Я концепция личности пример – Я-концепция — Википедия

Содержание

Я – концепция личности — Мегаобучалка

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, раз­витие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внеш­него порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на форми­рование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья яв­ляется единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ре­бенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концеп­ции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности про­должает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концеп­ции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть ре­альной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистич­на. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Иде­альная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ре­альной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негатив­ным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стрем­ления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассо­гласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.



Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описа­тельных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когни­тивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей мо­гут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они по­вышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают само­оценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отда­вать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспери­ментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовер­шеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные резуль­таты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некор­ректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «труд­ными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь по­лучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нару­шениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооцен­ки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуа­ция, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего про­тиворечия.

На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взгля­нуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в пробле­ме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоре­чии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если по­следняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уваже­нии, признании является одной из важнейших потребностей личности. В неко­торых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потреб­ности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматрива­ет в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоян­но блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потреб­ности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подрост­ка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна са­мооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлет­воренности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую пере­ходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценнос­тей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако опи­санный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки пе­дагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По суще­ству, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит нега­тивное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а так­же, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существу­ет, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологи­ческого противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы дру­гую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки лич­ности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволя­ет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестер­ка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Социальная зрелость

Личности

Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они — «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVIII—XIX вв.

это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки ро­дителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не пе­реводил его в другую категорию — социально зрелых людей, Стать зрелым мужем — это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр. Ф. Ницше

охотников, «добытчиков». Для этого ему требовалось, напри­мер, лицом к лицу встретиться со злым духом или диким зве­рем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество тоже совершается быстро — Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, лю­бовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется в мальчиках под крылом госпожи Простаковой — «в недо­рослях». Значит, дело не в биологическом взрослении. А в чем же?

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные на­уки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полно­ты картины всегда обязан учитывать и модель желаемого (идеала), и модель не­желаемого (антиидеала). Точно так же в обыденной жизни, задумав какое-то ответственное дело, мы обычно заранее мысленно проигрываем и свою победу, и свое поражение. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И пото­му ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад крими­нологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель со­циально НЕзрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.

Многие науки не обходят стороной социальную зрелость личности, а для та­кой относительно новой области человекознания, как акмеология (от греч. acme — расцвет), это стержневая проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии — феномен зрелости человека. В сфере внимания этой науки — про­цесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуаль­ностью.

Но что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как опре­делить человеческую зрелость. Б.Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» посте­пенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, при­званная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терми­нологическую путаницу.

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрело­сти.

То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотре­ния человека. Итак, эти термины обозначают разные понятия. Использование термина «взрослость» в значении «зрелость» недопустимо еще и потому, что та­кая подмена исключает из поля научных исследований проблему «зрелости» как таковую.

В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. При­менительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуаль­ную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в дру­гой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объектив­ная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является лич­ностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпыва­ющей полноты модель социальной зрелости личности.

В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых со­ставляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положи­тельное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответ­ственности. Она возникла в русле направления, известного как психология кау­зальной атрибуции (Дж. Роттер).

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает от­ветственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любо­пытно, что именно на таком девизе строятся и действия героев «американской мечты».

Вспомним национальную героиню Америки Скарлетт О’Хара из романа М. Мит­челл «Унесенные ветром». Пройдя через ужасы войны и голод, она клянется, что никог­да ни она, ни ее близкие не будут голодать. И надеется эта отважная женщина только на себя, ни от кого не ожидая помощи, в отличие от других хрупких и неприспособленных женщин-южанок, плывущих по течению и гибнущих, в то время как Скарлетт борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). От­ветственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственности со знаком минус может служить фраза «а это он первый на­чал». Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе, как безответственность. У людей взрослых, но социально незрелых и безответственных, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.

В чеховской «Дуэли» безвольный, безответственный Лаевский объясняет собствен­ные неприятности тем, что он «типичный продукт нашего сурового века», искалеченный обломок эпохи, приравнивая себя к «лишним людям» русской литературы. Зоолог фон Корен презирает его именно за то, что Лаевскому и в голову не приходит винить во всем себя, свою лень и душевную вялость. Более карикатурный пример — король из «Обык­новенного чуда», списывающий все свои выходки на дурную наследственность: в нем просыпается то тетя с материнской стороны, то еще какой-нибудь сумасшедший род­ственник.

На сегодняшний день уже во многих исследованиях установлено, что интер­налы (люди с первым типом ответственности личности) более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны. Общее пред­ставление о более высокой благожелательности интерналов к другим подтверж­дают, например, следующие исследовательские данные. Ответственные под­ростки, с интернальным локусом контроля, более положительно относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов. Результаты исследований (К. Муздыбаев) свидетельствуют о том, что существует соотно­шение между интернальностью и наличием смысла жизни. Чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Но исследования также пока­зывают, что экстерналы (люди с ответственностью второго типа, или «безответ­ственностью»), напротив, отличаются повышенной тревожностью, обеспокоен­ностью, они менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформ­ны, менее популярны в обществе. По некоторым данным (А.А. Реан), среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%, в то время как к интерналам относятся лишь 16%. Из этого явствует, что абсолютное большинство обследованных не способны брать ответственность на себя, но «взваливают» ее на других или на ситуацию, на «роковые обстоятель­ства».

А вот в другом исследовании (А.А. Реан, Д.Ю. Карандашев) объектом изу­чения были молодые люди того же возраста, но уже с четкой просоциальной ориентацией, с положительной шкалой ценностей. В результате было обнаруже­но совершенно иное распределение по типам контроля. В группе молодых лю­дей с просоциальной ориентацией, проявляющих высокий уровень социальной зрелости, интерналами оказались 72%, а экстерналами лишь 4%. Таким об­разом, обобщение данных различных экспериментальных исследований позво­ляет с уверенностью утверждать, что интернальность (или преобладающая тен­денция личной ответственности) соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же связана с недостаточной социаль­ной зрелостью, а при определенных условиях она является фактором риска асоциального поведения.

1. Ответственность — это необходимая составляющая, атрибут зрелого по­ступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже «жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» (М.М. Бахтин). Ближе всего, пожалуй, к излагаемым здесь представлениям о фундаментальном значе­нии феномена ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциальной психологии. Вы­дающийся ученый-гуманист XX столетия Э. Фромм полагал, например, что забо­та, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого че­ловека. Другой известный персонолог гуманистической ориентации В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность — это три основы, три экзистенциала человеческого существования. Очень важно то, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным. Челове­ческая ответственность — это ответственность, происходящая из неповторимо­сти и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный посту­пок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. И даже более того — именно в ответственно­сти перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования (В. Франкл). Очевидно, с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.

Чтобы пояснить эту мысль, вернемся к пушкинскому герою — Петруше Гри­неву. В самом начале романа он — незрелый и потому не вполне свободный че­ловек. Его судьбой полностью распоряжается властный отец: выбирает место, где сын будет проходить военную службу, учит, как себя вести в той или иной ситуации. Неудивительно, что 17-летний юноша яростно отстаивает свою сво­боду, однако первые же порывы ставят его перед необходимостью держать ответ за свои поступки: чтобы насладиться самостоятельностью, он пьет, играет в би­льярд и проигрывает большую сумму денег, которую вынужден заплатить. По мере развития сюжета он обретает все большую свободу, и во время столкнове­ния с Пугачевым это уже более зрелый человек, который сознательно берет от­ветственность за любимую девушку и сам принимает решения, от которых зави­сит его жизнь и жизнь других людей. Однако и родители, и дядька Савельич еще долго видят в нем незрелого мальчика. Если бы Гринев оставался дома, под крылом родителей, он еще нескоро обрел бы свободу, а значит, нескоро повзрослел. Служба, дуэль, путешествие, участие в военных действиях — вот обстоятель­ства, способствовавшие его росту как личности.

