Общая характеристика «Я–концепции» в психологии
«Я−концепция»–это социально-психологическая схема личности. Теория «Я−концепции» опирается на положения феноменологического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. «Я−концепция»–это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально−оценочными компонентами этих представлений. «Я–концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно−регуляторную функцию в поведении личности».
Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии». Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой «Я–концепции». Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эмпирического объекта и субъективного оценивающего этот объект сознания.
Структура «Я–концепции». «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
· духовное «Я»;
· материальное «Я»;
· социальное «Я»;
· телесное «Я».
Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми.
«Я–концепция» имеет следующие составляющие:
§ Когнитивная–это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя.
В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.§ Оценочная−данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
§ Поведенческая–данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» «Я−концепцию».
Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека [7, c.
Современные представления о «Я–концепции» в психологической науке. Понятие «Я−концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс] [24, c.293], которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. «Я–концепция» стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. «Я–концепция в гуманистической психологии также понимается как субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида. Можно выделить следующие положения теории «Я–концепции» в рамках феноменологического подхода:
1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида–продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.
2. «Я–концепция» является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.
3. «Я–концепция» дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность представлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.
4. «Я–концепции» регулирует поведение.
5. «Я–концепция» обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.
6. Формирование «Я–концепции» протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я–концепцией» используются различные защитные стратегии.
8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я–концепции»–это одно из главных мотивационных побуждений личности.
В результате развития теории «Я–концепции» появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер «Я–концепции» [9, c. 349].
Из отечественных психологов проблемой «Я–концепции» занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.
В отечественной психологии в структуре «Я–концепции» выделяют следующие компоненты:
— когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;
— эмоциональный, отражающий отношение к себе;
— оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.
«Я–концепцию» можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Разрешение проблемы «Я–концепции» прежде всего сводится к выявлению ее отличий и взаимосвязей с понятием «Я», «личность», «сознание». Анализ исследований, проведенных А. В.Иващенко и В.С.Агаповым, показал, что в отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект–объектный, смыслодинамитеский и этический аспекты изучения категории «Я». В отечественной психологии изучается в большей степени экзистенциональное «Я», содержание которого раскрывается как: 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объект внешних воздействий; 5) субъектно−деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.
По мнению С.Л. Рубинштейна, существование человека предполагает его деятельностное, познавательное и созерцательное отношение к миру. По мнению А.В. Брушлинского, «Я» выражает субъективную сторону личности, творческую природу субъекта с одной стороны, с другой «Я» становится объектом полицентрической реальности: объектом самопознания на различных уровнях: в системах «Я и другой», «Я и Я»; то есть соотнесения себя с другими и себя самим собой.
Как особое образование «Я−концепция» — это, во-первых, структура, обладающая механизмами «встроенными» в личностную систему, во-вторых, свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. В структуре личности «Я−концепция» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно−деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категорально-ценностный духовный статус самой «Я–концепции» [С.Л.Рубинштейн].«Я–концепция» выполняет следующие функции:
1. Содействие согласованности внутреннего мира личности. Перед личностью стоит задача не только достичь гармонии с окружающим миром, но и добиться самосогласования. «Я–концепция» обеспечивает относительную стабильность внутреннего мира человека (переживаний, идеалов, жизненных планов, намерений) и поведения, несмотря на постоянные изменения и проблемы в окружающем мире.
2. Определение характера интерпретации опыта «Я–концепция» является своеобразной «призмой», сквозь которую преломляется вся информация, происходит ее «сортировка» на важнейшую, менее значимое и вовсе в безразличную для конкретной личности. «Я–концепция» действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, обеспечивает ее переосмысление согласно представлениям человека.
3. Источники ожиданий. У человека возникают определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти во время развития конкретной ситуации. Например, уверенные в собственной значимости люди ожидают, что другие будут воспринимать их так же. Те кто сомневается в своей ценности, заранее уверены в негативном отношении к себе со стороны других, и поэтому они начинают избегать любых социальных контактов. Основой зависимости между ожидан6иями и поведением, по мнению английского психолога Роберта Бернса, является механизм самореализующего пророчества –механизм развития событий своей жизни, реализации планов. На этапе ранней взрослости самопророчество формируется на основе собственного опыта, приобретенных знаний, созданных под влиянием оценок, значимых других установок восприятия. Личность вначале самоактуализации часто использует пророчества значимых других для определения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Иногда эти пророчества интериоризуются в самопророчества.
4. Самоопределение личности по стратегии жизни и поведения. «Я–концепция» позволяет личности локализовать себя в физическом и психологическом времени. Она является основой определения главной цели жизни, выбору стратегии жизнедеятельности, личностной установки по определенному поведению (например, творить добро, любить или творить зло, ненавидеть их)
5. Обеспечение саморегулирования. «Я–концепция» является основным фактором саморегулирования жизнедеятельности, становления личности, ее развития и саморазвития. Она обеспечивает осознание собственных наклонностей, выбор деятельности, формирование индивидуального стиля жизни, приближение к своей сути личностного идеала. Любые поступки человека во многом обусловлены его «Я–концепцией».
Итак, «Я–концепция» позволяет утвердить самопознании личности, чувство определенности в социальном и материальном мире, сфере морали и духовности, идентифицироваться с конкретным окружением, достигнуть приемлемого самоотождествления. Она определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека [12, c.163].
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры. ..
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
что это в психологии, структура, какой из компонентов является главным, понятие
Содержание:
- Что представляет собой «Я-концепция»
- Формирование «Я-концепции» личности
- Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
Содержание
- Что представляет собой «Я-концепция»
- Формирование «Я-концепции» личности
- Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
«Я-концепция» — это система представлений человека о самом себе, оценка своих интеллектуальных и физических качеств, а также самооценка и восприятие внешних факторов, которые влияют на данную личность.
Этот термин в научном языке появился в конце XIX века. Первым предложил идею «Я-концепции» американский психолог Уильям Джеймс и внес большой вклад в ее разработку.
Что представляет собой «Я-концепция»
Один из ведущих английских психологов Р. Бернс определил это понятие, как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Это итог познания себя через отдельные образы в условиях разнообразных ситуаций, в том числе нереальных и фантастических, а также через сравнение себя с другими и через мнения других людей.
«Я-концепция» может быть как адекватной, так и неадекватной. Неадекватность — это когда человек может создать и поверить в созданный образ самого себя, который не соответствует действительности, и тем самым, приводит к конфликтам. А адекватная «Я-концепция» способствует успешному приспособлению к миру.
Этот термин, является синонимом «самосознания».
Формирование «Я-концепции» личности
В окружающем мире человеку приходится играть разные роли и выступать в различных качествах. Любое взаимодействие позволяет создавать картинку или образ собственного Я.
Выделяют 3 основные составляющие «Я-концепции»:
- Когнитивная — это образ Я. Представление личности о самом себе кажутся ему убедительными, даже если основываются на субъективном мнении. Предметом оценки могут быть его внешность, способности, отношения и другие личностные проявления. Вся эта система значимости характеристик может меняться под воздействием жизненного опыта человека или под влиянием определенного момента.
- Эмоционально-оценочная — это самооценка человека, т.е. отношение к себе, к своим качествам, способностям, возможностям, силам. Это свое личное суждение о самоценности. Самооценка отражает степень развития у человека самоуважения, позитивного отношения ко всем своим качествам.
- Поведенческая — действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Все эти составляющие являются целостным образованием и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
«Я-концепция» — это мощнейшая система убеждений и установок, которые формируют представление человека о своей личности и о ситуациях, возникших вокруг него.
Становление «образа Я» сложно и неоднозначно. Это многоуровневое, многокомпонентное, системное образование человеческой психики.
Отмечают следующие факторы, которые влияют на представление человека о самом себе:
- согласованность «Я-концепции» и внешней оценки;
- весомость представлений, которые затрагивает оценка;
- доверие к эксперту, который выставляет оценку;
- число повторений выданной оценки;
- модальность оценки.
Исходя из вышесказанного, внешняя оценка представляет угрозу «Я-концепции», если:
- является негативной и не совпадает с представлениями личности о самом себе;
- затрагивает значимые понятия, которые человек использует для самоопределения;
- выносится экспертом, который пользуется доверием;
- систематически воздействует на человека и не может им игнорироваться.
Примечание
Человеку важно стремиться к достижению внутренней гармонии, ради этого он предпринимает всевозможные действия для восстановления своего равновесия. На основе представления о себе, человек строит свое поведение и получает определенный опыт.
Если между «Я-концепция» и фактическим поведением человека есть разногласия, возникает внутренний конфликт. У человека есть желание иметь положительный «образ Я», а его отрицание всегда проходит болезненно, потому что возникают ассоциации с чувствами гордости или унижения.
Знание самого себя никогда не будет свободным от оценки других людей и противоречия.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 16Следующая ⇒ Не существует универсального определения. Т.Бауэр – «Я-концепция» понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело. Э.Бернс – «Я-концепция» — это система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности.
20. Я – концепция в различных психологических теориях: Разработка Я – концепции В. Джеймсом Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной «Социальное Я» -Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль «Физическое Я» -Тело человека, его первичные биологические потребности «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой «Я-концепция» играет важную роль в жизни личности : 1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции». 2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции». 3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»). ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. |
Определение понятия в психологии.
(существительное)
Понимание, сохраняющееся в уме из опыта, рассуждений и/или воображения; обобщение или абстракция определенного набора экземпляров или явлений.
Новая концепция
Понимание концепций
- Фреймирование и категоризация помогают нам интерпретировать, понимать и использовать концепций посредством доступного контекста и организации.
- Для того чтобы процесс мышления был эффективным, мы должны быть в состоянии осмыслить и понять понятий .
- Неправильная категоризация может быть логической ошибкой, при которой разнообразные и непохожие объекты, понятия , объекты, классы и т. д. группируются вместе на основе нелогичных общих знаменателей или общих знаменателей, которые практически любое понятие , объект или объект имеют общими .
- Понятие — это понимание субъекта или объекта, удерживаемое в уме на основе опыта, рассуждений или воображения.
- Наша постоянная попытка категоризировать концепций в окружающем нас мире может привести нас к стереотипизации или суждению о людях, концепциях и идеях, чтобы заставить их «подходить» к определенной категории в нашем сознании.
Применение психологических теорий к жизни студента
- Поняв эти концепций , учащиеся смогут лучше понять и извлечь выгоду из того, как они приобретают знания в школе.
- Все эти процессы работают вместе, чтобы помочь вам развить предварительные знания и интегрировать новые концепции .
- Конструктивизм — это концепция конструирования новых идей на основе предыдущих знаний.
- Визуальные ученики будут выделять важные отрывки из книг или рисовать картинки/диаграммы идей, чтобы помочь лучше понять концепций .
- Ролевые игры, эксперименты и практические занятия — отличные способы для кинестетических учащихся понять и запомнить концепции .
Гуманистическая теория личности Роджерса
- Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании само- концепции .
- В результате своего взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек формирует структуру себя или само- концепции — организованного, текучего концептуального паттерна концепций и ценностей, связанных с собой.
- Если у них негативное представление о себе , они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.
- При разработке концепции себя- Роджерс придал большое значение безусловному положительному отношению или безусловной любви.
- Эти люди позволили бы личности и само- концепции исходить из опыта.
Психология развития
- Психологи развития изучают физическое, когнитивное и психосоциальное развитие человека с зачатие через взрослую жизнь.
- Психологи развития изучают, как люди меняются и растут от зачатия до детства, юности, взрослой жизни и смерти.
- Концепция непрерывного развития может быть визуализирована как плавный наклон прогрессии, тогда как прерывистое развитие видит рост на более дискретных стадиях.
Социально-эмоциональное развитие в подростковом возрасте
- Три общих подхода к пониманию развития идентичности включают само- концепция , чувство идентичности и самооценка.
- Признание несоответствий в само- концепции является обычным источником дистресса в эти годы; тем не менее, этот дистресс может принести пользу подросткам, поощряя дальнейшее развитие и уточнение их само- концепции .
- В отличие от противоречивых аспектов само- концепции , идентичность представляет собой связное ощущение себя, которое стабильно в любых обстоятельствах и включает в себя прошлый опыт и будущие цели.
- Самоуважение состоит из мыслей и чувств о собственной концепции и идентичности.
Оценка психодинамического подхода к личности
- Например, считалось, что фрейдовская концепция эдипова конфликта, в которой сын видит в своем отце соперника за привязанность своей матери, вызывает значительный невроз, если не заняться ею в детстве.
- Значительное число феминисток резко критиковали многие из 9 Фрейда.0017 концепции , утверждая, что предположения и подходы психоаналитической теории являются глубоко патриархальными (мужскими), антифеминистскими и женоненавистническими (антиженскими).
- Феминистка Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию зависти к пенису чисто социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.
Самопознание и оценка перспективы личности
- Примером внутреннего фактора является концепция черт или отличительных качеств или характеристик человека.
- Три основные области, которые изучаются для решения этих исследовательских задач, — это черты, само- концепция /самопознание и ситуационное влияние.
- Некоторые исследователи используют такие понятия, как я- концепция , зеркальное я и идеальное я, чтобы понять индивидуальные идеи самопознания.
- Я- концепция — это представление человека о самом себе.
Психология и научный метод
- Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза.
- Критическое мышление также помогает выявлять предубеждения (а также устранять или сводить их к минимуму), а также помогает людям увидеть и изменить любое предубеждение, которое у них может быть в отношении конкретной концепции .
- Психология стремится исследовать субъективное и трудно поддающееся измерению понятий , таких как эмоции, и из-за этого часто считается «мягкой» наукой (в отличие от «жестких» наук химии и физики).
- Из-за этого критическое мышление и использование научного метода особенно важны в психологии, поскольку они помогают свести к минимуму предубеждения, предубеждения и другие когнитивные ошибки, которые часто возникают при изучении таких субъективных концепций .
Классификация и категоризация
- Таким образом, в нашем уме развиваются « понятий », или мысленные представления категорий объектов.
- В этом подходе понятий являются генерируются путем сначала формулирования их концептуальных описаний, а затем классифицировать объекты по описаниям.
- Концептуальная кластеризация тесно связана с теорией нечетких множеств, в которой объекты могут принадлежать к одному или нескольким концептам с разной степенью пригодности.
- концепция «необходимых и достаточных условий» обычно не работает в грязных границах естественного мира.
Концепты | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.0232 понятие представляет собой абстрактную идею или ментальный символ, обычно связанный с соответствующим представлением в языке или символике.
Огромное количество счетов пытается объяснить природу понятий. Согласно классическим представлениям, понятие обозначает все сущности, явления и/или отношения в данной категории или классе с помощью определений. Понятия абстрактны в том смысле, что они опускают различия вещей в своем расширении, трактуя члены расширения как тождественные. Классические понятия универсальны в том смысле, что они одинаково применимы ко всем вещам в своем расширении. Понятия также являются основными элементами предложений, подобно тому как слово является основным семантическим элементом предложения. В отличие от восприятий, представляющих собой частные образы отдельных объектов, понятия не могут быть визуализированы. Поскольку сами по себе они не являются индивидуальными восприятиями, понятия дискурсивны и являются результатом разума.
Ожидается, что концепции будут полезны при работе с реальностью. Вообще говоря, понятия понимаются как (а) приобретенные диспозиции к распознаванию воспринимаемых объектов как принадлежащих к тому или иному онтологическому типу и в то же время (б) к пониманию того, на что похож тот или иной объект, и следовательно, (в) воспринимать ряд воспринимаемых частностей как одинаковые и проводить различие между ними и другими чувственными частностями, отличающимися по роду. Кроме того, понятия представляют собой приобретенные предрасположенности к пониманию того, на что похожи определенные виды объектов как (а) когда объекты хотя и воспринимаемы, но в действительности не воспринимаются, так и (б) также и тогда, когда они вообще не воспринимаемы, как в случае с все концептуальные конструкции, которые мы используем в физике, математике и метафизике. Импульс к созданию онтологически полезной теории понятий был настолько сильным, что выдвинул теории, которые понимают понятие как имеющее глубокую связь с реальностью.
По некоторым данным, могут быть агенты (возможно, некоторые животные), которые не думают о , а скорее используют относительно базовые концепции (такие как демонстративные и перцептивные концепции для вещей в их поле восприятия), даже если это обычно считается, что они не мыслят символами. [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст] По другим данным, владение символическим мышлением (в частности, языком) является необходимым условием для концептуального мышления. [1]
Концепты являются носителями смысла, а не его агентами. Одно понятие может быть выражено любым количеством языков. Понятие DOG может быть выражено как dog на английском языке, Hund на немецком языке, как chien на французском языке и perro на испанском языке. Тот факт, что понятия в некотором смысле не зависят от языка, делает возможным перевод — слова в разных языках имеют одинаковое значение, потому что они выражают одно и то же понятие.
Термин обозначает или обозначает концепции. Несколько частично или полностью различных понятий могут иметь один и тот же термин. Эти разные понятия легко спутать, ошибочно используя их взаимозаменяемо, что является заблуждением. Кроме того, понятия термина и понятия часто путают, хотя это не одно и то же.
Приобретение понятий изучается в машинном обучении как классификация с учителем и классификация без учителя, а также в психологии и когнитивных науках как изучение понятий и формирование категорий. В философии Канта любая чисто эмпирическая теория, имеющая дело с приобретением понятий, именуется ноогонией.
Содержание
- 1 Возникновение и приобретение понятий
- 1.1 Апостериорные абстракции
- 1.2 Априорные концепции
- 2 Концептуальная структура
- 3 Концептуальное содержание
- 3.1 Контент как прагматическая роль
- 3.2 Воплощенный контент
- 4 Философские последствия
- 4. 1 Концепции и метафилософия
- 4.2 Понятия в эпистемологии
- 4.3 Онтология понятий
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
Происхождение и приобретение понятий
Апостериорные абстракции
Описание Джоном Локком общей идеи соответствует описанию понятия. Согласно Локку, общая идея создается путем абстрагирования, отвода или удаления общих характеристик или характеристик из нескольких частных идей. Эта общая черта свойственна всем разным индивидуумам. Например, абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «красный», есть то свойство, которое является общим для яблок, вишен и крови. Абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «собака», представляет собой совокупность тех характеристик, которые являются общими для эрдельтерьеров, колли и чихуахуа.
Следуя той же традиции, что и Локк, Джон Стюарт Милль утверждал, что общие понятия формируются посредством абстракции. Общее понятие — это общий элемент среди многих образов членов класса. «…[Когда] мы формируем набор явлений в класс, то есть когда мы сравниваем их друг с другом, чтобы установить, в чем они совпадают, в этой умственной операции подразумевается некоторая общая концепция» ( A System of Логика , книга IV, глава II). Милль не считал, что понятия существуют в уме до акта абстракции. «Это не закон нашего интеллекта, что, сравнивая вещи друг с другом и отмечая их соответствие, мы просто признаем реализованным во внешнем мире то, что уже имелось в наших умах. мы как результат такого сравнения. Оно было получено (метафизически) путем отвлечения от отдельных вещей» ( Там же ).
Для Шопенгауэра эмпирические понятия «… являются простыми абстракциями того, что известно посредством интуитивного восприятия, и они возникли из нашего произвольного размышления или отбрасывания одних качеств и сохранения других». ( Parerga and Paralipomena , Vol. I, «Очерк истории идеального и реального»). В его О воле в природе , «Физиология и патология», Шопенгауэр говорил, что понятие «извлекается из предшествующих образов… путем откладывания их различий. по словам». Ницше, находившийся под сильным влиянием Шопенгауэра, писал: «Всякое понятие возникает благодаря тому, что мы приравниваем неравное. Ни один лист никогда полностью не равен другому, а понятие «лист» образуется путем произвольного отвлечения от этих индивидуальных различий, путем забвения различий. … ». [2]
В отличие от вышеупомянутых философов, Иммануил Кант считал, что описание понятия как абстракции опыта верно лишь отчасти. Он назвал те понятия, которые являются результатом абстракции, «апостериорными понятиями» (имея в виду понятия, возникающие из опыта). Эмпирическое или апостериорное понятие есть общее представление ( Vorstellung ) или неспецифическая мысль о том, что является общим для нескольких конкретных воспринимаемых объектов. (Логика, I, 1., §1, примечание 1)
Понятие – это общий признак или характеристика. Кант исследовал способ создания эмпирических апостериорных понятий.
Логическими актами рассудка, которыми порождаются понятия по форме, являются: (1) сравнение , т. е. уподобление мысленных образов друг другу по отношению к единству сознания; (2.) размышление , т. е. обращение в прошлое по разным мысленным образам, как их можно постичь в одном сознании; и наконец (3.) абстракция или выделение всего остального, чем различаются мысленные образы. … Чтобы превратить наши мысленные образы в понятия, нужно, таким образом, уметь сравнивать, отражать и абстрагировать, ибо эти три логические операции рассудка являются существенными и общими условиями порождения всякого понятия. Например, я вижу ель, иву и липу. При первом сравнении этих предметов я замечаю, что они отличаются друг от друга стволом, ветвями, листьями и т. п.; далее же я размышляю только о том, что у них общего, стволе, ветвях, самих листьях, и отвлекаюсь от их размеров, формы и т. д.; таким образом я получаю представление о дереве.
— Логика, §6
Кантовское описание создания концепта было перефразировано следующим образом: «…постичь — значит, по существу, абстрагировано мыслить то, что является общим для множества возможных случаев…». (Х. Дж. Патон, . Метафизика опыта Канта, , I, 250). В своем обсуждении Канта Кристофер Джанауэй писал: «… родовые понятия образуются путем абстрагирования от более чем одного вида». [3]
Априорные концепцииОсновная статья: Категория (Кант)
Кант заявил, что человеческий разум обладает чистыми или априорными понятиями. Вместо того чтобы абстрагироваться от индивидуальных восприятий, подобно эмпирическим понятиям, они возникают в самом уме. Он назвал эти понятия категориями в том смысле, в каком это слово означает предикат, атрибут, характеристику или качество. Но эти чистые категории суть предикаты вещей вообще , а не отдельных вещей. По Канту, существует 12 категорий, составляющих понимание феноменальных объектов. Каждая категория есть тот один предикат, который является общим для множества эмпирических понятий. Чтобы объяснить, как априорное понятие может относиться к отдельным явлениям, подобно апостериорному понятию, Кант использовал техническое понятие схемы.
Концептуальная структура
Интуитивно кажется очевидным, что концепты должны иметь какую-то структуру. До недавнего времени доминирующим взглядом на концептуальную структуру была модель вмещения, связанная с классическим взглядом на понятия. Согласно этой модели, понятие наделено некоторыми необходимыми и достаточными условиями в своем описании, однозначно определяющими протяженность. Модель сдерживания не допускает никаких степеней; вещь находится либо внутри, либо вне расширения понятия. Напротив, модель вывода понимает, что концептуальная структура определяется градуированным образом в соответствии с тенденцией использования понятия в определенных видах выводов. В результате понятия не имеют своего рода структуры в терминах необходимых и достаточных условий; все условия условны. (Марголис:5)
Однако некоторые теоретики утверждают, что у примитивных понятий вообще отсутствует какая-либо структура. Например, Джерри Фодор представляет свою теорию асимметричной зависимости как способ показать, как содержание примитивного понятия определяется надежной связью между информацией в ментальном содержании и миром. Такого рода утверждения называются «атомистическими», потому что примитивное понятие рассматривается так, как если бы оно было настоящим атомом.
Концептуальное содержание
Содержание как прагматическая роль
Понятие может быть абстрагировано от нескольких восприятий, но это только его происхождение. Что касается его значения или его истинности, Уильям Джеймс предложил свое прагматическое правило. Это правило гласит, что значение понятия всегда можно найти в некотором конкретном различии в ходе человеческого опыта, которое будет иметь его истинность ( Some Problems of Philosophy , «Percept and Concept — The Import of Concepts»). Чтобы понять значение концепции и обсудить ее важность, концепцию можно проверить, задав вопрос: «Какую ощутимую разницу для кого-либо будет иметь ее истинность?» Существует только один критерий значения понятия и только один критерий его истинности. Этим критерием или тестом являются его следствия для человеческого поведения.
Таким образом, Джеймс обошел полемику между рационалистами и эмпириками относительно происхождения понятий. Вместо того, чтобы решить их спор, он проигнорировал его. Рационалисты утверждали, что понятия являются откровением Разума. Концепции — это проблеск другого мира, который содержит вечные истины в таких областях, как логика, математика, этика и эстетика. Чистой мыслью люди могут обнаружить отношения, которые действительно существуют между частями этого божественного мира. С другой стороны, эмпирики утверждали, что понятия были просто дистилляцией или абстракцией от восприятий мира опыта. Следовательно, значение понятий зависит исключительно от восприятий, которые являются их референтами. Прагматическое правило Джеймса не связывает значение понятия с его происхождением. Вместо этого он связывает значение с целью понятия, то есть с его функцией, использованием или результатом.
Воплощенное содержание
В когнитивной лингвистике абстрактные понятия представляют собой преобразования конкретных понятий, полученных из воплощенного опыта. Механизм преобразования представляет собой структурное картирование, при котором свойства двух или более исходных доменов выборочно отображаются на смешанное пространство (Fauconnier & Turner, 1995; см. концептуальное смешение). Распространенным классом смесей являются метафоры. Эта теория контрастирует с рационалистическим взглядом на то, что понятия представляют собой восприятия (или воспоминания 9).0254, в терминах Платона) независимо существующего мира идей, поскольку он отрицает существование любой такой области. Это также контрастирует с эмпирическим взглядом, согласно которому понятия являются абстрактными обобщениями индивидуального опыта, поскольку случайный и телесный опыт сохраняется в понятии, а не абстрагируется. В то время как перспектива совместима с прагматизмом Джеймса (выше), понятие преобразования воплощенных понятий посредством структурного картирования вносит особый вклад в проблему формирования понятий.
Философские следствия
Концепции и метафилософия
Давняя и устоявшаяся традиция в философии постулирует, что сама философия есть не что иное, как концептуальный анализ. Эта точка зрения имеет своих сторонников как в современной литературе, так и в исторической. Согласно книге Делёза и Гваттари Что такое философия? (1991), философия – это деятельность по созданию понятий. Эта творческая деятельность отличается от прежних определений философии как простого рассуждения, общения или созерцания Универсалий. Концепты специфичны для философии: у науки есть «восприятие», а у искусства «аффекты». Концепция всегда подписал : таким образом, Cogito Декарта или «трансцендентальное» Канта. Это сингулярность, а не универсалия, и она соединяется с другими понятиями на «плане имманентности», прослеживаемом конкретной философией. Понятия могут перескакивать с одного плана имманентности на другой, комбинируясь с другими понятиями и, таким образом, вовлекаясь в «становление-Другим».
Понятия в эпистемологии
- Подробнее по этой теме см. Список понятий в науке.
Концепции жизненно важны для развития научных знаний. Например, трудно представить физику без таких понятий, как: энергия, сила или ускорение. Концепции помогают интегрировать, казалось бы, несвязанные между собой наблюдения и явления в жизнеспособные гипотезы и теории, являющиеся основными составляющими науки. Карта понятий — это инструмент, который помогает исследователям визуализировать взаимосвязи между различными понятиями.
Онтология понятий
Хотя основная литература по когнитивной науке рассматривает понятие как своего рода ментальную частность, некоторые теоретики предполагают, что понятия являются реальными вещами. (Марголис: 8) В наиболее радикальной форме реалист концепций пытается показать, что предположительно психические процессы вовсе не являются психическими; скорее, это абстрактные сущности, столь же реальные, как и любой земной объект.
Платон был самым решительным сторонником реалистического тезиса об универсальных понятиях. По его мнению, понятия (и идеи вообще) — это врожденные идеи, которые были воплощениями трансцендентного мира чистых форм, лежащего за завесой физического мира. Таким образом, универсалии объяснялись как трансцендентные объекты. Излишне говорить, что эта форма реализма была тесно связана с онтологическими проектами Платона. Это замечание о Платоне представляет не только исторический интерес. Например, представление о том, что числа являются платоническими объектами, было возрождено Куртом Гёделем в результате некоторых загадок, которые, по его мнению, возникают из феноменологических объяснений.
Готтлоб Фреге, основатель аналитической традиции в философии, знаменито выступал за анализ языка с точки зрения смысла и референции. Для него смысл выражения в языке описывает определенное положение дел в мире, а именно способ представления какого-либо предмета. Поскольку многие комментаторы рассматривают понятие смысла как тождественное понятию понятия, а Фреге рассматривает чувства как лингвистические репрезентации состояний дел в мире, из этого, кажется, следует, что мы можем понимать понятия как способ, которым мы постигаем мир. . Соответственно понятия (как смыслы) имеют онтологический статус. (Морголис:7)
Согласно Карлу Бенджамину Бойеру, во введении к его История исчисления и его концептуального развития понятия исчисления не относятся к восприятиям. Пока концепции полезны и взаимно совместимы, они принимаются сами по себе. Например, считается, что понятия производной и интеграла не относятся к пространственному или временному восприятию внешнего мира опыта. Они также никак не связаны с таинственными пределами, в которых количества находятся на грани возникновения или исчезновения, то есть возникновения или исчезновения или исчезновения. Абстрактные понятия теперь считаются полностью автономными, даже если они возникли в процессе абстрагирования или изъятия качеств из восприятий до тех пор, пока не остались только общие, существенные атрибуты.
См. также
- Абстракция
- Классификация
- Класс (философия)
- Познания
- Концепция и объект
- Формирование концепции
- Изучение концепции
- Инвентаризация концепции
- Концептуальная карта
- Концепция разработки
- Концептуальное смешение
- Концептуальная кластеризация
- Концептуальная основа
- Концептуальные изображения
- Концептуальный темп
- Представленная концепция
- Анализ формальных понятий
- Гипостатическая абстракция
- Идея
- Мем
- Математика (понятия)
- Заблуждение
- Философия
- Схема (Кант)
- Социальное строительство
- Проблема заземления символов
Ссылки
- ↑ Дамасио, Антонио Р. «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Avon 1994, с. 106 сл.
- ↑ «О правде и лжи во внеморальном смысле», Портативный Ницше , с. 46
- ↑ Кристофер Джанауэй, Я и мир в философии Шопенгауэра , гл. 3, с. 112, Оксфорд, 2003, ISBN 0-19-825003-7
- История исчисления и его концептуального развития , Карл Бенджамин Бойер, Dover Publications, ISBN 0-486-60509-4
- Сочинения Уильяма Джеймса , University of Chicago Press, ISBN 0-226-39188-4
- Логика , Иммануил Кант, Dover Publications, ISBN 0-486-25650-2
- Система логики , Джон Стюарт Милль, University Press of the Pacific, ISBN 1-4102-0252-6
- Парерга и Паралипомена , Артур Шопенгауэр, Том I, Oxford University Press, ISBN 0-19-824508-4
- Что такое философия? , Жиль Делёз и Феликс Гваттари
- Метафизика опыта Канта , Х. Дж. Патон, Лондон: Allen & Unwin, 1936
- «Концептуальные интеграционные сети». Жиль Фоконье и Марк Тернер, 19 лет98. Когнитивные науки. Том 22, номер 2 (апрель-июнь 1998 г.), страницы 133-187.
- Портативный Ницше , Penguin Books, 1982, ISBN 0-14-015062-5
- Стивен Лоуренс и Эрик Марголис. «Концепции и когнитивная наука». In Concepts: Core Readings , MIT Press, стр. 3-81, 1999.
Внешние ссылки
- E. Margolis and S. Lawrence (2006), Concepts at the Stanford Encyclopedia of Philosophy
- Смешение и концептуальная интеграция
- v:Conceptualize: учебный проект Викиверситета
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Какие 5 психологических концепций? Определение и примеры
Один из наиболее часто задаваемых вопросов — почему люди ведут себя так, а не иначе. В результате несколько человек стремились понять различные факторы, которые помогли бы им понять мысли и модели поведения другого человека. Итак, каковы 5 психологических концепций?
Молодая пара. Изображение: Unsplash.com. Фото: @LyndonStatfordИсточник: UGC
Какие основные психологические концепции важны? Базовые знания психологии помогают улучшить процесс принятия решений, основанный на понимании прошлых моделей поведения, чтобы лучше предсказывать поведение в будущем. Эти знания также могут помочь в тайм-менеджменте, постановке и достижении целей. Итак, каковы 5 психологических концепций?
Поведенческие модели уходят своими корнями в точки зрения, представленные в течение жизни. Эти основные точки зрения психологии влияют на отношения, работу и жизненный выбор. Итак, каковы примеры концепций психологии?
1. Биологическая концепция
Биологическая точка зрения является одной из пяти психологических концепций и утверждает, что мысли, чувства и поведение являются результатом биологического состава. Психологи, придерживающиеся этой школы мысли, изучают мозг, генетику, гормоны, а также иммунную и нервную системы.
Читайте также
10 лучших подкастов для позитивного мышления, которые стоит послушать в 2022 году
Эти медицинские эксперты исследуют, как нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на поведение и связаны с их психическим состоянием. Они считают, что все эти факторы формируют мысли, настроение и действия человека.
Проще говоря, биологический подход утверждает, что люди представляют собой сумму частей их тела. Кроме того, люди думают и ведут себя так, как они это делают, из-за строения их мозга и потребностей их тела.
Биопсихологи также считают, что некоторые психологические расстройства, такие как шизофрения, имеют генетические корни, а именно уровни дофамина, нейротрансмиттера в организме. Поэтому они облегчают симптомы психических заболеваний с помощью лекарств.
2. Психодинамическая концепция
Мужчина в глубокой задумчивости. Изображение: Unsplash.com. Фото: @TumisoИсточник: UGC
Психодинамический подход — одна из основных концепций психологии. Зигмунд Фрейд значительно продвинул эту теорию, и он считал, что сексуальность и детские переживания управляют многими нашими импульсами. Психоаналитики, которые верят в этот метод, утверждают, что бессознательные переживания формируют наши модели поведения.
Следовательно, согласно этой теории, конфликты возникают, когда социальные ограничения угрожают этим естественным побуждениям. Одним из типичных примеров является то, что привычка к курению может возникнуть в результате слишком раннего отлучения от груди в детстве. Концепция Фрейда также фокусировалась на «ид», «эго» и «супер-эго».
Читайте также
Кейси Котт замужем? Вот все, что вам нужно знать
Ид состоит из «эроса» (инстинкта жизни и либидо), который включает в себя самосохранение и секс, и «Танатоса» (инстинкт смерти), который фокусирует энергию на агрессивности по отношению к другим. Наконец, «супер-эго» — это часть разума человека, которая действует как самокритичная совесть, отображая социальные стандарты, которым учат родители и учителя.
«Ид» и «Супер-Эго» постоянно конфликтуют, а «Эго» пытается разрешить разногласия. Если этот конфликт остается неразрешенным, люди приводят в действие естественные защитные механизмы для снижения тревоги.
Согласно Фрейду, бессознательное оказывает самое значительное влияние на наше поведение. Он идет дальше, описывая психосексуальное развитие, показывая, как ранний сексуальный опыт и развитие влияют на взрослую личность.
3. Поведенческий подход
Некоторые пользователи сети спрашивали: «Какие понятия являются ключевыми в психологии?» Поведенческая концепция является одной из них.
По мнению психологов-бихевиористов, факторы окружающей среды, известные как стимулы, влияют на поведение, и люди могут быть вынуждены действовать определенным образом, что называется реакцией. Бихевиористы считают, что обучение происходит через систему подкреплений и наказаний, а не через свободную волю.
Читайте также
Чарли Блайт: 5 интересных фактов о звезде TikTok, которые нужно знать
Поведенческий подход не фокусируется на том, что человек думает или чувствует, пока он достигает желаемого поведения. Влияние этой теории проявляется в нашей повседневной жизни, например, почему мы следуем правилам дорожного движения, в нашей реакции на телевизионные рекламные ролики.
Этот метод отличается от других подходов, потому что бихевиористы рассматривают людей как контролируемых только своим окружением и считают, что они являются результатом того, чему они научились в своем окружении. Метод имеет две основные категории; Классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
Классическое обусловливание предполагает обучение через ассоциации, в то время как оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения, таких как наказание. Эти категории вызывают у человека естественную реакцию или рефлекс. Однако некоторые эксперты критикуют эту концепцию за то, что она ограничивает сложность человеческого поведения.
4. Когнитивный подход
Изображение: Unsplash.com. Фото: @DanaTentisИсточник: UGC
Когнитивная концепция является одной из парадигм психологии и утверждает, что ожидания и эмоции определяют поведение человека. Некоторые когнитивные психологи утверждают, что люди помнят вещи, основываясь на том, что они уже знают. Кроме того, люди решают проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о подобном прошлом опыте.
Читайте также
Более 100 каверзных вопросов, которые можно задать друзьям (с ответами)
Этот метод предполагает, что действия человека определяются внутренними процессами и что люди не обладают свободой воли, а вместо этого полагаются на чувства и ожидания при принятии решений. Следовательно, познавательный процесс изучает психический акт или процесс, с помощью которого люди приобретают это знание.
Когнитивные психологи объяснили, что память состоит из трех этапов: кодирование, когда информация принимается и обрабатывается; хранилище; где хранятся данные; и поиск, где информация вспоминается.
5. Гуманистическая концепция
Гуманистический метод изучает человека в целом, полагая, что люди по своей сути хороши и могут быть мотивированы для полной реализации своего потенциала. Психологи-гуманисты подчеркивают, как вы можете чувствовать себя хорошо, достигая своих желаний и целей.
Таким образом, большинство из них обеспечивают благоприятную среду, чтобы клиенты могли проникнуть в свои самые сокровенные чувства, помогая им понять, почему они делают то, что делают. Подход верит в расширение прав и возможностей людей и в то, что желание улучшить жизнь людей влияет на их выбор.
Читайте также
15 веселых игр, в которые можно играть по телефону с друзьями в 2021 году
Гуманистический метод подчеркивал, что каждый человек несет ответственность за свое счастье и благополучие и что каждый из нас обладает уникальной способностью к самореализации. . Однако некоторые ученые критикуют акцент на личности как неуместный для изучения человеческого поведения.
Многие киберграждане задаются вопросом: «Каковы 5 психологических концепций?» Понимание этих подходов имеет большое значение для понимания себя и окружающих. Эти идеи также имеют решающее значение для построения отношений с теми, с кем вы общаетесь, включая ваших работодателей, сотрудников и детей.