Выученная беспомощность: статья о том, как победить неудачи – Sektascience: научно-популярный журнал
В жизни бывают сложные ситуации. Например, человек очень хочет похудеть: старается правильно питаться, много тренируется — а вес стоит на месте. Он меняет подход, пробует новую диету — и опять ничего. Кажется, всё уже перепробовано, но ничего не помогает. И тогда он перестаёт что-то делать, потому что уверен: усилия не сработают, ничего нельзя изменить. Если звучит знакомо — читайте дальше.
Справиться с выученной беспомощностью вполне реально. Как начать действовать по-новому и достичь своих целей — рассказываем в статьеЧто такое выученная беспомощность
Выученная беспомощность — это состояние, когда неудачные попытки повлиять на ситуацию в прошлом приводят к бездействию в будущем: человек просто перестаёт пытаться улучшить своё состояние, хотя и может сделать это.
С одной стороны, он считает себя виноватым в неудачах, с другой — впадает в бессилие, полагая, что любые попытки закончатся провалом. Такой парадокс подавляет мотивацию. Неудачи выводят из равновесия и подпитывают веру в собственную беспомощность перед лицом обстоятельств.
В итоге человек просто перестаёт делать попытки что-то изменить. Он приходит к выводу, что патологически испорчен и не способен себе помочь.
Выученная беспомощность сопровождается самообвинениями в слабости и негативным внутренним диалогом, где любой провал и промах приписывается собственной несостоятельности. Это состояние может привести к депрессии и низкой самооценке.
Разослав резюме и не получив ни одного приглашения на интервью, человек с выученной беспомощностью начнёт думать, что он некомпетентный неудачник, который никогда не найдёт работу. Он оставит любые попытки. Человек без выученной беспомощности припишет неудачу плохо оформленному резюме, недостаточному опыту или невезению. Он поймёт, что это преодолимое временное препятствие и продолжит пробовать. |
Как исследовали феномен выученной беспомощности
В 1967 году учёные-психологи Мартин Селигман и Стивен Майер провели исследование и опубликовали научную работу, где показали, как внешние, неподвластные объекту обстоятельства приводят к будущему смирению и безволию.
Эксперимент с собаками. Две группы собак получали электрический разряд током по звуку колокольчика. В одной группе животные могли нажать носом кнопку и избежать заряда, у другой группы такой возможности не было.
Далее обе группы разместили в наэлектризованные вольеры, из которых можно было выбраться, перепрыгнув через барьер. Заряды продолжили подавать. В итоге та группа, которая усвоила, что избежать заряда можно, легко перепрыгивала через барьер. Животные из другой группы оставались страдать от зарядов, даже не попытавшись спастись.
Перебраться на безопасную сторону получилось только у собак из первой группы — они ощущали, что могут влиять на ситуациюУчёный Дональд Хирото модифицировал эксперимент Селигмана, чтобы проверить, как он сработает у людей.
Эксперимент с людьми. Студентов поделили на три группы. Испытуемые в контрольной группе слышали неприятный громкий звук, но могли его выключить, нажав четыре раза на кнопку в центре комнаты. Во второй группе звук включался и выключался независимо от действий человека. Студенты из третьей группы не слышали звуков.
Во второй части эксперимента участникам групп включали звук, который можно было выключить, повернув рычаг. Участники первой и последней группы легко справлялись с задачей, участники второй группы даже не пытались что-то предпринять.
Оба эксперимента показали, что выученная беспомощность может развиваться как у животных, так и у людей.
Пережитый опыт и у животных, и у людей рождает когнитивное ожидание, что никакие их действия в принципе не способны повлиять на ситуацию. Ощущение контроля теряется, любые попытки что-то изменить кажутся бесполезными, и в итоге они совсем перестают пробовать.
Этот феномен «паралича» после переживания неконтролируемых событий пытались объяснить по-разному, но только теория выученной беспомощности смогла полностью описать происходящие процессы.
Как работает выученная беспомощность
Мартин Селигман выдвинул такую гипотезу: невозможность влиять на результат усилий приводит к дефициту способностей сразу в трёх сферах: когнитивной, эмоциональной и мотивационной.
В когнитивной (сознательной) сфере дефицит проявляется в том, что человек оказывается не способен полноценно проанализировать ситуацию и сделать вывод, что она единична, а конкретный результат не распространяется на будущие ситуации, даже схожие.
Человеку сложно переучиться и понять, что обстоятельства меняются, и действия в будущих случаях могут всё-таки привести к желаемым результатам.
В эмоциональной сфере дефицит сопровождается подавленным состоянием, тревогой, апатией. На фоне безысходности и беспомощности контролировать что-то в своей жизни может развиться депрессия.
Дефицит мотивации проявляется в замедленной реакции, откладыванию волевых действий. Человек находится, как ему кажется, в неподконтрольной ситуации: если действия не влияют на результат, нет смысла что-то делать.
Приведём пример. Человек слышит: «Эта диета работает!», начинает действовать, прикладывает максимум усилий, но не получает никакого результата. Вывод, к которому он придёт: «Кому-то другому это удалось, но со мной что-то не так». Так проявляется дефицит в когнитивной сфере. После нескольких неудачных попыток человек решает, что прикладывать усилия нет никакого смысла: что бы он ни делал, результата не будет. Это дефицит мотивации. Человек начинает больше тревожиться, ощущает себя беспомощным. Так меняется эмоциональная сфера. |
Что поможет справиться с выученной беспомощностью
Мартин Селигман провел ряд исследований, чтобы понять, как исправить возникнувшее ощущение беспомощности.
Он продолжил эксперимент с собаками. Животных, которые оказались на участке, к которому был подключён ток, пытались позвать на безопасную сторону. Сами они переходить боялись, поэтому их брали за поводок и силой перетягивали на другую сторону вольера.
В среднем потребовалось 25 раз перетащить собаку, чтобы она начала самостоятельно пытаться спастись.
Важно осознать, что выученная беспомощность — не врождённое, а приобретённое состояние. Оно подвластно изменению, но это может занять время и потребовать усилий. Справиться с ним поможет правильная атрибуция, действия в зоне контроля, фокус на успехе и поддержка.
Правильная атрибуция
Атрибуция — это особый стиль объяснения причин неудач или успехов.
Изменения начинаются с изменений атрибуций: приписываемые негативные причины происходящего нужно заменить на позитивные.
Стоит оценить факты и понять, что человеку подвластно, а что нет. Если он испытывает ощущение собственной силы и способности повлиять на ситуацию, задачи воспринимаются не как путь к неудаче, а как вызов попробовать свои силы.
Например, если человек испытывает выученную беспомощность, он склонен думать, что проблема:
- постоянная: «Я никогда не смогу это изменить»;
- глобальная: «Я даже не могу наладить своё питание, куда мне сложные задачи на работе»;
- внутренняя: «Проблема заключается во мне и моей несостоятельности».
Если мы говорим о похудении — «Я всю жизнь была полной, и мне никогда этого не изменить» или «Я ленивый и всё равно все заброшу, нечего и пробовать».
Это неправда! Если попытки в прошлом не увенчались успехом — это не значит, что нужно перестать пробовать. Возможно, вам не подходил режим, обстоятельства не позволяли полностью погрузиться в процесс, а может, вы просто не верили в себя.
Человек, который не переживает ощущение беспомощности, воспринимает проблему как:
- временную: «Это не будет длиться вечно»;
- конкретную: «Моя неспособность решить эту конкретную проблему ничего не говорит обо мне как о человеке»,
- внешнюю: «Решение зависит не только от меня. Есть ещё факторы, которые влияют на ситуацию».
Адекватная оценка ситуации и правильная атрибуция могут сдвинуть с ощущения «Мне никогда этого не достичь» на «Я готов сделать то, что зависит от меня».
Действия в зоне контроля
Чтобы помогать убеждениям меняться, важно выбирать делать то, что доступно контролю, даже если это небольшие шаги.
Не получается найти работу в течение какого-то времени — можно попробовать переделать резюме, изменить акценты в сопроводительных письмах и продолжать рассылать заявки на вакансии.
Несмотря на старания не снижается вес — изменить подход в питании или подумать, как увеличить активность.
Если в процессе чтения статьи вы осознали, что проблема выученной беспомощности не обошла вас, то действенным шагом в зоне контроля может стать первое обращение к психологу и обсуждение ситуации.
Фокус на успехе
Люди с выученной беспомощностью фокусируются на неудачах. Чтобы поменять мироощущение, необходимо сдвинуть внимание с неудач на победы, какими бы маленькими они ни были.
Вместо того чтобы называть себя ленивыми и слабовольными, когда вы съели кусок торта, вспомните, что ваш рацион не ограничивается этим тортом, а состоит ещё из множества других блюд и продуктов, которые вы выбираете. Заведите дневник успеха и записывайте в него даже самые маленькие победы. Эти записи поддержат в период спада мотивации.
Поддержка
Переключение внимания и переосмысление опыта в новом ключе требует навыка и постоянной практики. Иногда стоит заручиться поддержкой близкого человека, который готов помочь найти альтернативное объяснение ситуации и внутреннюю силу продолжать действовать.
Выученная беспомощность — не диагноз, а шаблон поведения, который можно исправить. Начните действовать по-новому и делать маленькие шаги, чтобы поддержать себя и взять ответственность за свою жизнь.
Автор: Елена Дегтярь, PhD, коуч
Под редакцией Евгении Мамаевой, психолога, консультанта по пищевому поведению
1. Seligman, M.E.P.; Maier, S.F. (1967). «Failure to escape traumatic shock». Journal of Experimental Psychology 74: 1–9
3. Carmody TP, RJ Brunner et al. (1995) «Dietary helplessness and disinhibition in weight cyclers and maintainers» International Journal of Eating Disorders, 18 (3): 247-256
4. Burnette, J. (2010) “Implicit theories of body weight: entity beliefs can weigh you down. Personality and Social Psychology Bulletin, 36 (3): 410-422
«От меня вообще ничего не зависит!» Что такое выученная беспомощность и как она влияет на вашу жизнь (и даже иммунитет!)
Психология
Чувство выученной беспомощности (ЧВБ) развивается у многих и влияет на разные аспекты жизни: на то, как человек воспринимает мир, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их достижению, на отношение к своему здоровью. Авторы книги «Боевое НЛП: техники и модели скрытых манипуляций и защиты от них» рассказывают, что важно о ЧВБ и избавлении от него.
В 1964 году Мартин Селигман оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме Павлова для изучения условных рефлексов. В ходе первых экспериментов Селигман заметил, что в некоторых ситуациях собаки перестают подчиняться условному рефлексу. Чувствительный удар электротоком, который следовал за громким звуком, не вырабатывал рефлекс. Селигман предположил, что причина может заключаться в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности. Для подтверждения этой идеи было решено организовать эксперимент по изучению открытого им феномена выученной беспомощности.
- Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента:
«. ..Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.
Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы.
Третья группа шока вообще не получала». [Селигман, 1977]
Таким образом, две группы собак в равной степени подвергались воздействию электрошока равной интенсивности на протяжении абсолютно одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одна из них могла легко прекратить неприятное воздействие, другая же имела возможность убедиться в безрезультатности своих попыток как-то влиять на неприятности.
После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть и избавиться от электрошока. Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.
Из этого Селигман и его сотрудник сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение повлиять никак нельзя.
С людьми бывает то же самое…
Американский психолог Дональд Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они ни нажимали, неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.
Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки, звук прекращался.
Эксперименты Хирото доказали две важные вещи. Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ нейтрализовать раздражитель. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в первой серии.
Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.
Эксперимент Хирото подтвердил два важных факта: что у людей существует механизм возникновения беспомощности и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Но в ходе эксперимента выяснилось, что при помощи неустранимого шока не удавалось сделать беспомощными примерно треть испытуемых из группы. Складывалось впечатление, что люди из этой трети каким-то образом умеют противостоять беспомощности, несмотря на опыт неконтролируемости событий. Запомните об этом исключении!
Беспомощность влияет на многие аспекты жизни человека: на то, как он воспринимает мир, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их достижению, на отношение к своему здоровью и т. д. В конечном счете от степени беспомощности зависит не только успех, но и здоровье…
Одно из самых значительных открытий Селигмана и его сотрудников состоит в том, что сначала в экспериментах над животными, а потом и над человеком было установлено, что беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека.
Наиболее ярким примером влияния состояний беспомощности, безнадежности на иммунную систему человека служит аллергия.
Аллергия — это даже не болезнь, это группа различных заболеваний, в основе которых лежит общий патологический процесс. В норме иммунная система распознает любое чужеродное вещество, попавшее в организм, и стремится его уничтожить.
При аллергии этот процесс принимает извращенную форму: организм как бы «палит из пушки по воробьям». Интенсивность иммунных реакций при аллергии во много раз превышает нормальную. На уничтожение «чужака» (в данном случае он зовется аллергеном) бросаются такие силы, что развивается воспаление (в данном случае — аллергическое).
По одному из предположений, в состоянии выученной беспомощности запускается не обычная иммунная реакция, а сверхактивная — фобическая реакция иммунной системы. Такая реакция может возникать только в ситуациях, которые субъективно воспринимаются как крайне опасные для существования организма.
Наше бессознательное рассматривает беспомощность именно так. Иммунная система доступным ей образом выбирает и связывает этот стресс с одним из наиболее соответствующих такой опасной ситуации аллергенов. В дальнейшем при появлении минимальных признаков аллергена иммунная система на физиологическом уровне предупреждает организм о приближении угрозы его существованию сверхактивной аллергической реакцией.
С этим явлением хорошо знакомы все специалисты, применяющие на практике НЛП-методы лечения аллергии. Однако пока явление не имеет названия, его вроде бы и не существует. Поэтому таким специфическим эмоциональным состояниям было дано название эмоаллергены.
Исследования в этой области показали, что люди, которые обладают стратегиями действия в ситуации беспомощности — любыми, не обязательно ведущими к победе, но выводящими из этой ситуации, — не подхватывают аллергию, связанную с эмоциональными состояниями. Именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивацию к активным действиям, точнее, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, более склонных к формированию выученной беспомощности.
Это и были те тридцать процентов в экспериментах Хирото.
Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.
Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то на лицо выученная беспомощность. Очень непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.
Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно преодолевать их. Ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.
Именно этим объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых, точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к борьбе.
Ну хорошо, спросит читатель, а при чем тут боевое НЛП? Ответ прост. Как мы уже говорили, когда вы знаете, что с вами делают, есть описание этих состояний, против вас это уже не работает. Так вот, еще Роберт Дилтс в своей книге «Фокусы языка» описал некоторые виды ограничивающих убеждений.
Три наиболее распространенных типа ограничивающих убеждений так или иначе сводятся к безнадежности, беспомощности и никчемности. Они способны оказывать огромное влияние на психическое и физическое здоровье человека.
- Безнадежность — убежденность в том, что желанная цель недостижима, вне зависимости от ваших возможностей.
- Беспомощность — убежденность в том, что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.
- Никчемность — убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.
Безнадежность означает, что человек не верит в то, что желаемая цель в принципе возможна. Ее характеризуют следующие высказывания: «Что бы я ни делал, все равно. Я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».
Беспомощность означает, что даже если человек верит в существование и достижимость желаемого результата, он не верит в то, что способен достичь его. Этому состоянию присуще такое ощущение: «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».
Никчемность характерна для ситуаций, когда человек может поверить в то, что желаемая цель реальна и у него есть возможность добиться ее, но убежден, что не заслуживает того, о чем мечтает. Часто ее сопровождает ощущение, которое можно выразить так: «Я пустышка. Я никому не нужен. Я недостоин счастья или здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль, и муки, которые испытываю».
Опытный манипулятор проводит человека по всем трем типам убеждений с одной лишь целью — отрезать его от всех материальных и моральных ресурсов, превратить в «овощ», использовать по своему усмотрению. Как часто это делают с нами наши близкие?
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
Катерина Резникова,
Выученная беспомощность – вы не настолько умны
Заблуждение: Если вы попали в плохую ситуацию, вы сделаете все возможное, чтобы избежать ее.
Правда: Если вы чувствуете, что не контролируете свою судьбу, вы сдадитесь и примете любую ситуацию, в которой находитесь.
В 1965 году ученый по имени Мартин Селигман начал бить собак током.
Он пытался расширить исследования Павлова — парня, который мог вызывать слюноотделение у собак, когда они слышали звон колокольчика. Селигман хотел направиться в другом направлении, и когда он позвонил в колокольчик, вместо того, чтобы дать еду, он ударил их электричеством. Чтобы они оставались неподвижными, во время эксперимента он удерживал их ремнями безопасности.
После того, как они были обработаны, он поместил этих собак в большую коробку с небольшим забором, разделяющим ее на две половины. Они решили, что если позвонить в звонок, собака перепрыгнет через забор, чтобы убежать, но этого не произошло. Оно просто сидело и готовилось. Они решили попробовать поразить их током после звонка. Собака по-прежнему просто сидела и брала его. Когда они посадили в коробку собаку, которую никогда раньше не били током, и попытались ее разрядить, она перепрыгнула через забор.
Вы прямо как эти собаки.
Если в течение жизни вы пережили сокрушительное поражение, жестокое обращение или потерю контроля, со временем вы поймете, что выхода нет, а если вам предлагается побег, вы не будете действовать — вы становитесь нигилистом, который доверяет тщетности выше оптимизма.
Исследования пациентов с клинической депрессией показывают, что, когда они терпят неудачу, они часто просто сдаются и прекращают попытки. Обычный человек будет искать виноватых во внешних силах, когда они терпят неудачу в среднесрочной перспективе. Скажут, что профессор мудак, или что они не выспались. Депрессивные люди будут винить себя и считать себя глупыми.
Вы голосуете? Если нет, то это потому, что вы думаете, что это не имеет значения, потому что вещи никогда не меняются, или политики злые с обеих сторон, или один голос из нескольких миллионов не считается? Да, это выученная беспомощность.
Когда избитые женщины, или заложники, или подвергшиеся жестокому обращению дети, или заключенные с длительным сроком пребывания отказываются бежать, они делают это, потому что смирились с тщетностью попытки. Что это значит? Если эти люди выходят из своей ситуации, им часто бывает трудно совершить что-либо, что может привести к неудаче.
Любой продолжительный период негативных эмоций может привести к тому, что вы впадете в отчаяние и смиритесь со своей судьбой. Если вы останетесь в одиночестве в течение длительного времени, вы решите, что одиночество — это жизненный факт, и упустите возможность пообщаться с людьми. Потеря контроля в любой ситуации приведет к этому состоянию. Исследование, проведенное Лангером и Роденом в 1976 году, показало, что в домах престарелых, где поощряется конформизм и пассивность и выполняются все прихоти, здоровье и благополучие пациентов быстро ухудшаются. Если вместо этого людям в этих домах даются обязанности и выбор, они остаются здоровыми и активными. Это исследование было повторено в тюрьмах. Конечно же, просто позволив заключенным передвигать мебель и управлять телевизором, они не страдали от проблем со здоровьем и устраивали бунты. В приютах для бездомных, где люди не могут сами выбирать себе кровати или еду, жители с меньшей вероятностью попытаются устроиться на работу или найти квартиру.
Когда вы способны преуспеть в простых задачах, сложные задачи кажутся возможными. Когда вы не можете добиться успеха в небольших задачах, все кажется сложнее.
У крыс, получивших возможность избежать поражения электрическим током, вероятность развития опухолей в два раза ниже, чем у тех, кто вынужден их переносить. Крысы, уже страдающие от рака, умрут быстрее, если их подвергнуть неизбежному шоковому эксперименту.
Каждый день — ваша работа, правительство, ваша зависимость, ваша депрессия, ваши деньги — вы чувствуете, что не можете контролировать силы, влияющие на вашу судьбу. Итак, вы устраиваете микробунты. Вы настраиваете свой рингтон, красите свою комнату, собираете марки. Твой выбор.
Выбор, даже маленький, может сдержать сокрушительный вес беспомощности, но нельзя останавливаться на достигнутом. Вы должны дать отпор своему поведению и научиться терпеть неудачу с гордостью. Частые неудачи — единственный способ получить от жизни то, чего вы хотите. Помимо смерти, ваша судьба не неизбежна.
Ты не такой умный, но ты умнее собак и крыс. Не поддавайтесь пока.
youtube.com/embed/gFmFOmprTt0?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Я написал целую книгу, полную таких статей: «Теперь ты менее тупой — получи это сейчас!»
Amazon | Б&Н | БАМ | Индивидуальный | iTunes
Погрузитесь глубже в понимание того, насколько вы на самом деле заблуждаетесь, и узнайте, как вы можете использовать это знание, чтобы быть более скромным, лучше общаться и менее глупым в продолжении международного бестселлера You Are Not So Smart . Смотрите новый красивый трейлер здесь.
Ссылки:
Миллион научных статей о явлении
Видео занятия по выученной беспомощности на уроке психологии
Вот так:
Нравится Загрузка. ..
Вопящие псы Селигмана: Психология выученной беспомощности
Когда случаются плохие вещи, мы делаем все возможное, чтобы их исправить . Но если все наши усилия потерпят неудачу, это может создать постоянный высокий уровень стресса.
Это хроническое состояние стресса может побудить нас «узнать», что нет способа остановить или уменьшить бесконечные страдания, заставляя нас чувствовать себя глубоко «беспомощными».
Это когда люди впадают в «обусловленное поражение» и верят, что не контролируют происходящее. Поэтому им следует просто сдаться и принять все, что произойдет после этого.
- Принцип так изученной теории беспомощности был использован армией США для извлечения информации из захваченных «террористов».
- Часто жестокие нарциссы и психопаты создают состояние выученной беспомощности, чтобы заставить своих жертв страдать, не пытаясь убежать.
Что такое выученная беспомощность?
Выученная беспомощность – это состояние психического бессилия, вызванное неспособностью контролировать неприятное жизненное событие. Это происходит, когда человек неоднократно подвергается воздействию негативного стимула или болезненной ситуации, из которой ему не удается выбраться, несмотря на многочисленные попытки. Это усиленное чувство беспомощности.
Это основная концепция, вокруг которой психологи построили множество теорий и принципов. Его влияние выходит далеко за рамки науки, и сегодня об этом знают обычные люди.
Выученная беспомощность — это психологическое состояние, при котором люди узнают, что они не могут контролировать неприятные или вредные условия, что их действия бесполезны и что они беспомощны. — Hall & Goodwin, 2008
Выученная беспомощность — это психическое состояние поражения, в котором сила воли вынуждена сдаться перед внешними силами.
Эксперимент с выученной беспомощностью с собакой
Что это за эксперимент, в котором собаку бьют электрическим током?
Мартин Селигман провел исследования, в ходе которых собак помещали на пол, подвергая их воздействию электрического тока без возможности убежать. Когда собакам наконец дали возможность сбежать, они просто лежали и рыдали.
В серии экспериментов примерно в 1967 году Селигман показал, что, когда собаку постоянно бьют током, когда ей запрещают бежать, она позже отказывается от попыток побега, , даже когда путь к отступлению открыт .
Его исследование было опубликовано как Выученная беспомощность: теория и доказательства , Майер С.Ф. и Селигман М.Е. (1976) в Журнале экспериментальной психологии.
Селигман и его команда построили разделенную коробку с «шокирующим» полом с одной стороны и обычным полом с другой.
Позитивное мышление
Пожалуйста, включите JavaScript
Сначала они держали раздел низким. Когда собака находилась внутри «электрической» стороны, всякий раз, когда через пол проходил электрический разряд, она перескакивала через низкую перегородку на более безопасную сторону.
Эксперимент Мартина Селигмана с собакой (Изображение: Роуз М. Спилман, доктор философии, CC BY 4. 0, через Wikimedia Commons)Затем экспериментаторы подняли перегородку, чтобы закрыть камеры. На этот раз собаки не смогли убежать после ударов током. Они предпринимали отчаянные попытки найти выход всякий раз, когда наступал шок, но не могли.
Наконец они легли, всхлипывая каждый раз, когда чувствовали удар, даже не пытаясь встать. Они отметили этих собак как научившихся «беспомощности».
В следующем эксперименте, когда этих «беспомощных» собак поместили внутрь невысокой перегородки и подвергли ударам током, они просто лежали там. На этот раз перегородка была низкой, и собаки могли перепрыгнуть через нее. Но поскольку Селигман приучил их быть «беспомощными», они просто лежали, терпя удары током и беспомощно хныкая.
Мозг этих скулящих собак говорит им, что независимо от того, что они делают, они не могут остановить удары током. Поэтому, полагая, что они не контролируют ситуацию, они беспомощно плачут в своей коробке.
Существуют ли признаки выученной беспомощности у лошадей?
Психология выученной беспомощности у людей
Исследователи наблюдали и изучали выученную беспомощность у людей. Это может произойти, когда человек чувствует себя бессильным изменить свои обстоятельства, даже если у него есть возможность сделать это. Это может проявляться как неадекватная поведенческая реакция на трудности, например, избегание проблем, потеря навыков решения проблем и негативный аффект.
- Хронический стресс может лишить человека способности справляться со стрессом и привести к безнадежным мыслям.
- Когда человек видит, что не может выйти из стрессовой ситуации, его безнадежность усиливается.
- Это состояние пессимизма и бессилия заставляет их прийти к выводу, что они должны страдать до последнего вздоха.
- Они, наконец, смиряются со своей судьбой, вынуждены признать, что никогда не смогут изменить ситуацию, что бы они ни делали.
- В чем-то похожем на Стокгольмский синдром , они отказываются от попыток выйти из ситуации, , даже если есть шанс сбежать .
- Они говорят себе, что стали слишком слабыми, чтобы предпринимать какие-либо усилия, чтобы уйти от болезненной ситуации. Таким образом, они пытаются сохранить свою энергию, терпя боль.
- Плач от боли, кажется, облегчает всю тяжесть боли.
Выученная беспомощность — это реакция капитуляции. Это убежденность в том, что ничто из того, что вы делаете, никогда не сможет улучшить вашу ситуацию. Это заставляет вас сказать: «Выхода нет, так что позвольте мне просто сдаться».
Повторяющиеся неудачи, несмотря на все усилия, могут лишить борющегося человека управляемости. Они начинают чувствовать, что их усилия бесполезны, и перестают пытаться, что может привести к саморазрушительному циклу негативного мышления и поведения.
Беспомощность, вызванная, казалось бы, неконтролируемыми негативными переживаниями, может резко снизить мотивацию и инициативу, а также вызвать симптомы тревоги и депрессии.
Это может серьезно повлиять на качество жизни, вызывая проблемы в отношениях, на работе, а также в личной мотивации и успехе.
Выученная беспомощность может даже изменить физическую структуру мозга (Hammack & Cooper, 2012).
Причины выученной беспомощности: Как научиться быть беспомощным?
Hammack и др. (2012) обнаружили, что повышенная активность серотонина в дорсальном ядре шва (DRN) головного мозга играет решающую роль в развитии выученной беспомощности.
Серотонин — это химическое вещество мозга, вызывающее чувство вознаграждения или даже удовольствия; он высвобождается в ответ на приятное действие.
Другие гипотезы предполагают более обширную химическую основу того, что заставляет людей учиться беспомощности:
- снижение норадреналина (система возбуждения),
- снижение ГАМК (нейротрансмиттер), 900 87 падение серотонин и дофамин (нейротрансмиттеры хорошего самочувствия),
- повышение уровня гормона кортизола (широко известного как гормон стресса ).
Беспомощность связана с рядом психических заболеваний, таких как депрессия, тревога, фобии, застенчивость и одиночество.
Некоторые исследователи считают, что то, как люди интерпретируют причины поведения и событий и объясняют определенное событие в положительном или отрицательном ключе, определяет, разовьется ли у них выученная беспомощность.
На развитие выученной беспомощности влияет особый способ объяснения, известный как пессимистический стиль объяснения . Люди с таким стилем имеют большую вероятность научиться беспомощности.
Повышение активности миндалевидного тела (сильные эмоции) также был предложен.
Примеры выученной беспомощности
1. Выученная беспомощность в академической среде
Учащийся, который долгое время боролся с определенным предметом и не смог добиться прогресса, несмотря на усилия и поддержку учителей и родителей, может научиться беспомощности.
Учащийся может начать чувствовать, что он не способен совершенствоваться в этом предмете, и перестать пытаться, что может привести к плохим оценкам и неуверенности в себе.
2. Выученная беспомощность в отношениях
В оскорбительных отношениях жертва может попасть в ловушку жестокого обращения и чувствовать себя беспомощной, чтобы изменить ситуацию.
Со временем жертва может потерять чувство свободы воли и начать верить, что она не может сбежать или изменить свои обстоятельства, даже если представится такая возможность.
3. Выученная беспомощность на рабочем месте
Сотрудник, который неоднократно предлагал изменения или улучшения своему руководителю или руководителю, но его постоянно игнорировали, может начать чувствовать себя бессильным произвести изменения на своем рабочем месте.
Они могут перестать вносить предложения или давать отзывы, чувствуя, что это ничего не изменит, и потерять интерес к своей работе и потерять мотивацию.
Вот еще один пример выученной беспомощности из рабочей среды:
Подумайте о психологической пытке от токсичного начальника. Он не только мучает вас, но и не отпускает под предлогом юридических обязательств.
Его непрекращающиеся мучения подрывают вашу волю к попытке покинуть фабрику, поскольку вы понимаете, что никакие ваши действия никогда не остановят вашего босса. Думаешь, даже если ты уйдешь, они могут вызвать полицию и притащить тебя обратно.
Все это доводит вас до состояния беспомощности.
В таком состоянии, даже когда ваш начальник перестанет приходить в офис , вы не пытаетесь уйти с работы или делать меньше из страха быть обнаруженным и подвергнутым пыткам больше.
Каковы симптомы выученной беспомощности?
Выученная беспомощность может проявляться по-разному, но некоторые общие симптомы включают:
1. Легко сдаться
Это может помешать людям пытаться достичь своих целей, потому что они чувствуют, что их усилия ничего не дадут . Это может привести к потере мотивации и вызвать чувство смирения.
2. Низкая самооценка
Это может вызвать чувство неадекватности и негативное отношение к себе. Люди могут чувствовать, что «их лучшие дни позади», они бессильны улучшить свой статус и никогда не смогут добиться успеха.
3. Тревога и депрессия
RETALPQ Лакомства для собак, игрушки-кормушки для еды, интерактивные игрушки для собак, умственное обогащение
- 【Размер 】9,65″ *9,65″ * 1 0,14″ (Д*Ш* H), подходит для щенков и кошек, которые могут получить пищевые награды, спрятанные в лабиринте, перемещая ползунок.0088
- 【Игрушки Slow Feede】 Используйте эту развивающую игровую игрушку, чтобы тренировать мозг собаки, которая поможет удовлетворить потребности собаки в инстинктах, натренирует обоняние питомца и позволит собаке получать удовольствие от кормления, используя нос или лапу для перемещения. ползунок, обеспечивая стимул духа.
- 【Интерактивные игрушки для собак】Это забавная интерактивная игрушка-пазл для щенков, которая легко может стать ближайшим компаньоном и игрушкой для ваших щенков и кошек, а также снизит нагрузку на собак. Находите еду, раздвигая части, чтобы улучшить удовольствие от еды и IQ.
- 【Игрушки-пазлы для собак】Эта медленная кормушка побуждает домашних животных есть с более медленной скоростью, помогает замедлить время кормления, чтобы помочь собаке переваривать пищу, и может предоставить вашей собаке разнообразные полезные закуски.
- 【Игрушки для собак】Нет неразрушимых игрушек. Не оставляйте игрушки без присмотра домашних животных. В случае повреждения снимите и замените игрушку. Если у вас возникнут проблемы, пожалуйста, свяжитесь с нашей командой, и мы поможем вам.
Это может привести к чувству безнадежности, беспомощности и отчаяния, которые могут способствовать тревоге и депрессии.
4. Отсутствие инициативы
Люди с выученной беспомощностью могут чувствовать, что они не контролируют свою жизнь, и могут стать пассивными, лишенными инициативы и избегающими новых вызовов.
5. Эмоциональная отстраненность
Эти люди могут эмоционально отстраняться от ситуаций, что приводит к отсутствию интереса к деятельности ( ангедония ). Они также теряют интерес к другим, даже к своим близким отношениям.
Выученная беспомощность и депрессия
Эксперимент Селигмана с выученной беспомощностью на собаке привел его к предположению, что это явление похоже на реактивную депрессию у людей и может привести к другим связанным психическим заболеваниям.
В своей основополагающей статье Селигман сказал, что и выученная беспомощность, и реактивная депрессия вызваны ожиданием того, что усилия не повлияют на реакции и результаты.
Селигман утверждал, что феномен выученной беспомощности очень похож на человеческую депрессию. В частности, мотивационный, когнитивный и эмоциональный дефицит, появившийся у беспомощных собак, по-видимому, имитировал симптомы реактивной депрессии, при которой человек впадает в депрессию после серьезного жизненного стресса. — Исааковиц и Селигман, Энциклопедия стресса (второе издание), 2007 г.
Первоначальная модель депрессии Селигмана, основанная на выученной беспомощности, имела несколько недостатков.
- Во-первых, как не каждая собака становится беспомощной после неконтролируемых ударов, так и не каждый человек впадает в депрессию после стрессовых событий с неконтролируемыми последствиями.
- Во-вторых, он не мог провести различие между верой депрессивного человека в то, что он не может лично влиять на результаты, и верой в то, что независимость реакции от результата универсальна.
Абрамсон, Селигман и Тисдейл предложили переработанную модель в 1978. Это было основано на идее, что, когда происходит стрессовое событие, люди не просто замечают будущие последствия. Они также спрашивают себя, почему произошло событие.
У людей есть типичные способы ответа на этот вопрос, и это называется их объяснительным стилем .
Что такое объяснительный стиль?
Стиль объяснения, также известный как стиль атрибуции, — это способ, которым люди объясняют причины событий и поведения. Это познавательный процесс, который включает в себя создание положительных или отрицательных выводов о результате.
Может быть двух типов: Оптимистичный объяснительный стиль и Пессимистический объяснительный стиль .
Каждый стиль может иметь три измерения:
- Стабильный или нестабильный: рассматривается ли причина как постоянная или временная.
- Внутреннее или внешнее: приписывается ли причина самому себе или внешним факторам.
- Глобальное или конкретное: рассматривается ли причина как затрагивающая другие сферы жизни или ограниченная конкретной ситуацией.
Люди с оптимистичным стилем объяснений склонны объяснять негативные события внешними, нестабильными и специфическими факторами, а позитивные — внутренними, стабильными и глобальными факторами.
Люди с пессимистичным стилем объяснений поступают наоборот. Они склонны приписывать негативные события внутренним, стабильным и глобальным факторам, а позитивные — внешним, нестабильным и специфическим факторам.
Пессимистичные люди склонны легко сдаваться, когда сталкиваются с жизненными трудностями.
Они начинают с убеждения, что желаемый результат недостижим. А даже если бы и было, их собственные действия никак на это не повлияют.
Стили объяснения могут влиять на эмоции, поведение и психическое здоровье человека.
Селигман указал, что выученная беспомощность наблюдалась у людей, у которых был пессимистический стиль объяснения . У них низкая самооценка и склонность к депрессии.
3 P пессимизма
Люди с пессимистическим стилем объяснения часто описывают негативные события как:
- P постоянные,
- P непроходящие и
- P личные. др.
По сути, пессимисты говорят себе, что плохие события будут длиться долго или навсегда, затронут все стороны их жизни и будут мешать только им, а не другим.
В статье, опубликованной в International Journal of Stress Management, исследователь П. К. Генри написал, что люди, которые воспринимают события как неконтролируемые, с меньшей вероятностью изменят нездоровые модели поведения. Это может заставить их пренебрегать здоровыми привычками, такими как диета, физические упражнения и лечение.
Генри также обнаружил, что люди, которые имели оптимистичный стиль объяснения и поэтому объясняли события своей жизни положительно, имели больше положительных эмоций и меньше думали негативно.
Как побороть выученную беспомощность?
Вы можете преодолеть выученную беспомощность, изменив свое мышление на более позитивный и оптимистичный взгляд. Вы можете использовать позитивный внутренний диалог, упражнения на визуализацию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). При правильной поддержке и инструментах вы можете восстановить чувство контроля над своей жизнью.
Как избавиться от выученной беспомощности? Целенаправленно отказываясь от усвоенного поведения. Все, чему вы можете научиться, вы также можете разучить.
- Во-первых, осознайте, что вы стали жертвой этого.
- Тогда вы можете попытаться выяснить, почему это случилось с вами.
- Тогда напомните себе, что у вас есть сила что-то изменить.
- Начните более позитивно интерпретировать ситуации и сосредоточьтесь на вещах, которые вы можете контролировать.
Конечно, никто не может контролировать каждый аспект сложной ситуации. Но сосредоточение внимания на вещах, которые вы можете контролировать, может постепенно перерасти в чувство позитива и оптимизма.
Противоположностью выученной беспомощности является «выученный оптимизм».
Селигман написал об этом книгу: Наученный оптимизм: как изменить свое мышление и свою жизнь. В нем он пишет:
» Оптимисты и пессимисты: я изучаю их последние двадцать пять лет. Отличительной чертой пессимистов является то, что они склонны верить, что плохие события будут длиться долго, подорвут все, что они делают, и что они происходят по их собственной вине. Оптимисты, столкнувшиеся с такими же тяжелыми ударами этого мира, думают о несчастье наоборот. Они склонны считать поражение лишь временным препятствием, что его причины ограничиваются одним этим случаем. Оптимисты считают, что поражение произошло не по их вине: его вызвали обстоятельства, невезение или другие люди. Таких людей не смущает поражение. Столкнувшись с плохой ситуацией, они воспринимают ее как вызов и стараются изо всех сил.
«Однако я обнаружил, что от пессимизма можно избавиться. »
[ Мартин Селигман широко известен как Отец позитивной психологии . Некоторыми подтемами в этой области являются устойчивость, осознанность и поток (оптимальное состояние счастья).]
Каковы 3 элемента «выученной беспомощности»?
Выученная беспомощность имеет эти три элемента: непредвиденные обстоятельства, познание, и поведение . Скорее всего, это произойдет, если у человека пессимистический стиль объяснения, то есть он описывает негативные события как 9.0003 постоянный , всеобъемлющий и личный .
В чем суть исследования Селигмана выученной беспомощности у собак?
Суть эксперимента Селигмана с выученной беспомощностью заключалась в том, чтобы показать, как долго тяжелые условия могут заставить животное принимать пессимистические взгляды и поведение.
Депрессивные собаки Селигмана показали, что их беспомощность была не просто результатом физической усталости или апатии, а скорее состоянием «условного поражения», в котором они усвоили, что не контролируют окружающую среду. Собаки Селигмана перестали пытаться убежать даже тогда, когда могли, узнав, что не могут остановить то, что с ними происходит.
Это исследование помогло нам понять, как некоторые люди могут испытывать пессимизм и депрессию, и как мы можем помочь им обрести чувство контроля над своей жизнью.
Можно ли обратить вспять «выученную беспомощность»?
Да, выученную беспомощность можно обратить. Поскольку это выученное поведение, от него можно отучиться сознательным усилием. Решающим аспектом в преодолении этого является подтверждение себе, что вы отвечаете за ситуацию.
Заключительные слова
Выученная беспомощность может быть циклом самосбывающихся пророчеств, который подразумевает, что то, что люди желают, на самом деле сбывается.
Таким образом, когда люди считают себя беспомощными, они сопротивляются новым возможностям. Это снижает их шансы изменить свое нынешнее положение. Затем это усугубляет их чувство беспомощности.
Что действительно может помочь разорвать порочный круг, так это осознание того, что независимо от того, где вы находитесь, вы можете добиться большего, сделав первый шаг к более счастливой жизни уже сегодня.
• • •
10 секретов счастья из позитивной психологии
11 проверенных способов создать сильное позитивное мышление
• • •
Биография автора: Автор и рецензент: Сандип Рой — врач, писатель-психолог и исследователь счастья. Основатель и главный редактор блога «Счастье». Пишет о психическом здоровье, счастье, внимательности, позитивной психологии и философии (особенно стоицизм).
• История нашего счастья !
√ Если вам понравилось, пожалуйста, распространите слово .
Запасная приманка Outward Hound Tail Teaser для палочки Dog Teaser Wand, коричневая
- ЗАМЕНА ПРИМАНКИ: если ваши существующие приманки сильно изношены или вы хотите изменить стиль, эта запасная деталь сохранит удовольствие от вашей Outward Hound Tail Teaser , продано отдельно.
- ПЛЮШЕВЫЕ ИГРУШКИ ПИСК И ПОГРУЗКА: плюшевые игрушки из искусственного меха в сочетании с писком и грохотом, имитирующим звук добычи, активируют естественные охотничьи инстинкты вашей собаки.
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ И НА УЛИЦЕ: Tail Teaser — это компактная игрушка, которую вы можете взять с собой в парк или использовать дома, чтобы ваша собака была счастлива и находилась в хорошей физической форме.
- ПАРЫ С КОМПЛЕКТАМИ ДЛЯ АДЖИЛИТИ НА МОЛНИИ И МАСШТАБИРОВАНИИ: Хвост-дразнилка станет идеальным дополнением к комплектам для ловкости, если вы хотите научить своего щенка командам, трюкам или просто повеселиться!
- БЕЗОПАСНАЯ ИГРА: неразрушимых игрушек не бывает.