Я – концепция личности — Мегаобучалка
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когнитивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.
В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооценки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуация, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматривает в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологического противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
Социальная зрелость
Личности
Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они — «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVIII—XIX вв.
это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию — социально зрелых людей, | Стать зрелым мужем — это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр. Ф. Ницше |
охотников, «добытчиков». Для этого ему требовалось, например, лицом к лицу встретиться со злым духом или диким зверем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество тоже совершается быстро — Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется в мальчиках под крылом госпожи Простаковой — «в недорослях». Значит, дело не в биологическом взрослении. А в чем же?
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать и модель желаемого (идеала), и модель нежелаемого (антиидеала). Точно так же в обыденной жизни, задумав какое-то ответственное дело, мы обычно заранее мысленно проигрываем и свою победу, и свое поражение. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.
Многие науки не обходят стороной социальную зрелость личности, а для такой относительно новой области человекознания, как акмеология (от греч. acme — расцвет), это стержневая проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии — феномен зрелости человека. В сфере внимания этой науки — процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.
Но что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость. Б.Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.
Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.
То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотрения человека. Итак, эти термины обозначают разные понятия. Использование термина «взрослость» в значении «зрелость» недопустимо еще и потому, что такая подмена исключает из поля научных исследований проблему «зрелости» как таковую.
В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности.
В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).
Рассмотрим эти компоненты более подробно.
Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Она возникла в русле направления, известного как психология каузальной атрибуции (Дж. Роттер).
Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся и действия героев «американской мечты».
Вспомним национальную героиню Америки Скарлетт О’Хара из романа М. Митчелл «Унесенные ветром». Пройдя через ужасы войны и голод, она клянется, что никогда ни она, ни ее близкие не будут голодать. И надеется эта отважная женщина только на себя, ни от кого не ожидая помощи, в отличие от других хрупких и неприспособленных женщин-южанок, плывущих по течению и гибнущих, в то время как Скарлетт борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.
Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственности со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе, как безответственность. У людей взрослых, но социально незрелых и безответственных, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.
В чеховской «Дуэли» безвольный, безответственный Лаевский объясняет собственные неприятности тем, что он «типичный продукт нашего сурового века», искалеченный обломок эпохи, приравнивая себя к «лишним людям» русской литературы. Зоолог фон Корен презирает его именно за то, что Лаевскому и в голову не приходит винить во всем себя, свою лень и душевную вялость. Более карикатурный пример — король из «Обыкновенного чуда», списывающий все свои выходки на дурную наследственность: в нем просыпается то тетя с материнской стороны, то еще какой-нибудь сумасшедший родственник.
На сегодняшний день уже во многих исследованиях установлено, что интерналы (люди с первым типом ответственности личности) более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны. Общее представление о более высокой благожелательности интерналов к другим подтверждают, например, следующие исследовательские данные. Ответственные подростки, с интернальным локусом контроля, более положительно относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов. Результаты исследований (К. Муздыбаев) свидетельствуют о том, что существует соотношение между интернальностью и наличием смысла жизни. Чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Но исследования также показывают, что экстерналы (люди с ответственностью второго типа, или «безответственностью»), напротив, отличаются повышенной тревожностью, обеспокоенностью, они менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны в обществе. По некоторым данным (А.А. Реан), среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%, в то время как к интерналам относятся лишь 16%. Из этого явствует, что абсолютное большинство обследованных не способны брать ответственность на себя, но «взваливают» ее на других или на ситуацию, на «роковые обстоятельства».
А вот в другом исследовании (А.А. Реан, Д.Ю. Карандашев) объектом изучения были молодые люди того же возраста, но уже с четкой просоциальной ориентацией, с положительной шкалой ценностей. В результате было обнаружено совершенно иное распределение по типам контроля. В группе молодых людей с просоциальной ориентацией, проявляющих высокий уровень социальной зрелости, интерналами оказались 72%, а экстерналами лишь 4%. Таким образом, обобщение данных различных экспериментальных исследований позволяет с уверенностью утверждать, что интернальность (или преобладающая тенденция личной ответственности) соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях она является фактором риска асоциального поведения.
1. Ответственность — это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже «жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» (М.М. Бахтин). Ближе всего, пожалуй, к излагаемым здесь представлениям о фундаментальном значении феномена ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциальной психологии. Выдающийся ученый-гуманист XX столетия Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. Другой известный персонолог гуманистической ориентации В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность — это три основы, три экзистенциала человеческого существования. Очень важно то, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным. Человеческая ответственность — это ответственность, происходящая из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный поступок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. И даже более того — именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования (В. Франкл). Очевидно, с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.
Чтобы пояснить эту мысль, вернемся к пушкинскому герою — Петруше Гриневу. В самом начале романа он — незрелый и потому не вполне свободный человек. Его судьбой полностью распоряжается властный отец: выбирает место, где сын будет проходить военную службу, учит, как себя вести в той или иной ситуации. Неудивительно, что 17-летний юноша яростно отстаивает свою свободу, однако первые же порывы ставят его перед необходимостью держать ответ за свои поступки: чтобы насладиться самостоятельностью, он пьет, играет в бильярд и проигрывает большую сумму денег, которую вынужден заплатить. По мере развития сюжета он обретает все большую свободу, и во время столкновения с Пугачевым это уже более зрелый человек, который сознательно берет ответственность за любимую девушку и сам принимает решения, от которых зависит его жизнь и жизнь других людей. Однако и родители, и дядька Савельич еще долго видят в нем незрелого мальчика. Если бы Гринев оставался дома, под крылом родителей, он еще нескоро обрел бы свободу, а значит, нескоро повзрослел. Служба, дуэль, путешествие, участие в военных действиях — вот обстоятельства, способствовавшие его росту как личности.
Дело в том, что социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.
Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, это напоминает анекдотическую ситуацию в одной из черновых глав романа Набокова «Пнин», где главный герой учится вождению автомобиля по учебнику… лежа в больничной постели с сильным радикулитом! Нельзя научить человека плавать, не пуская его в воду. К сожалению, такая практика не просто имеет место, но и чрезвычайно распространена. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как сверхопека. В школе та же сверхопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Такая поведенческая позиция взрослых, как показывают исследования (Реан А.А., 1992, 1999), находит удобную и прочную опору в системе их социально-перцептивных стереотипов, в их представлениях об учащихся как о неспособных в большинстве своем к проявлению автономности, самостоятельности в деятельности. Эмпирические исследования также показывают, что педагоги ценят дисциплинированность учащихся гораздо больше, чем самостоятельность личности.
2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А.А. Реан) два ее вида:
1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.
В русской классической литературе много ярких тому примеров — это и пушкинский Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий», до того очерствевший душой, что может спокойно смотреть, как стоит на коленях под дождем, вымаливая у него деньги, бедная вдова, или знаменитый Плюшкин Гоголя. В этом же ряду особенно выделяется Иудушка Головлёв Салтыкова-Щедрина — он как раз очень любит, как вы помните, производить впечатление человека кроткого и терпимого к окружающим, постоянно произносит слащаво-нравоучительные речи, но на самом деле он черств и безжалостен к самым близким людям. Говоря о терпимости как составляющей социальной зрелости личности, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную.
В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, который в черновиках Ф.М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, — как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники.
Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (Толерантность — повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохраняет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочувствию. Сильной диспозиционной терпимостью, таким образом, может обладать и высокосензитивная личность. В диспозиционной терпимости в полной мере проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.
Однако в реальной жизни с развитием такого компонента, как терпимость все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные исследований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15¾17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне среднестатистической нормы. Итак, 53% с высокой спонтанной агрессией. Но прежде всего следует пояснить, что имеется в виду под «спонтанной агрессией». Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом.
Именно спонтанную агрессивность проявлял уже упоминавшийся выше Иудушка Головлёв, изводя своими нудными проповедями родственников, с удовольствием напоминая им об ошибках и неудачах, наблюдая, как близкие люди попадаются в расставленные им капканы. А помните малолетнего ростовщика Слаенова, одну их самых ярких ролей в фильме, поставленном по книге «Республика Шкид»? Этот подросток, скупая у товарищей хлеб, с явным удовольствием следил, как они выкручиваются из долгов и страдают от голода.
Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имеют 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.
Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности — 56% имеют по ней высокие значения и только 4% — низкие. А раздражительность — это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания. Наверное, не стоит даже приводить примеры — к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и прекрасно помним, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широкой распространенности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние 3—4 года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12¾13-летние подростки (Т.Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой и таким образом может превратиться из социальной патологии в социальную норму, как это описано в антиутопии Э. Берджесса «Заводной апельсин», где агрессией заражены поголовно все подростки, и это уже никого не удивляет. Кстати, термин заражение использован здесь безо всяких кавычек намеренно, так как механизмы подражания и психологического заражения — не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.
3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.). Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию — это не идея-фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком.
Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации — это источник долголетия человека, причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными.
megaobuchalka.ru
Я-концепция
Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве… Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».
Я-концепция — так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» — подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? »
Составляющие Я-концепции
Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты:
1. познавательная составляющая — знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей;
2. оценочная составляющая (самооценка) — это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
3. поведенческая составляющая — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д. Я-концепция формируется под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия с другими людьми. Особенно важно общение и взаимодействие с близкими людьми, теми, чье мнение и отношение и чья оценка наиболее значимы для человека.
С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III — яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать.
Развитие Я-концепции
Уже в первые годы жизни у ребенка начинает складываться представление о себе и отношение к себе на основе отношения к нему родителей, братьев и сестер. В дальнейшем значимыми становятся и оценки сверстников, воспитателей детского сада, учителей. Развиваясь под влиянием контактов с другими людьми, Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором, на основании которого ребенок строит свои взаимодействия с другими людьми.
В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников.
По мнению известного американского психолога Вирджинии Сатир, «все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления — все это результат низкой самооценки, которую люди не могли ни осознать, ни изменить». Повышение самооценки через осознание своей самоценности, уникальности, неповторимости, а также стремление к самосовершенствованию — необходимые условия для благоприятного развития Я-концепции в подростковом возрасте.
Основные функции Я-концепция
По мнению психологов, Я-концепция имеет три основные функции в психической жизни человека:
1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности;
2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт;
3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти.
Третья функция является центральной. Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом. Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе.
Структура Я-концепции
В структуре Я-концепции можно выделить:
1) реальное «Я» — представления человека о своих реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;
2) идеальное «Я» — представления человека о том, каким он хотел бы стать;
3) зеркальное (социальное) «Я» — представления человека о том, каким его видят другие люди.
5psy.ru
Я-концепция личности, или что мешает Вам нормально развиваться и зарабатывать
За последние 5 лет я общался с десятками или даже сотнями своих коллег-копирайтеров. Кто-то успешен и хорошо зарабатывает. Кто-то — только начинает. Кто-то — упорно бьется головой о невидимую стену и работает за копейки в штате или на биржах.
И чем больше я общаюсь с людьми и анализирую свой собственный путь в копирайтинге, тем больше убеждаюсь, что прав был в свое время Брайан Трейси, известный американский продавец. Именно от него я впервые узнал о Я-концепции, одной из главных причин того, почему одни резко вырываются вперед, а другие так и топчутся на одном месте.
Очередная лекция про «успешный успех»?
Сразу оговорюсь, это не лекция, и я не собираюсь рассказывать о том, как стать успешным, богатым, процветающим или нести подобную чушь. Я решил написать эту статью, потому что хочу показать прямую связь между Вашим восприятием себя и результатами, которых Вы достигаете. Само собой, с научным обоснованием. Готовы? Тогда поехали!
Принцип действия Я-концепции
Вы такие, какими себя представляете. Более того, люди видят Вас такими, какими Вы себя представляете. Слишком абстрактно? Давайте разберем эти моменты подробнее. Смотрите.
Ваше поведение, работа, увлечения и отношение к Вам других людей — все это находится в прямой зависимости от Вашей самооценки, Вашего видения себя. Если Вы считаете себя новичком, работа которого не стоит дороже $1 за 1000, то именно так Вы будете относиться к себе, и именно так люди будут относится к Вам. Все просто.
Когда Вы воспринимаете себя профессионалом, который стоит не менее $500 за один текст, то Вы относитесь к себе соответственно, и окружающие люди относятся к вам соответственно.
Небольшое научное обоснование
В принципе, для понимания основной мысли трех предыдущих абзацев более чем достаточно. Если Вы не хотите вникать в психологические тонкости, просто пропустите этот блок и продолжите чтение со следующего подзаголовка.
В Вашем подсознании существует Ваш собственный образ (его еще называют, самооценкой, самовосприятием и т.д.). Ваш мозг — это вычислительная система, которая калькой переносит Ваш образ в окружающий мир. Причем это происходит как явно — Ваши решения, действия и т.д., так и неявно — в виде скрытых процессов, которые Вы не контролируете (эмоции, обменные процессы и т.п.).
Каждый раз, когда изменяется Ваш образ, изменяетесь и Вы. Причем этот закон действует только в прямом направлении, т.е. Вы не можете измениться, если Ваш внутренний образ остался прежним.
Как это происходит на практике
Я не знаю, почему, но у подавляющего большинства копирайтеров очень заниженная самооценка. Более того, я наблюдаю этот феномен у многих славян. Скорее всего, это исторически сложилось еще со времен СССР, когда все должны были быть как все, одинаковыми, без особых достижений. Я думаю, отсюда и берет корни низкая самооценка.
— Ты, что, думаешь, ты лучше других, что ли?
— Нет, нет, что вы, что вы. Такая же серая масса, как и вы.
Ко мне часто обращаются новички с просьбой примерно такого характера: «Вот, я только начинаю, ничего не знаю, не умею, и, скорее всего, написал ересь, а вы — эксперт, можете посмотреть мой текст?»
А теперь объясните мне, почему если человек не уважает свою работу, я должен тратить на нее свое время? Самое печальное, что такие люди чаще всего остаются «хроническими новичками» и работают потом за копейки очень и очень долго.
То же самое относится и к биржам. У каждого человека есть минимальная цена, за которую он готов работать. Если внутренняя концепция человека говорит ему: «Так, слушай сюда: мы работаем за еду или за копейки по 12 часов в сутки», то человек так и будет работать. Так у него запрограммирован мозг. Это, можно сказать, его природа.
Примеров гораздо больше
Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.
Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.
Как изменить Я-концепцию и заставить ее работать
Допустим, Вы сейчас работаете по найму за $1000 в месяц. Если Вы представите себя миллиардером и начнете вести себя, как миллиардер, то Я-концепция работать не будет. Вы, скорее всего, не станете миллиардером, продолжите работать по найму и все, что Вас ждет, — это разочарование и внутренние конфликты.
Причина: Я-концепция личности — это очень инертный фактор, который не изменяется радикально и резко. Его можно изменить только последовательно и с привязкой к текущей самооценке.
Например, в моем случае профессиональная Я-концепция изменялась примерно так:
- Я еще многого не знаю, но научусь решать поставленные задачи. Я получу нужные знания и навыки за неделю и буду их использовать.
- Я знаю достаточно для того, чтобы продавать решение этих задач по $10-20 за текст.
- Мои тексты стоят дороже. Отныне я не стану их продавать дешевле $50.
- Я стал руководителем отдела копирайтинга в крупном рекламном агентстве. Моя работа стоит не менее $100.
- Я решаю комплекс задач не только по копирайтингу, но и маркетингу. Мой текст стоит не менее $150.
- Я уже не просто копирайтер, а независимый маркетинговый консультант и корпоративный тренер. Мой продающий текст стоит не менее $300.
- Я решаю комплекс сложных задач, которые приносят клиентам тысячи долларов прибыли. Моя работа стоит не менее $500 и т.д.
В этом примере я привязал Я-концепцию к деньгам, чтобы наглядно продемонстрировать принцип ее работы и прогресс. Но Вы должны понимать, что сам подход применим к любым сферам человеческой жизни.
В свое время Лорд Горинг, персонаж одного из произведений Оскара Уайльда, произнес очень классную фразу: «Люди любят тех, кто любит себя». И пусть с Уайльдом многие не согласны, а самовлюбленных нарциссов любят далеко не все, но очевидно обратное: Люди никогда не будут уважать тех, кто не уважает себя.
Практикум изменения Я-концепции
Чтобы показать принцип Я-концепции еще нагляднее, я составил небольшой набор советов. Эти советы помогут Вам создать свой образ правильно и достичь результата гораздо быстрее.
1. Цените и уважайте себя
На каком бы этапе Вы ни находились и в какой бы ситуации ни оказались — всегда сохраняйте чувство собственного достоинства. Цените и уважайте себя, свое время, свою работу и требуйте уважения со стороны других.
Я часто встречаю заказчиков, которые смотрят на исполнителей свысока и сразу даю им от ворот поворот. В результате их самооценка падает, моя самооценка растет, а моя Я-концепция усиливается.
2. Всегда используйте позитивный ключ
Что бы ни случилось, используйте позитивную мотивацию для построения Я-концепции. Например, если Вы ошиблись, не нужно кусать локти и обзывать себя бездарем. Скажите себе: Это просто замечательно, что судьба подкинула мне такой урок жизни. Я его усвоил(а) и теперь стану намного сильнее.
3. Изменяйте Я-концепцию постепенно
Вернемся к деньгам. Допустим. Ваш доход на данном этапе составляет $500 в месяц. Не нужно стремиться перешагнуть планку в $10 000 за один присест. Ваш мозг к этому еще не готов. Приближайтесь к цели поэтапно. Например, поставьте для начала планку $750 (это, к слову, прирост на 50%). Убедите себя, что Вам нужно зарабатывать именно столько, и Вы удивитесь. Ваш мозг будет постоянно подбрасывать Вам различные возможности. Причем это будет получаться само собой.
4. Не слушайте критиков
Кто может делать — делает, кто не может — критикует. Проложите свой собственный путь и настройте концепцию на результат. Чем больше Вы игнорируете критиков, тем сильнее Ваш образ и тем быстрее Вы достигаете результата.
5. Не изменяйте себе
Старайтесь быть последовательными и следовать проложенному курсу. Не стоит гнаться за краткосрочным быстрым результатом, если он противоречит концепции. Я знаю много талантливых предпринимателей, которые в свое время уходили работать по найму на большие деньги, а потом бросали работу и с языком на плече наверстывали упущенное время, исправляя ошибки.
6. Окружите себя людьми с сильными образами
У движения Бизнес-Молодости есть особая аббревиатура: ЧСМ. В расшифровке она означает Чувствую Себя Мудаком. Первый раз я испытал это чувство, когда работал инженером в лаборатории и попал на тусовку предпринимателей. Увиденный контраст тогда очень сильно подкосил мою самооценку, но именно тогда я осознал, что жизнь нужно менять для того, чтобы влиться в этот коллектив, в котором мне было очень комфортно.
Люди с сильной концепцией усиливают Ваш образ. Справедливо и обратное: общество людей с низкой самооценкой, завистников, которые только и умеют что жаловаться и обсуждать жизни других, сводят Вашу Я-концепцию в минуса.
Резюме
В Вашей жизни есть два образа. Один образ — это то, как Вы видите себя. Второй образ — это то, как Вас видят другие. Оба образа тесно связаны между собой. Эта связь носит название Я-концепции. Радикально изменить Я-концепцию нельзя. Вместо этого лучше последовательно изменять существующий образ, переходя из одного состояния в другое. Тогда достичь цели будет гораздо проще.
И пусть Ваша концепция всегда будет сильной!
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.
shard-copywriting.ru
Я-концепция личности
Существует понятие «человек» в психологии, смысл которого в том, что человек – это живое существо, владеющее способностью членораздельно говорить, что-то создавать и использовать результаты своего труда. Человек обладает сознанием, а сознание, направленное на самого себя, — это и есть Я-концепция личности. Это подвижная система оценки в самом себе своих интеллектуальных, физических и других качеств, то есть – самооценка под влиянием тех или иных факторов в течение жизни. Личность человека подвержена внутренним колебаниям и сказывается на всех жизненных проявлениях с раннего детства до глубокой старости.
Сегодня за основу в рассмотрении системы самооценки личности берется теория личности Роджерса. Суть данной теории можно рассматривать как механизм сознания, рефлекторно работающий под влиянием культуры, своего и чужого поведения. То есть, проще говоря, человек дает оценку той или иной ситуации, другим людям и себе. Оценка самого себя побуждает его к определенному поведению и формирует Я-концепцию.Одним из центральных понятий в психологии является Я-концепция личности, хотя до сих пор не существует единой терминологии и определения. Сам Карл Рэнсом Роджерс считал, что его метод эффективен в работе с самыми разными психотипами и пригоден для работы с людьми различных культур, профессий, религий. Роджерс сформировал свою точку зрения на основе собственного опыта работы со своими клиентами, имеющими какие-либо эмоциональные расстройства.
Я-концепция личности – это некая структура, вершиной которой является Глобальная Я, представляющая чувство преемственности самого себя и осознание собственной неповторимости. Параллельно Глобальной Я идет Образ Я, который делится на модальности:
- Реальное Я – это осознание человеком того, какой он есть на самом деле, то есть понимание своих психологических особенностей, статуса, роли.
- Зеркальное Я – это осознание человеком того, каким его видят окружающие.
- Идеальное Я – представление человека о том, каким бы он хотел быть.
Такая структура применима лишь в теории, на практике же все гораздо сложнее, потому что все компоненты переплетены между собой. По сути, Я-концепция личности представляет собой подвижную систему самоустановки, которая, в свою очередь, имеет собственную структуру:
- Когнитивная – познавательные процессы сознания человека.
- Аффективная – кратковременный эмоциональный процесс, имеющий интенсивный характер и проявляемый физически.
- Деятельностная – любая осмысленная деятельность человека.
Развитие Я-концепция вырабатывается на основе личных особенностей индивида, а также под воздействием общения с другими индивидами. По сути, Я-концепция, играет роль в достижении внутренней слаженности личности, трактует опыт и является фактором ожиданий. Функционал данной структуры и есть самосознание человека.
fb.ru
Я-концепция личности | ПСИ-ПОРТАЛ
Автор: Анонимный автор, 31 Июл 2013
Я-концепция личности и социальные факторы
Каждый человек оригинален сам по себе… Есть нечто, что отличает каждого из нас от окружающих. Что же это? Конечно, наша индивидуальность, основа которой — Я-концепция личности. Но ведь она сложилась не просто так, а благодаря сложному жизненному процессу. Имя ему – социализация. С самого раннего детства мы узнавали этот мир, приобретали определённые житейские и трудовые навыки, слушали наставления родителей и воспитателей и впитывали как губка то, как нужно вести себя и что мы должны и не должны делать. Говоря научным языком, мы социализировались в окружающей нас реальности. Это естественный процесс каждого подрастающего индивида и конечно, он не мог пройти бесследно. Социализация наложила на нас определённые социальные стереотипы, принятые в обществе, и оставила огромный след на формировании Я-концепции личности. Но каковы же плюсы и минусы этого факта?
Я-концепция личности и социальные стереотипы
Благодаря социальным стереотипам, переданным нам нашими родителями, мы усвоили основные правила поведения в общении с людьми. Мы понимаем разницу между общением со своим сверстником и общением с человеком старше нас. Уступить место бабушке в общественном транспорте, помочь заболевшему товарищу разобраться с новым материалом по учёбе, оказать первую помощь пострадавшему, не оставлять в беде друга – всё это примеры положительных социальных стереотипов, прививаемых с детства и оказывающих на нас воспитательное воздействие. Такие социальные стереотипы должны прививаться каждому подрастающему индивиду, ведь это элементарные правила поведения нормального человека в обществе.
Разберёмся теперь с отрицательной стороной социальных стереотипов. Для начала вспомним составляющие знаменитой Я-концепции личности: «Я» — образ (то, что Я сам о себе думаю и каким себя вижу), «Я» — реальное (то, что обо мне думают окружающие и каким они меня видят) и «Я» — имидж (способ выражения моего «Я»). Я-концепция каждого из нас сформирована во многом за счёт контактов со значимыми, на наш взгляд, людьми, ведь именно они дают нам представления о себе. Это и есть «Я» — реальное каждого из нас. Мешают ли ему социальные стереотипы (кроме тех, о которых упоминалось выше)? Безусловно! Приведём несколько примеров, касающихся разных сторон жизни женщины. Ещё недавно в обществе считалось, что девушке достаточно получить основное общее образование в стенах общеобразовательной школы, а после окончания девяти (в советское время – восьми) классов пойти учиться в профессиональное училище. Основной упор девушкам подразумевалось делать не на своё образование и карьеру, а на создание семьи и роли «хранительницы домашнего очага». В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот стереотип очень мешал бы многим девушкам, так как современные реалии диктуют новое правило: не только создать «новую ячейку общества», но и самореализоваться в карьере. Сейчас, вследствие изменения жизни в нашем обществе, стереотип «хранительницы домашнего очага» сломлен и девушки, наравне с юношами, получают высшее образование и становятся специалистами в своей области. У девушек есть выбор: основной упор сделать на карьеру или довольствоваться тихой семейной жизнью.
При таком раскладе, к тому же, давно отмер социальный стереотип, что воспитанием детей и хозяйством должна заниматься только женщина. Теперь, когда женщина также независима, как и мужчина, они оба обязаны заниматься семьёй – оба задействованы в их общем «деле». К тому же, существует немало семейств, где работает жена, а хозяйством и детьми занимается муж. Ну и что же в этом плохого? При верном распределении ролей в семье, наоборот, это характеризует мужчину, как заботливого отца, желающего принять непосредственное участие в воспитании собственного потомства, да и у любого «рукастого» мужчины неплохо получится справиться с готовкой (как известно, лучшие повара – мужчины!) и домашними делами.
К стереотипам подобного рода можно отнести и бытовавшее раньше мнение, что мать — одиночка – это постыдно. Конечно, воспитывать ребёнка без отца – нелёгкое испытание не только для матери, но и для становления личности малыша. Однако стоит учитывать, что только самодостаточная личность может стать для своего чада и матерью, и отцом одновременно. Звание «мать-одиночка» в современном обществе вполне нормально, ведь многие женщины, делая ставку на карьеру, решают вопрос о наследнике самостоятельно, не нуждаясь в узах брака. Не стоит отрицать, что это воспитание в полной семье оптимально для ребёнка, но и выбор таких самостоятельных женщин заслуживает уважения.
Ещё один странный стереотип – это бездумное следование моде. Некоторые девушки (особенно, совсем юные) не понимают, что им не всегда подходит то, что носят и как говорят и ведут себя большинство людей, которое и создаёт моду. Ведь мода – это то, что диктует кто-то один (якобы, очень солидный и значимый), а все остальные поддерживают, не задумываясь. Это и есть социальный стереотип. Девушки смотрят друг на друга и считают, что должно быть так и никак иначе, вот и ходят все одинаковые, как под копирку. Именно поэтому не стоит следовать моде слепо. Неплохо было бы выучить золотое правило: «Я – индивидуальна, у меня есть свой собственный стиль и свой собственный образ, который выражается не только с помощью одежды, но через моё поведение и самоподачу. Все это идёт лично мне и никому другому».
В статье были отражены примеры разнообразных воздействий социальных стереотипов, которые откладывают отпечаток на наше «Я» — реальное. Некоторые из них помогают нам, делают нашу жизнь понятнее, проще, а некоторые – давят, не дают нам раскрыться, показать своё истинное «Я», делают нас зажатыми, стеснительными.
Стереотипы, созданные и принятые в обществе, с детства помогают нам адаптировать себя в нём, но на наше взросление влияет то, принимаем ли мы эти стереотипы. Так и формируется наша Я-концепция личности. Из формирования «Я» — концепции ничего нельзя вычеркнуть, иначе мы не сможем раскрыть свою индивидуальность и стать личностью и полноценным членом общества.
Как активизировать глубинный потенциал психики?
Скачай бесплатную книгу
«Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»
Присоединяйтесь в социальных сетях:
Похожие статьи:
- Части личности (субличности) в НЛП
- Мифомоделирование в психологии и маркетинге
- Мифомоделирование: в поисках Смысла
- Альфа-лидер. Психология социального влияния
Рубрики: Общая психология
portal.psymodelling.ru