Зачем творить добро?
В современном мире не все до конца понимают, зачем творить добро. Ведь чаще случается, что на добро отвечают злом или вовсе не отвечают. Но на самом деле настоящее добро должно быть бескорыстным и идти от души.
Зачем нужно делать добро?
Если обратиться к святым писаниям и религии, то, например, православие объясняет, зачем творить добро следующим образом. Во-первых, добро идущее от души возвращается во сто крат. Во-вторых, такими поступками мы обретаем благословение Господа. Только праведные люди могут бескорыстно делать добро и не ожидать такого же в ответ. Им становится хорошо именно от своего поступка.
Сейчас большинство людей считают, что добро нужно делать только тем людям, которые это могут оценить и ответить тем же. Это тоже является своего рода эгоизмом – человек хочет знать, что его поступок будет оценен и когда он попадет в подобную ситуацию, ему помогут таким же образом. Конечно, такое добро должно иметь право на существование, оно тоже приносит удовлетворение человеку. Но самым искренними являются поступки, которые делаются не для чего-то, а просто так и без привлечения внимания. Так, например, некоторые предпочитают помогать людям инкогнито, без привлечения к себе лишнего внимания. Они радуются своим поступком искренне и им приятно, что они могут помочь близким.
Добро принесет добро
Существует несколько пунктов, объясняющих, зачем нужно творить добро:
- Для собственного успокоения. Дело в том, что добро чаще всего возвращается и хороший поступок может вернуться сторицей.
- Нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Добрые поступки приносят истинное наслаждение.
- Чем больше добра, тем меньше будет зла.
- Добро – это самое лучшее средство устранить чувство ненужности и повысить свою значимость перед самим собой.
- Добрые дела, даже те о которых не знают, помогают влиять на судьбу человека и делают его более успешным.
При этом стоит помнить, что добро, которое не идет от души никогда не принесет удовлетворения.
Показные добрые дела будут только напоминать человеку о его корыстных целях, эгоизме и еще больше мучить его. Поэтому добро лучше делать при душевном порыве и желании помогать. Это не должно являться средством получения всеобщего одобрения или признания. Так, например, подаяние нищим милостыни с мыслями, что деньги вернуться в двойном или тройном размере не оправдают себя и не принесут радость.
Похожие статьи
Даосские секреты любви Восточные философские направления всегда интересны, а нередко и эффективны, если применять их на практике. Эта статья расскажет о секретах дао-любви – технике, способной сделать любые отношения долгими и счастливыми. |
Как тренировать силу воли? Сила воли не берется ниоткуда и требует тренировки и развития, также, как, например, мышцы. Эта статья расскажет об эффективных способах тренировки волевых качеств человека. |
Как стать уверенным в себе человеком? Уверенный в себе человек способен добиться поставленных целей, так как абсолютно не зависим от чужого мнения, полностью уверен в своих силах и точно знает, что успех неизбежен. Эта статья расскажет, как стать спокойным и уверенным в себе человеком. | Как перестать чувствовать боль? У каждого человека свой болевой порог, но при желании можно повысить его показатели и сделать чувствительность к боли минимальной. Эта статья расскажет о способах снизить болевую чувствительность как в физическом, так и душевном плане. |
Спешат делать добро. Зачем людям нужны собственные благие дела | События | ОБЩЕСТВО
Принято говорить, что год пандемии изменил нас. В какую сторону? Что обрели мы, кроме умения работать на удалёнке и привычки часто мыть руки? Стали ли люди отзывчивее и внимательнее к миру? Многие примеры свидетельствуют: безусловно. Вопреки всему, многие продолжают начатые благие дела и придумывают новые.
Посеять хорошее
У Сергея Пряхина в Нижнем Новгороде небольшой бизнес по продаже семян. Точка в торговом центре даёт неплохой доход, особенно в сезон. Предприниматель иногда сам встаёт за прилавок и хорошо знает, как живут его постоянные покупатели, в основном пожилые. Сергей признаётся: за последний год в пандемию понял, что у многих серьёзно пошатнулось финансовое положение. Скромные пенсии уходят на оплату коммунальных услуг, а на урожай из своего сада-огорода вся надежда.
«Некоторые и курицу себе позволить не могли в особенно трудные времена – питались картошкой и заготовками с дачи. Сейчас даже на семена у пенсионеров денег нет в прежнем объёме».
Сергей подумал и решил: людям, чьи непростые ситуации он хорошо знает, поможет бесплатными семенами. Конечно, речь идёт не об элитных сортах, но и из простых пакетиков можно вырастить достойную рассаду, которая потом превратится в сочные помидоры и хрустящие огурчики. Сергей никому особо о своём решении не рассказывает.
А ещё он заметил, что пожилые люди очень стесняются что-то брать бесплатно: «Ой, а почему? Вы что, меня жалеете? Не надо!» Предприниматель для таких случаев придумал хороший ход: «Говорю человеку, что это не подарок, а взаимопомощь! Прошу потом обязательно рассказать, хорошо ли растут семена, стоит ли их ещё брать на реализацию». А помочь пожилые люди всегда готовы!
Без лишних слов
Бездомные животные были на наших улицах при любой эпидобстановке. И всегда доставляли определённые проблемы. Но есть люди, уверенные, что животные не могут быть плохими, а истинные виновники несчастий – те, кто гонит питомцев на улицу.
Екатерина Круглова из Владимира не может спокойно смотреть на беды уличных братьев наших меньших. Много лет она не просто подкармливает бездомных собак и кошек.
В 2018 году, когда пошли слухи, будто в российских городах перед мундиалем отстреливают бездомных собак, чтобы те не попадались на глаза туристам, Екатерина решила: надо что-то делать, помогать «бездомышам»: «Поняла, что бесполезно писать гневные посты в соцсетях, – лучше спасать ничьих животных своими силами».
Во дворе своего частного дома Екатерина создала мини-приют. За три года она забрала с владимирских улиц 14 бездомных животных. Каждого пёсика отмывает и откармливает, возит по ветеринарам и селит в отдельном тёплом вольере. Новых хозяев для собак находит благодаря «сарафанному радио» – через друзей, коллег и родственников.
О своих делах Екатерина не пишет в блоге и не устраивает сбора средств на корм и лечение четвероногих. Она уверена: добро нужно делать молча. В этом пандемия её ничуть не изменила.
Субботники по расписанию
В Ярославле волонтёры по велению души спасают дом Коковцовых – строение XVIII века. Выявленный объект культурного наследия находится в полуразрушенном состоянии, красивейший парк с прудами – в запустении. Власти планировали продать дворянскую усадьбу по частям.
Но дом этот – не только стены и крыша, считают энтузиасты, это история и культура страны. Как-то раз в усадьбу зашёл поиграть на пианино Владимир Лопатин. Зашёл и буквально влюбился в это место. Так Лопатин стал одним из идейных вдохновителей восстановления.
Волонтёры собирают средства на восстановление дома, поддерживают порядок и чистоту внутри, проводят косметические ремонты комнат, в которых иногда устраивают благотворительные концерты. В тёплое время года регулярно, после каждых выходных, организуют субботники, освобождают парк от мусора, ликвидируют ядовитый борщевик.
Неравнодушные люди добились, что усадьбу сняли с торгов, – собрали подписи и направили их с обращением губернатору. В планах у энтузиастов – сделать в здании музей, а красивейшую приусадебную территорию превратить в настоящий парк с клумбами, очищенными прудами и прогулочными лодками. Энергии у них на это, видимо, хватит.
Невозможное возможно, это доказала рязанка Галина Ишкова, скромная многодетная мама. Её дети учатся в школе искусств №4 им. Е.Г. Попова. Территория вокруг школы заросла, никакого освещения, вместо парковки – грязь и лужи, разбитые подъезды к зданию… Многие родители возмущались, кто-то даже пробовал жаловаться в разные инстанции, но ничего не менялось.
За дело взялась Галина. Никто не верил, что у хрупкой женщины что-то выйдет. Но Ишкова объединила инициативных людей, связалась с местными депутатами, администрацией. Сначала устроили субботник, опилили деревья. Порядка стало чуть больше.
А дальше решили поучаствовать в программе поддержки местных инициатив. Активистам вместе удалось сделать проект, который потом победил на областном этапе конкурса инициатив. Дело объединило и родителей, и работников школы, и местных жителей: у школы планируют создать сквер им. Е.Г. Попова. Будет и парковка, и освещение, и дорога к школе… Сама Галина – человек необыкновенно скромный, говорит, что это общая победа всех инициативных людей. Но кто собрал и вдохновил людей? Кто ходил на многочисленные встречи с чиновниками?
Борьба с коронавирусом – само собой, но жизнь должна продолжаться, а добрые дела – делаться. Они нам всем необходимы.
Дайте людям крылья
Важно быть внимательным к хорошему в других. Позвольте людям делать добро! Им это нужно.
«В жизни я много раз сталкивался с хорошим отношением, – говорит руководитель общественной организации инвалидов «Ковчег» (Нижний Новгород) Роман Пономаренко. — Предлагали с инвалидной коляской помочь и много что ещё. Раньше я стеснялся принимать помощь посторонних. А потом понял: может, у меня миссия такая? Зачем я мешаю людям быть добрыми? Это их базовая потребность.
Вообще, я заметил, что многие в принципе боятся принимать добро – думают, что их считают слабыми или жалеют. Но давая возможность другому человеку вам помочь, вы даёте ему крылья. Возможно, именно сейчас ему надо сделать доброе дело. Эта взаимосвязь от сердца к сердцу бесценна.
Пандемия нам показала, что люди хотят друг другу помогать. Искренне. Бескорыстно. Пандемия пройдёт, но прививку добра мы все получили.
Быть добрым может абсолютно каждый человек, вне зависимости от доходов и регалий. Помню, на маленькой машине «Ока», которая мне как инвалиду-колясочнику была положена от государства, мы с друзьями поехали в Санкт-Петербург. Это была моя первая поездка на длительное расстояние. Тогда не было навигаторов, и я на МКАДе раз пять пропускал нужный поворот. А чтобы на него снова зайти, нужно было делать огромный круг.
Силы мои были на исходе. Тогда я подъехал к инспектору ГИБДД, стоявшему на обочине, и честно рассказал о своей проблеме. Он остановил многополосное движение, фактически перекрыл МКАД ради меня! И разрешил сделать поворот без объезда.
Важно быть чутким к добру и принимать его всем сердцем».
Полезная душевность
Психолог Дарья Ветрова:
«К сожалению, кто-то считает, что добрым быть не в моде. Даже многочисленные психологические тренинги учат эгоцентризму, которого якобы современным людям не хватает. Хотя, судя по ситуации в обществе, многие как раз без всяких «тренеров» любят только себя, а чужая жизнь, даже не проблемная, их не интересует в принципе.
Между тем именно добрые дела часто помогают развитию личности. Например, повышают самооценку. Мы понимаем, что способны сострадать, быть альтруистами. Это открытие может наполнить нас уверенностью, оптимизмом, ввести в ресурсное состояние.
Помогая другим, можно осознать, что вы можете чуть больше, чем считали раньше. Некоторые обнаруживают в себе скрытые таланты.
Через добрые дела можно избавиться от чувства страха и тревоги, научится быть благодарным за то, что имеешь. Кажется, это банально: «У меня же руки-ноги есть, я здоров». Но именно так мы правильно расставляем жизненные приоритеты, меньше обращаем внимания на суету вокруг и больше думаем о действительно важных вещах».
Почему люди делают добрые дела? Загадка альтруизма
Источник: GaryJ/flickr
В 2007 году строитель по имени Уэсли Отри стоял на платформе метро в Нью-Йорке, когда у молодого человека рядом случился эпилептический припадок, и он выкатился на рельсы. Услышав приближение поезда, Уэсли Отри импульсивно спрыгнул вниз, чтобы попытаться спасти молодого человека, но понял, что поезд приближается слишком быстро. Вместо этого он запрыгнул на тело молодого человека и столкнул его в дренажную канаву между путями. Машинист поезда увидел их, но останавливаться было поздно: по их телам проехали пять вагонов поезда. Чудом оба не пострадали. Спросил позже The New York Times Почему он это сделал, Отри сказал: «Я только что видел человека, которому нужна помощь. Я делал то, что считал правильным».
Вопрос о том, почему люди иногда готовы рисковать собственной жизнью ради спасения других, веками озадачивал философов и ученых. С эволюционной точки зрения альтруизм не имеет никакого смысла. Согласно современной неодарвинистской точке зрения, люди в основе своей эгоистичны. В конце концов, на самом деле мы всего лишь «носители» тысяч генов, единственной целью которых является выживание и самовоспроизведение. Мы не должны жертвовать собой ради других или даже помогать другим. Это правда, что с генетической точки зрения для нас не обязательно обречено на провал помогать людям, близким нам, нашим родственникам или дальним родственникам — они несут многие из тех же генов, что и мы, и поэтому помощь им может помочь нашим генам выжить. А как быть, когда мы помогаем людям, которые не имеют к нам никакого отношения, или даже животным?
Эгоический альтруизм
По мнению некоторых психологов, не существует такого понятия, как «чистый» альтруизм. Когда мы помогаем незнакомцам (или животным), для нас всегда должна быть какая-то польза, даже если мы этого не осознаем. Альтруизм заставляет нас чувствовать себя хорошо, заставляет других людей больше уважать нас или может (насколько мы верим) увеличивать наши шансы попасть на небеса. Или, возможно, альтруизм — это инвестиционная стратегия: мы делаем добрые дела другим в надежде, что когда-нибудь они отплатят тем же, когда мы будем в этом нуждаться. (Это известно как взаимный альтруизм.) Согласно эволюционным психологам, это может быть даже способом демонстрации наших ресурсов, показывая, насколько мы богаты или способны, чтобы мы стали более привлекательными для противоположного пола и расширили репродуктивные возможности.
Наконец, эволюционные психологи также предположили, что альтруизм по отношению к незнакомцам может быть своего рода ошибкой, «пережитком» того периода, когда люди жили небольшими группами с людьми, с которыми мы были генетически тесно связаны. Конечно, у нас возникло желание помочь другим членам нашей группы, потому что наше собственное выживание зависело от безопасности группы в целом и потому, что косвенно это поддержало бы выживание наших генов. Мы больше не живем небольшими племенами большой семьи, но мы обычно ведем себя так, как если бы они были, помогая окружающим нас людям, как если бы мы были с ними родственниками.
Общим для всех этих объяснений является то, что они на самом деле являются попытками объяснить альтруизм. Они напоминают мне о моих попытках оправдать свою лень, когда моя жена приходит домой и обнаруживает, что я не сделал то, что обещал. Это попытки оправдать альтруизм: «Прошу прощения за мою доброту, но на самом деле я просто пытался хорошо выглядеть в глазах других людей», «Извините, что помогаю вам, но это черта, которую я унаследовал от тысяч своих предков». лет назад, и я никак не могу избавиться от него».0003
Чистый альтруизм
Теперь я не сомневаюсь, что эти причины иногда применимы. Многие акты доброты могут быть в основном — или частично — мотивированы личными интересами. Но не наивно ли предположить, что может существовать и «чистый» альтруизм? Акт «чистого» альтруизма, такой как у Уэсли Отри, может впоследствии заставить вас чувствовать себя лучше, повысить уважение к вам со стороны других людей или повысить ваши шансы на то, что впоследствии вам помогут в ответ. Но возможно, что в тот самый момент, когда совершается действие, вашей единственной мотивацией является импульсивное бескорыстное желание облегчить страдания.
Вчера я собирался принять душ и увидел паука возле пробки в нашей ванне. Я вышла из душа, нашла лист бумаги, осторожно подтолкнула паука к нему и вытащила его из опасного места. Почему я это сделал? Возможно, в надежде, что в будущем паук сделает то же самое для меня? Или что паук расскажет своим друзьям, какой я замечательный человек? Или, что более серьезно, возможно, это было результатом моральной обусловленности, уважения к живым существам и импульса «делать добро», которые были укоренены во мне моими родителями? (Хотя, если подумать, мои родители не учили меня этим вещам. ..)
Нет, я думаю, это простое действие было продиктовано сочувствием. Я сопереживал пауку как еще одному живому существу, которое имело право остаться в живых, как и я. И я считаю, что эмпатия — это корень всего чистого альтруизма. Иногда эмпатию описывают как когнитивную способность видеть мир глазами другого человека, но я думаю, что на самом деле это гораздо больше. На мой взгляд, способность к эмпатии показывает, что в сущности все люди — и фактически все живые существа — взаимосвязаны. На каком-то глубоком уровне мы являемся выражением одного и того же сознания. (Как предположили некоторые философы сознания, такие как Дэвид Чалмерс, возможно,0005, производя сознание, функция мозга может состоять в том, чтобы «получать» или «направлять» сознание, существующее вне мозга и фактически пронизывающее всю вселенную. Сознание может быть фундаментальной силой вселенной, такой как гравитация.)
Альтруизм и связанность
Именно это фундаментальное единство позволяет нам отождествлять себя с другими людьми, ощущать их страдания и реагировать на них альтруистически. действует. Мы можем ощущать их страдания, потому что в некотором смысле мы это их. И из-за этой общей идентичности мы чувствуем потребность облегчать страдания других людей, а также защищать и способствовать их благополучию — так же, как и своим собственным. По словам немецкого философа XIX века Шопенгауэра, «моя собственная истинная внутренняя сущность действительно существует в каждом живом существе, так же верно и непосредственно познаваемая, как мое собственное сознание во мне самом… Это основа сострадания, на которой все истинное, то есть бескорыстная добродетель покоится и выражается во всяком добром деле».0003
Другими словами, не нужно оправдываться за альтруизм. Вместо этого мы должны праздновать это как преодоление кажущейся обособленности. Альтруизм не является неестественным, он является выражением нашей самой фундаментальной природы — связанности.
Я старший преподаватель психологии в Университете Лидс Беккет, Великобритания. Я автор книги «Духовная наука: почему науке нужна духовность, чтобы понять мир» . www.stevenmtaylor.com.
10 причин, почему хорошо быть хорошим
Первый вопрос моральной философии, восходящий к Платону, звучит так: «Как я должен прожить свою жизнь?». Возможно, второй, следующий по пятам за первым, может быть истолкован как «должен ли я жить нравственно или нет?», предполагая, что аморальность может «сойти с рук». Другой, более знакомый способ формулировки этого второго вопроса — «зачем быть нравственным?», где это эллиптическое значение для чего-то вроде «будет ли хорошо для меня и моей жизни быть нравственным, или мне лучше быть аморальным, поскольку пока мне это сойдет с рук?».
Соединяя древнегреческое представление о счастье с современным представлением о самоуважении, получается, что быть плохим человеком плохо, а на самом деле хорошо быть хорошим человеком. Вот несколько причин, почему:
(1) Потому что быть плохим — это плохо. Некоторые думают, что быть плохим или аморальным может быть хорошо для человека, особенно когда нам это «сойдет с рук», но есть некоторые веские причины думать, что это неверно.
Быть нравственным (или хорошим) необходимо для самоуважения.
Самоуважение необходимо для счастья.
__________________________________________
Следовательно, для счастья необходимо быть хорошим.
Конечно, полная защита этого силлогизма потребует больше, чем может быть дано в блоге, но, надеюсь, не так уж сложно увидеть способы, которыми ложь, мошенничество и воровство — или вообще безнравственность – несовместимо с подлинным самоуважением. (Конечно, мошенники могут думать, что у них есть чувство собственного достоинства, но вы действительно думаете, что Лэнс Армстронг был человеком с чувством собственного достоинства, что бы он ни думал о себе?)
(2) Потому что это единственный способ обрести чувство собственного достоинства. Мы можем иметь самоуважение, только если мы уважаем то, кем мы являемся на самом деле, мы не можем, если мы только уважаем какое-то ложное представление о себе. Итак, самоуважение требует самопознания. А самопознанием могут обладать только люди, способные к справедливой и беспристрастной самооценке. А справедливую и справедливую самооценку могут давать только справедливые и честные люди, добрые, нравственные люди. (Это очень сжатая версия длинного аргумента.)
(3) Потому что, будучи хорошим, вы видите, что действительно ценно в мире. Чтобы быть хорошим, нужно, чтобы хорошие люди знали, что хорошо в мире, а что нет. У плохих людей плохие ценности, у хороших людей хорошие ценности. Иметь хорошие ценности означает ценить то, что заслуживает того, чтобы быть оцененным, и не ценить то, что не заслуживает того, чтобы его ценили.
(4) Поскольку недавнее исследование курсантов Вест-Пойнта показывает, что курсанты со смешанной мотивацией — некоторые из них эгоистичны, инструментальны и ориентированы на карьеру, в то время как другие являются «внутренними» и реагируют на ценность самой работы — не работают так, как хорошо кадеты, чьи мотивы не смешаны и являются чисто внутренними. (См. «Секрет эффективной мотивации»)
Платон и Аристотель, из Палаццо Понтифики, Ватикан. Общественное достояние через Wikimedia Commons.(5) Потому что быть хорошим означает хорошо заботиться о себе. Это не значит, что вы — самая важная вещь в мире или что нет ничего важнее вас. Но в обычных обстоятельствах это позволяет вам лучше заботиться о себе и своих близких, чем о совершенно незнакомых людях.
(6) Потому что быть хорошим означает, что, хотя вы можете быть увлеченным, вы можете выбирать то, чем вы увлечены; это означает, что вы не позволяете своим эмоциям, желаниям, желаниям и потребностям «брать над вами верх» и «заставлять» вас делать то, о чем вы потом сожалеете. Это дает вам истинное мужество.
(7) Потому что быть хорошим означает быть мужественным и смелым перед лицом опасности, боли и социального отторжения. Это дает вам возможность говорить правду власти и «сражаться добрым боем». Это поможет вам оценить риск, обнаружить ловушки и воспользоваться возможностями. Это поможет вам добиться успеха.
(8) Потому что быть хорошим означает быть мудрым, насколько это возможно, когда состаришься и поседеешь. Глубокая мудрость не может быть открыта для всех, поскольку у некоторых может просто не быть для этого интеллектуальных возможностей. (Подумайте о ком-то с серьезными когнитивными нарушениями.) Но мы все, конечно, можем быть настолько мудрыми, насколько это возможно для нас. Однако это не произойдет случайно. Мудрые люди должны уметь проницательно заглядывать в «суть дела», а этого не произойдет, если мы не будем заботиться о правильных вещах. И мы не будем заботиться о правильных вещах, если у нас нет хороших ценностей, поэтому хорошее поведение поможет нам стать настолько мудрыми, насколько это возможно.
(9) Потому что быть хорошим означает, что мы любители хорошего, и, если нам повезет, это означает, что нас будут любить те, кто сами хорошие. А быть любителями добра означает, что мы умеем любить добро, насколько это возможно.