От ярости и ненависти – к раздражению, злости и гневу
Статьи
От ярости и ненависти – к раздражению, злости и гневу
Ярость является чувством, сопровождающим слияние. Цель ярости – не восстановление границы контакта, а отчаянное стремление удовлетворить потребность в привязанности манипулятивным образом, воздействуя на партнера по симбиозу. Другими словами, ярость не способствует отделению, а поддерживает слияние. При этом осознавание и дифференцирование потребностей ввиду отсутствия контакта также представляется невозможным. Необходимо отметить, что конфлюентные отношения со средой можно рассматривать как через онтогенетическую, так и через филогенетическую призмы анализа эмоциональных психических феноменов. Онтогенетически слияние имеет отношение к наиболее раннему этапу развития индивида, происходящего на фоне жизненно и эмоционально важного процесса взаимодействия с матерью и другими близкими людьми. Филогенетически слияние возникает как одна из первых попыток организации контакта со средой, выполняющая функцию выживания человека в первобытном мире.
Внешне ярость представляет собой очень сильный аффект, наблюдение за проявлением которого вызывает фантазию о его разрушительности для участников контакта. Тем не менее, ярость выполняет функцию получения желаемого внутри конфлюентных отношений. Разрушение другого и отношений с ним не входит в планы человека, испытывающего ярость. Более того, возникновение этого чувства возможно лишь в отношениях, наделяемых индивидом особой значимостью. Данная отличительная черта ярости лежит в самой этимологии этого слова – оно произошло от славянского глагола «яриться» (производного, по всей видимости, от имени языческого бога Ярилы), имеющего в русском языке значение «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание», а в украинском – «багроветь, сердиться, пылать». Древний корень яр-, к которому восходит имя Ярилы, означал весну, а также состояние любви и готовности произвести потомство. Глагол «ярость» в некоторых диалектах русского языка означает «похоть, возбужденное состояние в период течки у животных», а в некоторых украинских диалектах – «страстность, пыл, любовную готовность»[5, 9].
Итак, несмотря на то, что со стороны проявление ярости часто выглядит угрожающе, она не служит разрушению объекта. В этом кроется отличие описываемого аффекта от, например, ненависти, направленной на разрушение объекта в поле. Ненависть также появляется в качестве феномена слияния, однако, в отличие от ярости не предполагает наличия потребности в привязанности. Переживание индивидом ярости или ненависти обрекает его на невозможность организации контакта со средой, погружая все глубже в конфлюенцию, которая в свою очередь при малейшей фрустрации поддерживает процесс возникновения и эскалации ярости или ненависти.
Тем не менее, необходимо отметить, что ярость обслуживает эволюционно (в филогенетическом смысле развития человека как биологического вида) и онтогенетически значимую попытку реализации наиболее ранних желаний индивидом, маркируя фрустрацию жизненно важных потребностей. Регулирование индивидом отношений в поле организм-среда посредством переживания ярости оказывается важным на этапе, когда более зрелые психические механизмы пока не сформированы. Тенденция же к выделению ярости как единственно доступного механизма регулирования отношений в поле у взрослого человека выступает маркером нарушений self, являя собой онтогенетический и филогенетический регресс.
Раздражение, злость, гнев представляют собой более позднюю и, соответственно, более зрелую и в онтогенетическом, и в филогенетическом смысле попытку регулирования процесса контактирования в поле. В отличие от уже описанных выше способов обращения с агрессией данные эмоциональные феномены направлены не на сохранение симбиотических отношений, а на поддержание границы контакта индивида со средой. Раздражение выступает первой предварительной попыткой сигнализировать о происходящем нарушении границы контакта или о фрустрации некоторых потребностей. Злость выполняет ту же задачу, отличаясь лишь интенсивностью проявления и степенью готовности к действиям[2].
Гнев же в свою очередь выступает реакцией на ситуацию угрозы. Описанная последовательность соответствует творческому приспособлению, при котором раздражение, злость и гнев являются маркерами нарушения границы контакта или фрустрации какой-либо потребности. При этом сила возникающего аффекта у индивида является производной от степени агрессии по отношению к его границам или важности фрустрированной потребности.Несмотря на то, что эти чувства выполняют адаптивную функцию, творчески организуя контакт индивида в поле, они могут иметь также значение для этиологии нарушений творческого приспособления. Так, индивид может утратить чувствительность к агрессии со стороны среды и, как следствие, стать нечувствительным к своим проявлениям агрессии[3]. В этом случае контакт с возникающими переживаниями может быть прерван посредством проекции (формируя страх), ретрофлексии (в форме, например, астении), дефлексии (в форме, например, чрезмерного желания понравиться или угодить окружающим) и др. Или же индивид может оказаться нечувствительным к первым признакам возникающей агрессии, осознавая ее лишь в форме чрезмерной реакции сильного гнева, который ввиду своей внезапности может разрушать контакт, а иногда и отношения.
Отмечая особенности психотерапии, соответствующие описанной феноменологии, следует обратить внимание на отличия терапевтических подходов в ситуациях, определяемых наличием ярости и гнева, с одной стороны, и более зрелой агрессией – раздражением, злостью и гневом, с другой[4]. В первом случае клиенты нуждаются в наличии надежного контейнера для сильных аффектов, отсутствующего в их предыдущем жизненном опыте, для более или менее безопасного размещения ярости и ненависти. Агрессия при этом может эволюционировать к более зрелым контактным формам лишь в результате убежденности (возникающей вследствие эффективного контейнирования), что их сильные аффекты выносимы и для терапевта, и для них самих. Во втором случае терапевтические стратегии должны быть сфокусированы на поддержании функции регулирования границы контакта, которую призваны выполнять эмоциональные реакции злости, раздражения и гнева.
Так, например, одной из терапевтических задач является восстановление чувствительности клиента к агрессии, как своей собственной, так и со стороны среды. В том случае, если гнев является единственно возможной формой выражения агрессии, терапевтичным оказывается восстановление способности к калибровке возникающих перед этим раздражения и злости.ярость,
гнев,
злость,
ненависть,
агрессия,
границы,
конфлюенция,
слияние
Злость, которая раскрывает наш потенциал
19 799
Познать себяКарьера и самореализация
- Фото
- Getty Images
«Моя жизнь полна любви, изобилия, добра и сострадания». Я постоянно повторяю эту мантру про себя, я пишу эти слова каллиграфией на красивой бумаге, я говорю это себе перед зеркалом, пишу на полях и клочках бумаги и рассказываю всем друзьям. .. и чаще всего соблюдаю эти принципы.
Но в какие-то моменты все это уходит в сторону и меня поглощает настоящая ярость. Сердце колотится, дыхание перехватывает, зубы сжимаются. Все попытки успокоиться ни к чему не приводят. Эта эмоция кажется совершенно бесполезной и неэффективной, но это не так.
Злость — колоссальная энергия, и она не всегда приводит к нежелательным для нас результатам. Она зовет нас к действию. «Везде, где есть несправедливость, появляется и злость, — говорит активистка и борец за мир и разоружение Сцилла Эльворти. — Злость как бензин: если она разлита повсюду и кто-то бросит спичку, начнется страшный пожар.
Но злость в качестве топлива для «двигателя» обладает огромной мощью. И если мы сможем питать злостью наш «мотор», она будет двигать нас вперед, поможет нам преодолеть любые жизненные тяготы и даст нам настоящую внутреннюю силу».
Получается, что злость можно укротить и перенаправить на благие цели. Но действовать нужно быстро. Сразу несколько исследований показали, что злость повышает креативность, однако этот положительный эффект длится недолго, потому что злость по своей природе нас быстро истощает.
Креативность и злость происходят из одного источника в психике человека. Этот источник и есть человеческий потенциал
Связь между злостью и творческими способностями известна с давних времен. Древнегреческое слово «даймонический», с одной стороны, ассоциируется со злыми демонами, но также переводится и как «божество, гений, дух вдохновения».
С психологической точки зрения это означает стихийную силу, неукротимое стремление к индивидуализму. «В даймонической модели креативность и злость, конструктивное и деструктивное начала, происходят из одного источника в человеческой психике, — писал американский экзистенциальный психолог и психотерапевт Ролло Мэй. — Этот источник и есть потенциал человека».
Поэтому, чтобы обратить свой гнев себе на пользу, его нужно не подавлять, а перенаправлять. Вот 5 советов, которые помогут вам это сделать:
Ищите творческие решения. Злость часто будит в нас воспоминания о прошлых обидах и неудачах, и мы фантазируем, как все могло бы сложиться иначе. Подобные фантазии могут пробудить наши творческие способности и помочь найти нестандартные решения.
Добавьте себе решительности. Злость дает сосредоточенность, энергию и упорство, которые могут помочь нам преодолевать препятствия и трудности.
Узнайте себя лучше. Поняв, что обычно провоцирует в нас приступы злости, мы сделаем важный шаг к самосовершенствованию. Осознание причин злости помогает нам перестать впадать в ярость и перенаправить эту энергию на творческие задачи.
Устройте мозговой штурм. Когда мы переживаем сильные эмоции, то зачастую мыслим неструктурированно и нестандартно. В такие моменты мы способны выйти за пределы шаблонного мышления. Самое время взяться за карандаш и записать возникающие в голове идеи.
Займитесь спортом. Злость вызывает прилив энергии, который позволит забыть об усталости. Эту энергию можно использовать для достижения желаемых результатов в спорте или фитнесе, заодно получив порцию «гормонов хорошего настроения» — эндорфинов.
Текст:Николай Проценко
Новое на сайте
«Любовь парня к аниме-девушкам с большой грудью бьет по моей самооценке»
Работа с пограничным расстройством личности: техника ментализации
Голова болит с похмелья? Как привести себя в порядок — советы врача
От Эдипа до Нарцисса: как изменилось воспитание детей — взгляд нейропсихолога
«Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»
«Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами
Скрытые послания: как видят первые свидания мужчины и женщины — мнение психологов
Чем похожи и чем отличаются ненависть и гнев?
«Ненавижу его! У меня уже много лет!»
«Ненавижу брокколи!»
«Ненавижу, что самолет уже задержали на час!»
«Я ненавижу этих людей. Их здесь быть не должно!»
Слово «ненависть», как и слово «любовь», охватывает широкий спектр эмоций и эмоциональную интенсивность. Иногда оно используется для описания сильно негативных чувств и отношений, переживаемых на протяжении многих лет. Или оно может быть недолгим и просто означать «мне что-то не нравится». В некоторых обстоятельствах это отражение фрустрации и разочарования. А для других ненависть глубока и продолжительна и несет в себе импульс причинять вред и даже уничтожать других. Иногда кажется, что оно используется взаимозаменяемо с выражением гнева, а ненависть — это слово, подчеркивающее его интенсивность.
Но хотя ненависть может иметь некоторое сходство с гневом, она также отличается от гнева. Как объяснил один исследователь, мы ненавидим людей или группы людей больше из-за того, кто они, а не из-за того, что они делают (Fischer et al., 2018). Настоящее опоздание — гораздо более глобальная, негативная оценка, влекущая за собой постоянную враждебность.
Ненависть, как и гнев, связана с болью и внутренним страданием, сильным и сопровождаемым физическим напряжением. Таким образом, ненависть, как и гнев, является одновременно и реакцией на внутреннее страдание, и отвлечением от него.
Человек, выражающий ненависть
Источник: 123rf Stock Photo/belchonock
Ненависть предполагает демонизацию другого без учета сложности человеческого бытия. Это может быть ответом на повторяющиеся переживания унижения, которые способствуют ощущению бессилия (Штернберг, 2005). И, в отличие от гнева, ненависть может повлечь за собой восприятие негативных намерений другими, мышление, которое со временем может только усилиться и стать более устойчивым к изменениям.
Хотя ненависть можно отрицать или преуменьшать, она является частью нашего человеческого опыта, как и гнев. Однако, несмотря на то, что достаточно сложно сделать шаг назад и понаблюдать за своими мыслями и чувствами, когда мы злимся, переживание ненависти становится слишком поглощающим для самоанализа. По сути, в то время как гнев ослабляет нашу способность рассматривать более широкую картину, ненависть делает его еще более недоступным для нашего сознания. И, в отличие от момента сильного гнева, который ограничивает нашу способность мозгового штурма альтернативных точек зрения, ограничение, вызванное ненавистью, является еще более всеобъемлющим и продолжительным.
Сила ненависти также основывается на опыте, который может включать в себя изучение отношений. Это относится как к ненависти в личных отношениях, так и к ненависти к группам «других». Как описано в лирике Оскара Хаммерштейна в фильме «Юг Тихого океана:
» «Вас нужно учить ненавидеть и бояться. Тебя надо учить из года в год. Это надо вбить в твою милую головку. Тебя нужно тщательно учить».
По сути, ненависть также является когнитивной реакцией, которая формируется и формирует наше мышление и отношение. В то время как гнев может исходить из нашего более примитивного ума, ненависть исходит как из нашего рационального, так и из эмоционального ума. Исследования с использованием визуализации показывают, что в то время как гнев отражается в первую очередь в областях нашего мозга, отвечающих за реакцию на угрозу, ненависть включает большую активацию частей коры головного мозга, областей, ответственных за моторное планирование, и областей, тесно связанных с презрением и отвращением (Zeki & Ромая, 2008).
Ненависть и «расщепление»
Даже наши самые любящие отношения могут быть сложными и запутанными. Как таковые, они могут привести к разочарованию, разочарованию, гневу и даже ненависти. Требуется психологическая гибкость и эмоциональный интеллект, чтобы распознавать и справляться с напряжением, связанным с такой амбивалентностью. Но когда эти негативные чувства интенсивны и всепроникающи, они могут быть сведены к минимуму, подавлены или даже отвергнуты.
Одно разрешение — «разделить». Эта психологическая стратегия преодоления может включать идеализацию наших близких или близких «племен», к которым мы принадлежим, перенаправляя гнев и ненависть на других. Расщепление — это одна из форм отрицания наших чувств, когда они слишком угрожают нашему представлению о самих себе — когда они должны вызывать чувство стыда.
Ненависть как мотиватор
Ненависть проникает глубоко внутрь нас, разжигая враждебность, которая может привести к чувствам и мыслям о мести. Это может стать мощным стимулом к действию — причинить боль или даже уничтожить объект нашей ненависти. Ненависть может на самом деле поддерживать нашу самозащитную природу во время войны или при реагировании на насилие в семье.
Но ненависть также может быть реакцией на то, что или кто подвергает нас испытанию невыносимого стыда. Стыд включает в себя сильную склонность прятаться от самого себя и тесно связан с сильным чувством изоляции и воспринимаемым отчуждением. Это огромный перелом в нашем чувстве принадлежности и надежде на принадлежность. Наблюдающее «я» настолько захвачено неуверенностью в себе, самокритикой и желанием спрятаться, что не способно более объективно размышлять. Тогда легко понять, как интенсивная ненависть может привести к ощущению загнанности в угол и ощущению, что агрессия — единственный выход.
В одном всестороннем обзоре литературы сделан вывод о том, что ненависть отличается от гнева или чувства мести. В нем подчеркивается, что у каждого из них разная направленность: «гнев направлен на изменение или восстановление несправедливой ситуации, вызванной другим человеком, чувство мести направлено на восстановление себя, а ненависть направлена на устранение ненавистного человека / группы». (Doorn, 2018)
Как избавиться от ненависти
Ниже приведены стратегии борьбы с индивидуальной ненавистью в наших личных отношениях. (Изучение стратегий борьбы с ненавистью, направленной против групп, выходит за рамки этой статьи.)
- Научитесь практиковать здоровый гнев против разрушительного — так вы будете более открыты для психологической и эмоциональной гибкости, необходимой для применения следующих стратегий.
- Подумайте о том, что сделал человек, из-за чего вы его ненавидите. Определите конкретное поведение, которое вызвало вашу ненависть. Будьте подробны в их описании.
- Постарайтесь определить негативные чувства, вызванные их действиями, в том числе те, которые разожгли вашу ненависть. Например, вызывали ли они у вас чувство страха, бессилия, отверженности, стыда или чувства покинутости? Могли ли они способствовать нанесению вам телесных повреждений?
- Постарайтесь определить любые непрекращающиеся чувства незащищенности, ревности, зависти или стыда, которые могут сделать вас уязвимыми для ненависти. Помните, что каждое мгновение гнева или ненависти является реакцией на глубокую эмоциональную боль и отвлечением от нее.
- Это требует мужества, но постарайтесь смотреть на человека в целом, а не демонизировать его. Составьте список объяснений их поведения, которые могут не иметь к вам никакого отношения.
- Попытайтесь определить любые положительные стороны личности.
- Уточните свои ожидания от человека, т. е. его готовность или способность к изменениям.
- Спросите себя, есть ли у вас какие-либо предположения относительно человека, которые вы, возможно, захотите пересмотреть?
- Займитесь заботой о себе, в том числе скорбите и оплакивайте пережитую боль.
- Профессиональная помощь может быть показана как еще одна стратегия борьбы с ненавистью.
Ненависть, как и гнев, может быть реакцией и отвлечением от более глубоких личных страданий. Это может стать навязчивой идеей, которая ограничивает нашу гибкость в мышлении и чувствах, необходимых для лечения более глубоких ран, которые неудобно признавать.
Ненависть — это изнурительная и сложная эмоция, которая в большей степени, чем другой человек, может держать нас в заложниках и препятствовать нашей способности жить более полноценной жизнью. Абсолютная свобода может возникнуть только тогда, когда мы решим понять и преодолеть нашу ненависть.
Понимание различий между гневом и ненавистью • Тим Хилл, психотерапия
Мы все знакомы с эмоцией гнева. Мы все испытывали напряжение в груди и челюсти, чувство взбалтывания в животе. Большинство из нас направляет гнев на другого человека через резкий язык или враждебные действия; гнев нам знаком. Однако когда мы думаем о ненависти, мы склонны думать, что это то же самое, что и гнев, но для меня гнев и ненависть совершенно разные.
© Димитриос — Fotolia.com
Значение гнева
Гнев — это эмоция, и, как и другие эмоции, она следует схеме, знакомой нам. Оно возникает благодаря обстоятельствам, находит выражение и, как и все эмоции, уходит во что-то другое.
Никто из нас не живет всю жизнь в гневе, а бывают моменты в жизни, когда мы чувствуем гнев (а иногда и очень сильно). В такие моменты гнев сильно влияет на то, что мы думаем и делаем, но потом он проходит. Это может быть утомительной эмоцией, которую трудно выдержать.
Как и другие эмоции, гнев имеет эволюционное значение. Хотя мы склонны сосредотачиваться на его деструктивных проявлениях, гнев также дает нам возможность делать то, что в противном случае мы были бы не в состоянии. Это то, что позволяет угнетенному бороться против более сильного угнетателя, а робкому родителю — защищать своих детей от опасности.
Ненависть – позиция и политика
Я думаю, что гнев и ненависть принципиально разные. Хотя ненависть может начинаться с таких эмоций, как гнев (и может возникать из повторяющихся переживаний гнева с течением времени), она больше похожа на политику или протокол по отношению к кому-то другому или чему-то еще. Когда мы проводим политику ненависти, мы, возможно, больше не испытываем гнева, а сегодня продолжаем вести себя так же, как и вчера.
Трагедия заключается в том, что изменить ненависть гораздо труднее, чем гнев.
При нормальном ходе вещей гнев нарастает и ослабевает и сменяется другими эмоциями; ненависть — это политика, и ее трудно изменить, особенно если она существует уже долгое время.
Не помогает и то, что для многих людей требование изменить себя может быть постыдным; чувствовать ненависть легче, чем стыд.
Тревога и страх
Подобным образом, возможно, мы можем думать о тревоге как о политике, связанной с эмоцией страха; и, возможно, оптимизм можно рассматривать как политику, проистекающую из чувства радости. В обоих этих случаях продолжается эмоция, которая при нормальном ходе событий утихла бы после прекращения стимуляции.
Это не означает, что эти политики являются сознательными или всегда находятся под нашим непосредственным контролем – было бы оскорбительным предположить, что беспокойство было чем-то, что мы могли бы просто изменить, приняв решение.
Однако, когда мы пытаемся изменить нашу ненависть и беспокойство, наиболее эффективным подходом может быть не тот подход, который мы использовали бы для борьбы с гневом и страхом. К гневу и ненависти следует относиться по-разному.
Внесение изменений в гнев и политику ненависти
Психотерапия и консультирование могут помочь нам справиться с тем, что нас беспокоит, включая гнев и политику ненависти.