Взаимоотношения как смысловая основа взаимодействия: Психология взаимодействия людей «Основы психологии»

Содержание

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Наталья Константиновна Катович,
начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, отличник образования Республики Беларусь.

Сфера научных интересов:
теоретико-методологические и учебно-методические основы воспитания в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;
теория педагогической регионализации. 

 

 

 

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.

Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

I. Знакомство.

Определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Большое значение имеет и определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Здесь администрации школы целесообразно актуализировать потенциал педагогического коллектива, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах или что значительная часть ее выпускников добилась успеха в дальнейшей жизни.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования

II. Планирование совместной деятельности.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.

Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:

  • планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
  • проведение общешкольных родительских собраний;
  • взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.

Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.

В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III. Непосредственное взаимодействие.

Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания.

В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями семей (Е.П. Арнаутова, Е.В. Бондаревская, В.С. Богословская, Е.В. Гребенников, В.В. Мартынова, М.П. Осипова, Е.К. Погодина, В.В. Чечет и др.). Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

Структура такой модели может представлять собой сочетание

четырех направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:

  • выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
  • педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • исследования удовлетворенности родителей работой школы.
  • Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
  • профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
  • запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
  • взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
  • Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:

  • как воспитателя;
  • как учителя своего ребенка;
  • как союзника, партнера.

Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.

Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.

День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).

Родительский день – открытое школьное мероприятие для родителей, которое часто является синонимом Дня открытых дверей. Позволяет родителям учащихся познакомиться с работой школы, поучаствовать в мастер-классах или других мероприятиях. На современном этапе развития информационного образовательного пространства действуют просветительские сайты «Родительский день», организованы страницы на сайтах учреждений образования, которые содействуют самообразованию родителей и решению актуальных проблем воспитания. Их работа позволяет родителям познакомиться с различными аспектами развития личности ребенка, а так же обсудить их с единомышленниками на форуме.

Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).

Вечер вопросов и ответов ‑ форма работы с родителями, которая проводится на основе опроса родителей, с учетом выявленных проблемы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Досуг родителей и детей (совместный) – форма работы, дающая возможность детям и родителям в свободное время заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору на основе перечня возможных в данном учреждении образования или предусмотренных совместным планированием. К подобным видам деятельности можно отнести семейные праздники, День именинников, День семьи, День здоровья, рыцарские турниры, спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей – на старт!», семейные ток-шоу, коллективные творческие дела («Праздник труда», «Салатный пир», «Семейный коллаж»), конкурсы и фестивали творчества родителей и детей на различные темы («Мой родны кут», «Бульбяны фэст», «Паэтычная субота», «Инсценировка из жизни замечательных семей»), КВН, викторины и др.

Конференция по обмену опытом воспитания детей ‑ тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.

Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций, выступлений известных ученых, практиков и др.

В текущем учебном году реализация республиканского проекта «Родительский университет» станет актуальной формой просветительской работы с родителями. Разработка идеи проекта и программы его деятельности принадлежит ученым БГПУ им. М. Танка. Примерная программа работы по проекту «Родительский университет» представлена в приложении 3 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» (см. на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).

В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.

Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся  к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.

Клубы для родителей ‑ объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.

Круглый стол ‑ форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.

Информационный бюллетень ‑ периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.

Виртуальная гостиная ‑ форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.

Гостиные могут включать в себя ряд актуальных разделов, быть своеобразной виртуальной школой для родителей, родительским университетом, педагогической мастерской, форумом для вопросов и ответов и неформального общения, презентативной доской, виртуальной консультацией и др.

Педагогический коллектив учреждения общего среднего образования должен прикладывать большие усилия для ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования с участием родителей по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают удовольствие от общения друг с другом. Таким образом обогащается и досуговая сфера семьи.

Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи в учреждениях общего среднего образования рекомендована для использования в образовательном процессе учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов. Содержание программы направлено на изучение правовых и нравственных основ семейной жизни, на формирование позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству.

Программа факультативных занятий включает 3 раздела. В разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни». В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. В завершающем разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.

В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения ‑ тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.

Для реализации учебной программы факультативных занятий в 2020 году издано пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни. 9 класс» (авторы В. В. Мартынова, Е. К. Погодина). В пособии представлена модель организации занятий по учебной программе факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX классов, конспекты факультативных занятий, дидактические и раздаточные материалы.

В ближайшей перспективе готовятся к выпуску пособия «Основы семейной жизни. Семья как социальный институт. 10 класс», «Основы семейной жизни. Семья и дети. 11 класс».

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

 

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи / Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. ‑ № 10 – С. 3–22.
  3. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  4. Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с. : ил.
  5. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  6. Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.

Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений

Здоровое развитие общества и личности в целом не может существовать без связей между индивидами. Подобные взаимосвязи и есть взаимоотношения, которые могут быть как межличностными, так и межгрупповыми. Разберем основы данных понятий, их различия и аспекты формирования.

Понятие общественных и межличностных отношений

Между людьми в их социальном взаимодействии неизбежно складываются всевозможные взаимоотношения, которые характеризуются сложной системой связей. Первоначально они подразделяются на общественные и межличностные отношения, между которыми существуют различия:

  • Отношения общественной структуры характеризуют взаимодействия в обществе или между социальными группами, входящими в это общество. Тогда как межличностные отношения – это взаимодействия между конкретными людьми.
  • Общественные отношения объективны, межличностные – субъективны. В общественном понятии подобное подразумевает пренебрежением эмоциями отдельных людей и существование этих отношений независимо от чувств конкретных личностей. Межличностные отношения напротив всегда непосредственно связаны с переживаниями, чувствами и эмоциями.
  • Межличностные отношения также существуют независимо от отдельных людей, а межличностные отношения без прямого участия человека не могут существовать, поскольку являются выражением внутреннего мира человека, который и является их источником.
  • Описание социальных отношений происходит через понятие «социальная роль», в то время как межличностные отношения характеризуются с помощью терминов «социальная установка» или «личное отношение».

Социальных психологов интересуют отношения межличностного характера, в то время как социологи исследуют социальное направление общения. Характеризуя общественные отношения между людьми, принято прибегать к понятиям «социальная роль» и «статус».

Определение 1

Социальная роль – это совокупность прав и обязанностей, форм поведения, социальных действий, которые приписываются человеку, занимающему определенное положение в обществе.

Пример 1

Руководители всех уровней имеют определенные права и обязанности, которые существенно отличаются от прав и обязанностей их подчиненных. Занимающие различные должности люди, также имеют неодинаковые обязанности и права.

Это относится к социальным ролям, существующим в обществе независимо друг от друга, исполняющих или принимающих их людей.

В ролевом поведении существует не только социологический, но и социально-психологический аспект, который заключается в индивидуальном, своеобразном и различном исполнении одних и тех же обязанностей различными людьми. При всех возможных вариациях исполнения одних и тех же социальных ролей, существуют общественно принятые нормы и варианты исполнения, за которые не должен выходить человек, выступающий в данной роли.

Замечание 1

Подобные нормативы исполнения социальных ролей регламентируются документально и имеют некое правовое основание.

Определение 2

Статус – положение, занимаемое человеком в системе общественных и межличностных взаимоотношений.

Чем дальше продвинулся человек по социальной лестнице и чем выше занимаемое им социальное положение в обществе, тем выше его социальный статус. Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений. Таким образом, понятие «социальный статус» и термин «социальная роль» обладает социологический и социально-психологический аспекты.

Впервые поставила и решила вопрос соотношения общественных и психологических отношений Г. М. Андреева, которая также выделила несколько видов общественных отношений:

  • Политические.
  • Идеологические.
  • Социальные.
  • Экономические.

По мнению Андреевой их содержание раскрывается и обсуждается не только в социологии, но и в других социальных науках. Межличностные же отношения являются непосредственным предметом исследования конкретно социальной психологии. Вследствие чего при изучении человеческих отношений в первую очередь психологи обращают внимание на межличностные отношения, которые существуют между людьми или внутри малых социальных групп.

Классификация межличностных отношений

Классификация межличностных взаимоотношений между отдельными людьми имеет следующую структуру:

  • Официальные и неофициальные.
  • Деловые и личные.
  • Рациональные и эмоциональные.
  • Руководства и подчинения.
  • Вторичные и первичные.

Более подробное изучение каждого из представленных видом позволит получить исчерпывающее представление о структуре тех или иных систем отношений между людьми.

Официальные и неофициальные

Определение 3

Официальные – это отношения, которые возникают между людьми на основании должностного общения.

Их регуляция основывается на документационных положениях, имеющих правовую природу и официальное подтверждение, тогда как неофициальные отношения складываются на основе личных взаимоотношений между людьми. Они не регулируются официально и не имеют правовой базы.

Определение 4

Неофициальные отношения – это взаимодействие между людьми, которые не носят официального характера. Это также отношения, складывающиеся помимо должностных и деловых отношений, в которые они обязаны вступать.

В официальные или формальные отношения люди вступают из-за должности, а не по личному предпочтению, что является объединяющим фактором с деловыми отношениями. Но не все деловые отношения могут быть официальными, ровно, как и наоборот.

Деловые и личные

Деловые отношения возникают в последствии совместной работы людей, личные же складываются независимо от производимых совместных действий. В качестве образа деловых отношений можно представить служебные взаимоотношения, распределение обязанностей в коллективе или группе. Характер деловых взаимоотношений не имеет определяющего эмоциями фактора и больше зависят от распределения ролей в совместной деятельности. Деловые отношения основаны на ролях, которые люди играют в совместной деятельности, обязательствах, которые возлагаются на них или возлагаются на себя по предпочтению самой личности.

Определение 5

Личные взаимоотношения – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их совместной деятельности.

В качестве примера таких взаимоотношений можно рассматривать симпатию, антипатию, уважение, неуважение и прочее. Основой личных отношений являются чувства, возникающие между участниками общения и индивидуальные психологические особенности. Проявляемые в отношениях чувства могут быть положительными или отрицательными, а именно:

  • Симпатия/антипатия.
  • Любовь/вражда.
  • Доверие/недоверие.
  • Уважение/неуважение.
  • Признание/непризнание и прочие.

К индивидуальным особенностям, которые могут повлиять на развитие личностных отношений, можно отнести волю, мотив, темперамент, характер, потребности, способности. Характер у личных взаимоотношений субъективный, они выражают личное отношение человека, которое может не разделяться группой или обществом.

Рациональные и эмоциональные

В отношениях рациональных предопределяющим фактором являются знания людей друг о друге и объективные оценки личности от окружающих.

Определение 6

Рациональные – это отношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которые участники этих отношений могут принести или уже приносят друг другу.

Определение 7

Эмоциональные – отношения, основанные на субъективной оценке людей, личном, индивидуальном восприятии окружающих.

Подобные взаимоотношения сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основываются на объективной информации участников друг о друге. Рациональные отношения не всегда могут эмоционально подкрепляться.

Пример 2

Человек может испытывать в отношении другого положительные эмоции и чувства, в то же время, имея четкое понимание того, что эти отношения не несут никакой материальной или другого рода пользы. И наоборот, имея личную неприязнь к человеку можно вступать с ним в рациональные отношения, рассчитывая на извлечения определенной выгоды.

Руководства и подчинения

Отношения руководства и подчинения выражаются неравноправностью, в которой некоторые люди обладают большими правами, чем другие, находящиеся в подчинении. Подобные отношения имеют название «субординационные», а равноправные отношения руководства и подчинения принято называть координационными.

Определение 8

Субординационные – это отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должностные позиции в определенной организации или группе, различное положение в обществе. Параллельно этим существуют отношения равноправные или паритетные отношения, в которых социально-психологическая основа заключается в равноправии участников отношений, определяющимся в паритетной форме. Такие личности не состоят в подчинении друг у друга, действуют самостоятельно и независимо.

Первичные и вторичные

Определение 9

Первичные – это базовые, устойчивые и долгосрочные отношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, которые обуславливаются чувством личной привязанности и преданности друг другу.

Подобный вид отношений является общим для многих, он охватывает многие социальные роли, формы поведения и ситуации. В них не наблюдается строгих норм взаимодействия, а люди, вовлеченные в первичные отношения, давно и хорошо знают друг друга.

Определение 10

Вторичные отношения – это относительно кратковременные и поверхностные отношения, которые характеризуются ограниченным опытом взаимодействия между участниками и отсутствием четких норм.

Вторичные отношения, в отличие от первичных, редко обусловлены глубоко эмоциональным вовлечением людей.

Рассмотрение межличностных отношений в группе

Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении. В первом случае подразумевается исследование отношений на конкретный период времени, посредством анализа существующей системы отношений. Динамическое же изучение подразумевает исследование отношений в процессе их развития и изменения, используя законы их формирования и последующего прогрессивного преобразования.

Межличностные отношения в социальных группах имеют изменчивый характер. На этапе начального группового развития часто имеют безразличный характер. В последующем они могут перерасти в противоречивые, и даже конфликтные отношения, которые, при условии благоприятного развития трансформируются в  коллективистские.

Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие людей» обладают схожими чертами, хоть и кардинально отличаются друг от друга по содержанию и объему. Общим объединяющим фактором является объяснение природы социальных и психологических связей, которые складываются в обществе и различных социальных группах. Их особенности можно проследить в терминологических определениях.

Общение – понятие, которое имеет самый широкий смысл и объем. В него включены всевозможные контакты, которые возникают между людьми, независимо от их содержания и формы. Межличностные отношения – это понятие, в более узком смысле отражающее отношения между людьми, которые находят выражение в психологических терминах, имеют связь с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей. Общение же вовсе может не иметь эмоциональной окраски.

Общение не обязательно должно включать конкретные действия, которые предпринимаются людьми для оказания определенного воздействия друг на друга. Тогда как взаимодействие не будет являться таковым при отсутствии определенного ряда действий направленных на влияние одного человека на другого. В данном положении выражается основное отличие взаимодействия и общения.

Шаг 5. Добавление семантических отношений к определению

Шаг 5. Добавление семантических отношений к определению

После того, как вы закончите определение, вам нужно будет поместить новый термин в контекст с другими терминами. Это позволяет вашим читателям увидеть, как термины взаимодействуют друг с другом. Это позволяет механизмам обработки естественного языка связывать термины вместе. Это ядро ​​​​сопоставления шаблонов для согласования регулирующих структур друг с другом.

Основные семантические отношения

Следующие основные отношения были взяты из Спецификации картографического словаря системы Simple Knowledge Organization (SKOS)[1], как показано ниже.

Они позволяют различать тонкие взаимосвязи между двумя терминами. Как указано в спецификации, «многие системы организации знаний, такие как тезаурусы, таксономии, схемы классификации и системы предметных рубрик, имеют аналогичную структуру и используются в аналогичных приложениях. SKOS улавливает большую часть этого сходства и делает его явным, чтобы обеспечить обмен данными и технологиями в различных приложениях».

has-exact-match

Если два концепта полностью совпадают, то набор ресурсов, правильно проиндексированных по первому концепту, идентичен набору ресурсов, правильно индексированному по второму концепту. Следовательно, эти две концепции могут быть взаимозаменяемы в запросах и предметных указателях. (Обратно самому себе.)

имеет широкое соответствие

Если «понятие А имеет широкое соответствие понятию В», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный по концепту А, является подмножеством набора ресурсов, должным образом проиндексированного по отношению к концепту А. концепция B. (Обратно к has-narrow-match.)

has-narrow-match

Если «понятие A имеет узкое соответствие понятию B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный относительно понятия A, является надмножеством набора ресурсов, должным образом проиндексированного относительно понятия B. (Обратно к имеет-широкое-совпадение.)

имеет-основное-совпадение

Если «понятие A имеет основное соответствие понятию B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный относительно понятия A, имеет более 50% общих элементов с набором ресурсов, должным образом проиндексированных относительно концепции B. (Обратное отношение не может быть установлено.)

has-minor-match

Если «концепция A имеет минорное совпадение с концепцией B», то набор ресурсов, должным образом проиндексированный относительно концепции A, имеет менее 50%, но более 0 своих членов с набором ресурсов должным образом проиндексировано относительно концепции B. (Обратное отношение не может быть выведено. )

Ограничения базовых семантических отношений, основанных на модели SKOS

Проблема в модели SKOS заключается в том, что отношения ограничены одним термином или одной фразой . Эта модель отлично подходит, если вы хотите знать, что черновик или карта такая же, как карта , или не такая широкая, как интерпретация . По сути, вы ограничены тремя категориями для практических целей; шире, то же самое и уже, как показано на диаграмме ниже.

То, что SKOS и базовая модель семантических отношений не говорят вам, это , почему интерпретация является более широкой концепцией, или , почему шкала является более узкой концепцией. Чего они не показывают, так это языковые отношения между терминами.

Чтобы расширить отношения за пределы более широких, одинаковых и более узких, вам понадобится более продвинутая система семантических отношений. Он должен учитывать отношения реального мира, такие как одно понятие, являющееся категорией для другого понятия, или одно понятие, обеспечивающее выполнение другого понятия, или даже одно понятие, включающее другое понятие как его часть (по сравнению с тем, что родитель является категорией). На следующей иллюстрации повторно исследуются семантические отношения термина карта, показанные выше, с использованием более сложного набора семантических отношений. Эти отношения обеспечивают гораздо более надежное понимание связующих терминов, чем может дать простая более широкая, такая же, как и более узкая модель. Расширенные семантические отношения расширяют модель, добавляя лингвистические и концептуальные связи к каждому отношению.

Advanced Semantic Mappings

Существует множество других взаимосвязей, которые вам необходимо установить, если вы хотите предоставить больший контекст для ваших читателей или механизма обработки естественного языка. Вот еще несколько отношений, которые вам понадобятся.

Синонимы и антонимы вместо has-exact-match

Синонимы шире, чем точные совпадения, поскольку они расширяют отношение к фактам или состояниям наличия корреляции, взаимосвязи, существенности, соответствия и уместности между концепцией A и концепцией B. И тогда антонимы обладают достаточной изменчивостью, несоответствием и диссоциацией, чтобы быть их противоположностью. Антоним является противоположностью синонима и наоборот.

Метонимия

К синонимам относится метонимия, семантическая связь между двумя словами (или словом и выражением), при которой одно из слов метафорически используется вместо другого слова (или выражения) в определенные контексты для передачи одного и того же значения.

В категорию антонимов включены дополнительных пар, градуируемых пар, и реляционных противоположностей[2] .

Дополнительные пары

Дополнительные пары — это антонимы, в которых наличие одного качества или состояния означает отсутствие другого и наоборот. Несколько образцов холосты/женаты, не беременны/беременны. В комплементарных парах нет промежуточных состояний.

Градиентные пары

Градиентные пары — это антонимы, которые обеспечивают естественный постепенный переход между двумя полюсами. Пара примеров хорошие/плохие, горячие/холодные. Можно быть немного холодным или очень холодным и т. д.

Реляционные противоположности

Реляционные противоположности — это антонимы, которые имеют одни и те же семантические признаки, только фокус или направление меняются местами. Пара примеров: завязать/развязать, купить/продать, дать/получить, учитель/ученик, отец/сын и открыть/не открывать.

Нестандартные формы has-exact-match

Втулка и кран — это два определенных слова, которые являются точными совпадениями или синонимами друг друга. Это простое правило для реализации. Однако язык запутан, а использование языка в документах по соответствию еще более запутанно. Вот почему у вас должны быть расширенные правила, которые выходят за рамки синонимов для вариантов использования, таких как запрос персональных данных , называемый запросом персональных данных , запрос информации от контроллера данных или даже запрос информации об обработке персональных данных . Для обработки этих типов вариантов использования у вас должно быть семантическое правило, которое гласит: «Если определение термина искусства совпадает с определением ранее принятого словарного термина, термин искусства следует считать точным соответствием и, следовательно, быть помечены как нестандартное представление принятого термина».

Замена широких и узких соответствий более конкретной категоризацией

Основные и второстепенные отношения, описанные в модели SKOS, ограничиваются лингвистическими родителями и их детьми (или половинными детьми, о которых можно думать как о второстепенном совпадении). Однако существует множество более конкретных отношений, которые можно и нужно применять, особенно при работе с именованными сущностями и использовании механизма распознавания именованных сущностей процессора естественного языка. Заменив простые более широкие и узкие соответствия более конкретной категоризацией, вы можете получить структуры, подобные тем, которые используются в словаре соответствия, как показано ниже.

1104
Отношения Описание Примеры
Linguistic Parent

121 термин LIGNISTIRILILICLICAR, в том числе LIGNISTIRILICLICE, в том числе LIGNISTIRILICAL THERINGISIRLICAL LIGNIGISICLICILICAR.
Срок Старший системный аналитик
Родитель-лингвист – системный аналитик, старший
Ребенок-лингвист Термины, лингвистически более узкие, чем основной термин, включая производные. Это инверсия лингвистического родителя . Терм — системный аналитик
Языковой ребенок — Старший системный аналитик
Категория Для A Термин – планшет
Категория Для – портативное электронное устройство
Тип Термины, которые являются видами или примерами основного термина. Это обратная категория для . Термин – портативное электронное устройство
Тип – ноутбук
Включает Термины фокус термин является элементом термина. То же, что гипонимия . Срок – Информация, позволяющая установить личность
Включает – почтовый адрес, индивидуальный номер социального страхования
Часть Термины, определения которых являются элементом основного термина. Это обратный включает в себя Термин — Личная информация
Часть — , связанная с конфиденциальностью,
, используемый для создания для создания ARMPLATE, который используется для создания ARMPLATE, который используется для создания ARMPLATE, который используется для создания . создайте термин фокуса. Термин — Программное обеспечение UCF Mapper
Используется для создания — Отображение авторитетного документа
Это инверсия , используемая для создания . Срок действия — отчет об аудите системы
Создано — Инструмент безопасного управления конфигурацией
На него ссылается Термин, который упоминает или ссылается на основной термин. Термин — доказательства
ссылается на вероятную причина
Ссылки A TER TERM, на котором упоминаются термин фокус или циты. Это инверсия . Срок – свидетельство
Ссылки – бизнес-исключение правило
Используется для обеспечения выполнения Термин, в котором термин фокуса используется для обозначения выполнения или обеспечения соответствия. Термин — Правило конфигурации
Используется для обеспечения соблюдения Конфигурация системы
— применительно к , который использует конечный термин. Это инверсия Используется для обеспечения соблюдения. Срок – PCI-DSS
Применяется – платежный бренд
Используется для предотвращения Термин, предотвращающий фокусный термин. Термин — Санкции
Используется для предотвращения — — Несанкционированная обработка данных
предотвращается -термин. Это инверсия Используется для предотвращения Термин – кража
Предотвращается вооруженная охрана
Вопросы для анализа взаимосвязей ваших терминов

термины, даже в их контексте внутри документа, и определить, какими должны быть отношения. При лучших они работают с точностью 40-45%[3]. Это означает, что вам нужно вручную задавать себе вопросы, что на самом деле не так уж сложно[4]. Вот наша шпаргалка для вас.

Тип отношения Вопросы
Синонимы Вы встречали этот термин в другом написании?
Видели ли вы, что этот термин написан совершенно по-другому (личная информация/непубличные данные физического лица)?
Это метафора для другого термина?
Существуют ли метафоры для этого термина?
Антонимы Существуют ли какие-либо качества этого термина, которые означают отсутствие качеств другого термина (холост/замужем)?
Можно ли классифицировать этот термин по спектру (горячий/холодный)?
Есть ли противоположное отношение этого термина (связанный/несвязанный)?
Категория Какие термины относятся к этой категории?
Тип Существуют ли другие примеры этого термина?
Включает Что включает этот термин?
Часть Является ли этот термин частью большего целого?
Ссылки Относится ли этот термин к другим терминам?
Упоминается ли этот термин другими терминами?

Создавая семантические связи с вашими определениями, читатель сможет понять, как этот термин работает с другими терминами.

Продолжить чтение


[1] https://www.w3.org/2004/02/skos/mapping/spec/ и https://www.w3.org/TR/skos-reference/

[2] «Лингвистика 201: Учебный лист по семантике».

[3] Малайз, Цвайгенбаум и Бачимонт, «Обнаружение семантических отношений между терминами в определениях».

[4] Стори, «Понимание семантических отношений».

Получить книгу определений

Этот сайт защищен reCAPTCHA, и к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Семантическая перспектива — Дисциплина организации: 4-е профессиональное издание

Чтобы описать отношения между ресурсами, нам нужно понять, что означают эти отношения. Эта семантическая перспектива является сущностью отношений и объясняет, почему ресурсы связаны, опираясь на информацию, которая недоступна непосредственно при восприятии ресурсов. В нашем примере с семьей Симпсонов мы отметили, что Гомер и Мардж связаны браком, а также их отношениями как родителей Барта, Лизы и Мэгги, и ни одно из этих отношений не воспринимается напрямую. Это означает, что «Гомер женат на Мардж» — семантическое утверждение, а «Гомер стоит рядом с Мардж» — нет. [1]

Семантические отношения обычно выражаются предикатом с одним или несколькими аргументами. Предикат — это шаблон глагольной фразы для указания свойств объектов или отношений между объектами. Во многих отношениях предикат представляет собой действие или ассоциацию, в которой участвуют несколько участников, которые должны относиться к определенным типам, а аргументы определяют различные роли участников. [2]

Мы можем выразить отношения между Гомером и Мардж Симпсон, используя число 9.0035 предикат(аргумент(ы)) синтаксис следующий:

Последовательность, тип и роль аргументов являются неотъемлемой частью выражения отношения. Последовательность и роль явно различаются, когда предикаты, принимающие два аргумента, выражаются с использованием синтаксиса субъект-предикат-объект , который часто называют тройным из-за его трех частей:

Однако мы еще не уточнили, что означает отношение «замужем». Люди могут продемонстрировать свое понимание «замужем за», осознав, что альтернативными и семантически эквивалентными выражениями отношений между Гомером и Мардж могут быть:

Сделав еще один шаг вперед, мы могли бы сказать, что люди понимают эквивалентность этих различных выражений отношения, потому что они обладают семантическими и лингвистическими знаниями, относящимися к некоторым репрезентациям слов «женат», «муж», «жена» и других слов. Ни одно из этих знаний пока не видно в выражениях отношений, все из которых определяют конкретные отношения о людях, а не абстрактные отношения между классами ресурсов или понятиями. Мы просто втолкнули проблему того, что значит понимать выражения, в ум человека, осуществляющего понимание.

Мы можем быть более строгими и определить слова, используемые в этих выражениях, так, чтобы они находились «в мире», а не просто «в уме» человека, который их понимает. Мы можем написать определения для этих классов ресурсов:

  • Обычный или традиционный брачный союз представляет собой пожизненную связь между мужем и женой по обоюдному согласию, которая санкционирована законом и часто религиозными церемониями;

  • Муж – пожизненный партнер мужского пола, рассматриваемый по отношению к жене; и

  • Жена – пожизненный партнер женского пола, рассматриваемый по отношению к мужу. [3]

Определения, подобные этим, помогают человеку узнать и понять некоторые выражения отношений, связанные с Гомером и Мардж. Однако эти определения не в той форме, которая позволила бы кому-то полностью понять выражения Гомера и Мардж; они опираются на другие неопределенные термины (консенсуальные, законные, пожизненные и т. д.) и не устанавливают отношений между понятиями в определениях. [4] Кроме того, чтобы компьютер понимал выражения, ему необходимо компьютерно-обрабатываемое представление отношений между словами и значениями, которое делает каждое важное семантическое предположение и свойство точным и явным. Мы увидим, что для этого потребуется, начиная со следующего раздела.

Типы семантических отношений

В этом обсуждении мы будем использовать тип сущности, класс , концепт, и тип ресурса в качестве синонимов. Тип сущности и класс — общепринятые термины в моделировании данных и проектировании баз данных, концепция — общепринятый термин в вычислительном или когнитивном моделировании, и мы используем тип ресурса при обсуждении систем организации. Точно так же мы будем использовать вхождение объекта , экземпляр , экземпляр и экземпляр ресурса , когда мы будем ссылаться на одну вещь, а не на их класс или тип.

Нет единого мнения о том, как классифицировать семантические отношения, но эти три широкие категории подходят для наших целей:

 

Отношение включения

Один тип объекта содержит или состоит из других типов объектов; часто выражается с использованием предикатов «является», «является типом», «является частью» или «находится внутри».

Отношения атрибуции

Утверждение или присвоение значений свойствам; предикат зависит от свойства: «является автором», «замужем», «работает» и т. д.

Владение Отношения

Утверждение права собственности или контроля над ресурсом; часто выражается с использованием предиката «имеет», например «имеет-серийный-номер». [5]

Все они являются основополагающими в организации систем, как для описания и организации самих ресурсов, так и для описания отношений между ресурсами и описаниями ресурсов.

Включение

Существует три различных типа отношений включения: класс включения , меронимическое включение и топологическое включение. Все три обычно используются в организационных системах.

Включение класса — это фундаментальное и знакомое отношение « есть-а, », « есть тип-типа » или « подмножество » между двумя типами сущностей или классами, где один содержится в и, следовательно, более конкретный, чем другой, более общий.

Набор взаимосвязанных отношений включения классов создает иерархию, которую часто называют таксономией .

Визуальное изображение таксономии облегчает восприятие иерархии классов. См. Рисунок: Частичная таксономия продуктов питания.

 

Частичная таксономия продуктов питания различает категории или готовые продукты от мяса, выделяет курицу, говядину и свинину как подкатегории мяса, а также различает говяжий фарш и стейки как подкатегории говядины.

Каждый уровень в таксономии подразделяет вышестоящий класс на подклассы, и каждый подкласс подразделяется до тех пор, пока различия, остающиеся между членами каждого класса, больше не будут иметь значения для взаимодействий, которые должна поддерживать система организации. Мы обсуждаем проектирование иерархических систем организации в «Принципах создания категорий», «Принципах создания категорий».

Все примеры в текущем разделе выражают абстрактные отношения между классами, в отличие от более ранних конкретных примеров о Гомере и Мардж, которые выражали отношения между конкретными людьми. Гомер и Мардж — примеры таких классов, как «женатые люди», «мужья» и «жены». Когда мы делаем утверждение, что конкретный экземпляр является членом класса, мы классифицируем 90 515 экземпляр. Классификация — это отношение включения класса между экземпляром и классом, а не между двумя классами. (Мы подробно обсуждаем классификацию в Классификация: Отнесение ресурсов к категориям .)

Это как раз низший уровень иерархии классов, в котором Гомер находится в самом низу; он также человек, человек и живой организм (по крайней мере, в мультяшной стране). [6] Теперь вы, возможно, помните иерархию включения библиографических классов, которую мы обсуждали в разделе «Идентификация и библиографические ресурсы»; конкретный физический элемент , такой как ваша загнутая копия Macbeth , также является конкретным проявление в каком-то формате или жанре, и это выражение является одним из многих для абстрактного произведения .

Включение части-целого или меронимическое включение является вторым типом отношения включения. Обычно это выражается с помощью «является частью», «является частью» или другими подобными предикатными выражениями. Уинстон, Чаффин и Херрманн определили шесть различных типов отношений часть-целое. Их значение слегка различается в зависимости от того, является ли часть отдельно идентифицируемой и является ли часть существенной для целого. [7]

  • Компонент-Объект — это тип отношения, когда деталь представляет собой отдельный компонент, который скомпонован или собран с другими компонентами для создания большего ресурса. В «Ресурсах с деталями», «Ресурсах с деталями» мы использовали в качестве примера отношение компонент-объект между двигателем и автомобилем:

    Компоненты этого типа отношения часть-целое не обязательно должны быть физическими объектами; «Германия является частью Европейского Союза» выражает отношение компонент-объект. Важно то, что компонент идентифицируется сам по себе как неотъемлемая сущность и что компоненты следуют какой-то шаблонной организации или структуре, когда они образуют целое. Вместе части образуют композицию, а части вместе составляют целое. Автомобиль, в котором отсутствует часть двигателя, не будет работать.

  • Member-Collection — это тип отношения часть-целое, где «является частью» означает «принадлежит», более слабый тип ассоциации, чем компонент-объект, поскольку не предполагается, что компонент имеет определенную роль или функцию в целом.

    Элементы коллекции существуют независимо от целого; если целое перестает существовать, отдельные ресурсы все еще существуют.

  • Порция-Масса — это тип отношений, когда все части подобны друг другу и целому, в отличие от любого из предыдущих типов, где двигатели — это не шины или автомобили, а книги — не альбомы с грампластинками или библиотеки.

  • Вещество-Объект Отношения чаще всего выражаются с использованием «является частью» или «сделан из» и отличаются от компонентно-объектных отношений, поскольку вещество не может быть отделено от объекта без изменения его идентичности. Материал — это не отдельный ингредиент, который используется для изготовления объекта; он является его составной частью, как только он сделан.

  • Place-Area отношения существуют между областями и конкретными местами или местами внутри них. Подобно элементам коллекций, места не имеют особого функционального вклада в целое.

  • Feature-Activity — это тип отношения, в котором компоненты представляют собой этапы, фазы или поддействия, происходящие во времени. Это отношение похоже на отношение компонент-объект в том смысле, что компоненты в целом располагаются в соответствии со структурой или образцом.

Седьмой тип отношений часть-целое, названный Фаза-Активность , был предложен Стори. [8]

Топологический , Местный и Временное включение является третьим типом отношений включения между контейнером, областью или временной продолжительностью и тем, что они окружают или содержат. Чаще всего это выражается с использованием «находится внутри» в качестве отношения. Однако сущность, которая содержится или окружена, не является частью включающей сущности, поэтому это не отношение часть-целое .

Атрибуция

В отличие от выражений включения, устанавливающих отношения между ресурсами, отношения атрибуции утверждают или присваивают значения свойствам конкретного ресурса. В описании ресурса и метаданных мы использовали «атрибут» для обозначения «неделимой части описания ресурса» и рассматривали его как синоним «свойства». Теперь нам нужно быть более точными и тщательно различать тип атрибута и значение , которое он имеет. Например, цвет любого объекта является атрибутом объекта, а значение этого атрибута может быть «зеленым».

Некоторые платформы семантического моделирования определяют «атрибут» очень узко, ограничивая его выражениями с предикатами только с одним аргументом для утверждения свойств одного ресурса, отличая их от отношений между ресурсами или типами ресурсов, которые требуют двух аргументов: [9]

Однако всегда можно выразить подобные утверждения таким образом, что они будут связаны между собой двумя аргументами:

Дедре Гентнер отмечает, что это предполагаемое различие между атрибутами с одним предикатом и отношениями с двумя предикатами зависит от контекста. [10]

Например, small можно рассматривать как атрибут, X → маленький, или как связь между X и некоторым эталоном или эталоном Y, X → меньше, чем → Y.

Еще один сложный аспект отношений атрибуции заключается в том, что с семантической точки зрения часто существует множество различных способов выражения эквивалентных значений атрибутов.

Эти два утверждения выражают мысль о том, что Мартин маленький. Однако во многих реализациях отношений атрибуции значения атрибутов трактуются буквально. Это означает, что если мы не сможем обработать эти два утверждения, используя другое отношение, выражающее преобразование дюймов в миллиметры, эти два утверждения могут быть интерпретированы как говорящие по-разному о размере Мартина.

Наконец, отметим, что мы можем выразить отношения атрибуции относительно других отношений, например, дату установления отношения. Годовщина свадьбы Гомера и Мардж Симпсон является атрибутом их отношений «замужем».

Семантические различия между атрибутами и другими типами отношений невелики, но их можно сделать более четкими с помощью выбора реализации. Например, атрибуты XML тесно связаны с содержащим элементом, а их литеральные значения ограничены атомарными единицами информации. Напротив, отношения включения выражаются буквальным включением одного элемента XML в другой.

Владение

Третьей отдельной категорией семантических отношений является владение. Владение отношения могут показаться на первый взгляд похожими на отношения часть-целое:

Однако во втором из этих отношений «имеет» является эллиптической формой «имеет как часть», выражая отношение часть-целое, а не владение.

Концепция владения особенно важна в институциональных организационных системах, где вопросы собственности, контроля, ответственности и передачи собственности, контроля и ответственности могут быть фундаментальными частями поддерживаемых ими взаимодействий. Однако обладание — сложное понятие, неотъемлемо связанное с общественными нормами и соглашениями о собственности и родстве, что делает его более беспорядочным, чем хотелось бы институциональным процессам.

Отношения владения также подразумевают продолжительность или постоянство , и их часто трудно отличить от отношений, основанных на обычном местоположении или практике. Миллер и Джонсон-Лэрд иллюстрируют сложную природу отношений владения этим предложением, которое выражает три их различных типа: [11]

Свойства семантических отношений

Семантические отношения могут иметь множество особых свойств, которые помогают объяснить, что они означают, и особенно то, как они соотносятся друг с другом. В следующих разделах мы кратко объясним те из них, которые наиболее важны в системах организации ресурсов и описания ресурсов.

Симметрия

В большинстве отношений порядок, в котором выражены аргументы субъекта и объекта, является центральным для значения отношения. Если X имеет связь с Y, обычно Y не имеет такой же связи с X. Например, поскольку «является родителем» является асимметричной связью , выполняется только первая из этих связей:

Напротив, некоторые отношения являются симметричными или двунаправленными , и изменение порядка аргументов предиката отношения не меняет смысла. Как мы отмечали ранее, эти два утверждения семантически эквивалентны, поскольку выражение «замужем» симметрично:

Мы можем представить симметричную и двунаправленную природу этих отношений с помощью двунаправленной стрелки: Когда отношение транзитивно, если X и Y имеют отношение, а Y и Z имеют одинаковое отношение, то X также имеет отношение с Z. Любое отношение, основанное на упорядочении, является транзитивным, включая числовые, буквенные и хронологические отношения, такие как а также те, которые подразумевают качественное или количественное измерение. Поскольку «выше-чем» является транзитивным:

подразумевает, что:

Отношения включения по своей сути транзитивны, потому что точно так же, как «выше-чем» является утверждением об относительном физическом размере, «является типом» и «является частью» являются утверждениями о относительные размеры абстрактных классов или категорий. Примером транзитивности в отношениях часть-целое или меронимические отношения являются: (1) карбюратор является частью двигателя, (2) двигатель является частью автомобиля, (3) следовательно, карбюратор является частью автомобиля. [12]

Транзитивные отношения позволяют делать выводы о принадлежности к классу или свойствам и позволяют организационным системам быть более эффективными в том, как они их представляют, поскольку транзитивность позволяет сделать неявные отношения явными только тогда, когда они необходимы.

Обратный

Для асимметричных отношений часто бывает полезно явно указать значение отношения, когда порядок аргументов в отношении обратный. Полученное отношение называется обратное или обратное первому соотношению. Если организующая система явно представляет, что:

Мы можем сделать вывод, что:

Онтологии

Теперь мы достаточно подробно описали типы и свойства семантических отношений, чтобы вернуться к проблеме, которую мы поставили ранее: какая информация требуется для полного понимания отношений? Этот вопрос задавался и обсуждался на протяжении десятилетий, и мы не будем претендовать на то, чтобы дать здесь какой-либо ответ на него. Однако мы можем набросать некоторые основные части решения.

Начнем с того, что вспомним, что таксономия охватывает систему отношений включения классов в некоторой области. Но, как мы видели, существует великое множество видов отношений, не связанных с классовой включенностью. Все эти другие типы отношений представляют собой знания о домене, которые потенциально необходимы для понимания утверждений о нем и для того, чтобы иметь смысл, когда объединяется более чем один домен ресурсов или действий.

Например, в области продуктов питания, частичная таксономия которой показана на рисунке: Частичная онтология продуктов питания, мы можем утверждать отношения о свойствах классов и экземпляров, выражать их эквивалентности и иным образом улучшать представление области продуктов питания для создания сложная сеть отношений. Кроме того, пищевая сфера пересекается с приготовлением пищи, сельским хозяйством, торговлей и многими другими областями. Нам также необходимо выразить отношения между этими доменами, чтобы полностью понять любой из них.

 

Частичная онтология еды накладывает таксономию еды на утверждения, которые делают утверждения о категориях, экземплярах и отношениях в области еды. Примерами утверждений могут быть: «Приготовление на гриле — это способ приготовления пищи», «Мясо консервируется путем замораживания» и «Гамбургер эквивалентен говяжьему фаршу».

В этом простом примере мы видим, что отношения включения классов образуют своего рода основу, к которой присоединяются другие виды отношений. Мы также видим, что есть много потенциально релевантных утверждений, которые вместе представляют знания, которые почти все знают о еде и связанных с ней областях. Сеть подобных отношений создает ресурс, который называется онтология . [13] Визуальное изображение онтологии иллюстрирует эту идею о том, что таксономия является ее концептуальным каркасом. (См. Рисунок: Частичная онтология еды.)

Существует множество форматов для выражения онтологий, но многие из них недавно объединились или основаны на языке веб-онтологий (OWL) , разработанном W3C . Онтологии OWL используют формальный логический язык, основанный на RDF («Структура описания ресурсов (RDF)») для точного определения классов ресурсов и присвоения им свойств, организации их в иерархии классов, установления их эквивалентности. и указать свойства отношений. [14]

Онтологии являются неотъемлемой частью некоторых организационных систем, особенно систем с интенсивным использованием информации, где объем и масштаб ресурсов требуют обширного и контролируемого словаря описаний. (См. «Процесс описания ресурсов».) Самая обширная из когда-либо созданных онтологий — Cyc, родившаяся в 1984 году как исследовательский проект искусственного интеллекта. Спустя три десятилетия последняя версия онтологии Cyc содержит несколько сотен тысяч терминов и миллионы взаимосвязывающих их утверждений. [15]


  1. «Семантический» обычно определяется как «относящийся к значению или языку», и здесь это не кажется полезным.

  2. На протяжении десятилетий поднимались важные и неприятные вопросы о специфике этих ассоциаций предикат-аргумент и о том, как и когда воплощаемые ими семантические ограничения сочетаются с синтаксическими и контекстуальными ограничениями в процессе понимания языка. Подумайте, как фраза «Находясь в операционной, хирург ножом перерезал ____» порождает ожидание, отличное от того же предиката и агента в «Находясь в модном ресторане, хирург ножом перерезал ____». См. (Эльман, 2009 г.).

  3. Эта книга не место для споров об определении брака. Мы не фанатики; нам просто не нужно это обсуждение здесь. Если эти определения вас расстраивают здесь, вы почувствуете себя лучше в «Градусе».

  4. Как правило, когда люди используют язык, они исходят из предположения, что каждый разделяет их модель мира, обеспечивая общую основу, которая позволяет им общаться. Как мы видели в Ресурсы в организационных системах и Описание ресурсов и метаданные (из-за проблем со словарем и различных целей использования ресурсов и языка) это предположение часто неверно. быть общим знание может на самом деле не делиться или пониматься одинаково.

  5. См. (Chaffin and Herrmann 1984), (Story 1993).

  6. Какая из этих классификаций наиболее актуальна, зависит от контекста. Кроме того, могут быть другие Гомер Симпсоны, которые не являются персонажами мультфильмов или не женаты, поэтому нам, возможно, придется устранить неоднозначность этой омонимии, чтобы убедиться, что мы имеем в виду предполагаемого Гомера Симпсона.

  7. (Уинстон, Чаффин и Герман, 1987).

  8. (Этаж 1993).

  9. Мартин — анимированный геккон, рекламный представитель Geico Insurance ( http://www.geico.com/). Остроумие Мартина и акцент кокни делают его привлекательным и запоминающимся, а несколько лет назад он был признан любимой иконой рекламы в США.

  10. (Гентнер, 1983).

  11. (Миллер и Джонсон-Лэрд, 1976, стр. 565).

  12. Некоторые люди утверждали, что мерономия не является транзитивной, но более пристальный взгляд на их предполагаемые контрпримеры свидетельствует об обратном. См. раздел 5 в (Winston, Chaffin, and Herman 1987).

  13. онтология — это раздел философии, занимающийся тем, что существует в реальности, а также общими чертами и отношениями того, что может быть (Hofweber 2009).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *