Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят.
Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не существует.
Наконец, в бессознательном пребывают переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания.
Но подобное избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека мучительные психические переживания — неврозы. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX в. 3. Фрейду.
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. Сократ
Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т. е. мысли и мнения о себе.
По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит, «Я-концепция» включает несколько компонентов.
Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологических и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух, вес, пол, рост и т. д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитаемые марки автомобиля, тип жилища, район проживания.
В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли свой вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооценку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на недуги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкоголем и наркотиками.
Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оценках и достижениях, желании и умении учиться и т. д. Принято выделять два уровня:
общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах;
социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению.
Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс даже придумал к такому случаю особую формулу:
Самооценка = Успехи / Претензии
Уравнение гласит, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность. Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии, помноженные на среднюю успеваемость, дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернутся низкой самооценкой.
Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение
Успех = Претензии х Самооценка.
Новое уравнение гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и (или) самооценки. Когда Джемс определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, увеличивая числитель этой дроби, уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Социальный компонент «Я-концепции» зависит от того, какие взаимоотношения у нас строятся с окружающими людьми — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуальную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например прохожими на улице или пассажирами в купе поезда.
Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я».
Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых народов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам.
«Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество составных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется.
К примеру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое «Я» (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (каким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупностью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних аспектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила четыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концеп-ция»; временные, или переходные, «Я-концепции»; социальное «Я» и идеальное «Я».
Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:
поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
этот ракурс по своей природе субъективен;
всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;
«Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение:
соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;
«Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения:
расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты:
главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела внутренний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я».
«Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе самом: человек видит себя тем, кем хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей.
Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разладом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас других людей в большей или меньшей степени не совпадают.
То, что думаем о себе мы, всегда лучше того, что думают о нас окружающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительное отношение к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением.
По мнению К. Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой — он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть.
Таким образом, «реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его «реальное Я» от «идеального».
Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой, могут быть тревога и нарушение психологической адаптации.
Р. Берне выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок.
«Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.
«Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
«Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и проч., в том числе и план возможности). «Возможное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хор ни большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Coyпер рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т. е. как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду3. Идеальный образ, как и «Сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственную за отбор поступков.
Компоненты «рефлексивного Я» в модели, предложенной Розенбергом, образуют две части — существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные («Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям. Первый — по степени отчетливости осознания, представленности того или иного компонента в сознании. Второй — по степени их важности, субъективной значимости. Третий — по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я» в целом1. Критерии построения структуры компонентов «рефлексивного Я» в модели М. Розенберга соотносятся с понятием личностных конструктов в теории Дж, Келли.
20. Самосознание личности. Я — концепция, ее структура и функции
Развитие самосознания:
Самосознание – совокупность психических процессов,
посредством которых субъект деятельности
осознает себя как такового (Столин)Образ Я, или самосознание(представление
о себе), не возникает сразу, а складывается
постепенно на протяжении жизни индивида
под воздействием многочисленных
социальных влияний и включает 4 компонента
(по В. С. Мерлину):
— сознание отличия себя от остального
мира;
— сознание Я как активного начала субъекта
деятельности;
— сознание своих психических свойств,
эмоциональную самооценку;
— социально-нравственную самооценку,
самоуважение, которое формируется на
основе накопленного опыта общения и
деятельности.
Понятие Я-концепции
появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической
психологии, представители которой
стремились к рассмотрению целостного,
уникального человеческого Я.
Зародившись в
зарубежной психологической литературе,
в последние десятилетия XX в. понятие
«Я-концепция» прочно вошло в обиход
отечественной психологии.
Определение: (единого
нет)
Т.Бауэр –
«Я-концепция» понимается как
представление о себе или «Образ Я».
Следовательно, появляется в младенчестве,
когда ребенок осознает свое тело.
А. М. Прихожан: «Соотношение
понятий Я-концепции и самосознания
точно не определено. Часто они выступают
как синонимы. Вместе с тем существует
тенденция рассматривать Я-концепцию
как результат, итоговый продукт
самосознания».
Я-концепция– развивающаяся
система представлений человека о самом
себе, включающая:
— Осознание своих физических,
интеллектуальных, характерологических,
социальных и проч. свойств.
— Самооценку
— Субъективное восприятие влияющих на
собственную личность факторов.
Основные положения «Я-концепции» К.
Роджерса.
«Я-концепция» — это представление и
внутренняя сущность индивида, которая
тяготеет к ценностям, имеющим культурное
происхождение.
«Я-концепция» обладает стабильностью
и обеспечивает устойчивые способы
поведения человека.
«Я-концепция» обладает индивидуальностью
и уникальностью.
Восприятие человеком окружающего мира
преломляется его сознанием, центром
которого является «Я-концепция».
Расхождение между опытом индивида и
его «Я-концепцией» нейтрализуется с
помощью механизмов психологической
защиты.
«Я-концепция» близко к понятию
«самосознание», однако скорее
«Я-концепция» является результатом
самосознания.
«Я-концепция» возникает как результат
психического развития в процессе
социального взаимодействия со средой
обитания. Социальная среда (в отличие
от генетических факторов) играет
определяющее влияние на формирование
«Я-концепции», однако затем «Я-концепция»
начинает определять способ взаимодействия
человека с социальной средой
Р.Бернс определяет следующие функции:
1. Обеспечение внутренней согласованности.
Функция проявляется в стремлении
человека поддерживать устоявшееся
представление о самом себе. Информация,
противоречащая существующим представлениям,
либо не допускается к осознанию, либо
вытесняется, либо искажается. Для
человека характерно поступать
соответственно тому, что он о себе
думает.
2. Я- концепция как интерпретация опыта.
Человек воспринимает и интерпретирует
события окружающего мира в зависимости
от того, как он воспринимает самого
себя. Без преувеличения можно сказать,
что восприятие мира, его оценка и
отношение к нему — это сам субъект. Тот,
у кого на глазах розовые очки, столкнувшись
с подлостью и лицемерием, возможно,
проинтерпретирует события в некоторой
сказочной манере. Тот, у кого на глазах
черные очки, при столкновении с заботой
и вниманием усмотрит в них какой-либо
подвох.
3. Я- концепция как источник ожиданий.
Процессы конкретного человека, в
психологическом плане, направляются
по тем каналам, в которых он как бы
предсказывает события, что человек
ожидает от себя в ближайшем будущем. Таким образом, Я-концепция представляет
собой совокупность представлений
человека о самом себе и включает
убеждения, оценки и тенденции поведения.
В силу этого ее можно рассматривать как
свойственный каждому человеку набор
установок, направленных на самого себя.
Я-концепция образует важный компонент
самосознания человека, она соучаствует
в процессах саморегуляции и самоорганизации
личности, поскольку определяет
интерпретацию опыта и служит источником
ожиданий человека.
Bernstein et al., Psychology, 7/e Chapter Outlines
Учебный сайт для:
Психология, Седьмое издание Дуглас А. Бернштейн, Университет Южной Флориды и Университет Саутгемптона Луи А. Пеннер, Университет Южной Флориды Элисон Кларк-Стюарт, Калифорнийский университет, Ирвин Эдвард Дж. Рой, Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн
9008
9000
9008
9008
Планы глав
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД психодинамический подход , разработанный Фрейдом, подчеркивает взаимодействие бессознательных психологических процессов в определении человеческого мышления, чувств и поведения. В основе этого подхода лежит то, что психологические факторы играют главную роль в детерминации поведения и формировании личности.
Структура и развитие личности Согласно Фрейду, личность развивается в результате борьбы каждого человека за удовлетворение потребностей в еде, воде, воздухе, сексе и агрессии. Личность отражается в том, как каждый человек удовлетворяет эти потребности.
Ид, Эго и Суперэго . Личность состоит из трех структур: ид, эго и суперэго. id , который действует в соответствии с принципом удовольствия , содержит инстинкты жизни, называемые Эросом, и инстинкты смерти, называемые Танатос. Либидо , или психическая энергия, является продуктом жизненных инстинктов. Эго, которое действует в соответствии с принципом реальности , пытается удовлетворить импульсы Ид, подчиняясь правилам общества. По мере того как мы усваиваем правила родителей и общества, Суперэго формируется, чтобы отличить правильное от неправильного.
Конфликты и защита . Эго использует защитных механизмов , чтобы защитить человека от беспокойства по поводу импульсов Ид.
Этапы развития личности . Фрейд считал, что личность развивается в психосексуальных стадиях ; на каждом этапе часть тела становится для ребенка основным источником удовольствия. Неспособность разрешить конфликты на любой стадии может вызвать фиксацию, бессознательную озабоченность областью удовольствия, связанной с этой стадией. Характеристики личности являются отражением фиксации (й) каждого человека. оральная стадия происходит в течение первого года жизни, потому что рот является центром удовольствия.
Анальная стадия происходит на втором году жизни, когда начинается приучение к туалету. Эго развивается на этом этапе, когда ребенок колеблется между импульсами Ид (дефекация по желанию) и требованиями родителей (только в туалете). Фаллическая стадия возникает в возрасте трех лет и длится до пяти лет. Мальчик испытывает Эдипов комплекс ; он сексуально желает свою мать и хочет убить отца из ревности. У девушки развивается зависть к пенису, и она начинает ненавидеть свою мать за то, что она не предоставила пенис. Затем девушка передает свою любовь отцу, известному как 9.0068 Комплекс Электры . После пятилетнего возраста наступает латентный период , в течение которого сексуальные импульсы дремлют. Во время генитальной стадии , которая начинается в подростковом возрасте и продолжается до самой смерти, вновь появляются сексуальные желания.
Варианты теории личности Фрейда
Аналитическая психология Юнга . Юнг рассматривал либидо как общую жизненную силу, которая включала в себя продуктивное смешение основных импульсов и требований реального мира, творчества и ориентированного на рост разрешения конфликтов. Личность развивается по мере того, как человек склонен к интроверсии или экстраверсии и к опоре на определенные психологические функции (такие как мышление по сравнению с чувством или наоборот).
Другие теоретики неофрейдизма . Некоторые неофрейдисты, в том числе Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Генри Стэк Салливан, предположили, что личность определяется тем, как удовлетворяются социальные потребности. Карен Хорни предположила, что неполноценность, которую могут чувствовать женщины, вызвана ограничениями, налагаемыми мужчинами, а не завистью к пенису, и что на самом деле мужчины чувствуют себя неполноценными, когда испытывают зависть к матке.
Современные психодинамические теории Теоретики объектных отношений считают, что ранние отношения между младенцами и значимыми объектами (например, основными опекунами) формируют личность.
Оценка психодинамического подхода
Фрейд разработал одну из самых влиятельных теорий личности, когда-либо предложенных; его идеи сформировали западное мышление от медицины до религии. Психодинамическая терапия ввела использование оценок личности, включая проективные личностные тесты.
Теорию Фрейда критикуют за то, что она основана на нерепрезентативной выборке: его собственных пациентах, которые были преимущественно венскими женщинами из высшего общества с психическими проблемами. Фрейд никогда не исследовал пациентов из других культур или свою теорию в отношении других культур.
Ученые-фрейдисты признают, что Фрейд, возможно, модифицировал отчеты о терапии, чтобы они соответствовали его теории, и что он мог задавать наводящие вопросы во время терапии. Наконец, его убеждение в том, что людьми движут в основном инстинкты, а бессознательное игнорирует роль сознательных побуждений и обучения как важных детерминант поведения.
ПОДХОД НА ПРИЗНАКАХ Подход, основанный на чертах, основан на трех основных предположениях: черты личности относительно стабильны и, следовательно, предсказуемы, черты личности постоянны в различных ситуациях, и каждый человек имеет различный набор или степень определенных черт. 9Подход 0068 черт рассматривает личность как комбинацию стабильных внутренних характеристик, которые люди постоянно проявляют во времени и в разных ситуациях.
Признаки против типов . Гиппократ предположил, что темперамент, или тип личности, связан с телесной жидкостью: кровью, слизью, черной желчью или желтой желчью. Физиогномика – это наука о взаимосвязи между типом личности и типом телосложения. Однако исследования показали, что личности слишком разнообразны, чтобы вписаться в теории типов.
Allports Теория признаков Гордон Олпорт считал, что обычно существует около семи основных или центральных черт. Вторичные черты более специфичны для определенных ситуаций и имеют меньший контроль над поведением.
Модель личности «большой пятерки» Совсем недавно специалисты по теории черт определили пять кросс-культурных факторов (модель «большая пятерка» ) — открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм, — которые составляют личность. Модель большой пятерки поддерживается как западной культурой, так и кросс-культурными исследованиями.
Теории биологических признаков
Ганс Айзенк также использовал факторный анализ для выявления трех основных личностных факторов: психотизма, интроверсии-экстраверсии и эмоциональности-стабильности (также часто называемой невротизмом). Айзенк предположил, что легкость, с которой может быть возбуждена нервная система, связана с позициями по этим измерениям личности.
Новые биологические теории в значительной степени вытеснили теорию Айзенка и предполагают, что эти различия связаны с биологическими различиями в чувствительности систем мозга, связанных с реакцией на вознаграждение (9).0068 системы поведенческого подхода ) и наказания ( системы поведенческого торможения ).
Критическое мышление: наследуются ли черты личности? Во что меня просят поверить или принять?
Ключевые аспекты личности могут быть частично унаследованы.
Какие доказательства имеются в поддержку утверждения?
Данные исследований близнецов и приемных детей показывают генетическую основу общей предрасположенности и некоторых черт, включая уровень активности, общительность, тревожность и эмоциональность. По оценкам, от 30 до 60 процентов изменчивости личностных черт обусловлены генетикой.
Существуют ли альтернативные способы интерпретации доказательств?
Сходство ребенка с родителем может быть связано с социальным влиянием. Например, ребенок может моделировать родителя и братьев и сестер. Другие факторы, такие как порядок рождения, несчастные случаи и болезни, могут оказывать влияние на личность.
Какие дополнительные доказательства помогут оценить альтернативы?
Психологи изучали младенцев, период времени, когда окружающая среда еще не имела возможности повлиять на них, и обнаружили различия в темпераментах. Это предполагает биологические и генетические влияния. Исследования усыновленных детей также подтвердили роль биологии и генетики в формировании личности. Однако необходимы дополнительные исследования.
Какие выводы наиболее разумны?
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что генетическое влияние оказывает значительное влияние на личность. Однако генетический состав, вероятно, обеспечивает лишь предрасположенность к определенному уровню активности, эмоциональности и общительности. Затем эти факторы взаимодействуют с окружающей средой, создавая определенные черты личности.
Оценка подхода на основе признаков Теории черт лучше описывают поведение, чем объясняют его. Кроме того, теории черт не создают уникального описания каждого человека. Они также не могут отражать изменения в поведении человека в разных средах или ситуациях.
СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Социально-когнитивный подход к личности, иногда называемый подходом социального обучения, отождествляет личность с поведением. Другие считают, что усвоенные модели мышления играют роль в поведении и что личность усваивается в социальных ситуациях.
Основы социально-когнитивного подхода Б. Ф. Скиннер использовал функциональный анализ , чтобы понять поведение с точки зрения его функции получения вознаграждения или избежания наказания.
Известные социально-когнитивные теории
Теория ожидания Роттерс . Джулиан Роттер предположил, что поведение определяется когнитивными ожиданиями, т. е. тем, чего человек ожидает в результате поведения, и той ценностью, которую человек придает результату. Роттер измерил степень, в которой люди ожидают, что события будут контролироваться их собственными внутренними усилиями или внешними силами, на которые они не имеют никакого влияния, и обнаружил, что эти ожидания связаны с поведенческими различиями.
Бандура и взаимный детерминизм . Личность развивается в результате взаимодействия между когнитивными моделями, окружающей средой и поведением посредством процесса, называемого взаимным детерминизмом. Например, Альберт Бандура заключает, что убеждения людей о влиянии, которое они оказывают на мир, и их самоэффективность (вера в то, что они добьются успеха) будут определять эмоции и поведение.
Когнитивная/аффективная теория Мишеля . По словам Уолтера Мишеля, переменные личности, а также переменные ситуации важны для объяснения поведения. Наиболее важными переменными личности являются кодировки, ожидания, аффекты, цели и ценности, компетенции и планы саморегуляции. Взгляды Мишеля вызвали споры, которые привели к нескольким выводам (обратите внимание на сходство с реципрокным детерминизмом). Во-первых, черты влияют на поведение только в релевантных ситуациях. Во-вторых, черты могут привести к поведению, которое изменяет ситуацию, что, в свою очередь, способствует развитию другого поведения. В-третьих, люди с разными чертами характера выбирают разные ситуации. В-четвертых, в одних ситуациях черты оказывают большее влияние, чем в других.
Оценка социально-когнитивного подхода В свою очередь, этот подход является объективным, экспериментально ориентированным, определяемым операциональными понятиями и основанным на эмпирических данных. Однако некоторые психологи считают, что узкое внимание бихевиористов к поведению, окружающей среде и даже когнитивным факторам по-прежнему игнорирует другие потенциальные влияния на поведение (субъективный опыт, генетические и физиологические факторы).
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Гуманистический подход определяет личность как уникальный способ, которым каждый человек воспринимает и интерпретирует мир. Основным мотиватором человека является врожденное стремление к росту, которое побуждает людей реализовывать свой уникальный и естественный потенциал.
Известные гуманистические теории
Теория Я Роджерса . Карл Роджерс подчеркивал концепцию , актуализирующую тенденцию , врожденную склонность к росту, которая мотивирует все человеческое поведение. Я — это то, что люди начинают идентифицировать как я или меня. Согласно Роджерсу, развитие самооценки зависит от самооценки и положительного отношения со стороны других. Несоответствия между самооценкой и оценками других людей вызывают тревогу и другие проблемы. Всякий раз, когда оцениваются люди, а не их поведение, 9Создано 0068 условий на сумму
. Люди приходят к выводу, что они достойны только при определенных условиях, при которых проявляется вознаграждаемое поведение.
Теория роста Маслоу . Абрахам Маслоу рассматривал личность как тенденцию к самоактуализации. Люди могут подходить к удовлетворению своих потребностей с ориентацией на недостаток или ориентацией на рост .
Оценка гуманистического подхода Гуманистический подход сыграл важную роль в развитии многих видов психотерапии, краткосрочных групповых переживаний (таких как группы встреч) и практик воспитания детей. Однако вера в то, что всеми людьми движет положительный врожденный потенциал роста, может быть наивной. Кроме того, этот подход игнорирует потенциальные генетические, биологические, обучающие, социальные и бессознательные мотивационные влияния на личность. Большинство гуманистических методов оценки лучше описывают поведение, чем объясняют его. Кроме того, многие гуманистические концепции трудно измерить и определить с научной точки зрения. Гуманистический подход культурно ограничен Северной Америкой и другими западными культурами. Определение себя сильно отличается в Японии, Африке и других частях мира.
Связи: личность, культура и человеческое развитие Признание роли культурных факторов в установлении идеалов развития личности требует, чтобы различные подходы к личности и к достижению самооценки оценивались с точки зрения того, в какой степени они применимы к культурам, отличным от той, в которой они были разработаны. Следует также учитывать гендерно-ролевые различия.
Фокус на методах исследования: лонгитюдные исследования темперамента и личности В лонгитюдном исследовании около 1000 человек была обнаружена значительная, но умеренная связь между темпераментом в возрасте трех лет и личностью и поведением в возрасте двадцати одного года. Однако индивидуальные различия в поведении взрослых в группах с одинаковым темпераментом предполагают, что долговременное постоянство в поведении является результатом взаимного влияния темпераментов и событий окружающей среды друг на друга.
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ Аспекты поведения можно оценить с помощью методов наблюдения, интервью и личностных тестов. Личностные тесты более стандартизированы и экономичны, чем наблюдения или интервью. Тест должен быть надежным и валидным.
Объективные личностные тесты Типичный объективный тест представляет собой бумажно-карандашную форму, содержащую четкие, конкретные вопросы, утверждения или понятия, на которые человека просят дать ответы «да-нет», «верно-ложно» или с несколькими вариантами ответов. Оценки можно сравнивать математически. Пересмотренный опросник личности по открытости экстраверсии нейротизма (NEO-PI-R) предназначен для измерения личностных переменных в нормальных популяциях. Широко используемым тестом для диагностики расстройств является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI).
Проективные личностные тесты Тесты, состоящие из неструктурированных стимулов, которые можно воспринимать и на которые можно реагировать разными способами, называются проективными личностными тестами . Примерами этого формата являются тест тематической апперцепции (ТАТ) и тест чернильных пятен Роршаха. Ответы на проективные личностные тесты отражают многие аспекты личности человека. Эти тесты относительно сложно оценить, и они, как правило, менее надежны и достоверны, чем объективные тесты.
Личностные тесты и отбор сотрудников Личностные тесты кажутся полезными при отборе потенциальных сотрудников; однако тесты могут привести к неправильным прогнозам. Некоторые сотрудники считают, что использование личностных тестов в процессе отбора является нарушением их частной жизни.
8
The Concept of Personality Theory — 891 Words
History and background of theories
First Theory: Humanistic View on Personality
Abraham Maslow’s beliefs include the following ideas:
Личность — это вопрос личного выбора, а не природы или воспитания;
Реальность не объективна, а субъективна; это то, как человек чувствует и воспринимает окружающую среду и общество;
Все люди считаются хорошими от природы и обладают врожденными потенциальными духовными потребностями и качествами;
К таким желаниям личности относятся саморазвитие, познание мира, стремление к познанию добра и зла и смысл жизни;
Однако эти стремления могут быть временно заблокированы неблагоприятными условиями жизни и не отражаться на реальном поведении человека.
Маслоу создал иерархию потребностей человека, которую можно представить в виде пирамиды.
Система состоит из 5 уровней:
Физиологические потребности . Это дефицитарные потребности, контролируемые органами тела и включающие потребности дыхания, половые потребности, стремление к самозащите и питанию;
Безопасность . К этой группе требований относятся потребность в финансовой стабильности, здоровье и другие вопросы безопасности;
Социальные нужды . К этому разделу потребностей отнесены стремление личности к общению, любви, близости и пониманию другими;
Потребность в уважении . Человек хочет, чтобы его уважали другие и чтобы он добился успеха, чтобы добиться самоуважения;
Стремление к самореализации . Человек пытается стать лучшей версией себя и найти свое предназначение в мире.
Исследователь также исследовал принципы, касающиеся пирамиды, и выяснил, что:
Мотивы имеют строго иерархическую структуру, что означает, что только после удовлетворения потребностей низшего яруса человек может двигаться дальше;
При повышенных потребностях человек проявляет большую готовность к активности.
Вторая теория: психоаналитический подход
Основные концепции психоаналитической теории Фрейда:
Бессознательное — самая глубокая и самая важная часть человеческого разума;
Оказывает большое влияние на поступки, поведение человека и определяет характер личности;
Бессознательное может быть хранилищем примитивных инстинктивных импульсов, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в царство бессознательного;
Забытые детские психодрамы, враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания служат примерами того, из чего состоит бессознательное;
Следовательно, опыт раннего детства имеет большое влияние на личность;
Согласно Зигмунду Фрейду, личность состоит из 3 компонентов:
Ид
Эта часть является исходной сущностью для других проявлений личности и ее врожденной составляющей;
Ид бессознательно и естественно; он содержит источник энергии и требует немедленного удовлетворения;
Несмотря на то, что другие области сознания развивались на основе Ид, сам компонент примитивен и дезорганизован;
Эго
Является структурным компонентом психики, находящимся в контакте с внешним миром;
Он развивается из Ид, когда ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и удовлетворять повторяющиеся требования Ид;
Для выполнения этой задачи эго, как кора дерева, защищает ид, но также питается его энергией; Задача эго — обеспечить жизнедеятельность, безопасность и психическое здоровье индивидуума;
Эго относится как к окружающему, так и к внутреннему миру, мотивы которого оно стремится удовлетворить.
Суперэго
Является последним компонентом структуры личности, который развивается из эго, а не из ид;
Суперэго служит судьей или цензором действий и мыслей человека;
Это также хранилище моральных норм, норм поведения и идей, вытекающих из запретов;
Суперэго определяет идеальный образ нас самих и отвечает за самонаблюдение.
Интересные темы: Гуманистический взгляд на личность и психоаналитический подход.
Объединение идей дает новую теорию личности
Человек естественным образом склонен делать выбор, который способствует развитию его личности; человек имеет контроль над тем, какова его личность + Природа личности определяется бессознательным и ранними переживаниями, которые нельзя контролировать = Личность формируется как на основе бессознательного, то есть на основе его или ее детских переживаний, так и на основе личного выбора.
Ссылки
Фрейд, С. (2019). Эго и Ид . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Skyhorse Publishing.
Хоппер, Э. (2019). Объяснение иерархии потребностей Маслоу . Веб.
Эта презентация «Концепция теории личности» была написана и представлена вашим коллегой.
студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты
должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен пользовательский образец Presentation , написанный с нуля профессиональный специально для вас?