включают ориентацию, внимание и память. Высшие когнитивные функции представляют собой более сложные мыслительные процессы и оцениваются с помощью тестов на информацию и словарный запас, счет, абстрактное мышление и конструктивные способности (Bickley et al., 2021). Давайте рассмотрим высшие когнитивные функции и то, как вы можете оценить каждую из них во время оценки психического здоровья.

Информация и словарный запас (Bickley et al.

, 2021) При оценке информации и словарного запаса учитывайте культуру и уровень образования пациента. Начните с простых вопросов — спросите об их работе или увлечениях — прежде чем задавать более сложные вопросы, такие как имена государственных деятелей или вопросы о географии. Наблюдайте за их пониманием информации, уровнем сложности идей и выбором слов.

Тестирование помогает отличить людей с пожизненными интеллектуальными проблемами, которые обладают ограниченной информацией и словарным запасом, от людей с легкой или умеренной деменцией, чья информация и словарный запас не повреждены.

Расчетная мощность (Bickley et al., 2021)

Попросите пациента выполнить математические вычисления, начиная с простого сложения и умножения однозначных чисел. Переходите к более сложным задачам, используя двузначные числа; более длинные, письменные задачи; или практические вопросы, связанные с оплатой товара и расчетом сдачи.

У пациентов, которые не могут выполнять эти типы вычислений, может быть деменция или афазия. Не забудьте принять во внимание базу знаний и уровень образования пациента.

Абстрактное мышление (Бикли и др., 2021)

Способность человека мыслить абстрактно можно проверить, используя пословицы и задавая вопросы о сходстве между двумя вещами. Например, спросите, что означает пословица «Вовремя сделанный стежок спасает девять». Большинство пациентов будут давать абстрактные или полуабстрактные ответы. Лица с умственной отсталостью, делирием или слабоумием обычно реагируют конкретно, но это также может быть признаком недостаточного образования. Больные шизофренией часто реагируют конкретно или дают личные и странные интерпретации.

Вы также можете попросить пациента рассказать вам, чем похожи две вещи, например, банан и персик. Оцените, является ли ответ правильным и актуальным, а также насколько он конкретен или абстрактен.

Конструктивные возможности (Bickley et al., 2021)

Попросите пациента скопировать графику возрастающей сложности на лист чистой нелинованной бумаги. Покажите каждую фигуру по одной и попросите пациента скопировать ее изо всех сил. Если у пациента нормальное зрение и двигательные способности, но он не может выполнить задачу, это может указывать на слабоумие, умственную отсталость или повреждение теменной доли.

Тест рисования часов (CDT) (Mendez, 2019)

Альтернативный вариант рисования графика выше — попросить пациента нарисовать циферблат аналоговых часов, включая все числа. Попросите их установить стрелки на определенное время (например, за 5 минут до 12:00). CDT помогает оценить зрительно-пространственные способности, исполнительную функцию, двигательную активность, внимание, понимание языка и числовые знания. Его можно использовать для тестирования широкого круга пациентов, независимо от языка, образования или культурного происхождения.

Вместе эти тесты помогают составить более четкую картину общего состояния психического здоровья и когнитивных функций пациента. Они также помогают в дифференциации расстройств, таких как делирий, деменция и нарушение интеллектуальных способностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *