Вюрцбургская школа психологии: Вюрцбургская школа — Психологос

Школа Вюрцбургская. Что такое «Школа Вюрцбургская»? Понятие и определение термина «Школа Вюрцбургская» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Школа Вюрцбургская – направление в психологии, принадлежащее антисенсуалистической концепции. Основными методами изучения был лабораторный эксперимент и выработанный на его основе метод самонаблюдения.

Школа получила название благодаря одноименному университету, при котором она была создана в начале XX века. Создателем школы был немецкий психолог и философ Освальд Кюльпе, в числе его сподвижников были А. Майер, А. Мессер, К. Марбе и другие. Вюрцбургская школа получила известность во многом благодаря разработке метода самонаблюдения. Этот прием предполагает, что испытуемый самостоятельно фиксирует свои состояния на каждом из этапов, предписанных условиями эксперимента.

Представители Вюрцбургской школы определили, что процесс мышления совершенно уникален, его изучение невозможно посредством применения логических законов или закона ассоциаций. Отталкиваясь от того, что установка выступает в роли главного элемента, представители школы, однако, расходились во мнении, насколько она связана с сознанием. Вопреки распространенной в то время психологической теории, они также выдвинули идею о том, что сознание содержит компоненты несенсорного характера – так в психологии появилась категория «чистое мышление».

Работы последователей Вюрцбургской школы внесли существенный вклад в изучение вопроса мышления, изменили представление о сознательных актах. Дальнейшее развитие эти концепции получили в рамках гештальт-психологии, трудах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна.

< Школа антропологическая английская

Школа Женевская >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Встречаюсь с женатым мужчиной и не чувствую вины»: история читательницы и комментарий психолога
    • Парафилия: почему людей возбуждают странные вещи — 3 любопытных факта
    • Профайлинг и ложь: как следователи распознают обман
    • «Однокурсники получают огромные зарплаты, а я — ничтожество. Разве я не заслужила хорошей жизни?»
    • Взять в руки: 4 проверенные техники массажа
    • Что я знаю о папе. Часть 2. Рукадор и Марадонов
    • «Только спокойствие!»: можно ли достичь безмятежности в кризисное время — интервью психотерапевта
    • «Обожаю быть пьяной: я раскрепощаюсь и начинаю легко общаться с людьми»

    Сегодня читают

    • «Семьи нет, друзей нет, в карьере — потолок. Для чего я живу?»
    • «Жена не может забыть мою измену и бьет по лицу. Как наладить отношения?»
    • Достаточно четырех минут: психологи выяснили, как первое впечатление влияет на исход свидания
    • С любимыми расставайтесь: почему поддерживать отношения на расстоянии лучше, чем жить вместе
    • «Взрослая дочь не разрешает мне жить с мужчиной в нашей квартире»
    • «Муж переписывается с другой женщиной: сожалеет о браке и жалуется, что я плохая мать»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    7.

    Исследование мышления в вюрцбургской школе.

    Вторая волна эмпирической проверки ассоциативной психологии и экспериментальных исследований исходила из Вюрцбургской школы, основателем которой был ученик Вундта О. Кюльпе. Вюрцбуржцы сосредоточили основное внимание на исследовании высших психических процессов, среди которых центральное место занимало мышление.

    В качестве методического приема для исследования мышления вюрцбуржцы использовали задачу или вопрос. Они предлагали своим испытуемым математические и лингвистические задания, для решения которых необходимо было произвести определенные операции с числами, изложить в словесной форме смысл фраз, метафор или пословиц. Наряду с этим была использована традиционная интроспекция, дополненная ретроспективным отчетом о непосредственных переживаниях, испытываемых субъектом в процессе решения экспериментальных заданий. Чтобы исключить предвзятость и повысить надежность самонаблюдения, проводилось специальное обучение, в ходе которого формировались навыки составления самоотчетов.

    В исследованиях Н.Аха экспериментальная задача вводилась испытуемым, находящимся в состоянии гипнотического сна. Оказалось, что после выхода из гипнотического состояния испытуемые решали внушенную им задачу, но не могли дать отчет о мотивах, цели и смысле собственных действий. Опыты с гипнозом показали, что не все в процессе решения задач осознается и что существуют скрытые тенденции, определяющие избирательность и направленность мышления.

    Опыты с испытуемыми, находящимися в бодрствующем состоянии показали, что избирательность мышления определяется не только прошлым опытом, как полагали ассоцианисты, но и тем, который приобретает субъект во время анализа условий экспериментального задания.

    Новые факторы, определяющие направленность мышления человека были названы «установкой» (Г. Уатт) и «детерминирующей тенденцией» (Н. Ах). Позже был обнаружен ещё один фактор, организующий мышление – «антиципирующая тенденция». Было показано, что на определенном этапе решения задачи возникает (формируется) «антиципирующая схема решения» как некий эквивалент ещё не достигнутого, но уже предвосхищаемого результата.

    В этот момент возникает соответствующая (антиципирующая) тенденция, направляющая, ускоряющая и завершающая процесс решения (О. Зельц).

    Таким образом, был экспериментально обоснован то факт, что мышление не только репродуцирует опыт, применяя его к решению предстоящих задач, но и конструирует способы решения, детерминированные непосредственно воспринимаемой ситуацией, вытекающие из анализа условий задачи и не имеющие аналогов в прошлом. Другими словами, мышление имеет продуктивный характер.

    В опытах с лингвистическими заданиями вюрцбуржцы обнаружили, что не все испытуемые способны выразить словесно суть метафор и пословиц. Даже выбор из предполагаемого списка аналогичных по смыслу вызывал большие затруднения. Кроме того, переход от восприятия фраз и пословиц к пониманию их смысла не поддавался интроспективному анализу. Вюрцбуржцы проводили тысячи тренировочных упражнений с испытуемыми, обучая их интроспекции, сами выступали в качестве испытуемых и получали один и тот же результат.

    Отсюда был сделан вывод о том, что смысл, как таковой, не связан ни с представлениями, ни с речью.

    Согласно Кюльпе, мышление иначе относится к объекту по сравнению с ощущениями и восприятием. Смысл, по Кюльпе, представляет собой переживание отношений, лишенное сенсорного содержания и чувственной наглядности. Согласно К. Бюлеру, речь отягощает мышление, сдерживает акт осознания, существенных для решения задачи отношений и препятствует переходу от лингвистических значений слов к смыслу фраз и предложений. Речь, по Бюлеру, нужна только на стадии уяснения условий задачи и сообщения результата решения.

    Выводы были закреплены в таких понятиях как «безобразное мышление» и «чистая мысль». Прояснить значение фактов, полученных в исследованиях вюрцбургской школы помогла весьма показательная в определенном отношении полемика между В. Вундтом и О. Кюльпе.

    Вундт считал, что любое понятие, даже абстрактное, образуется за счет соединения или склеивания однородных и разнородных образов, и что при тщательном анализе можно совершить обратный процесс – расчленение понятия на элементарные чувственные составляющие.

    Кюльпе был не согласен со своим учителем. Оба психолога использовали один и тот же метод, но получали при этом разные результаты. Дискуссия между ними продемонстрировала тот факт, что результаты интроспективных исследований зависят от убеждений испытуемых и, самое главное, от теоретических предпосылок и ожиданий экспериментаторов. В итоге каждый из дискутантов получал результаты, которые не противоречили его теоретическим воззрениям.

    Отдавая должное исследователям вюрцбургской школы, отметим, что они были первыми, кто использовал метод решения задач, толкование фраз и пословиц, кто рассматривал мышление как активный, целенаправленный процесс в отличие от пассивного ассоциирования, кто пошел по пути поисков специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Метод интроспекции был доведен до пределов совершенства и все возможности его применения были исчерпаны. После этого стало очевидным, что необходимы новые подходы к исследованию мышления, альтернативные интроспективной психологии.

    Вюрцбургская школа | психология | Britannica

    В мыслях: процесс мышления

    Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела прототип направленного мышления в эксперименте «ассоциация с ограничениями», в котором испытуемый должен представить слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…

    Подробнее

    «,»url»:»Introduction»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData» :{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null, «nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:1442548}],»familyPanel»:{«topicInfo»: {«id»:1442548,»title»:»Вюрцбургская школа»,»url»:»https://www.britannica.com/science/Wurzburg-school»,»description»:»Мысль: Процесс мысли: Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела свет. Прототип направленного мышления в эксперименте «ассоциация по принуждению», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…», «тип»: «ТЕМА», « titleText»:»Вюрцбургская школа»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Вюрцбургская школа: мысль: Процесс мышления: Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе увидела прототип направленного мышления в эксперименте с «условной ассоциацией», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…»,»identifierHtml»:»psychology»,»identifierText»:»psychology «,»topicClass»:»наука»,»topicKey»:»Вюрцбургская школа»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX «,»relativeUrl»:»/science/Wurzburg-school»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/1442548/»},»topicLink»:{«title»:»Вюрцбургская школа»,»url»:»https ://www.britannica. com/science/Wurzburg-school»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»References»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»: {«contributors»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»: {«contributors»:null,»title»:»Вюрцбургская школа»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.

    britannica.com/science/Wurzburg-school»},»websites»:null ,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Wurzburg school»,»wordcount «:0,»url»:»https://www.britannica.com/science/Wurzburg-school»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Вюрцбургская школа :think: Процесс мысли: Вюрцбургская школа под руководством немецкого психолога и философа Освальда Кюльпе видела прообраз направленного мышления в «принужденном -ассоциация», в котором испытуемый должен указать слово, имеющее определенное отношение к слову-стимулу (например, противоположное…»},»initialLoad»:true}

    Статья о вюрцбурге+школе из The Free Dictionary

    Вюрцбург+школа | Статья The Free Dictionary о вюрцбурге+школе

    Вюрцбург+школа | Статья о вюрцбурге+школе в The Free Dictionary


    Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *