Взаимосвязь характера с темпераментом
25.04.2011Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.
- Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
- Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента.
- Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
- Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
- Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.
И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.
Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически.
Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.
Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.
Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.
Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).
Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.
Ключевые слова: Характер, Темперамент
Материалы по теме |
---|
Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер» … |
Формирование характера. Темперамент и характер Штейнмец А.Э., Общая психология |
Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера … |
Характер и факторы, его обусловливающие Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,… |
Характеристика типов темперамента Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
История учений о типах темперамента Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :… |
Уровневая типология характеров А. Лазурского … |
Мазохистский тип характера Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии |
Взаимосвязь характера и темперамента человека
Темперамент и характер являются одними из основных понятий психологии личности. Они имеют тесную взаимосвязь и формируют индивидуальность и неповторимость человека. Различные ученые и психологи в своих научных трудах описывают межличностные взаимодействия и трудовую деятельность типом его темперамента [2, c. 111].
Имеется множество трактовок понятия темперамент и характер. Рассмотрим общепринятые трактовки. Темпераментом принято считать совокупность специфических особенностей прохождения психодинамических процессов в организме человека. Темперамент закладывается с рождения и чаще передается по наследству, при этом тип темперамента может быть смешанным, что также генетически объясняется. Выделяют четыре типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик [3, с. 568]. Характер же обуславливает неповторимую уникальность каждого человека [1, с. 34].
Взаимосвязь между характером и темпераментом изучается учеными на протяжении многих лет. Некоторые из них считают, что темперамент является основой характера, который доминирует над ним. По мнению других, это характер со стабильной личностной чертой, которая может влиять на темперамент и изменять его.
Характер – набор основных и практически неизменных ментальных особенностей человека, которые задают человеку определенное поведение в тех или иных ситуациях [3, c. 592].
Формирование характера происходит в течение жизни человека. Образовательная среда, социальные установки и отношения играют важную роль в ее формировании. Люди, живущие в схожих условиях, имеют одни и те же черты характера, хотя их темперамент может отличаться.
Достижение способностей и целей человека во многом зависит от его характера. Высокая требовательность к себе, критическое отношение к работе, вера в собственные способности и цели формируют характер человека.
Глубокие и устойчивые интересы тесно связаны с особенностями характера индивида. Напротив, отсутствие независимости и целостности личности, говоря о поверхностных интересах, является скорее имитацией.
Физиологической основой характера и темперамента является тип нервной системы. Хотя эта связь не прямая, а косвенная. Люди с одинаковыми чертами личности могут иметь разные типы нервной системы, и наоборот, люди с разными чертами личности могут иметь один и тот же тип нервной системы.
Хотя темперамент не определяет все черты характера, существует довольно тесная связь между характером и темпераментом. Волевой человек может быть не очень темпераментным, и наоборот, волевой человек может иметь слабый характер вместо волевого характера. Социальная природа флегматичного или оптимистичного человека проявляется по-разному у людей с разными личностями.
Согласно российской методике классификации черт личности, их формирование связано с психологическими процессами. В связи с этим возникают эмоциональные (порывистость, гнев, восприимчивость, инертность, реакция и т. д.), волевые (решительность, самоконтроль и др.) и интеллект (вдумчивость, остроумие и т. д.).
Следовательно, характер – это определенная система характеристик, присущих каждому конкретному человеку. Его свойства взаимосвязаны, изменяются в течение жизни и представляют собой формирование целого.
Различные черты личности, такие как восприимчивость, настроение, импульсивность и тревожность, зависят от темперамента. Сочетание этих свойств создает темперамент личностного типа, поэтому мы вынуждены абстрагироваться от чистого динамического описания и содержать в нем характерные личностные качества. Те проявления темперамента, которые становятся личностными характеристиками, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и так далее.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, которые включают способность к упражнениям с такими основными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и торможение. Прежде всего, эти способности включают сложные и точные движения, со сложными траекториями и неравномерным темпом. Они также включают в себя способности, связанные с улучшением производительности, защитой от помех, выносливостью и необходимостью концентрироваться в течение длительного периода времени [3, c. 590].
Темперамент, однако, не является полностью решающим фактором. Люди с одинаковыми чертами темперамента могут иметь совершенно разные личности. Характеристики темперамента могут только способствовать или противодействовать формированию определенных черт характера. Наконец, количество типов темперамента невелико, а количество типов характера намного больше.
Атрибуты темперамента иногда даже в какой-то степени конфликтуют с характером. Например, человек с сильной нервной системой может быть ленивым, в то время как слабые, наоборот, прилежны. У человека с хорошим характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится ее динамической стороной, включающей определенную эмоциональную направленность свойств характера, определенную скорость психологических процессов и проявлений личности.
В формировании динамических стереотипов важную роль играют характеристики второй сигнальной системы, через которую осуществляется социальное влияние и самодействие. Конечно, природа второй сигнальной системы также очень важна. Например, если человеку нравится правда, то он старается говорить длинными и подробными фразами, стараясь, чтобы его правильно поняли, и в результате – он мыслит более ясно. В результате со временем у него выработался более уравновешенный характер. Другая сторона не любит правды, высказывает свое мнение, слова для него только средство общения. Ему нравится собирать и распространять самые разные и противоречивые мнения. В трудных ситуациях ему труднее полагаться на собственный разум, и он более склонен к истерикам и панике. Такой человек в конечном итоге сформирует неуравновешенный характер.
Поэтому характеристики темперамента и характера органически связаны друг с другом, и эта связь иногда очень ясна и очень тонка в определенном месте. В то же время переплетение многих характеристик характера и темперамента во многом определяет личностное лицо человека, его индивидуальность. Характер не рождается – это формирование, развитие и изменение всей жизни человека. Характер человека очень важен для социальной среды, отношений с этой средой. Можно сказать, что характер человека всегда является продуктом общества и социальных отношений.
Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Оптимистичные люди обычно общительны, открыты, разговорчивы, живы, активны, но часто беззаботны и не всегда стремятся выполнить свою работу. Люди с желчевыводящими путями имеют частые перепады настроения, активны, но в то же время импульсивны, чувствительны и позитивны, в основном оптимистичны. Регулярность, спокойствие и надежность особенно очевидны в темпераменте человека с мокротой. Они смирны, но они пассивны. Депрессия очень чувствительна к людям, обычно наблюдательным, но поэтому тревожным, замкнутым, быстро раздражающимся и много беспокоящимся, пессимистичным.
Мы можем сформулировать следующие идеи об их роли в структуре личности. Темперамент обеспечивает базовую регуляцию поведения в нормальных условиях жизни, присущую конкретному индивиду: типичный способ и уровень потребления энергии, скорость переключения с одной деятельности на другую, темп индивидуального поведения и уровень потребления энергии. Характер, с другой стороны, следует рассматривать как защитный механизм, который формируется как устойчивая система поведенческих стратегий, основанных на положительных или отрицательных действиях индивида при преодолении каких-либо ситуаций.
Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Характер – это достаточно инертная особенность, но гораздо динамичнее, чем темперамент. Темперамент воздействует на то, в какой форме и как проявляется характер. Он специфично заполняет определенные черты характера.
Взаимодействие между темпераментом ребенка и родителей и проблемами поведения ребенка
1. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, Rothbart MK, Thomas A, Chess S, et al. Круглый стол: что такое темперамент? Четыре подхода Child Dev. 1987; 58: 505–29. [PubMed] [Google Scholar]
2. Шайнер Р., Каспи А. Личностные различия в детстве и юности: измерение, развитие и последствия. J Детская психологическая психиатрия. 2003;44(1):2–32. [PubMed] [Google Scholar]
3. Реттью Д.К., Макки Л. Темперамент и его роль в психопатологии развития. Харв Рев Психиатрия. 2005;13(1):14–27. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Куо П.Х., Чжи Ю.К., Сун В.Т., Ян Х.Дж., Чен В.Дж. Оценка особенностей личности и их связь с поведенческими проблемами у подростков: трехмерный личностный опросник и личностный опросник Айзенка для юниоров. Компр Психиатрия. 2004;45(1):20–8. [PubMed] [Google Scholar]
5. Tremblay RE, Pihl RO, Vitaro F, Dobkin PL. Прогнозирование раннего начала мужского антиобщественного поведения по дошкольному поведению. Арх генерал психиатрия. 1994;51(9):732–9. [PubMed] [Академия Google]
6. Уиллс Т.А., Дюамель К., Ваккаро Д. Активность и темперамент настроения как предикторы употребления психоактивных веществ подростками: тест опосредованной модели саморегуляции. J Pers Soc Psychol. 1995;68(5):901–16. [PubMed] [Google Scholar]
7. Schmeck K, Poustka F. Расстройства темперамента и деструктивного поведения. Психопатология. 2001;34(3):159–63. [PubMed] [Google Scholar]
8. Каспи А. Ребенок — отец мужчины: преемственность личности от детства до взрослой жизни. J Pers Soc Psychol. 2000;78(1):158–72. [PubMed] [Академия Google]
9. Hoza B, Pelham WE, Waschbusch DA, Kipp H, Owens JS. Настойчивость в академических задачах нормально достигающих СДВГ и контрольных мальчиков: успеваемость, самооценка и атрибуция. J Consult Clin Psychol. 2001;69(2):271–83. [PubMed] [Google Scholar]
10. Прайор М., Смарт Д., Сансон А., Оберклайд Ф. Продольные предикторы поведенческой адаптации у детей предподросткового возраста. Aust NZJ Психиатрия. 2001;35(3):297–307. [PubMed] [Google Scholar]
11. Biederman J, Rosenbaum JF, Bolduc-Murphy EA, Faraone SV, Chaloff J, Hirshfeld DR, et al. 3-летнее наблюдение за детьми с поведенческим торможением и без него. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993;32(4):814–21. [PubMed] [Google Scholar]
12. Schwartz CE, Snidman N, Kagan J. Подростковая социальная тревожность как результат заторможенного темперамента в детстве. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1999;38(8):1008–15. [PubMed] [Google Scholar]
13. Warner MB, Morey LC, Finch JF, Gunderson JG, Skodol AE, Sanislow CA, et al. Продольная связь черт личности и расстройств. J Abnorm Psychol. 2004;113(2):217–27. [PubMed] [Google Scholar]
14. Nigg JT, Hinshaw SP. Родительские черты личности и психопатология, связанные с антисоциальным поведением в детском синдроме дефицита внимания и гиперактивности. J Детская психологическая психиатрия. 1998;39(2):145–59. [PubMed] [Google Scholar]
15. Бейтс Дж. Э., МакФадьен-Кетчум С. Темперамент и отношения между родителями и детьми как взаимодействующие факторы в адаптации поведения детей. В: Molfese VJ, Molfese DL, редакторы. Развитие темперамента и личности на протяжении всей жизни. Махвей (Нью-Джерси): Лоуренс Эрлбаум; 2000. С. 141–76. [Google Scholar]
16. Кларк Л.А., Кочанска Г., Рэди Р. Личность матери и ее взаимодействие с темпераментом ребенка как предикторы родительского поведения. J Pers Soc Psychol. 2000;79(2): 274–85. [PubMed] [Google Scholar]
17. Хули Дж.М., Хиллер Дж.Б. Личность и выраженные эмоции. J Abnorm Psychol. 2000;109(1):40–4. [PubMed] [Google Scholar]
18. Bates JE, Bayles K, Bennett DS, Ridge B, Brown MM, Pepler D, et al. Истоки экстернализации поведенческих проблем в восьмилетнем возрасте. В: Пеплер Д., Рубин К., редакторы. Развитие и лечение детской агрессии. Хиллсдейл (Нью-Джерси): Эрлбаум; 1991. С. 93–120. [Google Scholar]
19. Олсон С.Л., Бейтс Дж.Е., Сэнди Дж.М., Лантье Р. Предвестники экстернализирующего поведения в раннем детстве и подростковом возрасте. J Abnorm Child Psychol. 2000;28(2):119–33. [PubMed] [Google Scholar]
20. Lieb R, Wittchen HU, Hofler M, Fuetsch M, Stein MB, Merikangas KR. Родительская психопатология, стили воспитания и риск социальной фобии у потомства: проспективное долгосрочное исследование сообщества. Арх генерал психиатрия. 2000;57(9):859–66. [PubMed] [Google Scholar]
21. Арринделл В. А., Эммелькамп П. М., Монсма А., Брилман Э. Роль предполагаемых родительских практик воспитания в этиологии фобических расстройств: контролируемое исследование. Бр Дж. Психиатрия. 1983;143:183–7. [PubMed] [Google Scholar]
22. Томас А., Чесс С. Темперамент и развитие. Нью-Йорк: Брунер/Мазель; 1977. [Google Scholar]
23. Томас А., Чесс С. Генезис и эволюция поведенческих расстройств: от младенчества до ранней взрослой жизни. Am J Психиатрия. 1984;141(1):1–9. [PubMed] [Google Scholar]
24. Мангельсдорф С., Гуннар М., Кестенбаум Р., Ланг С., Андреас Д. Склонность младенцев к стрессу, темперамент матери и привязанность матери к ребенку: ассоциации и соответствие. Детский Дев. 1990;61:820–31. [PubMed] [Google Scholar]
25. Sprunger L, Boyce WT, Gaines JA. Конгруэнтность семьи и младенца: рутина и ритмичность в семейной адаптации к маленькому ребенку. Детский Дев. 1985; 56: 564–72. [Google Scholar]
26. Валландер Дж. Л., Хьюберт Н. С., Варни Дж. В. Особенности детского и материнского темперамента, приспособленность и приспособленность у детей с ограниченными физическими возможностями. Дж. Клин Детская психология. 1988; 17: 336–44. [Google Scholar]
27. Hudziak JJ, Copeland W, Stanger C, Wadsworth M. Screening for DSM-IV экстернализирующие расстройства с контрольным списком поведения ребенка: анализ характеристик приемника. J Abnorm Psychol. 2003;42(3):357–63. [PubMed] [Google Scholar]
28. Achenbach TM. Руководство по контрольному списку поведения ребенка/4–18. Берлингтон (Венгрия): кафедра психиатрии Вермонтского университета; 1991. [Google Scholar]
29. McConaughy SH, Achenbach TM, Gent CL. Многоосевая эмпирическая оценка: родитель, учитель, наблюдательные, когнитивные и личностные корреляты типов профилей детского поведения для мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. J Abnorm Child Psychol. 1988;16(5):485–509. [PubMed] [Google Scholar]
30. McConaughy SH, Achenbach TM. Руководство по форме наблюдения за тестом для детей в возрасте от 2 до 18 лет. Берлингтон (Венгрия): Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей; 2004. [Google Scholar]
31. Голдсмит Х.Х., Ризер-Даннер Л.А., Бриггс С. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности опросников темперамента для дошкольников, малышей и младенцев. Дев Психология. 1991; 27: 566–79. [Google Scholar]
32. Cloninger CR, Przybeck TR, Svrakic DM, Wetzel RD. Инвентарь темперамента и характера (TCI): руководство по его разработке и использованию. Сент-Луис (Миссури): Центр психобиологии личности Вашингтонского университета; 1994. [Google Scholar]
33. Cloninger CR, Svrakic DM, Przybeck TR. Психобиологическая модель темперамента и характера. Арх генерал психиатрия. 1993;50(12):975–90. [PubMed] [Google Scholar]
34. Luby JL, Svrakic DM, McCallum K, Przybeck TR, Cloninger CR. Опросник темперамента и характера младших школьников: предварительная проверка детского самоотчета. Psychol Rep. 1999; 84 (3 Pt 2): 1127–38. [PubMed] [Google Scholar]
35. Lyoo IK, Han CH, Lee SJ, Yune SK, Ha JH, Chung SJ и др. Надежность и достоверность Описи темперамента и характера юниоров. Компр Психиатрия. 2004;45(2):121–8. [PubMed] [Академия Google]
36. Ахенбах ТМ, Рескорла Л.А. Руководство для форм и профилей школьного возраста ASEBA. Берлингтон (Венгрия): Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей; 2001. [Google Scholar]
37. Сильва П.А., Стэнтон В. От ребенка к взрослому: Данидинское исследование. Оксфорд (Англия): Издательство Оксфордского университета; 1996. [Google Scholar]
38. Берт С.А., Крюгер Р.Ф., МакГью М., Яконо В. Конфликт родителей и детей и коморбидность среди детских экстернализирующих расстройств. Арх генерал психиатрия. 2003;60(5):505–13. [PubMed] [Академия Google]
39. Пайк А., Макгуайр С., Хетерингтон М.Е., Рейсс Д., Пломин Р. Семейная среда и депрессивное и антиобщественное поведение подростков: многофакторный генетический анализ. Дев Психология. 1996;32(4):590–604. [Google Scholar]
40. Johnston C. Характеристики родителей и взаимодействие родителей и детей в семьях нетрудных детей и детей с СДВГ с более высоким и более низким уровнем оппозиционно-вызывающего поведения. J Abnorm Child Psychol. 1996;24(1):85–104. [PubMed] [Google Scholar]
41. Talwar R, Nitz K, Lerner RM. Взаимосвязь между темпераментом раннего подростка, требованиями родителей и сверстников и приспособлением: тест на соответствие модели. Дж. Адолеск. 1990;13(3):279–98. [PubMed] [Google Scholar]
42. Seifer R, Sameroff AJ, Barrett LC, Krafchuk E. Младенческий темперамент, измеренный с помощью нескольких наблюдений и отчета матери. Детский Дев. 1994; 65: 1478–90. [PubMed] [Google Scholar]
43. Keller MC, Coventry WL, Heath AC, Martin NG. Широко распространены доказательства неаддитивной генетической изменчивости личностных параметров Клонингера и Айзенка с использованием схемы близнецов и братьев и сестер. Поведение Жене. 2005; 35: 707–21. [PubMed] [Google Scholar]
44. Hettema JM, Prescott CA, Kendler KS. Генетические и средовые источники ковариации между генерализованным тревожным расстройством и невротизмом. Am J Психиатрия. 2004;161(9): 1581–157. [PubMed] [Google Scholar]
45. Rutter M, Dunn J, Plomin R, Simonoff E, Pickles A, Maughan B, et al. Интеграция природы и воспитания: последствия корреляций и взаимодействий человека и окружающей среды для психопатологии развития. Дев психопат. 1997; 9: 335–64. [PubMed] [Google Scholar]
46. Лемери К.С., Эссекс М.Дж., Смидер Н.А. Выявление связи между темпераментом и симптомами поведенческих проблем путем устранения путаницы измерений: экспертные оценки и факторный анализ. Детский Дев. 2002;73(3):867–82. [PubMed] [Академия Google]
47. Нигг Дж.Т., Голдсмит Х.Х. Психопатология развития, личность и темперамент: размышления о недавних исследованиях поведенческой генетики. Гум Биол. 1998;70(2):387–412. [PubMed] [Google Scholar]
Важность взаимодействия темперамента и окружающей среды для здоровья и развития ребенка
Элс, Х., Троник, Э., Адамсон, Л., и Бразелтон, Т. Б. Поведение полных доношенный, но маловесный новорожденный. Медицина развития и детская неврология , 1976, 18 , 590–602.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ananth, J. Побочные эффекты у новорожденных от психотропных веществ, выделяемых при грудном вскармливании.
Американский журнал психиатрии , 1978, 135 , 801–805.Google Scholar
Apley, J. Ребенок с болями в животе (2-е изд.). Оксфорд: Научные публикации Блэквелла, 19.75.
Google Scholar
Барон, Дж. Профиль темперамента детей с синдромом Дауна. Медицина развития и детская неврология, 1972, 14, 640–643.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бейтс, Дж. Э., Фриланд, К. А. Б., и Лаунсбери, М. Л. Измерение сложности младенцев. Развитие ребенка , 1979, 50 , 794–803.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Белл Р.К., Веллер Г.М. и Уолдроп М.Ф. Новорожденный и дошкольник: Организация поведения и отношений между периодами.
Монографии Общества исследований детского развития , 1971, 36 (№ 1–2, серийный № 142).Перекрёстная ссылка Google Scholar
Берберян К.Э. Реакция младенцев на незнакомцев. Влияние развития памяти и темперамента. Неопубликованная докторская диссертация, Колледж Брин-Мор, 19.79.
Google Scholar
Billman, J., & McDevitt, S.C. Конвергенция оценок темперамента родителей и наблюдателей с наблюдениями за взаимодействием сверстников в детском саду. Развитие ребенка , 1980, 51, 395–400.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бирнс Б., Бартен С. и Бриджер В.Х. Индивидуальные различия темпераментных особенностей младенцев. Труды Нью-Йоркской академии наук , 1969, 31 , 1071–1082.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бронсон, В.К. Центральные ориентации: изучение организации поведения с детства до подросткового возраста. Развитие ребенка, 1966, 37, 125–155.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Broussard, E.R. Неонатальные прогнозы и исходы в возрасте 10–11 лет. Детская психиатрия и развитие человека, 1976, 7, 85–93.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Басс А.Х. и Пломин Р. Теория темперамента развития личности . Нью-Йорк: Wiley, 1975.
. Google Scholar
Кадорет, Р. Дж., Каннингем, Л., Лофтус, Р., и Эдвардс, Дж. Исследования усыновленных от биологических родителей с психическими расстройствами. Журнал педиатрии , 1975, 87 , 301–306.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэмерон, Дж. Р. Родительское отношение, темперамент детей и риск поведенческих проблем в детстве. Американский журнал ортопсихиатрии , 1977, 47 , 568–576.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэмпбелл, Южная Дакота Материнское и младенческое поведение у нормальных детей, детей с высоким риском и «трудных» детей. Доклад представлен на двухгодичном собрании Общества исследований детского развития, Новый Орлеан, 19 марта.77.
Google Scholar
Кэри, В.Б. Материнская тревога и детские колики. Клиническая педиатрия , 1968, 7 , 590–595.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэри, В.Б. Упрощенный метод измерения детского темперамента. Journal of Pediatrics , 1970, 77 , 188–194.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэри, В.Б. Клиническое применение измерений детского темперамента. Журнал педиатрии, 1972, 81, 823–828.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэри, В. Б. Ночные пробуждения и темперамент в младенчестве. Журнал педиатрии, 1974, 84, 756–758.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Carey, W.B., & McDevitt, S.C. Пересмотр анкеты по детскому темпераменту. Педиатрия , 1978а, 61 , 735–739.
Google Scholar
Carey, W.B., & McDevitt, S.C. Стабильность и изменение индивидуальных диагнозов темперамента от младенчества до раннего детства. Журнал Американской академии детской психиатрии , 1978b, 17 , 331–337.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кэри, В.Б., и McDevitt, SC MBD и гиперкинез. Клиническая точка зрения. Американский журнал болезней детей , 1980, 134, в печати.
Google Scholar
Кэри В.Б., Липтон В.Л. и Майерс Р.А. Темперамент усыновленных и приемных детей. Служба защиты детей , 1974, 53 , 352–359.
Google Scholar
Carey, W.B., Fox, M., & McDevitt, S.C. Темперамент как фактор ранней адаптации к школе. Педиатрия , 1977, 60 (доп.), 621–624.
Google Scholar
Кэри В.Б., Макдевитт С.К. и Бейкер Д. Дифференциация минимальной мозговой дисфункции и темперамента. Медицина развития и детская неврология , 1979, 21, 765–772.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Чавес А., Мартинес К. и Яшин Т. Важность питания и стимулов для умственного и социального развития ребенка. В Дж. Кравиото, Л. Хамбреус и Б. Вальквист (ред.), Раннее недоедание и умственное развитие . Уппсала: Almquist & Wiksell, 1974.
. Google Scholar
Чесс С. и Корн С. Нарушения темперамента и поведения у умственно отсталых детей. Архив общей психиатрии , 1970, 23 , 122–130.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Чесс С. и Томас А. Темпераментная индивидуальность от детства до юности. Журнал Американской академии детской психиатрии , 1977, 16 , 218–226.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Чесс С., Корн С. и Фернандес П. Психические расстройства у детей с врожденной краснухой . Нью-Йорк: Бруннер/Мазель, 1971.
. Google Scholar
Чесс, С., Томас, А., и Кэмерон, М. Темперамент: его значение для адаптации к школе и успеваемости. New York University Educational Review , 1976, 7 , 24–29.
Google Scholar
Чайлдс, Б. Концепция химической индивидуальности сэра Арчибальда Гаррода. Современная оценка. Медицинский журнал Новой Англии , 1970, 282, 71–77.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Клементс, С.Д. Минимальная мозговая дисфункция у детей (Монография NINDS № 3, публикация Службы общественного здравоохранения США № 1415). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, 1966.
. Google Scholar
Escalona, S. Корни индивидуальности . Чикаго: Aldine Publishing Co., 1968.
. Google Scholar
Feingold, B.F. Почему ваш ребенок гиперактивен . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1975.
Google Scholar
Филд, Т., Дабири, К., Хэллок, Н., и Шуман, Х. Х. Влияние пролонгированной беременности и синдром перенашивания на развитие. Journal of Pediatrics , 1977, 90 , 836–839.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фридман, Д. Г., и Фридман, Н.К. Поведенческие различия между китайско-американскими и европейско-американскими новорожденными. Природа , 1969, 224 , 1227.
CrossRef Google Scholar
Фридрих В.Н. и Борискин Ю.А. Роль ребенка в жестоком обращении: обзор литературы. Американский журнал ортопсихиатрии , 1976, 46 , 580–590.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фуллард, В., Макдевитт, С.К., и Кэри, В.Б. Шкала детского темперамента , 1978. (Неопубликованная форма теста, доступна у Уильяма Фулларда, доктора философии, кафедры педагогической психологии, Университета Темпл, Филадельфия, Пенсильвания, 19122. Пожалуйста, отправьте 5 долларов для покрытия расходов.)
Google Scholar
Гарсайд, Р.Ф., Берч, Х.Г., Скотт, Д.М., Чемберс, С., Колвин, И., Твидл, Э.Г., и Барбер, Л.М. Параметры темперамента у детей младшего школьного возраста. Журнал детской психологии и психиатрии , 1975, 16 , 219–231.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гордон Э.М. и Томас А. Стиль поведения детей и оценка их интеллекта учителем. Журнал школьной психологии , 1967, 5, 292–300.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Грэм П., Раттер М. и Джордж С. Характеристики темперамента как предикторы поведенческих расстройств у детей. Американский журнал ортопсихиатрии , 1973, 43, 328–339.
Google Scholar
Хегвик Р., Макдевитт С.К. и Кэри У.Б. Анкета о темпераменте детей среднего возраста , 1980. (Неопубликованная тестовая форма, которую можно получить у г-жи Робин Л. Хегвик, 307 North Wayne Avenue, Wayne, PA 19087. Пожалуйста, отправьте 5 долларов на покрытие расходов. )
Google Scholar
Герциг, М. Личное общение, Томас А. и Чесс С., Темперамент и развитие. Нью-Йорк: Бруннер/Мазель, 19 лет.77.
Google Scholar
Хиндли, К.Б., и Оуэн, К.Ф. Степень индивидуальных изменений I.Q. в возрасте от 6 месяцев до 17 лет в британской продольной выборке. Журнал детской психологии и психиатрии , 1978, 19 , 329–350.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хатт, К. Биологические основы психологических половых различий. Американский журнал болезней детей, 19 лет.78, 132, 170–177.
Google Scholar
Хуттунен М.О. и Нисканен П. Пренатальная потеря отца и психические расстройства. Архив общей психиатрии, 1978, 35, 429–431.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Каффман, М. , и Элизур, Э. Младенцы, у которых развивается недержание мочи: продольное исследование 161 ребенка из кибуца. Монографии Общества исследований детского развития , 1977, 42 (№ 2., Серийный № 170).
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Колата Г.Б. Поведенческая тератология: врожденные дефекты психики. Наука, 1978, 202, 732–734.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Корнер А.Ф. Индивидуальные различия при рождении: значение для раннего опыта и последующего развития. Американский журнал ортопсихиатрии, 1971, 41, 608–619.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лефферт, Ф. Астма: современный взгляд. Педиатрия, 1978, 62, 1061–1069.
Google Scholar
Льюис, Дж. Л. Связь индивидуального темперамента с исходным социальным поведением. В Р.К. Смарт и М.С. Smart (Eds.), Чтения по развитию ребенка и отношениям . Нью-Йорк: Макмиллан, 1977. 9.0003
Google Scholar
Литтман Б. и Пармели А. Х. мл. Медицинские корреляты развития младенцев. Педиатрия, 1978, 61, 470–474.
Google Scholar
Литтон Х. Создают ли родители различия в близнецах или реагируют на них? Психология развития, 1977, 5, 456–459.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Маккоби, Э.Э., и Джеклин, К.Н. Психология половых различий . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1974.
. Google Scholar
Матени, А.П., младший, и Браун, А.М. Активность, координация движений и внимание: индивидуальные различия у близнецов. Перцептивные и двигательные навыки , 1971, 32, 151–158.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Матени, А.П., младший, Браун, А.М., и Уилсон, Р.С. Поведенческие предпосылки случайных травм в раннем детстве: исследование близнецов. Journal of Pediatrics , 1971, 79 , 122–124.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
McDevitt, S.C. Продольная оценка преемственности и стабильности характеристик темперамента от младенчества до раннего детства . Неопубликованная докторская диссертация, Университет Темпл, 19 г.76.
Google Scholar
McDevitt, S.C., и Carey, W.B. Измерение темперамента у детей 3-7 лет. Журнал детской психологии и психиатрии, 1978, 19, 245–253.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
McDevitt, S.C., & Carey, W.B. Стабильность оценок и представлений о темпераменте от раннего младенчества до 1–3 лет. Американский журнал ортопсихиатрии, в печати.
Google Scholar
Mclnerny, T.K., & Chamberlin, R.W. Возможно ли выявить младенцев, которые подвержены риску проблем с поведением в более позднем возрасте? Клиническая педиатрия, 1978, 17, 233–238.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Макнил, Т.Ф. Еще раз о темпераменте: ориентированная на исследования критика Нью-Йоркского лонгитюдного исследования темперамента. Неопубликованный манускрипт.
Google Scholar
Минучин С., Бейкер Л., Росман Б.Л., Либман Р., Милман Л. и Тодд Т.С. Концептуальная модель психосоматических заболеваний у детей. Архив общей психиатрии , 1975, 32, 1031–1038.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Needleman, H.L., Gunnoe, C., Leviton, A., Reed, R. , Peresie, H., Maher, C., & Barrett, P. Недостаток психологической и школьной успеваемости у детей с повышенным содержанием дентина уровни. Медицинский журнал Новой Англии , 1979, 300 , 689–695.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Падилья, Э.Р., Росенов, Д.Дж., и Бергман, А.Б. Прогнозирование частоты несчастных случаев у детей. Педиатрия , 1976, 58, 223–226.
Google Scholar
Parmelee, AH, Jr. Замечания по поводу получения премии К. Андерсона Олдрича. Педиатрия , 1977, 59, 389–395.
Google Scholar
Пассаманик Б. и Кноблох Х. Ретроспективные исследования в области эпидемиологии репродуктивных травм: старые и новые. Merrill-Palmer Quarterly of Behavioral Development , 1966, 12, 7–26.
Google Scholar
Пелтонен Т. и Хирвонен Л. Зачем закрывать глаза на нейровегетативную дистонию? Клиническая педиатрия , 1971, 10 , 299–302.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Перссон-Бленноу И. и Макнейл Т.Ф. Опросник для измерения темперамента у шестимесячных детей: разработка и стандартизация. Журнал детской психологии и психиатрии , 1979a, 20 , 1–13.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Перссон-Бленноу И. и Макнейл Т.Ф. Личное общение, 1979б.
Google Scholar
Plomin, R., & Rowe, D.C. Близнецовое исследование темперамента у маленьких детей. Психологический журнал , 1977, 97, 107–113.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Пломин Р. и Роу Д.К. Генетическая и экологическая этиология социального поведения в младенчестве. Психология развития , 1979, 15, 62–72.
перекрестная ссылка Google Scholar
Пруэтт, К.Д., и Леонард, М.Ф. Кричащий ребенок. Лечение психофизиологических расстройств грудного возраста. Журнал Американской академии детской психиатрии , 1978, 17, 289–298.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Россетти Феррейра, М.К. Недоедание и асинхронность между матерью и ребенком: Замедленное умственное развитие. Международный журнал поведенческого развития , 1978, 1, 207–219.
Google Scholar
Раттер, М. Психологическое развитие: прогнозы с младенчества. Журнал детской психологии и психиатрии , 1970, 11 , 49–62.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Rutter, M. Переоценка материнской депривации . Миддлсекс, Англия: Penguin Books 1972
Google Scholar
Раттер, М. Синдромы повреждения головного мозга у детей: концепции и выводы. Журнал детской психологии и психиатрии , 1977, 18 , 1–21.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Раттер М., Корн С. и Берч Х.Г. Генетические факторы и факторы окружающей среды в развитии «первичных моделей реакции». Британский журнал социальной и клинической психологии 1963, 2, 161–173.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Самерофф, А., и Келли, П. Социально-экономический статус, расовые и психические факторы в темпераменте младенцев. Неопубликованная рукопись, цитируемая Томасом А. и Чессом С., Темперамент и развитие . Нью-Йорк: Бруннер/Хейзел, 1977.
. Google Scholar
Саретт, П. Т. Изучение влияния темперамента младенцев на привязанность к матери . Неопубликованная докторская диссертация. Рутгерс, Государственный университет Нью-Джерси, 1976 г.
Google Scholar
Скарр С. Генетические факторы мотивации деятельности. Развитие ребенка , 1966, 37 , 663–673.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скарр, С. Социальная интроверсия-экстраверсия как наследственная реакция. Развитие ребенка , 1969, 40 , 823–832.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шаффер, Х. Р. Уровень активности как конституциональная детерминанта инфантильной реакции на депривацию. Развитие ребенка , 1966, 37, 595–602.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Schmitt, B. Руководство по жизни с гиперактивным ребенком. Педиатрия , 1977, 60 , 387.
Google Scholar
Серлс, Э., Фуллард, В., и Макдевитт, С.С. Взаимосвязь между оценками опросника детского темперамента и наблюдениями во время краткого визита на дом. Поведение и развитие младенцев , в печати.
Google Scholar
Сиберт, Дж.Р., и Ньюкомб, Р.Г. Случайное проглатывание ядов и личность ребенка. Последипломный медицинский журнал , 1977, 53, 254–256.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Состек А.М. и Андерс Т.Ф. Взаимосвязь между шкалой Бразелтона для новорожденных, шкалой для новорожденных Бейли и ранним темпераментом. Развитие ребенка , 1977, 48 , 320–323.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Streissguth, A.P. Алкоголь матери и исход беременности: последствия для психического здоровья ребенка. Американский журнал ортопсихиатрии , 1977, 47 , 422–431.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Стрелау, Дж. Инвентаризация темперамента: павловский типологический подход. Неопубликованная рукопись, Институт психологии , Варшавский университет, Польша, 1980.
Google Scholar
Томас А. и Чесс С. Темперамент и развитие , Нью-Йорк: Бруннер/Мазель, 1977.
Google Scholar
Томас А., Чесс С., Берч Х.Г., Герциг М.Е. и Корн С. Поведенческая индивидуальность в раннем детстве . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1963.
. Google Scholar
Томас А., Чесс С. и Берч Х. Г. Нарушения темперамента и поведения у детей . Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 19.68.
Google Scholar
Томас А. , Чесс С. и Берч Х. Г. Происхождение личности. Scientific American, 1970, 223, 102–109.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Торгерсен А.М. и Кринглен Э. Генетические аспекты различий темперамента у младенцев. Журнал Американской академии детской психиатрии , 1978, 17 , 433–444.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уцко, Л.Э. Сравнительное исследование асфиксированных и неасфиксированных мальчиков от рождения до пяти лет. Медицина развития и детская неврология, 1965, 7, 643–657.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уолдроп, М.Ф., Педерсен, Ф.А., и Белл, Р.К. Незначительные физические аномалии и поведение у детей дошкольного возраста. Развитие ребенка, 1968, 39, 391–400.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уолцер, С. , Вольф, П.Х., Боуэн, С., Силберт, А.Р., Башир, А.С., Джеральд, П.С., и Ричмонд, Дж.Б. развития XXY детей. Журнал детской психологии и психиатрии , 1978, 19, 213–229.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Weil, WB, Jr. Текущие споры о детском ожирении. Журнал педиатрии , 1977, 91, 175–187.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Вендер, Э.Х. Пищевые добавки и гиперкинезы. Американский журнал детских болезней, 1977, 131, 1204–1206.
Google Scholar
Уилсон, Г.С., МакКрири, Р., Кин, Дж., и Бакстер, Дж.К. Развитие детей дошкольного возраста от матерей, зависимых от героина: контролируемое исследование. Педиатрия , 1979, 63, 135–141.
Google Scholar
Уилсон, Р.С., Браун, А.М., и Матени, А.П., младший. Возникновение и сохранение различий в поведении у близнецов.