Дело в том, что социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополне­нии обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не призна­вая его в то же время и свободным.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономнос­ти личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы при­нятия решений, это напоминает анекдотическую ситуацию в одной из черновых глав романа Набокова «Пнин», где главный герой учится вождению автомоби­ля по учебнику… лежа в больничной постели с сильным радикулитом! Нельзя научить человека плавать, не пуская его в воду. К сожалению, такая практика не просто имеет место, но и чрезвычайно распространена. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обуче­ния?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как сверхопека. В школе та же сверхопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономно­сти в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исклю­чением, чем правилом. Такая поведенческая позиция взрослых, как показывают исследования (Реан А.А., 1992, 1999), находит удобную и прочную опору в сис­теме их социально-перцептивных стереотипов, в их представлениях об учащих­ся как о неспособных в большинстве своем к проявлению автономности, самостоятельности в деятельности. Эмпирические исследования также показывают, что педагоги ценят дисциплинированность учащихся гораздо больше, чем само­стоятельность личности.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феноме­на терпимости можно выделить (А.А. Реан) два ее вида:

1) сенсуальная терпи­мость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социаль­ной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпи­мость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздей­ствиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностно­го взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.

В русской классической литературе много ярких тому примеров — это и пушкин­ский Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий», до того очерствевший душой, что может спокойно смотреть, как стоит на коленях под дождем, вымаливая у него деньги, бедная вдова, или знаменитый Плюшкин Гоголя. В этом же ряду особенно выделяется Иудуш­ка Головлёв Салтыкова-Щедрина — он как раз очень любит, как вы помните, производить впечатление человека кроткого и терпимого к окружающим, постоянно произносит слащаво-нравоучительные речи, но на самом деле он черств и безжалостен к самым близким людям. Говоря о терпимости как составляющей социальной зрелости личнос­ти, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозици­онную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибают­ся», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое уче­ных, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируют­ся особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и по­зиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомнен­но, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-по­зиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.

Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, кото­рый в черновиках Ф.М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, — как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники.

Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (То­лерантность — повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохра­няет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочув­ствию. Сильной диспозиционной терпимостью, таким образом, может обладать и высокосензитивная личность. В диспозиционной терпимости в полной мере проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.

Однако в реальной жизни с развитием такого компонента, как терпимость все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные ис­следований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15¾17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие — только 9%. У ос­тальных показатели на уровне среднестатистической нормы. Итак, 53% с высо­кой спонтанной агрессией. Но прежде всего следует пояснить, что имеется в виду под «спонтанной агрессией». Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом.

Именно спонтанную агрессивность проявлял уже упоминавшийся выше Иудушка Головлёв, изводя своими нудными проповедями родственников, с удовольствием напо­миная им об ошибках и неудачах, наблюдая, как близкие люди попадаются в расставлен­ные им капканы. А помните малолетнего ростовщика Слаенова, одну их самых ярких ролей в фильме, поставленном по книге «Республика Шкид»? Этот подросток, скупая у товарищей хлеб, с явным удовольствием следил, как они выкручиваются из долгов и страдают от голода.

Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имеют 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве ти­пичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая аг­рессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность лич­ности.

Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительно­сти — 56% имеют по ней высокие значения и только 4% — низкие. А раздражи­тельность — это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая поте­ря самообладания. Наверное, не стоит даже приводить примеры — к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и пре­красно помним, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широкой распростра­ненности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополня­ются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние 3—4 года уровень агрессив­ных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12¾13-летние подростки (Т.Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости лич­ности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное не­терпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опас­ность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой и таким образом может превратиться из социальной патологии в соци­альную норму, как это описано в антиутопии Э. Берджесса «Заводной апель­син», где агрессией заражены поголовно все подростки, и это уже никого не удивляет. Кстати, термин заражение использован здесь безо всяких кавычек на­меренно, так как механизмы подражания и психологического заражения — не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — осново­полагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализа­ции является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.). Она за­нимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощ­ных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, само­развитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию — это не идея-фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согла­ситься с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком.

Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореа­лизации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель лич­ностной зрелости и одновременно условие ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации — это источник дол­голетия человека, причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными.

megaobuchalka.ru

Я-концепция

Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве… Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».

Я-концепция — так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» — подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? »

Составляющие Я-концепции

Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты:

1. познавательная составляющая — знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей;
2. оценочная составляющая (самооценка) — это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
3. поведенческая составляющая — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д. Я-концепция формируется под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия с другими людьми. Особенно важно общение и взаимодействие с близкими людьми, теми, чье мнение и отношение и чья оценка наиболее значимы для человека.

Петр 3Российский император Петр III (1728-1762), царствование которого длилось всего 6 месяцев, вызывает у историков разноречивые оценки. С одной стороны, Петр III провел три важнейшие реформы: освободил дворянство от обязательной службы, положил начало обращению церковных земель в светские и ликвидировал Третью канцелярию — сыскное политическое ведомство.

С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III — яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать.

Развитие Я-концепции

Уже в первые годы жизни у ребенка начинает складываться представление о себе и отношение к себе на основе отношения к нему родителей, братьев и сестер. В дальнейшем значимыми становятся и оценки сверстников, воспитателей детского сада, учителей. Развиваясь под влиянием контактов с другими людьми, Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором, на основании которого ребенок строит свои взаимодействия с другими людьми.

В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников.

По мнению известного американского психолога Вирджинии Сатир, «все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления — все это результат низкой самооценки, которую люди не могли ни осознать, ни изменить». Повышение самооценки через осознание своей самоценности, уникальности, неповторимости, а также стремление к самосовершенствованию — необходимые условия для благоприятного развития Я-концепции в подростковом возрасте.

Основные функции Я-концепция

По мнению психологов, Я-концепция имеет три основные функции в психической жизни человека:

1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности;
2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт;
3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти.

Третья функция является центральной. Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом. Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе.

Структура Я-концепции

В структуре Я-концепции можно выделить:

1) реальное «Я» — представления человека о своих реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;
2) идеальное «Я» — представления человека о том, каким он хотел бы стать;
3) зеркальное (социальное) «Я» — представления человека о том, каким его видят другие люди.

5psy.ru

Я-концепция личности, или что мешает Вам нормально развиваться и зарабатывать

За последние 5 лет я общался с десятками или даже сотнями своих коллег-копирайтеров. Кто-то успешен и хорошо зарабатывает. Кто-то — только начинает. Кто-то — упорно бьется головой о невидимую стену и работает за копейки в штате или на биржах.

И чем больше я общаюсь с людьми и анализирую свой собственный путь в копирайтинге, тем больше убеждаюсь, что прав был в свое время Брайан Трейси, известный американский продавец. Именно от него я впервые узнал о Я-концепции, одной из главных причин того, почему одни резко вырываются вперед, а другие так и топчутся на одном месте.

Очередная лекция про «успешный успех»?

Сразу оговорюсь, это не лекция, и я не собираюсь рассказывать о том, как стать успешным, богатым, процветающим или нести подобную чушь. Я решил написать эту статью, потому что хочу показать прямую связь между Вашим восприятием себя и результатами, которых Вы достигаете. Само собой, с научным обоснованием. Готовы? Тогда поехали!

Принцип действия Я-концепции

Вы такие, какими себя представляете. Более того, люди видят Вас такими, какими Вы себя представляете. Слишком абстрактно? Давайте разберем эти моменты подробнее. Смотрите.

Ваше поведение, работа, увлечения и отношение к Вам других людей — все это находится в прямой зависимости от Вашей самооценки, Вашего видения себя. Если Вы считаете себя новичком, работа которого не стоит дороже $1 за 1000, то именно так Вы будете относиться к себе, и именно так люди будут относится к Вам. Все просто.

Когда Вы воспринимаете себя профессионалом, который стоит не менее $500 за один текст, то Вы относитесь к себе соответственно, и окружающие люди относятся к вам соответственно.

Небольшое научное обоснование

В принципе, для понимания основной мысли трех предыдущих абзацев более чем достаточно. Если Вы не хотите вникать в психологические тонкости, просто пропустите этот блок и продолжите чтение со следующего подзаголовка.

В Вашем подсознании существует Ваш собственный образ (его еще называют, самооценкой, самовосприятием и т.д.). Ваш мозг — это вычислительная система, которая калькой переносит Ваш образ в окружающий мир. Причем это происходит как явно — Ваши решения, действия и т.д., так и неявно — в виде скрытых процессов, которые Вы не контролируете (эмоции, обменные процессы и т.п.).

Каждый раз, когда изменяется Ваш образ, изменяетесь и Вы. Причем этот закон действует только в прямом направлении, т.е. Вы не можете измениться, если Ваш внутренний образ остался прежним.

Как это происходит на практике

Я не знаю, почему, но у подавляющего большинства копирайтеров очень заниженная самооценка. Более того, я наблюдаю этот феномен у многих славян. Скорее всего, это исторически сложилось еще со времен СССР, когда все должны были быть как все, одинаковыми, без особых достижений. Я думаю, отсюда и берет корни низкая самооценка.

— Ты, что, думаешь, ты лучше других, что ли?
— Нет, нет, что вы, что вы. Такая же серая масса, как и вы.

Ко мне часто обращаются новички с просьбой примерно такого характера: «Вот, я только начинаю, ничего не знаю, не умею, и, скорее всего, написал ересь, а вы — эксперт, можете посмотреть мой текст?»

А теперь объясните мне, почему если человек не уважает свою работу, я должен тратить на нее свое время? Самое печальное, что такие люди чаще всего остаются «хроническими новичками» и работают потом за копейки очень и очень долго.

То же самое относится и к биржам. У каждого человека есть минимальная цена, за которую он готов работать. Если внутренняя концепция человека говорит ему: «Так, слушай сюда: мы работаем за еду или за копейки по 12 часов в сутки», то человек так и будет работать. Так у него запрограммирован мозг. Это, можно сказать, его природа.

Примеров гораздо больше

Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.

Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.

Как изменить Я-концепцию и заставить ее работать

Допустим, Вы сейчас работаете по найму за $1000 в месяц. Если Вы представите себя миллиардером и начнете вести себя, как миллиардер, то Я-концепция работать не будет. Вы, скорее всего, не станете миллиардером, продолжите работать по найму и все, что Вас ждет, — это разочарование и внутренние конфликты.

Причина: Я-концепция личности — это очень инертный фактор, который не изменяется радикально и резко. Его можно изменить только последовательно и с привязкой к текущей самооценке.

Например, в моем случае профессиональная Я-концепция изменялась примерно так:

  1. Я еще многого не знаю, но научусь решать поставленные задачи. Я получу нужные знания и навыки за неделю и буду их использовать.
  2. Я знаю достаточно для того, чтобы продавать решение этих задач по $10-20 за текст.
  3. Мои тексты стоят дороже. Отныне я не стану их продавать дешевле $50.
  4. Я стал руководителем отдела копирайтинга в крупном рекламном агентстве. Моя работа стоит не менее $100.
  5. Я решаю комплекс задач не только по копирайтингу, но и маркетингу. Мой текст стоит не менее $150.
  6. Я уже не просто копирайтер, а независимый маркетинговый консультант и корпоративный тренер. Мой продающий текст стоит не менее $300.
  7. Я решаю комплекс сложных задач, которые приносят клиентам тысячи долларов прибыли. Моя работа стоит не менее $500 и т.д.

В этом примере я привязал Я-концепцию к деньгам, чтобы наглядно продемонстрировать принцип ее работы и прогресс. Но Вы должны понимать, что сам подход применим к любым сферам человеческой жизни.

В свое время Лорд Горинг, персонаж одного из произведений Оскара Уайльда, произнес очень классную фразу: «Люди любят тех, кто любит себя». И пусть с Уайльдом многие не согласны, а самовлюбленных нарциссов любят далеко не все, но очевидно обратное: Люди никогда не будут уважать тех, кто не уважает себя.

Практикум изменения Я-концепции

Чтобы показать принцип Я-концепции еще нагляднее, я составил небольшой набор советов. Эти советы помогут Вам создать свой образ правильно и достичь результата гораздо быстрее.

1. Цените и уважайте себя

На каком бы этапе Вы ни находились и в какой бы ситуации ни оказались — всегда сохраняйте чувство собственного достоинства. Цените и уважайте себя, свое время, свою работу и требуйте уважения со стороны других.

Я часто встречаю заказчиков, которые смотрят на исполнителей свысока и сразу даю им от ворот поворот. В результате их самооценка падает, моя самооценка растет, а моя Я-концепция усиливается.

2. Всегда используйте позитивный ключ

Что бы ни случилось, используйте позитивную мотивацию для построения Я-концепции. Например, если Вы ошиблись, не нужно кусать локти и обзывать себя бездарем. Скажите себе: Это просто замечательно, что судьба подкинула мне такой урок жизни. Я его усвоил(а) и теперь стану намного сильнее.

3. Изменяйте Я-концепцию постепенно

Вернемся к деньгам. Допустим. Ваш доход на данном этапе составляет $500 в месяц. Не нужно стремиться перешагнуть планку в $10 000 за один присест. Ваш мозг к этому еще не готов. Приближайтесь к цели поэтапно. Например, поставьте для начала планку $750 (это, к слову, прирост на 50%). Убедите себя, что Вам нужно зарабатывать именно столько, и Вы удивитесь. Ваш мозг будет постоянно подбрасывать Вам различные возможности. Причем это будет получаться само собой.

4. Не слушайте критиков

Кто может делать — делает, кто не может — критикует. Проложите свой собственный путь и настройте концепцию на результат. Чем больше Вы игнорируете критиков, тем сильнее Ваш образ и тем быстрее Вы достигаете результата.

5. Не изменяйте себе

Старайтесь быть последовательными и следовать проложенному курсу. Не стоит гнаться за краткосрочным быстрым результатом, если он противоречит концепции. Я знаю много талантливых предпринимателей, которые в свое время уходили работать по найму на большие деньги, а потом бросали работу и с языком на плече наверстывали упущенное время, исправляя ошибки.

6. Окружите себя людьми с сильными образами

У движения Бизнес-Молодости есть особая аббревиатура: ЧСМ. В расшифровке она означает Чувствую Себя Мудаком. Первый раз я испытал это чувство, когда работал инженером в лаборатории и попал на тусовку предпринимателей. Увиденный контраст тогда очень сильно подкосил мою самооценку, но именно тогда я осознал, что жизнь нужно менять для того, чтобы влиться в этот коллектив, в котором мне было очень комфортно.

Люди с сильной концепцией усиливают Ваш образ. Справедливо и обратное: общество людей с низкой самооценкой, завистников, которые только и умеют что жаловаться и обсуждать жизни других, сводят Вашу Я-концепцию в минуса.

Резюме

В Вашей жизни есть два образа. Один образ — это то, как Вы видите себя. Второй образ — это то, как Вас видят другие. Оба образа тесно связаны между собой. Эта связь носит название Я-концепции. Радикально изменить Я-концепцию нельзя. Вместо этого лучше последовательно изменять существующий образ, переходя из одного состояния в другое. Тогда достичь цели будет гораздо проще.

И пусть Ваша концепция всегда будет сильной!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

shard-copywriting.ru

Я-концепция личности

Существует понятие «человек» в психологии, смысл которого в том, что человек – это живое существо, владеющее способностью членораздельно говорить, что-то создавать и использовать результаты своего труда. Человек обладает сознанием, а сознание, направленное на самого себя, — это и есть Я-концепция личности. Это подвижная система оценки в самом себе своих интеллектуальных, физических и других качеств, то есть – самооценка под влиянием тех или иных факторов в течение жизни. Личность человека подвержена внутренним колебаниям и сказывается на всех жизненных проявлениях с раннего детства до глубокой старости.

Сегодня за основу в рассмотрении системы самооценки личности берется теория личности Роджерса. Суть данной теории можно рассматривать как механизм сознания, рефлекторно работающий под влиянием культуры, своего и чужого поведения. То есть, проще говоря, человек дает оценку той или иной ситуации, другим людям и себе. Оценка самого себя побуждает его к определенному поведению и формирует Я-концепцию.

Одним из центральных понятий в психологии является Я-концепция личности, хотя до сих пор не существует единой терминологии и определения. Сам Карл Рэнсом Роджерс считал, что его метод эффективен в работе с самыми разными психотипами и пригоден для работы с людьми различных культур, профессий, религий. Роджерс сформировал свою точку зрения на основе собственного опыта работы со своими клиентами, имеющими какие-либо эмоциональные расстройства.

Я-концепция личности – это некая структура, вершиной которой является Глобальная Я, представляющая чувство преемственности самого себя и осознание собственной неповторимости. Параллельно Глобальной Я идет Образ Я, который делится на модальности:

  1. Реальное Я – это осознание человеком того, какой он есть на самом деле, то есть понимание своих психологических особенностей, статуса, роли.
  2. Зеркальное Я – это осознание человеком того, каким его видят окружающие.
  3. Идеальное Я – представление человека о том, каким бы он хотел быть.

Такая структура применима лишь в теории, на практике же все гораздо сложнее, потому что все компоненты переплетены между собой. По сути, Я-концепция личности представляет собой подвижную систему самоустановки, которая, в свою очередь, имеет собственную структуру:

  1. Когнитивная – познавательные процессы сознания человека.
  2. Аффективная – кратковременный эмоциональный процесс, имеющий интенсивный характер и проявляемый физически.
  3. Деятельностная – любая осмысленная деятельность человека.
Когнитивная и аффективная установки вбирают в себя три модальности, такие как осознание себя настоящего, осознание себя желательного и представление о себе глазами окружающих, а каждая из этих трех модальностей заключает умственную, эмоциональную, социальную и физическую составляющие.

Развитие Я-концепция вырабатывается на основе личных особенностей индивида, а также под воздействием общения с другими индивидами. По сути, Я-концепция, играет роль в достижении внутренней слаженности личности, трактует опыт и является фактором ожиданий. Функционал данной структуры и есть самосознание человека.

fb.ru

Я-концепция личности | ПСИ-ПОРТАЛ

Автор: Анонимный автор, 31 Июл 2013

Я-концепция личности и социальные факторы

Каждый человек оригинален сам по себе… Есть нечто, что отличает каждого из нас от окружающих. Что же это? Конечно, наша индивидуальность, основа которой — Я-концепция личности. Но ведь она сложилась не просто так, а благодаря сложному жизненному процессу. Имя ему – социализация. С самого раннего детства мы узнавали этот мир, приобретали определённые житейские и трудовые навыки, слушали наставления родителей и воспитателей и впитывали как губка то, как нужно вести себя и что мы должны и не должны делать. Говоря научным языком, мы социализировались в окружающей нас реальности. Это естественный процесс каждого подрастающего индивида и конечно, он не мог пройти бесследно. Социализация наложила на нас определённые социальные стереотипы, принятые в обществе, и оставила огромный след на формировании Я-концепции личности. Но каковы же плюсы и минусы этого факта?

Я-концепция личности и социальные стереотипы

Благодаря социальным стереотипам, переданным нам нашими родителями, мы усвоили основные правила поведения в общении с людьми. Мы понимаем разницу между общением со своим сверстником и общением с человеком старше нас. Уступить место бабушке в общественном транспорте, помочь заболевшему товарищу разобраться с новым материалом по учёбе, оказать первую помощь пострадавшему, не оставлять в беде друга – всё это примеры положительных социальных стереотипов, прививаемых с детства и оказывающих на нас воспитательное воздействие. Такие социальные стереотипы должны прививаться каждому подрастающему индивиду, ведь это элементарные правила поведения нормального человека в обществе.

Разберёмся теперь с отрицательной стороной социальных стереотипов. Для начала вспомним составляющие знаменитой Я-концепции личности: «Я» — образ (то, что Я сам о себе думаю и каким себя вижу), «Я» — реальное (то, что обо мне думают окружающие и каким они меня видят) и «Я» — имидж (способ выражения моего «Я»).  Я-концепция каждого из нас сформирована во многом за счёт контактов со значимыми, на наш взгляд, людьми, ведь именно они дают нам представления о себе. Это и есть «Я» — реальное каждого из нас. Мешают ли ему социальные стереотипы (кроме тех, о которых упоминалось выше)? Безусловно! Приведём несколько примеров, касающихся разных сторон жизни женщины. Ещё недавно в обществе считалось, что девушке достаточно получить основное общее образование в стенах общеобразовательной школы, а после окончания девяти (в советское время – восьми) классов пойти учиться в профессиональное училище. Основной упор девушкам подразумевалось делать не на своё образование и карьеру, а на создание семьи и роли «хранительницы домашнего очага». В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот стереотип очень мешал бы многим девушкам, так как современные реалии диктуют новое правило: не только создать «новую ячейку общества», но и самореализоваться в карьере. Сейчас, вследствие изменения жизни в нашем обществе, стереотип «хранительницы домашнего очага» сломлен и девушки, наравне с юношами, получают высшее образование и становятся специалистами в своей области. У девушек есть выбор: основной упор сделать на карьеру или довольствоваться тихой семейной жизнью.

При таком раскладе, к тому же, давно отмер социальный стереотип, что воспитанием детей и хозяйством должна заниматься только женщина. Теперь, когда женщина также независима, как и мужчина, они оба обязаны заниматься семьёй – оба задействованы в их общем «деле». К тому же, существует немало семейств, где работает жена, а хозяйством и детьми занимается муж. Ну и что же в этом плохого? При верном распределении ролей в семье, наоборот, это характеризует мужчину, как заботливого отца, желающего принять непосредственное участие в воспитании собственного потомства, да и у любого «рукастого» мужчины неплохо получится справиться с готовкой (как известно, лучшие повара – мужчины!) и домашними делами.

К стереотипам подобного рода можно отнести и бытовавшее раньше мнение, что мать — одиночка – это постыдно. Конечно, воспитывать ребёнка без отца – нелёгкое испытание не только для матери, но и для становления личности малыша. Однако стоит учитывать, что только самодостаточная личность может стать для своего чада и матерью, и отцом одновременно. Звание «мать-одиночка» в современном обществе вполне нормально, ведь многие женщины, делая ставку на карьеру, решают вопрос о наследнике самостоятельно, не нуждаясь в узах брака. Не стоит отрицать, что это воспитание в полной семье оптимально для ребёнка, но и выбор таких самостоятельных женщин заслуживает уважения.

Ещё один странный стереотип – это бездумное следование моде. Некоторые девушки (особенно, совсем юные) не понимают, что им не всегда подходит то, что носят и как говорят и ведут себя большинство людей, которое и создаёт моду. Ведь мода – это то, что диктует кто-то один (якобы, очень солидный и значимый), а все остальные поддерживают, не задумываясь. Это и есть социальный стереотип. Девушки смотрят друг на друга и считают, что должно быть так и никак иначе, вот и ходят все одинаковые, как под копирку. Именно поэтому не стоит следовать моде слепо. Неплохо было бы выучить золотое правило: «Я – индивидуальна, у меня есть свой собственный стиль и свой собственный образ, который выражается не только с помощью одежды, но через моё поведение и самоподачу. Все это идёт лично мне и никому другому».

В статье были отражены примеры разнообразных воздействий социальных стереотипов, которые откладывают отпечаток на наше «Я» — реальное. Некоторые из них помогают нам, делают нашу жизнь понятнее, проще, а некоторые – давят, не дают нам раскрыться, показать своё истинное «Я», делают нас зажатыми, стеснительными.

Стереотипы, созданные и принятые в обществе, с детства помогают нам адаптировать себя в нём, но на наше взросление влияет то, принимаем ли мы эти стереотипы. Так и формируется наша Я-концепция личности. Из формирования «Я» — концепции ничего нельзя вычеркнуть, иначе мы не сможем раскрыть свою индивидуальность и стать личностью и полноценным членом общества.

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

«Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»

 
Присоединяйтесь в социальных сетях:

Похожие статьи:

  1. Части личности (субличности) в НЛП
  2. Мифомоделирование в психологии и маркетинге
  3. Мифомоделирование: в поисках Смысла
  4. Альфа-лидер. Психология социального влияния

Рубрики: Общая психология

portal.psymodelling.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о