Высшие психические функции это в психологии: Высшие психические функции. Большая российская энциклопедия

Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (л.С. Выготский).

План ответа

  1. Понятие высших психических функций (ВПФ).

    1. выделение понятия ВПФ

    2. понятие ВПФ

  2. Строение ВПФ.

    1. структура ВПФ

    2. отличительные свойства ВПФ

  3. Возникновение и развитие ВПФ.

    1. возникновение ВПФ

    2. развитие ВПФ

  4. Понятие интериоризации.

    1. Понятие интериоризации

    2. стадии интериоризации

  1. Понятие высших психических функций (впф).

    1. Выделение понятия впф

В 1920 – 30-х годах культурно-историческая теория Выготского сформировалась под влиянием положения марксистской философии об определяющей роли орудийного труда в процессе антропогенеза. Выготский продолжил развитие идеи о связи орудийной и знаковой (речевой) деятельности.

Отличительной особенностью человека является его способность к преобразованию среды средствами, накопленными и выработанными в рамках культурной традиции. Культурный опыт сохраняется и передаётся от поколения к поколению не только в виде изготовленных орудий, но, главным образом, посредством знаковой речи, фиксирующей накопленный опыт.

Если внешняя среда преобразовывалась с помощью материальных орудий, собственная психика также осваивалась человеком с помощью орудий, только психических – знаков. Знак не только подменяет собою конкретный предмет или действие, но выполняет также и функцию обобщения, формируя понятия.

Мир, таким образом, как бы раздваивается на вещественный и «обозначенный» в сознании, что открывает дорогу мышлению как «внепрактическому» познанию.

Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

    1. Понятие впф

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Высшие психические функции — это, определение слова, понятие. Что такое Высшие психические функции, значение, словарь, энциклопедия

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др. советскими психологами. В основе представлений о В. п. ф. как социально-детерминированных психических образованиях или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения современной психологии об общественно-историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания. Л. С. Выготский выделял два типа психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый тип детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди психологических орудий ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «…путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [Л. С. Выготский, 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования В. п. ф. Закономерность формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф. — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф. Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы включающие большое число афферентных и эферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., каждая В. п. ф. связана с работой не одного «мозгового центра» и не всегда мозга как однородного эквипатенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. «Локализация высших психических функций»). Теория В. п. ф. разрабатывается не только в общей психологии, но и в русле проблем прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей.

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностике очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Таким образом, различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

Е. Д. Хомская

Высшие психические функции

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии,…

Высшие Психические Функции

Психологический словарь

— теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским — , обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его предс

Высшие Психические Функции

Психологическая энциклопедия

(англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из…

Высшие Психические Функции

Психологическая энциклопедия

— теоретическое понятие, введенное Л.С.Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть натуральными, детерминированными…

Высшие Психические Функции

Психологическая энциклопедия

Автор. Л.С.Выготский. Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики. Специфика. Сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По…

Высшие Психические Функции

Психологическая энциклопедия

— термин Л.С. Выготского. ВПФ — прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ — «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды…

Поделиться:


Высшая оценка психических функций.pptx

Высшая оценка психических функций.pptx

Реклама

1 из 16

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Здоровье и медицина

Это краткий обзор различных аспектов высшего психические функции. А именно Память ориентация внимание коммуникация восприятие исполнительное функционирование их необходимо оценивать с использованием инструментов скрининга и классификации, таких как MMSE и MoCa

Реклама

Реклама

Реклама

Оценка высших психических функций.

pptx
  1. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Доктор Сьюзан Хосе (PT)
  2. Почему сначала оценивают их? • Они могут существенно повлиять на результаты, полученные двигателем и сенсорные исследования.
  3. Что такое высшие психические функции? • Высшие мозговые функции — это операции мозга, которые стоят на вершине эволюции и во многом уникальны для человека. • Возможности человеческого мозга более высокого порядка можно охватить термины «познание» и «поведение». • Познание состоит из ориентации, внимания, память, общение, исполнительные функции (суждение, планирование, и принятие решений) и сложное восприятие.
  4. Ориентация • Ориентация – это способность понимать и приспосабливаться к относительно времени, места и личности людей. • Время • Место • Личность – идентифицируйте себя и других.
  5. Внимание! • Внимание – направленность сознания на человека, вещь, восприятие, или мышление. • Избирательное внимание — способность выбирать релевантную сенсорную информацию. как о задаче, так и об окружающей среде, отсеивая нерелевантные информация. • Устойчивое внимание – как долго пациент может поддерживать внимание на конкретной задаче • Переменное внимание – чередовать два движения вперед и назад. разные задачи • Разделенное внимание — выполняйте две задачи одновременно.
  6. Память • Память – это процесс регистрации, сохранения и припоминания прошлых опыт, знания и идеи. • Эксплицитная память хранится в средней височной доле и гиппокамп.
  7. Нарушения памяти • АМНЕЗИЯ • АНТЕРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ Неспособность запоминать информацию после инсульт головного мозга. • РЕТРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ Неспособность получать информацию до возникновение мозгового инсульта. • ДЕЛИРИЙ (острая спутанность сознания) немедленная память и STM затронутый.
  8. Связь • Способность человека понимать язык и воспроизводить речь должны быть оценены. • ПОНИМАНИЕ СЛОВ – способность понимать речь и письменный язык. • БЕГЛОСТЬ – оценивается осмысленность произносимой речи. • Поток оцениваемых слов. • ПОВТОРЕНИЕ
  9. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Афазия – расстройство язык Моторная афазия- понимание языка есть в норме, трудности производство речи Сенсорная афазия- понимание языка затронутый, не имеющий смысла производство речи Дизартрия- Нормальное понимание, осмысленное производство речи, но ненормальная высота тона, качество, громкость
  10. Восприятие • Восприятие – это интеграция ощущений в информацию, которая психологически значимо.
  11. Какая часть мозга отвечает?
  12. Как вы оцениваете? • Инструмент быстрой проверки: MMSE
  13. Интерпретация: ≤ 24 указывает на когнитивные нарушения • МЯГКИЙ 21–24 • УМЕРЕННЫЙ 20-10 • ТЯЖЕЛАЯ ≤ 9
  14. • ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ: • МоСА
  15. ССЫЛКИ: • Физическая реабилитация 6-е издание Сьюзан О’Салливан. • Неврология в медицине, 2-е изд. (П. Майкл конн, ред.), © 2003 г. Human Press Inc., Тотова, Нью-Джерси.
  16. СПАСИБО

Реклама

Высшие психические функции в раннем, среднем и позднем взрослом возрасте: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология.

8, нет. 2

Культурно-историческая психология
2012. Том. 8, нет. 2, 36–44
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

2092

Аннотация

В статье рассматриваются возрастные изменения высших психических функций в раннем, среднем и позднем взрослом возрасте на основе данных А.Р. Модель трех функциональных единиц мозга Лурии и концепция межпространственной асимметрии мозга. Гетерохронный и многомерный характер изменений высших психических функций наиболее ярко проявляется в раннем и зрелом возрасте, когда улучшение как зрительного восприятия, так и отдельных сторон речи сопровождается снижением зрительно-пространственных способностей. Функции получения, обработки и хранения информации в значительной степени подвержены негативному влиянию возраста, в основном при правополушарной недостаточности. У испытуемых в позднем взрослом возрасте выявлено снижение всех исследуемых характеристик, кроме способности программировать и контролировать свободные формы деятельности.

Ключевые слова:

высшие психические функции, программа и управление, серийная организация движений, кинестетические функции, зрительный гнозис, акустические функции, зрительно-пространственные функции, функции левого и правого полушарий

Рубрика журнала: Памятные даты

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Высшие психические функции в раннем, среднем и позднем взрослом возрасте: нейропсихологический анализ. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2012.

Том. 8, нет. 2, стр. 36–44. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психолог. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. 3-е изд., стер. М., 2008.
  2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у дети: параметры оценки // Нейропсихология и пси_ хофизиология индивидуальных различия / Под. красный. Э.Д. Хомской, В.А. Москвина. М.; Оренбург, 2000.
  4. Балашова Е.Ю. Нарушение пространственных функций при сосудистых заболеваниях атрофических деменциях позднего возраста: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1995.
  5. Борисова Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: Дисс. … канд. психол. наук. Л., 1990.
  6. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Под ред.
    Т.А. Фотековой. Абакан, 2007.
  7. Гольдберг Э. Парадоксы мудрости: революционный взгляд на мысль человек / Пер. с англ. М., 2007.
  8. Загянская Н.А., Зуева Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологический анализ вариантов нормального старения // I Международная конференция Памяти А.Р. Лурий: тезисы докладов / Под ред. Э.Д. Хомской, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. М., 1997.
  9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
  10. Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. Нейрокогнитивные изменения при нормальном физиологическом старении // Вестн. Моск. Ун-та. сер. 14. Психология. 2001. № 4.
  11. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. красный. Э.Д. Хомская. М., 1999.
  12. Корсакова Н.К. Психическое старение в норме ипатологии (синдромный подход) // А.Р. Лурия и психология 21 века: доклады 2_и междунар. конф., посвяш. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурий / Под ред. Ахутиной Т.В., Ж.М. Глозман. М., 2003.
  13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб., 2008.
  14. .
  15. Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга га // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1975.
  16. Манелис Н.Г. Закономерности нормального развития // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. красный. Э.Д. Хомская. М., 1999.
  17. Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возраст: Дисс. … діра психол. наук. М., 1999.
  18. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма ма и чтения младших школьников / Под общ. красный Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008.
  19. Обухова О.Б. Межиндивидуальная вариативность в развитии когнитивных и индивидуально-личностных функций в зрелом и пожилом возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  20. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1972.
  21. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведения. М., 2002.
  22. Симерницкая Е.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенез. М., 1985.
  23. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000.
  24. .
  25. S тепанова Е.И. Человек: возраст, труд, образование //Вопросы психологии. 1986. № 1.
  26. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: пер. С англ. СПб., 2002.
  27. Фоменко Л.Н. Развитие внимания взрослых (18—35 лет): Дисс. …. канд. психол. наук. Л., 1972.
  28. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.
  29. .
  30. Шай К.У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6.
  31. Даум И., Шугенс М.М. Нарушение памяти лобных в норме старение // Нью-Йоркский отчет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *