Взаимоотношения как смысловая основа взаимодействия: Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности

Содержание

Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности


Скачать 3,49 Mb.

страница1/276
Дата22.02.2021
Размер3,49 Mb.
#99516
ТипМонография

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   276

    Навигация по данной странице:
  • УДК 159.9 ББК88 Л 478
  • Леонтьев Д.А.
  • Рукопись подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда, исследовательский проект № 95-06-17597


www.koob.ru


ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Д.А.Леонтьев

ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА

ПРИРОДА, СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2-е, исправленное издание

Рекомендовано Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

москва

Смысл

2003


УДК 159. 9 ББК88

Л 478

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии

Рецензенты:

д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАО Б.С.Братусь д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАО В.А.Иванников д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАН В.Ф.Петренко д-р психол. наук, проф. ИЛ. Васильев

Леонтьев Д.А.

Л478 Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

Монография посвящена всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности: аспектов проблемы смысла, форм его существования в отношениях человека с миром, в сознании и деятельности человека, в структуре личности, в межличностном взаимодействии, в артефактах культуры и искусства.

Адресуется психологам и представителям смежных дисциплин.


Рукопись подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда, исследовательский проект № 95-06-17597

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Скачать 3,49 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   276


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Программа элективного курса для 10 класса «История взаимодействия общества и живой природы» | Методическая разработка по географии (10 класс):

Программа элективного курса

«История взаимодействия общества и живой природы»

для 10 класса

Пояснительная записка

Идея разработки элективного курса «История взаимодействия общества и живой природы» возникла не случайно. Изучение истории общества, его социально-экономических, политических, культурных явлений и процессов, невозможно без учета взаимодействия общества и природы, двух его подсистем «человек – природная среда». Изучение отношения человека к природе на разных этапах его существования – изучение отношения человеческого общества к окружающей среде, является проблемой социальной и соответственно предметом изучения социально-гуманитарного образования, осваиваемого в рамках таких школьных дисциплин, как география, история, обществознание, экономика.

Настоящий курс – попытка обобщения археологических, исторических, экологических и других связанных с ними материалов под единым углом зрения: установить этапы развития и формирования природоохранных взглядов и идей на разных стадиях развития человека и общества. Такой подход помогает полнее понять процессы и закономерности в использовании и охране природных ресурсов, применяя исторический опыт в современной практике.

Невозможно определить жесткие временные рамки в возникновении того или иного аспекта в отношениях человека с природой. В разных частях Земли в зависимости от существующих там условий они могли появиться еще в палеолите и сохраниться вплоть до современности.

Курс состоит из разделов, построенных исходя из хронологического аспекта истории взаимоотношений общества и природы в соответствии с определенными социальными формациями (формационным подходом). Но поскольку в один и тот же временной период могут существовать различные формации, то в этом случае в курсе выделяются главные моменты во взаимоотношениях человека с биологическими ресурсами, характерные для соответствующего общественного строя, и прослеживается преемственность в поисках путей решения проблем охраны и использования растительного и животного мира. Временные рамки определенного исторического этапа – скорее указание на условия, способствовавшие формированию того или иного аспекта во взаимоотношениях общества и природы.

Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура – неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.

Как видим, изучение взаимоотношений общества и природы – одно из средств формирования экологической культуры учащихся. Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного. Понятие социального прогресса в эпоху современного экологического кризиса должно быть заменено понятием социально-природного прогресса, существенной чертой которого является то, что он находится в обратном отношении к степени насилия над природой.

Сегодня для преодоления экологического кризиса необходимо сформировать экологическое общество, основанное на целостности системы «человек – природная среда», включающая в себя целостность культуры, общества и человека.

Программа курса

Специфика курса и его место в образовательном процессе

Элективный курс для 10 класса «История взаимодействия общества и живой природы» имеет ряд особенностей как в отношении содержания, так и в отношении организации.

Во-первых, курс не дублирует и не является простым углублением содержания основных учебных курсов старшей школы, таких как география, история, обществознание, экономика. Курс направлен на формирование экологической культуры учащихся через изучение истории развития взаимоотношений общества и природы в различные исторические периоды, а также через изучение становления и развития природоохранных идей, законов и форм у различных народов.

В основу программы курса положены так называемые «экологические» понятия, такие как «экологическая безопасность», «социально-природный прогресс», «биологическое разнообразие», «коэволюция», «ноосфера», «природно-ресурсный потенциал», «синэкология» и др.

Во-вторых, программа курса основана на деятельностном подходе.

С точки зрения деятельностного подхода экологическая культура рассматривается как способ и результат социальной адаптации людей к условиям жизни и организации жизнедеятельности. В данном контексте экологическое образование, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, признано выступить в роли ведущего канала для репликации культурной информации, способной не допустить экологического кризиса. Деятельность рассматривается как система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с окружающей средой и с самим собой, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей экологической культуры.

Автор курса вслед за исследователями проблемы формирования экологической культуры  И.Д. Зверевым, С.Н. Глазычевым, И.Т. Суравегиной рассматривает экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; как способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем: готовность к природоохранной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов как:

— понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

— целостность знаний об окружающей среде;

— способность мыслить в границах экологической безопасности;

— следование законам, охраняющим природную среду;

— способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

— нести ответственность за сохранность окружающей среды.

В-третьих, средствами актуализации личностной позиции учащихся являются диалог и имитационно-ролевой подход при решении задач. Многоаспектность проблем, разнообразие моделей, объясняющих природные явления, закладывают основы диалогического мышления. Огромными возможностями в контексте воспитания экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач.

Наконец, в-четвертых, программа курса «История взаимодействия общества и живой природы» построена модульным образом, что позволяет значительно повысить эффективность использования учебного времени. Модульная форма организации позволяет сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности, помогает использовать полученные ранее предметных знаний и навыков как в области социально-гуманитарных наук, таких как географии, истории, обществознания, экономики.

В целом обозначенная выше специфика элективного курса делает его востребованным не только учащимися, ориентированными на углубленное изучение социально-гуманитарных дисциплин, но и всеми, кто заинтересован в формировании гармоничных взаимоотношений природы и общества для достижения социально-природного прогресса.

Цели и задачи курса

Цель элективного курса — формирование экологической культуры учащихся через изучение истории развития взаимоотношений общества и природы в различные исторические периоды, а также через изучение становления и развития природоохранных идей, законов и форм у различных народов.

Задачи курса – на материале археологических, исторических и экологических и других связанных с ними материалов:

∙ установить этапы развития и формирования природоохранных взглядов и идей на разных стадиях развития человека и общества;

∙ сформировать у учащихся основы диалогического мышления;

∙ актуализировать необходимость гармонизации взаимоотношений природы и общества в следующих аспектах:

— гармония познания окружающего мира;

— гармония создания внешней среды обитания человека;

— гармония внутренней среды человека, ответственной за его физическое, душевное и духовное здоровье.

Содержание и формы организации курса

Курс «История взаимодействия общества и живой природы»  рассчитан на 72 часа и подразделяется на три образовательных модуля по 24 часа каждый. Программа курса позволяет использовать как минимум две формы его организации:

  1. Курс проводится один раз в неделю, по два часа длится каждое занятие;
  2. Каждый образовательный модуль посвящен одной сквозной теме и объединен общей образовательной задачей, которая определяет внутреннюю структуру-сценарий модуля и задает его проблемно-поисковый характер.

В непосредственной образовательной деятельности это может выражаться в форме:

∙ работы с материалами из списка рекомендуемой литературы, сетевыми и другими источниками информации;

∙ групповой работы;

∙ общих дискуссий и обсуждений;

∙ группового и индивидуального консультирования.

Планирование занятий курса

Модуль 1. Взаимоотношения общества и живой природы

Тема 1. Древний период – время накопления знаний о природе и формирования основных типов взаимоотношений человека и природы

Природная среда на ранних этапах взаимоотношений природы и общества

Начальный период накопления и углубления знаний о природе и активного воздействия на нее человека (палеолит)

Начало целенаправленного воздействия на природу (мезолит)

Эпоха зарождения производящего хозяйства (неолит)

Ключевые понятия: природная среда, географическая среда как общественно-природная категория, группа ландшафтов, антропогенный или «культурный» ландшафт, производящее хозяйство, мезоклимат, микроклимат, диффузия культуры, регионализм, универсальная адаптивно-адаптирующая система, демографическая емкость ландшафта.

Тема 2. Время интенсивного развития земледелия и скотоводства (период рабовладельческого строя)

Ключевые понятия: речные цивилизации, рабовладельческая формация, вилла.

Тема 3. Новый этап в освоении природы человеком (феодализм)

Ключевые понятия: регионализм европейского феодализма, марка, Северный, Юго-Западный, Юго-Восточный регионы Восточной Европы, путь «из варяг в греки», подсечное земледелие, Центральный (Волго-Окское междуречье), Северный район России, передельная крепостническая община.

Тема 4. Эра активного промышленного использования природы, игнорирующего экологические законы (капиталистический период)

Ключевые понятия: промышленный капитализм, типы географического разделения труда, основанные на: — территориальных различиях в географической среде; — различиях в способах эксплуатации трудящихся; — территориальных различиях в уровне техники и в ее территориальной специфике.

Тема 5. Научное природопользование – основа взаимоотношений человека и живой природы в современную эпоху

Ключевые понятия: рационализация природопользования, географический прогноз, пространственное разнообразие, цикличность географической среды, геотехнические системы (ГТС), конструктивная география, математическое моделирование, гуманизация науки, сциентизм.

Модуль 2. Становление и развитие форм охраны природы

Тема 1. Территориальная форма охраны живой природы

Ключевые понятия: заповедные места, священные рощи, заповедные угодья, абсолютные заповедники, национальные парки, резерваты, частичные заповедники (заказники), специальные заповедники (охранные зоны), засечные пограничные леса, «бережные рощи», природоохранительная комиссия Русского географического общества, краеведческие комиссии по охране природы, памятников искусства и старины при бюро краеведения, краеведческие музеи, краевые природоохранительные комиссии.

Тема 2. Развитие законодательных идей по охране природы

Ключевые понятия: законы Шумера, хеттское законодательство, дифференцированный подход к охране природных ресурсов, законы правителя Индии Ашоки, трактат Платона «Законы», закон о лесах – «Ордонанс Людовика XIV», статуты Великого княжества Литовского, Закон о заповедных лесах, вальдмейстерская (лесная) служба, Лесной устав, устав на волоки (охоту на дичь), законы по защите животных, растений, качестве вод и др. , законы по охране атмосферного воздуха, почв, общее законодательство ЕЭС по защите природной среды.

Тема 3. Возникновение и развитие общественного движения по охране природы

Ключевые понятия: «священные угодья» общин, общественное движение в защиту природы, общества покровительства животным, Международная федерация молодежи по изучению и охране природы.

Тема 4. Международное сотрудничество по охране природы

Ключевые понятия: Международное общество охраны природы, Киотское соглашение, концепция устойчивого развития, Люцернская декларация.

Список рекомендуемой литературы по всему курсу

  1. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества / Науч. Ред. В.И. Куликов. – М.: Мысль, 1982.
  2. Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. – М., 1994. – Т.1.
  3. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1975.
  4. Виноградова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М., 2001.
  5. Витвер И.А. Историко-
  6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. – М., 1990.
  7. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004.
  8. Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие: Игры и упражнения. – М., 2002.
  9. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л., 1974.
  10.  Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. – М., 1988.
  11.  Липец Ю.Г. Географический взгляд на историческое развитие России // География в школе. – 1999. — № 6. – с. 3-10.
  12.  Максаковский В.П. Всемирное природное наследие. – М.: Просвещение, 2004.
  13.  Максаковский В.П. Историческая география мира. – М., 1997.
  14.  Максаковский В.П. Географическая география мира. – М., 2004.
  15.  Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998.
  16.  Медоуз Д. и др. Пределы роста. – М., 1991.
  17.  Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки // Географическая теория развития современных обществ. – М., 1995.
  18.  Муравьев В. А. Пространство, время, история человека и общества: историческая география в системе исторических наук // Материалы НПК «Исторический источник: человек и пространство – М.: Изд-во РГГУ — 1997.
  19.  Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. – М., 1981.
  20.  Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. — М., 1974.
  21.  Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. – М., 1993.
  22.  Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
  23.  Рахилин В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк истории взаимодействия – М.: Наука, 1989.
  24.  Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7-11 кл. – М.: Мнемозина, 1998.
  25.  Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
  26.  Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся – М., 1996.
  27.  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1973.
  28.  Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Моногр. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 144 с. – (Преподавание истории и обществознания в школе. Библиотека журнала. Вып. 4.

Интернет-ресурсы

www.aseko.org

www.ecolive.jrg

www.febfas.ru

www.greenworld.org

www.la21.nw.org

www.crs.ru

www.futura.ru

Семантическая перспектива — Дисциплина организации: 4-е профессиональное издание

Чтобы описать отношения между ресурсами, нам нужно понять, что означают эти отношения. Эта семантическая перспектива является сущностью отношений и объясняет, почему ресурсы связаны, опираясь на информацию, которая недоступна непосредственно при восприятии ресурсов. В нашем примере с семьей Симпсонов мы отметили, что Гомер и Мардж связаны браком, а также их отношениями как родителей Барта, Лизы и Мэгги, и ни одно из этих отношений не воспринимается напрямую. Это означает, что «Гомер женат на Мардж» — семантическое утверждение, а «Гомер стоит рядом с Мардж» — нет. [1]

Семантические отношения обычно выражаются предикатом с одним или несколькими аргументами. Предикат

— это шаблон глагольной фразы для указания свойств объектов или отношения между объектами. Во многих отношениях предикат представляет собой действие или ассоциацию, в которой участвуют несколько участников, которые должны относиться к определенным типам, а аргументы определяют различные роли участников. [2]

Мы можем выразить отношения между Гомером и Мардж Симпсон, используя цифру 9.0003 предикат(аргумент(ы)) синтаксис выглядит следующим образом:

Последовательность, тип и роль аргументов являются неотъемлемой частью выражения отношения. Последовательность и роль явно различаются, когда предикаты, принимающие два аргумента, выражаются с использованием синтаксиса субъект-предикат-объект , который часто называют тройным из-за его трех частей:

Однако мы еще не уточнили, что означает отношение «замужем». Люди могут продемонстрировать свое понимание «замужем за», осознав, что альтернативными и семантически эквивалентными выражениями отношений между Гомером и Мардж могут быть:

Сделав еще один шаг вперед, мы могли бы сказать, что люди понимают эквивалентность этих различных выражений отношения, потому что они обладают семантическими и лингвистическими знаниями, относящимися к некоторым репрезентациям слов «женат», «муж», «жена» и других слов. Ни одно из этих знаний пока не видно в выражениях отношений, все из которых определяют конкретные отношения о людях, а не абстрактные отношения между классами ресурсов или понятиями. Мы просто втолкнули проблему того, что значит понимать выражения, в ум человека, осуществляющего понимание.

Мы можем быть более строгими и определить слова, используемые в этих выражениях, так, чтобы они находились «в мире», а не просто «в уме» человека, который их понимает. Мы можем написать определения об этих классах ресурсов:

  • Конвенциональные или традиционные брачные отношения представляют собой пожизненную связь между мужем и женой по обоюдному согласию, которая санкционирована законом и часто религиозными церемониями;

  • Муж – пожизненный партнер мужского пола, рассматриваемый по отношению к жене; и

  • Жена – пожизненный партнер женского пола, рассматриваемый по отношению к мужу. [3]

Определения, подобные этим, помогают человеку выучить и понять некоторые выражения отношений, связанные с Гомером и Мардж. Однако эти определения не в той форме, которая позволила бы кому-то полностью понять выражения Гомера и Мардж; они опираются на другие неопределенные термины (консенсуальные, законные, пожизненные и т. д.) и не устанавливают отношения между понятиями в определениях. [4] Кроме того, чтобы компьютер мог понимать выражения, ему необходимо компьютерно-обрабатываемое представление отношений между словами и значениями, которое делает каждое важное семантическое предположение и свойство точным и явным. Мы увидим, что для этого потребуется, начиная со следующего раздела.

Типы семантических отношений

В этом обсуждении мы будем использовать тип объекта, класс, понятие, и тип ресурса как синонимы. Тип объекта и

класс — общепринятые термины в моделировании данных и проектировании баз данных, понятие — общепринятый термин в вычислительном или когнитивном моделировании, и мы используем тип ресурса , когда обсуждаем организационные системы. Точно так же мы будем использовать вхождение объекта , экземпляр , экземпляр и экземпляр ресурса , когда мы будем ссылаться на одну вещь, а не на их класс или тип.

Нет единого мнения о том, как классифицировать семантические отношения, но эти три широкие категории подходят для наших целей:

 

Отношение включения

Один тип сущности содержит или состоит из других типов сущности; часто выражается с использованием предикатов «является», «является типом», «является частью» или «находится внутри».

Отношения атрибуции

Утверждение или присвоение значений свойствам; предикат зависит от свойства: «является автором», «замужем», «работает» и т. д.

Владение Отношения

Утверждение права собственности или контроля над ресурсом; часто выражается с использованием предиката «имеет», например «имеет-серийный-номер». [5]

Все они являются основополагающими в организации систем, как для описания и организации самих ресурсов, так и для описания отношений между ресурсами и описаниями ресурсов.

Включение

Существует три различных типа отношений включения: класс включения , меронимическое включение и топологическое включение. Все три обычно используются в организационных системах.

Включение класса — это фундаментальное и знакомое отношение « есть-а, », « является типом » или « подмножество » между двумя типами сущностей или классами, где один содержится в и, следовательно, более конкретный, чем другой, более общий.

Набор взаимосвязанных отношений включения классов создает иерархию, которую часто называют таксономией .

Визуальное изображение таксономии облегчает восприятие иерархии классов. См. Рисунок: Частичная таксономия продуктов питания.

 

Частичная таксономия пищевых продуктов различает категории или готовые продукты от мяса, выделяет курицу, говядину и свинину как подкатегории мяса, а также различает говяжий фарш и стейки как подкатегории говядины.

Каждый уровень таксономии подразделяет вышестоящий класс на подклассы, и каждый подкласс далее подразделяется до тех пор, пока различия, остающиеся между членами каждого класса, больше не будут иметь значения для взаимодействий, которые должна поддерживать система организации. Мы обсуждаем проектирование иерархических систем организации в «Принципах создания категорий», «Принципах создания категорий».

Все примеры в текущем разделе выражают абстрактные отношения между классами, в отличие от более ранних конкретных примеров о Гомере и Мардж, которые выражали отношения между конкретными людьми. Гомер и Мардж — примеры таких классов, как «женатые люди», «мужья» и «жены». Когда мы делаем утверждение, что конкретный экземпляр является членом класса, мы классифицируем экземпляр. Классификация — это отношение включения класса между экземпляром и классом, а не между двумя классами. (Мы подробно обсуждаем классификацию в Классификация: Отнесение ресурсов к категориям .)

Это как раз низший уровень иерархии классов, в котором Гомер находится в самом низу; он также человек, человек и живой организм (по крайней мере, в мультяшной стране). [6] Теперь вы, возможно, помните иерархию включения библиографических классов, которую мы обсуждали в разделе «Идентификация и библиографические ресурсы»; конкретный физический предмет , такой как ваша загнутая копия Macbeth , также является особым проявление в каком-то формате или жанре, и это выражение является одним из многих для абстрактного произведения .

Включение части-целого или меронимическое включение является вторым типом отношения включения. Обычно это выражается с помощью «является частью», «является частью» или другими подобными предикатными выражениями. Уинстон, Чаффин и Херрманн определили шесть различных типов отношений часть-целое. Их значение слегка различается в зависимости от того, является ли часть отдельно идентифицируемой и является ли часть существенной для целого. [7]

  • Компонент-Объект — это тип отношения, когда деталь представляет собой отдельный компонент, который скомпонован или собран с другими компонентами для создания большего ресурса. В «Ресурсах с деталями», «Ресурсах с деталями» мы использовали в качестве примера отношение компонент-объект между двигателем и автомобилем:

    Компоненты этого типа отношений часть-целое не обязательно должны быть физическими объектами; «Германия является частью Европейского Союза» выражает отношение компонент-объект. Важно то, что компонент идентифицируется сам по себе как неотъемлемая сущность и что компоненты следуют какой-то шаблонной организации или структуре, когда они образуют целое. Вместе части образуют композицию, а части вместе составляют целое. Автомобиль, в котором отсутствует часть двигателя, не будет работать.

  • Member-Collection — это тип связи часть-целое, где «является частью» означает «принадлежит», более слабый тип ассоциации, чем компонент-объект, поскольку не предполагается, что компонент имеет определенную роль или функцию в целом.

    Элементы коллекции существуют независимо от целого; если целое перестает существовать, отдельные ресурсы все еще существуют.

  • Порция-Масса — это тип отношений, когда все части подобны друг другу и целому, в отличие от любого из предыдущих типов, где двигатели — это не шины или автомобили, а книги — не альбомы с грампластинками или библиотеки.

  • Отношения Материал-Объект чаще всего выражаются с помощью «является частью» или «сделан из» и отличаются от отношений компонент-объект, поскольку материал не может быть отделен от объекта без изменения его идентичности. Материал — это не отдельный ингредиент, который используется для изготовления объекта; он является его составной частью, как только он сделан.

  • Place-Area отношения существуют между областями и конкретными местами или местами внутри них. Подобно элементам коллекций, места не имеют особого функционального вклада в целое.

  • Feature-Activity — это тип отношения, в котором компонентами являются этапы, фазы или поддействия, происходящие во времени. Это отношение похоже на отношение компонент-объект в том смысле, что компоненты в целом располагаются в соответствии со структурой или образцом.

Седьмой тип отношений часть-целое, названный Фаза-Активность , был предложен Стори. [8]

Топологический , Местный и Временное включение является третьим типом отношения включения между контейнером, областью или временной продолжительностью и тем, что они окружают или содержат. Чаще всего это выражается с использованием «находится внутри» в качестве отношения. Однако сущность, которая содержится или окружена, не является частью включающей сущности, так что это не отношение часть-целое .

Атрибуция

В отличие от выражений включения, устанавливающих отношения между ресурсами, отношения атрибуции утверждают или присваивают значения свойствам конкретного ресурса. В разделе «Описание ресурса и метаданные » мы использовали «атрибут» для обозначения «неделимой части описания ресурса» и рассматривали его как синоним «свойства». Теперь нам нужно быть более точными и тщательно различать тип атрибута и значение , которое он имеет. Например, цвет любого объекта является атрибутом объекта, а значение этого атрибута может быть «зеленым».

Некоторые платформы семантического моделирования определяют «атрибут» очень узко, ограничивая его выражениями с предикатами только с одним аргументом для утверждения свойств одного ресурса, отличая их от отношений между ресурсами или типами ресурсов, которые требуют двух аргументов: [9]

Однако всегда можно выразить подобные утверждения таким образом, что они будут связаны отношениями с двумя аргументами:

Дедре Гентнер отмечает, что это предполагаемое различие между атрибутами с одним предикатом и отношениями с двумя предикатами зависит от контекста. [10]

Например, малый можно рассматривать как атрибут, X → маленький, или как отношение между X и некоторым эталоном или эталоном Y, X → меньше, чем → Y.

Еще один сложный аспект отношений атрибуции заключается в том, что с семантической точки зрения часто существует множество различных способов выражения эквивалентных значений атрибутов.

Эти два утверждения выражают мысль о том, что Мартин маленький. Однако во многих реализациях отношений атрибуции значения атрибутов трактуются буквально. Это означает, что если мы не сможем обработать эти два утверждения, используя другое отношение, выражающее преобразование дюймов в миллиметры, эти два утверждения могут быть интерпретированы как говорящие по-разному о размере Мартина.

Наконец, отметим, что мы можем выражать отношения атрибуции относительно других отношений, например, дату установления отношения. Годовщина свадьбы Гомера и Мардж Симпсон является атрибутом их отношений «замужем».

Семантические различия между атрибутами и другими типами отношений невелики, но их можно сделать более четкими с помощью выбора реализации. Например, атрибуты XML тесно связаны с содержащим элементом, а их литеральные значения ограничены атомарными единицами информации. Напротив, отношения включения выражаются буквальным включением одного элемента XML в другой.

Владение

Третьей отдельной категорией семантических отношений является владение. Владение отношения могут внешне показаться отношениями часть-целое:

Однако во втором из этих отношений «имеет» является эллиптической формой «имеет как часть», выражая отношение часть-целое, а не владение.

Концепция владения особенно важна в институциональных организационных системах, где вопросы собственности, контроля, ответственности и передачи собственности, контроля и ответственности могут быть фундаментальными частями поддерживаемых ими взаимодействий. Однако обладание — сложное понятие, неотъемлемо связанное с общественными нормами и соглашениями о собственности и родстве, что делает его более беспорядочным, чем хотелось бы институциональным процессам.

Отношения владения также подразумевают продолжительность или постоянство , и их часто трудно отличить от отношений, основанных на обычном местоположении или практике. Миллер и Джонсон-Лэрд иллюстрируют сложную природу отношений владения этим предложением, которое выражает три их различных типа: [11]

Свойства семантических отношений

Семантические отношения могут иметь множество особых свойств, которые помогают объяснить, что они означают, и особенно то, как они соотносятся друг с другом. В следующих разделах мы кратко объясним те из них, которые наиболее важны в системах организации ресурсов и описания ресурсов.

Симметрия

В большинстве отношений порядок, в котором выражены аргументы субъекта и объекта, является центральным для значения отношения. Если X имеет связь с Y, обычно Y не имеет такой же связи с X. Например, поскольку «является родителем» является асимметричной связью , выполняется только первая из этих связей:

Напротив, некоторые отношения являются симметричными или двунаправленными , и изменение порядка аргументов предиката отношения не меняет смысла. Как мы отмечали ранее, эти два утверждения семантически эквивалентны, поскольку выражение «замужем» симметрично:

Мы можем представить симметричную и двунаправленную природу этих отношений с помощью двунаправленной стрелки: Когда отношение транзитивно, если X и Y имеют отношение, а Y и Z имеют одинаковое отношение, то X также имеет отношение с Z. Любое отношение, основанное на упорядочении, является транзитивным, включая числовые, буквенные и хронологические отношения, такие как а также те, которые подразумевают качественное или количественное измерение. Поскольку «выше-чем» является транзитивным:

подразумевает, что:

Отношения включения по своей сути транзитивны, потому что точно так же, как «выше-чем» является утверждением об относительном физическом размере, «является типом» и «является частью» являются утверждениями о относительные размеры абстрактных классов или категорий. Примером транзитивности в отношениях часть-целое или меронимические отношения являются: (1) карбюратор является частью двигателя, (2) двигатель является частью автомобиля, (3) следовательно, карбюратор является частью автомобиля. [12]

Транзитивные отношения позволяют делать выводы о принадлежности к классу или свойствам и позволяют организационным системам быть более эффективными в том, как они их представляют, поскольку транзитивность позволяет сделать неявные отношения явными только тогда, когда они необходимы.

Обратный

Для асимметричных отношений часто бывает полезно явно указать значение отношения, когда порядок аргументов в отношении обратный. Полученное отношение называется обратное или обратное первому соотношению. Если организующая система явно представляет, что:

Мы можем сделать вывод, что:

Онтологии

Теперь мы достаточно подробно описали типы и свойства семантических отношений, чтобы вернуться к проблеме, которую мы поставили ранее: какая информация требуется для полного понимания отношений? Этот вопрос задавался и обсуждался на протяжении десятилетий, и мы не будем претендовать на то, чтобы дать здесь какой-либо ответ на него. Однако мы можем набросать некоторые основные части решения.

Начнем с того, что вспомним, что таксономия охватывает систему отношений включения классов в некоторой области. Но, как мы видели, существует великое множество видов отношений, не связанных с классовой включенностью. Все эти другие типы отношений представляют собой знания о домене, которые потенциально необходимы для понимания утверждений о нем и для того, чтобы иметь смысл, когда объединяется более чем один домен ресурсов или действий.

Например, в области продуктов питания, частичная таксономия которой показана на рисунке: Частичная онтология продуктов питания, мы можем утверждать отношения о свойствах классов и экземпляров, выражать их эквивалентность и иным образом улучшать представление области продуктов питания для создания сложная сеть взаимоотношений. Кроме того, пищевая сфера пересекается с приготовлением пищи, сельским хозяйством, торговлей и многими другими областями. Нам также необходимо выразить отношения между этими доменами, чтобы полностью понять любой из них.

 

Частичная онтология еды накладывает таксономию еды на утверждения, которые делают утверждения о категориях, экземплярах и отношениях в области еды. Примерами утверждений могут быть: «Приготовление на гриле — это способ приготовления пищи», «Мясо консервируется путем замораживания» и «Гамбургер эквивалентен говяжьему фаршу».

В этом простом примере мы видим, что отношения включения классов образуют своего рода основу, к которой присоединяются другие виды отношений. Мы также видим, что есть много потенциально релевантных утверждений, которые вместе представляют знания, которые почти все знают о еде и связанных с ней областях. Сеть подобных отношений создает ресурс, который называется онтология . [13] Визуальное изображение онтологии иллюстрирует эту идею о том, что таксономия является ее концептуальным каркасом. (См. Рисунок: Частичная онтология еды.)

Существует множество форматов для выражения онтологий, но многие из них недавно объединились или основаны на языке веб-онтологий (OWL) , разработанном W3C . Онтологии OWL используют формальный логический язык, основанный на RDF («Структура описания ресурсов (RDF)»), для точного определения классов ресурсов и присвоения им свойств, организации их в иерархии классов, установления их эквивалентности. и указать свойства отношений. [14]

Онтологии являются неотъемлемой частью некоторых организационных систем, особенно информационно-интенсивных, где объем и масштаб ресурсов требуют обширного и контролируемого словаря описаний. (См. «Процесс описания ресурсов».) Самая обширная из когда-либо созданных онтологий — Cyc, родившаяся в 1984 году как исследовательский проект искусственного интеллекта. Спустя три десятилетия последняя версия онтологии Cyc содержит несколько сотен тысяч терминов и миллионы взаимосвязывающих их утверждений. [15]


  1. «Семантический» обычно определяется как «относящийся к значению или языку», и здесь это не кажется полезным.

  2. На протяжении десятилетий поднимались важные и неприятные вопросы о специфике этих ассоциаций предикатов и аргументов и о том, как и когда воплощаемые ими семантические ограничения сочетаются с синтаксическими и контекстуальными ограничениями в процессе понимания языка. Подумайте, как фраза «Находясь в операционной, хирург ножом перерезал ____» порождает ожидание, отличное от того же предиката и агента в «Находясь в модном ресторане, хирург ножом перерезал ____». См. (Эльман, 2009 г.).

  3. Эта книга не место для споров об определении брака. Мы не фанатики; нам просто не нужно это обсуждение здесь. Если эти определения вас расстраивают здесь, вы почувствуете себя лучше в «Градусе».

  4. Как правило, когда люди используют язык, они исходят из предположения, что каждый разделяет их модель мира, обеспечивая общую основу, которая позволяет им общаться. Как мы видели в Ресурсы в организационных системах и Описание ресурсов и метаданные (из-за проблем со словарным запасом и различных целей использования ресурсов и языка) это предположение часто неверно. быть общим знание может на самом деле не делиться или пониматься одинаково.

  5. См. (Chaffin and Herrmann 1984), (Story 1993).

  6. Какая из этих классификаций наиболее актуальна, зависит от контекста. Кроме того, могут быть другие Гомер Симпсоны, которые не являются персонажами мультфильмов или не женаты, поэтому нам, возможно, придется устранить неоднозначность этой омонимии, чтобы убедиться, что мы имеем в виду предполагаемого Гомера Симпсона.

  7. (Уинстон, Чаффин и Герман, 1987).

  8. (этаж 1993).

  9. Мартин — анимированный геккон, рекламный представитель Geico Insurance ( http://www.geico.com/). Остроумие Мартина и акцент кокни делают его привлекательным и запоминающимся, а несколько лет назад он был признан любимой иконой рекламы в США.

  10. (Гентнер, 1983).

  11. (Миллер и Джонсон-Лэрд, 1976, стр. 565).

  12. Некоторые люди утверждают, что мерономия не является переходной, но более пристальный взгляд на их предполагаемые контрпримеры говорит об обратном. См. раздел 5 в (Winston, Chaffin, and Herman 1987).

  13. онтология — это раздел философии, занимающийся тем, что существует в реальности, а также общими чертами и отношениями того, что может быть (Hofweber 2009). Информатика приняла «онтологию» для обозначения любого обрабатываемого компьютером ресурса, который представляет отношения между словами и значениями в некоторой области знаний. См. (Грубер 1993) (Гуарино, 1998).

  14. Язык веб-онтологий (OWL) http://www.w3.org/2004/OWL/.

  15. http://www.cyc.com/.

Шаг 5. Добавление семантических отношений к определению

Шаг 5. Добавление семантических отношений к определению

После того, как вы закончите определение, вам нужно будет поместить новый термин в контекст с другими терминами. Это позволяет вашим читателям увидеть, как термины взаимодействуют друг с другом. Это позволяет механизмам обработки естественного языка связывать термины вместе. Это ядро ​​​​сопоставления шаблонов для согласования регулирующих структур друг с другом.

Основные семантические отношения

Следующие основные отношения были взяты из Спецификации картографического словаря системы Simple Knowledge Organization (SKOS)[1], как показано ниже.

Они позволяют различать тонкие взаимосвязи между двумя терминами. Как указано в спецификации, «многие системы организации знаний, такие как тезаурусы, таксономии, схемы классификации и системы предметных рубрик, имеют аналогичную структуру и используются в аналогичных приложениях. SKOS улавливает большую часть этого сходства и делает его явным, чтобы обеспечить обмен данными и технологиями в различных приложениях».

has-exact-match

Если два концепта полностью совпадают, то набор ресурсов, правильно проиндексированных по первому концепту, идентичен набору ресурсов, правильно проиндексированному по второму концепту. Следовательно, эти две концепции могут быть взаимозаменяемы в запросах и предметных указателях. (Обратно самому себе.)

имеет широкое соответствие

Если «понятие А имеет широкое соответствие понятию В», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный по концепту А, является подмножеством набора ресурсов, должным образом проиндексированного по отношению к концепту А. концепция B. (Обратно к has-narrow-match.)

has-narrow-match

Если «понятие A имеет узкое соответствие понятию B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный относительно понятия A, является надмножеством набора ресурсов, должным образом проиндексированного относительно понятия B. (Обратно к has-broad-match.)

has-major-match

Если «понятие A имеет основное соответствие понятию B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный относительно понятия A, имеет более 50% общих элементов с набором ресурсов, должным образом проиндексированных относительно концепции B. (Обратное отношение не может быть установлено.)

has-minor-match

Если «концепция A имеет минорное совпадение с концептом B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный по концепту A, имеет менее 50%, но более 0 своих членов с набором ресурсов должным образом проиндексировано относительно концепции B. (Обратное отношение не может быть выведено.)

Ограничения базовых семантических отношений, основанных на модели SKOS

Проблема в модели SKOS заключается в том, что отношения ограничены одним термином или одной фразой . Эта модель отлично подходит, если вы хотите знать, что черновик или карта такая же, как карта , или не такая широкая, как интерпретация . По сути, вы ограничены тремя категориями для практических целей; шире, то же самое и уже, как показано на диаграмме ниже.

Что SKOS и базовая модель семантических отношений не говорят вам, так это , почему интерпретация является более широкой концепцией, или , почему шкала является более узкой концепцией. Чего они не показывают, так это языковые отношения между терминами.

Чтобы расширить отношения за пределы более широких, одинаковых и более узких, вам потребуется более продвинутая система семантических отношений. Он должен учитывать отношения реального мира, такие как одно понятие, являющееся категорией для другого понятия, или одно понятие, обеспечивающее выполнение другого понятия, или даже одно понятие, включающее другое понятие как его часть (по сравнению с тем, что родитель является категорией). На следующей иллюстрации повторно исследуются семантические отношения термина карта, показанные выше, с использованием более сложного набора семантических отношений. Эти отношения обеспечивают гораздо более надежное понимание связующих терминов, чем может дать простая более широкая, такая же, как и более узкая модель. Расширенные семантические отношения расширяют модель, добавляя лингвистические и концептуальные связи к каждому отношению.

Advanced Semantic Mappings

Существует еще много взаимосвязей, которые вам необходимо установить, если вы хотите предоставить больший контекст для ваших читателей или механизма обработки естественного языка. Вот еще несколько отношений, которые вам понадобятся.

Синонимы и антонимы вместо has-exact-match

Синонимы шире, чем точные совпадения, поскольку они расширяют отношение к фактам или состояниям наличия корреляции, взаимосвязи, существенности, соответствия и уместности между понятием A и понятием B. И тогда антонимы обладают достаточной изменчивостью, несоответствием и диссоциацией, чтобы быть их противоположностью. Антоним является противоположностью синонима и наоборот.

Метонимия

К синонимам относится метонимия, семантическая связь между двумя словами (или словом и выражением), при которой одно из слов метафорически используется вместо другого слова (или выражения) в определенные контексты для передачи одного и того же значения.

В категорию антонимов включены дополнительных пары, градуируемые пары, и реляционных противоположности[2] .

Дополнительные пары

Дополнительные пары — это антонимы, в которых наличие одного качества или состояния означает отсутствие другого и наоборот. Несколько образцов холосты/женаты, не беременны/беременны. В комплементарных парах нет промежуточных состояний.

Градиентные пары

Градиентные пары — это антонимы, которые обеспечивают естественный постепенный переход между двумя полюсами. Пара примеров хорошие/плохие, горячие/холодные. Можно быть немного холодным или очень холодным и т. д.

Реляционные противоположности

Реляционные противоположности — это антонимы, которые имеют одни и те же семантические признаки, только фокус или направление меняются местами. Пара примеров: завязать/развязать, купить/продать, дать/получить, учитель/ученик, отец/сын и открыть/не открывать.

Нестандартные формы has-exact-match

Втулка и кран — это два определенных слова, которые являются точными совпадениями или синонимами друг друга. Это простое правило для реализации. Однако язык запутан, а использование языка в документах по соответствию еще более запутанно. Вот почему у вас должны быть расширенные правила, которые выходят за рамки синонимов для вариантов использования, таких как запрос персональных данных , называемый запросом персональных данных , запрос информации от контроллера данных или даже запрос информации об обработке персональных данных . Для обработки этих типов вариантов использования у вас должно быть семантическое правило, которое гласит: «Если определение термина искусства совпадает с определением ранее принятого словарного термина, термин искусства следует считать точным соответствием и, следовательно, быть помечены как нестандартное представление принятого термина».

Замена широких и узких соответствий более конкретной категоризацией

Основные и второстепенные отношения, описанные в модели SKOS, ограничиваются лингвистическими родителями и их детьми (или половинными детьми, о которых можно думать как о незначительном совпадении). Однако существует множество более конкретных отношений, которые можно и нужно применять, особенно при работе с именованными сущностями и использовании механизма распознавания именованных сущностей процессора естественного языка. Заменив простые более широкие и узкие соответствия более конкретной категоризацией, вы можете получить структуры, подобные тем, которые используются в словаре соответствия, как показано ниже.

90 585 90 602 Термин, разновидностью которого является фокусный термин. 9 0602 Термин, который происходит от фокусного термина или генерируется им. Это инверсия Используется для создания .
Связь Описание Примеры
Лингвистический родитель Термины, которые лингвистически шире основного термина, включая происхождение терминов. Семестр Старший системный аналитик
Лингвист Родитель – системный аналитик, старший
Лингу истический ребенок Термины, лингвистически более узкие, чем основной термин, включая производные. Это инверсия лингвистического родителя . Термин — системный аналитик
Языковой ребенок — Старший системный аналитик
Категория Для Термин – планшет
Категория Для – портативное электронное устройство
Тип Термины, являющиеся видами или примерами основного термина. Это обратная категория For . Термин – Портативное электронное устройство
Тип – Ноутбук
Включает Термины фокус термин является элементом. Это то же самое, что гипонимия. Срок действия – Информация, позволяющая установить личность
Включает – почтовый адрес, индивидуальный номер социального страхования
Часть Термины, определения которых являются элементом основного термина. Инверсия Включает Термин – Информация, позволяющая установить личность
Часть – информация, связанная с конфиденциальностью
901 21 Используется для создания Термин, который является шаблоном или используется для создайте термин фокуса. Термин — Программное обеспечение UCF Mapper
Используется для создания — Отображение авторитетных документов
Создано Термин – отчет об аудите системы
Создано – Инструмент управления безопасной конфигурацией
На него ссылается Термин, который упоминает или ссылается на основной термин. Срок – свидетельство            
На что ссылается – вероятная причина
Ссылки Термин, который упоминается или цитируется в основном термине. Это инверсия . Срок – доказательство
Ссылки – деловое исключение правило
Используется для обеспечения выполнения Термин, в котором термин фокуса используется для обозначения выполнения или обеспечения соответствия. Термин — правило конфигурации
Используется для принудительного применения 122 Термин, в котором термин «фокус» используется для выражения «происходит или вызывает соответствие». Это обратная сторона Используется для принуждения. Срок – PCI-DSS
Применяется – платежная марка
Используется для предотвращения Термин, предотвращающий использование основного термина. Срок – санкции
Используется для предотвращения несанкционированная обработка данных
Предотвращается 9 0122 Термин, которому препятствует термин фокуса. Это инверсия Используется для предотвращения Срок – кража
Предотвращается вооруженная охрана
Вопросы для анализа отношений ваших сроков
9008 2 На момент написания этой статьи не существовало компьютерной системы, которая автоматически анализировала бы термины, даже в их контексте внутри документа, и определить, какими должны быть отношения. При лучших они работают с точностью 40-45%[3]. Это означает, что вам нужно вручную задавать себе вопросы, что на самом деле не так уж сложно[4]. Вот наша шпаргалка для вас.

Тип отношения Вопросы
Синонимы Вы встречали этот термин по-другому?
Видели ли вы, что этот термин написан совершенно по-другому (личная информация/непубличные данные физического лица)?
Это метафора для другого термина?
Существуют ли метафоры для этого термина?
Антонимы Существуют ли какие-либо качества этого термина, которые означают отсутствие качеств другого термина (холост/замужем)?
Можно ли классифицировать этот термин по спектру (горячий/холодный)?
Есть ли противоположное отношение этого термина (связанный/несвязанный)?
Категория Какие термины подпадают под эту категорию?
Тип Существуют ли другие примеры этого термина?
Включает Что включает этот термин?
Часть Является ли этот термин частью большего целого?
Ссылки Относится ли этот термин к другим терминам?
Упоминается ли этот термин другими терминами?

Создавая семантические связи с вашими определениями, читатель сможет понять, как этот термин работает с другими терминами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *