Я концепция в психологии: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов //Психологическая газета

Термин «Я-концепция» давно и основательно стал одной из наиболее значимых категорий в психологии личности. Впервые он упоминается и входит в научный оборот еще на рубеже XIX–XX веков, а автором принято считать американского психолога У. Джемса, который и заложил основы для дальнейшего развития этой проблематики.

Так или иначе, свое лепту в понимание категории «Я-концепция» внесли наиболее известные школы мировой психологии, начиная от родоначальников психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг и др.), с одной стороны, и представителей гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс), с другой. Значительное внимание этому вопросу уделяется и в исследованиях известных отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина и многих других.

Многочисленность проведенных исследований на тему Я-концепции различными авторами во многом обусловливает и многообразие подходов к определению самой этой категории. По нашему мнению, наиболее ёмко Я-концепцию как совокупность всех представлений личности о себе самой определяет

Р. Бернс. Он же указывает на одну из наиболее значимых характеристик этой категории — ее динамическое изменение, происходящее одновременно с личностным развитием человека. Иными словами, представления индивидуума о себе во взрослом возрасте могут заметно отличаться от тех, что были в юношестве [1].

По мнению А.И. Кравченко, Я-концепция начинает активно формироваться в подростковом периоде (около 12 лет) и приобретает реальные очертания в 15–16 лет, когда у человека складывается представление о себе как цельной личности, отличной от других людей. Автор указывает на важное в контексте нашего исследования обстоятельство: пик негативности самовосприятия приходится на возраст 12 лет.

Затем, одновременно с процессом взросления, картина немного сглаживается, но те, кто имел преимущественно негативную направленность Я-концепции при вступлении в период юности, становясь взрослыми, в большинстве случаев сохраняют эту направленность [8].

Наши многолетние наблюдения показывают, что изначально более негативно могут воспринимать себя подростки с тревожной доминантой в структуре темперамента. Кроме того, часто негативное влияние на самооценку юных спортсменов оказывают завышенные ожидания и амбиции их родителей.

Значимость вопроса целенаправленного формирования конструктивной, в том числе и с точки зрения позитивности самовосприятия, Я-концепции в подростковом возрасте имеет двойную подоплеку: с одной стороны, именно в этом периоде она только начинает активно формироваться, а значит в большей степени подвержена внешнему целенаправленному воздействию, с другой — изменение негативного самовосприятия подростка крайне важно с точки зрения профилактики возникновения у него невротических состояний и поддержания его психоэмоционального благополучия, что делает тему настоящего исследования особенно актуальной.

Целью нашего исследования является определение особенностей конструктивной Я-концепции юных спортсменов (12–13 лет) на примере тенниса, а также необходимых условий ее эффективного формирования.

Под конструктивной Я-концепцией в данном случае мы понимаем такие установки в отношение себя, которые одинаково значимо и положительно влияют как на реализацию спортивного потенциала, так и на гармоничное развитие личности юных спортсменов, развитие у них необходимых качеств и навыков, важных и для спорта, и для других сфер жизни.

Особенности Я-концепции юных спортсменов подробно изучены в диссертационном исследовании

С.В. Жилина [5]. Вместе с тем ряд практически значимых вопросов нуждаются в дополнительном изучении. Чтобы качественно охарактеризовать особенности конструктивной Я-концепции юных спортсменов, необходимо прежде всего рассмотреть структуру Я-концепции как таковой, исходя из существующих в современной науке представлений в отношении этой категории.

Обычно структура Я-концепции включает в себя три основных модальности: реальное Я — представления индивида о своих актуальных способностях, возможностях, статусе и пр., иными словами, каков он на самом деле в настоящее время; социальное (зеркальное) Я — представления индивида о том, как его видят окружающие люди; идеальное Я — представления индивида о том, каким он хотел бы быть [3].

Такие компоненты Я-концепции, как реальное Я и социальное Я, мы вполне можем связать с таким важным качеством личности, как самооценка, которая обычно может диагностироваться как высокая, средняя или низкая, а также как адекватная или неадекватная.

Адекватная самооценка выражается прежде всего в умении человека объективно оценить реальный уровень собственных способностей и возможностей на основе самоанализа, постоянного сравнивания себя с другими людьми и оценок со стороны окружающих. Если это умение развито недостаточно и самооценка носит неадекватный характер, мы можем говорить о наличии у человека завышенной или заниженной самооценки, что неизменно негативно отражается на степени социальной адаптации личности и часто ведет к ее невротизации.

Исследования в области психологии спорта говорят о высокой адекватной самооценке как об одном из наиболее важных качеств личности спортсмена, необходимом для наиболее полной реализации его спортивного потенциала [6]. Такая самооценка обусловливает формирование одного из необходимых элементов оптимального психологического состояния спортсмена (оптимального боевого состояния) в ходе соревновательной деятельности, а именно — уверенности в собственных силах.

Задача по формированию высокой адекватной самооценки спортсмена любого уровня является неотрывной частью процесса его психологической подготовки к соревнованиям. Особенно важно это по отношению к юниорам, чьи личностные качества преимущественно находятся в стадии формирования, а соревновательный опыт недостаточен.

Таким образом, мы можем говорить о том, что одной из основных особенностей конструктивной Я-концепции юных спортсменов является адекватное (относительно соответствующее действительности) позитивное восприятие себя, своих качеств, возможностей и способностей (реальное Я).

Помимо реального и социального Я в структуру Я-концепции входит такой крайне значимый элемент, как идеальное Я. Применительно к спортсменам данный элемент значимо взаимосвязан с таким свойством личности, как уровень ее притязаний. Особая важность этого свойства для спорта связана с тем, что большинство других видов деятельности не подразумевают необходимости измеримого превосходства индивидуума по отношению к своим соперникам.

За время наших наблюдений за юными теннисистами, серьезно вовлеченными в соревновательный и тренировочный процесс (часто в ущерб другим видам деятельности, в том числе учебе), не отмечено респондентов, имеющих низкий или средний уровень притязаний. В ходе интервьюирования все они с разной степенью уверенности показывают, что хотят добиться очень высоких (от мастера спорта) или максимальных результатов (олимпийский чемпион) в спорте. К тому же выводу приходит и С.В. Жилин, показывая, что уровень притязаний спортсменов-подростков заметно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [5].

Уровень притязаний человека неизменно находит отражение и на образе его идеального Я. Нами отмечено, что большинство подростков, серьезно занимающихся спортом, хотят видеть себя многократными победителями международных турниров, занимать высокое место в рейтинге и, кроме того, представляют себя финансово успешными и известными в среде болельщиков. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли считать подобный уровень притязаний адекватным?», так как в возрасте 12–13 лет объективно оценить уровень спортивного потенциала юниора можно с определенной долей условностей. По нашему мнению, основной вопрос заключается не в том, на что в реальности способен претендовать тот или иной юниор, а в том насколько уровень его притязаний отражается на психологической готовности к текущей соревновательной деятельности и уровне его психоэмоционального благополучия. Не случайно

Е.П. Ильин в аспекте психологии спорта рассматривает снижение уровня притязаний, определяя его как уровень сложности поставленной цели, как один из способов саморегуляции спортсмена перед стартом соревнований [6].

Соответственно, мы можем говорить о том, что одной из наиболее важных характеристик конструктивной Я-концепции юных спортсменов является некий оптимальный уровень соотношения самооценки человека и уровня его притязаний.

Еще в начале 20 века У. Джемс предложил формулу для определения уровня самооценки:

Самооценка = Успех (Результат) / Уровень притязаний,

из которой следует, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий [4].

Существует и обратная связь: как правило, когда повышается самооценка, повышается и уровень притязаний личности. На практике часто приходится наблюдать, как с ростом спортивных результатов спортсмен ставит все более амбициозные задачи. И такая ситуация представляется наиболее оптимальной, в отличие от той, когда юниор, возможно, даже обладая необходимым потенциалом, изначально ставит себе максимальные и объективно труднодостижимые задачи.

Еще более усугубляется ситуация, когда высокий уровень притязаний юного спортсмена сочетается с его низкой или даже заниженной самооценкой. Как правило, высокий уровень притязаний в данном случае обусловлен завышенными ожиданиями тренера и(или) родителей спортсмена или является реакцией на излишне высокие требования окружающего социума.

Таким образом, у многих юных спортсменов содержание формирующегося идеального Я имеет изначально гипертрофированный и искаженный характер, что в дальнейшим может приводить к негативному самоотношению юного спортсмена и недостаточному уровню его психологической подготовленности к соревновательной деятельности.

В связи с этим внешняя коррекция формирования идеального Я юных спортсменов представляется одним из наиболее важных направлений работы по формированию у них конструктивной Я-концепции. При этом важно, чтобы эта коррекция была направлена не только на постановку относительно реальных целей. Нужно сосредоточить внимание юниоров в большей степени на важности повышения их спортивного мастерства, а не только высоких спортивных результатов.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что образ идеального Я юного спортсмена должен обладать следующими характеристиками (особенностями):

  1. адекватность, с точки зрения сложности достижения поставленных перед собой задач, которые основываются на объективном прогнозе роста спортивных возможностей на относительно обозримый период времени;
  2. уровень притязаний спортсмена должен находиться в определенном соответствии с его текущей самооценкой (реальным Я), т.е. высокому уровню притязаний спортсмена будет соответствовать его же высокая и адекватная самооценка;
  3. в структуре ценностных ориентиров спортсмена должна преобладать установка на повышение уровня спортивного мастерства, развитие необходимых личностных качеств, формирование «чемпионского» характера и т.п.

Последняя характеристика, с точки зрения ее эффективного формирования, вызывает наибольшие проблемы, т.к. окружающая юного спортсмена действительность в большинстве случаев формирует у него притягательность образа чемпиона как человека общественно значимого, финансово обеспеченного, привлекательного для противоположного пола и пр. Это касается, прежде всего, наиболее популярных видов спорта. Часто изначально выбор вида спорта самим спортсменом или его родителями может быть обусловлен указанными выше мотивами.

Во многих случаях повышенное желание высоких спортивных достижений носит у подростков компенсационный характер, например, как реакция на сильную обиду или кажущееся или реальное неуважение со стороны значимых окружающих.

Переориентация установок юного спортсмена на рост спортивного мастерства является одной из наиболее сложных и важных составляющих его психологической подготовки, успешная реализация которой во многом обеспечивает необходимый уровень его готовности к соревновательной деятельности.

Важно также, чтобы в образе идеального Я юных спортсменов не было установки на невозможность совершения ошибки или получения негативного результата спортивной борьбы. Именно некая «безгрешность» образа идеального Я многих юных спортсменов, их излишний перфекционизм, по нашим наблюдениям, не позволяет им избежать излишнего напряжения, мешающего обретению оптимального психологического состояния в ходе соревнований.

Соответственно, важной чертой образа идеального Я в конструктивной Я-концепции спортсменов является допустимость поражений и ошибок в спортивной карьере. При этом одним из ключевых качеств «идеального спортсмена» будет способность преодолевать неудачи и делать из них правильные выводы.

Помимо конструктивных представлений спортсмена в отношении образа идеального Я важным элементом его Я-концепции может стать понимание того, каким образом можно достичь уровня и содержания этого идеального Я. Как правило, большинство юных спортсменов отчетливо понимают, что для достижения успеха в спорте необходимо много и упорно тренироваться, использовать наиболее эффективные методы тренировок, обращаться за помощью к более квалифицированным тренерам, соблюдать спортивный режим и т.п. Однако далеко не каждый юниор осознает необходимость еще и развития личностных качеств, необходимых для серьезных спортивных достижений, например, сильной воли или развитых навыков саморегуляции.

Таким образом, мы можем утверждать, что, наряду с высокой адекватной самооценкой, оптимальными установками в отношении образа своего идеального Я важной характеристикой конструктивной Я-концепции юных спортсменов является сформированность у них представления о пути достижения этого идеального Я.

Наряду с определением особенностей конструктивной Я- концепции, целью настоящего исследования является определение условий ее эффективного формирования у юных теннисистов. Эти условия мы можем условно разделить на внешние (влияние социального окружения) и внутренние, определяемые индивидуальными особенностями спортсмена, прежде всего, уровнем его аутокогнитивных способностей и наличием у него мотивов к самопознанию и саморазвитию.

По нашему мнению, основным внешним условием, учитывая всю сложность вопросов в отношении Я-концепции и ее формирования, является профессионализм тренера юного спортсмена. Даже при условии участия спортивного психолога в подготовке спортсмена, что в настоящий момент является скорее исключением, чем правилом для отечественного детско-юношеского спорта, тренер всегда остается главным звеном в процессе подготовки спортсмена, в т. ч. и психологической.

Более того, тренер часто является главным примером для юного спортсмена, образом для формирования его идеального Я, по крайней мере, на начальном этапе подготовки. Важно, что во многом от тренера зависит создание других условий, необходимых для формирования конструктивной Я-концепции у юных спортсменов, среди которых, например, позитивный климат тренировочного процесса, исключающий избыточную конкуренцию, открытое противостояние и конфликты между участниками спортивных групп.

Помимо позитивного климата тренировочного процесса в контексте формирования правильных личностных установок подростка также важно наличие благоприятной развивающей среды в других сферах его жизни, прежде всего, в семье. Роль родителей в формировании Я-концепции подростков имеет крайне значимый характер, от их личностных установок и стиля воспитания в большинстве случаев зависит насколько конструктивный характер она будет носить [2, 7].

Наши многолетние наблюдения показывают, что многие проблемы самовосприятия юных спортсменов связаны именно с родительскими установками или их моделями поведения. Например, родительский перфекционизм, вне зависимости от того, носит он ли он реальный или видимый характер, негативно отражается на самооценке детей и обусловливает завышенный уровень требований к себе, а родительские амбиции в отношении спортивных результатов своих детей неизбежно приводят к негативным ментальным искажениям формирующейся у них Я-концепции. Проблема заключается, в первую очередь, в слабых психологических и педагогических знаниях многих родителей, некоторые из которых сами нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

В отсутствии специалиста-психолога в детско-юношеской спортивной школе задача просвещения родителей по вопросам психологической готовности их детей к соревновательной деятельности также ложится, прежде всего, на плечи тренера.

В соответствии с этим одним из главных условий формирования конструктивной Я-концепции юных спортсменов выступает наличие у тренера определенных развитых профессионально важных качеств. Основываясь на собственных исследованиях и работах других авторов [6, 9], для формирования конструктивной Я-концепции спортсменов мы считаем необходимыми следующие качества спортивного тренера: психологическую компетентность, включающую основные психологические знания и навыки практического применения развивающих психологических методик; абсолютный авторитет тренера у юных спортсменов и их родителей; ценностные ориентиры тренера, направленные в большей степени на долгосрочную перспективу и планомерное повышение спортивного мастерства своих подопечных, чем на их сиюминутные результаты; высокий уровень коммуникативных качеств тренера, позволяющий его ученикам и их родителям эффективно усваивать получаемую информацию, вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Безусловно, важны и многие другие качества тренера, уровень развития которых определяет его профессионализм. В конечном счете, именно от тренерского профессионализма зависит реализация спортсменом своих биологически обусловленных способностей. В свою очередь, позитивный опыт соревновательной деятельности и достигнутые результаты определяют эффективное формирование конструктивной Я-концепции спортсмена.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить особенности конструктивной Я-концепции юных спортсменов и выделить основные условия ее формирования.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2011. 420 с.
  2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та, 2013. №1(72). С. 211–214.
  3. Деркач А.А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 2013. 258 с.
  4. Джеймс У. Психология. М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2011. 316 с.
  5. Жилин С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (на материале детско-юношеского спорта): автореф. … дис. канд. психол. наук. СПб., 2003. 16 с.
  6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 351 с.
  7. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье (на примере российских, украинских и казахских семей): автореф. … дис. канд. психол. наук. М., 2010. 20 с.
  8. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. М.: Проспект. 2011. 432 с.
  9. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. 224 с.

Источник: Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). С. 6–13. DOI: 10.26456/vtpsyped/2021.1.006

«Я-концепция» характеристика, особенности, значение — Блог Викиум

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а также исходя из мнения окружающих. Безусловно, мнение о себе играет одну из важнейших ролей в том, как сложится жизнь человека и чего он сможет добиться.

Содержание:

  • 1 Зарождение
  • 2 Что значит эта система
  • 3 Как формируется система
  • 4 Структура
  • 5 Воздействие системы на жизнь человека

Зарождение

Впервые такое понятие обрело жизнь в XIX-XX веке, а спустя некоторое время оно начало свое активное развитие. Спустя 40 лет, после того, как концепция начала развиваться, ее уже активно начали применять в зарубежной и отечественной психологии. Несмотря на все попытки, исследователям не удалось прийти к единому мнению в области терминологии, что частично объединило систему «Я-концепция» и самоанализ.

Что значит эта система

В психологической литературе «Я-концепция» определяется как система, направленная на изучение самого себя. «Я-концепция» возникает у человека тогда, когда он взаимодействует с обществом, что влияет на его индивидуальное психическое развитие.

Как формируется система

Любой человек на протяжении всей своей жизни связан с внешним миром, который заставляет его функционировать в разных ролях. Таким образом, каждая личность создает свое собственное «Я». Проводя самоанализ и разделяя свои образы, человек проводит внутренний самоанализ. По мнению одного из психологов образ личного «Я» постоянно меняется, показывая себя с разных сторон. Именно поэтому, когда происходит формирование собственного «Я» из разных образов, оно включает в себя основные черты характера о конкретном человеке.

Структура

Система «Я-концепция» имеет определенную структуру, которую обозначили ученные. В нее входит:

  • когнитивная часть, которая отвечает за то, как видит человек свою личность;
  • оценочная, то есть самооценка личности;
  • поведенческая – поведение, которое состоит из определенных действий, а также реакций.

Подобные разграничения являются лишь условными, так как сама система является чем-то целостным, где каждая структурная часть тесно взаимосвязана между собой.

Воздействие системы на жизнь человека

«Я-концепция» отвечает за внутреннюю согласованность человека с самим собой. Когда человек получает какие-то новые знания и опыт, которые не расходятся с его видением, он всегда готов к принятию. Но, если данный опыт не сопоставляется с внутренним «Я», человек старается его отвергнуть или же получить отрицательный урок.

Второй функцией данной системы является своеобразный фильтр, который помогает определить переосмыслить личности какие-либо происходящие события. Третьей функцией «Я-концепции» является ожидание человека того, что в его понимании должно произойти.

Исходя из всего перечисленного, можно прийти к выводу, что «Я-концепция» является основополагающей в развитии личности и характера каждого человека, а также его деятельности и взаимодействии с обществом. Научиться лучше понимать себя, свои эмоции, а также эмоции других поможет авторский курс Викиум — «Эмоциональный интеллект».

Что это такое и как его сформировать

То, как люди вас воспринимают, определяет вас в их глазах, но то, как вы воспринимаете себя — нечто, известное как я-концепция, — может определять вашу личность и то, как вы развиваетесь.

То, что делает вас «вы», во многом зависит от того, как вы себя видите. Например, если вы считаете себя добрым человеком, это может стать ключевым компонентом вашей личности.

«Я добрый» — это то, во что вы верите о себе. Это часть вашей самооценки.

Я-концепция — это то, что, по вашему мнению, определяет вас как личность. Отвечает на вопрос: «Кто я?»

В психологии существует множество теорий Я-концепции, но большинство из них параллельны представлению о том, что Я-концепция является важнейшим компонентом развития идентичности.

Я-концепция включает в себя все, что касается вас, от вашей моральной позиции и повседневного поведения до ваших развлекательных талантов и политических убеждений.

Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, в котором обсуждается теория самооценки, предложенная Уильямом Д. Бруксом и Филипом Эммертом в 1976, ваша самооценка может быть преимущественно положительной или отрицательной и предрасполагать вас к определенным мыслям или поведению.

Примеры положительной я-концепции

  • верить, что ты можешь что-то изменить
  • чувствовать себя наравне с другими
  • получать комплименты без стыда
  • понимать, что у каждого есть определенные чувства или поведение, которые могут быть не полностью социально приемлемыми
  • 9002 иметь желание и готовность работать над собой и исправлять бесполезное поведение

Негативные примеры я-концепции

  • быть чувствительным к критике
  • чрезмерно реагировать на похвалу
  • чувствовать неприязнь со стороны других негативная критика по отношению к другим
  • сталкиваться с трудностями и препятствиями в социальном взаимодействии
  • неохотно взаимодействовать с другими

Мир психологии огромен, и развитие идентичности было предметом интереса на протяжении десятилетий.

Таким образом, существует множество теорий я-концепции, некоторые из которых независимы от других, а некоторые основаны на более ранних работах.

Одна из наиболее широко распространенных структур Я-концепции была разработана психологом Карлом Роджерсом, который считал, что Я-концепцию можно разбить на три основных компонента.

Каковы 3 части самооценки?

Согласно Роджерсу, тремя основными частями Я-концепции являются:

  1. Идеальное Я: ваше видение и амбиции того, кем вы хотите быть
  2. Настоящее я (представление о себе): как вы видите и воспринимаете себя в настоящее время важно для развития вашей самооценки.

    Если ваше идеальное «я» не соответствовало вашему реальному «я», он предположил, что ваша самооценка «неконгруэнтна», и ваша самооценка, скорее всего, пострадает.

    Реальные личности, совпадающие с идеальными личностями, были отмечены как «конгруэнтные» и связаны с положительной самооценкой.

    Каковы четыре концепции личности?

    В рамках концепции я-концепции сосуществуют теории, такие как теория самопрезентации, которая предполагает, что ваша я-концепция влияет на то, как поведение может быть способом показать другим, кто вы есть.

    В теории самопрезентации существуют четыре концепции самости:

    1. Публичное я: ваше представление о себе, определяемое публичным знанием вас другими людьми
    2. Я-концепция: кем вы себя считаете
    3. Фактическое или поведенческое Я: Я, созданное вашими действиями и привычками
    4. Идеальное Я: Я, которым вы стремитесь быть

      В 1980-х и 1990-х годах Джон Тернер, социальный психолог, предложил еще один принцип самооценки, известный как самокатегоризация.

      В своих работах Тернер чувствовал существование двух разных уровней самокатегоризации:

      1. Личное: ваше ощущение себя как личности
      2. Социальное: ваше ощущение себя, определяемое группой, к которой вы чувствуете свою принадлежность

      Тернер предположил, что самооценка представляет собой комбинацию личной и социальной идентичности , и что люди могут определять себя на нескольких уровнях на основе своих внутриличностных сравнений.

      Например, как личность вы можете считать себя сильным спортсменом. Однако, как член команды, вы можете чувствовать себя менее уверенно как исполнитель, если команда не преуспевает.

      Концепция социальной идентичности в сравнении с концепцией самокатегоризации

      Концепция социальной идентичности, разработанная Анри Тайфелем, социальным психологом, также исследует личную и социальную самооценку.

      В отличие от самокатегоризации, которая предполагает отнесение себя к группе, к которой вы чувствуете себя принадлежащей, теория социальной идентичности предполагает, что вы находите смысл и считаете важным быть частью определенной группы.

      Пример самоклассификации: Я ирландец, потому что я родился и живу в Ирландии.

      Пример социальной идентичности: Я являюсь членом своей политической партии, потому что я верю в то, за что они выступают.

      Я-концепция «зазеркалье»

      В 1902 году социолог Чарльз Кули представил теорию, известную как «теория зазеркалья», расширение Я-концепции, которое предполагало, что на ваше самоощущение напрямую влияет восприятие окружающих. ты.

      Например, если вы заметили, что все смеются, когда вы делаете комментарий, вы можете начать считать себя «забавным».

      Самоощущение может быть важной частью поддержания вашего психического благополучия.

      На самом деле, более раннее исследование 2008 года подробно описывает, как нестабильное чувство самоидентификации является симптомом биполярного расстройства и может быть также связано с другими психическими расстройствами.

      Даже если вы чувствуете, что у вас устойчивая я-концепция, есть доступные ресурсы, которые помогут вам понять, что на самом деле значит для вас эта я-концепция.

      Следующие ресурсы могут помочь вам в развитии самооценки:

      • Откройте для себя свои ценности
      • Как лучше узнать себя
      • Как использовать позитивные аффирмации для полноценной жизни
      • 30 вдохновляющих цитат о том, как принять свое истинное «я»
      • Приготовьтесь, записывайте! 64 Ведение дневника. Советы по самопознанию

      Что это такое и как сформировать себя

      То, как люди вас воспринимают, определяет вас в их глазах, но то, как вы воспринимаете себя — нечто, известное как я-концепция, — может определять вашу личность и то, как вы развивать.

      То, что делает вас «вы», во многом зависит от того, как вы себя видите. Например, если вы считаете себя добрым человеком, это может стать ключевым компонентом вашей личности.

      «Я добрый» — это то, во что вы верите о себе. Это часть вашей самооценки.

      Я-концепция — это то, что, по вашему мнению, определяет вас как личность. Отвечает на вопрос: «Кто я?»

      В психологии существует множество теорий Я-концепции, но большинство из них параллельны представлению о том, что Я-концепция является важнейшим компонентом развития идентичности.

      Я-концепция включает в себя все, что касается вас, от вашей моральной позиции и повседневного поведения до ваших развлекательных талантов и политических убеждений.

      Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, в котором обсуждается теория самооценки, предложенная Уильямом Д. Бруксом и Филипом Эммертом в 1976 году, ваша самооценка может быть преимущественно положительной или отрицательной и предрасполагать вас к определенным мыслям или поведению.

      Примеры позитивной я-концепции

      • Вера в то, что ты можешь что-то изменить
      • чувствовать себя наравне с другими
      • принимать комплименты без стыда
      • понимать, что у каждого есть определенные чувства или поведение, которые могут быть не полностью социально приемлемыми
      • иметь желание и готовность работать над собой и устранять бесполезное поведение -концептуальные примеры

        • быть чувствительным к критике
        • чрезмерно реагировать на похвалу
        • чувствовать неприязнь к другим
        • предполагать, что все относятся к себе негативно
        • склонен к лицемерию
        • высказывает крайнюю негативную критику по отношению к другим
        • сталкивается с трудностями и препятствиями в социальном взаимодействии
        • неохотно взаимодействует с другими десятилетия.

          Таким образом, существует множество теорий я-концепции, некоторые из которых независимы от других, а некоторые основаны на более ранних работах.

          Одна из наиболее широко распространенных структур Я-концепции была разработана психологом Карлом Роджерсом, который считал, что Я-концепцию можно разбить на три основных компонента.

          Каковы 3 части самооценки?

          Согласно Роджерсу, тремя основными частями Я-концепции являются:

          1. Идеальное Я: ваше видение и амбиции того, кем вы хотите быть
          2. Реальное Я (представление о себе): каким вы видите себя в настоящее время и воспринимайте себя
          3. Самоуважение: насколько вы ценны и ценны, по вашему мнению,

          Роджерс считал, что соответствие вашего идеального и реального я важно для развития вашей самооценки.

          Если ваше идеальное «я» не соответствовало вашему реальному «я», он предположил, что ваша самооценка «неконгруэнтна», и ваша самооценка, скорее всего, пострадает.

          Реальные личности, совпадающие с идеальными личностями, были отмечены как «конгруэнтные» и связаны с положительной самооценкой.

          Каковы четыре концепции личности?

          В рамках концепции я-концепции сосуществуют теории, такие как теория самопрезентации, которая предполагает, что ваша я-концепция влияет на то, как поведение может быть способом показать другим, кто вы есть.

          В теории самопрезентации существуют четыре концепции Я:

          1. Общественное Я: ваше представление о себе, определяемое общественным знанием вас другими людьми
          2. Я-концепция: кем вы себя считаете
          3. Фактическое или поведенческое Я: Я, созданное вашими действиями и привычками
          4. Идеальное Я: Я, которым вы стремитесь быть

          Теория самооценки

          В 90-х годах Джон Тернер, социальный психолог, предложил еще один принцип самооценки, известный как самокатегоризация.

          В своих работах Тернер чувствовал, что существуют два разных уровня самокатегоризации:

          1. Личное: ваше ощущение себя как личности
          2. Социальное: ваше ощущение себя, определяемое группой, к которой вы чувствуете себя принадлежащей до

          Тернер предположил, что самооценка представляет собой комбинацию личной и социальной идентичности, и что люди могут определять себя на нескольких уровнях на основе своих внутриличностных сравнений.

          Например, как личность вы можете считать себя сильным спортсменом. Однако, как член команды, вы можете чувствовать себя менее уверенно как исполнитель, если команда не преуспевает.

          Концепция социальной идентичности и концепция самокатегоризации

          Концепция социальной идентичности, разработанная Анри Тайфелем, социальным психологом, также исследует личную и социальную самооценку.

          В отличие от самокатегоризации, которая предполагает отнесение себя к группе, к которой вы чувствуете себя принадлежащей, теория социальной идентичности предполагает, что вы находите смысл и считаете важным быть частью определенной группы.

          Пример самоклассификации: Я ирландец, потому что я родился и живу в Ирландии.

          Пример социальной идентичности: Я являюсь членом своей политической партии, потому что я верю в то, за что они выступают.

          Я-концепция «зазеркалье»

          В 1902 году социолог Чарльз Кули представил теорию, известную как «теория зазеркалья», расширение Я-концепции, которое предполагало, что на ваше самоощущение напрямую влияет восприятие окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *