Прикладная юридическая психология — журнал
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
Индексирование: Список ВАК (1 января 1970 г.-), Список РИНЦ (1 января 1970 г.-)
Период активности журнала: не указан
- Другие названия журнала: Прикладная юридическая психология
- Издательство: [б.и.]
- Местоположение издательства: М.
- Добавил в систему: Афонин Сергей Александрович
- ISSN: 2072-8336 (Print)
Редколлегия
- Блинникова Ирина Владимировна, с 14 января 2008
- Нечаев Николай Николаевич, с 1 марта 2007
Статьи, опубликованные в журнале
- Психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации: история становления, современное состояние и перспективы развития
- Ульянина О. А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 25-31
- 2023 Методика диагностики потенциальных мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних
- Устинов Д.В., Сафуанов Ф.С.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 1, с. 39-50
- 2021 Психологический контекст оценки коллегией присяжных заседателей возможных противоправных деяний подсудимого
- Енгалычев В. Ф., Белодед Д.Р., Миненко И.Ф.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), том 54, № 1, с. 19-23 DOI
- 2019 Ассессмент-центр как эффективная технология оценки уровня сформированности личностной компетентности сотрудников ОВД
- Ульянина О.А., Дашко М.Н.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и. ] (М.), № 4 (49), с. 112-120 DOI
- 2019 Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе
- Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Ушков Ф.И., Алмазова О.В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 39-49 DOI
- 2018 Методологические подходы к формированию личностной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России
- Ульянина О. А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 2, с. 26-34
- 2018 ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНВАЛИДОВ
- Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Уланова Н.Н., Фролов А.И., Шишкова И.М., Яковлев В.В.
в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б. и.] (М.), с. 23-31
- 2017 К вопросу о нормативно-правовом регулировании психологической практики
- Шойгу Ю.С.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 1(38), с. 15-23
-
- 2017 Психологическое сопровождение спортивной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России, включенных в сборные спортивных команд
- Ульянина О. А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 2(39), с. 102-109
- 2017 Чудова Агрессивность и имплицитная теория насилия
- Ениколопов С.Н., Н В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), том 39, № 2, с. 18-26
- 2015 Восприятие времени при работе с интернет-ресурсами
- Блинникова И. В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 66-75
- 2015 Исследование культурных особенностей опосредствованного запоминания с помощью методики пиктограмм
- Арестова О.Н.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 66-71
- 2015 Об особенностях применения метода контент-анализа в судебно-психологической экспертизе различной предметной направленности
- Енгалычев В. Ф., Моисеева И.Г., Моисеев А.В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 3, с. 39-45
- 2015 Система ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел
- Марьин М.И., Бочкова А.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 1, с. 113-120
- 2014 Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований
- Заварцева М. М.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 1, с. 14-22
- 2014 Обсуждение последствий терактов в интернете: состояние и перспективы исследования
- Нестик Т.А., Смолина И.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 3, с. 137-147
- 2014 Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел, склонных к противоправному поведению
- Марьин М. И., Бочкова А.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 3, с. 47-53
- 2014 Социально-психологические барьеры при прогнозировании будущего в российских компаниях
- Нестик Т.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 2, с. 124-135
- 2014 Структура и детерминация группового отношения к времени в организациях
- Нестик Т. А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), том 2014, № 3, с. 61-72
- 2014 Типологические особенности отношения к работе и отдыху как фактор эффективности труда и удовлетворенности жизнью современного профессионала
- Лузянина М.С., Кузнецова А.С.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 3, с. 147-157
- 2014 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ДОВЕРИЕ К МЕДИЦИНСКИМ ИНТЕРНЕТ-САЙТАМ
- Блинникова И. В., Злоказова Т.А., Милягина М.В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 92-106
- 2013 ЖУРНАЛ «ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
- Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М. ), № 4, с. 8-20
- 2013 Саморегуляция функционального состояния у офицеров с высокой и низкой удовлетворенностью работой в условиях длительного военного реформирования
- Семянищева П.А., Кузнецова А.С.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 87-98
- 2013 Эмпирическая апробация батареи микроструктурных тестов для оценки когнитивных ресурсов профессионалов
- Леонова А. Б., Блинникова И.В., Злоказова Т.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 39-49
- 2012 Влияние негативных психических состояний на использование когнитивных ресурсов
- Блинникова И.В., Денисова Е.А.
- в журнале Прикладная юридическая психология, издательство [б.и.] (М.), № 4, с. 65-76
Прикладная юридическая психология
1. 3. Система юридико-психологического знания
Концепция системы. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) научной отрасли представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, их направлений, разделов, частей. Сложность предмета юридической психологии как в его «юридической части», так и «психологической» с очевидностью предопределяет огромный объем взаимосвязанных и взаимопереплетающихся знаний. Изначально интуитивно угадывается ограниченность попытки свести эти знания к психологии следственной деятельности, судопроизводства либо поставить их в центр, лишь обрамляя «венком» кратких сведений о других видах юридической деятельности, работы разных юридических органов и решения многообразных задач по укреплению законности и правопорядка.
Современная юридическая психология, какой она начала становиться с рубежа 70-х годов и ускоряющимся темпом развивается сегодня, представляет собой богатую и разветвленную систему научного знания. В структуру этой системы входят разделы юридико-психологического знания:
• уже сложившиеся к настоящему времени;
• быстро и плодотворно развивающиеся;
• начинающие развиваться;
• которые объективно должны быть представлены в системе юридической психологии, но почти еще не развиты.
При таком подходе система юридической психологии становится похожей на «психологическую систему элементов», сопоставимую по принципу с Периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это позволяет более правильно судить о самой юридической психологии, ее полной системе, состоянии и возможностях, способствует ускоренному преодолению ее научного отставания, ее изучения и использования в юридической практике.
Структура и состояние системы. Макроструктура системы юридической психологии в виде основных частей и разделов представлена на рис. 1.2.
Основы юридической психологии — (первая часть) — исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научного знания, находящуюся !на стыке юриспруденции и психологии, ее назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем укрепления законности и правопорядка, создания общества, основанного на законе.
Эта часть включает в себя основные разделы, каждый из которых образован рядом направлений юридико-психологического знания и их практического приложения:
1) методологические основы юридической психологии — научная база, фундамент всей юридической психологии как особой отрасли научного знания и всех ее разделов. К ним относятся знания о:
• значении, месте юридической психологии в системе науки и юридической практики,
• предмете юридической психологии,
• целях, задачах и системе юридической психологии,
• методологии юридической психологии,
• истории юридической психологии.
Разработок и публикаций по этим вопросам много, хотя они несколько различаются мнениями, характеризующими движение научного знания, его продолжающееся развитие. Остаются слабо разработанными проблемы методологии, имеющие принципиальное и общее значение;
2) психология правового общества и государства — раздел, представляющий собой научно-психологическое видение (модель) правового государства и общества, психологических феноменов, закономерностей, механизмов, отношений, характеризующих субъекты, структуры, общности, граждан, отвечающие требованиям законности, образ жизни, поведение и деятельность, их психологические детерминанты. Исключительно важный раздел, определяющий возможность сравнивать то, что есть сегодня, с тем, что должно быть, и понимать, что надо делать, определять стратегические направления поисков на вызовы времени и существующей практики.
До последнего времени юридическая психология развивалась, как и другие отрасли научного знания, изучающие проблемы укрепления законности и правопорядка, преимущественно как бы с конца, с «ударов по хвостам», исходя из состояния преступности, ее причин и условий, необходимости их устранения и профилактики. Между тем, не менее, а, вероятно, более важен позитивный, созидательный подход — поиск путей утверждения в обществе правозаконности. Он связан с поисками и разработками по направлениям:
• психологии права,
• психологических аспектов уголовно-правовой политики,
• правовой психологии общностей,
• народно-правовой психологии,
• правовой психологии личности,
• психологии правосознания,
• психологии правовой социализации,
• психологии правового воспитания,
• психологии антикриминальной устойчивости личности,
• социально-психологической детерминации правомерного поведения, законности и правопорядка,
• психологических аспектов деятельности государственных органов и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка,
• психологических аспектов участия средств массовой информации, культуры и искусства в укреплении законности и правопорядка,
• психологии правового просвещения, пропаганды и агитации,
• психологии личной безопасности граждан и др. ;
Рис. 1.2. Макросистема
юридической психологии
3) криминальная психология — психология преступности. Ее основные направления:
• психолого-правовая асоциализация,
• психология генезиса противоправного поведения,
• психология личности преступника,
• психология криминальной среды и преступных групп,
• психологические особенности различных видов преступлений,
• психологические причины и условия преступного поведения и образа жизни,
• криминально-психологический мониторинг и прогнозирование и др.
Психологические проблемы криминологии и преступности исследовались активно, но динамика жизни общества не позволяет успокаиваться сделанным, многое из которого быстро устаревает.
Вторая часть юридической психологии — психология организации деятельности правоохранительного органа — содержит совокупность знаний по вопросам организации деятельности правоохранительного органа. Ее основные разделы:
1) психология личности юриста с направлениями:
• психологические требования к личности юриста,
• психологические свойства личности,
• психологические особенности профессионального мастерства,
• профессионально-психологическая подготовленность юриста,
• психология профессиональной культуры юриста,
• психограммы юридических специальностей;
2) психология управления в правоохранительных органах, включающая:
• психологическую концепцию управления в правоохранительных органах,
• личность в системе управления,
• психологию личности руководителя правоохранительного органа,
• психологию управленческой деятельности руководителя, ее стиля и методов,
• психологическую структуру организации управления,
• психологию текущего управления,
• психологию организации деятельности служб и подразделений правоохранительного органа,
• психологические пути совершенствования управления в условиях гуманизации и демократизации жизни общества,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов с другими органами, структурами, общественными формированиями и населением,
• психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах;
3) психология работы с персоналом правоохранительных органов, включающая:
• профессионально-юридическое ориентирование,
• особенности психологического отбора в юридические образовательные учреждения и правоохранительные органы,
• психологию юридического образования,
• психологию коллектива правоохранительного органа,
• психологию правового воспитания сотрудников правоохранительных органов,
• морально-психологическую подготовку юриста,
• психологию формирования профессионального мастерства юриста,
• профессионально-психологическая подготовку юриста,
• психологические особенности укрепления организационного порядка и дисциплины в правоохранительных органах,
• психологию научной организации труда в правоохранительных органах,
• психологию профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов,
• психологические особенности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
4) психологическая служба в правоохранительных органах. Раздел приобрел важное значение в современных условиях в связи с созданием психологических служб в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе и зарождением их в других правоохранительных органах. В этом находит признание практиками возможностей юридической психологии и вместе с тем ожидание, что надежды на нее и работающих в ней практических психологов оправдаются. Огромна ответственность сейчас всех, кто работает в системе юридической психологии, ответственность за удовлетворение ожиданий и будущее юридической психологии. Если практика разочаруется, это может повлечь за собой тяжелые и долговременные последствия для юридической психологии. Потерять престиж легче, чем его завоевать, а тем более повторно. Необходимы общие усилия всего корпуса юридических психологов для оказания помощи психологической службе, забота о ее успехах, усиленная разработка эффективных технологий психологической работы.
Все разделы неплохо развиты, но слабо освещены в широкой печати.
Третья часть — психологические технологии в правоохранительной деятельности — чрезвычайно важное для правоохранительной практики направление исследований и практических разработок. Оно начало по существу создаваться и расширяться с середины 80-х годов опять-таки при активном участии сотрудников Академии управления МВД и Психологического отдела НИИ Прокуратуры. Сейчас оно включает два обширных раздела:
1) психологические действия в правоохранительной деятельности с направлениями:
• психологический анализ профессиональных ситуаций,
• психологический анализ юридических фактов,
• психологический портрет и его составление,
• изучение человека в психологическом наблюдении,
• визуальная психодиагностика криминальных признаков
• составление психологического портрета преступника по следам на месте преступления,
• психологическое наблюдение за группой,
• психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений,
• психология правомерных психологических воздействий,
• психологический анализ сообщений граждан,
• психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств,
• юридическая психолингвистика,
• психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби,
• внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве,
• нетрадиционные психологические методы раскрытия преступлений,
• судебно-психологическая экспертиза,
• посмертная судебно-психологическая экспертиза;
2) психотехника в работе юриста. В современном виде раздел включает направления:
• психотехника речи,
• психотехника использования речевых средств,
• психотехника использование неречевых средств,
• психотехника построения высказываний,
• психотехника речевого доказывания и опровержения возражений,
• психотехника воздейственности речи,
• общая психотехника профессионального мышления юриста,
• психотехника рефлексивного мышления и др.
Начало изучению психотехники было положено 100 лет назад П.С. Пороховщиковым (П. Сергеич)1, а в последние 10—20 лет оно особенно активизировалось.
Четвертая часть — психология видов правоохранительной деятельности — объединяет юридико-психологические исследования решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами. Она представляет собой конкретизацию общих психологических подходов и рекомендаций, относящихся к предыдущим трем частям юридической психологии, и дополняет их новыми.
Эта часть включает разделы:
1) психологические особенности решения разных правоохранительных задач с направлениями:
• психология профилактики преступлений,
• психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,
• психология профилактики рецидивной преступности,
• психология обеспечения безопасности граждан,
• психология гражданско-правовой работы,
• психологические аспекты борьбы с различными видами преступлений,
• психология раскрытия преступлений («оперативная психология», «психология оперативно-розыскной деятельности»),
• психология расследования преступлений и др. ;
2) экстремально-юридическая психология. Этот раздел в связи с обострением криминальной ситуации в стране получил интенсивный импульс к развитию в 90-е годы. Он включает направления:
• психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности,
• экстремально-психологическая подготовленность сотрудника,
• экстремально-психологическая подготовка сотрудника,
• психологическая подготовка начальствующего и командного состава к управлению в экстремальных условиях,
• боевая готовность и бдительность сотрудника,
• психологические аспекты задержания вооруженных правонарушителей,
• психологические основы ведения переговоров с преступниками,
• морально-психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах,
• психология управления силами и средствами правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах.
3) психологические
особенности деятельности разных
правоохранительных органов. Система правоохранительных органов,
как отмечено выше, включает в себя
органы судебной системы, обеспечения
охраны порядка и безопасности,
предварительного следствия и
дознания, прокуратуру, органы
правового обеспечения и правовой
помощи и негосударственные
организации обеспечения правоохраны.
Всего их около двадцати. У них есть
общие функции и направления
деятельности, но есть и особенности,
есть своя специфика, определяемая
задачами, условиями, объектами,
формами и методами ее осуществления,
есть свои особенности психологии.
Поэтому научно корректно,
практически важно развивать
психологические исследования и
разрабатывать практические
рекомендации по каждому виду
правоохранительных органов. Пока
такое делается в МВД, ФСБ,
Федеральной пограничной службе,
органах, исполняющих наказания.
Начата работа по таможенным органам
и налоговой полиции.
Психологические особенности деятельности других правоохранительных органов еще ждут своих исследователей.
1П. Сергеич. Искусство речи на суде. — М., 1988.
Психология в применении к правовой системе
Существует много возможностей для позитивного взаимодействия между областями психологии и права; однако этот союз двух дисциплин не обходится без внутреннего конфликта. Судьи и адвокаты обучены смотреть на человеческое поведение совсем иначе, чем с точки зрения психологов. Именно эта разница создает уникальные проблемы для сотрудничества между областями, хотя при понимании этих различий есть надежда на позитивное и надлежащее партнерство.
Закон основан на разуме, психология на эмпиризме
Одной из трудностей применения психологии в области права является различие в методах принятия решений, используемых двумя дисциплинами. В частности, психологи и юристы стремятся к одной и той же цели: установить истину, но определение «правды» и методы, используемые для раскрытия истины, различаются. Психология опирается на принципы и утверждения, которые зависят от подтверждения, придерживаясь научного метода, то есть проверки гипотез с помощью соответствующей методологии и соответствующих наблюдений. Психологи обычно ищут объективную истину, стремятся показать стабильные результаты с течением времени и меньше полагаются на интуицию или «внутреннее чувство», а больше на научно обоснованные факты и вероятности (Carson, 2003). Закон, с другой стороны, в значительной степени опирается на судебный прецедент или решения по предыдущим аналогичным делам, используя эти решения в качестве руководства для текущего дела. Точно так же правовая система основана на состязательной системе, основанной на представлении о том, что истина возникает в результате столкновения противоборствующих сторон в зале суда. Другими словами, хотя каждая область может стремиться ответить на один и тот же вопрос, психология и право используют разные методологии для определения того, что является «истиной» и как определить эту истину.
Виновен? Да, Нет или Может быть!?
Еще одно различие между двумя областями заключается в характере конечного результата, к которому стремится каждая дисциплина. Правовое поле стремится к абсолютам — виновен или нет подсудимый, дееспособен или нет, психически болен или нет. Психолог, с другой стороны, удобен более относительной позицией, то есть «это зависит». Психолог имеет дело с вероятностью и статистической вероятностью. Часто возникает вопрос: «Роль психолога в прояснении этих различий помогает правовой системе или еще больше мутит воду?» В конце концов, самое недвусмысленное утверждение психолога состоит в том, что отношение является «статистически значимым», что прямо относится к вероятностям, а не к абсолютным значениям.
Например, судебный психолог может засвидетельствовать, что, согласно эмпирическим тестам, 40 процентов свидетельских показаний неточны. Следует ли отнести показания конкретного свидетеля к категории 40% неточных или 60% точных? Далее, является ли это разделение верным и точным при всех условиях? Имеют ли значение условия и обстоятельства, связанные с ситуацией (Clifford, 2003)? Психолог представил результаты в наилучшей и наиболее подходящей интерпретации исследования, но ответ, безусловно, не является абсолютным. Следовательно, возникает естественный конфликт, когда юридические игроки обращаются к психологам за помощью в определении абсолюта (т. е. точна ли эта свидетельница в своих показаниях?), особенно когда психолог отвечает в отношении вероятностей или «может быть». Юристам и другим специалистам в области права трудно давать такие серые ответы, потому что судебные дела обычно требуют черно-белого решения.
Прямое противоречие закона и психологии: свидетель-эксперт
Одна из ролей, которую может сыграть судебный психолог, которая может прямо противоречить закону, — это роль свидетеля-эксперта (Ogloff, 1999). В этой ситуации обсуждаются вопросы уровня знаний, необходимых для квалификации в качестве эксперта, а также степени, в которой это заключение эксперта может привести к предвзятости. Однако, прежде чем психологу может быть разрешено давать показания в качестве эксперта, необходимо решить, соответствуют ли показания эксперта юридическим критериям, чтобы признать их допустимыми. В деле Дауберт против Merrell Dow Pharmaceuticals, Inc. (1993) Верховный суд постановил, что решения судей о допустимости показаний экспертов должны основываться на достоверности рассматриваемой науки. Во многих отношениях судья действует как привратник, тот, кто решает, могут ли быть допущены показания эксперта в соответствии со стандартами науки.
По словам Добера, существует несколько факторов, которые необходимо учитывать при оценке достоверности и допустимости показаний эксперта. Во-первых, доказательства должны быть релевантными и надежными в соответствии с четырьмя стандартами: (а) Можно ли проверить теорию или метод и были ли они проверены? (b) Была ли теория или техника рецензирована или опубликована? (c) Каковы надежность и частота ошибок для научной техники? (d) Является ли теория общепринятой в научном сообществе? Короче говоря, параметры свидетельских показаний ясно дают понять, что только информация, имеющая отношение к делу и необходимая для лица, рассматривающего факты, будет считаться судьей допустимой. Работа свидетеля-эксперта заключается в том, чтобы эти научные показания были представлены суду точно, честно и ясно. Иногда это должно происходить, когда это не обязательно отвечает интересам одной из противоборствующих сторон.
Вернуться к обзору клинической судебной психологии.
Юридическая психология | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Другие области психологии: ИИ · Компьютер · Консалтинг · Потребитель · Инжиниринг · Относящийся к окружающей среде · Судебная · Военный · Спорт · Трансперсональный · Индекс
- Основная статья: Судебная психология
Юридическая психология включает в себя применение изучения и практики психологии к юридическим учреждениям и людям, которые вступают в контакт с законом. Юридическая психология — это область, которая использует основные социальные и когнитивные теории и принципы и применяет их к таким вопросам правовой системы, как память очевидцев, принятие решений присяжными по уголовным и гражданским делам, расследования и опросы. В частности, юридические психологи участвовали в таких областях, как неправомерные осуждения и дела о фактической невиновности, консультирование присяжных и судебных процессов, а также в руководящих принципах Министерства юстиции по опознанию свидетелей.
Юридическая психология и судебная психология вместе образуют область, более широко известную как «психология и право». Вслед за более ранними усилиями психологов по решению юридических вопросов психология и право стали областью изучения в 1960-х годах в рамках усилий по укреплению справедливости. Действует подразделение 41 Американской психологической ассоциации, Американское психолого-правовое общество, и подобные общества существуют в Великобритании и Европе.
Сейчас издается много журналов по юридической психологии, в том числе Право и поведение человека , Психология, государственная политика и право , Психология, преступность и право и Журнал психиатрии, психологии и права . Другие журналы, такие как Applied Cognitive Psychology и Journal of Applied Psychology , недавно опубликовали исследования в этой области.
Область психологии и права подвергалась критике за то, что она отступила от своего первоначального критического внимания к роли закона в поддержании несправедливости (см., например, статью Денниса Фокса). Хотя эта критика существует, она редко обсуждается и в основном не имеет отношения к области в целом. Многие исследователи действительно изучают несправедливость и подобные вопросы, но по мере роста этой области исследователи определили способы применения психологии в частности и эмпиризма в более общем плане к юридическим вопросам. Многие психологи-юристы избегают применения психологической «теории» и сосредотачиваются на демонстрации того, что на юридические вопросы можно ответить с помощью науки.
Содержание
- 1 Направления юридической психологии
- 2 Некоторые взаимодействия психологии и права
- 2. 1 Свидетель-эксперт
- 2.2 Роли консультантов
- 2.3 Трусы Amicus
- 2.4 Разработка политики/законодательное руководство
- 2.5 Пробный консалтинг
- 2.6 Исследования и распространение
- 3 Подготовка и образование в области юридической психологии
- 4 Карьера в юридической психологии
- 4.1 Карьера судебно-медицинского эксперта
- 4.2 Пробный консалтинг
- 4.3 Научная деятельность и исследования
- 4.4 Оценка и государственная политика
- 4.5 Практикующий адвокат
- 5 См. также
- 6 Внешние ссылки
Области юридической психологии[]
Области юридической психологии очень похожи на области общей психологии. Например, когнитивные психологи могут проводить юридические исследования памяти очевидцев, памяти очевидцев или проблем восприятия, связанных с преступлением. Социальные психологи могут изучать процесс принятия решений присяжными, расовую дискриминацию и т. д. Психологи могут участвовать в исследованиях и применении как уголовного, так и гражданского права.
Некоторые взаимодействия психологии и права[]
Свидетель-эксперт[]
Психологи, специально обученные юридическим вопросам, а также те, кто не имеет формального образования, часто вызываются юридическими сторонами для дачи показаний в качестве свидетелей-экспертов. В уголовных процессах свидетель-эксперт может быть вызван для дачи показаний в отношении воспоминаний очевидца, ошибочной идентификации, способности предстать перед судом, склонности присяжных, имеющих право на смерть, также выступать «за вину» и т. д. Психологи, которые сосредотачиваются на клинических проблемах, часто свидетельствовать конкретно о компетентности, интеллекте и т. д. подсудимого. Более общие показания о проблемах восприятия (например, адекватность полицейских сирен) также могут появиться в суде.
Экспертов, особенно экспертов по психологии, часто обвиняют в том, что они «наемники» или «утверждают очевидное». Эксперты по памяти очевидцев, такие как Элизабет Лофтус, часто недооцениваются судьями и юристами, не имеющими эмпирической подготовки, потому что в их исследованиях используются студенты бакалавриата и «нереальные» сценарии. Если у обеих сторон есть психологические свидетели, перед присяжными может встать сложная задача оценки сложной научной информации.
Консультативные функции[]
Юридические психологи могут выполнять консультативные функции в судебных системах. Они могут консультировать лиц, принимающих юридические решения, особенно судей, по психологическим выводам, касающимся вопросов в деле. Психолог, выступающий в роли судебного советника, вносит тот же вклад, что и свидетель-эксперт, но действует вне сферы состязательной системы.
Краткая информация Amicus[]
Психологи могут предоставить сводку Amicus в суд. Американская психологическая ассоциация предоставила краткие сведения о психических заболеваниях, умственной отсталости и других факторах. Бриф amicus обычно содержит мнения, подкрепленные научными цитатами и статистикой. Воздействие сводки amicus на психологическую ассоциацию сомнительно. Например, судья Блэкмун однажды назвал опору на статистику «нумерологией» и обесценил результаты нескольких эмпирических исследований. Судьи, не имеющие формального научного образования, также могут критиковать экспериментальные методы, и некоторые считают, что судьи ссылаются на заключение amicus только тогда, когда оно подтверждает предрасположенность судьи.
Разработка политики/Законодательное руководство[]
Психологи, работающие в центрах государственной политики, могут пытаться влиять на законодательную политику или могут быть призваны законодателями штата (или страны) для решения некоторых политических вопросов посредством эмпирического анализа и исследований. Психолог, работающий в области государственной политики, может предложить законы или помочь оценить новую юридическую практику (например, использование последовательных очередей по сравнению с одновременными очередями).
Trial Consulting[]
Юридические консультанты, особенно психологи, часто нанимаются для помощи в подборе присяжных, проведении инсценированных судебных процессов, подготовке свидетелей и т. д. Консультанты могут работать в юридической фирме, быть нанятыми одной стороной в деле или даже быть нанятым стороной по делу.
Исследования и распространение[]
Большинство юристов-психологов работают в научно-исследовательских учреждениях, таких как университеты, занимаясь эмпирическими исследованиями и преподаванием. Эти психологи работают в различных психологических областях, сосредотачивая некоторые или все свои исследования на психоюридических вопросах. Опубликованные работы этих исследователей могут цитироваться политиками или свидетелями-экспертами. Свидетели-эксперты часто проводят много исследований в этой области, чтобы стать «экспертами», и часто используют результаты своих собственных исследований для формирования мнения по конкретному делу.
Исследования также являются лучшим способом для ученых-психологов донести информацию до общественности. Несколько журналов публикуют исследования по психологии и праву, а газеты часто публикуют резюме конкретных исследований. Недавно исследование, касающееся полицейских очередей, стало предметом нескольких новостей.
Обучение и образование в области юридической психологии[]
Многие люди, изучающие некоторые аспекты юридической психологии, не имеют специального юридического образования. Кто-то может возразить, что специализированная юридическая подготовка фактически разбавляет психологический эмпиризм исследователя. Например, чтобы понять, как «работает» память очевидца, психолог должен интересоваться всей картиной, а не только аспектами, имеющими отношение к праву (например, составы, точность показаний). Многие психологи-исследователи сосредотачиваются на одном аспекте психологии, не имея формальной юридической подготовки, а затем применяют эту подготовку к юриспруденции.
Сегодня несколько школ предлагают специализированное обучение юридической психологии в той или иной форме. Некоторые школы предлагают совместную подготовку по психологии и праву (через юридические школы), а другие сосредоточены только на психолого-правовых вопросах. Посмотреть курсы США по психологии и праву
Карьера в юридической психологии[]
Карьера судебного эксперта[]
Судебное консультирование[]
Многие психологи выступают в качестве судебных консультантов. Для работы консультантом по судебным разбирательствам не требуется специальной подготовки или сертификации, хотя те, кто нанимает консультанта по судебным разбирательствам, обычно приветствуют ученую степень. У Американского общества консультантов по судебным разбирательствам есть кодекс этики для членов, но нет юридически обязывающих этических правил для консультантов.
Некоторые психологи, работающие в академических кругах, нанимаются в качестве консультантов по судебным разбирательствам, когда их опыт может быть полезен в конкретном случае. Другие психологи/консультанты работают в известных фирмах, занимающихся судебными консультантами, или с ними. Практика найма юридическими фирмами «своих» консультантов по судебным разбирательствам становится все более популярной, но эти консультанты обычно также могут использоваться фирмами в качестве практикующих адвокатов.
Практика судебного консультанта как юриста и психолога имеет свои плюсы и минусы. Психолог с юридическим образованием способен разбираться в вопросах права, а также может работать в фирме в качестве практикующего юриста. Однако, когда консультанта нанимают для проведения психологической экспертизы, юристы обычно не ожидают и не хотят, чтобы консультант предоставил юридическое заключение. [[Университет Небраски-Линкольн] предлагает степень магистра юридических исследований, которая дает потенциальным консультантам обучение праву без формальной юридической степени.
Консультанты по судебным разбирательствам оказывают различные услуги юристам, например, отбирают присяжных (обычно опираясь на внутренние или опубликованные статистические исследования) или проводят «учебные судебные процессы» с фокус-группами. Судебные консультанты работают на всех стадиях дела: помогают организовать показания, готовят свидетелей к даче показаний, выбирают присяжных и даже назначают «теневых присяжных» для наблюдения за ходом судебного процесса и внесения своего вклада в судебный процесс. Существуют некоторые споры о том, защищена ли работа судебного консультанта конфиденциальностью адвоката и клиента, особенно когда консультант нанят стороной в деле, а не адвокатом.
Научные работники и исследователи[]
Лица, обученные юридической психологии, могут быть наняты факультетами психологии, департаментами уголовного правосудия или даже юридическими школами для преподавания и проведения исследований. Как и другие профессора, юридические психологи обычно преподают один или несколько классов в семестр, наставляют студентов или аспирантов и проводят исследования в определенной области. Многие юридические психологи проводят исследования как по юридическим вопросам, так и в более общей области психологии (например, память или принятие решений) без конкретной юридической направленности.