Взаимосвязь внимания и эмоций: Влияние эмоций на восприятие, внимание и память

Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?

Содержание

  1. Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?
  2. Эмоции и мышление. Мышление и эмоции – подвиды интеллекта
  3. Психология внимания. Свойства внимания в психологии
    • Основные свойства внимания в психологии
  4. Определение внимания. Что такое внимание? Каким бывает внимание?
    • Непроизвольное внимание
    • Произвольное внимание

Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?

Ученые определили особый механизм в нейронах, который отвечает за переключение внимания человека на то, что пробуждает в нем самые сильные и яркие эмоции.

Наше внимание в первую очередь привлекает то, что вызывает в нас определенные чувства, от силы этого эмоционального отклика зависит степень напряженности нашего внимания. Это вполне кажется очевидным, тем не менее, учёным только недавно удалось определить, посредством каких нейрофизиологических механизмов связаны между собой внимание и эмоции. Специалисты из Бостонского университета (США) попытались найти какие-либо  специфические пути, которые связывают такую область мозга, как миндалевидное тело , с центрами, контролирующими внимание.  Амигдала или миндалевидное тело ученые известно в науке еще как «зона страха», однако оно принимает участие в формировании различных эмоций. Было бы логично предположить, что миндалевидное тело отвечает и за процесс переключения внимания в условиях сильного эмоционального впечатления.

Исследователи вводили в миндалевидные тела макак-резусов специальную краску, которая потом распространялась оттуда по проводящим нервным путям. С помощью этого метода можно было отследить направления и контакты отдельных аксонов — отростков нервных клеток , передающих информацию на следующий нейрон. Обнаружилось, что аксоны, выходящие из амигдалы, сосредоточиваются в ретикулярных ядрах таламуса, который занимается первичной обработкой сигналов от органов чувств. То есть от таламуса зависит, какому сигналу отдать предпочтение, куда смотреть и что слушать. По словам учёных, аксоны от амигдалы к таламусу играют роль «выделенной линии»: сигнал, который они проводят, необычайно мощный, подавляющий прочие импульсы, которые могли бы отвлечь таламус от информации по эмоциям.

Результаты исследований учёные собираются опубликовать в Journal of Neuroscience.

Столь мощный канал связи более чем важен, когда угрожает опасность. Например, если в поле зрения попадает большая змея или какой-то хищник, импульс страха из миндалевидного тела должен подавить все остальные, чтобы внимание сконцентрировалось на угрозе. Полученные данные помогут понять некоторые особенности психических расстройств . Например, повышенная тревожность может быть связана с чрезмерной активацией проводящего пути между амигдалой и таламусом, когда абсолютно всё, что происходит вокруг, воспринимается как потенциальная опасность. И наоборот, при депрессивном состоянии эта связь может быть ослаблена так, что человек буквально перестаёт замечать что-либо. Ну а успешное лечение заболевания зависит от того, насколько удастся привести в норму механизм, связывающий эмоции и внимание.

Эмоции и мышление. Мышление и эмоции – подвиды интеллекта

Люди – сложно устроенные социально-биологические сущности, а потому наше мышление и эмоции находятся в тесной взаимосвязи.

С одной стороны эмоции порой мешают нам трезво рассуждать,ситуацию, но с другой стороны – они являются прекрасным стимулом, катализатором нашего мыслительного процесса.

Даже ученые не пришли сегодня к единому мнению, что в человеке сильнее: разум или эмоции, поэтому существует множество разнообразных теорий, гипотез,описывающих человеческое мышление и эмоции , а также их соотношение, взаимосвязь.

Интересен в этом плане научный взгляд  американского психолога Г. Гарднера, развившего идею множественности подвидов интеллекта. Он выделил так называемый «интраличностный интеллект», решающий задачи человеческого самоуправления.

Посредством этого интеллекта человек, по мнению Г. Гарднера, способен управлять собственными чувствами, эмоциями, осознавать, различать, анализировать их, использовать полученные таким образом сведения в своей практической деятельности.

Аналогичных взглядов придерживаются и Дж. Майера, П. Саловей. По их мнению, подобные функции выполняет присущий каждому человеку.

Они полагают, что эмоции, настроение оказывают разнообразное прямое воздействие на процесс решения задач.

Так, например, эмоция счастья способствует творческим, индуктивным решениям — переход от нескольких единичных элементов к общему объекту.

Грусть, напротив, способствует  дедуктивным решениям — переход от целого, общего объекта к нескольким единичным, частным элементам, рассмотрению множества возможных альтернатив.

Кроме того, эмоции рассматриваются как системные внутренние составляющие продуктивного мышления человека, влияющие не только на ход, но и на конечный результат мыслительной деятельности.

Учеными выявлена одна особенная закономерность: первой реакцией человека на сложные, трудные, новые ситуации являются именно эмоции, а уже потом включается мыслительный процесс, по большому счету инициированный возникшими ранее эмоциями.

Эмоции являются одним из главнейших механизмов порождения наших решений, а также замыслов, целей, идей.

Поэтому мышление и эмоции находятся не просто в тесной взаимосвязи, а, можно сказать, что человечество приобрело гибкость, креативность,именно благодаря эмоциональному компоненту интеллекта.

Более того, именно эмоции помогают нам корректировать наши решения, которые еще не приняли окончательную форму, а только обдумываются и примеряются к заданной ситуации.

Благодаря систематически получаемым эмоциональным сигналам «одобрения» («неодобрения») разрабатываемого решения, мы можем отбрасывать в сторону те из них, которые нам не нравятся, и искать новые варианты или возвращаться к ранее рассматриваемым.

Заметьте, речь идет не о логическом суждении, а именно о чувствах, которые у нас вызывает определенный набросок решения.

Иными словами, нашимыслительный процесс, задают нам определенные мыслительные направления, а также помогают найти оптимальное или нестандартное решение.

Все эти характеристики неоценимы для практической деятельности человека, а особенно для бизнеса, где гибкость мышления особенно важна.

Таким образом, мышление и эмоции настолько переплетены в человеческой психике (интеллекте), что они сегодня совершенно неотделимы друг от друга, поэтому полностью контролировать эмоции иногда даже вредно, потому что это мешает нормальному мыслительному процессу.

Психология внимания. Свойства внимания в психологии

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Определение внимания. Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.

9.4. Взаимосвязь чувств и эмоций

Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове и отражаются в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Чувства напрямую связаны с эмоциями: они переживаются и обнаруживаются именно в конкретных эмоциях.

Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, эмоция удовольствия от общения, или:

— тревоги при наличии каких-либо угроз,

— досады, если не оправданы наши надежды,

— гордости за его успехи,

— стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т.д.

В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, восприятием.

1. Отражают ли эмоции личную значимость и оценку человеком внешних событий?

2. В чем сущность эмоций?

3. В чем отличие чувств от эмоций?

4. Какие функции выполняют чувства?

5. Что проявляется в эмоциях и чувствах человека?

ГЛАВА 4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

Из этой главы Вы узнаете:

  • о видах психических познавательных процессов;

  • о сущности понятий “ощущение” и “восприятие”, “внимание” и их функциях и свойствах;

  • о видах памяти и приемах ее развития, об условных этапах переработки информации в памяти;

  • о понятии и функциях мышления, его видах и мыслительных операциях.

Тема 10. Виды психических познавательных процессов.

Ощущение, восприятие, внимание.

10.1. Понятие психических познавательных процессов

10. 2. Свойства и характеристики восприятия

10.3. Понятие и функции внимания.

10.4. Виды внимания.

10.1. Понятие психических познавательных процессов

В основе мира психических явлений лежат психические процессы, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Первоначальная картина этих восприятий формируется благодаря функционированию психических познавательных процессов.

К познавательным процессам относятся:

  • Ощущение

  • Восприятие

  • Внимание

  • Воображение

  • Представление

  • Память

  • Мышление

Ощущениеэто отражение отдельных свойств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.

) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений в целостности, в совокупности их различных свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Воображение – психический процесс, выражающийся в создании образов, соответствующих описанию объекта или явления.

Представление — психический процесс воображения или припоминания образов, предметов, объектов.

Внимание – направленность и сосредоточенность на окружающих объектах или явлениях, на определенную деятельность при отличии от всего остального.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Почему так важно обращать внимание на эмоции

Написано приглашенным автором и терапевтом SelfWorks Сибил Оттенштейн MHC-LP

Многие из нас не хотят чувствовать свои чувства.

На самом деле, мы сделаем все, чтобы этого не произошло. Мы боимся, что под нашим гневом или печалью живет приливная волна эмоций, настолько темных и страшных, что она может похоронить нас заживо. Вместо этого мы подавляем свой гнев, чтобы не допустить досадной вспышки гнева на нашего коллегу. Мы притворяемся, что нашей печали нет, потому что, если мы на самом деле почувствуем ее, мы, возможно, никогда больше не почувствуем себя счастливыми. Мы отвлекаемся, чтобы не чувствовать боль от горя.

Источник: Брок Вегнер, Unsplash

Проблема в том, что когда мы подавляем свои эмоции достаточно долго, они возвращаются с удвоенной силой. Как отмечает терапевт Карла Макларен, «бесконечные депрессии, повторяющиеся приступы ярости, неразрешенные приступы тревоги — это явные признаки эмоций, на которые не обращают внимания ненадлежащим образом». Независимо от того, признаем мы их сознательно или нет, наши эмоции знают, как привлечь наше внимание.

Трудно испытывать эмоции, которых мы не собираемся испытывать. Это неудобно. Это неприятно. Итак, мы научились думать о своих чувствах — мы создаем ментальные конструкции вокруг эмоциональных переживаний, чтобы помочь нам понять их, вместо того, чтобы погружаться и чувствовать. Но позволять себе чувствовать то, что мы чувствуем, будь то более желанная эмоция (радость, волнение) или эмоция, которую мы предпочитаем избегать (горе, зависть), необходимо для развития эмоциональной гибкости и устойчивости. Эмоции — это локомотив нашей жизни: когда мы их чувствуем, мы движемся вперед, а подавляя их, мы застреваем.

Эмоции предоставляют богатую социальную информацию, такую ​​как понимание того, когда кому-то нужна помощь, и сообщение о наших потребностях другим. Если мы прислушаемся, они предоставят ценную информацию, которая может помочь нам построить более крепкие отношения, избежать опасности и принять более взвешенные жизненные решения. Это позволяет нам строить более глубокие и значимые связи с людьми в нашей жизни. Эмоции также защищают нас и подготавливают тело к действиям, когда это необходимо. Например, чувство страха или гнева может вызвать реакцию организма «бей или беги», что приводит к ряду соматических процессов, которые подготавливают тело к борьбе с надвигающейся угрозой.

Но как мы на самом деле чувствуем свои чувства? Если мы настроимся, наши эмоции часто имеют физическое проявление, которое проявляется в наших телах. Печаль может ощущаться как тупая тяжесть в бедрах. Гнев может ощущаться как горячая сила, исходящая из наших рук и груди. Стыд может ощущаться как тяжелый камень в нашем животе.

Как только мы определим, что происходит в нашем теле, мы можем дать эмоции название («Мне грустно» или «Это гнев»). Называние эмоции — это мощная практика самоутверждения: мы признаем и принимаем свои эмоции, не осуждая их и не пытаясь изменить. Кроме того, маркировка наших эмоций — эффективный способ уменьшить стресс и тревогу. Доктор Дэн Сигел придумал фразу «назови, чтобы приручить», которая описывает, как название чувства посылает успокаивающие сигналы в беспокоящие части нашего мозга.

Когда мы наблюдаем и называем чувство в своем теле, мы позволяем ему поделиться с нами информацией. Может быть, наш стыд просит нас поделиться источником нашего стыда с кем-то, кому мы доверяем, чтобы мы могли почувствовать себя освобожденными от нашей изоляции, вызванной стыдом. Может быть, наш гнев заставляет нас трястись и кричать, изгоняя жар и напряжение из наших тел. Возможно, наша печаль просит нас окунуться в печаль и поплакать, чтобы позволить себе пережить то, что мы потеряли.

Когда мы прислушиваемся к мудрости наших эмоций, мы делаем себе подарок. Замечая, называя и реагируя на ощущения в нашем теле, мы позволяем нашим эмоциям проходить их естественные процессы и циклы, вместо того, чтобы держать их застрявшими, гноящимися внутри. Со временем и с практикой мы можем взаимодействовать с жизнью более устойчивыми, аутентичными и адаптивными способами.

Связаны ли наши эмоции и внимание?

Связаны ли наши эмоции и внимание?

Резюме

Давайте рассмотрим два фактора, которые становятся фундаментальными для бизнес-маркетинговых стратегий.

Посмотрим, связаны ли внимание и эмоции. Сначала мы собираемся понять, что такое эмоции и что такое внимание, а затем рассмотрим некоторые исследования, проведенные в последние годы, чтобы увидеть, существует ли такая корреляция.

 

Ключевые моменты

  • Эмоции всегда играли эволюционную роль.
  • Эмоциональные стимулы могут довольно сильно влиять на внимание.
  • Реакция на внешние раздражители зависит от индивидуального субъекта.

 

Люди всегда интересовались работой разума, исследуя различные области мозга, которые активируются при принятии решений.

Фактически, с момента первых исследований в этой области выяснилось, что эмоции являются фундаментальной частью человеческого процесса принятия решений; недавно психологи и нейробиологи начали исследовать, как внимание может также влиять на решения и эмоции, и наоборот.

Вместе мы собираемся проанализировать исследования, проведенные в последние годы.

Что такое эмоции?

Ответ на этот вопрос дает Пол Экман, американский психолог, профессор Калифорнийского университета, пионер в изучении эмоций и их связи с выражением лица.

По словам Пола Экмана: «Эмоции — это процесс, особый вид автоматической оценки, на который повлияло наше эволюционное и личное прошлое, когда мы воспринимаем, что происходит что-то важное для нашего благополучия, и набор психологических изменений и эмоциональных изменений. поведение начинает реагировать на ситуацию».

Что это значит?

Эмоции крайне важны для жизни человека; они играли эволюционную роль с незапамятных времен. А именно, эти эмоции привели людей к выживанию, помогая им в принятии важных решений.

По этой причине Экман описывает эмоции как то, что мы, люди, используем для оценки того, что мы делаем. Всякий раз, когда нам приходится принимать решения, мы полагаемся на прошлую и личную оценку, чтобы справиться с новой ситуацией.

Более того, весь эмоциональный процесс происходит бессознательно из-за внешних раздражителей, поэтому, как говорит Герберт Саймон: невозможно принимать решения без эмоциональной предвзятости.

Как все это влияет на наше внимание? Чтобы понять это, давайте сначала дадим определение.

Что такое внимание?

«Внимание — это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких возможных объектов или цепочек мыслей одновременно. Это включает отказ от одних действий или мыслей, чтобы эффективно справляться с другими». Это определение взято из книги «Принципы психологии» психолога Уильяма Джеймса.

Это определение говорит нам о том, что человек легко отвлекается при наличии внешних раздражителей. Кроме того, наш разум начнет сосредотачиваться на другой задаче, чем основная, повторяя этот цикл до бесконечности.

В связи с этим существуют исследования взаимосвязи внимания и эмоций.

Некоторые исследования корреляции между вниманием и эмоциями

В настоящее время еще не совсем ясно, связаны ли внимание и эмоции друг с другом, даже если есть несколько исследований, на которых мы можем основывать их корреляцию, но мы должны исходить из предположения.

Внимание и эмоции зависят от человека, и их взаимосвязь становится гибкой не только самим человеком, но и некоторыми факторами, многие из которых пока неизвестны.

Одно из самых ранних исследований (Lavie, 1995) предполагает, что эмоциональное восприятие является автоматическим или зависимым от внимания. Когда уровень внимания низкий, человеческий разум становится уязвимым для внешних эмоциональных раздражителей.

Однако по мере увеличения усилий, которые выполняет человек, разуму требуется больше ресурсов для ее выполнения. Следовательно, они будут тратить меньше ресурсов на внешние раздражители до тех пор, пока не исчезнет эмоциональное восприятие.

Это объясняет многие результаты исследований, хотя некоторые результаты были другими.

Примером может служить случай исследования Muller et al., 2008, где испытуемым показывали не относящиеся к делу, но захватывающие картинки на заднем плане, когда они выполняли сложную задачу, требующую много умственных ресурсов. Во время задания внимание испытуемых переключалось на возбуждающие образы. Это показывает, что эмоциональная активация зависит не только от внимания.

Внимательно-эмоциональный результат

С одной стороны, у нас есть эмоции, которые имеют приоритет и являются автоматическими. С другой стороны, эмоции зависят от внимания, даже если понятие объясняется только приверженностью к заданной задаче.

Мы можем полагаться только на то, что знаем: эмоции зависят от внимания. Это меняется в зависимости от субъекта, как показало исследование (Bishop et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *