забывание | это… Что такое забывание?
ТолкованиеПеревод
- забывание
— процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- забывание
-
— активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:
1) от объема запоминаемого материала;
2) от его содержания и степени его осознанности;
3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала;
4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.
Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания ( см. эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. память; запоминание).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- забывание
- Категория.
Мнемический процесс.
Специфика.Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ЗАБЫВАНИЕ
(англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. — торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в
деятельности. З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З.
— результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.По З. Фрейду, в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства.
Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- забывание
ЗАБЫВАНИЕ (с. 226) — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.
Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
- Забывание
Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории — полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:
Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).
• Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.
• Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние — стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:
оставление
Антонимы:
запечатление, фиксация
- заболевание психосоматическое
- зависимость
Полезное
Забывание | Мир Психологии
ЗАБЫВАНИЕ
Забывание (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа забывания — Торможение нервных связей, т.е. следов памяти (см. Проактивное Торможение, Ретроактивное Торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.
Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов:
- с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция;
- наличие ошибочных воспроизведений специфического характера;
- отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания.
В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. — результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.
По З. Фрейду, в основе забывания лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И.П. Павловым и А.А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П.И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т.П. Зинченко)
Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. Интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.
Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память (см. Память долговременная) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. Эффект края).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Забывание
- Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания.
- В частности: в традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, Торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция.
- В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов.
- В гештальт-теории Восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно «изменена» реорганизацией, что больше не распознается как оригинал.
- В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, Информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается «ушедшим безвозвратно»; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда Информация «утрачивается» из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти.
предметная область термина
ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЙ (Forgotten intentions). Сфера исследования, для описания которой использовались характеристики психологической теории поля. Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием.
ЗАБЫВАНИЕ В СТАРОСТИ (late-life forgetting) В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке. Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.
Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.
Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти — СВНП (аде-associated memory impairment, AAMI). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП. Это — наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.
Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП. Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age-consistent memory impairment) и старческая забывчивость (late-life forgetfulness). Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти — результат, попадающий в интервал 1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого. Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов — результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста. Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти. Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию. См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти Н. Эбелис
МОТИВИРОВАННОЕ ЗАБЫВАНИЕ — неспособность вспомнить определенные события в результате их вытеснения (см. Забывание). Согласно теории Фрейда, некоторые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что их следует держать за пределами сознательного разума. Это объяснение в целом не имеет экспериментального подтверждения из-за серьезных этических проблем, связанных с подобными экспериментами.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ
- Забывание в результате вытеснения. Здесь понятие интенциональный несколько скомпрометировано тем, что оно обычно несет коннотацию осознанности, в то время как подавление обозначает бессознательный процесс. См. интенция (1).
- Направленное забывание, забывание материала, следующее после инструкции это сделать. Это больная тема; она вызывает образы старой шутки об инструктировании кого-то не думать о карликовых слонах (см. парадоксальное предписание).
Аргумент, выдвигаемый специалистами, заключается в том, что такое интенциональное забывание может быть результатом того, что человек, руководимый таким образом, воздерживается от глубокого кодирования или обработки материала и не способен вспомнить это позже. См. здесь глубина обработки.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Забывание в психологии: определение, причины и виды
Психология забывания и почему память подводит
Почему мы забываем? На этот вопрос есть два простых ответа.
Во-первых, пропала память — она больше недоступна. Во-вторых, память все еще хранится в системе памяти, но по какой-то причине ее нельзя извлечь.
Эти два ответа резюмируют основные теории забывания, разработанные психологами. Первый ответ, скорее всего, применим к забыванию в кратковременной памяти, второй — к забыванию в долговременной памяти.
- Забывание информации из кратковременной памяти (КПМ) можно объяснить с помощью теорий распада и смещения следов.
- Забывание из долговременной памяти (LTM) может быть объяснено с помощью теорий интерференции, неудачного извлечения и отсутствия консолидации.
В этой статье
Теория забвения следа
Это объяснение забывания в кратковременной памяти предполагает, что воспоминания оставляют след в мозгу . След — это некоторая форма физических и/или химических изменений в нервной системе.
Теория распада следа утверждает, что забывание происходит в результате автоматического распада или исчезновения следа памяти. Теория распада следов фокусируется на времени и ограниченной продолжительности кратковременной памяти.
Эта теория предполагает, что кратковременная память может удерживать информацию только от 15 до 30 секунд, если она не отрепетирована. По истечении этого времени информация/след распадается и исчезает.
Никто не оспаривает тот факт, что память имеет тенденцию ухудшаться по мере увеличения задержки между обучением и воспоминанием, но существуют разногласия по поводу объяснения этого эффекта.
Согласно теории забывания о распаде следа, события между заучиванием и воспоминанием никак не влияют на воспоминание. Важно время, в течение которого информация должна храниться. Чем дольше время, тем сильнее стирается след памяти и, как следствие, больше информации забывается.
Существует ряд методологических проблем, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся исследовать теорию распада следов. Одной из основных проблем является контроль событий, происходящих между обучением и воспоминанием.
Понятно, что в любой реальной ситуации время между изучением чего-либо и воспоминанием будет заполнено всевозможными событиями. Из-за этого очень трудно быть уверенным в том, что любое имеющееся забвение является результатом распада, а не следствием промежуточных событий.
Подтверждение идеи о том, что забывание из кратковременной памяти может быть результатом распада с течением времени, было получено в исследованиях, проведенных Брауном (1958) в Соединенном Королевстве, а также Петерсоном и Петерсоном (19).59) в США. Разработанная ими методика стала известна как задача Брауна-Петерсона.
Оценка
Существует очень мало прямых доказательств теории распада как объяснения потери информации из кратковременной и долговременной памяти. Одна из проблем теории распада состоит в том, что ее более или менее невозможно проверить.
На практике невозможно создать ситуацию, при которой существует пустой промежуток времени между предъявлением материала и отзывом. Представив информацию, участники отрепетируют ее. Если вы предотвращаете репетицию, вводя отвлекающее задание, это приводит к помехам.
Теория распада с трудом объясняет наблюдение, что многие люди могут с большой ясностью помнить события, произошедшие несколько лет назад, даже если они не думали о них в прошедший период.
Если наши воспоминания со временем постепенно угасают, то у людей не должно быть четких воспоминаний о далеких событиях, которые дремали несколько лет. Однако есть данные, позволяющие предположить, что информация из сенсорной памяти теряется в процессе распада (Sperling, 19).60).
Смещение от STM
Смещение пытается объяснить забывание в кратковременной памяти и предполагает, что это связано с отсутствием доступности.
Теория смещения дает очень простое объяснение забывчивости. Из-за своей ограниченной емкости, которая, по предположению Миллера, составляет 7 +/- 2 элемента, STM может хранить только небольшие объемы информации.
Когда СТМ «заполнена», новая информация вытесняет или «выталкивает» старую информацию и занимает ее место . Старая информация, которая смещается, забывается в STM.
Также предполагалось, что информация, хранившаяся в краткосрочном хранилище дольше всего, была первой заменена новой информацией, подобно тому, как коробки могут сорваться с конца конвейерной ленты — как новые коробки ставятся на один конец, коробки, которые дольше всего находились на конвейерной ленте, сбрасываются с конца.
Подтверждение мнения о том, что смещение ответственно за потерю информации из кратковременной памяти, появилось в исследованиях с использованием метода «свободной памяти».
В типичном исследовании используется следующая процедура: участники слушают список слов, читаемых с постоянной скоростью, обычно две секунды на слово; затем их просят вспомнить как можно больше слов. Они могут вспоминать слова в любом порядке, отсюда и термин «свободное вспоминание».
Результаты исследований с использованием свободного припоминания достаточно надежны и дают одинаковые результаты в каждом случае. Если вы возьмете каждый элемент в списке и подсчитаете вероятность того, что участники его запомнят (путем усреднения вспоминания слова по всем участникам), и нанесете это на график зависимости от положения элемента в списке, вы получите последовательную кривую положения (рисунок 1).
Рис. 1 . Упрощенное представление последовательной кривой положения для немедленного припоминания
Хорошее припоминание элементов в начале списка упоминается как эффект первичности и хорошее припоминание, если элементы в конце списка упоминаются как эффект недавности . Теория смещения забывания из кратковременной памяти может довольно легко объяснить эффект недавности. Несколько последних слов, представленных в списке, еще не вытеснены из кратковременной памяти и поэтому доступны для припоминания.
Эффект первичности можно объяснить с помощью модели множественных хранилищ Аткинсона и Шиффрина (1968), которая предполагает, что информация передается в долговременную память посредством повторения.
Первые слова в списке репетируются чаще, потому что в момент их предъявления им не приходится конкурировать с другими словами за ограниченную емкость краткосрочного хранилища. Это означает, что слова в начале списка с большей вероятностью будут переданы в долговременную память.
Таким образом, эффект первичности отражает элементы, доступные для вызова из долговременной памяти. Однако слова в середине списка находились в кратковременной памяти до тех пор, пока они не были вытеснены или вытеснены словами в конце списка.
Оценка
Теория замещения дала хорошее объяснение тому, как может происходить забывание в модели кратковременной памяти Аткинсона и Шиффрина (1968). Однако стало ясно, что краткосрочное хранилище памяти гораздо сложнее, чем предполагалось в модели Аткинсона и Шиффрина (относительно рабочей памяти).
Эксперимент Мердока (Murdock, 1962) с серийными позициями подтверждает идею забывания из-за смещения из кратковременной памяти, хотя это может быть связано с распадом. Забывание из кратковременной памяти может происходить из-за смещения или из-за распада, но часто очень трудно сказать, какое именно.
Теория интерференции
Если бы вы спросили психологов в 1930-х, 1940-х или 1950-х годах, что вызывает забывание, вы, вероятно, получили бы ответ: « Интерференция 9».0024».
Предполагалось, что память может быть нарушена или нарушена тем, что мы узнали ранее или тем, что мы узнаем в будущем. Эта идея предполагает, что информация в долговременной памяти может быть перепутана или объединена с другой информацией во время кодирования, что искажает или разрушает память.
Теория интерференции утверждает, что забывание происходит из-за того, что воспоминания мешают друг другу и нарушают друг друга, другими словами, забывание происходит из-за вмешательства со стороны других воспоминаний (Baddeley, 19). 99). Есть два способа, которыми вмешательство может привести к забыванию:
Упреждающее и ретроактивное вмешательство считается более вероятным, когда воспоминания похожи, например: перепутаны старые и новые телефонные номера. Чандлер (1989) заявил, что учащиеся, изучающие сходные предметы в одно и то же время, часто испытывают помехи.
Предыдущее обучение может иногда мешать новому обучению (например, трудности с иностранной валютой при поездках за границу). Кроме того, новые знания иногда могут вызывать путаницу с предыдущими знаниями. (Начало французского может повлиять на нашу память ранее выученной испанской лексики).
В краткосрочной памяти могут возникать помехи в виде отвлекающих факторов, так что у нас не будет возможности правильно обработать информацию. (например, кто-то использует громкую дрель прямо за дверью класса.)
Ключевое исследование: Почтальон (1960)
Цель : Исследовать, как ретроактивное вмешательство влияет на обучение. Другими словами, выяснить, мешает ли информация, которую вы недавно получили, способности вспомнить то, что вы узнали ранее.
Метод : Был использован лабораторный эксперимент. Участники были разделены на две группы. Обе группы должны были запомнить список парных слов – например, кошка – дерево, кисель – мох, книга – трактор. Экспериментальная группа также должна была выучить другой список слов, в котором второе слово в паре, если оно отличается, – например, кот – стакан, кисель – время, книга – револьвер. Контрольной группе второй список не давали. Всех участников попросили вспомнить слова из первого списка.
Результаты : Воспоминание контрольной группы было более точным, чем у экспериментальной группы.
Вывод : Это говорит о том, что изучение элементов во втором списке мешало участникам вспоминать список. Это пример ретроактивного вмешательства.
Оценка
Хотя упреждающее и ретроактивное вмешательство являются надежными и устойчивыми эффектами, существует ряд проблем с интерференционной теорией как объяснение забывания.
Во-первых, интерференционная теория мало что говорит нам о когнитивных процессах, связанных с забыванием. Во-вторых, большинство исследований роли вмешательства в забывание проводилось в лаборатории с использованием списков слов, что, вероятно, довольно редко встречается в повседневной жизни (т. е. низкая экологическая валидность). В связи с этим невозможно обобщить полученные данные.
Baddeley (1990) утверждает, что задачи, данные субъектам, слишком близки друг к другу и в реальной жизни; такие события более разнесены. Тем не менее, в недавних исследованиях была предпринята попытка решить эту проблему путем изучения «реальных» событий, что подтвердило теорию интерференции.
Однако нет сомнений в том, что интерференция играет роль в забывании, но остается неясным, насколько забывание может быть связано с интерференцией (Anderson, 2000).
Отсутствие консолидации
Предыдущие отчеты о забывании были сосредоточены главным образом на психологических доказательствах, но память также зависит от биологических процессов. Например, мы можем определить след памяти как:
Некоторое постоянное изменение мозгового субстрата, чтобы представить какой-то аспект прошлого опыта».
Когда мы получаем новую информацию, требуется определенное время, чтобы произошли изменения в нервной системе – процесс консолидации – чтобы она была должным образом записана. В этот период информация перемещается из кратковременной памяти в более постоянную долговременную память.
Мозг состоит из огромного количества клеток, называемых нейронами, соединенных друг с другом синапсами. Синапсы позволяют химическим веществам передаваться от одного нейрона к другому. Эти химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, могут либо подавлять, либо стимулировать работу нейронов.
Итак, если вы можете представить себе сеть нейронов, соединенных с помощью синапсов, в ней будет система стимуляции и торможения. Было высказано предположение, что этот паттерн торможения и стимуляции можно использовать в качестве основы для хранения информации. Этот процесс модификации нейронов для формирования новых постоянных воспоминаний называется консолидацией (Parkin, 1993).
Имеются данные о том, что процесс консолидации нарушается при поражении гиппокампа (области головного мозга). В 1953, HM перенес операцию на головном мозге для лечения эпилепсии, которая стала чрезвычайно тяжелой.
В ходе операции ему удалили части мозга и разрушили гиппокамп, и, хотя эпилепсия уменьшилась, у него остались проблемы с памятью. Хотя его STM функционировал хорошо, он не мог обрабатывать информацию в LTM.
Основная проблема, с которой сталкивается Г. М., — его неспособность запоминать и узнавать новое. Эта неспособность формировать новые воспоминания называется антероградной амнезией. Однако для нашего понимания продолжительности процесса консолидации представляет интерес память HM о событиях до операции.
В целом, его память на события до операции остается неповрежденной, но у него есть некоторая потеря памяти на события, которые произошли за два года до операции.
Пинель (1993) предполагает, что это противоречит идее Хебба (1949) о том, что процесс консолидации занимает примерно 30 минут. Тот факт, что память Г. М. нарушена в течение двухлетнего периода, предшествовавшего операции, указывает на то, что процесс консолидации продолжается в течение ряда лет.
Наконец, старение также может ухудшить нашу способность консолидировать информацию.
Оценка
Исследование процессов, связанных с консолидацией, напоминает нам, что память зависит от биологических процессов, хотя точный способ, которым нейроны изменяются во время формирования новых воспоминаний, еще полностью не объяснен.
Однако нет никаких сомнений в том, что изучение роли нейронов и нейротрансмиттеров даст новые и важные сведения о памяти и забывании.
Теория отказа при извлечении
Ошибка при извлечении — это ситуация, когда информация находится в долговременной памяти, но к ней нельзя получить доступ. Говорят, что такая информация доступна (т. е. она все еще хранится), но недоступна (т. е. ее нельзя получить). Доступ к нему невозможен, потому что отсутствуют подсказки для поиска.
Когда мы сохраняем новое воспоминание, мы также сохраняем информацию о ситуации, и это известно как подсказки. Когда мы снова попадаем в ту же ситуацию, эти подсказки могут вызвать воспоминание о ситуации. Сигналы поиска могут быть:
- Внешние/контекстные – в окружающей среде, например. запах, место и т. д.
- Внутренний/государственный – внутри нас, напр. физическое, эмоциональное, настроение, пьянство и т. д.
Имеются убедительные доказательства того, что информация с большей вероятностью извлекается из долговременной памяти, если присутствуют соответствующие подсказки для извлечения. Это свидетельство исходит как из лабораторных экспериментов, так и из повседневного опыта. Подсказка для поиска — это подсказка или подсказка, которая может помочь в поиске.
Tulving (1974) утверждал, что информацию было бы легче извлечь, если бы сигналы, присутствующие при кодировании информации, также присутствовали, когда требуется ее поиск. Например, если вы сделали предложение своему партнеру, когда по радио звучала определенная песня, вы с большей вероятностью вспомните детали предложения, когда снова услышите ту же песню. Песня — это сигнал для поиска — она присутствовала, когда информация кодировалась и извлекалась.
Тулвинг предположил, что информация о физическом окружении (внешний контекст) и о физическом или психологическом состоянии учащегося (внутренний контекст) сохраняется одновременно с усвоением информации.
Восстановление состояния или контекста облегчает припоминание, предоставляя релевантную информацию, в то время как при отсутствии соответствующих сигналов возникает ошибка при извлечении. Например, когда мы находимся в другом контексте (то есть ситуации) или состоянии.
Контекстные (внешние) сигналы
Сигналы поиска могут быть основаны на контексте — обстановке или ситуации, в которой информация кодируется и извлекается. Примеры включают определенную комнату, движение по автомагистрали, определенную группу людей, дождливый день и так далее.
Контекст также относится к способу представления информации. Например, слова могут быть напечатаны, произнесены или спеты, они могут быть представлены в значимых группах — в таких категориях, как списки животных или мебели — или в виде случайного набора без какой-либо связи между ними. Доказательства показывают, что поиск более вероятен, когда контекст при кодировании совпадает с контекстом при поиске.
Возможно, вы испытали влияние контекста на память, если когда-либо посещали место, где когда-то жили (или старую школу). Часто такое посещение помогает людям вспомнить множество событий о времени, проведенном там, которые, как они не осознавали, хранились в их памяти.
Ряд экспериментов показал важность контекстных подсказок для поиска. В эксперименте, проведенном Тулвингом и Перлстоуном (1966) , участникам было предложено выучить списки слов, принадлежащих к разным категориям, например названия животных, одежды и видов спорта.
Затем участников попросили вспомнить слова. Те, кому дали названия категорий, вспомнили значительно больше слов, чем те, кому их не дали. Категории давали контекст, а названия категорий давали подсказки для поиска.
Талвинг и Перлстоун утверждали, что забывание, зависящее от сигнала, объясняет разницу между двумя группами участников. У тех, кто вспомнил меньше слов, не было соответствующих подсказок.
Интересный эксперимент, проведенный Baddeley (1975) , указывает на важность настройки для поиска. Baddeley (1975) попросил глубоководных ныряльщиков запомнить список слов. Одна группа делала это на пляже, а другая под водой. Когда их попросили запомнить слова, половина изучавших пляж остались на берегу, остальные должны были вспомнить под водой.
Половина подводной группы осталась там, а остальным пришлось вернуться на берег. Результаты показывают, что те, кто вспомнил в той же среде (т. е. контексте), которую выучил, вспомнили на 40% больше слов, чем те, кто вспомнил в другой среде. Это говорит о том, что поиск информации улучшается, если это происходит в контексте, в котором она была изучена.
Сигналы, зависящие от состояния (внутренние)
Основная идея, лежащая в основе извлечения в зависимости от состояния, заключается в том, что память будет лучшей, когда физическое или психологическое состояние человека одинаково при кодировании и воспроизведении.
Например, если кто-то расскажет вам анекдот в субботу вечером после нескольких стаканчиков, вы с большей вероятностью вспомните его, когда будете в похожем состоянии — позже, после еще нескольких стаканчиков. Трезвым в понедельник утром вы, скорее всего, забудете шутку.
Подсказки для поиска состояния могут основываться на состоянии — физическом или психологическом состоянии человека, когда информация кодируется и извлекается. Например, человек может быть бдительным, уставшим, счастливым, грустным, пьяным или трезвым, когда информация была закодирована. У них будет больше шансов получить информацию, когда они находятся в аналогичном состоянии.
Исследование Тульвинга и Перлстоуна (1966) включало внешних сигнала (например, представление названий категорий). Однако забывание, зависящее от сигнала, также было показано с внутренними сигналами (например, состояние настроения). Информация о текущем состоянии настроения часто хранится в следе памяти, и чаще забывают, если состояние настроения во время извлечения отличается. Представление о том, что должно быть меньше забывания, когда состояние настроения при обучении и при воспроизведении одинаково, общеизвестно как 9.0023 память, зависящая от настроения .
Исследование Goodwin et al. (1969) исследовали влияние алкоголя на память, зависящую от состояния. Они обнаружили, что когда люди кодировали информацию в состоянии алкогольного опьянения, они с большей вероятностью вспоминали ее в том же состоянии. Например, когда в пьяном виде прятали деньги и алкоголь, в трезвом виде их вряд ли находили.
Однако, когда они снова напивались, они часто обнаруживали тайник. Другие исследования обнаружили аналогичные эффекты, зависящие от состояния, когда участникам давали такие наркотики, как марихуана.
Люди, как правило, лучше запоминают материал, когда их настроение при изучении совпадает с настроением при воспроизведении. Эффект сильнее, когда участники находятся в положительном настроении, чем в отрицательном. Они также больше, когда люди пытаются вспомнить события, имеющие личное значение.
Оценка
Согласно теории поиска-ошибки, забывание происходит, когда информация доступна в LTM, но недоступна. Доступность во многом зависит от поисковых сигналов. Забывание происходит лучше всего, когда контекст и состояние сильно различаются при кодировании и поиске. В этой ситуации сигналы припоминания отсутствуют, и вероятным результатом является забывание, зависящее от сигнала.
Лабораторные эксперименты подтверждают эту теорию забывания. Экологическая достоверность этих экспериментов может быть поставлена под сомнение, но их результаты подтверждаются данными, полученными за пределами лаборатории.
Например, многие люди говорят, что мало что помнят о своем детстве или школьных годах. Но возвращение в дом, в котором они провели свое детство, или посещение школьной встречи часто дают сигналы поиска, которые вызывают поток воспоминаний.
Ссылки
Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). «Глава: Человеческая память: предлагаемая система и ее процессы управления». In Spence, KW, & Spence, JT Психология обучения и мотивация (Том 2). Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 89–195.
Баддели, AD (1997). Человеческая память: теория и практика (пересмотренное издание) . Хоув: Психология Press.
Баддели, AD (1990). Человеческая память: теория и практика . Лондон: Lawrence Erlbaum Associates.
Баддели, А. Д., и Логи, Р. Х. (1999). Рабочая память: многокомпонентная модель. В А. Мияке и П. Шах (ред.), Модели рабочей памяти (стр. 28 — 61). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Браун, Джон (1958). Некоторые тесты теории распада непосредственной памяти. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 10, 12-21.
Годден, Д. Р., и Баддели, А. Д. (1975). Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой. Британский журнал психологии , 66(3), 325-331.
Гудвин, Д. В., Крейн, Дж. Б., и Гуз, С. Б. (1969). Алкогольные «отключения памяти»: обзор и клиническое исследование 100 алкоголиков. Американский журнал психиатрии , 126(2), 191-198.
Хебб, Д. О. (1949). Организации поведения. Нью-Йорк: Уайли.
Мердок, Беннет Б. (1962). Эффект последовательного положения свободного припоминания. Журнал экспериментальной психологии , 64 (5), 482–488.
Паркин, А. (1993). Память: явления, эксперимент и теория. Psychology Press Ltd.
Петерсон, Л. Р., и Петерсон, М. Дж. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Journal of Experimental Psychology , 58, 193-198
Pinel, JPJ (1993). Биопсихология . Бостон: Аллин и Бэкон.
Сперлинг, Г. (1960). Отрицательное остаточное изображение без предшествующего положительного изображения. Наука , 131, 1613-1614.
Тульвинг, Э. и Перлстоун, З. (1966). Наличие и доступность информации в памяти для слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 5(4), 381-391.
Тульвинг, Э. (1974). Cue-зависимое забывание. Американский ученый , 62, 74-82.
Андервуд, Б. Дж. и Постман, Л. (1960). Внеэкспериментальные источники вмешательства в забывание, Psychological Review , 67, 73-95
Почему забывание полезно для вашей памяти
Кто из нас не волновался, когда мы снова потеряли свой телефон или полезли в тайники своего разума в поисках знакомого имени и не нашли ничего?
Наша культура бомбардирует нас директивами, чтобы улучшить наши когнитивные способности и научить наш мозг запоминать информацию, и умственные ошибки могут вызывать тревогу. Мы беспокоимся: это нормальная потеря памяти или начало слабоумия?
Скотт А. Смолл, доктор медицинских наук, директор Исследовательского центра болезни Альцгеймера при Колумбийском университете и автор недавно опубликованной книги, 9 лет. 0075 Забвение: преимущества невоспоминания (Penguin Random House 2021) содержит сообщение: для большинства людей провалы в памяти не только нормальны, но и необходимы для функционирования здорового мозга — так же важны, как и способность помнить.
В Забывание , доктор Смолл, профессор неврологии Бориса и Роуз Кац в Колумбийском университете, где он также занимает должности в области психиатрии и радиологии, интерпретирует современную науку о памяти, чтобы объяснить, почему забывание приносит пользу нашим когнитивным и творческим способностям, и даже наше личное и общественное здоровье.
Новости психиатрии поговорили с доктором Смоллом о науке о памяти, о том, как память и забывание работают вместе, о разнице между рутинным и «патологическим» забыванием и о том, как мы можем лучше справляться с вещами.
Ваше обучение, исследования и клиническая работа были сосредоточены на нейрогенеративных заболеваниях, вызывающих деменцию. Что побудило вас написать книгу о положительных сторонах потери памяти?
Важность забывания — относительно новое понятие для науки. Примерно десять лет назад нормальное забывание — в отличие от «патологического» забывания, возникающего при болезни и старении, — считалось пассивным процессом, не имеющим никакой полезной цели. Затем начали объединяться исследования из многочисленных областей, показывающие, что внутри нейронов существуют отдельные молекулярные «наномашины» — одна для памяти, а другая для забвения. Эти результаты указывают на активный механизм в нашем мозгу, который помогает нам очищать ненужные части информации, чтобы мы могли сохранить наиболее важную для долгосрочного хранения.
Это захватывающее открытие открывает перед специалистами по памяти новый путь к лучшему пониманию того, как мозг хранит и извлекает воспоминания, а также о нарушениях человеческого мозга, которые мешают мозгу активно забывать.
Каковы положительные стороны способности забывать?
В мире, наполненном информацией, очень важно иметь возможность уменьшить шум и отбросить ненужные детали, чтобы они не мешали доступу к новым знаниям или идеям. Без нашего ведома, особенно во время сна, мозг постоянно выбирает, какие воспоминания оставить, а какие можно очистить и забыть. Способность забывать помогает нам расставлять приоритеты, лучше думать, принимать решения и проявлять больше творчества. Нормальное забывание в сочетании с памятью дает нам гибкость ума, позволяющую улавливать абстрактные понятия из трясины сохраненной информации, позволяя нам видеть лес за деревьями.
Я хотел бы добавить, что эти преимущества не относятся к виду «патологической» забывчивости, обычно вызываемой болезнью Альцгеймера и другими формами деменции, страданиями сотен пациентов, которым я пытался помочь на протяжении всей своей карьеры и которым Я посвящаю свою книгу. Я говорю о естественных процессах, с которыми мы рождаемся и которые происходят у всех здоровых людей и необходимы для работы мозга.
Существует ли такая вещь, как фотографическая или ультрапамять?
Способность запоминать существует в спектре, аналогичном другим чертам, таким как низкий или высокий рост, общительность или застенчивость. Фотографическая память, система памяти, в которой снимки никогда не тускнеют, — это что-то вроде мифа, скорее фикция, чем наука. Есть люди, у которых очень хорошая память на определенные вещи, но не на все. Например, при редком состоянии, известном как гипертиметический синдром (также известном как высшая автобиографическая память или HSAM), люди могут вспомнить огромное количество жизненных событий в ярких деталях (включая несущественные события, такие как поездка на цель), но они не обязательно одарен запоминанием всей информации, такой как номера телефонов или куда они положили свои ключи. Зачем кому-то фотографическая память, дающая равный доступ и к страданию, и к радости? Никогда не забывать — держаться за обиды, мелкие обиды и травмирующие переживания — было бы бременем и, в худшем случае, заключило бы нас в тюрьму с болью.
Какая связь между ПТСР и памятью?
Посттравматический синдром — это состояние, при котором травматические или пугающие воспоминания остаются внедренными в мозг, как шрапнель, препятствуя естественному восстановлению мозга. Это болезнь чрезмерной эмоциональной памяти — расстройство «воспламенения мозга», характерное для других психических состояний, таких как обсессивно-компульсивное расстройство, тревожные расстройства и фобии. При этих расстройствах ключевые области мозга переполняются постоянно активными сигналами. И наоборот, болезни «мозг на льду», такие как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона, характеризуются разрушенными нейронными сетями, которые со временем постепенно деградируют.
Я хотел бы выразить особую благодарность моему коллеге Ювалю Нериа, директору нашего центра посттравматического стресса и травм, который руководил моим анализом и написанием на тему памяти и посттравматического стресса и является героем этой главы.
Что мы можем сделать, чтобы избавиться от бесполезных воспоминаний?
Один из выводов, к которым я пришел в этой книге, заключается в том, что лучший способ не допустить, чтобы не только посттравматический стресс, но и любые болезненные воспоминания стали слишком горячими, — это оставаться в обществе, искать дружбу и любовь и участвовать в жизни.