Я реальное это в психологии: Реальное Я это

Я-реальное и Я-перспективное . Психология человека от рождения до смерти

Я-реальное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.

Я-перспективное – модель, в которую может быть преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей.

Говоря о Я-концепции ребенка, следует отметить, что она включает в себя как констатирующий реальный образ Я (Я-реальное), так и Я-перспективное, т. е. то, на что Я-реальное ориентировано.

Так, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей.

При поступлении ребенка в школу к осознанию себя как ребенка своих родителей прибавляется еще один из значимых образов: «Я – ученик такого-то учителя». Причем такой Я-образ быстрее возникает и занимает в иерархии Я-образов достаточно престижное место, если ученик одобряем учителем. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он – обучающийся значимы для окружающих взрослых.

Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я-концепцию ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ. Возможно, именно взаимодействие со сверстниками и делает Я-образ ребенка более динамичным в его развитии.

Например

При взаимодействии с различными индивидами и разными группами сверстников у ребенка проявляются разноплановые особенности его Я-концепции.

Например, у мальчика в общении с привлекательной для него девочкой актуализируется Я-образ внимательного и вежливого товарища, что позволяет привлечь к себе ее внимание. В то же время в поведении с другими девочками реализуется Я-концепция ребенка – «антагониста» девочек, и он с ними задирист и неприветлив. В общении же с мальчиками в большей мере проявляется Я-образ «мужчины», и ребенок старается быть сильным и смелым.

Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика

Таким образом, различные межличностные взаимодействия актуализируют у ребенка перспективные составляющие его Я-образа и создают условия для стабилизации реального Я-образа.

То, что развитие Я-образа у ребенка младшего школьного возраста происходит при более активном общении со сверстниками (по сравнению с предыдущим возрастным этапом), помогает ему осознать свои индивидуальные особенности и обозначить их как позитивно значимые или негативно явственные. Стремление ребенка обеспечить внутреннюю согласованность различных Я-образов приводит к тому, что некоторые аспекты своего Я обостренно обозначаются, другие же – вытесняются из его сознания.

Я идеальное. Я реальное

Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет  свой идеал. Но не тот, который вычитал  из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной — неосознаваемый.  
Назовем этот образ просто Я-идеальное. 
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное. 
А теперь посмотрим, откуда «растут ноги» у внутренних конфликтов. 

 
Я-идеальное.  
Это виртуальный образ, для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие:поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д.  
Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино-мультики-сказки-ТВ-книги-учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать. 
Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Т.е. практически человек, но живущей в голове живого человека:-)) 
Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д. 
Чем он(идеальный образ) хорош? 
Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, поднимает утром попу с дивана и что-то делает. Развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально). 
Чем он плох? 
Скорее он не плох, а иррационален. Тем, что вложив в этот образ иррациональные (бесполезные установки), человек, не осознавая того, стремится «в никуда», дальше я поясню эту проблему. 
Рациональное Я-идеальное: идеал реально достижимый, легко меняется (гибкость!), социально адаптированный, цель — удовольствие и наслаждение жизнью.  
Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален — направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху), холодный(безымоциональный) по сути своей. Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно. 
 
Я-реальное. 
Это то представление о самом себе, которое человек имеет фактически. Формируется оно, опять же, родителями (высказываниями о ребенке), далее социумом и его мнением о человеке.  
Наверно, каждый видел «гадкого утенка». Почему он такой? Да это его реальное представление о самом себе…. И рядом с ним лидер. Это тоже представление о самом себе…. Местный дурачок, отличник, маменькин сынок, хулиган — тоже представления о самом себе… Вот таким разным оно бывает. А представление формирует поведение человека. Поэтому мир такой разный и интересный. 
Рациональное Я-реальное: человек ощущает самого себя, признает со всеми достоинствами и недостатками. Относится к себе с любовью. А себе-любимому плохо делать не станешь, а вот хорошее всегда и запросто. Такой человек движется быстрыми темпами вперед и вверх, совершенствуется и развивается. 
Иррациональное Я-реальное: человек склонен к фантазированию «вот стану …., посмОтрите у меня! Я вам, сукам, покажу!». При этом самого себя реального полностью или частично он отрицает. Оскорбляющего окружающих по поводу и без повода человека видели все — вот это как раз и есть человек, отрицающий, ненавидящий сам себя реального и НИЧЕГО не делающий для самого себя, чтобы стать лучше. Как правило, вся ругань такого человека — это те качества, в которых он боится признаться сам в себе (в психоанализе называется «проекция»). Это очень яркий пример. Такие люди, как правило, ничего в жизни не достигают, заканчивая брюзжащими стариками, работающими на аптеку. Другой яркий пример — алкоголик. Человек настолько ненавидящий себя, что даже находиться в реальности ему невыносимо неприятно.
Он просто заливает глаза, отключается. 
 
Человек счастлив 
Это осознавание движения и приближения к своему Я-идеальному. предвкушение того, что 2 Я сольются в единое целое. И умение радоваться достижениям. 
 
Кризис 
Состояние, когда идеал в чем-либо или полностью достигнут и стоит вопрос: «А что же дальше???» Кризис среднего возраста всем нам известен — как пример такого состояния… Гибкий человек поставит себе цели и начнет двигаться к ним. Еще вадный момент — умение чувствовать и наслаждаться жизнью. Оказывается, дано это не всем и приходится учить этому отдельно. 
 
Беспокойство 
Это страх несоответствия в какой-то момент своему Я-идеальному.  
Например, я волнуюсь, что недостаточно подготовлен к этой работе. Фактически звучит так: я боюсь, что не соответсвую своему идеальному представлению о том, какие знания/навыки должен иметь касательно этой работы. Перевод понятен? А у соблазнителей причина страха подхода тоже понятна? 
 
Взаимодействие между двумя Я.  
Любое взаимодействие(коммуникация) возможно в нескольких видах: 1) противостояние 2)сотрудничество 3)капитуляция.  
Между двумя Я именно так все и происходит. 
Сотрудничество  
Приученный с детства получать награду за успех, человек будет постоянно идти к своему идеалу и если он реален, то достигнет его. Оценивая реально свои силы и возможности и желая идти вперед, человек будет соотносить запросы со своими возможностями. Отказ от чего-либо воспримет, как данность, сосредоточившись на получении реально достижимого. И здесь вопрос лишь в том, чтобы Я-реальное (представлени о самом себе) было адекватным действительности: не завышено и не занижено. Имея согласие между 2-мя Я, человек мотивирован двигаться к идеальному состоянию, активен и достигает желаемого. 
Противостояние  
Человек вечно недоволен собой: часто отрицает себя реального: «не хочу об этом даже думать» Но парадокс в том, что не давая самому себе признать свою ошибку, невозможно ее и исправить. В итоге толчется на одном месте, ничего не достигая в жизни. Возможно, в какой-то момент осознает и увидит свое реальное состояние. Для этого нужно обладать определенным мужеством, чтобы признаться саому себе в своих недостатках… Если удалось признать ошибки — это уже победа, далее пойдет рост. Попросту, признавая реальность, человек получает ступеньку, от которой может оттолкнуться и двигаться вперед к своему идеальному состоянию. 
Еще, как вариант, обращение к НЛП, всяким оккультным учениям/знаниям и книжкам типа «Как разбогатеть за N-дней с помощью практики тантра-мантра-колдовства» или «Как соблазнить всех девушкек своей мечты сразу и на расстоянии, надувшись магической энергией и не пукнуть при этом от перенапряжения» 
О признании себя реального я писал раньше(то, что касается «тени»).  
Капитуляция. Отчаяние  
Каждый слышал и знает о таком состоянии не понаслышке: «У меня опустились руки». По сути — это отказ от движения к идеалу, представление о недостижимости идеала. Отчаяние — результат большого разрыва между реальным и идеальными Я, либо недостижимости идеального Я. С одной стороны, штука плохая — некуда идти, жизнь теряет смысл. С другой стороны, для человека думающего это точка отсчета — повод переосмысления своих идеалов, представления о себе реальном (и принятие себя тоже). Кто-то в состоянии сделать это сам, другому нужна помощь. Здесь часто на горизонте появляется религия, как источник хоть какого удовольствия и цели в жизни (служение богам чем не цель, если свои недостижимсы?) Но выход есть всегда и не один, а много и разных. 
——————————————————————————————— 
И реальное и идеальное Я многогранны, включают много аспектов и сторон жизни. Хочу, чтобы читающие этот пост, задумались о себе и своей жизни. 
Описал, опустив много подробностей. Сейчас они не нужны — важно представлять просто взаимодействие в целом, глобально. Детали можно описать дальше.  
 
Продолжение теории и практические методики будут завтра…. 

 

«Я»-идеальное — это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать» ( Rogers , 1959, р. 200). «Я»-идеальное представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение.. Если у человека «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. «Я»-идеальное — это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «я»-идеальное сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию.

Приведенный ниже случай из практики служит отличным примером. Студент, который был лучшим в  средней школе и очень хорошо учился в колледже, внезапно решил  бросить колледж. Свой уход он объяснял тем, что получил за курс оценку « C ». Его мысленный образ самого себя, согласно которому он везде и  всегда должен быть лучшим, подвергся  опасности. Единственное разрешение конфликта, которое молодой человек мог  себе представить, было бегство. Ему  проще было оставить академический  мир вообще, чем отрицать различие между своим реальным поведением и идеальным представлением о  себе. Молодой человек сказал, что  попытается стать «лучшим» в какой-нибудь другой области. Таким образом, чтобы  защитить идеальный образ своего «я», он готов был оставить академическую  карьеру. Он бросил школу, много путешествовал  по миру и сменил множество мест работы. Когда мы снова встретили  его, он уже был в состоянии  допустить возможность, что совсем необязательно быть лучшим с самого начала, однако все еще испытывал  большие трудности, когда ему  приходилось заниматься любым видом  деятельности, который предполагал  возможность неудачи.

Если «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, это отличие может серьезно мешать нормальному здоровому функционированию личности. Люди, страдающие от такого различия, зачастую просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями. Например, некоторые родители говорят, что сделают для своих детей «все, что угодно», однако на самом деле родительские обязательства являются для них бременем. Такие родители не исполняют обещаний, которые дают своим детям. В результате дети оказывается в замешательстве. Родители либо не могут, либо не хотят видеть разницу между их «я»-реальным и «я»-идеальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Детерминация человеческого  поведения в деловом общении

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих  актов, лежащих в их основе ценностей  и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие  ролевое поведение в деловом  общении. Познавательная ценность данного  подхода объясняется тем, что  поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой  реализуется его деловая активность. Выявить динамику процесса детерминации поведения личности позволяет следующая  схема (рис. 2).

Рис. 2. Составные элементы, детерминирующие поведение в  деловом общении 
Источник: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 74.

Смысл этой схемы заключен в следующем: вполне или отчасти  осознанные намерения конкретного  индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды и реализующихся  в ролевом поведении.

Ключевые понятия схемы:

1. «Я». 

2. Макро- и микросреда.

3. Социальные стереотипы.

4. Ролевое поведение и  т.д.

«Я» – это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения, подобное выделение невозможно.

Каждый индивид нуждается  в любви и принятии, позитивном отношении со стороны других. Значимые Другие оказывают на индивида большое  влияние, давая или отбирая любовь и принятие. А человек относится  к себе с уважением только тогда, когда думает о себе определенным образом, принимаемым значимыми  Другими, а мысли и действия, не принимаемые Другими, рассматриваются  как неценные и исключаются из образа своего «Я». Поэтому человек стремится общаться в первую очередь с теми, кто обеспечивает высокую самооценку.

Источниками самореализации могут быть работа, семья, дети, хобби, религия, искусственная среда (алкоголь, наркотики).

Следует учитывать, что наше «Я» проявляет себя в повседневной деятельности в нескольких формах. Причем здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта.

«Я» предполагает наличие  трех компонентов.

Рис. 3. Структура «Я» 
Источник: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 79.

В зависимости от обстоятельств  на первый план выходит тот или  иной фактор.

Эти три компонента соотносятся  не только с внешним миром, но и  с самим «Я» как таковым, поэтому  у каждого индивида существуют три  «Я»

«Я»-образ – это то, что мы о себе думаем. У нормального человека это знание обязательно является положительным, то есть мы думаем о себе, чаще всего, лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит неосознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» – это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом месте уже не знание, а оценка, причем, как правило, неосознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В этом случае может иметь место комплекс неполноценности (Адлер). Неосознаваемые чувства движут человеком сильнее, чем осознанная оценка. «Я»-образ приводит к самоутверждению через стремление к неограниченной власти (Гитлер, Наполеон) или через жертвенное служение человечеству (Ганди, Мать Тереза). И если в реальном – «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению, а идеализированные размышления в том, кем я мог бы стать и что я когда-нибудь захочу (бросить курить и т.п.).

Имидж (image) в переводе с английского – образ, изображение, отражение. Существует концепция имиджа как искусство управлять впечатлением. Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, то есть это своего рода форма самопрезентации для других. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Имидж несет следующие функции:

1) психоэмоциональной защиты;

2) статусного положения;

3) коммуникативную;

4) социальной дифференциации  и нивелирования.

В узком смысле в имидж включают внешний вид (одежда, обувь, прическа, фигура, макияж, цветовой тип внешности).

Специалисты включают также  в это понятие вербальные средства общения – устная речь человека со всеми ее характеристиками: стиль, тон, скорость, ясность, точность, высота, выразительность, сила, ритмичность, эмоциональность и невербальные средства общения – навыки письменной речи и устного общения, мимика (кинесика, пантомимика, поза, жесты, походка) и искусство самопрезентации.

Имидж как социальный феномен

Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, этот образ дает информацию окружающим о нас, с другой – при этом человек преследует какие-то свои вполне определенные цели. И в зависимости от того, насколько развиты личностные структуры, индивид либо становится рабом имиджа, либо умело использует его в различных ситуациях. Если он способен к анализу, оценке и контролю своей деятельности, то, зная, что такое имидж и для чего он нужен, человек не попадет в зависимость от него. Одно дело индивид на работе, а другое – дома, на пляже, на дискотеке, где деловитость никому не нужна.

Имидж – не застывшее понятие, человек должен быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства. Очень важно во всех ситуациях понимать мотивы своего поведения, зачем это нужно, что вы хотите получить в результате. Например, почему-то, собираясь на любовное свидание, мы хотим выглядеть романтично и сексуально и понимаем, что в строгом костюме нам будет сложно убедить партнера в собственном очаровании. Возникает вопрос, а не приведет ли к раздвоению или растроению личности необходимость быть столь разными? Нет, ведь существуют несколько пластов в жизни, но вы всегда остаетесь собой, теми, кто управляет всеми выбранными образами, играя деловую женщину на работе, сексуальную в ночном клубе или интеллектуалку в кругу друзей. Особенно тяжело, когда, в силу сложившихся обстоятельств, приходится находиться в образе, явно противоречащем вашему «Я». Сделайте переоценку смыслов, иначе расставьте акценты. Ведь и в бездарной пьесе можно наслаждаться игрой актеров. Получать удовольствие от того, насколько грамотно находитесь в несвойственном образе. Имидж – это не только способ замаскировать свою некомпетентность или неразборчивость, это инструмент самореализации.

Если образ не соответствует  ситуации, в которой находится  человек, и обстоятельства нельзя изменить, то можно относиться к ним по-другому. Человек живет как в мире символическом, так и в мире реальном. Можно  выделить большой ряд ситуаций, где мы реагируем именно на имидж, а не на реальность. Это:

1) имидж-репутация, на который мы опираемся при обращении, например, в банк или авиакомпанию;

2) имидж политика. Поскольку избиратель не имеет с ним личных контактов, он должен реагировать на его символическое представление в виде имиджа. В случае голосования по партийным спискам избиратель также может опираться исключительно на имиджевое представление партий и ее руководителей.

3) имидж товара. При наличии множества объективно одинаковых марок, например стиральных порошков, пива или сигарет, покупатель начинает реагировать на символические различия между ними, предварительно имплантированные в образ данного товара специалистами.

4) имидж фирмы, который возникает как часть нематериальных активов фирмы при продаже ее другому лицу. При этом существенная часть суммы платится именно за ее символическое измерение.

Имидж в концентрированной  форме задает суть человека или организации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить  свои взаимоотношения с данным человеком: избирать его в депутаты, назначать  на пост, отдавать ему свои голоса в  качестве будущего президента. Отсюда следует простая истина: чем точнее мы изберем и построим свой имидж, тем эффективнее будет коммуникация.

Откуда мы знаем, что реально?

Картина Тайна Хайне, изображающая галлюцинации при деменции с тельцами Леви

Источник: Jetiveri | Pixabay

Реальность — это то, что не исчезает, когда вы перестаете в нее верить.
— Филип К. Дик

Философы долго бились над вопросом, возможно ли и каким образом действительно познать внешнюю реальность. Мы, разумные существа, полностью зависим от нашего субъективного восприятия и находимся в ловушке нашего разума — нашего мозга.

С другой стороны, мы находим наши субъективные восприятия поразительно убедительными, не осознавая, насколько ненадежными они могут быть. Может быть очень трудно убедить людей, что их опыт находится «здесь», а не «там».

Не верьте всему, что вы думаете

Как психиатр, я регулярно слышу о всевозможных необычных перцептивных переживаниях, и не только от людей, страдающих психозом. Широкий спектр аномальных состояний, а также большое количество нормальных, но неверно истолкованных явлений могут вызывать искаженное восприятие.

И все же мы находим наши собственные субъективные восприятия настолько убедительными, что мы более склонны сомневаться в законах физики, чем сомневаться в собственном разуме. Мы не можем не предположить, что восприятие равно реальности. Люди недооценивают способность нашего мозга создавать убедительные реальности. Они недооценивают, насколько реалистичными могут казаться некоторые диссоциативные переживания, галлюцинации и другие хорошо известные ментальные/нейронные заблуждения.

Можно сказать, что одна из главных задач психиатра состоит в том, чтобы убеждать людей скептически относиться к их собственным убеждениям, т. е. критически исследовать доказательства их предположений и не верить автоматически своим собственным мыслям и восприятиям.

Восприятие и интуиция 1

Мы воспринимаем мир через наши чувства. Хотя субъективное восприятие часто бывает ненадежным, оно является важнейшим источником данных о мире. Действительно, — это источник наших данных о мире. Даже когда мы занимаемся наукой, мы все равно получаем данные через наши органы чувств. Наука — это всего лишь метод сведения к минимуму искажающих эффектов нашего восприятия и интуиции и приближения к более объективному взгляду на реальность (как выразился философ Томас Нагель: «взгляд из ниоткуда» 9). 0028 2 ).

В наши дни очень ценится интуиция. Вам советуют «довериться своей интуиции». Безусловно, интуиция часто оказывается полезной, поскольку она отточена эволюцией и личным опытом. Натренированная интуиция, приобретаемая специалистом в своей профессиональной области за многолетний опыт, может быть особенно полезной и очень часто точной. Но это также может быть совершенно ошибочным и ввести эксперта в заблуждение, заставив его застрять в неверных предположениях — это случалось со мной много раз как психиатр, в моей роли диагноста и терапевта, пытающегося понять своих пациентов, только чтобы понять гораздо позже. насколько ошибочной была моя интуиция. Мы должны осознавать, что наша интуиция и твердые предположения могут быть совершенно неверными.

Твердые объективные данные должны быть окончательным арбитром, когда доказательства, полученные с помощью строгой научной методологии, противоречат нашей интуиции.

Мозг — это хорошо отточенная, но несовершенная машина виртуальной реальности

У вас нет мозга. Вы есть мозг.

Ваши субъективные восприятия — это представления внешнего мира, как форма виртуальной реальности. 3 В некотором смысле мы как мозги в Матрица , застрявшие в наших черепах, получающие информацию, которая в основном является симуляцией внешнего мира.

К счастью, наш мозг в значительной степени воплощен, и хотя информация, поступающая от тела и его органов чувств, действительно похожа на симуляцию, мы можем быть достаточно уверены, что большую часть времени они являются точным представлением реальных вещей там. Мы можем с полным основанием ожидать, что эволюция сформировала эти представления так, чтобы они довольно точно соответствовали внешнему миру, потому что организмы, которые не могли бы точно и надежно воспринимать окружающую среду и реагировать на нее, не прожили бы долго и с меньшей вероятностью оставили бы потомство. , в конце концов вымерли. Мы произошли от тех животных, у которых было относительно точное восприятие.

Но многое может исказить или обмануть восприятие существа, и мы не исключение. Мозг — энергозатратный орган, поэтому ему пришлось развивать эффективность энергосбережения, полагаясь на предположения и приближения — наилучшие догадки. Как прогностическая машина, она должна находить короткие пути для распознавания образов, поскольку она обрабатывает огромное количество информации, полученной из окружающей среды с помощью своих органов чувств. Он также заполняет пробелы в своих сенсорных данных и сглаживает «неровности» этих данных.

Например, наше поле зрения кажется нам гладким, бесшовным, полным и полностью окрашенным, тогда как на самом деле только очень небольшая его часть имеет высокое разрешение. Наши глаза совершают небольшие непроизвольные движения, когда наш мозг сканирует сцену и строит мысленную трехмерную «карту» изображения. Это сглаживает нервозность наших бегающих глаз. Мы также совершенно не осознаем, что у нас есть две большие слепые зоны, и мы не осознаем, что наше периферийное зрение размыто и бесцветно.

Точно так же память — это не процесс, похожий на видеозапись, как некоторые считают. Оно подвержено множеству постфактумных влияний и «редактированию» и очень восприимчиво к внушению, что было болезненно изучено в ходе фиаско «восстановленных воспоминаний»/ложных воспоминаний в 1990-х годах. 4

Оптические иллюзии — это один из способов продемонстрировать, как можно обмануть наш мозг. Кроме того, мы с большей вероятностью неправильно воспринимаем вещи, когда мы устали или голодны, или когда наши чувства ослаблены из-за снижения сенсорной информации (например, при тусклом свете). Интоксиканты и галлюциногены вызывают искажения и драматические заблуждения. А психические заболевания могут сильно исказить или исказить наше восприятие реальности. Даже обычная тревога, печаль и другие обычные эмоции могут исказить наше восприятие.

Сознание и иллюзия «Я»

Нейронаука говорит нам, что «Я» — это сложная иллюзия. 5 Бесспорно, субъективный опыт реален; это просто не то, чем кажется. «Я» — это не единая «вещь». Скорее, мозг — это конфедерация независимых модулей, работающих вместе. 6

Чрезвычайно сложные бессознательные нейронные детерминанты, которые определяют наш выбор и действия, для нас непостижимы. Мозг удобно выстраивает упрощенное повествование о едином «я», независимом агенте всех наших мыслей и поступков, как если бы где-то за нашими глазами сидело маленькое «Мини-Я», управляющее всем устройством.

Эволюция, вероятно, сформировала наш мозг таким образом, потому что эта иллюзия очень адаптивна и способствует функционированию — она работает.

Сознание само по себе, вероятно, развилось как способ, с помощью которого организмы могли выйти далеко за рамки простого рефлекторного реагирования на раздражители — чтобы иметь возможность реагировать более гибко, более отсроченно и планомерно. (Ключевая функция сознания, вероятно, состоит в том, чтобы допускать нерефлексивное поведение, такое как реакция после задержки или выполнение действия на основе внутренне сгенерированных планов 9. 0028 7 ).

Источник: agsandrew | AdobeStock. своего рода трансцендентной реальности, а не просто химически изменили перцептивные схемы их мозга. 8

Удостоенный наград научный журналист и духовный искатель Джон Хорган написал книгу под названием Рациональный мистицизм , 9 , предполагающую, что мистицизм может быть рациональным путем к раскрытию тайн существования. В одной из своих статей журнала Scientific American , 10 , он пишет: «Моя собственная мистическая интуиция не позволяет мне исключить возможность сверхъестественного творения». В другой статье, 11 , он пишет о «плохом трипе», который он испытал несколько десятилетий назад, приняв мощный психоделик неизвестного типа 9.0028 12 противопоставляя этот опыт мистическому опыту доктора, который легковерно утверждает, что попал на Небеса и обратно во время эпизода комы. 13 Хорган отваживается на скептицизм, но останавливается:

Наш опыт был бредом, вызванным аберрационными состояниями мозга. Различия между нашим опытом — как и различия между нашими снами — можно объяснить нашим разным происхождением и характером.

Но другая часть меня недовольна этим увольнением. Мои видения, вызванные наркотиками, обладали мифическим, архетипическим качеством, которого нет в моих снах. Видения казались не абсурдными и бессмысленными, как большинство моих снов, а почти тоже имеет смысл. Они казались слишком хитрыми — слишком нагруженными метафорическим и метафизическим значением — чтобы быть продуктом моего тщедушного личного мозга. Мне казалось, что я оставил свой индивидуальный разум позади и отправился в другое, гораздо более обширное царство. 11

Помимо мистических состояний, вызванных психоделиками, таких как у Хоргана, мистические переживания могут быть вызваны множеством других видов воздействия на мозг (как я обсуждал ранее), не последним из которых является простая, но чрезвычайно мощная сила внушения.

Центральная роль субъективности в исследовании и выражении человеческого состояния

Субъективные «истины» как способ понимания человеческого состояния и мира во всем его богатстве имеют огромную ценность и обоснованность. До тех пор, пока мы не упускаем из виду тот факт, что объективные научные данные, полученные скрупулезными методами контроля и нейтрализации искажающих влияний восприятия и интуиции, являются наиболее эффективным арбитром в понимании истинной природы внешней реальности. Конечно, сама наука так же подвержена ошибкам, предвзята и корыстна, как и практикующие ее слишком гуманные ученые. Наука часто ошибается. Но его впечатляющий прогресс является свидетельством строгости его методологии, оттачивающего эффекта острой экспертной оценки и экспериментального опровержения, а также абсолютной силы такого неустанного самокорректирующегося процесса.

Искусство во всех его формах, включая литературу, наряду с фантазиями, мифами и религией, играет центральную роль в изучении и выражении внутренней эмоциональной жизни Homo sapiens . Эти пути к самопознанию и культуре являются жизнеутверждающими и обогащающими жизнь для большинства из нас. Они раскрывают субъективные истины и реальности. Но их не следует путать с объективной истиной и реальностью.

В большинстве досовременных культур существовало два общепризнанных способа мышления, речи и приобретения знаний. Греки называли их мифос и логотипы . . . . Они не противоречили друг другу, а дополняли друг друга. . . . Логос («разум») был прагматическим способом мышления, который позволял людям эффективно функционировать в мире. Следовательно, он должен был точно соответствовать внешней реальности. . . . Но у него были свои ограничения: он не мог утолить человеческое горе или найти окончательный смысл в жизненных битвах. Для этого люди обратились к мифам или «мифам». . . это помогло людям эффективно жить в нашем запутанном мире, хотя и по-другому. Мифы, возможно, рассказывали истории о богах, но на самом деле они были сосредоточены на более неуловимых, загадочных и трагических аспектах человеческих затруднений, которые лежали за пределами компетенции 9.0032 логотипы . Миф называют примитивной формой психологии.

— Карен Армстронг, Дело в пользу Бога 14

Моя психотическая реальность кажется мне реальной

Источник: Cottonbro Studio/Pexels

Ниже приводится вторая часть сцены из моих незавершенных мемуаров об одном из моих переживаний с психозом. Вы можете прочитать предыдущий пост здесь. Имейте в виду, что этот контент может быть триггером для людей, которые испытали психоз или проблемы с психическим здоровьем.

Немного предыстории: я еще не принял свой диагноз биполярного расстройства. Я посещал терапевта, но не принимал лекарства, и у меня не было многих инструментов самоконтроля. Я на кухне своего парня, а на столе лежит нож.

«Привет?» Голос моего терапевта был подобен теплому одеялу. Я наблюдался у нее два года по поводу расстройства пищевого поведения. Но меня не было в ее кабинете на приеме в будний день. Я говорил с ней в порыве слов в 2 часа ночи.

«Пэт? Эммм… что-то не так.

«Виктория? Что? Подожди.» Я услышал шорох, когда она перешла в другую комнату. — Что… что случилось?

«Этот ребенок… У меня в животе ребенок. Мне нужно, чтобы получить его. Этот малыш, как он сюда попал? Это не мое.» Пауза (неудивительно). Она специализировалась на расстройствах пищевого поведения, а не на психозах. Она все еще была готова помочь, но знала свои пределы.

«Хорошо. Скажи мне, что происходит?» Ее голос был немного дрожащим. Я думаю, что эти комментарии «в моем животе ребенок» были красными флажками. я не была беременна. Никогда не было. Однако я был психопатом.

Мне никогда не нравилось слово «психотик». Есть так много недоразумений по этому поводу. Люди представляют себе кого-то жестокого и страшного. Но я не был жестоким. Я был уязвим.

«Я у Дэвида. Это разбудило меня. Он скользит, стукается и… — Глубокий разочарованный выдох. «Я собирался вырезать это, но тогда… все это не имеет смысла. Что, если… — я прохаживался вокруг стола, фокусируясь на ноже.

«Для меня это имеет смысл. Ничего страшного. Во-первых, просто сделайте глубокий вдох. Это поможет тебе думать».

Моя грудь медленно поднялась. Мой живот выпячивался со вдохом. «Этот не помогает ». Вместо того, чтобы расслабиться, это напугало меня, потому что глубокое дыхание заставило меня больше осознавать свой живот и ребенка внутри.

«Виктория, я думаю, тебе нужно в больницу. Они смогут помочь в этом. Хорошо? Можешь разбудить Дэвида для меня?

Мы с Дэвидом встречались всего четыре недели. Тот факт, что он был хладнокровен с этим и достаточно спокоен, чтобы помочь мне, — это то, что, оглядываясь назад, я понял, было чудом. Он не был в области психического здоровья. Он был мотоциклетным механиком. Езда на мотоцикле, должно быть, дала ему какой-то навык, который можно было бы передать другим опасным действиям — например, отвезти свою подругу, страдающую психозом, в отделение неотложной помощи. Это будет не единственный раз, когда он возит меня туда. Да, верно, он продолжал встречаться со мной даже после этой галлюцинации «в моем животе ребенок».

«Они могут мне помочь? Они будут знать, что делать там, в больнице? Я крепко сжала трубку и прикусила ноготь.

«Да. Они будут. Но Дэвид должен тебе помочь. Я останусь на телефоне, пока вы его достанете.

Сжимая трубку, я на цыпочках прокрался обратно в спальню. Я подползла и опустилась на колени на кровати. Теперь он был прижат к стене. Я наклонился, паря над ним, и украдкой посмотрел вниз.

— Дэвид, — быстро пробормотала я и отдернулась, как будто он вот-вот выскочит и случайно ударит меня головой. Опять: «Дэвид», едва слышно, но с лучшей дикцией. Я смогла позвонить своему терапевту и попросить о помощи, но разбудить моего новоиспеченного парня для помощи с этим «ребенком» было все равно, что перелететь через Ниагарский водопад в бочке.

Я поджала подбородок, выпятила грудь и напряглась. — Дэвид!

«Хм…? Виктория?»

«Эмм… Мне нужно, чтобы ты отвез меня в больницу».

«Что? Как же… что случилось?» Он перевернулся, и его живот затрясся. Его волосатая грудь почему-то напомнила мне ковер для боулинга на лужайке.

«Пэт хочет, чтобы ты отвез меня в больницу. Я должен вытащить этого ребенка. Тот, что у меня в животе». О чем он думает? О Боже. Помоги мне. Боже, пожалуйста. Что мне делать? Мои мысли захлестнули Пэта, который все еще был на линии, пытаясь привлечь мое внимание.

«А? Чего ждать?» Он прищурился и заметил, что я держу телефон. «Пэт говорит по телефону? Вот, дай мне поговорить с ней немного. Он осторожно встал с кровати, как если бы вы наткнулись на испуганного олененка, запутавшегося в сетке. Лампа на гибкой ножке, которую он включил, отбрасывала круг света на простыни цвета слоновой кости.

Я замер. Его рука медленно обхватила мою, и он взял телефон. Его шелковистая кожа всегда раздражала меня. Откуда у механика такая мягкая кожа? Механику нечего делать с такой кожей. Женщины убивают за такую ​​бархатистость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *