Значение слова «язы́к1»
-а́; м.
1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства.
Розовый длинный я. собаки. Шершавый кошачий я. Облизать губы языком. Обжечь я. Положить таблетку под я. Попробовать на я. (определить вкус чего‑л.). Показать кому‑л. я. (также: как знак насмешки). Бежать, высунув я. (разг.; очень быстро).
|| Этот орган некоторых животных, используемый в пищу; кушанье из него.
Говяжий я. Отварной я. с горошком. Заливной я.
2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи.
Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам. Хочу сказать, а я. не слушается. Длинный я. (неодобр.; о том, кто говорит лишнее). Злые языки (о сплетниках, клеветниках). На я. остёр кто‑л. (умеет говорить остро). Я. зудит, чешется у кого‑л. (разг.; о нестерпимом желании сказать что‑л., высказаться). Прикусить (закусить) я. (также: разг.; внезапно замолчать, испугавшись чего‑л.). Болтать (трепать, чесать и т.п.) языком (разг.-сниж.; много разговаривать; говорить вздор). Что на уме, то и на языке у кого‑л. (что думает, то и говорит).
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.
Древние языки. Французский я. История языка. Мёртвые языки (существующие только в памятниках письменности). Условный я. (арго́). Найти общий я. с кем‑л. (достичь взаимопонимания; договориться о чём‑л.). Говорить на разных языках с кем‑л. (не иметь взаимопонимания). Русским языком говорить (сказать) что‑л. (сказать что‑л. ясно, понятно).
// только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли.
Я. — принадлежность человеческого рода. Зачем драться, у вас что, языка нет?
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль.
Литературный я. Разговорный я. Поэтический я. Газетный я. Я. науки.
// (кого-чего). Способ словесного выражения, свойственный кому-, чему‑л.; индивидуальный стиль, слог.
Я. Пушкина. Звучный, сильный я. Шекспира. У каждого персонажа свой я.
5. (чего). Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
Я. животных. Я. пчёл. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки.
// То, что выражает, объясняет собой что‑л.
Я. фактов. Я. формул. Я. музыки. Я. взглядов, улыбок. * Язык любви, язык чудесный, Одной лишь юности известный (Лермонтов).
6. мн.: языки́ и язы́ки. Устар. Народ, народность.
* Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык (Пушкин).
7. ед. вин.: языка́. Разг. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения.
Взять языка. Допросить языка.
8. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.
К языкам привязаны верёвки. Ударить языком о стенку. Я. рынды.
9. чего или какой. О том, что имеет удлинённую, вытянутую форму.
Языки пламени. Огненный я. Я. волны. Я. ледника.
Эзопов язы́к
(см. Эзо́пов).
Язы́к без костей
у кого. О болтливом человеке.
Язы́к на плече
у кого. О состоянии большой усталости (от дел, движения).
Язы́к прилип к гортани
у кого. О потере способности говорить.
Язы́к развязался (развяжется)
у кого (см. Развяза́ться).
Язы́к хорошо подвешен (привешен)
у кого. О красноречивом, складно говорящем человеке.
Держать язы́к за зубами (на привязи).
Умалчивать, не говорить о чём‑л.
Ломать язы́к.
Говорить неправильно, искажая слова, звуки.
Язы́к поточить
(см. Поточи́ть).
Придержать язы́к.
Удержаться от высказывания.
Прикусить язы́к.
Спохватившись, внезапно замолчать.
Проглотить язы́к.
Замолчать, перестать говорить.
Язы́к проглотишь.
О чём‑л. вкусном.
Развязать язы́к (языки́)
(см. Развяза́ть).
Распустить язы́к.
Позволить себе говорить лишнее.
Связать язы́к
кому. Заставить молчать или не дать возможности свободно, без стеснения говорить, высказываться.
Язы́к сломаешь.
Очень трудный для произношения (о словах, фразах и т. п.).
Укоротить язы́к
кому. Заставить кого‑л. поменьше болтать, быть менее дерзким.
Укроти язык!
Замолчи!
Дёрнуло за язы́к
кого;
чёрт дёрнул за язы́к
кого. Выражение крайнего сожаления, досады по поводу сказанного не во время, не к месту.
Тянуть за язы́к
кого (см. Тяну́ть).
Проситься на язы́к.
О словах, фразах, готовых быть произнесёнными.
Вертеться на кончике языка́.
О тщетном усилии вспомнить что‑л. хорошо известное, знакомое, но забытое в данный момент.
Не сходить с языка́.
Беспрестанно произноситься, упоминаться в разговорах.
Сорвалось (слово) с языка́.
Невольно, неожиданно для говорящего быть произнесённым.
Отсохни у меня язы́к.
Клятвенное заверение в подтверждение правильности сказанного.
Типун на язы́к
кому. Недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.
Притча во язы́цех
(см. При́тча).
Я-ые сосочки. Я-ая колбаса
(приготовленная из языка животного).
Я-ые явления. Я-ое чутьё. Я-ое родство.
Проясняем слова ЯЗЫК и РЕЧЬ
Язык и речь — самое основное, что изучается на Родной речи 1 класс. И, как ни странно, часто самое непонятое. Ну а непонимание ключевых для знания слов блокирует правильное применение. Результат — неграмотность и нежелание быть понятным.
Наоборот, когда слова непонятые ключевые слова (в частности, язык и речь) прояснены, восстанавливается грамотность письменной и устной речи. Чтобы прояснить слово, с ним нужно составлять примеры и предложения, раскрывающие смысл слова так, чтобы он был ясен из контекста. Например, из предложения «я произнёс речь» смысл слова речь неясен, нужно больше деталей.
Смысл слова берётся из значений слова в толковых словарях и энциклопедиях. Есть ряд определений слов язык и речь, которые подходят к нашей теме. Большой толковый словарь:
Язык — система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.
Язык — способность говорить, выражать словесно свои мысли.
Язык — система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
Речь — способность говорить, выражать словами мысль.
Большой энциклопедический словарь:
Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) — так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Определения хороши, и с ними нужно составлять примеры для прояснения значений (как и с другими определениями, и с образными выражениями — см. Как прояснить слово). Но мы хотим, чтобы нас поняли даже дети 5-6 лет, когда они изучают ключевые для школы слова. Поэтому базовое определение языка как системы в наших примерах прояснения слов заменим более простым определением:
Язык и речь — это как передать идеи словами в ходе разговора или письма так, чтобы идеи были поняты.
Здесь суть почти та же, но нет сложных для ребёнка слов типа система и словесный. Мы постараемся так составлять примеры, чтобы вы сами смогли прояснить остальные словарные определения и образные выражения.
Первый пример:
Базилевс привык, что в русском языке слова можно менять местами без значительного искажения смысла идеи. Но когда он то же самое сделал на английском, то его не поняли — в английском языке мысли передаются словами иначе.
Ваш пример:
Наш пример:
Кунт решил, что Герхард идиот. Он выразил свою идею словами очень правильно и понятно: «Герхард, ты настолько глуп, что если бы ты умер, то средне-мировой коэффициент интеллекта возрос бы многократно». Но речь Кунта, несмотря на правильность, не была оценена по достоинству — за такие слова Кунт получил в глаз.
Ваш пример:
Наш пример:
Ребёнка часто сложно понять, потому что между ним и взрослым — языковой барьер: ребёнок не знает, как выразить идеи словами так, чтобы его поняли. А взрослый не особенно хочет понять, что там за странные слова бормочет ребёнок.
Ваш пример:
Наш пример:
Школа — место, где, в теории, за 10 лет обучения дети узнают, как передавать идеи словами так, чтобы их поняли. На практике выпускники часто владеют речью на уровне 3-5 класса — могут более менее понятно выразить простые идеи, но на сложных пасуют, отчего проблемы и в чтении, и в письме, и в общении.
Ваш пример:
Наш пример:
Конрад сомневался, пригодится ли ему международный язык эсперанто. Но в процессе изучения, как говорить, какие слова использовать, что нужно для понятного словоизъяснения на эсперанто, он понял — учился не зря. Так один язык позволил овладеть основами выражения мыслей словами на английском, французском и на других европейских языках.
Ваш пример:
Наш пример:
Вольдемар так долго вслушивался в речь Альберта, что, наконец, понял: тот невнятными словами пытался напоследок сказать, где клад.
Ваш пример:
После прояснения всех значений слова пора переходить к прояснению происхождения слова.
Происхождение слова язык:
Обычно считается, что язык как словесное общение — вторичное, переносное значение слова. Первичное — орган во рту для образования звуков и словесного общения.
Этимологический словарь Черных предлагает альтернативу: слово язык родственно слову узы. Узы — слово, родственное словам узел, вязать, связь, союз. То есть, исходное значение слова язык — то, что связывает, объединяет людей, общение. А потом уже, вторично — орган во рту для говорения.
Пример с учётом происхождения слова язык:
Вольдемар и Мария долго искали и быстро нашли общий язык — с помощью слов, их точного подбора для выражения идей, они достигли взаимного понимания. Поскольку они были из разных стран, то им пришлось постараться. Но когда всё же дело пошло, то связь между ними уже было не разорвать.
Ваш пример:
Происхождение слова речь.
По этимологическому словарю Цыганенко, речь — слово, изначально значившее не только общение, но и вещь (то, о чём говорят, что называют). В украинском языке сохранилось вещевое значение в словах рiч, речовина. Этим слово речь похоже на слово вещь (происхождение слова вещь), только сохранилось значение общения.
Слово речь — от глагола ректи. Корень в глаголе — рек- — от очень древнего слова ре- и суффикса -к. Древнейший корень ре- значил просто рычание, издавание звука ррррр. А потом уже передачу слов.
Древний корень рек- в русском дал множество производных:
- Речь, речевой, речистый, наречие и т.д.
- Рокот (звук, похожий на ррр), рок (предречённое богами), урок (то, о чём урочились, договорились; работа, задание) и т.д.
- Рыкать, рычать (рррр)
- Нарицать, отрицать и т.д.
- Ручей (журчащий похоже на рррр поток).
Пример с учётом происхождения слова речь:
Дети не до конца овладели речью, пока не научились легко и просто говорить ррр, ведь без этого звука часто сложно понять ребёнка — слова путаются и их идеи не улавливаются.
Ваш пример:
Итак, язык и речь сейчас — почти одно и то же. Но по происхождению они различны, а, значит, различно и применение. Так, когда говорят речь, то акцент — именно на изречении, говорении как процессе. А когда говорят язык, то акцент — на объединении, связи между людьми.
Чем отличается общение от речи и языка?
Чаще всего эти слова используются как синонимы. Отличия кроются в происхождении слов. Да и технически, общение — это «что» — собственно, обмен идеями через пространство с целью понимания. А речь и язык — это «как» — как именно подбираются слова, соединяются друг с другом, чтобы идеи стали понятными.
Как много надо составлять примеров со значениями слов, их происхождением, с образными выражениями? До тех пор, пока они не станут полностью понятыми.
Как отличить полное понимание от заученных фраз? По двум признакам:
- Человек легко и быстро даёт правильное определения слова своими словами.
- Человек легко и быстро приводит правильно раскрывающие смысл слова примеры.
Если есть ошибки или нужно думать, то понимание можно улучшить.
Удачного прояснения слов речь и язык!
Пишите примеры к словам в комментарии!
- Проясняем слова ЗНАК и СИМВОЛ
- Проясняем слова ПРЕДМЕТ, объект и ВЕЩЬ
- Проясняем слова ЯЗЫК и РЕЧЬ
- Проясняем слово БУКВА
- Проясняем слово ЖЕСТ
- Проясняем слово ЗВУК
- Проясняем слово ИДЕЯ
- Проясняем слово ОБМЕН
- Проясняем слово ОБЩЕНИЕ
- Проясняем слово ПОНИМАНИЕ
- Проясняем слово СЛОВО
Это две разные вещи
Язык и общение отличаются друг от друга, но одно нуждается в другом и в то же время существует отдельно. Словарь Коллинза определяет язык как систему общения, состоящую из группы письменных и звуковых символов, которые люди региона или страны используют для письма или разговора. С другой стороны, отправка, а также получение сообщений вербальными или невербальными методами приравниваются к общению.
При общении люди обмениваются информацией или сообщениями с помощью различных средств. Это могут быть вербальные, невербальные действия, графические и письменные представления, такие как карты, диаграммы, рисунки или инфографика, или сигналы и знаки.
С другой стороны, язык играет важную роль в процессе общения. Люди во всем мире используют определенный язык для общения, демонстрируя тот факт, что язык и общение взаимосвязаны, что является причиной того, что некоторые люди не видят разницы между ними.
Существа, живущие на Земле, разработали собственный способ передачи своих мыслей и эмоций другим существам. Однако только люди обладают способностью использовать язык и слова для придания определенного значения. Это то, что отличает людей от животных.
Элементы связи
Для того, чтобы связь состоялась, должен быть кто-то, кто посылает, и кто-то, кто получает конкретное сообщение. Отправитель, как и получатель, должен интерпретировать сообщение, чтобы извлечь его смысл. Сообщения передаются туда и обратно посредством обратной связи. Обратная связь может быть через слова или через невербальные действия, такие как различные жесты, вздох, взгляд в сторону или кивок.
При общении учитываются и другие факторы. Отправитель или получатель сообщения должен учитывать контекст сообщения, место его отправки и возможное вмешательство при отправке или получении сообщения.
Ситуации отличаются, если человек может видеть или слышать отправителя сообщения, потому что получатель может сразу услышать ответ или увидеть реакцию на сообщение через эмоции, акцент или тон голоса отправителя.
При письменном общении внимание уделяется тому, как конкретные характеристики текста взаимодействуют с когнитивными возможностями читателя для всестороннего и последовательного получения информации. Точно так же следует изучить взаимодействие языка с мотивацией и эмоциональным составом человека, чтобы убедить или тронуть читателя.
Коммуникация — это сложный процесс, который включает в себя несколько переменных, таких как ситуации, разные жанры, средства и способы передачи. На язык, с другой стороны, влияют личные, культурные, институциональные и организационные цели.
Для лингвистов важно знать, как на использование языка влияет социальный контекст и как общаются люди, принадлежащие к разным культурам.
Различия в языке и общении
Существует тонкая грань, которая отличает язык и общение, и некоторые люди не замечают этого. Когда вы говорите о языке, это означает систему общения, которая зависит от вербальных и невербальных методов передачи информации. Общение — это способ, которым два человека или группа обмениваются информацией или сообщениями. Можно сказать, что язык — это инструмент, а общение — это процесс использования этого инструмента. Язык сосредотачивается на словах, символах или знаках, в то время как общение сосредоточено на сообщении.
Что такое язык?В процессе демонстрации различий между языком и коммуникацией важно иметь более полное определение языка и коммуникации.
По сути, язык — это инструмент, помогающий выражать и передавать мысли и чувства двух людей. Выражение чувств и мыслей может быть передано через звуки, символы, такие как написанные или произнесенные слова, позы, жесты или знаки, при этом получатель интерпретирует определенное значение.
Для людей основным средством коммуникации для передачи или обмена эмоциями, мнениями, взглядами или идеями является язык. Он придает порядок, смысл и связность абстрактным и сложным мыслям. Разные люди, живущие в разных сообществах или местностях, используют для общения совершенно разные языки.
Что такое связь?
Общение предполагает действие. Это процесс обмена идеями, сообщениями или информацией от одного человека (говорящего) к другому (получателю) с помощью знаков или слов (языка), понятных обеим сторонам. Коммуникация необходима для сообщества или организации, чтобы их члены могли работать согласованно. Общение может идти горизонтально, по диагонали, вниз или вверх.
Сообществу или организации любого типа и уровня необходимо общение. Он включает в себя двусторонний процесс, который имеет различные элементы, а именно:
- Отправитель
- Процесс кодирования
- Сообщение
- Канал
- Ресивер
- Процесс декодирования
- Обратная связь
В сегодняшнем сценарии людям доступны несколько каналов связи. Они могут разговаривать лицом к лицу, обмениваться телефонными звонками, отправлять и получать текстовые сообщения, отправлять электронные письма, нажимать и говорить (PTT) или использовать платформы социальных сетей. Сообщения, вывески, листовки и листовки, брошюры, реклама, письма, телевидение и радио также являются каналами коммуникации.
Обратная связь жизненно важна для процесса коммуникации и так же важна, как и доставка сообщения. Без обратной связи акт общения не завершен. Общение может быть формальным или неформальным и может быть вербальным, устным, невербальным или письменным. В формальной обстановке, например, внутри организации, положительная обратная связь является невероятно мощным и эффективным инструментом, который должен быть частью набора инструментов каждого менеджера.
До того, как были изобретены письменные слова, язык в основном использовал слуховые средства передачи через хрюканье, свист или барабанный бой. В некоторых случаях это были тактильные или визуальные эффекты, такие как рисунки, сигналы руками, сигналы огня или дыма.
Коммуникация имеет только один канал – сенсорный. Язык динамичен, потому что в него могут вноситься ежедневные изменения, так как его словарь может ежедневно добавлять новые слова. Основные шаги в общении остаются неизменными, поэтому общение считается статичным.При изучении языка в сфере общения изучается несколько факторов. Один из них — происхождение языка. Также изучаются фонология, фонетика, синтаксис, прагматика, семантика, а также изучение языка и связь языка с отношениями, разнообразием и культурой.
Язык и его связи
Происхождение языка, возможно, навсегда останется неясным. Это было предметом многих дебатов, но никто не дал конкретного ответа, откуда взялся язык. Это сильно отличается от изучения происхождения различных языков, поэтому вы не должны путать первое со вторым. Язык образует различные связи, которые определяют его использование.
1. Культура и языкЧасто говорят, что язык и культура тесно связаны. Но лингвисты до сих пор спорят, ответственна ли культура за формирование языка или наоборот. Что остается фактом, так это то, что использование языка определенно связано с культурой. Некоторые лингвисты считают, что образ мышления человека формируется языком. Воздействие, которое язык оказывает на человека, может даже ограничить идеи и мысли людей и даже их поведение.
2. Разнообразие и языкПо мнению специалистов по коммуникации, лингвистические маркеры могут влиять на восприятие людей. Лингвистические рынки — это особенности речи, которые могут использоваться для обозначения социальной идентичности человека. Например, есть исследования о том, как женщины говорят. Некоторые маркеры могут указывать на неуверенность, говоря о том, что большинство женщин заканчивают свою речь уточняющими вопросами.
Говорят, что женщины любят использовать такие определения, как «может быть» и «может быть», и часто включают оговорки, когда говорят. Они также любят использовать различные цвета во время разговора, такие как сиреневый, цвет морской волны или нежно-розовый, вместо того, чтобы использовать стандартные цветовые сочетания, такие как синий, желтый или оранжевый.
Профессор лингвистики Робин Лакофф из Калифорнийского университета в Беркли говорит, что такие характеристики женской речи заставляют людей думать, что женщины бессильны в разговоре по сравнению с мужчинами. Ее исследование не является окончательным, и были проведены другие исследования и исследования, чтобы выяснить, говорят ли женщины и мужчины по-разному, но результаты различаются. Большинство людей говорят, что это происходит из-за стереотипов и предубеждений. Определенно то, что сегодня многие люди сознательно используют гендерно-нейтральный язык, чтобы избежать предвзятого отношения к полу или профессии человека.
Несмотря на то, что между языком и общением существуют тонкие различия, нельзя отрицать, что они тесно связаны. В частности, общение — это средство обмена сообщениями и информацией посредством письма, разговорной речи и других средств, тогда как язык — это инструмент, облегчающий общение.
Вам нужна помощь с языком и общением?
Позвольте Day Translations, Inc. поделиться с вами своим опытом. Наши переводчики превосходно владеют различными языками. Все они являются носителями языка и живут в стране, что обеспечивает точность нюансов языка и его грамматических требований. Работая с нашими переводчиками, вы можете быть уверены, что ваше общение будет эффективным и действенным, поскольку они тщательно работают с исходным и целевым языками, чтобы передать правильное сообщение, независимо от того, является ли ваш проект перевода большим или маленьким. Day Translations также предлагает услуги устного перевода для облегчения общения между носителями разных языков. Вы можете связаться с нами по телефону 1-800-969-6853 или отправьте нам электронное письмо по адресу Свяжитесь с нами. Мы открыты 24/7 каждый день в году, так что вы не пропустите ни одного срока, где бы вы ни находились.
Авторские права на изображение: rawpixel / 123RF Stock Photo
3.1 Язык и значение – межличностное общение
Глава 3: Вербальное общение
- Объясните, как треугольник значений описывает символическую природу языка.
- Различайте денотацию и коннотацию.
- Обсудите функцию правил языка.
Отношения между языком и значением не являются прямыми. Одной из причин таких сложных отношений является безграничность современных языковых систем, таких как английский (Crystal, 2005). Язык продуктивен в том смысле, что существует бесконечное количество высказываний, которые мы можем сделать, соединяя существующие слова новыми способами. Кроме того, словарный запас языка не ограничен, так как новые слова придумываются ежедневно. Конечно, слова — не единственное, что нам нужно для общения, и хотя вербальное и невербальное общение тесно связаны с точки зрения того, как мы придаем смысл, невербальное общение не является продуктивным и безграничным. Хотя мы можем сделать только несколько сотен физических знаков, в английском языке около миллиона слов. Итак, при всех этих возможностях, как коммуникация порождает смысл?
Вы помните, что «генерирование смысла» было центральной частью определения коммуникации, которое мы узнали ранее.
Мы приходим к смыслу через взаимодействие между нашей нервной и сенсорной системами и некоторыми внешними стимулами. Именно здесь, между тем, что мы обсуждали ранее в коммуникативных моделях, названных кодированием и декодированием, смысл генерируется по мере интерпретации сенсорной информации. Косвенная и иногда сложная связь между языком и значением может привести к путанице, разочарованию или даже юмору. Мы можем даже понемногу испытать все три, если задумаемся о том, что существует около двадцати пяти определений, объясняющих нам значение слова 9.0115 означает ! (Crystal, 2005) Поскольку язык и символы являются основным средством нашего общения, важно, чтобы мы не принимали компоненты нашего вербального общения как нечто само собой разумеющееся.ЯЗЫК СИМВОЛИЧЕСКИЙ
Наша языковая система в основном состоит из символов. Символ – это нечто, что заменяет или представляет что-то другое. Символы могут быть переданы устно (произнесение слова привет ), письменно (составление букв H-E-L-L-O вместе) или невербально (махание рукой вперед и назад). В любом случае символы, которые мы используем, заменяют что-то другое, например физический объект или идею; они на самом деле не соответствуют вещи, на которую ссылаются, каким-либо прямым образом. В отличие от иероглифов в Древнем Египте, которые часто действительно имели буквальную связь между письменным символом и объектом, на который ссылаются, символы, используемые в современных языках, не имеют ничего общего с объектом или идеей, к которой они относятся.
Используемые нами символы объединяются в языковые системы или коды. Коды — это культурно согласованные и постоянно меняющиеся системы символов, которые помогают нам организовывать, понимать и генерировать значения (Leeds-Hurwitz, 1993). В мире используется около 6000 языковых кодов, и около 40 процентов из них (2400) являются только разговорными и не имеют письменной версии (Crystal, 2005). Помните, что на протяжении большей части человеческой истории устное слово и невербальная коммуникация были основными средствами общения. Даже в языках с письменным компонентом не было широко распространенной грамотности или способности читать и писать чуть более ста лет назад.
Символический характер нашего общения — качество, уникальное для людей. Поскольку слова, которые мы используем, не обязательно должны прямо соответствовать «вещи» в нашей «реальности», мы можем общаться в абстракциях. Это свойство языка называется смещением и конкретно относится к нашей способности говорить о событиях, удаленных в пространстве или времени от говорящего и ситуации (Crystal, 2005). Животные общаются, но гораздо проще, это всего лишь реакция на раздражитель. Кроме того, общение животных очень ограничено, и ему не хватает продуктивного качества языка, о котором мы говорили ранее.
Например, слово вычислить происходит от латинского слова исчисление , что означает «камешок». Но какое отношение камешек имеет к расчетам? Галька использовалась давным-давно для вычисления вещей, прежде чем мы разработали словесную или письменную систему счисления (Hayakawa & Hayakawa, 1990). Как я уже отмечал ранее, фермер мог держать в ящике по одному камешку на каждую из своих кур. Каждый камешек представлял одного цыпленка, а это означало, что каждый символ (камешек) имел прямое отношение к другому объекту в мире (своему цыпленку). Эта система позволяла фермеру следить за своим скотом. Он мог периодически проверять, что каждому камню соответствовала курица. Если бы было несоответствие, он бы знал, что курица была потеряна, украдена или убита. Позже были разработаны символы, которые немного упростили бухгалтерский учет. Вместо того, чтобы отслеживать ящики с галькой, фермер мог записать символ, например, слово пять или число 15 , которое может обозначать пять или пятнадцать камешков. Это демонстрирует, как развивались наши символы и как некоторые из них до сих пор несут в себе эту древнюю историю, даже если мы об этом не знаем. Хотя эта эволюция в некотором роде облегчила общение, она также открыла пространство для недопонимания, поскольку отношения между символами и объектами или идеями, которые они представляли, стали менее прямолинейными. Хотя корень вычислить означает «галька», слово вычислить сегодня имеет как минимум шесть общих определений.
ТРЕУГОЛЬНИК ЗНАЧЕНИЯ
Треугольник значения – это модель коммуникации, которая указывает на связь между мыслью, символом и референтом и подчеркивает косвенную связь между символом и референтом (Richards & Ogden, 1923). Как вы можете видеть на рис. 3.0 «Треугольник смысла», мысль — это концепция или идея, на которую ссылается человек. Символ — это слово, которое представляет мысль, а референт — это объект или идея, к которой относится символ. Эта модель полезна для нас как коммуникаторов, потому что, когда мы осознаем косвенную связь между символами и референтами, мы осознаем, как часто возникают недопонимания, как показывает следующий пример: Джаспер и Эбби думали о том, чтобы завести новую собаку. Так что у каждого из них одна и та же мысль. Каждый из них использует один и тот же символ, слово собака , чтобы сообщить о своих мыслях. Однако референты у них разные. Джаспер думает о маленькой собаке вроде таксы, а Эбби думает об австралийской овчарке. Поскольку слово собака не относится к одному конкретному объекту в нашей реальности, они могут иметь одну и ту же мысль и использовать один и тот же символ, но попасть в неловкий момент, когда доберутся до убежища и упадут. влюблены в своих соответствующих референтов только для того, чтобы узнать, что другой человек не имел в виду то же самое.
Рисунок 3.0 Треугольник смысла
Источник: адаптировано из Айвор А. Ричардс и Чарльз К. Огден, Смысл значения (Лондон: Кеган, Пол, Тренч, Табнер, 1923).Зная об этой косвенной связи между символом и референтом, мы можем попытаться компенсировать ее, получив разъяснение. Кое-что из того, что мы узнали в разделе «Общение и восприятие» о проверке восприятия, может быть здесь полезным. Эбби может спросить Джаспера: «Какую собаку ты имеешь в виду?» Этот вопрос позволит Джасперу описать своего референта, что позволит лучше понять друг друга. Если Джаспер ответит: «Ну, мне нравятся короткошерстные собаки. А нам нужна собака, которая будет хорошо работать в квартире», то круг референтов еще немаленький. Эбби могла задавать уточняющие вопросы, например: «Похоже, вы говорите, что собака поменьше может быть лучше. Это правильно?» Достижение общего понимания может быть трудным, даже когда мы определяем наши символы и описываем наши референты.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Определения помогают нам сузить значение конкретных символов, что также сужает возможные референты символа. Они также предоставляют больше слов (символов), для которых мы должны определить референт. Если понятие абстрактно и слова, используемые для его определения, также абстрактны, то определение может быть бесполезным. Вы когда-нибудь попадали в словесный лабиринт, когда искали незнакомое слово и обнаруживали, что определение содержит больше незнакомых слов? Хотя это может разочаровать, определения действительно служат цели.
Слова имеют денотативное и коннотативное значения. Обозначение относится к определениям, принятым языковой группой в целом, или словарному определению слова. Например, значение слова ковбой – это человек, который заботится о скоте. Другое обозначение — безрассудный и/или независимый человек. Более абстрактное слово, например change , было бы труднее понять из-за множества значений. Так как и ковбой , и меняют имеют несколько значений, они считаются многозначными словами. Однозначные слова имеют только одно употребление в языке, что делает их обозначение более простым. Специализированные академические или научные слова, такие как однозначные , часто являются однозначными, но общеупотребительных однозначных слов меньше, например, носовой платок . Как вы можете догадаться, основываясь на нашем обсуждении сложности языка, количество однозначных слов значительно превышает число многозначных.
Коннотация относится к определениям, основанным на эмоциональных или опытных ассоциациях людей со словом. Возвращаясь к нашим предыдущим словам, изменение может иметь положительную или отрицательную коннотацию в зависимости от опыта человека. Человек, который только что разорвал длительные отношения, может думать об изменении как о хорошем или плохом в зависимости от того, что он или она думает о своем бывшем партнере. Даже однозначные слова, такие как
ЯЗЫК ИЗУЧАЕТСЯ
Как мы только что узнали, отношения между символами, составляющими наш язык, и их референтами произвольны, а это означает, что они не имеют значения, пока мы не присвоим его им. Чтобы эффективно использовать языковую систему, мы должны со временем узнать, какие символы соответствуют каким референтам, поскольку мы не можем просто сказать, взглянув на символ. Как и я, вы, вероятно, узнали, что означает слово яблоко , глядя на буквы A-P-P-L-E и изображение яблока, а учитель или воспитатель поможет вам произносить буквы, пока вы не произнесете слово целиком. Со временем мы связали эту комбинацию букв с изображением вкусного красного яблока, и нам больше не нужно было произносить каждую букву. Это преднамеренный процесс, который в данный момент может показаться медленным, но, как мы увидим далее, наша способность овладевать языком на самом деле весьма поразительна. Однако мы не просто выучили отдельные слова и их значения; мы также изучили правила грамматики, которые помогают нам составлять из этих слов осмысленные предложения.
Любая языковая система должна иметь правила, чтобы сделать ее изучаемой и пригодной для использования. Грамматика относится к правилам, регулирующим использование слов для составления фраз и предложений. Кто-то, вероятно, знает, что вы имеете в виду под вопросом «Где пульт?» Но «Пульт дистанционного управления где?» может быть непонятным или, по крайней мере, запутанным (Crystal, 2005). Знание правил грамматики важно для того, чтобы писать и говорить так, чтобы вас понимали, но знания этих правил недостаточно, чтобы стать эффективным коммуникатором. Как мы узнаем позже, творчество и игра также играют роль в эффективном вербальном общении. Несмотря на то, что учителя уже давно навязывают идею о том, что существуют правильные и неправильные способы писать и произносить слова, на самом деле нет ничего правильного или неправильного в индивидуальном выборе, который мы делаем при использовании языка. Скорее, это наш коллективный договор, который придает силу правилам, регулирующим язык.
Некоторые лингвисты рассматривают правила языка как довольно жесткие и ограничивающие с точки зрения возможных значений, которые мы можем извлечь из слов и предложений, созданных внутри этой системы (de Saussure, 1974). Другие рассматривали эти правила как более открытые и гибкие, позволяющие человеку делать выбор для определения смысла (Eco, 1976). Третьи утверждали, что реального смысла нет и что возможности для значения безграничны (Деррида, 1978). Для наших целей в этой главе мы возьмем срединную точку зрения, которая допускает возможность индивидуального выбора, но все же признает, что существует система правил и логика, которыми мы руководствуемся при принятии решений.
Оглядываясь назад на наше обсуждение коннотации, мы можем видеть, какую роль люди играют в том, как соотносятся значение и язык, поскольку каждый из нас привносит свои собственные эмоциональные и эмпирические ассоциации со словом, которые часто более значимы, чем словарное определение. Кроме того, у нас есть довольно много места для творчества, игры и сопротивления с помощью символов, которые мы используем. У вас когда-нибудь был секретный код с другом, который знали только вы? Это может позволить вам использовать кодовое слово в общественном месте, чтобы передать смысл другому человеку, который «в курсе», так что никто другой не поймет сообщение. Тот факт, что вы можете взять слово, придать ему другое значение, заставить кого-то еще согласиться с этим значением, а затем использовать это слово по-своему, ясно показывает, что значение находится в людях, а не в словах. Как мы узнаем позже, многие сленговые слова возникли из-за того, что люди хотели тайно говорить на определенные темы, такие как наркотики или секс, чтобы посторонние их не заметили.
ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ
Овладение языком относится к процессу, с помощью которого мы учимся понимать, производить и использовать слова для общения в данной языковой группе. То, как мы усваиваем язык, зависит от многих факторов. Мы знаем, что изучение языка — это не только изучение слов. Мы должны научиться правильно связывать слова с тем, что они означают в данном контексте, и уметь упорядочивать слова таким образом, в соответствии с правилами грамматики используемого нами языкового кода, чтобы другие люди могли их понять. поймите нас (Хаякава и Хаякава, 19 лет)90). Как будто этого недостаточно, чтобы научиться, мы также должны изучить различные модели разговора, которым мы регулярно, но часто неосознанно следуем, чтобы сделать наше взаимодействие гладким и успешным. Краткий обзор овладения языком от рождения до взрослой жизни предлагает нам взглянуть на удивительные и до сих пор несколько загадочные отношения между нашим мозгом, глазами, ушами, голосом и другими физиологическими элементами (Crystal, 2005). С точки зрения овладения языком, на самом деле между людьми существуют большие различия из-за физических и контекстуальных различий, но этот обзор предполагает «типичное развитие».
Многое воспринимается в течение первого года жизни, так как развитие мозга ускоряется, а чувства фокусируются и настраиваются. Основные опекуны почти инстинктивно начинают прививать разговорные способности младенцам с самого рождения. Практически любой, кто проводил время с ребенком на этом этапе быстрого развития, может подтвердить, что существует потребность в общении с ребенком, что обычно развлекает и взрослого, и ребенка. Это принуждение не является случайным или случайным, и было бы ошибкой полагать, что наше общение бесполезно или просто для развлечения. Мы также были бы неправы, предполагая, что овладение языком не начинается до тех пор, пока ребенок не произнесет свои первые слова. К тому времени, когда это происходит, дети благодаря наблюдениям и практике многое узнают о наших моделях вербального общения и взаимодействия. Эти ключевые изменения включают следующее:
- 2–4 месяца. Младенцы могут реагировать на разные тона голоса (сердитый, успокаивающий или игривый).
- 6 месяцев. Младенцы могут ассоциировать некоторые слова, такие как пока-пока , с соответствующим поведением, и они начинают «бормотать», что на самом деле является практикой для развития более понятной речи.
- 8–10 месяцев. Младенцы узнают, что указывание может привлечь или направить внимание, и они начинают следить за разговорами взрослых, переводя зрительный контакт с одного говорящего на другого.
- 1 год. Младенцы узнают некоторые отдельные слова (имена людей, нет ) и основные ритуалы вербального взаимодействия, такие как вопрос-пауза-ответ и различные приветствия. Незадолго до или после этого времени младенцы начинают использовать «мелодические высказывания», отражающие разнообразие высоты тона и тона в различных вербальных взаимодействиях, таких как вопрос, приветствие или желание.
«Получить реальность»
Коммуникативные науки и расстройства
Область коммуникативных наук и расстройств включает карьерные пути в области аудиологии и патологии языка и речи — здесь мы сосредоточимся на последней. Лица, работающие в этой области, могут работать в школах, больницах, частной практике или в научных кругах в качестве исследователей и профессоров. Речевые и языковые расстройства затрагивают миллионы людей. От шести до восьми миллионов человек в Соединенных Штатах имеют какие-либо языковые нарушения, начиная от заикания и заканчивая непониманием языка и отсутствием выражения речи. [1] Логопеды могут работать с детьми, которые демонстрируют заметную медлительность или пробелы в овладении языком, или со взрослыми, которые недавно потеряли языковые способности из-за инсульта или какой-либо другой травмы или заболевания. Логопеды часто диагностируют и лечат языковые расстройства в составе команды, в которую могут входить учителя, врачи, социальные работники и другие. Прогнозируется, что карьерные перспективы будут очень сильными в течение следующих восьми лет, поскольку бэби-бумеры достигают возраста, в котором развиваются возрастные нарушения слуха и речи, поскольку медицинские достижения увеличивают выживаемость недоношенных детей и жертв инсульта и травм, а также по мере того, как школьное образование продолжается. расти. Речевые патологи часто получают ученые степени, завершают клинический опыт и сдают тесты для получения различных сертификатов и лицензий. Чтобы добиться успеха в этой области, люди должны обладать хорошими навыками межличностного общения для работы с различными клиентами и другими поставщиками услуг, интеллектуальными способностями выше среднего (особенно в области науки) и отличными навыками устного и письменного общения. Типичная заработная плата варьируется от 58 000 долларов в год для людей, работающих в начальных школах, до 70 000 долларов для тех, кто работает в медицинских учреждениях.
- Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, были бы важны для логопеда и почему?
- Девиз Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха: «Сделать эффективную коммуникацию правом человека, доступным и достижимым для всех». Какое отношение этот девиз имеет к нашему обсуждению этики общения? Какие действия речевых патологов соответствуют этому девизу?
Ключевые выводы
- Треугольник значения — это модель коммуникации, которая указывает на связь между мыслью, символом и референтом и подчеркивает косвенную связь между символом и референтом. Модель объясняет, как для любого данного символа может быть много разных референтов, что может привести к неправильному пониманию.
- Обозначение относится к согласованному или словарному определению слова. Коннотация относится к определениям, основанным на эмоциональных или опытных ассоциациях людей со словом.
- Правила языка помогают сделать его доступным для изучения и использования. Хотя правила ограничивают некоторые виды использования языка, они все же допускают возможность творчества и игры.
- Овладение языком относится к процессу, с помощью которого мы учимся понимать, производить и использовать слова для общения в данной языковой группе. Этот процесс происходит с удивительной скоростью в течение первых двух лет жизни, и мы получаем всю лингвистическую информацию, необходимую для участия в повседневных разговорах, при условии нормального развития, к раннему подростковому возрасту.
ССЫЛКИ
Barthes, R.