Характер авторитарный – Авторитарный характер — Википедия

Содержание

характер авторитарный — это… Что такое характер авторитарный?


характер авторитарный

— термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей — и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • характер
  • характер анальный

Смотреть что такое «характер авторитарный» в других словарях:

  • Авторитарный характер — (от лат. auctoritas власть, влияние) один из типов социального характера, описанный Э. Фроммом. Главное для авторитарного характера отношение к власти и силе. «Для авторитарного характера существуют два пола сильные и бессильные. Сила… …   Википедия

  • Характер

    — В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч …   Википедия

  • характер — совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Тесно связан с темпераментом, нервной и эндокринной системой, что… …   Биологический энциклопедический словарь

  • АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР — См. авторитарная личность …   Толковый словарь по психологии

  • СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, УПРАВЛЕНИЯ — характер отношений руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стили …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ —         предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму,… …   Энциклопедия культурологии

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора

  • Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… …   Энциклопедия инвестора

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

Книги

  • Бизнес-журнал №05/2014, Отсутствует. Внерыночное потребление. – Советская эпоха оказалась короче созданных ею очередей. Однако нерыночное распределение ресурсов позволяло СССР сконцентрировать силы для преодоления отставания и… Подробнее  Купить за 33.99 руб электронная книга

psychology.academic.ru

Авторитарный характер — Карта знаний

  • Авторитарный характер (от лат. auctoritas — власть, влияние) — один из типов социального характера, описанный Э. Фроммом.

    Главное для авторитарного характера — отношение к власти и силе.

    «Для авторитарного характера существуют два пола — сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчиниться… Бессильные люди и организации автоматически вызывают его презрение… Человек другого типа ужасается самой мысли напасть на слабого, но авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее его жертва» (Э. Фромм).

    Для авторитарной личности характерно стремление чувствовать свою принадлежность к какой-либо мощной и непреодолимой силе, полностью подавляющей волю. Эта черта была названа экстернальностью.

    «Общая черта всего авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Единственно возможное счастье — в подчинении этим силам» (Э. Фромм).

Источник: Википедия

Связанные понятия

«Недовольство культурой» — опубликованный в 1930 году трактат Зигмунда Фрейда, который был написан годом ранее, в начальный период его борьбы с раком челюсти и в преддверии прихода к власти нацистов. Выводы, к которым приходит автор, неутешительны. Ввиду наличия в природе человека влечения к самоистреблению, к смерти, порождаемые этой могучей силой агрессивные импульсы всегда будут искать выхода, вступая в неизбывное противоречие с либидо и с цивилизацией. Окончательное примирение естества и культуры… Религиозный фанатизм (лат. fanaticus — исступлённый, неистовый) — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Религиозный фанатизм особо явно проявляется в религиозном сектантстве. Это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости… Философский анархизм — это анархическая школа мысли , которая считает, что у государства нет моральной легитимности, при этом не поддерживает насильственные действия с целью устранить его. Хотя философский анархизм не обязательно предполагает любое действие или стремление к ликвидации государства, философские анархисты не считают, что они обязаны подчиняться государству, или, наоборот, что государство имеет право приказывать. Философский анархизм — это, главным образом, составная часть анархо-индивидуализма.Профессор… Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению). Мораль господ и мораль рабов (нем. Herren- und Sklavenmoral) ― одна из тем, которую затрагивал в своих работах немецкий философ Фридрих Ницше, в частности, в сочинении «К генеалогии морали» (1887). Ницше утверждает, что существует два основных вида морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как мораль господина подразумевает наличие у него гордости, силы и благородства. Мораль господ даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими…

Упоминания в литературе

1. Авторитарный характер. Авторитарная личность стремится восстановить утраченное единство с миром через отказ от собственного “Я”, избавление от бремени его свободы и автономности. Крайней формой его выражения является садомазохистский комплекс.

Связанные понятия (продолжение)

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять. Воля к жизни ― психологическая сила, призывающая человека к борьбе за выживание. Рассматривается как важный и активный процесс сознательных и бессознательных умозаключений. Особенно сильно проявляется в тех случаях, когда жизни угрожает серьёзная травма или болезнь. Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих. Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида. Всемогу́щий контро́ль — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является ощущение человеком ответственности за всё вокруг и чувство вины, возникающее, если что-либо выходит из-под его контроля. Будущее одной иллюзии (нем. Die Zukunft einer Illusion) — одна из поздних работ Зигмунда Фрейда, опубликованная им в 1927 году. Работа посвящена причинам происхождения и особенностям религиозных верований с точки зрения психоанализа. Ни́зменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война). Асабийя, или Асабия (араб. عصبية) — это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплоченность и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства. Первоначально употреблялся в контексте «трайбализма» и «клановости». В современный период этот термин обычно отождествляется с солидарностью. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Теория Амаэ — теория, согласно которой одна из сторон в отношениях рассчитывает на снисхождение второй стороны к её слабостям. Была предложена японским психотерапевтом Такэо Дои в 1971 г. в книге «Структура амаэ». По мнению автора, она является ключевой концепцией для понимания характера японской культуры и менталитета, поскольку само слово «амаэ», которое может быть переведено как «зависимость от благожелательности других», не имеет точных эквивалентов в других языках. Вла́сть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Теория управления страхом смерти (англ. terror management theory, TMT) — научная теория из области социальной психологии, предполагающая существование в человеке базового психологического конфликта, вытекающего из желания жить и осознания при этом, что смерть неизбежна. Этот конфликт, уникальный для homo sapiens, порождает в человеке экзистенциальный страх, и, согласно теории, именно этому страху человечество обязано появлением культуры и религии. Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Новая этика — концепция, изложенная Эрихом Нойманном в книге «Глубинная психология и новая этика» (1949), в которой он обнажает слабость существующей системы этических ценностей. Суть концепции заключается в отказе от деления окружающего мира на «хорошее» и плохое», в освобождении от попыток усмирить злое начало, так называемую «тень», деструктивные силы, в признании индивидом своей темной стороны и интеграции с ней. В основе своей концепции Эрих Нойманн закладывает призыв к личной ответственности… Реакти́вное образова́ние, также Реакти́вное формирова́ние или Формирова́ние реа́кции — психологическая защита, заключающаяся в видимом преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот, при этом защищающийся осознаёт первоначальную негативную эмоцию. Не путать с: ВиновностьВина́, чу́вство вины́, угрызе́ния со́вести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.

Подробнее: Вина

Бодипозитив— социальное течение, которое учит позитивному отношению к своему телу, его тотальному принятию и свободному самовыражению. Относится к феминизму. Общая концепция движения, которая была изначально сформулирована его сторонниками, предполагает саморепрезентацию через телесные практики. Взгляды Фридриха Ницше относительно женщин ― один из наиболее противоречивых вопросов мировоззрения философа, отношение к которому, по всей видимости, менялось у него на протяжении жизни. Психология коррупции — самостоятельная область психологического знания, изучающая поведение индивидов как систему действий, направленных на приобретение имущества или получение иных нематериальных благ незаконным образом, а также личностные характеристики индивидов, демонстрирующих такое поведение. Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления. Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм. Теория нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения. Нарциссическая травма и связанная с ней нарциссическая ярость — концепции психоанализа. Нарциссическая ярость или нарциссический гнев — реакции на нарциссическую травму, которая по мнению нарцисса представляет угрозу для самооценки последнего. Выражение Нарциссическая травма (или нарциссический шрам) было введено Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. Термин нарциссический гнев был введен Хайнцем Кохутом в 1972 году. Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). В этой статье описываются психологические черты авторитаризма. По форме правления, который носит то же имя, см. АвторитаризмТеория авторитарной личности разработана психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик, Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом, а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно. Свои взгляды на феномен авторитарной личности они изложили в книге 1950 года с одноимённым названием. Тип личности определяется девятью признаками…

Подробнее: Авторитарная личность

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм». Репрессивная цивилизация — понятие в современной философии описывающее современную цивилизацию как общество, созданное на основе репрессивных институтов. Репрессивная цивилизация ослабляет инстинкт жизни, тем самым усиливает и высвобождает деструктивные силы. Культура, основанная на подавлении, склонна к разрушению и агрессии и движется к самоуничтожению. Биофилия (от др.-греч. βίος — «жизнь» и φιλία — «любовь») — свойство личности, ориентированное на любовь к живому и на созидание (биофильный характер). Представления о биофилии впервые были изложены Эрихом Фроммом в работе «Душа человека» (1964), а затем в «Анатомии человеческой деструктивности» (1973). Противоположное понятие — некрофилия. Самые крайние формы некрофилии по Фромму проявляются в виде стремления к тотальному разрушению и являются психической патологией. Биофилия, же, как противоположность… Псевдоагрессия — действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Подробнее: Агрессивное поведение

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация… Теория великих людей, теория героя и толпы — концепция, предполагающая, что развитие истории определяется разумом и волей отдельных «великих людей». Свобода воли в религии является важной частью взглядов на свободу воли в целом. Религии сильно отличаются в том, как они отвечают на основной аргумент против свободы воли, и таким образом могут давать разный ответ на парадокс свободы воли — утверждению, что всеведение несовместимо со свободой воли. Жесто́кость — проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существам, которое может сопровождаться в том числе причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений. Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле… Культура бедности – понятие, принятое в социологии, которое распространяется на идею порочного круга бедности. Данное явление привлекло внимание науки и общества в начале 70-х годов, затем пережило мощный удар критики (Гуд и Эймс — 1996, Бургуа — 2001, Смол, Хардинг, Лармонт — 2010) и вернулось в обращение в начале 21 века. Оно предлагает объяснение, почему бедность существует, несмотря на все программы борьбы с ней. Биополитика (англ. biopolitics) в широком смысле — совокупность приложений наук о жизни (биологии, генетики, экологии, эволюционной теории и др.) в политической сфере. Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Ф. Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных… Моральный реализм (англ. Moral realism, кит. упр. 道义现实主义) — направление (школа) политического реализма в теории международных отношений, основанное Янь Сюэтуном. Свобо́да во́ли (греч. τὸ αὐτεξούσιον или τὸ ἐφ᾽ ἡμῖν; лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств. Под обстоятельствами здесь могут пониматься как чисто внешние обстоятельства (насилие, принуждение, вознаграждение и т. д.), так и внутренние (инстинкты, симпатии и антипатии, предубеждения и т. п.) Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Во́ля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Харизматическая власть основывается на придании святости выдающемуся героизму или достойному подражания характеру определённой личности, а также нормативным паттернам, приказам, сформулированным либо предписанным этой личностью.

kartaslov.ru

АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР — это… Что такое АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР?


  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  • АВТОРИТАРНЫЙ

Смотреть что такое «АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР» в других словарях:

  • Авторитарный характер — (от лат. auctoritas власть, влияние) один из типов социального характера, описанный Э. Фроммом. Главное для авторитарного характера отношение к власти и силе. «Для авторитарного характера существуют два пола сильные и бессильные. Сила… …   Википедия

  • Характер — В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч …   Википедия

  • характер авторитарный — термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим… …   Большая психологическая энциклопедия

  • характер — совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Тесно связан с темпераментом, нервной и эндокринной системой, что… …   Биологический энциклопедический словарь

  • АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ —         предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму,… …   Энциклопедия культурологии

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии

  • Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной …   Философская энциклопедия

  • Судан — Республика Судан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на северо востоке Африки. Территория… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Книги

  • Бизнес-журнал №05/2014, Отсутствует. Внерыночное потребление. – Советская эпоха оказалась короче созданных ею очередей. Однако нерыночное распределение ресурсов позволяло СССР сконцентрировать силы для преодоления отставания и… Подробнее  Купить за 33.99 руб электронная книга

psychology_dictionary.academic.ru

Служба знакомств. Учет характеров людей в работе свахи.. Серьезные знакомства и серьезные отношения. Элитные знакомства для серьезных отношений в Москве

Ядро характера

      Авторитарно-напряжённый человек, в отличие от других характеров, в силу своей вязкости, тяжеловес­ности, не способен легко и быстро реагировать на неприят­ности, сразу же избавляясь от переживаний по их поводу. В нем растет душевный дисфорический дискомфорт, кото­рый он пытается сдержать сильным волевым напряжени­ем. К этому дискомфорту добавляются все новые неизжи­тые эмоции, которые, в конце концов, переполняют чашу его терпения, и все заканчивается гневно-агрессивной раз­рядкой. Это называется аффективно-аккумулятивной пропорцией. Существо данной пропорции выражается формулой «вязкость — за­стой — взрыв».

 

      Эмоциональный взрыв авторитарно-напряжённого человека подобен не быстрой вспышке пороха, а взрыву парового котла, который долго нагревается, дро­жит от напряжения, наконец мощно взрывается и еще дол­го пышет паром. Иногда такой человек может впадать в со­стояние тоскливо-раздражительного настроения сам по себе, без всяких видимых причин.

 

      Теперь рассмотрим авторитарно-напряжённую прямолинейность мысли и чувства. Имеется в виду не внешняя манера жест­ко высказывать «правду-матку» в глаза, а закономерность проявления внутренних душевных процессов. Прямоли­нейность — это склонность мысли, шествуя четко и уверен­но, двигаться к намеченной цели по кратчайшему пути, то есть по прямой. Мысль не кружит закоулками сомнений, не громоздит витиеватых теоретических построений, не вдается в замысловатую игру парадоксов, а, упрощая и срезая углы, прямолинейно идет вперед, малоспособная к кри­тике самой себя. Человек с таким мышлением плохо чувст­вует подтекст, у него неважно обстоят дела с юмором, иро­нией, самоанализом, компромиссами. Даже при кажущейся внешней сложности прямолинейная мысль движется внут­ри определенных рамок, правил, коридоров. Себе самой по­добная манера мышления кажется четкой правильностью.

 

      Такое прямолинейное мыш­ление не может остановиться, свернуть с пути, а может лишь неукоснительно идти вперед. Оно нетерпимо к инако­мыслию, склонно к силовому решению проблемы, не спо­собно понять чужую правоту. Авторитарно-напряжённая прямолиней­ность не переносит резких шуток в свой адрес, редко раскаивается в содеянном.  Но благодаря тому, что подобное мышление логически крепко сколочено, оно способно брать в плен многих людей без собственной позиции и по-хозяйски вести за собой. Своей упрощенной уверенностью подобное мышление прельщает неуверенных в себе последователей. Прямоли­нейность, заряженная дисфорией, болезненно реагирует, если ей начинают перечить, и агрессивно защищается, по­этому желающих спорить обычно находится немного.

 

      Мышление авторитарно-напряжённого человека вязковато, обстоятельно, ри­гидно. Если он прочно занял какие-то позиции, то его, как тяжелый шкаф, трудно хоть чуть-чуть сдвинуть с места. Такому человеку не хватает внутренних оснований для отступления от своих принципов, самое естественное для него — борьба за них.  Этот душевный склад называют еще «характером воина, хозяина, хранителя традиций». Подоб­ными «воинами» могут быть и женщины, хотя мужчины, все-таки, чаще. Вышеописанные особенности мышления в общении с людьми с неизбежностью оборачиваются авторитарнос­тью. Авторитарность — это стремление доминировать, начальствовать в широком смысле слова, командирская глу­хота к инакомыслию, убежденность, что все должно быть так, «как я сказал, и точка».

 

      Отсюда понятно, почему многие люди с таким характером рвутся к власти: именно там они могут дать выход своей авторитар­ности. Они оказываются на своем месте там, где нужно держать дисциплину, единство. Благодаря несгибаемой твердости они умеют держать «в кулаке» трудный коллектив, заставить всех «шагать в ногу». Типичный путь для такого человека — пойти в армию и дослужиться до высо­ких чинов или в гражданской жизни занять место спортив­ного тренера, кресло начальника и т.п.

 

      Обычно власть дается в структуре какой-то иерархии, где низшие подчиняются высшим, а высшие самому высо­кому. Авторитарно-напряжённому человеку хорошо в подобной системе: он с готов­ностью подчиняется начальнику (если считает его действи­тельно сильным) и с радостью руководит подчиненными. Таким образом, он является важным «кирпичи­ком» пирамиды власти.

 

      По временам люди разных характеров могут внешне ве­сти себя авторитарно. Однако на то есть психологические причины. Например, человек с неудовлетворенным жела­нием признания, авторитета, пытается компенсировать не­достаток уважения к себе авторитарными методами. Как только проблема фрустрированного авторитета решается, от авторитарности может не остаться и следа.

 

      Авторитарно-напряжённый человек авторитарен и тогда, когда у него нет проблем с уважением. Он авторитарен по причине вышеописанной напряженной дисфорической прямолинейности, которая делает его ма­лоспособным к уступчивости, многопрощающей терпимой доброте. Таким образом, его авторитарность, в отличие от психологической, временной, уходит своими корнями в стойкую психобиологическую конституцию (характер). По причине своей прямолинейной правильности он сам себя не поймет, если позволит людям жить, как им хочется, а не так, как его строгому взгляду представляется нужным.

 

      Многим авторитарно-напряжённым людям свойственна высокая сте­пень справедливости, ведь справедливость, в отличие от милосердия, любви, тоже своеобразная правильность — четкий баланс проступка и наказания, успеха и поощрения.

 

      Сильные природные инстинкты и влечения неотдели­мы от ядра данного характера. Сексуальное и пищевое вле­чение, тяга к острым ощущениям, инстинкт самосохранения со свойственной ему эгоистич­ностью оказывают влияние на психическую жизнь такого человека, делая его несколько приземленным чувственником.

 

      Также неотделима от ядра характера склонность к образованию сверхценных идей. В их основе — патологическая убежденность в чем-либо без достаточных для того оснований. В отличие от бреда, это психологически понятная убежденность, опи­рающаяся на реальные обстоятельства, которые переоце­ниваются. В сверхценную идею можно «вчувствоваться», она становит­ся психологически понятной, если принять во внимание особенности личности человека и его судьбы. Пример: муж неожиданно пришел раньше с работы и увидел в ведре, приготовленном к выносу, бутылку шампанского, заметил испуганный взгляд жены (она не ожидала его прихода) и убежден, что дома был любовник, а не подруга жены, как было на самом деле. Ход его мыслей понятен, в нем нет не­логичности (подобное могло бы быть). Патология в том, что бутылки в ведре и испуганного взгляда ему достаточно для глубокой убежденности в том, что жена изменила и бу­дет изменять впредь. Даже если вся дальнейшая жизнь по­кажет, что он ошибался в отношении жены, в глубине его души будет продолжать жить убежденность по поводу того случая и настороженность к подобному в будущем. Важными предпосылками его убежденности служит то, что в по­следнее время у него стало чуть хуже с потенцией, а жена стала немного любезнее с другими мужчинами.

 

      Совсем иначе выглядит бред ревности. Жена выбрасы­вает в ведро фантик от конфеты, и мужу становится все аб­солютно ясно: «Ага, конечно же, этот фантик ей дал любов­ник». Очевидно, что его убежденность носит нелепый характер, строится на ложной алогичной посылке, в нее не­возможно вчувствоваться, серьезно поверить. Это глубокая патология мышления. Сверхценная же идея авторитарно-напряжённого человека строится на реальной логической посылке, которую можно понять, но значение которой человеком явно переоценива­ется с далеко идущими последствиями. При этом к веским, разубеждающим контраргументам человек остается глуховат.

 

      Ниже показана тесная связь стойких сверхценных идей с характерологическими особенностями авторитарно-напряжённого характера.

 

      1. Благодаря прямолинейному мышлению у такого человека изначально доминирует один путь мысли, а не многообразие вариантов, в каждом из которых нужно серьезно разобраться.

 

      2. Инертность, тугоподвижность мышления. Один раз на чем-то застряв, мысль с этого уже не сходит. Ему не хватает отвлекаемости, легкомыслия, переменчивости натуры.

 

      3. Самоуверенность мышления. Так как изначально не хватает иных значимых вариантов, а своя мысль ка­жется логичной и правильной, то авторитарно-напряжённому человеку труд­но подумать: «А вдруг, все как раз наоборот?».

 

      4. Патологическая стойкость аффекта. Улюдей, склонных к «заст­реванию» (авторитарно-напряжённые люди являются таковыми), аф­фект со временем мало гасится. Любые прикоснове­ния к значимому переживанию заставляют аффект заново вспыхивать. Обычно под такой стойкостью аффекта лежит сила какого-либо влечения. В ревнос­ти — сексуального, в идеях преследования — инстинкт самосохранения. Также стойкость аффекта поддерживается непра­вильным поведением окружающих, которые постоян­но напоминают о чем-то болезненном для него. Да и сам человек может разжигать себя яркими воображениями на тему того, что, по его мне­нию, случилось.

 

      5. Сверхценные идеи чаще возникают не про все на све­те, а концентрируются на актуальных для человека сюжетах: ревность, борьба за свои права (сутяж­ничество),   подозрительность   вплоть   до   идей преследования, беспокойство о своем здоровье (ипохондричность), карьеризм, борьба за власть или справедливость. Для авторитарно-напряжённого человека это горячие темы, поэтому не удивительно, что именно в данных обла­стях его мысль приобретает качество сверхценности.

 

      6. Такие особенности авторитарно-напряжённого характера, как дисфорическая напряженность, сильная воля, целеустремленность, мстительность, последовательность помогают сверх­ценной идее сохранять себя неизменной в меняю­щемся потоке жизни.

 

      Целесообразно отделять сверхценные идеи от домини­рующих. В случае доминирующих идей речь идет не о са­моуверенной убежденности и, вообще, не об убежденности, а об увлеченности каким-то предметом, деятельностью, об­ластью знания (психологией, историей, политикой и т. д.). Эта увлеченность захватывает всего человека, предмет ее становится самым ценным. Доминирующие идеи бывают у людей разных характеров, в том числе и у авторитарно-напряжённых людей, но не составляют специфической, ядерной характеристики этого типа. Эпизодически сверхценные идеи мо­гут вспыхивать у людей разных характеров, но там они но­сят иную тематику и отличаются меньшей стойкостью.

 

     Итак, схема ядра данного характера выглядит так:

 

   1. Сильные влечения и инстинкты.

 

   2. Прямолинейность мышления и чувствования.

 

   3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.

 

   4. Тяга к власти.

 

      Все эти четыре особенности составляют единую цель­ность, а не отдельные независимые пункты.

В любом авторитарно-напряжённом человеке, в той или иной степени, есть и взрывчатость, и вязкость, и силь­ные влечения. Среди людей данного типа немало порядочных граждан.

 

      Авторитарно-напряжённый человек склонен хранить правила и традиции. Важно, предоставляя ему права, подчеркнуть его достоинства, благодаря которым он эти права получает. Разумно отметить его силу воли, хозяйственность, домови­тость, основательность, похвалить его так, чтобы он сам стал ценить это в себе. Такие люди уже с детства не любят пустых мечтаний. С возрастом все больше ценят здоровье, без которого нет удовольствий и власть не в радость. Некоторые проявляют интерес к истории, чтобы знать, как доподлинно жили лю­ди, и особенно интересуются тем, кто и как взял власть. Уважают смелость и силу. Ценят тех, кто им полезен. Обычно, чем выше интеллектуальный уровень человека, тем более он склонен к гиперсоциальности. Таким людям полезна разрядка через физические упражнения, некоторых хорошо успокаивает монотонный труд.

 

Семейная и сексуальная жизнь

 

      Люди данного характера стремятся, особенно с возрас­том, к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Два человека с этим характером могут ужиться, если их соеди­няет взаимное мощное сексуальное влечение или общее де­ло, в котором, как правило, четко распределены роли и обя­занности. Без этого между ними возникают непримиримые ссоры и драки. Наиболее гармонично складывается брак между авторитарно-напряжённым мужчиной и синтонной женщиной, которая способна уважительно понять трудности его характера и умело с ними разбираться.

 

      Обычно, синтонные женщины чувствуют в авторитарно-напряжённом человеке харак­тер воина, то есть настоящего мужчину. Это ценно для них. Многие из них ощущают как свою обязанность смягчать дисфорическую напряженность мужа, и это у них, как пра­вило, получается. За долгую совместную жизнь у авторитарно-напряжённого человека накапливается благодарность жене за то, что удержа­ла его в той или иной ситуации. Например, такой человек увидел, как мальчишка-хулиган вытаскивает из сумки по­жилой женщины кошелек. Это его так взбесило, что в ярос­ти хотелось догнать вора и убить. Если бы жена не удержа­ла его, то он мог бы попасть в тюрьму. В момент взрыва ему было на это наплевать, а, остыв, был глубоко благодарен же­не за то, что спасла его. Кстати, только ей одной и позволил бы себя удержать.

 

      Характерен следующий случай. Дочь, не слушая отца, дружила с парнем, который ему не нравился. Грозный отец никак не мог прекратить их встреч. Однажды вечером де­вушка пришла и сообщила, что беременна. Отец взбеле­нился и готов был навсегда выгнать дочь из дома. «Не забы­вай, что она носит в себе твоего внука» — утихомирила его синтонная супруга, и он смягчился.

 

      Авторитарно-напряжённый человек способен укротить своенравную истериче­скую женщину, жестко поставив перед ней ультиматум: «Или будет по-моему, или уходи». И если она им дорожит или его служебное положение дает ей сцену для показа се­бя, то вся ее капризность попритихнет, так как она понима­ет — как он сказал, так и будет.

 

      Людям других характеров тяжеловато с авторитарно-напряжёнными мужьями и женами: душит их авторитарность, приземленность, вспышки гнева и мелочный контроль. Особенно тяжело с ними ранимым, одухотворенным, неза­висимым женщинам. За малую провинность такой человек может устраивать обструкции на 3-4 недели. Трезвый защищает от всех обидчиков, а пьяный обижает сам. Рассма­тривает поведение жены сквозь «лупу», заставляет ее бо­яться опоздать на 2-3 минуты, следит, чтобы не угощала ва­реньем чужих людей, устраивает допросы. При всей своей защищенности такая женщина живет в вечном страхе и унижении.

 

      В случае какой-то размолвки авторитарно-напряжённый человек не мо­жет быстро перестроиться, простить, долго молчит. Неко­торые женщины на опыте обучаются лавировать с ним. Если они опаздывают или делают что-то не так, то умудряются объяснить ситуацию таким образом, что дума­ли не о себе, а старались ради мужа, семьи — потому и опоз­дали. Такое объяснение авторитарно-напряжённый человек приемлет.

 

      Сексуальная жизнь таких людей отличается напряженностью. Обычно встречаются два полярных вари­анта сексуального поведения. Авторитарно-напряжённые люди могут стре­миться к сладострастному разнообразию, а могут, реже, быть удивительно стойко привязаны к одному партнеру, партнерше, с возникновением сильной зависимости от них. Так, гордый мужчина может, как ребенок, упрашивать жену не смотреть на других, страшно мучается, если она его не слушается. Готов валяться у нее в ногах, чтобы дала ему желанное сексуальное удовлетворение. В конце концов, может даже убить ее, но не может освобо­диться от своей сексуальной привязанности именно к ней. Некоторые авторитарно-напряжённые люди бывают очень верными мужьями и однолюбами. Чаще же, постоянно изменяют, объясняя это еще и пользой для собственного здоровья.

 

      Авторитарно-напряжённые люди настоящие ревнивцы. Однако многим женщинам, пусть мешает, но все-таки льстит и нравится эта мужская ревность.

 

      Благородные, порядочные авторитарно-напряжённые люди могут быть хо­рошими родителями. Воспитывают детей по всем правилам, занимаются их здоровьем, следят за учебой, приучают к выполнению работы по дому, учат уважать старших, чтить традиции. Когда дети подрастают, то приучают их к самостоятельности, труду, стараются подготовить к суро­вой правде жизни без иллюзий и розовых очков. На воспи­тание детей не жалеют времени и сил, воспитывают без же­стокости, но строго, стараются привить детям честность и чувство ответственности. Сами являются хорошими образ­цами в этом отношении. 

 Особенности контакта 

       1. С авторитарно-напряжённым человеком лучше вступать в кон­такт, когда он относительно расслаблен, поэтому же­лательно выбирать нужный момент. Полезно в нача­ле беседы выказать знак уважения, например: пожать крепко руку, отметить, как красиво и акку­ратно все разложено у него на столе, доброжелатель­но оценить его коллекцию (он нередко бы­вает коллекционером). Уважить такого человека важно, так как он смягчается и даже становится менее авто­ритарным.

 

      2. Его нельзя грубо и резко обрывать высказываниями типа: «Все это ерунда, неправда и т.п.» Он воспримет это в качестве оскорбления, и вы станете его врагом. Он любит, когда его почтительно выслушивают и со­глашаются с его словами.

 

      3. Общаться с ним надо, не задевая его достоинства и положения, без намека на то, что вы умнее. Неразум­но вступать в конфронтацию. Не старайтесь проти­вопоставить ему свою личность и ум. Как бы внешне соглашаясь с ним, можно спросить, не заинтересует ли его мнение такого-то признанного эксперта, вы­сказанное в таком-то признанном труде. Попросите прокомментировать это мнение и, отталкиваясь от этого комментария, приступайте к серьезному разго­вору по существу. Биться о стену его самоуверенности смысла нет, лучше ее обойти.

 

      4.   Следует быть осторожным в шутках, особенно дву­смысленных. Авторитарно-напряжённый человек может любезно улыбнуть­ся, но внутренне принять шутку за издевку над со­бой, так как самоиронии ему не достает. Сам он может шутить, в том числе и над собой, но вам лучше этого не делать. Шутите на посторонние, никак не связанные с его личностью темы.

 

      5. Уважайте его склонность к порядку. Без спроса не трогайте его вещи. Старайтесь быть обяза­тельным и выполняйте то, что пообещали (он по­мнит ваши обещания). Авторитарно-напряжённые люди ценят предан­ность,    дельность    и    толковость,   поэтому   не расплывайтесь в мечтаниях и общих выражениях.

 

      6. В общении с таким человеком лучше быть расслаблен­ным, но не развязным, смотреть ему в глаза. Ваше на­пряжение и бегающий взгляд могут вызвать у него подозрение и ответное напряжение.

 

      7. Крайне важно понять его схему жизни и кодекс чес­ти (если таковой имеется) и учитывать это, стараясь объяснить свою мысль так, чтобы она хорошо ложи­лась в его представления. Также важно понять, в чем состоит его интерес, потому что он не будет делать что-либо, по его мнению, противоположное его ин­тересу.

 

      8. Если уж льстить авторитарно-напряжённому человеку, то делать это нужно аккуратно, то есть, опираясь на реальные факты, значимые для него. Нужно подчеркнуть эти факты и подать их в выгодном свете как результат его ума, про­фессионализма, целеустремленности. Он «съест» лесть, так как самоуверен, ощущает себя значитель­ным. Но она должна быть точной и, по возможности, правдоподобной — иначе он может насторожиться.

 

      Данные рекомендации носят общий характер, в каждом отдельном случае необходимы соответствующие корректи­ровки. Когда между вами возникнет первоначальное доверие, подчеркните авторитарно-напряжённому человеку прямо или косвенно его до­стоинства: силу воли, четкость, основательность, любовь к порядку, умение постоять за себя и близких, способность бороться за правду, целеустремленность, обязательность, справедливость, хозяйственность, способность на посту­пок, надежность, толковость, ответственность, честность и т. д.

 

      Авторитарно-напряжённому человеку нужно учиться расслабляться: интенсивный спорт, физический труд, охота, аутогенная тренировка. Но только не алкоголь, так как он снимает «тормоза» и вспыш­ка ярости может плохо закончиться.

Если вы хотите в чем-то переубедить авторитарно-напряжённого человека, то ссылайтесь не на себя, а на признанные авторитеты, науку, которые в его глазах имеют силу. Уступить логике собесед­ника, значит для него оказаться глупее, что он не потерпит и будет спорить до конца и не сдастся.

 

      Ваши доводы, осно­ванные на науке и авторитетах, желательно подкреплять весомо звучащей терминологией (даже, если она мало по­нятна вам и ему). Из ваших аргументов вы должны воз­двигнуть крепость, которую он сможет уважать и перед ко­торой ему будет не стыдно сдаться. Важно понимать, что ему для полного счастья нужна радость власти. У власти две главные фигуры — царь и воин, чем-то повелевать и что-то покорять. Ему в своей жизни хоть где-нибудь нужно быть царем или воином. Прекрасно, когда его авторитарность полезна обществу. Честная крепкая власть в любые времена, и осо­бенно в смутные, всегда была в цене. Власть — не обяза­тельно самодурство, это может быть власть справедливос­ти и закона, и даже власть демократии, неукоснительного соблюдения прав человека.

     Службы знакомств и даже свахи должны учитывать характеры людей в своей работе.

 

xn—-itbaabjk0bcbibsmx2hybo5e.xn--p1ai

Авторитарный характер — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Авторитарный характер (от лат. auctoritas — власть, влияние) — один из типов социального характера, описанный Э. Фроммом.

Главное для авторитарного характера — отношение к власти и силе.

«Для авторитарного характера существуют два пола — сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчиниться… Бессильные люди и организации автоматически вызывают его презрение… Человек другого типа ужасается самой мысли напасть на слабого, но авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее его жертва» (Э. Фромм).

Для авторитарной личности характерно стремление чувствовать свою принадлежность к какой-либо мощной и непреодолимой силе, полностью подавляющей волю. Эта черта была названа экстернальностью.

«Общая черта всего авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Единственно возможное счастье — в подчинении этим силам» (Э. Фромм).

См. также

Напишите отзыв о статье «Авторитарный характер»

Отрывок, характеризующий Авторитарный характер

– Граф!.. – проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. – Граф, один бог над нами… – сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать.
– Руби его! Я приказываю!.. – прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин.
– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.

wiki-org.ru

Напряженно-авторитарный характер (эпилептоид). О характерах людей

Напряженно-авторитарный характер (эпилептоид)

Антрополог Я.Я. Рогинский (1977) выводит из еще первобытной необходимости борьбы с «враждебными силами внешнего мира», наряду с другими «вековыми типами характера», волевой тип «охотника-воина», соответствующий нашему напряженно-авторитарному характеру.

Данный склад личности, по рисунку своему внешне напоминающий эпилептический, в его психопатической выраженности (эпилептоидный психопат, или эпилептоид) зримо, подробно-классически описан Ф. Минковской (1923, 1935) и П.Б. Ганнушкиным (1933).

Существо напряженно-авторитарного (эпилептоидного) радикала – в реалистической авторитарности, сказывающейся прямолинейно-агрессивным, самолюбивым мышлением, чувствованием и поступками. Душевную напряженность такого человека по-настоящему смягчает лишь какая-то реализация, осуществление его изначальной авторитарности, – и хорошо бы, чтобы реализация эта происходила с пользой для общества.

Прямолинейность мышления, чувствования всегда более или менее агрессивна – и агрессивность всегда прямолинейна. Не агрессивен тревожно-сомневающийся. Он постоянно взволнованно сомневается, рассматривает со стороны свои мысли и чувства – так ли думает-чувствует, в соответствии с разными обстоятельствами жизни? Тревожные сомнения по закоулкам ищут истину, обнаруживают то драгоценное, мимо чего прошли по прямой дороге бестревожные, прямолинейные в своем мышлении. Однако сомневающийся плох в тех делах, где вредно раздумывать, философствовать: за рулем автомобиля, у сложного пульта, в группе захвата преступников или будучи тюремным надзирателем, руководителем сложного коллектива, полководцем, солдатом в боевом окопе и т. п.

Прямолинейный обычно уверен (даже сверхуверен) в своей правоте и победе, обстоятельно-солиден, тяжеловесно-четок, подавляя, убеждая несогласных своим авторитетом. Такой человек может быть иногда внешне даже как бы довольно живым своей мыслью, но, присмотревшись, заметим, что мыслит он (нередко при прекрасной памяти) все же в довольно прямолинейных, хотя и сложных, подробных рамках. Без символичности и реалистической многозначности – как бы на латыни, на языке напряженно-авторитарного Древнего Рима. Или это приземленно-ядреный, саркастический, авторитарный язык Салтыкова-Щедрина, Розанова. Тяжело, весомо, внушительно в свое время ложились в людей догматические слова эпилептоидного Сталина.

Вследствие прямолинейности-авторитарности такой человек часто и не спрашивает того, с кем заговорил (например, на улице), есть ли у него время для разговора, и сердито обижается, когда собеседник спешит. Даже те из напряженно-авторитарных, кто несколько не уверен в себе, часто сердятся, озлобляются, когда оказываются неправыми, на тех, кто обнаруживает их неправоту. Они стремятся к власти и только ею лечат свое переживание неполноценности. Вообще сердитость-напряженность, прорываясь время от времени агрессивными взрывами, постоянно (сильнее или слабее) присутствует в душе напряженно-авторитарного человека (особенно эпилептоида). Ранимые, чувствительные люди нередко дурно чувствуют себя рядом с таким человеком: или возникает в душе боязнь, острая неуверенность в себе, или невольно хочется подчиняться такому человеку, чтобы его смягчить, умилостивить, или возникает протест-негодование, оттого что авторитарно давят на тебя.

Душевная постоянная напряженность эпилептоида, особенно пожилого, есть одновременно и пагубная напряженность-нагрузка на его кровеносные сосуды. Он непременно должен расслабляться каким-то удовлетворением своей авторитарности (только бы во имя Добра!) или хотя бы взрывами негодования на домашних (не влияющими серьезно на его карьеру) – чтобы лучше чувствовать себя и душевно, и телесно (например, чтобы не получить инсульт). В этом отношении жизнь с эпилептоидом для его близких есть испытание. А когда он пенсионер, потерявший власть и ослабевший уже телесно, когда остается ему в воспоминаниях ругать других и восхвалять себя (о чем бы ни говорил) – необходимо близким, если это возможно, потерпеть, послушать все это, дабы всем же не было хуже. Может быть, даже искренне посочувствовать ему (если это возможно), когда он сердится, например, на пьяных, влюбленных, долго целующихся в троллейбусе.

Страх лишиться хоть какой-нибудь власти делает напряженно-авторитарного человека тяжело подозрительным, и эта прямолинейная подозрительность (ревность, мысли об опасности и т. д.) есть убежденность в том, чего нет на самом деле, в психопатических случаях болезненная. Думается, именно эпилептоиды с их особой высокой склонностью к напряженной подозрительности, сверхценным идеям вообще (в том числе изобретательства) составляют известную группу паранояльных психопатов (параноиков).

Прямолинейной душевной защитой объясняется тут и способность с убежденностью в своей правоте, в победе думать как бы «мимо» неприятного, травмирующего и смотреть «сквозь» своего противника или тоже «мимо» (будто не видя его), дабы не раниться этой встречей.

Некоторые напряженно-авторитарные по-своему доверчивы и склонны менять свое отношение к событиям, людям в зависимости от внешних обстоятельств и под влиянием мощных своих влечений. Чаще, однако, все эти обстоятельства, вызывающие здесь перемены, ублажают авторитарность.

Сердитость-агрессивность здесь обычно мягчает к старости (особенно слабея со склерозом и алкоголизмом, порождающими благодушие), но подозрительность и скупость к старости могут по-плюшкински усиливаться.

Как и сангвиник, напряженно-авторитарный чувственен, но агрессивной чувственностью (иногда с моментами садистичности, мстительности). С угрюмой авторитарной солидностью ямщиков, пьющих чай на картине Кустодиева «Московский трактир», могут сидеть за столом одни из напряженно-авторитарных. Упоенно-слащаво дегустируют кушанья другие. По-своему благородно-деловито едят третьи. Но живой, заражающей нас аппетитом сангвинической естественности мы тут не встретим.

Сексуальное влечение здесь мощно и агрессивно напряжено. Одни напряженно-авторитарные люди могут быть охвачены страстью к сексуальному разнообразию и цинически-прямолинейно оправдывают это заботой о своем здоровье. Другие – природные однолюбы, подобно волкам. Такой человек порою настолько беспомощно зависит своим освобождением от острого, тяжелого сексуального напряжения от своей жены, что не может ее и пальцем тронуть, валяется у нее жалко в ногах, вымаливая близость, терпит все ее измены, разрешая, таким образом, вить из себя веревки. Если вдруг не убьет жену или не покалечит, измучившись.

Нередко отличаются эти люди могучей волей – до позеленения, посерения кожи. При этом некоторые эпилептоиды с «заячьей душой», при всей внешней агрессивности-напряженности, не могут не сдерживаться и потому органически не способны поднять на кого-то руку в обычной (не боевой) жизни.

Выполнение своего влечения к власти здесь – смысл жизни, главная радость. И в этом отношении напряженно-авторитарный (эпилептоид) сражается за власть в широком смысле, в какой бы профессии, должности это ни приходилось делать – власть в науке, в литературе, в искусстве, власть богатства (как у пушкинского Скупого рыцаря) и т. д.

Свойственная напряженно-авторитарным (эпилептоидам) борьба за справедливость может происходить и в должности бухгалтера, и в какой-нибудь избирательной комиссии, – но и тут, как обычно, с напряженностью воина. Если такой человек лечится от алкоголизма, то нередко становится он яростным борцом за трезвость, от которого плачут, например, его умеренно пьющие родственники. Но каким-то образом для своего благополучия, счастья такой человек должен чувствовать свою власть.

Сражаясь в бою или в мирной жизни, ограниченный своей прямолинейностью, охваченный агрессивностью, он просто не думает в это время об опасности, о смерти. Будучи авторитарно-прямолинейным реалистом, он способен прямолинейно подолгу не думать о том, что смерть имеет к нему какое-то отношение. Когда же ему напомнят о ней, скажет: «Зачем вспоминать плохое? Оно само придет». Или истово-прямолинейно, с той же сверхубежденностью верует в Бога и вечный рай для себя после смерти.

«Голос крови» нередко проникнут здесь агрессивностью, мстительностью, склонностью к кровной мести. Напористый воин, часто атлетического сложения, он по-настоящему уважает лишь сильного. Безнравственному эпилептоиду просто необходимо показать силу, как овчарке, чтобы стал тебя уважать и преданно тебе служить. Многие эпилептоидные женщины (нередко красивые напряженной гипнотизирующей красотою львиц, ведьм) терпеть не могут мягкотелых интеллигентных мужчин, которые не способны брать их силой.

И Бога-защитника тоже многим напряженно-авторитарным хочется иметь мускулистого, властного, строгого, чтобы рабски поклоняться ему, чувствуя себя хозяином над своими рабами. Но Богом, философией и своим земным начальством способен он оправдать и свои преступления (например, так-де лучше для государства). Истинный воин, сбивая вражеский самолет, прямолинейно не размышляет о том, кто в нем, – враг, и все. И летчик-воин не думает прямолинейно о тех, на кого обрушится бомба, – надобно выполнить поставленную боевую задачу, и все тут.

Многим нравственным эпилептоидам свойственны высокая честность, добросовестность, исполнительность, «добрый» «боярский» консерватизм, «казачья» преданность Добру.

Ради утоления своих мощных влечений многие безнравственные люди такого склада готовы служить любой власти, а нравственные делаются истинными самоотверженными, не ложными борцами за справедливость. Ведь мы называем нравственными тех, кто хочет другим людям того же добра, что и себе, то есть добра в своем понимании.

Прямолинейность мышления-чувствования может, конечно, вносить здесь немало сложности в вопрос о нравственности напряженно-авторитарного. Так, добрый «боярский» консерватизм не всегда добрый. Или, например, такой человек всею душой заботится о дочери покойного брата, не разрешая ей выходить замуж за человека, который ему не нравится. «Да, им хорошо сейчас вместе, – рассуждает он. – Но ненадолго это, я убежден. И я за нее в ответе перед братом.» И он, пожалуй, сам искренне хотел бы, чтобы с ним так же поступили, если б он был на месте этой девушки. Или в трудное время приводит домой к обеду гостей, не заметив, что жена из-за них осталась голодной, и т. п.

Люди, не равнодушные к власти, часто тянутся к историческому чтению. Там – именно о том, кто и как взял и потерял власть, и часто это созвучные им по складу люди.

Напряженность влечением к власти, особый интерес к военным событиям видятся в картинах Сурикова, Верещагина. Нередко напряженно-авторитарный художник – мастер агрессивной напряженности или утонченной натуралистичности (как Шилов).

Получающий высокое удовольствие от власти не способен обычно к подробно-одухотворенному углублению в себя, в человеческие сложные отношения. Но, конечно же, у каждого своя особенная жизненная дорога – и важно подробнее нащупать ее поверхность под ногами.

Безнравственные эпилептоиды (напряженно-авторитарные) обычно обнаруживают себя благообразной маской из различных слащаво-уменьшительных словечек с лакейски-угодливым поведением, за которой прячут безнравственную природу. Все это имеет прямое отношение к утонченному, так называемому восточному коварству. Но благородным нравственным эпилептоидам (напряженно-авторитарным) всячески следует помогать в их тяжелых подчас отношениях с людьми хотя бы скрывать, по возможности, яркую свою авторитарность, властность, хотя бы изображать, что прислушиваешься к другим людям, ценишь их мнение и т. д. – дабы еще выше подняться им в жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

авторитарный характер — это… Что такое авторитарный характер?


авторитарный характер
adj

psychoan. autoritärer Charakter

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • авторитарный стиль руководства
  • авторитет

Смотреть что такое «авторитарный характер» в других словарях:

  • Авторитарный характер — (от лат. auctoritas власть, влияние) один из типов социального характера, описанный Э. Фроммом. Главное для авторитарного характера отношение к власти и силе. «Для авторитарного характера существуют два пола сильные и бессильные. Сила… …   Википедия

  • АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР — См. авторитарная личность …   Толковый словарь по психологии

  • Характер — В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч …   Википедия

  • характер авторитарный — термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим… …   Большая психологическая энциклопедия

  • характер — совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Тесно связан с темпераментом, нервной и эндокринной системой, что… …   Биологический энциклопедический словарь

  • АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ —         предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму,… …   Энциклопедия культурологии

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии

  • Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной …   Философская энциклопедия

  • Судан — Республика Судан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на северо востоке Африки. Территория… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Книги

  • Бизнес-журнал №05/2014, Отсутствует. Внерыночное потребление. – Советская эпоха оказалась короче созданных ею очередей. Однако нерыночное распределение ресурсов позволяло СССР сконцентрировать силы для преодоления отставания и… Подробнее  Купить за 33.99 руб электронная книга

universal_ru_de.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *