ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Чернецов Петр Иванович
Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, [email protected], Челябинск
Виноградова Татьяна Игоревна
Без ученой степени, Специалист по комплексному развитию детей, Детский центр «Маленькая школа для маленьких», [email protected], Челябинск
Аннотация:
В настоящее время постоянно меняющиеся социально-экономические и политические условия требуют от человека особого, творческого подхода к разрешению возникающих проблем. В связи с этим формирование креативной личности, способной к самостоятельной адаптации, приобретает общественную значимость. Однако, к сожалению, в настоящий момент среди исследователей имеются серьезные разногласия по поводу природы креативности, ее определения, что существенно затрудняет процесс разработки стратегии и тактики педагогической деятельности, направленной на развитие вышеуказанной способности.
Ключевые слова:
креативность, интеллект, развитие креативности, взаимосвязь, подростки.
Библиографический список:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.
– М.: AKADEMA, 2002. – 318 с.2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.
5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, диф¬ференциальная, прикладная. – М., Наука, 1990. – С. 131–148.
6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 173 с.
7. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис. … канд. псих. наук. – Хабаровск, 2004. – 175 с.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Полный энциклопедический справочник по психологии. – С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 321–322.
10. Guilford, J. P. The Nature of Human Intelligence. – N.Y., 1967.
11. Torrance, E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. – Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
соотношение понятий и практика //Психологическая газета
С докладом «Эмоциональный интеллект, творчество и креативность: соотношение понятий и практика» выступил Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Института развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, на Всероссийской научной конференции «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии», проведенной Институтом психологии Российской академии наук.
«Если такие понятия, как «творчество» и «креативность», давно являются областью психологических исследований (Холодная, 2019), то термин «эмоциональный интеллект» достаточно нов и постепенно завоевывает своих сторонников (Сергиенко, Ветрова, 2010).
На связь этих понятий указывал Л.С.Выготский: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления… Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления» (Выготский, 2019).
Отметим большой вклад в изучение творчества и интеллекта Я.А.Пономарева
Заметим, что наша практика разработки креативных технологий генерации идей в образовании показывает, среди группы внутренних ограничителей проявлений креативности чаще всего оказываются: заниженная самооценка, «психология отличника»; неумение управлять своими эмоциями, уровнем напряжения; слабый волевой ресурс, прежде всего – неумение настойчиво преодолевать препятствия на пути к цели. Обратим внимание, что все они так или иначе связаны с содержанием эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2000; Люсин, 2004).
В 1997 г. Дж.Мэйер и П.Сэловей, Д.Карузо предложили модель эмоционального интеллекта, включающую следующие ментальные способности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;
2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;
3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;
4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития (Mayer, Salovey, Caruso, 2000).
Практика показывает, что творческие люди отличаются более развитой эмпатией, умением наблюдать за другими людьми и, одновременно, порой сложным восприятием обратной связи от окружающих, сложностями в межличностных отношениях.
Распространенным заблуждением представителей креативных профессий выступает ограничивающее утверждение о том, что их повышенная эмоциональность является источником их вдохновения и творческой энергии.
Можно предположить, что через творческие занятия, развитие креативности возможно развитие структурных компонентов эмоционального интеллекта. Именно этот посыл учитывался нами при разработке программы формирования и развития эмоционального интеллекта младших школьников на базе федеральной инновационной площадки ГБОУ СОШ №89 Санкт-Петербурга (2018-2020 гг.). Целями программы заявлены:
1) развитие способности к пониманию и идентификации собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей в социальном взаимодействии;
2) развитие способности к регуляции собственными эмоциональными состояниями в ситуациях взаимодействия;
3) развитие эмпатических способностей.
В качестве наиболее эффективных методов развития эмоционального интеллекта использовались те, что связанные в той или иной степени с творчеством и креативностью, в частности арт-терапия, а также методики на развитие эмоциональной креативности.
Арт-терапия как вид воздействия на эмоции заключается в гармонизации развития личности через совершенствование способности самовыражения и самопознания. Для работы с младшими школьниками нами использовались следующие виды арт-терапии: рисуночная терапия, библиотерапия (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений), музыкотерапия (она актуализирует чувства школьников, улучшает эмоциональное состояние, корректирует страхи, отклонения в поведении, коммуникативные затруднения), драматерапия (сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники), танцевальная терапия (развивает мышцы, позволяет выразить эмоции через танец, показать свое настроение).
В ходе реализации программы акцент делается на отработку навыков управления своими эмоциями, развития способности к саморефлексии, представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Именно здесь дают позитивный эффект творческие задания (в частности, «Какое у меня настроение?», «Палитра эмоций» и др.
Литература:
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Рипол Классик, 2019. 528 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
- Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1960. 352 с.
- Пономарёв Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., Просвещение, 1967. 264 с.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R. J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
Связь между творчеством и интеллектом — Creative Something
Интеллект классически определяется как «способность приобретать и использовать знания». В условиях тестирования коэффициент интеллекта (IQ) измеряется способностью человека использовать информацию, полученную исторически.
Креативность — это способность выдвигать новые идеи посредством умственного процесса соединения существующих концепций. Идеи не обязательно должны быть революционными (это распространенное заблуждение многих людей о творческом мышлении), они просто должны быть новыми для мыслителя.
Интеллект, безусловно, играет роль в творческом мышлении, но не так, как можно было ожидать.
Ваш IQ обычно оценивается по способности интерпретировать информацию и предлагать решения, независимо от обстоятельств. В математике и фундаментальных науках IQ чрезвычайно важен, потому что он демонстрирует вашу способность запоминать концепции и повторять их результаты в аналогичных задачах. Если я скажу вам, что два плюс два равно четырем, вы должны (в идеале) разумно заключить, что четыре плюс четыре равняется удвоенному исходному ответу.
Уже один этот факт демонстрирует связь интеллекта с творчеством, которая необходима не только для понимания творческого мышления, но и для его совершенствования.
Еще одним важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.
Если вы отлично усваиваете знания (скажем, читая, читая лекции или просматривая видео на YouTube) и у вас есть возможность эффективно использовать эти знания, но вам не хватает способности эффективно фильтровать решения, вы можете подойти с эффективными идеями, но это займет у вас много времени. В отличие от людей с высоким уровнем интеллекта, которые могут быстро фильтровать идеи.
Конечно, и в этом вся прелесть, интеллект далеко не распространяется, когда дело доходит до творчества.
Творить значит использовать имеющиеся знания в новой ситуации и быстро анализировать возможные результаты. Конечно: имеющиеся знания — это то, что любой выше определенного порога по шкале IQ может накопить. Этот показатель интеллекта, по-видимому, составляет около 100 (прямо посередине среднего диапазона для испытуемых IQ в Соединенных Штатах). Если вы читаете это, значит, у вас творческий потенциал любого человека с IQ 9.0019 100 или выше.
Способность придумывать творческие идеи — это не то, для чего вам нужен слишком высокий IQ. творческий потенциал Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса или Стива Джобса. Мистер Джобс даже заявил об этом сам, когда был жив, сказав;
«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через какое-то время это показалось им очевидным. Это потому, что они смогли соединить опыт, который у них был, и синтезировать новые вещи. И причина, по которой они смогли это сделать, заключалась в том, что у них было больше опыта или они больше думали о своем опыте, чем другие люди».
Так что интеллект имеет значение, он демонстрирует вашу способность собирать знания и эффективно их использовать. Креативность — это способность выходить за рамки интеллекта и извлекать выгоду из, казалось бы, случайных связей понятий.
В заключение: профессионалам не обязательно быть умнее обычного человека. Они просто делают три вещи более усердно, чем кто-либо другой: у них больше опыта, они чаще думают о своем опыте, и когда они начинают преследовать потенциальные результаты решения проблем или проектов, они просто больше работают с идеями, которые приходят им в голову (тогда как все остальные сдается после оценки только одной или двух возможных идей или позволяет своему внутреннему критику помешать им исследовать больше).
Фото Стива Юрветсона.
The Relationship Between Intelligence and Creativity
- Introduction
- Definition of Terms
- Necessary Condition Hypothesis
- Divergent and Convergent Personalities
- The Threshold Hypothesis
- Conclusion
- References
Introduction
Creativity is a significant factor в сегодняшнем глобальном мире, так как он движет многими социальными, психологическими и экономическими действиями. Благодаря творчеству люди могут общаться по всему миру, реализовывать свои увлечения и идентичность, создавать рабочие места и решать медицинские проблемы. Быстрое развитие цивилизации и экономический рост являются результатом творческих идей и талантов во всем мире, что ведет к объединению и информированию общества во всем мире. Таким образом, важно понимать факторы, которые способствуют творческой работе, чтобы лучше понять, как решать будущие проблемы и в полной мере использовать существующие идеи. Ученые-психологи пытались связать факторы, влияющие на креативность, и наиболее искомой взаимосвязью является связь между интеллектом человека и уровнем креативности. 9Скидка 15% на первый заказ различные аргументы с интересными открытиями. Пол Гилфорд предложил первую корреляцию между интеллектом и креативностью, заявив, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта (IQ) более креативны, чем люди со средним и низким IQ (Goldstein et al., 2015). За прошедшие годы теория Гилфорда заложила основу для дальнейших научных исследований, позволив лучше понять явления. Некоторые из открытий совпадают с открытиями Гилфорда, а некоторые противоречат друг другу и создают разные гипотезы о связи между IQ и творческими способностями. В этом эссе исследуются различные аргументы, объясняющие корреляцию между интеллектуальными творческими способностями, на основе данных соответствующих исследований.
Определения терминов
Многие ученые определяют интеллект по-разному, что связано с рассуждениями человека, навыками решения проблем, умственными способностями и способностью принимать обоснованные решения. Наиболее распространенное определение относится к интеллекту как к способности человека обладать знаниями и использовать их для удовлетворения требований ситуации (Silvia, 2015). Креативность — это способность человека обрабатывать новые идеи или методы с помощью критического мышления и воображения (Goldstein et al., 2015). Творческие работы обладают оригинальностью существующих идей, поэтому для разработки и реализации проекта требуется интеллектуальное мастерство. Сорйонен и др. (2019) разделили понятие творчества на две подкатегории: творческие достижения и творческий потенциал, чтобы лучше понять связь между творчеством и IQ. Исследователи утверждают, что творческий потенциал — это способность разрабатывать и создавать достойные внимания проекты, генерируя новые идеи и используя существующие знания. С другой стороны, творческие достижения относятся к физическому проявлению реализованного творческого потенциала, такого как научные открытия и мегатехнологии (Goldstein et al., 2015). Таким образом, творчество предполагает принятие независимых и нестандартных решений, открытость к обучению и использование своего творческого потенциала для реализации творческих достижений.
Необходимое условие Гипотеза
Интеллект необходим для разработки идей и проектов, но его недостаточно для определения творчества. Креативность возникает в результате постоянного анализа идей для разработки решений или технологических достижений (Mulet et al., 2017). Например, умный человек может знать, но не может создать практическую идею из-за других факторов, влияющих на творчество, таких как настойчивость и связывание других идей для создания проекта. Кроме того, (Кауфман и др., 2019 г.) утверждают, что творческие способности распределены по всем уровням IQ, и от человека зависит, быть творческим или нет. Однако креативность распределяется неравномерно, причем люди с более высоким IQ имеют больший творческий потенциал, чем люди со средним и низким IQ. Таким образом, некоторые умные люди. Ши и др. (2017) провели исследование в школе Западной Бенгалии, изучая обоснованность интеллекта как необходимости для творчества, и пришли к выводу, что интеллект является важным катализатором, но недостаточен для всего творческого процесса. В тесте изучались учащиеся разного пола, способностей к успеваемости в классе и социально-экономического положения.
Результаты показали отсутствие прямой связи между интеллектом и потенциальным творческим потенциалом и успеваемостью среди учащихся разного социально-экономического положения и пола. Кроме того, показатель творческих способностей по отношению к интеллекту был несколько ниже по сравнению с американскими учащимися того же класса (Shi et al., 2017). Это исследование соответствует гипотезе необходимых условий, подтверждая, что на креативность влияют и другие факторы, помимо интеллекта, такие как экономический статус, культурное происхождение и пол (Мария Анхелес и Хосе-Диего, 2021). Следовательно, наличие интеллекта не гарантирует творческих способностей, а наличие среднего или низкого IQ не означает, что человек не может достичь творческих способностей при включении других факторов.
Дивергентные и конвергентные личности
Различные личности также влияют на связь между интеллектом и творчеством. Креативность человека зависит от его способности к обширным исследованиям и открытости опыту (Frith et al., 2021). Интеллектуальные люди склонны к конвергентному мышлению, которое помогает быстро находить решения и достигать поставленной цели. Дивергентные мыслители исследуют и учатся на основе опыта, который приводит к творчеству в поиске решений проблемы (Frith et al. , 2021). Согласно этому аргументу, креативность зависит не от интеллекта, а от открытости человека к обучению и новому опыту.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Начнем
322 специалисты онлайн и интеллект. Согласно (Николаева и др., 2018), интеллектуальные потребности различаются для разных задач, что заставляет людей осваивать различные формы творчества. Исследования детей младшего школьного возраста также показывают, что дети могут делать одни и те же узоры, рисунки и резьбу независимо от уровня своего IQ (Yu-Fong, 2019).и Сильвия, 2015). Каждый человек является творческим, в зависимости от его области исследования или страсти, давая людям разные творческие способности на разных уровнях IQ. Сюй и др. (2019) и Ebrahimpur et al. (2018) утверждают, что эта точка зрения помогает объяснить, почему люди различаются по мышлению и творчеству. Это объясняет, почему некоторые люди социально неактивны, гениальны, посредственны или умны.
Гипотеза порога
Модель порога предполагает наличие порога между уровнем интеллекта и креативностью. Модель утверждает, что люди с более высоким IQ выше 120 более креативны, чем люди со средним и более низким IQ. Теория также предполагает, что люди с IQ ниже порога демонстрируют более положительную связь между интеллектом и креативностью, тогда как те, кто выше, являются гениями (Weiss et al., 2020). Согласно (Ахтар и Картика, 2019 г.), умные люди более креативны, чем люди с низким IQ, поскольку они могут обрабатывать и хранить больше информации. Яук и др. (2013) также соответствуют пороговой гипотезе, согласно которой люди с IQ выше 80 более умны, чем люди с более низким IQ. Сильва и Коэльо (2019) утверждают, что исследователи интеллекта обычно рассматривают способность людей формулировать идеи как часть их интеллекта, а не как отдельную сущность. Таким образом, они измеряют креативность человека по его беглости использования сохраненной информации в вербальной, концептуальной, образной и вербальной речи.
Следовательно, умные люди могут гораздо быстрее извлекать информацию и находить решения в сложных ситуациях, в отличие от неразумных людей, у которых меньше знаний и идей для развития творческих идей, когда того требуют обстоятельства. Недавние исследования пороговой гипотезы среди одаренных и неодаренных детей в школе показали, что IQ человека не определяет его творческие способности. У школьников были разные способности к интеллектуальной обработке информации, но схожий творческий потенциал (Ранко и Альберт, 19 лет).86, Пастор и Дэвид, 2017 г.). Дальнейшие исследования (Warne et al., 2021 & Vartanian et al., 2018) пришли к выводу, что люди с более высоким и средним IQ более открыты для идей и критического мышления, чем люди с низким IQ. Результаты согласуются с исследованиями (Shi et al., 2017), которые показывают, что творческие люди непредубеждены и принимают разные решения, соответствующие представленной ситуации. Таким образом, эти результаты показывают, что интеллект определяет потенциал человека и творческие способности.
Заключение
Теории, связывающие интеллект с творчеством, включают необходимые условия и пороговые гипотезы. Первая гипотеза утверждает, что IQ человека необходим для творчества, но недостаточен. Согласно гипотезе, человек может иметь высокий IQ, но не быть творческим, в то время как люди с более низким IQ могут быть творческими. Пороговая гипотеза предполагает фиксированный порог интеллекта, определяющий креативность. Люди с IQ 120 и выше более креативны, чем люди с более низким IQ. Теория предполагает, что интеллект способствует творчеству, потому что умный человек может запоминать и хранить информацию там, где он применяет ее, когда того требует ситуация. Поскольку пороговая модель является развитием гипотезы необходимых условий, данные эмпирических исследований подтверждают, что интеллект может быть не единственным условием, необходимым для творчества. Наконец, личностные различия также определяют творческий потенциал человека. Люди с дивергентным мышлением склонны к творчеству даже с более низким уровнем IQ, чем люди с конвергентным мышлением.
Получите заказную научную работу
Всего за $13,00 $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Ссылки
Ахтар, Х., и Картика, Ю. (2019). Интеллект и творчество: исследование пороговой теории и ее последствий. Журнал педагогических наук и психологии, Ix (lxxi) (1) Сеть.
Эбрахимпур, Н., Моталлебзаде, К., и Зераатпише, М. (2017). О взаимосвязи кристаллизованного интеллекта, гибкого интеллекта, творчества иранских учеников, обучающихся EFL, и их результатов в заданиях с множественным выбором и построенным ответом. Международный журнал прикладной лингвистики и английской литературы , 7 (1), 163. Интернет.
Фрит, Э., Кейн, М. Дж., Велхаф, М.С., Кристенсен, А.П., Сильвия, П.Дж., и Бити, Р.Э. (2021). Держите креативность под контролем: вклад контроля внимания и подвижного интеллекта в дивергентное мышление. Журнал исследований творчества , 33 (2), 138–157. Веб.
Гольдштейн С., Принчотта Д. и Наглиери Дж. (ред.). (2015). Справочник по интеллекту: эволюционная теория, историческая перспектива и современные концепции . Спрингер.
Яук, Э., Бенедек, М., Данст, Б., и Нойбауэр, А. (2013). Взаимосвязь между интеллектом и творчеством: новая поддержка пороговой гипотезы посредством эмпирического обнаружения точек останова. Интеллект , 41 (4), 212-221. Веб.
Кауфман, Дж., Штернберг, Р. и Робертс, А., М. (ред.). (2019). Отношение творчества к интеллекту и мудрости. В Кембриджский справочник по творчеству (стр. 337–352). Издательство Кембриджского университета.
Мария Анхелес Миллан Гутьеррес и Хосе-Диего, VC (2021). Размеры творчества у старшеклассников с высокими способностями. Европейский журнал исследований в области здоровья, психологии и образования, 11 (3), 953. Веб.
Мулет, Э., Ройо, М., Чулви, В., и Галан, Дж. (2017). Взаимосвязь между степенью креативности и качеством результатов проектирования. Дина, 84 (200), 38-45. Веб.
Николаева Е. И., Новикова А. В., Вергунов Е. Г. (2018). Взаимосвязь между интеллектом, креативностью и параметрами сенсомоторной интеграции у детей разного возраста. Психология в России, 11 (2), 68-80. Веб.
Пастор, Б.Л., и Дэвид, Л.Т. (2017). Взаимосвязь между творчеством, интеллектом и успеваемостью учащихся начальных классов. Бюллетень Трансильванского университета Брашова. Серия VII, Общественные науки и право., 10 (2), 123-132. Веб.
Ранко, Массачусетс, и Альберт, Р.С. (1986). Пороговая теория творчества и интеллекта: эмпирический тест с одаренными и неодаренными детьми. Веб.
Ши, Б. Ван, Л., Ян, Дж., Чжан, М., и Сюй, Л. (2017). Связь между дивергентным мышлением и интеллектом: эмпирическое исследование пороговой гипотезы с китайскими детьми. Веб.
Сильва, Д., и Коэльо, А. (2019). Влияние эмоционального интеллекта на творчество, посредническую роль отношения работников и сдерживающие эффекты индивидуального успеха. Журнал управления и организации, 25 (2), 284-302. Веб.
Сильвия П. (2008 г.). Еще один взгляд на креативность и интеллект: изучение моделей более высокого порядка и возможных путаниц. Личность и индивидуальные различия , 44 (4), 1012-1021. Веб.
Сильвия, П.Дж. (2015). В конце концов, интеллект и креативность похожи. Обзор психологии образования, 27 (4), 599–606. Веб.
Сорйонен, К., Энгре, М., и Мелин, Б. (2019). Пороговые ассоциации как функция нарушения. Пир, Веб.
Вартанян О., Верц С. Дж., Флорес Р. А., Битти Э. Л., Смит И., Блэклер К., Лам К. и Юнг Р. Э. (2018). Структурные корреляты открытости и интеллекта: значение вклада личности в творчество. Картирование человеческого мозга, 39 (7), 2987-2996. Веб.
Уорн, Р.