Отличается ли чувство юмора у мужчин и женщин?
- Мириам Квик
- BBC Capital
Автор фото, Alamy
Попробуем ответить на этот вопрос, посмотрев, как выбирали 100 лучших комедий всех времен кинокритики-мужчины и кинокритики-женщины.
Женщинам нравятся романтические комедии. Мужчины любят посмеяться над грубоватыми шутками. Женщины оценят тонкий каламбур, мужчины — меткую остроту. Есть комедии для девушек, а есть фильмы для настоящих мужчин.
Представление о том, что может рассмешить мужчин, а что — женщин, полно стереотипов.
Частично их поддерживают исследования психологов. Так, один опрос, проведенный среди американских студентов, показал, что женщинам больше нравились фильмы о любви, то есть мелодрамы и ромкомы, а мужчинам — комедии с черным юмором.
- 100 лучших комедий в истории кино
Конечно, это объясняется тем, что гендерные различия глубоко укоренились как в культуре, так и в киномаркетинге. Даже дети могут определить, рассчитано ли название фильма на девушек или на парней.
Однако, существуют и довольно интересные доказательства, как мозг мужчин и женщин несколько по-разному воспринимает юмор. Одно исследование, например, показало, что женщинам больше, чем мужчинам, нравятся шутки-карикатуры.
Хотя есть и другие исследования, которые решительно опровергают понятие «мужского» и «женского» типа мышления.
Автор фото, Alamy
Підпис до фото,Кинокритики обоих полов назвали лучшими комедиями всех времен «В джазе только девушки», «Доктор Стрейнджлав» и «Энни Холл»
А как насчет профессиональных кинокритиков? Отличаются ли чувства юмора у кинокритиков-мужчин и кинокритиков-женщин? И влияет ли принадлежность к определенному полу на вкусы в кино?
Недавно редакция BBC Culture опросила 253 критиков со всего мира — 118 женщин и 135 мужчин, — и попросила их назвать 100 лучших комедий всех времен.
Как отличался выбор экспертов-мужчин и экспертов-женщин?
Сначала мы просмотрели список фаворитов. Вот пять комедий, которые выбрали женщины и мужчины (в скобках указана позиция в общем списке).
Топ пять комедий, избранных кинокритиками-женщинами:
1. В джазе только девушки / Некоторые любят погорячее (Билли Уайлдер, 1959) (1)
2. Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Стэнли Кубрик, 1964) (2)
3. Энни Холл (Вуди Аллен, 1977) (3)
4. Жизнь Брайана (Терри Джонс, 1979) (6)
5. Утиный суп (Лео Маккэри, 1933) (5)
Топ пять комедий, избранных кинокритиками-мужчинами:
1. В джазе только девушки / Некоторые любят погорячее (Билли Уайлдер, 1959) (1)
2. Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Стэнли Кубрик, 1964) (2)
3. День сурка (Гарольд Рэмис, 1993) (4)
4. Энни Холл (Вуди Аллен, 1977) (3)
5. Время развлечений (Жак Тати, 1967) (8)
Оба списка очень похожи. Интересно, что позиция каждого фильма в списках мужчин и женщин отличалась в среднем лишь на 2%.
Автор фото, Alamy
Підпис до фото,Романтическая комедия «Когда Гарри встретил Салли» получила втрое больше женских голосов, чем мужских
Тех, кто, как и я, не очень верит в гендерные стереотипы, этот вывод наверное обрадует. Получается, что пол не является решающим фактором в определении лучшей комедии.
Феномен «Бестолковых»
Впрочем, не все так просто. Из 100 комедий, избранных кинокритиками мира, 14 получили заметно различные оценки мужчин и женщин.
Девять фильмов были гораздо более популярными среди мужчин, а пять, наоборот, — среди женщин. Похоже, это — не стечение обстоятельств.
Комедии, более популярные среди кинокритиков-женщин:
1. Бестолковые (Эми Геккерлинг, 1995)
2. Когда Гарри встретил Салли (Роб Райнер, 1989)
3. Что мы делаем в тенях (Джемейн Клемент и Тайка Вайтити, 2014)
4. Великий диктатор (Чарли Чаплин, 1940)
5. Плохие девушки (Марк Уотерс, 2004)
Комедии, более популярные среди кинокритиков-мужчин:
1. Чокнутый профессор (Джерри Льюис, 1963)
2. Время развлечений (Жак Тати, 1967)
3. Зверинец (Джон Лэндис, 1978)
4. День сурка (Гарольд Рэмис, 1993)
5. Шерлок-младший (Бастер Китон, 1924)
6. Сыновья пустыни (Уильям Сайтер, 1933)
7. Монти Пайтон и священный Грааль (Терри Гиллиам и Терри Джонс, 1975)
8. Воспитывая Аризону (Джоэль и Итан Коэны, 1987)
9. Паровоз Генерал (Клайд Брукмен и Бастер Китон, 1926)
Конечно, некоторые из этих фильмов — классические образцы либо жанра «чик-флик» — комедии для девушек, либо, соответственно, — мужской комедии.
Ведь их сюжеты имеют ярко выраженную гендерную специфику.
«Зверинец» повествует об университетском братстве, а «Бестолковые» и «Плохие девушки», как следует из названий, являются их прямыми противоположностями: героини этих комедий — студентки колледжа.
Автор фото, Alamy
Підпис до фото,Трудно объяснить, почему пародия о вампирах «Что мы делаем в тенях» больше понравилась женской половине жюри
С точки зрения определенного пола сняты и другие комедии, такие как «Чокнутый профессор» об ученом-неудачнике, который внезапно завоевывает бешеную популярность у женщин.
Или «Сыновья пустыни», где главные герои-мужчины пытаются убедить своих жен, что они ездили в круиз — им это не удается, кстати.
Оба фильма не получили ни одного голоса от женской половины критиков. А вот романтическая комедия (произносите это шепотом) «Когда Гарри встретил Салли» получила втрое больше голосов от женщин, чем от мужчин.
Выбор остальных фильмов объяснить немного труднее. Почему критикессы отдали предпочтение новозеландскому документальному фильму-пародии о вампирах «Что мы делаем в тенях», все герои которого — мужчины, не совсем понятно.
А вот «Бестолковые», напротив, стали вполне ожидаемым выбором. Эта блестящая комедия о взрослении, во-первых, отдаленно перекликается с «Эммой» Джейн Остин, а во-вторых, является лишь одним из четырех фильмов в списке, режиссер которого женщина.
Автор фото, Alamy
Підпис до фото,Комедия «Бестолковые» — вполне ожидаемый выбор женской аудитории
Кстати, сценарий «Плохих девушек» также написали женщины: Розалинда Уайзман и комедиантка Тина Фей.
Впрочем, эти несколько исключений скорее подтверждают общее правило. Объективной разницы между кинематографическими предпочтениями женщин и мужчин мы не обнаружили.
Одно немецкое исследование недавно показало, что у мужчин и женщин немного разные предпочтения в отдельных киножанрах. Мужчины с большим удовольствием посмотрят хоррор или экшен, тогда как женщины более склонны выбрать романтическую комедию. Хотя эта разница очень невелика.
Похоже, что гендерные стереотипы в кино все же сильно переоценены.
Прочитать оригинал этой статьи по-английски вы можете на сайте BBC Culture.
Юмор в отношениях между мужчиной и женщиной
Вы хохочете до упаду, а потом начинаете ему подыгрывать и делаете вид, что хотите заполучить его старинные часы. Ваш визави смеется и прикидывается изворотливым продавцом, который хочет содрать с вас как можно больше денег. Вы оба смеетесь, озорно поглядывая друг на друга.
Люди недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя. Фридрих Ницше
Юмор действует на разных уровнях. Он отгораживает нас психологическим барьером от практицизма, позволяет воспринимать себя менее серьезно и разряжает обстановку при первой встрече. Кроме того, он является великолепным связующим средством, способствующим установлению близости. Благодаря вашим остротам или шуткам партнера вы узнаете многое друг о друге и посылаете сигнал, свидетельствующий о положительной оценке партнера и солидарности с ним.
Психологи Барбара Фрейли и Артур Арон из университета штата Нью-Йорк решили проверить, каким образом юмор влияет на влечение. Для проведения эксперимента они пригласили около ста человек, незнакомых друг с другом, и произвольно разбили их по парам, а потом попросили выполнить вместе ряд общих заданий. Половине пар предложили задания, подразумевающие забавные ситуации, например, выполнение фокусов с завязанными глазами, обыгрывание рекламных роликов на языке, который придумали сами участники, всевозможные шарады. Вторая группа получила задания, где предполагались совместные действия, но не связанные ни с чем забавным. Когда впоследствии участников попросили высказать мнение о партнере, пары, которые успели вместе вволю посмеяться, сблизились гораздо лучше и испытывали более сильное влечение к партнеру по сравнению с теми, кому повеселиться не пришлось.
Несмотря на то что представители обоих полов ценят чувство юмора в партнере одинаково высоко и рассматривают его как одно из наиболее желательных качеств, женщины чаще заявляют, что предпочитают партнера, который может их рассмешить. Что до мужчин, то им нравятся девушки, способные оценить их чувство юмора. Женщины отводят чувству юмора более высокое место, когда речь идет о главных качествах супруга.
Никогда не следует сожалеть, что человека обуревают страсти. Это все равно, как если бы мы стали сожалеть, что он человек. Андре Моруа
Психолог-эволюционист Джеффри Миллер предполагает, что это вполне объяснимо с точки зрения эволюционной теории. Представители сильного пола демонстрируют половые гены, то есть признаки, свидетельствующие об интеллекте и яркой индивидуальности, которые могут передаваться по наследству. А женщин, которые являются существами более разборчивыми, их усилия либо забавляют и производят хорошее впечатление, либо оставляют равнодушными. Психологи также установили, что когда мужчина и женщина смеются вместе, ее смех указывает на более сильную романтическую заинтересован ность.
Следует ли из этого вывод, что мужчины и женщины воспринимают юмор по-разному и что женщины по природе являются более чуткими и отзывчивыми слушательницами?
Ученые из Стэнфордского университета изучили этот вопрос и с помощью магниторезонансного сканера проследили за деятельностью головного мозга мужчин и женщин во время просмотра и оценки мультфильмов. У представителей обоих полов отмечена одинаковая избирательность и время реакции на юмор. Однако у женщин замечена повышенная активность в левой части предлобной доли коры головного мозга, которая отвечает за обработку языка управления и суждения, а также в прилежащем ядре, то есть центре удовольствия. Это наводит на мысль, что женский мозг обрабатывает остроты и шутки более сложным способом, чем мужской, и способен лучше оценить юмор. Возможно, что в ходе эволюции женщины стали считать юмор более полезным и стоящим внимания, так как он является признаком хороших генов у мужчины.
Хотя мужчины чаще используют юмор для привлечения партнерши, представители обоих полов высоко ценят это качество при длительных отношениях. После периода ухаживания чувство юмора может стать более сбалансированным и партнеры с удовольствием смешат друг друга. Вспомните Мир-ну Л ой и Уильяма Пауэлла, веселую супружескую пару в классическом фильме Тонкий человек или Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси. Остроумный ответ и веселая шутка помогают супружеской паре сохранить близость в течение долгих лет, прошедших с момента первого свидания. По словам Фрейли и Арона, юмор представляет собой процесс саморазвития и самоэкспансии. Он открывает дверцу, через которую можно убежать в другую, альтернативную действительность, где царит веселье и громкий смех. И пусть это бегство продлится всего несколько мгновений.
Поделитесь чувством юмора с партнером
Найдите партнера, который разделяет ваше чувство юмора, шутите чаще, придумывайте свои фирменные остроты, наслаждайтесь проведенными вместе забавными моментами. По мнению психолога из Государственного университета Аппалачей Дорис Баццини, супружеские пары, которые придумывают семейные шутки, а потом вместе их вспоминают, в большей степени удовлетворены своими отношениями, чем мужья и жены, пренебрегающие этой практикой. Семейные шутки не только укрепляют чувство привязанности, но и способствуют выработке эндорфинов, которые обеспечивают хорошее самочувствие.
Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами – сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина. В. Гюго
Я поняла этот нехитрый урок много лет назад, когда согласилась на добровольную работу с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера, и встречалась с их мужьями и женами. У этих людей разрывалось сердце при виде медленно угасающих любимых, с которыми пройдены долгие годы жизни. Тем не менее чувство юмора у супружеских пар сохранялось даже тогда, когда больной уже не мог вспомнить имени своей жены, мужа и детей. Для таких супружеских пар юмор стал маленькой благодатью и последней ниточкой, связывающей их с любимыми людьми, несмотря на разрушающую мозг болезнь.
Помню, как один больной любовно называл жену служителем зоопарка, а себя — то обезьянкой, то тигром или змеей, в зависимости от самочувствия. Женщина смеялась и подыгрывала мужу. Исследования подтвердили, что люди, связанные семейными узами в течение длительного времени, высоко ценят чувство юмора, но здесь я нашла живое доказательство справедливости этого утверждения. Я поняла, какую огромную роль играет семейный юмор в жизни супружеских пар. Он не только привлекает партнеров друг к другу, но и объединяет и помогает сохранить близость, когда другие чувства давно растаяли как дым.
Почему мужчины не любят смешных женщин
Здоровье
Почему люди склонны ценить мужской юмор гораздо больше, чем женский
Ольга Хазан Джон Роули / Оушен / Корбис 5 Сохраненные истории
Эта статья была опубликована в информационном бюллетене One Story to Read Today, в котором наши редакторы рекомендуют один обязательный к прочтению выпуск The Atlantic с понедельника по пятницу. Зарегистрируйтесь здесь.
Несколько лет назад Лаура Микес преподавала в своем обычном курсе по детским психологическим расстройствам в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Это была серьезная тема, поэтому иногда она отпускала саркастические комментарии о собственном воспитании, чтобы поднять настроение. Когда в конце года она собирала оценки профессоров, ее особенно поразил один комментарий:
«Она не смешная», — написала студентка.
Микес поняла, что студенты университета, похоже, не приветствовали или даже не замечали остроумия многих ее коллег-женщин. Она не единственная. Недавний рисунок, сделанный Беном Шмидтом, доцентом истории Северо-восточного университета, проанализировал слова, используемые для описания мужчин и женщин-профессоров в 14 миллионах отзывов на RateMyProfessor.com. В каждой отдельной дисциплине профессора-мужчины гораздо чаще, чем женщины, считались забавными.
«Я подумал: «Может быть, я не такой смешной», — сказал Микес. «Но люди говорят, что я смешной. Я отлично провожу время со своими подругами».
История Микеса вызвала во мне знакомое чувство узнавания и беспокойства. Я из семьи, которая справляется с мелкими невзгодами, безжалостно высмеивая ответственных за них мелких тиранов. (Главная неприятность — мы задыхаемся от копченостей.) Имея три прилагательных, чтобы описать меня, большинство моих подруг назвали бы «забавный» одним из них. Но я могу рассмешить человека раз в два месяца.
Мужчины могут сказать: «Я бы хотел иметь девушку, которая меня рассмешит». Но для мужчин это роскошь, а не необходимость.С одной стороны, мы живем в золотой век женской комедии. Тина Фей, Лена Данхэм, Минди Калинг, Эбби Джейкобсон, Илана Глейзер и им подобные, конечно же, не первые женщины, у которых есть невероятно популярные телешоу, полностью основанные на их собственном юморе. Но они могут быть одними из первых, кто сделал это с бесстрашными шутками о своих вагинах. В следующем году Эми Шумер станет первой женщиной-комиком, которая возглавит Madison Square Garden.
Женщины, достаточно сказать, забавны. С другой стороны, существуют счастливые часы, в течение которых один мужчина разговаривает с толпой восторженно веселящихся зевак. Отчет Микеса на конец года существует. Мои ловко веселые подруги существуют, и многие из них вечно одиноки. Если мужчины и женщины способны быть одинаково забавными, почему юмор малоизвестных женщин так часто остается недооцененным?
* * *
В 2012 году Микес решила проверить, прав ли ее ученик. (Или, скорее, «я решила перенаправить свой гнев на что-то продуктивное», как она это описала.)
Обычный способ, которым ученые измеряют забавность, заключается в том, чтобы заставить старшекурсников — типичных подопытных кроликов для социальных исследований — сыграть в версию конкурса The New Yorker . Для своего исследования Микес попросила 32 студентов написать подписи к 20 мультфильмам жителя Нью-Йорка . Мужчины были «весьма взволнованы этой задачей», но женщины были более неохотны. «Была одна женщина, которая вошла, выглядела испуганной и сказала: «Ну, я не смешная», — вспоминает она.
После того, как студенты закончили писать свои шутки, новая группа участников оценила подписи. Они обнаружили, что мужские изюминки были немного умнее — примерно на 0,11 балла больше по пятибалльной шкале.
Прочтите последующие заметки
- Гендерный язык, который студенты используют для описания профессоров
Разница была небольшой, но все же Микес был в ужасе от результатов. «Я подумала: «Забудь об этом, я больше никогда не буду заниматься исследованиями», — сказала она.
Прошлые исследования на тему пола и жителя Нью-Йорка карикатур были неоднозначными. В исследовании 2011 года, опубликованном в журнале Intelligence , участники-мужчины также написали больше забавных подписей, чем женщины. Но в исследовании, проведенном годом ранее, остроты мужчин и женщин были одинаково забавными.
Исследование Микеса выявило еще одно интересное отличие: мужчины писали одни из лучших шуток, но они также использовали больше ненормативной лексики и сексуального юмора, и эти шутки не считались очень смешными. Если бы мужчины действительно были самым забавным полом, разве они не были бы более последовательно смешно?
В более позднем эксперименте Микес дал участникам как мужчинам, так и женщинам список случайных слов, таких как «вяленая говядина» и «водная горка», и попросил их написать абзацы, используя эти слова. Без подсказки мужчины писали забавные абзацы. Женские абзацы были более творческими и лучше написанными, но не смешными. Однако произошла удивительная вещь, когда Микес прямо сказал участникам, чтобы они старались быть смешными в своих абзацах: оба пола использовали юмор, и в равной мере.
Как в хоккее, оказывается, так и в лолс: 100 процентов бросков, которые вы не делаете, промахиваются. Исследование Intelligence 2011 года также показало, что мужчины в целом писали больше подписей, как смешных, так и нелепых. Другими словами, мужчины делают больше попыток пошутить, поэтому они чаще добиваются успеха.
«Мужчины готовы пойти на больший риск [в юморе], и они также терпят более жалкие неудачи», — Гил Грингросс, эволюционный психолог из Университета Аберистуита в Уэльсе и автор исследования 2011 года. Но для мужчины «это того стоит. Если вы потерпите неудачу и вам будет не смешно, вы потеряете, может быть, несколько минут. Но если человек смеется, польза может быть огромной».
Мужчины делают так много попыток пошутить, что на самом деле их считают смешнее, даже если это не так. После того, как они закончили писать субтитры, студенты, участвовавшие в исследовании Микса, заполнили анкету о том, насколько забавными, по их мнению, другие найдут их подписи, а также о том, кто, по их мнению, мужчина или женщина в целом более забавный пол. Участники-мужчины сказали, что по шкале от одного до пяти их мультфильмы были в среднем на 2,3 балла забавнее. Женщины поставили себе 1,5. Хуже того, 89 процентов женщин и 94 процента мужчин ответили, что мужчины в целом смешнее.
В следующем эксперименте Микес попросил новую группу участников прочитать подписи, созданные первой группой, и угадать пол автора. И мужчины, и женщины ошибочно приписывали более смешные подписи писателям-мужчинам.
«Спонтанно мужчины почему-то стараются больше», — размышляла она. «И, возможно, со временем их поощряют быть смешными».
* * *
Но почему мужчины так стараются рассмешить людей?
В основном, чтобы получить немного. Не все поддерживают эволюционную психологию, но те, кто ее поддерживают, скажут, что женщины, как правило, более избирательны в выборе партнера, чем мужчины, потому что исторически материнство было опасным для жизни и всепоглощающим занятием. Если пещерная женщина выбрала не того пещерного человека, она может рискнуть изнурительными родами только для того, чтобы в конечном итоге вырастить больного ребенка без помощи искусного партнера. Таким образом, избирательность становится первостепенной. Женщинам надлежит найти партнера, который будет давать достаточно времени, ресурсов и хороших генов их детям, — другими словами, умного мужчину.
Веселые люди скорее умные. (В одном из многочисленных исследований New Yorker студенты, набравшие более высокие баллы в тестах на интеллект, также создавали самые смешные подписи. ) Юмор «сигнализирует о своего рода способности погрузиться в чужое сознание и понять, что другие найдут смешным, — пояснил эволюционный психолог Дэвид Басс. «Это требует социального интеллекта, а также социального воодушевления или уверенности».
Поскольку большинство людей не ходят в бары с готовыми головоломками судоку, приколотыми к груди, мы полагаемся на юмор как на показатель интеллекта. В среднем женщины склонны использовать свой смех, чтобы заманить потенциальных партнеров, в то время как мужчины используют свои шутки, чтобы привлечь как можно больше женщин.
Я знаю, о чем ты думаешь. «Но я, мужчина, больше всего желаю женщин с хорошим чувством юмора!» #не всемужчины.
На протяжении десятилетий этот ответ ставил в тупик психологов. Когда они спрашивали мужчин и женщин, что они ищут в своих постоянных партнерах, представители обоих полов отвечали, что им нужен кто-то «с хорошим чувством юмора». Только когда исследователи настаивали на том, что они имели в виду, в частности, под «чувством юмора», половые различия стали очевидны. Женщинам нужны мужчины, которые будут рассказывать анекдоты; мужчины хотят женщин, которые будут смеяться над их.
В 2006 году психологи Эрик Бресслер и Сигал Балшайн показали 210 студентам колледжа изображения двух одинаково привлекательных представителей противоположного пола. Под каждой фотографией они приклеивали либо смешные, либо несмешные высказывания, якобы автором которых был человек. Участницы женского пола сказали, что им нужен в качестве бойфренда забавный мужчина, а не несмешной, даже если они считают, что более забавный мужчина менее заслуживает доверия. Мужчины в любом случае не заботились о женских забавах.
В ходе исследования, проведенного позже в том же году, Бресслер и Балшайн снова обнаружили, что при рассмотрении воображаемых взаимодействий с людьми противоположного пола женщины говорили, что им нужны мужчины, которые могли бы их рассмешить. Мужчины говорили, что гораздо важнее, чтобы женщине нравились его шутки.
Лиана Хоун, постдоктор психологии из Университета Миссури, пришла к аналогичному выводу в ходе исследования, проведенного ранее в этом году: «Мужчины предпочитают женщин, которые восприимчивы к их юмору, тогда как женщины предпочитают мужчин, которые умеют шутить». Хоун дала участникам своего исследования воображаемый бюджет в 5 долларов, чтобы они «потратили» на черту, которую они хотели бы видеть в своих сексуальных партнерах, — либо умение рассказывать анекдоты, либо способность ценить их. Чем больше они «тратили» на каждую черту, тем больше их партнер воплощал эту характеристику. Она обнаружила, что женщины тратят всего 1,9 доллара.1 на приятеля, который смеется над их шутками, но мужчины потратят на него 3,03 доллара.
Многие мужчины могли бы возразить: «Я хотел бы иметь девушку или жену, которые заставляли бы меня смеяться», — сказал Грингросс, рецензировавший исследование Хоуна. «Но для мужчин это скорее роскошь, а не необходимость».
Эти льготы доступны не только студентам колледжей. Более ранние исследования личных объявлений в журналах и газетах показали, что женщины гораздо чаще, чем мужчины, упоминали о том, что ищут кого-то смешного. Позже, когда исследователи изучили профили на канадском сайте знакомств, они обнаружили, что мужчины чаще заявляли, насколько они забавны, а женщины чаще говорили, что им нужен забавный мужчина. В исследовании 2007 года, в ходе которого 200 000 человек в разных странах попросили оценить свои предпочтительные качества в партнере, женщины поставили «юмор» на первое место. Мужчины заняли третье место.
Если мужчины изо всех сил стараются быть забавными, женщины делают все возможное, чтобы показать свою признательность, смеясь более восторженно и чаще в мужской компании. Одно исследование показало, что, когда мужчины и женщины разговаривают, количество смеха женщины, а не мужчины, может предсказать, хочет ли пара встречаться друг с другом. Нейробиолог Роберт Провайн однажды прослушал десятки спонтанных разговоров в общественных местах и выделил 1200 различных «эпизодов смеха». Он обнаружил, что женщины смеялись значительно чаще, чем мужчины, особенно когда рядом находился мужчина.
Когда я все это узнала, я тут же побежала в гостиную и спросила у своего парня, важно ли ему, чтобы его сексуальные партнерши были смешными.
— Очевидно, нет, — сказал он.
Ой! Но ведь это так забавно! Фу.
* * *
Однажды мы с парнем провели несколько месяцев в романтической нейтральной полосе, пытаясь решить, нравимся ли мы друг другу. Моя проблема с ним заключалась в том, что он пригласил меня на ужин в модное место и заказал только шоколадное молоко. Я думал, что его проблема в том, что была другая девушка.
Я ошибся:
«Я вас не понимаю!» — воскликнул он однажды, когда мы гуляли. «Ты красивая, но ты такая… глупая. Это не имеет никакого смысла.»
То, как мужчины и женщины смеются и шутят, настолько отличалось друг от друга так долго, что превратилось в жесткую, угнетающую социальную норму. Нарушителей норм наказывают, а значит, часто наказывают и забавных женщин.
В ходе другого исследования в стиле свиданий в 1998 году примерно 100 студентам колледжей были показаны фотографии людей противоположного пола вместе с стенограммами интервью, предположительно проведенных с этими людьми. В интервью фотографы выглядели либо забавными, либо безвкусными. Для женщин использование мужчиной юмора в интервью повысило его желанность. В то же время использование женщинами юмора не вызывало у мужчин больше желания встречаться с ними — на самом деле, они слегка нервничали.0045 меньше заманчиво. Правильно: мужчины находили красивых, несмешных женщин более желанными, чем таких же красивых, но при этом забавных.
Сказали, что их юмор не нужен, многие женщины не обращают внимания.Возможно, мужчины равнодушны к забавности своих партнерш именно потому, что веселые женщины умнее. Есть некоторые свидетельства того, что мужчин меньше привлекают женщины, которые умнее их. В исследовании, опубликованном в этом месяце в бюллетене Personality and Social Psychology Bulletin , когда мужчин знакомили с женщинами, которым говорили, что они превзошли их в тесте на интеллект, они оценивали женщину как менее привлекательную и с меньшей вероятностью говорили, что хотят с ней встречаться.
Эти предубеждения сковывают женщин. Идея о том, что женщины не должны шутить, может спровоцировать угрозу стереотипа, явление, при котором простое сообщение кому-то, что их «группа», как правило, в чем-то плоха, мешает этому человеку работать. Сказали, что их юмор не нужен, многих женщин это не смущает.
Исследование 2001 года, в котором анализировались случайные разговоры между молодыми людьми, показало, что в то время как мужчины рассказывали больше шуток и более удачные шутки в смешанной компании, женщины рассказывали гораздо больше шуток, когда они были в женских группах. «Очевидно, — заключили исследователи, — что женщины шутят только тогда, когда рядом нет мужчин».
* * *
Сара Бенинкаса определенно забавная. Она поднялась на сцену интернет-комедии в 2008 году с серией пародийных «влогов» Сары Пэйлин, которую Бенинкаса изображала с прической в виде улья, прямоугольными очками и «у-у-ки-ки» прямо из Василлы. Совсем недавно она выступила с моноспектаклем об агорафобии и написала несколько книг, в том числе комедийный роман «9».0045 DC Trip , который вышел в этом месяце.
На самом деле она настолько талантлива, что я немного нервничал, когда писал ей по электронной почте с просьбой дать интервью о ее отношениях. Я сказал, что если она хочет, то может использовать «уничижительные псевдонимы» для своих бывших. Она ответила ободряющим «БВАХАХАХ». Это навело меня на мысль, что я тоже забавный. Что, учитывая научную литературу, заставило меня переживать, что я умру в одиночестве.
Бенинкаса сказала, что когда она была моложе, в подростковом возрасте и в начале 20-х годов, она смягчала свою личность, чтобы доставить удовольствие мужчинам, за которыми она преследовала романтические отношения. Она будет меньше шутить и больше смеяться над ними. Ее друзья говорили ей, что она ведет себя по-другому со своими бойфрендами.
«Я пыталась изображать из себя женщину», — сказала она. «Этот фальшивый я был всегда красив и всегда готов на все, и весел, и беззаботен. А настоящему мне было что сказать. «Я», которое я создал, не было смелым и откровенным. Она была не очень смешной».
Стратегия свиданий Бенинкасы изменилась после того, как она стала комиком. «Я должна была быть собой, иначе публика не приняла бы это», — говорит она. Ее карьера теперь служит своего рода мужским фильтром: чуваки знают, что им досталась дерзкая дама, и им это должно понравиться. Она отмечает, что ее нынешний бойфренд тоже забавный, и он любит ее за ее остроты.
Тем не менее, удручает то, что для многих женщин, не являющихся профессиональными комиками, самой ценной социальной валютой является красота или, что еще хуже, «быть милой». В своей печально известной статье Vanity Fair о том, почему женщины не смешны, Кристофер Хитченс представляет юмор как важный инструмент, который мужчины могут использовать, чтобы сломать защиту женщины:
Если вы можете вызвать у нее смех… по крайней мере заставил ее расслабиться и изменить выражение лица.
Женщины также могут вызывать у людей смех — не только для той цели, которую имел в виду Хитченс, но и для того, чтобы завести нового друга или подбодрить старого. Чтобы произвести впечатление на босса или родителей парня. Чтобы наклониться, чтобы плакать вслух. Если юмор — это инструмент власти, женщины тоже заслуживают доступа к нему.
Если мы признаем существование этих предубеждений — что мужской юмор поощряется за счет женского — можем ли мы что-нибудь с этим поделать? Басс скептически относится к тому, что человеческие желания можно сформировать; что суровая социальная реклама или даже изменение социальных нравов может побудить мужчин искать женщин, которые скорее остроумны, чем красивы. Укоренившиеся убеждения, уродливые и устаревшие, такие как расизм, сохраняются даже тогда, когда люди отрекаются от них. Тем временем желание мужчин быть королями комедии об отношениях даже не осуждается.
Хоун из Университета Миссури настроен более оптимистично. Если человечество решит, что женское природное сумасбродство должно быть освобождено, мужчина типа должен начать приглашать более забавных женщин на выпивку. И женщины могли бы перестать встречаться с мужчинами, которые не смеются над их шутками.
«Тот факт, что черта послужила цели адаптации, не означает, что мы должны ее принять, — сказала она. «Мне нравится думать, что у всех веселых одиноких дам есть надежда».
Связанное видео
Увлекательная наука, стоящая за вашим смехом.
Элли Марек и Джудит С. Тингли
Война между полами продолжается вечно. Они сражались на горе Олимп. Это определенно была одна из любимых тем Шекспира. Антагонизм часто проявляется в юморе. Многие ученые мужчины (до того, как были признаны ученые женщины) — среди них Платон, Аристотель и Чарльз Дарвин — считали, что в основе юмора лежит нападение. По словам Виктора Раскина, к.т.н. «…Это цивилизованная замена физической враждебности… Это способ установить превосходство».
Мы, авторы (обе ученые женщины), тоже так думали, когда реагировали на волну юмора в нашем электронном письме, которая казалась определенно враждебной — как на мужчин, так и на женщин.
Мы подумали, что изобилие гендерных шуток в Интернете может быть примером «популярного blason populaire», описанного фольклористом Аланом Дандесом.
Мы провели опрос 114 респондентов в возрасте от 20 до 70 лет, поровну мужчин и женщин. Мы попросили их ответить на 21 шутку (половина унижений каждого пола) с прилагательным (забавный, враждебный, забавный, раздражающий, приятный, глупый или другой) и интенсивностью: 1-10.
|
Вот что мы узнали. | ||
• | Мужчины обычно находят этот тип юмора смешным или забавным гораздо чаще, чем женщины. Их не оскорблял ни мужской, ни женский уничижительный юмор. Им даже эта шутка показалась смешной:
| |
• | Женщин намного чаще обижали как мужские, так и женские шутки, чем мужчин, которые редко обижались. Женский юмор традиционно ориентирован на рассказы и анекдоты, самоуничижительный юмор; не уничижительные шутки, любимые многими мужчинами. Почти ни одна из шуток не была воспринята мужчинами как враждебная (как о мужчинах, так и о женщинах). | |
• | Женщины видели в шутках больше враждебности, чем мужчины, и чаще считали их глупыми. | |
• | Ни мужчины, ни женщины не заметили увеличения этого типа юмора, но и те, и другие приводили много разных причин для увеличения, о которых они не думали! Повышенный гнев, угрозы самцов, негативная реакция, невежество и т. д. | |
Уроки, которые нужно извлечь? | ||
• | Женщин больше обижают шутки, которые очерняют их самих или других. | |
• | Если вы хотите использовать юмор для положительного влияния на женщин, исключите этот вид юмора. | |
• | Им это не нравится, и, вероятно, они не научатся любить это. | |
Еще мы узнали, что ни мужчины, ни женщины не читают направления! |
Представлено на «Международном обществе исследований юмора» (1999).