Деструкция это в психологии: ДЕСТРУКЦИЯ это

ДЕСТРУКЦИЯ — это что такое ДЕСТРУКЦИЯ

найдено в «Клинической психологии. Психологическом лексиконе»

деструктивность (от лат. destructio — разрушение — 1) в широком смысле — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле — ингредиент(ы) и направленность психики и поведения человека на разрушение объектов и субъекта. Стартовые представления о наличии у человека неких компонентов и сил, направленных на разрушение внешних объектов и самого себя были сформулированы в мифологии, религии и философии древнего мира и получили некоторое развитие в философии и психологии последующего времени. Актуализация проблемы Д. произошла в ХХ веке в связи с созданием глубинной психологии, разработкой комплекса психоаналитических проблем и различными социальными катаклизмами. В психоаналитической системе координат идея человеческой Д. выдвигалась с начала ХХ века и развивалась в различных формах рядом теоретиков и практиков, в том числе А. Адлером, К. Юнгом, Э. Блейлером, О. Гроссом, В. Штекелем, С. Шпильрейн, З. Фрейдом, Э. Вейссом, П. Федерном, В. Райхом, Э. Фроммом и др. А. Адлер выдвинул идею о наличии у человека «агрессивного влечения». К. Юнг отмечал, что «либидо имеет две стороны: это сила, которая все украшает и, в зависимости от обстоятельств, все разрушает» (Юнг К.-Г. Либидо. Его метаморфозы и символы). Э. Блейлер сформулировал мысль и концепцию об амбивалентной природе человеческих чувств. В. Штекель ввел в оборот представление о биполярной природе человека. Он же показал, что в человеке существует желание умереть, выступающее в виде противоположности желанию жить, лежащему в сущности сексуального инстинкта (Штекель В. «Язык сновидений») и использовал понятие «Танатос» для обозначения инстинкта (влечения) смерти. Первой специализированной психоаналитической работой, посвященной именно проблеме Д., стала статья С. Шпильрейн «Деструкция как причина становления» (1912), подготовленная ей на основе доклада сделанного на заседании Венского психоаналитического общества (1911). Опираясь на результаты собственных клинических исследований и разнообразные многочисленные примеры, С. Шпильрейн утверждала, что деструктивные компоненты являются неотъемлемой составной частью сексуального инстинкта. В конечном счете, эта идея оказала определенное влияние на завершение классической психоаналитической картины природы и сущности человека. В учении З. Фрейда инстинкт (влечение) смерти (к смерти) (Д., агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, убийства) трактовался как один из двух основных человеческих инстинктов, противостоящий Эросу (инстинкту жизни, сексуальности и самосохранения). По З. Фрейду, инстинкт Д. «работает в каждом живом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние «неживой материи». Со всей серьезностью он заслуживает названия «инстинкт смерти», в то время как эротические влечения представляют собой стремление к жизни. Инстинкт смерти становится инстинктом Д., когда он направлен во вне, на объекты с помощью специальных органов. Живое существо, так сказать, сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую. Но часть инстинкта смерти остается деятельной внутри живого существа, и нами прослежено достаточно большое число нормальных и патологических проявлений направленного внутрь инстинкта Д.» (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура). В одной из последних работ З. Фрейда — книге А. Эйнштейна и З. Фрейда «Почему война?» (1933 — психоаналитическое понимание Д. было изложено следующим образом: «Влечения человека бывают только двух видов — нацеленные либо на сохранение и объединение (мы называем их эротическими в точном соответствии с понятием эроса у Платона в «Пире», или сексуальными, сознательно расширяя расхожее понятие сексуальности), либо на разрушение и смерть (мы называем их влечением агрессивным, или деструктивным». Попытки развить представления З. Фрейда о существовании инстинкта (влечения) смерти (Д.) привели Э. Вейсса и П. Федерна к идее о наличии особой энергии этого влечения: деструдо (по Э. Вейсу) и мортидо (по П. Федерну), которая не получила значительного развития в силу того, что признание деструдо или мортидо автоматически предполагало сомнительное утверждение об одновременном наличии у человека различных психических энергий. Развивая представления о Д. и ее энергетической основе, В. Райх утверждал связь Д. с застойным состоянием сексуальности и отметил существование возможности взаимопревращения Д. и генитальной энергии. Наиболее подробно и систематически идеи о человеческой Д. были разработаны Э. Фроммом. В книге «Анатомия человеческой деструктивности», он справедливо утверждал, что проблема Д. является одной из «наиболее важных» теоретических и практических проблем, которую необходимо исследовать с глобальных позиций. Согласно Э. Фромму, «история человечества дает картину невероятной жестокости и Д., которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек — настоящий «убийца»». Принципиально важным положением концепции Д. Э. Фромма является утверждение, согласно которому «Д. и жестокость — это не инстинктивные влечения, а страсти, которые корнями уходят в целостную структуру человеческого бытия. Они относятся к разряду тех возможностей, которые придают жизни смысл; их нет и не может быть у животного, ибо они по природе своей коренятся в «человеческой сущности». Э. Фромм считал, что объяснение жестокости и Д. человека следует искать «в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого». Э. Фромм полагал, что Д. существует и проявляется в основном в двух формах: спонтанной (обеспечивающей сохранение дремлющих деструктивных импульсов — преимущественно оборонительного характера — и их активацию при чрезвычайных обстоятельствах) и личностной (постоянно присущих конкретному индивиду Д. черт характера, сопряженных со всей структурой его личности). На основе многомерного исследования агрессии и Д., Э. Фромм выделил различные симптомы и типы агрессии и Д. (доброкачественные и злокачественные) и показал, что «основой самой злокачественной Д. и бесчеловечности» (т. е. жестокости, садизма и некрофилии) и одновременно «наиболее тяжелым патологическим состоянием» является «синдром распада».

что это такое, виды поведения у подростков

Содержание:

  • Определение деструктивного характера
  • Деструктивность как качество человека
  • Виды деструктивного поведения
  • Деструктивное поведение человека
  • Деструктивное поведение подростков
  • Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию
  • Видео

Все люди по своей природе делятся на тех, кто созидает, и на тех, кто разрушает. Люди со вторым вариантом характера часто являются повышенным источником опасности для общества, окружающих и даже самих себя. В психологии такое явление носит название деструктивного поведения, в переводе с латинского языка «деструкция» означает «разрушение».

Разрушение личности может стать необратимым

Определение деструктивного характера

Деструкция это в психологии стремление личности нарушить свою цельную природу, нанести вред себе или окружающим. Это состояние, которое может нанести большой вред психике человека, потому что:

  • Деструкция неизменно приводит к проблемам с физическим здоровьем;
  • Человек, сосредоточенный на разрушении, не может позитивно мыслить и конструктивно общаться;
  • Саморазрушение приводит к постепенной физической и моральной деградации личности;
  • Если человек не способен созидать, он не может реализовать свой духовный потенциал, это ведет к быстрому истощению внутренних ресурсов.

Определение деструктивного состояния звучит как желание человека нарушить внутреннюю гармонию в себе самом и окружающем мире. Склонность к разрушению зависит от уровня развития деструктивных черт характера: у кого-то они ярко выражены, у кого-то почти отсутствуют («люди-созидатели»).

Стремление к деструкции, уничтожению может быть направлено внутрь или наружу, во внешний мир. В первом случае человек представляет опасность для себя самого, во втором – для общества. Оба варианта разрушительного поведения нуждаются в своевременной психологической коррекции. Деструктивный характер значительно затрудняет общение и конструктивное взаимодействие с окружающим миром, поэтому такие люди часто чувствуют себя одинокими, значит, страдают от вынужденной социальной изоляции.

Склонность к нарушению внутреннего баланса есть у всех, но бывает выражена в разной степени

Деструктивность как качество человека

Самоактуализация — что это значит в психологии

Деструктивность это в психологии предрасположенность к разрушительным действиям по отношению к себе, окружающим или социуму в целом.

Причина такого состояния может быть разной. Деструктивный характер определяется генами, чаще он все-таки формируется с возрастом, особенно, если ребенок растет в социально неблагополучной семье. Деструктивную направленность личности можно легко определить по следующим ярким признакам:

  • Человек намеренно ломает или портит свои (чужие) вещи;
  • Любовь к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
  • Интерес к смерти и суициду;
  • Склонность к длительным депрессиям.

Если человек демонстрирует данные симптомы, это говорит о развитии деструкции. Стремление разрушать все вокруг себя и собственную личность часто сочетается с различными видами зависимостей: табачной, алкогольной, наркотической или игровой.

Если негативная энергия направлена вовнутрь, человек может сознательно наносить себе увечья. У женщин это увлечение пластическими операциями и пирсинг, у мужчин – татуировки и «тоннели» в ушах.

Самое печальное то, что от стремления наносить себе увечья тоже возникает сильная зависимость, поэтому человек, однажды сделавший себе татуировку с целью деструкции собственной личности, уже не может остановиться и продолжает уродовать свое тело. Такое поведение характерно не только для подростков, оно распространено и среди людей после 30 лет.

Виды деструктивного поведения

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника). Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх. Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Деструктивное поведение человека

Психопатия — это болезнь или характер

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия. В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Деструктивное поведение подростков

Деструктивное поведение несовершеннолетних подростков всегда вызывает большую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое патологическое влечение к разрушению или саморазрушению.

Деструкция собственной жизни характерна для многих современных молодежных субкультур, например, готов. Чаще всего подростки занимаются вандализмом. Известны случаи, когда 13-14 летние школьники ломают инвентарь на детских площадках, намеренно устраивают пожары и погромы на кладбищах. Все это – типичные признаки развивающейся страсти к разрушению. С возрастом эти отклонения могут усилиться и привести к процессу деградации личности. Некоторые подростки намеренно наносят себе увечья и травмы, считая это признаком смелости. Еще одно характерное проявление негативного отношения к себе и миру – увлечение экстремальными хобби и видами спорта, связанными с большим риском для жизни. Пример – движение «зацеперов».

Внимание! В социальных сетях молодежь подстерегает серьезная опасность – сообщества, в которых у подростков намеренно разжигают интерес к автодеструкции. Наглядный пример – известная группа «Синий кит», участники которой, информационно зомбируя детей, толкали их на совершение суицида.

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию

Для профилактики деструктивного отклоняющегося поведения необходимо:

  • Активно развивать психологическое позитивное мышление вместо разрушительного;
  • Проводить политику защиты молодежи от негативного влияния интернета;
  • Пропагандировать основные принципы здорового образа жизни и занятия разными видами спорта;
  • Проводить активную работу с молодежью в плане культурного досуга и патриотического воспитания;
  • Всячески поощрять любое стремление ребенка к созиданию, делать что-то своими руками как альтернативу разрушению.

Как показывает практический опыт, такие мероприятия по профилактике  обычно дают хороший результат и находят живой отклик у молодых людей, страдающих от склонности к деструкции или автодеструкции.

При любых проявлениях деструктивного поведения человеку требуется неотложная психологическая помощь. В отличие от других, не представляющих угрозу для общества расстройств, данная проблема не проходит самостоятельно и нуждается в коррекции. Тенденция к деструкции быстро прогрессирует, поэтому оставлять без внимания нарастающее стремление к разрушению ни в коем случае нельзя.

Видео

Автор:

Aннa Kyлинич

Психологический взгляд на человеческую деструктивность

Мое вдохновение для написания этого блога проистекает из глубокого чувства к людям и серьезной озабоченности тем, что без надлежащего понимания причин их бесчеловечности по отношению друг к другу и развития сострадательного мировоззрения, вполне вероятно, что люди в конечном итоге уничтожат себя и жизнь на планете. Несмотря на все достижения науки и техники, если внимательно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в мире, следует признать ее полнейшим безумием. Миллионы людей голодают, геноцид достигает невероятных масштабов, межэтнические распри и предрассудки повсюду, массовые убийства происходят во имя религии, а война остается общепринятым решением человеческих разногласий. При лучшем, более эффективном оружии и меньшем разуме технологии опережают рациональность, и последствия могут быть только ужасными.

В этом блоге я описываю источник неэтичного, вредного поведения и то, как оно проявляется в личных отношениях между мужчинами, женщинами, парами и семьями, а также в социальной сфере. Столкнувшись с аналогичным беспокойством по поводу антиобщественного поведения, Зигмунд Фрейд (1925/1959) постулировал инстинкт смерти как врожденную деструктивную сторону человеческой природы. Современные теоретики критикуют теорию инстинкта смерти Фрейда за отсутствие эмпирических доказательств. Я также не согласен с выводом Фрейда и постулирую, что агрессивные проявления у людей являются в первую очередь результатом фрустрации и личных мучений.

Какие критерии следует использовать для проведения различия между этичными и неэтичными действиями, особенно когда их последствия с точки зрения деструктивности иногда неуловимы, их трудно идентифицировать или успешно скрыть? Конкретное действие или общение можно считать этичным, когда оно уважает, поддерживает и питает основные человеческие возможности другого человека. Например, в любой момент личный обмен может быть оценен либо как поддерживающий постоянное, оптимальное ощущение себя и индивидуального развития человека, либо как критический или подрывающий его. Таким образом, неэтичные действия или поведение причиняют вред или причиняют боль людям или мешают их развитию или реализации. Хотя вопросы прав человека редко рассматриваются в отношениях, они так же важны для благополучия человека, как еда, медицинское обслуживание и кров.

Большинство людей сказали бы, что они стремятся вести себя этично в своих отношениях, но многим трудно последовательно жить в соответствии со своими ценностями и идеалами. Чтобы понять, почему люди непреднамеренно причиняют вред другим, важно изучить различные экологические, социальные и культурные факторы, которые способствуют склонности людей действовать вопреки своим собственным интересам, а также интересам других.

В этом блоге меня интересует психологическая динамика того, что аморальное и деструктивное поведение происходит в первую очередь из защитной манеры, в которой люди справляются с межличностной и экзистенциальной болью. Невозможно защитить себя лично, не причинив вреда другим, особенно самым близким людям, особенно нашим детям. Мой вывод отражает клиническую оценку, а не моралистическое осуждение. Проблема одновременно сложная и многогранная.

Необходимо понять, как формируются защитные силы, откуда они возникают и почему они эндемичны. Логично, что, сталкиваясь с болью и разочарованием в годы нашего развития, мы формируем психологическую защиту, чтобы облегчить дискомфорт. Экзистенциальные проблемы одиночества и осознание нашей возможной кончины усиливают наши тревоги и еще больше предрасполагают к защитному отрицанию чувств. Трагедия заключается в том, что те же самые защитные механизмы, которые позволили нам пережить эмоциональную боль в детстве, позже становятся неадекватными во взрослой жизни, ограничивая наш личный потенциал для полноценной жизни. Более того, они также предрасполагают к негативному поведению по отношению к другим, тем самым увековечивая цикл деструктивности.

Чувство и сострадание составляют значительную часть нашего человеческого наследия, но они уменьшаются из-за нашей оборонительной ориентации. Мы не можем отключать наши эмоции выборочно. Пытаясь сделать это, мы также неизбежно ограничиваем свою способность чувствовать любовь и радость. В той мере, в какой мы полагаемся на психологическую защиту, мы склонны становиться эмоционально мертвыми и терять дух. Когда мы отрезаны от своих чувств, мы теряем чувствительность к себе и склонны к саморазрушению, а также с большей вероятностью проявляем агрессию по отношению к другим.

Кроме того, мы склонны проявлять враждебность всякий раз, когда наша защищенная адаптация находится под угрозой. Эта агрессия может быть спровоцирована как положительными, так и отрицательными жизненными событиями. Из-за прошлых ран мы часто пугаемся или испытываем недоверие, когда испытываем положительное признание или любящие ответы. Мы реагируем, скрывая положительные черты личности, набрасываясь или дистанцируясь, чтобы сохранить психологическое равновесие. К сожалению, наша защита обычно имеет приоритет над искренним уважением к близким нам людям. Часто наши друзья, наши партнеры и наши дети становятся расходным материалом перед лицом нашей оборонительной и самозащитной позиции.

Повреждение нашей психики в годы нашего развития деформирует нас и делает деморализованными. Это не только способствует агрессивным реакциям, но и заставляет нас развивать токсичные черты характера, которые подрывают самооценку других людей. Такие черты характера, как нечестность, навязчивость, превосходство, нарциссизм, зажатость, властное поведение, мученическая или виктимная ориентация, параноидальное или подозрительное отношение и откровенная враждебность, являются деструктивными проявлениями, которые сказываются на других. Их вполне можно расценивать как нарушения прав человека в межличностной сфере.

Кроме того, люди реагируют на страх смерти на подсознательном или бессознательном уровне, принимая защитный образ жизни, практически не осознавая этого. Следуя традициям Отто Ранка (1936/1972) и Эрнеста Беккера (1973/1997), исследователи теории управления терроризмом описывают влияние экзистенциального страха на формирование индивидуальной защиты и на культуру в целом и подтверждают свой тезис экспериментальными данными (Соломон , Гринберг и Пищинский, 2015). Они объясняют, как способ, которым люди защищают себя коллективно, внедряется в общепринятые социальные модели данного общества.

Подытоживая динамику формирования защиты, можно сказать, что опыт ранней разлуки и межличностная боль приводят к развитию защитных механизмов самозащиты, и эти защиты укрепляются по мере того, как дети постепенно осознают свою смертность. После этого люди приспосабливаются к страху смерти с помощью защитного отрицания, аддиктивных наклонностей и в той или иной степени ограничивая свою жизнь.

В моей будущей книге Внутренний враг: теория разделения и голосовая терапия я рассматриваю этику с психологической точки зрения. Мои усилия направлены на то, чтобы объяснить источник неэтичного поведения, прояснить его проявления и предложить метод лечения для преодоления негативного поведения, вызывающего отыгрывание. Обладая пониманием и проницательностью, люди могут начать эффективно бросать вызов своей защите и изменять деструктивное поведение.

Я надеюсь, что, поняв динамику, которая наносит вред детям и приводит к формированию психологической защиты, люди смогут научиться осознавать и изменять разрушительные взаимодействия родителей и детей. Они могут стать более чувствительными к пагубным характеристикам, которые задевают детскую самооценку, и попытаться изменить негативные модели отношений.

Мой подход к морали основан на здравых принципах психического здоровья. Например, предполагая, что люди стремятся быть великодушными и понимающими, я не просто советую им действовать по-доброму; Я описываю, как позитивные действия могут бросить вызов негативному отношению людей к себе и тем самым помочь им почувствовать себя лучше эмоционально. Жить жизнью, характеризующейся честностью, щедростью и любовью к самым близким нам, а затем распространять эти чувства на других, оказывает оптимальное влияние на наше собственное чувство благополучия.

Применяя подход к этическому поведению, который будет сострадательным и гуманным, а не моралистическим или предписывающим, люди могут постепенно научиться преодолевать защиты, которые действуют как барьеры на пути к этичному образу жизни. Они могут развивать свои собственные ценности и принципы и искать более позитивные решения в жизни. Они могут культивировать заботу о правах человека в своих личных отношениях и научиться ценить самореализацию, свободу и независимость для всех людей. На самом деле, в более широком смысле, соблюдение этих этических принципов вполне может иметь жизненно важное значение для обеспечения выживания человечества.

Что стоит за нашим стремлением к самоуничтожению?

Каждый новый год люди клянутся покончить с вредными для себя привычками, такими как курение, переедание или чрезмерные траты.

А сколько раз мы узнавали о ком-то — о знаменитости, друге или любимом человеке — кто совершал саморазрушительный поступок, который, казалось, не поддавался объяснению? Подумайте о преступнике, который оставляет след улик, возможно, в надежде быть пойманным, или о политике, который побеждает на выборах только для того, чтобы начать переписываться с кем-то, кто может его разоблачить.

Зачем они это делают?

У Эдгара Аллана По, одного из величайших — и самых саморазрушительных — писателей Америки, были некоторые мысли по этому поводу. У него даже было название для этого явления: «порочность». Позже психологи переняли эстафету у По и попытались разгадать эту загадку человеческой психики.

Непреодолимая порочность

В одной из своих малоизвестных работ «Извращенный бес» По утверждает, что осознание того, что что-то не так, может быть «единственной непобедимой силой», которая заставляет нас это делать.

Похоже, что источником этого психологического озарения был собственный жизненный опыт По. Осиротевший до того, как ему исполнилось три года, у него было мало преимуществ. Но, несмотря на свои немалые литературные способности, ему постоянно удавалось усугубить свою судьбу.

Он часто отталкивал редакторов и других писателей, даже обвиняя поэта Генри Уодсворта Лонгфелло в плагиате в так называемой «войне Лонгфелло». В важные моменты он, казалось, взрывался: во время поездки в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы заручиться поддержкой предлагаемого журнала и, возможно, государственной работы, он, очевидно, слишком много пил и выставил себя дураком.

По словам Эдгара Аллена По, осознание того, что что-то не так, может сделать его непреодолимым. Викисклад

После почти двух десятилетий работы редактором и небольшого дохода от своих стихов и художественной литературы По наконец добился прорыва со своим романом «Ворон», который стал международной сенсацией после публикации в 1845 году.

Получив возможность прочитать в Бостоне и извлечь выгоду из этой новообретенной славы, По не стал читать новое стихотворение, как его просили.

Вместо этого он повторил стихотворение из своей юности: многословный, эзотерический и ужасно скучный «Аль-Аарааф», переименованный в «Звезду-посланника».

Как сообщила одна газета, «это не было оценено аудиторией», о чем свидетельствует «их беспокойство и постоянное множество выходов за раз».

Литературная карьера По застопорилась на оставшиеся четыре года его короткой жизни.

Фрейдовское «влечение к смерти»

Хотя «извращенность» разрушила жизнь и карьеру По, тем не менее она вдохновляла его литературу.

Он занимает видное место в «Черном коте», в котором рассказчик казнит своего любимого кота, объясняя: «Я… повесил его со слезами, текущими из глаз, и с горьким раскаянием в сердце… повесил, потому что знал что, поступая так, я совершал грех — смертный грех, который настолько подверг бы опасности мою бессмертную душу, что поставил бы ее — если бы такое было возможно — даже вне досягаемости безграничной милости Милосерднейшего и Наиужаснейшего Бога».

Зачем персонажу сознательно совершать «смертный грех»? Зачем кому-то разрушать то, что он любил?

По что-то понял? Обладал ли он проницательным пониманием контринтуитивной природы человеческой психологии?

Спустя полвека после смерти По Зигмунд Фрейд писал об универсальном и врожденном «влечении к смерти» у людей, которое он назвал «Танатос» и впервые представил в своем знаменательном эссе 1919 года «По ту сторону принципа удовольствия».

Зигмунд Фрейд писал о всеобщем влечении к смерти, которое он назвал «Танатос». Викисклад, CC BY-SA

Многие считают, что Танатос относится к бессознательным психологическим побуждениям к саморазрушению, проявляющимся в необъяснимом поведении, показанном По, и — в крайних случаях — в суицидальных мыслях.

В начале 1930-х годов физик Альберт Эйнштейн написал Фрейду, чтобы узнать, что он думает о том, как предотвратить дальнейшие войны. В своем ответе Фрейд написал, что Танатос «работает в каждом живом существе и стремится привести его к гибели и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи», и назвал это «инстинктом смерти».

Для Фрейда Танатос был врожденным биологическим процессом со значительными психическими и эмоциональными последствиями – реакцией на бессознательное психологическое давление и способом его снятия.

На пути к современному пониманию

В 1950-х годах в области психологии произошла «когнитивная революция», когда исследователи в экспериментальных условиях начали изучать, как работает разум, от принятия решений до концептуализации и дедуктивных рассуждений.

Самодеструктивное поведение стало рассматриваться не столько как катарсический ответ на бессознательные влечения, сколько как непреднамеренный результат преднамеренного расчета.

В 1988 году психологи Рой Баумайстер и Стивен Шер определили три основных типа саморазрушительного поведения: первичное саморазрушение или поведение, направленное на причинение вреда самому себе; контрпродуктивное поведение, имеющее благие намерения, но оказывающееся случайно неэффективным и саморазрушающим; и компромиссное поведение, которое, как известно, сопряжено с риском для личности, но считается, что оно несет потенциальные выгоды, которые перевешивают эти риски.

Вождение в нетрезвом виде. Если вы сознательно употребляете слишком много алкоголя и садитесь за руль с намерением быть арестованным, это первичное саморазрушение. Если вы садитесь за руль пьяным, потому что считаете себя менее пьяным, чем ваш друг, и, к вашему удивлению, вас арестовывают, это контрпродуктивно. И если вы знаете, что слишком пьяны, чтобы водить машину, но все равно едете, потому что альтернативы кажутся слишком обременительными, это компромисс.

В обзоре Баумайстера и Шера сделан вывод о том, что первичное самоуничтожение на самом деле редко демонстрировалось в научных исследованиях.

Скорее, саморазрушительное поведение, наблюдаемое в таких исследованиях, в большинстве случаев лучше классифицировать как компромиссное поведение или контрпродуктивное поведение. «Стремление к смерти» Фрейда на самом деле наиболее точно соответствует контрпродуктивному поведению: «стремление» к разрушению не переживается сознательно.

Наконец, как показал психолог Тодд Хизертон, современная нейробиологическая литература по саморазрушительному поведению чаще всего фокусируется на функционировании префронтальной коры, которая связана с планированием, решением проблем, саморегуляцией и суждением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *