Взаимоотношения со сверстниками: Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками

Содержание

Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания.

Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.

Основные особенности общения детей со сверстниками:

  • Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
  • Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
  • Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий  Источник:
    Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015.

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).

Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:

  1. Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
  2. Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций.
  3. Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
  4. Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом  Источник:
    Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130.

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий  Источник:

Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220.

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы.

Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками

В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.

Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:

  1. Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих. Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других.
  2. Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
  3. Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
  4. Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника  Источник:
    Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018.

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками

Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
  • Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
  • Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
  • Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным  Источник:
    Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011.

Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)

Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

  1. Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
  2. Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
  3. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
  4. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
  5. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
  6. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011

Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.

Основные особенности общения детей со сверстниками:

  • Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
  • Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
  • Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий  Источник:
    Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015.

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).

Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:

  1. Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
  2. Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций.
  3. Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
  4. Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом  Источник:
    Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130.

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий  Источник:
Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220.

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками

В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.

Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:

  1. Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих. Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других.
  2. Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
  3. Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
  4. Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника  Источник:
    Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018.

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками

Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
  • Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
  • Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
  • Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным  Источник:
    Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011.

Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)

Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

  1. Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
  2. Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
  3. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
  4. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
  5. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
  6. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011

положительных отношений со сверстниками | Высшее благо в образовании

Перейти к основному содержанию

Что это такое?

Большинство людей согласится с тем, что мало что повлияло на их школьную жизнь так сильно, как их отношения со сверстниками — друзьями, знакомыми или кем-то еще. Отношения со сверстниками играют важную роль в школьной жизни детей, и отношения со сверстниками становятся еще более влиятельными, когда дети достигают подросткового возраста.

Исследования позитивных отношений со сверстниками часто различают дружба и признание сверстников . Качественная дружба подразумевает не только товарищеские отношения, но и заботу, одобрение и поддержку. Помимо совместной игры, хорошие друзья чувствуют себя комфортно, открываясь друг другу, и мотивированы на разрешение возникающих конфликтов.

Принятие сверстников, иногда называемое исследователями популярностью, фокусируется на том, насколько учащимся нравится или нравится играть со своими одноклассниками, и было обнаружено, что это влияет на чувство принадлежности учащихся к школе и их успеваемость.

Учительница математики в 5-м классе прочитала исследование, которое показало, что оценки учеников по математике улучшаются, когда они проявляют самообладание и когда они чувствуют, что их принимают другие ученики в классе. В результате она заставляет учеников практиковать внимательность каждое утро, чтобы помочь развить их навыки внимания, и создает безопасный и гостеприимный класс с помощью совместных групп по решению проблем и регулярных классных собраний, чтобы ученики чувствовали, что они принадлежат друг другу и связаны друг с другом.

Почему они важны?

Исследования показывают, что позитивные отношения со сверстниками приносят учащимся множество преимуществ в школе и в жизни.

 

Для детей важно как количество, так и качество отношений.
  • Исследования показали, что маленькие дети с большим количеством друзей менее склонны к одиночеству и с большей вероятностью будут любить школу и заниматься ею.
  • В среднем детстве принятие сверстников, дружба и качество дружбы имеют значение с точки зрения снижения вероятности одиночества ребенка.
  • Позитивные отношения со сверстниками делают детей более стойкими, даже когда они сталкиваются с трудностями дома.

 

Одного хорошего друга может быть достаточно.
  • Одного близкого друга может быть достаточно, чтобы защитить детей от негативных последствий плохого обращения со стороны сверстников.
  • Точно так же исследования показывают, что подростки, у которых есть хотя бы одна взаимная дружба, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого ее нет; с другой стороны, наличие большего количества друзей, по-видимому, не способствует дальнейшему повышению самооценки.

 

Особенно для подростков позитивные отношения со сверстниками имеют большое значение в других сферах жизни.
  • Принятие сверстников положительно влияет на средний балл в средней школе; Фактически, исследования показывают, что положительные отношения со сверстниками могут объяснить до 40% академических достижений подростков.
  • Положительная поддержка сверстников также предсказывает здоровье и благополучие подростков (в разных культурах), а также их эмоциональную и поведенческую вовлеченность в школу, и этот эффект со временем усиливается.
  • Точно так же подростки, чьи близкие друзья просоциальны, с гораздо большей вероятностью будут ставить просоциальные цели и вести себя просоциально в будущем.

Сборник практик

Практики

Уровень

Выберите уровеньPreK/Младший начальный уровеньСтарший начальный уровеньСредняя школаСредняя школаКолледжВзрослый

Продолжительность

Выберите продолжительность≤ 15 минут≤ 30 минут≤ 1 час≤ 2 часаНесколько сеансов

Сортировать по

По алфавитуСамые последниеНаивысший рейтинг

Очистить

Веселый и быстрый способ завязать дружеские отношения между учащимися

Средняя школа

Несколько занятий

Студенты учатся успокаивать себя в стрессовые моменты.

Средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Способствовать благополучию и вдохновению через природу

Средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Учащиеся рисуют и пишут о том, как они проявляли доброту по отношению к другим.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся определяют, как они могут практиковать «случайные добрые дела».

Средняя школа

≤ 1 часа

Поддерживайте позитивные отношения, доброжелательно отзываясь о ком-то «за его спиной».

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Метод совместного обучения, привлекающий всех учащихся посредством движения, обсуждения и обмена идеями.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 1 часа

Используйте процесс «Круг», чтобы побудить учащихся безопасно и уважительно делиться своим уровнем понимания академической темы.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Используйте процесс «Круг», чтобы создать ощущение связи между учащимися и сотрудниками, делясь настроениями, чувствами и моментами радости и боли.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся медленно читают текст и размышляют над его личным значением для них.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Празднование каждого ученика в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Празднование каждого ученика в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Средняя школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Игра, основанная на балансе и командной работе, которая помогает укрепить доверие.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся вносят свой вклад в изменения, которые могут быть внесены в класс, чтобы тонко намекнуть на хорошее поведение.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Учащиеся участвуют в просоциальных (добрых, полезных) действиях в течение десяти дней и размышляют о влиянии своих действий на себя и других.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Учителя и ученики создают безопасное пространство для развития крепких отношений.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся вспоминают время, когда они чувствовали себя рядом с кем-то, чтобы развить чувство принадлежности и благополучия.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 15 минут

В этом круговом упражнении учащиеся практикуют осознанную речь и внимательное слушание.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 30 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

Средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Стратегия интерактивного обучения, которая помогает учащимся прояснить свои собственные идеи и услышать другие точки зрения, поднимая их со своих мест.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа, средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Учащиеся думают о факторах, которые побуждают и мешают людям действовать, когда они сталкиваются со страданиями или несправедливостью.

Средняя школа, колледж

≤ 1 часа

Ученики отрабатывают свои социальные навыки друг с другом, изучая новое танцевальное движение

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Стратегии поощрения и помощи учащимся в практике честности

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Узнавайте лица всех в классе или на собрании, чтобы усилить чувство групповой связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Учащиеся размышляют о примерах человеческой доброты.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Создание произведений искусства о доброте вдохновляет учеников быть заботливыми и щедрыми.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Ученики находят тайного приятеля, которому они могут помочь в течение недели.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Используйте истории, чтобы поощрять смелое поведение учащихся в школе и дома

PreK/младшая начальная школа

≤ 1 часа

Воспитывать у приемных учащихся чувство взаимосвязи через благоговение

Средняя школа, колледж

≤ 30 минут

Учащиеся мысленно посылают добрые пожелания тому, кто важен для них.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся устанавливают и укрепляют дружеские отношения с одноклассниками безопасным способом.

Средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся используют фотографию или рисунок, чтобы исследовать цель и смысл своей жизни.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Вместе сочиняйте музыку, чтобы поощрять щедрость и помогать детям.

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Просматривайте и пополняйте свою классную или школьную библиотеку книгами, посвященными разным темам.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Создайте классное сообщество путем мозгового штурма, чтобы перестать унижать.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся проявляют доброту, чтобы стать счастливее

Проведите короткую практику чтения хором, которая способствует развитию сообщества и связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Учащиеся обсуждают навыки SEL, затронутые во время занятия, в котором они только что участвовали.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся изучают, как наши представления о различиях влияют на то, как мы видим и выбираем способы взаимодействия друг с другом.

Средняя школа

≤ 1 часа

Используйте язык, чтобы помочь ученикам настроиться на сотрудничество.

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Учащиеся ищут в других хорошее, признавая сильные стороны друг друга. (Благодарность подросткам и подросткам, урок 3)

Средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Используйте процесс Круга, чтобы поощрять заботу о себе среди сотрудников и студентов во всех измерениях.

Средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся изучают примеры из реальной жизни, чтобы найти мирные способы реагирования на дискриминацию.

Старшая школа

Несколько сеансов

Учащиеся укрепляют доверие и вовлеченность с помощью быстрой и веселой игры, раскрывающей их общие черты.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Обсуждение побуждает учителей к размышлениям и совместной работе над эффективной реализацией SEL.

Взрослый

≤ 30 минут

Инструмент для создания благоприятной и равноправной среды в классе и школе, а также для продвижения SEL.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

Учащиеся определяют и практикуют «здравый смысл» или волю и умение поступать правильно.

Старшая школа

Несколько сеансов

Ученики выявляют предположения других о себе, а затем описывают, кто они на самом деле внутри.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 1 часа

Учащиеся узнают, как доброта и благодарность укрепляют дружбу, благодаря коту Сплату.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся узнают, как наше разное происхождение дает нам разные точки зрения.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся исследуют, как они сталкиваются с повседневными моральными дилеммами, и рассматривают, кто и что влияет на их реакцию, когда возникают конфликты.

Старшая начальная, средняя школа

≤ 1 часа

С помощью рассказов, обсуждений и творческих презентаций о настоящих героях учащиеся воспитывают в себе сострадание к другим и рассматривают смелое участие в общественной жизни как достойный восхищения героический образ жизни.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

Несколько занятий

«Ты был моим другом, — ответила Шарлотта. «Это само по себе потрясающая вещь».

–Э. Б. Уайт, Паутина Шарлотты

Что означает отношения со сверстниками

Отношения со сверстниками — это социальные отношения между двумя людьми, равными по возрасту, статусу и власти.

Отношения со сверстниками важны для нашего социального и эмоционального развития. Они дают возможность узнать о сотрудничестве, обмене и общении. Они также помогают нам развивать чувство идентичности и принадлежности.

Отношения с равными Определение
Определение Отношения со сверстниками относятся к социальным связям, которые люди устанавливают с другими людьми своей возрастной группы или социального положения.
Важность Отношения со сверстниками важны для социального и эмоционального развития людей. Они помогают в формировании чувства принадлежности, самооценки и социальных навыков.
Типы Отношения со сверстниками можно разделить на три типа: положительные, отрицательные и нейтральные. Позитивные отношения со сверстниками предполагают взаимное уважение, поддержку и сотрудничество. Негативные отношения со сверстниками включают запугивание, агрессию и изоляцию. Нейтральные отношения со сверстниками предполагают минимальное взаимодействие или безразличие.
Факторы, влияющие на развитие отношений со сверстниками, включая возраст, пол, культурное происхождение, личность, интересы и социальный статус.
Эффекты Позитивные отношения со сверстниками могут положительно влиять на успеваемость, психическое здоровье и общее самочувствие. Негативные отношения со сверстниками могут негативно сказаться на самооценке, психическом здоровье и успеваемости.
Что означают отношения со сверстниками

Здоровые отношения со сверстниками подразумевают взаимообмен – обе стороны чувствуют, что получают что-то от отношений. Есть взаимное уважение, доверие и поддержка. Каждый чувствует, что может быть собой без осуждения.

Иногда отношения со сверстниками могут быть сложными, особенно в подростковом возрасте. Иногда мы можем конфликтовать с друзьями или чувствовать себя обделенными. Эти проблемы нормальны и действительно могут помочь нам расти как личности.

Важно помнить, что у всех нас разные потребности и не бывает «идеальной» дружбы. Самое главное, как мы справляемся с этими проблемами — общаемся ли мы открыто и пытаемся решить проблемы, или мы уходим и сдаемся? Построение прочных отношений со сверстниками требует времени и усилий, но оно того стоит!

Эти отношения могут дать нам прочное счастье и удовлетворение в жизни.

Что такое отношения с равными?

Отношения со сверстниками — это тесная связь или дружба между людьми, имеющими одинаковый социальный статус, схожие интересы или равные по способностям или достижениям.

Каковы примеры отношений с равными?

Отношения со сверстниками — это социальные взаимодействия между людьми, которые считаются находящимися на одном уровне с точки зрения возраста, способностей или статуса. Эти отношения могут быть положительными или отрицательными, но обычно они включают некоторую форму общения и взаимодействия. Некоторые примеры отношений со сверстниками включают дружбу, романтические отношения и профессиональные отношения.

Какие существуют 4 типа отношений со сверстниками?

Существует четыре типа отношений со сверстниками: диадические, триадические, взаимные и коллективные. Диадические отношения со сверстниками включают двух людей и являются наиболее распространенным типом отношений со сверстниками. В триадных отношениях со сверстниками участвуют три человека, и они менее распространены, чем диадические отношения.

Взаимные отношения сверстников включают обмен между двумя людьми, в то время как коллективные отношения сверстников включают группу людей, работающих вместе.

Каковы три типа отношений со сверстниками?

Три типа отношений со сверстниками: диадические, триадические и коллективные. В диадных отношениях со сверстниками участвуют два человека. В триадных отношениях со сверстниками участвуют три человека.

Коллективные отношения со сверстниками включают группу людей. Диадические и триадные отношения со сверстниками могут быть как положительными, так и отрицательными, в то время как коллективные отношения со сверстниками всегда положительны. Позитивные диадные и триадные отношения со сверстниками включают в себя общение, уважение, доверие и поддержку.

Негативные диадические и триадные отношения со сверстниками включают в себя агрессию, запугивание и изоляцию. Коллективные отношения строятся на взаимных интересах и сотрудничестве. Члены группы работают вместе для достижения общих целей.

Чему нас могут научить детские отношения со сверстниками? | Робин Банерджи | TEDxSussexUniversity

Отношения со сверстниками Примеры

Независимо от того, на каком этапе жизни вы находитесь, ваши отношения со сверстниками играют важную роль в вашем общем благополучии. От раннего детства до подросткового возраста и во взрослую жизнь наши отношения со сверстниками могут помочь сформировать нашу личность, обеспечить поддержку в трудные времена и предоставить возможности для социального и эмоционального роста. В раннем детстве отношения со сверстниками дают детям первую возможность практиковать социальные навыки, такие как обмен, очередность и общение.

Эти взаимодействия также помогают детям научиться регулировать свои эмоции и импульсы. Когда дети вступают в подростковый возраст, они начинают больше полагаться на своих сверстников в плане социальной и эмоциональной поддержки. Для многих подростков группа их сверстников становится второй семьей — источником общения, принятия и совета.

Взрослым также полезны позитивные отношения со сверстниками. Будь то времяпровождение с друзьями после работы или участие в поддерживающей профессиональной сети, наши взрослые сверстники могут предложить руководство, взгляды и поддержку, когда мы больше всего в этом нуждаемся.

Типы отношений со сверстниками

В подростковом возрасте может формироваться множество различных типов отношений со сверстниками. Эти отношения можно классифицировать на основе их уровня близости, интенсивности и продолжительности. Наиболее распространенным типом отношений со сверстниками является случайная дружба.

Этот тип отношений обычно характеризуется низким уровнем близости и интенсивности и относительно короткой продолжительностью. Случайные друзья обычно имеют схожие интересы и занятия, но не имеют глубокой эмоциональной связи. Еще одним распространенным типом отношений со сверстниками является близкая дружба.

Близкие дружеские отношения обычно характеризуются высоким уровнем близости и напряженности, а также большей продолжительностью, чем случайные дружеские отношения. Эти отношения часто связаны с общими секретами, внутренними шутками и более глубоким уровнем доверия, чем случайная дружба. Третий тип отношений со сверстниками – интимные отношения.

Интимные отношения обычно характеризуются сильными эмоциями, физическим влечением и сильным желанием близости. Эти типы отношений часто перерастают в романтические отношения или сексуальные отношения. Наконец, существуют также негативные отношения со сверстниками, которые могут сформироваться в подростковом возрасте.

К ним относятся отношения запугивания, когда один человек постоянно жестоко обращается с другим человеком или преследует его. Важно отметить, что даже негативные отношения со сверстниками могут служить важной цели в социальном развитии подростков; они дают возможность научиться эффективно управлять конфликтами и справляться с трудными социальными ситуациями.

Что такое отношения со сверстниками в школе

Когда дети поступают в школу, у них начинают формироваться отношения со сверстниками. Это отношения с другими детьми примерно того же возраста и со схожими интересами. Отношения со сверстниками могут быть положительными или отрицательными.

Позитивные отношения со сверстниками могут помочь детям научиться сотрудничать, делиться и общаться с другими. Они также могут оказать поддержку и дружбу. Негативные отношения со сверстниками могут включать запугивание, поддразнивание и исключение.

Дети, у которых сложились позитивные отношения со сверстниками, с большей вероятностью будут хорошо учиться в школе и иметь лучшие социальные навыки.

Отношения со сверстниками в подростковом возрасте

Подростковый возраст может быть трудным временем для многих детей. Это время, когда они пытаются понять, кто они и где они вписываются. У некоторых это может привести к ощущению, что они не принадлежат друг другу, или они чувствуют себя изолированными от своих сверстников.

Для подростков важно иметь позитивные отношения со сверстниками. Эти отношения могут обеспечить поддержку и руководство в этот критический период их жизни. Позитивные отношения со сверстниками могут помочь подросткам чувствовать себя более связанными и менее одинокими.

Они также могут поощрять позитивное поведение и препятствовать рискованному поведению. Есть несколько вещей, которые родители могут сделать, чтобы помочь подростку развить позитивные отношения со сверстниками: Поощряйте их находить свою нишу: помогите подростку найти занятия или группы, которые ему интересны.

Это поможет им наладить контакт с теми, кто разделяет их интересы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *