Используйте подлинную силу разума
Садхгуру говорит о том, как мы можем использовать истинные возможности ума, достигнув читты — измерения, где Бог становится нашим рабом!
ArticleJun 28, 2021
Вопрос: Намаскарам, Садхгуру. Я практикую медитацию Чит Шакти, и иногда мне трудно визуализировать, но затем вещи действительно происходят. Не могли бы вы это объяснить?
Садхгуру: Медитация Чит Шакти — это не только визуализация. С позиции йоги, у человеческого ума 16 измерений. Эти 16 измерений относятся к 4 категориям. Вот эти 4 категории: буддхи, манас, аханкара и читта. Буддхи — это интеллект, логическое измерение мысли. К сожалению, современная система обучения и современная наука главным образом ограничиваются буддхи.
Ограниченность интеллекта
Буддхи, или интеллект, не может функционировать без определенного объема памяти или данных. Интеллект действует в зависимости от имеющихся данных. Предположим, что ваша память содержит 10 гигабайт данных. В зависимости от того, насколько остр буддхи отдельного человека, он сможет произвести, скажем, триллион мыслей с этими 10 гигабайтами данных. Интеллект другого человека может произвести 10 триллионов мыслей с теми же 10 гигабайтами памяти.
С позиции йоги, у человеческого ума 16 измерений.
Если вы можете мыслить немного лучше, чем кто-либо, это воспринимается сегодня как разумность. Если кто-то выразил 1 концепцию, а вы ему в ответ — 10 концепций, то может быть вы и умны с точки зрения социума, но нисколько не разумнее собеседника. К сожалению, в современных системах образования и науки все оценивается именно так. Если у вас получается сделать больше умозаключений, вас воспринимают как более разумного человека, но это не является правдой — просто ваш буддхи острее. Буддхи никак не сможет вывести вас за пределы, потому что он может функционировать только на основе имеющихся данных. Он не способен достичь чего-либо за пределами этого.
Память предков
Следующее измерение называется манас. У него много уровней. Манас — это память, которая содержится не только в мозге, но и во всем теле. Каждая клетка тела несет невероятное количество памяти, не только об этой жизни, но и о том, что было миллионы лет назад. Ваше тело отчетливо помнит, какими были ваши предки миллион лет назад. Манас, пронизывающий всё сверху донизу, — это Маномайа коша, ментальное тело. Каждая клетка вашего тела содержит память и разум, но не интеллект. Интеллект присущ только мозгу.
То, что содержит мозг, — это интеллект, а не разум. Разум и память присутствуют во всем теле. Но людей никогда не учили тому, как пользоваться этим разумом.
Но в переводе все это сводится к понятию «ум». Идея о том, что разум сосредоточен только в мозге, создала людей, чья осознанность серьезно ущемлена. Вместо этого они для всего используют свой интеллект. Не удивительно, что, какую работу им не дай, они впадают в стресс. Интеллект — это лишь 1/16 часть ума. Это как загрузить 16-колесный грузовик и пытаться ехать только на 1 колесе — можете представить, какой это стресс! Это и есть то, что сегодня испытывает мир.
Люди, может быть, косвенно и неосознанно используют прочие измерения ума, но они не были обучены применять их. Их научили использовать только свой буддхи, или интеллект. Они очень умны. Они знают всё обо всем, но не знают, как выстроить собственную жизнь. Они даже не знают, как сидеть умиротворенно, полностью расслабившись внутри. Если существует истинный разум, первая вещь, которую вы должны понять, — это как сделать так, чтобы жизнь происходила. Вы знаете, что делать с окружающим миром, но не знаете, как управляться со своей жизнью. Вы не знаете, как руководить своим умом, своими энергиями, своими эмоциями, своим телом.
Если попросить людей стать собранными, они в ответ станут напряженными. Если попросить их жить естественно, они растолстеют. Где же здесь разум? Есть только интеллект. Интеллект хорош только в сравнении. Представьте, что вы единственный человек на планете, — ваш интеллект не будет стоить ни гроша. Сейчас вы можете блистать, только потому что вас окружает кучка идиотов. Но сам по себе интеллект не имеет никакого значения.
Чувство идентичности
Интеллект непосредственно связан с третьим измерением вашего ума, называемым аханкара. Аханкара иногда переводится как Эго, но она намного больше этого. Аханкара дает вам чувство идентичности. Как только аханкара обретает идентичность, ваш интеллект функционирует только в этом контексте. Важно функционировать за пределами интеллекта, потому что интеллект серьезно порабощен вашей идентичностью.
Есть другие способы познать жизнь за пределами идентичности, которую мы приняли для выживания в этом мире.
Составляющие нашей идентичности, такие как принадлежность к определенной нации, сообществу или чему-либо еще, необходимы для нашего выживания в отдельном обществе. Но вы не можете мыслить за ее пределами, потому что вы отталкиваетесь только от интеллекта, а интеллект опирается на аханкару. Интеллект может функционировать только вдоль оси аханкары. Интеллект не способен выйти за пределы этого, потому что такова его природа.
Вселенский разум
Четвертая категория ума называется читта. Читта — это ум без памяти, чистый разум. Этот разум подобен вселенскому разуму, он просто есть. Все происходит благодаря этому. Он функционирует не благодаря памяти, он просто функционирует. В некотором смысле то, что вы называете Космосом, — это живой разум, не в смысле интеллекта, а в смысле Читты.
Читта всегда работает — спите ли вы или бодрствуете. Ваш интеллект включается и выключается. Пока вы бодрствуете, он неоднократно ошибается. Если читта, или разум, внутри вас не будет постоянно работать, вы не сможете оставаться живыми. Попробуйте управлять дыханием с помощью интеллекта — вы сойдете с ума. Читта сохраняет вас живыми, делая все, чтобы ваша жизнь продолжалась. Если вы прикоснетесь к этому измерению своего ума, которое является точкой опоры для вашей осознанности, то вам даже не придется желать чего-то, вам не придется мечтать о чем-то — лучшее, что с вами может произойти, произойдёт в любом случае.
Божественное порабощено!
Когда люди прикасаются к этому измерению ума, в йоге это называется ишвара пранидхана. Это означает, что Бог становится вашим рабом — он работает на вас. Знаете, йогины говорят: «Шива — мой слуга. Он всё для меня делает». В каком-то смысле, будь иначе — меня бы здесь не было. Как только вы узнаете, как осознанно достичь своей читты — всё, что вам необходимо, будет просто происходить наилучшим возможным образом. Если вы руководствуетесь своим интеллектом, или буддхи, то сегодня вы думаете: «Вот оно!», а на следующее утро вы думаете: «Вот оно!» — и так до бесконечности.
Читта — это последний предел разума. Он соединяется с основой существования внутри вас. Он соединяется с вашей осознанностью.
Как только вы узнаете, как осознанно поддерживать свою читту включенной, Божественное начнет служить вам! Когда кто-то по-настоящему эффективный работает на вас — вам ничего не нужно делать! Просто сядьте. Лучшие вещи произойдут — вещи, которые вы даже не могли вообразить. Люди всегда думают, что если их мечты осуществятся, то их жизнь станет замечательной. Я думаю, что это весьма жалкая жизнь, потому что вы не можете мечтать о том, чего не было в вашем опыте. Мое пожелание и благословение, чтобы те вещи, о которых вы даже не могли мечтать, вещи, которые вы не представляли возможными, обязательно с вами произошли. То, о чем вы не могли мечтать, должно случиться с вами, вот почему вы не должны мечтать.
Но вместо того чтобы искать способ заглянуть поглубже в себя, вы продолжаете внедрять глупые идеи во внешний мир. Люди думают, что это великие дела. Когда я последний раз был в США, кто-то спросил меня: «Садхгуру, как вы осуществляете все это?» Я ответил: «Я ничего не осуществляю. Я просто валяю дурака. У меня очень эффективный партнер . Я просто оставляю всё это ему, и оно происходит».
Чит Шакти — это прикосновение к измерению вашего ума, которое представляет собой чистый разум, незапятнанный памятью и отождествлениями. Он за пределами аханкары, буддхи, за пределами суждений и разделений — просто здесь, просто как разум существования, который заставляет все происходить. Если вы достигнете этого, вам не придётся беспокоиться о том, что происходит, и о том, что не происходит. Это будет происходить на уровне, который вы никогда не представляли возможным.
Как только вы достигнете читты, то получите и всенаправленный телескоп. Он поможет вам видеть вещи, которые никто больше не способен увидеть, — в любом направлении.
Это — ваш магический шар. Это — увеличительное стекло, которое приближает к вам саму основу жизни. Всем остальным до этого еще далеко. Все думают, что божественное где-то наверху. Где именно — никто не знает. Всё, что им известно, что оно где-то далеко.
В тот миг, когда вы начнёте смотреть на мир через свою читту, где нет памяти, нет кармической субстанции и нет разделения, внезапно божественное окажется рядом, прямо перед вами, всегда. Вы не сможете не заметить этого.
Идея Чит Шакти заключается в том, чтобы перестать задавать вопросы о вещах. Идея состоит в том, что, если физические задачи жизни решаются легко, вы можете посвятить больше времени своему духовному благополучию. Было бы глупо сначала захотеть стать миллионером, потом захотеть стать миллиардером — только потому что это происходит легко. Основное намерение состоит в том, чтобы облегчить течение физической жизни так, чтобы не пришлось тратить все время на ее поддержание, и у вас появилось бы время просто закрыть глаза и сидеть. Пожалуйста, воспользуйтесь этим именно с таким намерением.
Related Tags
Ум
Интеллект
Божественное
Медитация
Память
Творение
Related Content
articleКлассическая Йога: знакомство с истоками
Захватывающая история, рассказанная Садхгуру, познакомит нас с существом, принесшим Йогу человечеству — с Адийоги, первым йогином.
Apr 26, 2023
articleНапоминание о Дне Земли: Земля — это вы!
По случаю Дня Земли, который отмечается 22 апреля, Садхгуру напоминает нам, что между нами и Землей нет разницы. Это означает, что если планета находится в опасности, то и мы — в опасности. Если планета здорова, то и мы будем здоровы.
Apr 22, 2023
articleВосприимчивость или инертность — это ваш выбор
В этой статье Садхгуру дает определения суеверию и науке. Он рассказывает о влиянии пищи на восприимчивость человека и о взаимосвязи нашего восприятия с качеством и опытом переживания жизни. Садхгуру говорит: «В моем переживании жизни потеря восприятия — это смерть. По крайней мере, это — смерть для йогина».
Apr 20, 2023
Техника «Разотождествление» | PSYCHOLOGIES
Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов. Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее.
У меня есть тело, но я не тело
«Мое тело может пребывать в разных состояниях: быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Но оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту — оно позволяет мне действовать во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы мое тело было здорово. Тем не менее это не я. У меня есть тело, но я — не тело».
Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты. Затем сконцентрируйтесь на главном: «У меня есть тело, но я — не тело». Постарайтесь как можно сильнее закрепить этот факт в сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.
Я испытываю эмоции, но я не эмоции
«Мои эмоции многообразны, они могут меняться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остается неизменным. «Я» всегда «Я».
Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев. Я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, а значит, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Я испытываю эмоции, но я — не эмоции».
У меня есть разум, но я не разум
«Мой разум — средство познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не разум».
Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво: «После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я — центр абсолютного самосознания, я — центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими».
Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.
При выполнении упражнения можно значительно изменить технику. Например, после тренировки (некоторым людям удается сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение — быстро и динамично пройти этапы разотождествления, сконцентрировавшись только на ведущих положениях:
- у меня есть тело, но я не мое тело;
- я испытываю эмоции, но я не эти эмоции;
- у меня есть разум, но я не разум.
Главная задача — овладеть навыком, позволяющим быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени, по желанию. Помните: мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.
И. Малкина-Пых «Виктимология. Психология поведения жертвы» (Эксмо, 2010).
Не Тело, Не Разум; Кто мы?
Каждое духовное исследование начинается с вопроса: «Если я не разум и не тело, то кто я и что происходит?» Этот фундаментальный экзистенциальный вопрос является началом всех духовных поисков. Каждый вопрос, связанный с жизнью и проживанием, в конце концов сводится к этому вопросу.
Но этому предшествует еще один вопрос. КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ?
Традиционные тексты Веданты, по-видимому, используют фразу «Я не тело; Я не ум» или нети-нети (не-это-не-это) в качестве утверждений для достижения источника чистого сознания, которое является нашей истинной природой. Философия, стоящая за этим, заключается в том, что мы сами создаем страдание, отождествляя себя с ограниченным организмом разума и тела.
Любая идентификация, такая как пол, профессия, выбор диеты, религиозные и другие убеждения и т. д., проистекает из идентификации с телом. Эти отождествления порождают иллюзию «я», которое считает себя реальным, и, следовательно, все, что делает индивид, направлено на усиление смысла этого личного отождествления.
Следовательно, это отождествление со «я» (или с тем, что известно как эго-ум) становится нашим величайшим страданием, потому что оно считает себя исполнителем всех действий. Это постоянно укрепляет идею о том, что мы — индивидуумы, живущие в мире имен и форм как отдельные сущности.
Наши действия, отождествляемые с чувством разделения, носят исключительно внутренний характер. Они становятся ориентированными на служение эго, соревнуясь, а не создавая мир и гармонию посредством сотрудничества.
Индивидуальное существование болезненно. Почему? Потому что мы знаем, что время тикает, и однажды тело распадется. Поэтому для «меня» страх смерти является первичным страхом. Я-ум не может поддерживать себя без тела. Наше тело является грубым выражением тонкой энергии, проявляющейся в виде ума. Так что, по сути, это одно и то же.
Эго-ум, отождествляемый с результатом и берущий на себя ответственность за свои действия, порождает гордость и высокомерие, когда достигает желаемого результата; и создает чувство вины и раскаяния, когда оно терпит неудачу. Оба они создают страдания в горизонтальном времени как истории индивидуальных успехов и неудач.
Вы, должно быть, слышали, как люди хвастаются своими прошлыми достижениями: «я был таким-то», «был таким-то богатым», «мои предки были знатными особами» и так далее. Некоторые цепляются за воображаемое будущее: «Однажды я добьюсь успеха. Тогда я буду счастлив». В этом движении между прошлым и будущим упускается радость настоящего момента.
Нет ни прошлого, ни будущего. Они существуют только у индивидуума в виде воспоминаний. Будущее — это движение только прошлого. В этот момент или сейчас нет ни того, ни другого, а есть только присутствие или «бытие».
Следовательно, отождествления сами по себе не имеют независимой реальности вне сознания индивидуума. Нам не нужна математическая формула, чтобы доказать это. Вы можете убедиться в этом прямо сейчас в этот момент.
Желание непрерывности
Отождествляя себя с ограниченным организмом разум-тело, мы желаем постоянства и непрерывности. Вот почему мы изобрели перерождение. Это дает ложное чувство безопасности напуганному уму. Что есть что-то, чего можно ожидать после смерти — ад или рай — и то, и другое поддерживает жизнь эго-ума.
Религиозные организации изобрели иерархию небес и ада, чтобы претендовать на власть и праведность. Он используется, чтобы внушить ничего не подозревающим доверчивым умам догмы, чтобы осуществлять над ними контроль. Поэтому такие обусловленные умы остаются в ловушке между стремлением к небесам и отвращением к глубочайшему аду.
Некоторые думают о создании безразличия как о решении избежать боли влечения и отвращения, но даже это является отвлечением эго-ума от реальности настоящего момента. На самом деле равнодушие может быть более болезненным, поскольку оно обычно приводит к эмоциональному подавлению. Здесь должен быть «кто-то», чтобы быть равнодушным. Вы видите парадокс?
Они утверждают, что знают, какие поступки достойны небес и какие грехи приведут нас в ад. Письменное слово священных писаний считается высшим и неоспоримым авторитетом. Гуру и священники объявляются непогрешимыми. У них есть инструкции на все, начиная от мировых экономических проблем и заканчивая тем, как пить воду.
Недавно мы стали свидетелями появления нового духовного движения, которое говорит о безусловной любви и свете. И как вы можете манипулировать вселенной, чтобы манипулировать деньгами и счастьем для себя. Как вы можете энергетически настроить свои чакры, чтобы служить вашим личным желаниям.
Идея всех этих движений состоит в освобождении личности. Однако индивидуальное освобождение — это оксюморон. Индивидуум, отождествляемый с чувством отдельного существования как имени и формы, не может быть освобожден. Природа ума — создавать разделения, которые вызывают конфликты.
Разум создает идею освобождения человека от бесконечных жизненных печалей. Таким образом, он создает два образа: один человека, который страдает сейчас и хочет освобождения как решения, и другой образ будущего совершенного человека без страданий, покоящегося в вечном блаженстве. А если не может достичь освобождения в этой жизни, то есть загробная жизнь. И после этого начинается погоня за освобождением.
Проблема с повторением «не разум, не тело» в качестве утверждения заключается в том, что оно по-прежнему поддерживает «я-мысль» как «я не есть». Рамана Махарши критически относился к использованию утверждений для отрицания. Ранее отождествление было с «Я есть ум и тело», а позже формируется новое отождествление «Я не есть ум и тело».
Наш разум может быть очень хитрым. Был домовладелец, который бросил свою жену после того, как у них были сложные отношения в течение многих лет. Он присоединился к монашескому ордену, отрекшись от мирской жизни. Со временем люди начали почитать его как великого Мудреца, который служил примером мужества и самопожертвования на благо человечества.
Каждое утро люди выстраивались в очередь, чтобы получить его благословение. Наконец он объявил, что теперь он свободный человек, полностью контролирующий свой разум и чувства. Однажды он получил известие о том, что в городе скончалась его давно забытая жена. И он сказал: «Наконец-то она получила то, что заслужила. Скатертью дорога.»
Вы видите, как наши умы могут быть настолько бредовыми? Он оставил свою жену физически, но даже после стольких лет разлуки с ней он не мог избавиться от яда, который имел для нее в своем уме. Как такой ум может быть свободным? Все это время он держался за нее и продолжал делать это даже после ее смерти.
Возможна ли свобода разума?
Есть ли возможность положить конец страданиям мыслящего ума? Да, возможность есть, но «вы», индивидуум, не можете ее контролировать. Этого не произойдет, если вы «делаете» что-либо, а просто «будете» свидетелем того, что происходит. Я не знаю ни одной практики, метода или техники, которые могли бы растворить чувство личного отождествления.
Само свидетельствование обнажает эго-ум, который сдается после познания своей иллюзорной природы. Он «видит» вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они должны или не должны быть, независимо от фильтрованного восприятия индивидуума. Большую часть нашей жизни мы по-прежнему озабочены изменением жизненного пути в соответствии с личным его пониманием.
Смирение приостанавливает движение ума и вызывает осознание неподвижности, которое проявляется как покой и гармония в повседневной жизни, независимо от того, что происходит снаружи. Это не означает, что мы никогда не испытываем боли и страданий. Дело в том, что это горизонтальное распространение во времени, поскольку страдание обрывается.
Цель состоит не в том, чтобы избавиться от отождествлений, а в том, чтобы засвидетельствовать их в свете непредвзятого и неразличающего осознания, которое видит их такими, какие они есть . Жизнь, как мы знаем, невозможна без отождествлений. Поэтому они нужны нам для межличностных взаимодействий.
Я — это не мои отождествления. Они существуют в сознании, чтобы позволить опыт жизни. Я чистое сознание. Меня не волнует, что растворяется, а что остается. Я просто наблюдаю, как и позволяют сознанию проявить реальность. Точно так же, как мать, усыпляющая своего ребенка, становится с ним единым целым, я позволяю сознанию усыпить мой эго-ум, чтобы стать с ним «одним».
Когда отождествления растворяются, удовольствие, переживаемое в данный момент, полностью переживается без того, чтобы ум порождал гордыню, и аналогичным образом пережитая в данный момент боль также полностью переживается, не вызывая чувства вины. В заключение отметим, что разум и тело являются очевидными событиями в сознании. Они не существуют вне сознания.
Тело — это сознание, переживающее себя как плотную реальность, и то же самое сознание воспринимает ум как тонкую реальность. Это субстрат, стоящий за всеми реальностями, который не может быть постигнут индивидуумом, но может быть реализован только в его отсутствие.
Помогите распространить сообщение!
Техники, которые помогут вам осознать, что вы не являетесь умом
Посмотрите на цветок
Посмотрите на цветок и скажите себе: «Я вижу цветок». Вы — видящий, воспринимающий цветок; цветок — это видимый или воспринимаемый объект. Таким образом, двумя основными факторами восприятия являются видящий (я) и видимое — наблюдатель и наблюдаемое. Теперь, глядя на цветок, спросите себя: «Я вижу этот цветок. Но где я, видящий, нахожусь? И из каких материальных элементов я состою?»
Наблюдая за своими снами
Сегодня вечером, когда вы лежите в постели, почти готовясь уснуть, наблюдайте, как ваше тело засыпает. Мысленно скажите себе: «Я осознаю, что мое тело засыпает». По мере того, как вы погружаетесь все глубже и глубже в сон, велика вероятность того, что вы начнете видеть сны. В этом состоянии вы будете наполовину бодрствовать, наполовину спать. Наблюдайте за этими снами. Когда сон начнется, мысленно скажите себе: «Я осознаю, что сплю».
Упорствуя в этой практике, вы, в конце концов, осознаете, что спите, даже в глубоком сне. Но эта способность является лишь побочным преимуществом; реальный смысл в том, чтобы ощутить себя наблюдателем потока мыслей.
Медитация молчаливого свидетеля
Расслабьтесь и сядьте или лягте в тихом месте. Не пытайтесь контролировать мыслительный процесс, пытаясь думать об одних мыслях и не думать о других. Вместо этого позвольте своему уму думать о чем угодно.
Теперь наблюдайте за своим умом и осознайте, насколько вы на самом деле отстранены от мыслительного процесса. Скажите себе: «Я безмолвный свидетель. Я не прилагаю усилий, чтобы думать, но мысли приходят автоматически. Я наблюдаю, как мысли текут в моей голове, но я в стороне от них. Я безмолвный свидетель деятельности моего разума».
Таким образом, вы сможете ощутить, что вы отделены от ума.
Вы также можете наблюдать за проходящими эмоциями, чувствами, желаниями, страхами и т. д., когда они поднимаются на поверхность разума, а затем исчезают. Таким образом, поток мыслей течет, и вы являетесь его наблюдателем. Так же, как человек сидит у вечно движущегося потока, так и вы, «я», сидите у потока материи ума. Как поток может быть очень чистым или очень загрязненным, так и поток материи ума может быть очень чистым или очень загрязненным. В любом случае вы являетесь свидетелем этого потока, а не самого потока.
Возможно, вас не устроит наблюдение за тем, как свободно течет поток материи разума, но вместо этого вы можете попытаться контролировать его, перенаправить или полностью остановить. Но сам факт того, что вы можете попытаться перенаправить или контролировать свой ум, в сочетании с тем фактом, что добиться успеха в этом стремлении очень сложно, еще раз показывает, что вы, «я», не являетесь умом или потоком материи ума.
Управление разумом
Внимательно посмотрите на какое-нибудь изображение в ближайшем окружении. Теперь закройте глаза и посмотрите на картинку этого образа в своем воображении. Постарайтесь удержать образ в уме и смотреть на него некоторое время. Если он начнет двигаться, постарайтесь его зафиксировать; если он начнет исчезать, верните его обратно. Это упражнение должно прояснить, как трудно контролировать ум — удерживать в уме то, что вы хотите удержать в уме.
Если вы можете думать о мыслях, о которых не хотите думать, это еще раз доказывает, что вы отличаетесь от своего ума. Иногда после болезненного романа мужчина говорит своим друзьям: «Я просто не могу перестать думать о ней. Я просто не могу выкинуть ее из головы».
Точно так же ваш разум иногда может быть наполнен настолько отвратительными желаниями, что вам будет неловко, если кто-то заподозрит, что вы их думаете. Когда такие мысли и эмоции проходят через ваш разум, вам это не нравится. Вы можете подумать: «Почему мой разум наполнен такими мыслями? Я не хочу так думать». Однако попытка вытолкнуть такие мысли из головы обычно не срабатывает.