Нужна ли современному человеку философия
Значение философии
Рассматривая проблему необходимости философии в современном мире, невозможно обойти стороной вопрос о ее сущности и значении в истории вообще. Хотя официально философия зародилась в первом тысячелетии до н.э. в настоящее время многие мыслители говорят о том, что философия не как наука, а как способ мышления, как обращение к сущности самого человека, и попытка постижения мира существовала с самого момента возникновения человечества. Даже рисунки древнего человека, выполненные углем на стенах пещеры, уже представляют собой попытку философского осмысления мира, в том отношении, что они являются актом отвлеченного осмысления бытия, оторванности от конкретики реальной жизни, ее насущных проблем, попыткой выхода за пределы привычно, что уже в известной степени и есть философия.
С данной точки зрения вопрос о необходимости философии современному человеку становится абсурдным, в той же степени, что и вопрос о необходимости человеку критического мышления. Отказ от философии влечет за собой замыкание человека в бесконечном круге бытовых (а не бытийных) проблем и трудностей, от разрешения которых он не в состоянии оторваться, хотя и сам в точности не понимает зачем так занят их решением и к какому итогу стремится прийти в конце.
Вместе с тем, ряд современных мыслителей подчеркивают значительную оторванность философии от общества (особенно российского), замкнутость и изолированность данных систем друг от друга. Философы заключены в свой обособленный и непонятный человеку «высший мир», в то время как обыденный человек не находит в себе сил, времени и устремления для обращения к философским во спросам. А даже в том случае если и обращается к философии, то последняя оказывается неспособной предоставить ему адекватный ответ, так как сама давно оторвалась от решения жизненных задач в пользу поиска абстрактных истин и метафизики.
Значительную роль в данном отношении играет становление массового сознания как апофеоза научно-технического прогресса и капиталистического общества, в массовой системе философия оказывается лишней, поскольку она способна вырвать человека из контекста бытия и поставить перед вечностью, в то время как массовый человек должен быть лишь усредненной частью массы не более того. В данном отношении многие философы указывают на кризисность современного общества и рационалистической философии, необходимость качественного перехода и возрождения духовности, обращения от производства материальных благ, к благам духовным. Однако пути подобного перехода остаются неясными и лучшее, что способны предложить иные мыслители заключается в традиционном обращении к религиозному мировоззрению, что вряд ли можно рассматривать как качественный шаг вперед.
Философия и мировые проблемы
Необходимость философии современному человеку особенно выпукло высвечивается на фоне осознания обществом глобальных проблем объединяющегося мира. К числу подобных традиционно относят:
- проблему Севера и Юга,
- глобальную экологическую проблему,
- проблему наращивания вооружений,
- проблему перенаселения и т.д.
Замечание 1
Разрешение данных проблем невозможно за счет усилий отдельной страны или даже группы стран, имея глобальных характер, они требуют глобальных скоординированных усилий и политики, что в условиях разобщенного, политически и экономически напряженного мира совершенно невозможно. Ведущая роль в преодолении барьеров между отдельными странами, в настоящее время может принадлежать исключительно философии, как явлению плюралистическому, обще цивилизационному, лишенному каких-либо границ.
Практическое же значение философии в данном контексте для конкретного человека выражается в понятии «пайдейи», т.е. философском воспитании человека. Современная система образования учит знанию, но этого закономерным образом совершенно недостаточно. Для решения глобальных проблем человек должен преодолеть сам себя, свою варварскую природу, что невозможно без его философского образования на самом конкретном и перманентном уровне.
Изучение философии в рамках пайдейи не должно носить умозрительного характера коллекционирования фактов и теорий, оно должно быть творческим и практическим, главное учить не фактам, а образу мысли, направлению развития, в то время как конкретное наполнение для мышления человек сможет определять уже сам. Только практически сознавая ценность и равноправность каждого мнения человечество сможет достичь глобальной согласованности.
Функции философии
Несмотря на всю сложность положения философии в настоящее время, она помимо воли и желания отдельного индивида продолжает выполнять целый ряд функций необходимых для общества, и таким образом участвовать в жизнедеятельности каждого его члена. К функциям философии можно отнести:
- мировоззренческую,
- гуманистическую,
- социально-аксиологическую и др.
Мировоззренческая функция философии заключается в формировании парадигмы, т.е. того образа мира, который представляется большинству в настоящий момент самоочевидным, аксиоматическим, исходя из которого выстраивается вся дальнейшая жизненная логика и путь каждого отдельного индивида. В частности, существование космоса, звезд, других планет, для современного человека представляет такую же обыденность, как существование духов камней, грозы, животных и растений, непререкаемость табу, для древнего человека, что в конечном итоге приводит к существованию современного и древнего человека в категорически разных мирах, хотя физически это одна и та же территория.
Гуманистическая функция философии связана с обоснованием ценности человека, человеческой жизни, прав и свобод в современном мире и обществе, учета этих ценностей общественной практикой – юридической, экономической, трудовой, политической и т.д. Особенно важным является утверждение гуманистической ценности духовной жизни человека, возвращение утраченной потребности в переживании духовной ценности существования, которая в настоящее время часто заменяется идеалами социального успеха и личностных достижений.
Социально-аксиологическая функция философии ориентирована на формирование тех ценностей, ориентиров в жизни общества, которые находят свое отражение в жизни каждого индивида. Важнейшими из них являются идеальные образы как самого общество и его устройства, так и отдельного человека.
Помогаю с учёбой — Преподаватель Анна Евкова
Рада видеть вас на моем сайте. Если вы здесь – значит, вам необходима помощь с учебой. |
Я, Анна Евкова, бывший преподаватель Самарского института информатики и вычислительной техники и моя команда преподавателей поможем вам справиться с трудностями в заданиях. Мы поможем с любым заданием от простого заказа в одну формулу, или если у вас будет заказ на написание большой работы примерно на 198 страниц — мы это тоже умеем!
Я всегда в вашем смартфоне, заказывайте где удобно и когда удобно — просто прислав файлы в Telegram!
Все заказы выполняются качественно, профессионально и высылаются раньше срока. Каждый выполненный заказ проходит проверку на плагиат, вы не сдадите на проверку одинаковую с кем-то работу. Ваш заказ будет уникальным!
Подготовимся онлайн совместно со мной или с преподавателем из моей команды, проработаем базовые темы, освоим сложные разделы, отработаем экзаменационные задания и подойдём к сдаче любого предмета максимально подготовленным и расскажем все секреты.
Лучшие университеты мира: МГУ и MIT
Моя видео презентация:
Пять простых шагов и всё будет на ❝отлично❞
Шаг 1. Сфотографируйте задание так, чтобы изображение было максимально четким. В чат прикрепите необходимые для выполнения вашей работы, лекции, учебники, методички и т. д. (если имеются). При необходимости напишите дополнительные пояснения.
Шаг 2. Все файлы пришлите мне в чат в Telegram.
После этого я изучу и оценю. (Не забывайте чем больше времени, тем меньше цена!)
Шаг 3. Если всё понравится — оплатите. Оплатить можно с помощью баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, а также через Apple Pay и Google Pay.
Шаг 4. Приступаю к работе. Все необходимые требования и сроки будут соблюдены. Более 78% заказов отправляются в чат раньше указанного времени.
Шаг 5. Получаете заказ в чат.
ТОП 5 ответов на ваши вопросы
Как вы работаете?
Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, предлагаю ознакомиться с простым алгоритмом:
- Вы присылаете необходимые файлы с описанием в Telegram.
- Я знакомлюсь с файлами, и оцениваю заказ.
- Вы оплачиваете заказ.
- Я, или преподаватель, начинаем работу над заказом.
- В согласованный срок, или раньше, Вы получаете свою работу файлом в чат.
Какая будет цена?
Невозможно ответить на этот вопрос не изучив файлы. Стоимость определяется исходя из нескольких важных факторов: уровень сложности задания, определенные требования к оформлению.
Для точной оценки стоимости присылайте файлы в чат в Telegram. Например: лекции, методички, учебники (если такие имеются).
Какой срок выполнения?
Минимальный срок выполнения заказа варьируется от 2 до 4 дней. Главное помнить, что для срочных заказов цена будет увеличиваться, а срок выполнения сокращаться.
Как происходит оплата?
Оплатить можно с помощью баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, а также через Apple Pay и Google Pay.
Какие гарантии?
Любые ошибки, допущенные мной или преподавателем в заказе, исправим в течении 1 года.
Что обо мне говорят студенты и школьники
Разместила отзывы с Ютуба и чуть ниже с Вконтакте, остальные отзывы на моём ютуб канале и социальных сетях.
youtube.com/embed/Y24fQDY2yg0″> youtube.com/embed/CSFGhSsQzXc»>
Правовые документы:
Условия использования
Политика конфиденциальности
Нужна ли философия современному человеку
Похожие презентации:
Религия. Искусство. Мораль
Даосизм — китайское традиционное учение
Где логика
Аль-Фараби
Философские взгляды А. Шопенгауэра
Философская антропология
Познавательная и коммуникативная деятельность
Структурно-логические схемы по философии
Философия Эпохи Возрождения и Нового времени
Потребности человека. (Обществознание, 6 класс)
1. Нужна ли философия современному человеку?
Презентацию выполнила Рызванова А.Р.РГУ нефти и газа им. Губкина
ТС-17-05
2. Что есть философия? Кратко и понятно:
Философия есть учение об истине, учение об универсальныхценностях человеческого существования, сущности и смысла
человеческой жизни. Философия не равносильна сумме случайных,
произвольных мыслей. Философия изучает фундаментальные принципы
отношения и бытия, она является вполне определенным способом
мышления о вполне определенном предмете.
4. Нужна ли философия в принципе?
Эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому чтотем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному
пониманию происходящего. Понимание того, зачем нужна философия, дает
нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события,
имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно
с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
Философский путь мышления является объединяющим моментом
целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия
помогает классифицировать происходящее в полной мере.
Философия возникает не по причине полезности, философия
выражает истинную необходимость каждого существа быть самим собой,
как для рыбы плавать, так и для человека философствовать.
Человеческое стремление обращаться к миру в его единстве, так как
жизнь человека, как и его восприятие, создается из картин, которые
ежедневно мелькают перед его глазами. Но все окружающее человека
лишь фрагменты. Поэтому философствовать = искать целостность мира,
создавая из частей целое.
6. Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше философии нет ни одной
“Все другие науки более необходимы, нежели она, но
лучше философии нет ни одной
Аристотель
”
8.
Нужна ли современному человеку философия?Философию определяют как науку, изучающую первопричины и началавсего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека
наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия.
Зачем живет человек, для чего ему дана эта жизнь?
Будучи поистине всеобъемлющей наукой, философия включает в себя самые
разные дисциплины и пытается найти ответы на важные для человеческого
бытия вопросы – есть ли Бог, что есть добро и зло, вопросы старости и смерти,
возможности объективного познания реальности и т.д. и т.п. Можно сказать, что
естественные науки дают ответ на вопрос «как?», в то время как философия
пытается отыскать ответ на вопрос «почему?»
.
9. В чем необходимость философии?
Время идет, эпохи сменяют друг друга, однако человеческая сущность нетерпит особых изменений. Люди все так же нуждаются в целостном
разъяснении вещей. Наука продвинулась вперед, объяснения мифологией
больше не котируется, но большая часть вечных философских вопросов все так
же на поверхности, и каждый человек в наши дни хотя бы раз задавался одним
из оных, пытаясь найти ответ, а значит, философствуя. В современном мире, в
его многообразии информации и, к сожалению, дезинформации, философия
необходима как тренажер критического мышления. Изучая эту науку, человек
учится смотреть на вещи не с одной стороны, а с двух, трех и более. Давая
предмету или ситуации многогранное, подробное описание
Не смотря на общность человеческого строения и
физиологии, двух людей идентичных ментально не
существует. Один и тот же факт или событие разными
индивидами воспринимается и интерпретируется по-разному.
В силу разного мировосприятия, миропонимания — того, что в
конечном итоге составляет мировоззрение — целостную
устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его
существования, о явлениях и процессах природы и общества.
Другими словами, это одна их ключевых функций философии
— быть основой мировоззрения — мифологического,
религиозно-мистического или собственно философского.
11. Почему философия все еще нужна?
Философия задает правила игры для научного поиска, выполняя рольметодологического арбитра в теоретическом и экспериментальноприкладном [научном] поиске. При каких условиях вывод можно считать
верным, а результаты эксперимента валидными? Философ неопозитивист
ответит: при условии непротиворечивости фактов, повторяемости
эксперимента и сводимости экспериментальных данных. Вроде бы
очевидно, но очевидным это стало последние 100 — 150 лет, благодаря как
раз таки философии, а именно гносеологической (познавательной) и
методологической функции, которую она реализует.
12. Философия и современный человек
Это может показаться странным, но с философией мы сталкиваемся чаще,чем с кофе-машиной. Повсеместно оперируем философскими понятиями и
нуждаемся в ней буквально каждую секунду своей сознательной жизни. Просто
не привыкли называть столь высокопарно. Кроме того, живя здесь и сейчас, мы
как само собой разумеющееся воспринимаем вещи, являющиеся плодом
тысячелетних обобщений (а обобщение — категория философии), как бы видим
вершину айсберга, большая часть которого скрыта в толщей времён. Строение
вещества — знание очевидное для школьника, в то же время, является
относительно свежим, хотя понятие «атом» возникло до нашей эры. Еще одна
очевидность — ценность человеческой жизни. А для рязанского крепостного
крестьянина было так же? А для японского самурая?
13. А следовательно:
Философия однозначно та наука, с которой человек будет шагать«рука об руку» по своей истории, помогая друг другу в развитии,
фиксации и установке чего-то конкретного, к чему так стремятся все
люди, стараясь избегать шаблонов и фрагментов, ища целую картину
мира. Философия и человек, не важно, какого именно времени, помогают
друг другу существовать процветая.
15. Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Почему философия является важным навыком современного человека
Наша способность подготовиться к миру, в котором компьютеры могут учиться многим вещам быстрее, чем мы, говорит о важности понимания того, что значит быть человеком и что мы ценим как знания.
Искусственный интеллект не зря называют искусственным; это не то же самое, что человеческий разум. У него может быть способность создавать содержательные знания быстрее, чем мы, но сейчас — и в обозримом будущем — ему не хватает нашей способности удивляться, ценить красоту и сопереживать. Ему также не хватает нашей способности к философии. Упомяните об изучении философии, и вы, вероятно, столкнетесь со стереотипами о белых мужчинах, башнях из слоновой кости, создающих архаичные идеи, и безработных выпускниках, не имеющих практических навыков.
Финалист 50 лучших наград Global Teacher Prize Рохан Робертс давно считает, что философия является практическим и даже необходимым навыком современного человека.
Недавно у меня была возможность спросить Рохана о его интересе к философии и о том, почему он считает ее столь важной.
Что привело к вашему интересу к философии?С юных лет мне было все любопытно. Я не получил ответов от взрослых вокруг меня, поэтому я обратился к книгам. Я нашел лучшие ответы на вопросы «почему» из науки. Но философия открыла мне столько новых способов мышления и оценки знаний. Философия была воротами к большим экзистенциальным вопросам и великим универсальным темам жизни.
Как вы включили философию в свое обучение?Технологический уровень, на котором работает наш мир, просто поразителен. Но чтобы понять, как мы сюда попали, нам нужно узнать обо всем, что человечество делало правильно за последние две тысячи лет: особенно об уроках Золотого века Греции и ценностях Просвещения. Также важно сделать философию актуальной в контексте 21 ст века. Вот тут-то и появляется ведущий NatGeo Brain Games Джейсон Сильва. Его называют техно-философом, ди-джеем идей, поэтом цифровой эпохи и онтологическим мыслителем. Его видеоролики Shots of Awe затрагивают большие философские темы, которые волновали философов на протяжении веков: жизнь, смерть, любовь, природа реальности, цель существования и т. д. Молодые студенты относятся к нему гораздо лучше, чем к традиционным философам. . Видео Джейсона являются неотъемлемой частью каждого урока, семинара и тренинга, который я провожу.
Еще один способ, которым я использую философию, — это включить голоса и мнения современных философов. Кем я особенно восхищаюсь, так это Аленом де Боттоном. Видео, которые он создает для «Школы жизни», невероятно наводят на размышления и чрезвычайно актуальны в контексте 21 века.
Какое влияние это оказало на ваших учеников?Это заставило их критически относиться к получаемой информации. Их девиз: Nullius in Verba . Это на латыни означает: никому не верить на слово. Приятно видеть, что они узнают о важности неуверенности в себе в подростковом возрасте. Кроме того, это помогает зажечь любовь к обучению ради обучения. Sapere Aude — это фраза, связанная с эпохой Просвещения. Это означает «Не бойтесь знать». Эти учащиеся теперь с удовольствием изучают новые знания и делятся ими — не ради оценок и тестов, а из-за неотъемлемого удовольствия от обучения.
Почему, по вашему мнению, важно заниматься философскими вопросами в свете экспоненциального развития технологий?В мире, где А. И. и супер А.И. возьмет на себя работу и будет делать вещи, которые мы считали традиционно прерогативой людей, мы должны спросить себя, для чего люди будут полезны. Нам также нужно будет ответить на вопрос, какова цель образования. Образование должно быть больше, чем подготовка студентов к рынку труда, оно должно быть направлено на то, чтобы подготовить студентов к тому, чтобы они стали хорошими, ответственными гражданами и нравственными, порядочными людьми.
Неотъемлемую роль в обеспечении этого играет философия – я имею в виду все широкие разделы философии: этика – философия нравственных ценностей; эстетика – философия красоты; политика – философия управления; и семантика – философия языка. В эпоху информационной перегрузки, экспоненциальных технологий и ускоряющихся изменений крайне важно, чтобы мы учили студентов уметь различать информацию, дезинформацию и дезинформацию. Критическое мышление и осознание наших когнитивных предубеждений — это не то, чему мы должны учиться только как часть науки. Это неотъемлемая часть воспитания философски настроенных студентов и неравнодушных, ответственных граждан.
Связь между технологиями будущего и философией будет рассмотрена на ряде семинаров на Всемирном форуме по образованию и навыкам в этом году в Дубае. Эти семинары будут организованы SOLVE @ MIT и будут посвящены обучению навыкам завтрашнего дня, расширению участия женщин в STEM и тому, как максимально использовать преимущества технологий. Solve — это торговая площадка, которая объединяет технологов, бизнес-лидеров, исследователей, социальных предпринимателей и политиков со всего мира. Это сообщество находит и реализует решения ежегодных задач. Решение Solve было создано в Массачусетском технологическом институте в 2015 году, что стало естественным ответвлением стремления Массачусетского технологического института к открытым технологическим инновациям и его давней приверженности действенному интеллектуальному лидерству в общественной сфере.
Essential Philosophy for Modern Life
Rebel Wisdom Substack
Подпишитесь на Rebel Wisdom Substack, чтобы получать эксклюзивные информационные бюллетени, подробные сведения о наших последних размышлениях и наш бесплатный ресурс «The Sensemaking Companion», который включает в себя рабочие тетради, практики и полезные ссылки.
Вы должны подтвердить свою подписку по электронной почте после того, как нажмете кнопку «Подписаться».
Вы узнаете:
- Знакомство с ключевыми мыслителями, сформировавшими современную культуру
- Знакомство с движением мировой философской истории
- Эпистемологическая гибкость – способность рассматривать философскую позицию с разных точек зрения
- Метод Сократа – как задавать себе и другим вопросы, чтобы исследовать философские корни своих убеждений
- Исследование различных видений будущего, утопических и антиутопических
Процесс из пяти частей:
- Преподавание истории идей от отмеченного наградами философа
- Видео высокого качества, которые можно посмотреть и переварить в свободное время
- Специальные упражнения для углубления понимания темы
- Высококачественные рабочие тетради с идеями, цитатами и упражнениями, которые помогут вам продолжить путешествие
Даты курса: это курс для самостоятельного изучения КУПИ СЕЙЧАС
О курсе
Чему Сократ может научить нас политике идентичности? Может ли Мэри Уоллстонкрафт дать нам свежий взгляд на свободу слова в эпоху больших технологий? Что бы сказал Карл Юнг о странном союзе нью-эйдж и ультраправых, известном как «Заговор»?
Этот курс, проводимый отмеченным наградами общественным философом Жюлем Эвансом, рассматривает большие философские идеи и мыслителей, стоящих за некоторыми из самых громких проблем дня. С такой бурной реакцией и возмущением в публичных дебатах может быть трудно сделать шаг назад и увидеть философские позиции — глубинный код — лежащие в основе этих сталкивающихся течений. Когда мы это сделаем, мы сможем раскрыть важные идеи, которые помогут нам процветать во времена, в которые мы живем.
Essential Philosophy for Modern Life отправит вас в путешествие к пониманию ключевых философских идей и аргументов, лежащих в основе сегодняшних споров. Мы раскроем эти идеи критическим и недогматическим образом, познакомив вас с некоторыми из ведущих мыслителей и философий, которые помогут вам понять, откуда приходят люди, в чем могут заключаться ваши собственные философские симпатии и почему всегда есть две стороны. к каждому аргументу.
Все мы плаваем в мире идей и философий, часто не подозревая, что бессознательные убеждения, которых мы придерживаемся, когда-то были изобретены и выдвинуты давно умершим философом. Джон Мейнард Кейнс писал:
Идеи экономистов и политических философов, когда они правы и когда они не правы, обладают большей силой, чем это принято считать. Действительно, миром правит немногое другое. Практичные люди, считающие себя совершенно свободными от всякого интеллектуального влияния, обычно являются рабами какого-нибудь умершего экономиста.
История идей может помочь нам сформулировать и изучить наши собственные предубеждения, рассмотреть содержание, сильные и слабые стороны различных позиций и взвесить альтернативные взгляды на хорошую жизнь и хорошее общество.
«Эванс напоминает нам, что философия — это не только сухой анализ. Это также о хорошей жизни». — Мэтью Сайед
«Мне очень понравился Жюль» Философия жизни ’ – Деррен Браун
«Книга Жюля спасла мне жизнь» – Адриан Эдмондсон
«Философский клуб был лучшим, что мы делали за весь сезон» — Пол Густард , бывший тренер Saracens RFC
Жюль Эванс — автор бестселлеров и философ. Его первая книга «Философия жизни и другие опасные ситуации» исследовала, как люди заново открывают древнегреческую и римскую философию и как греческая философия (особенно стоицизм) вдохновила когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и была названа книгой года по версии Times. Его вторая книга «Искусство терять контроль» исследует, как люди находят экстатические переживания в современной западной культуре.
У него большой опыт обучения людей тому, как применять философию в своей жизни, он создал Лондонский философский клуб, а также является почетным научным сотрудником Центра истории эмоций Лондонского университета королевы Марии.
Он также был одним из организаторов первого Stoicon и проводил семинары по благополучию, трансцендентности и процветанию для таких организаций, как Arsenal FC, Netflix и MIND.
Купи сейчас
Структура курса
Курс состоит из пяти высококачественных записанных сессий с Жюлем Эвансом, с упражнениями, которые углубят ваше знакомство с материалом курса. К каждому занятию прилагается высококачественная рабочая тетрадь, а также дайджест ключевых мыслителей и идей, а также ссылки на дополнительную литературу, если это необходимо.
Нажмите на каждый сеанс ниже, чтобы узнать о нем больше.
Расписание
Сессия 1 — Политика идентичности и аутентичность
Мы начнем с рассмотрения генезиса нашего поиска настоящего меня и коллективного Мы. Мы исследуем мысли святого Павла, Августина и христианский поиск истинного «я». Мы увидим, как это развивалось в романтизме, начиная с Руссо. Оттуда мы посмотрим на движения за гражданские права и современную политику идентичности.
Занятие 2 – Права, свобода слова и культура отмены
На втором занятии мы рассмотрим либерализм в сравнении с традицией, включая Тома Пейна, Мэри Уоллстонкрафт и Эдмунда Берка. Мы рассмотрим мысль Джона Стюарта Милля и аргументы за и против свободы слова. И мы спросим: культура отмены связана с ответственностью или мстительным поиском козлов отпущения?
Сессия 3 — Религия благополучия
На этой сессии мы рассмотрим концепцию эвдемонии в древнегреческой философии и то, как она помогла вдохновить современную политику благополучия. Мы проследим рост культуры терапии и триумф «велнеса». Можем ли мы создать пост-ВВП общество, ориентированное на благополучие, а не только на материальный прогресс?
Сессия 4 — Правда, мифы и заговоры
Почему теории заговора сейчас так привлекательны? Можем ли мы найти баланс между нашей потребностью в мифах и способностью к критическому мышлению? Здесь мы увидим, как Просвещение бросило вызов суевериям во имя рациональности, и как романтическое контрпросвещение критиковало верховенство рациональности. Мы свяжем это с Карлом Юнгом, Джозефом Кэмпбеллом и современным поиском мифов и, в конечном счете, исследуем концепции повторного зачарования и заговора.
Занятие 5. Природа, экзистенциальный риск и трансгуманизм
На последнем занятии мы рассмотрим, должны ли мы попытаться исправить Землю или стремиться стать многопланетным видом? Должны ли мы гармонировать с природой или осваивать ее с помощью технологий? На этом заключительном занятии мы рассмотрим, как романтизм превратил природу в культ. Мы изучим Мальтуса, Дарвина и рост экологического мышления и проследим это непосредственно до текущих разговоров об экзистенциальном риске и современном техноутопизме.
Фильмотека
Членство
Курсы
События
О нас
Политика конфиденциальности
Свяжитесь с нами
Веб-сайт создан JoomlaPro.com
Что экзистенциализм предлагает современному человеку: философия фундаментальных человеческих реальностей
С момента своего появления в качестве «движения» в послевоенные годы экзистенциализм осуждался как тарабарщина или слишком бойко воспринимался; Простое и проницательное объяснение Уильяма Барретта фундаментального значения этого относительно нового направления в философии будет приветствоваться. Экзистенциализм, утверждает г-н Барретт, — это больше, чем прихоть: это оригинальная попытка противостоять человеческому положению этого времени и места в глубоком и серьезном духе, который отличал философию в ее великие классические периоды. Большая часть содержания эссе г-на Барретта была прочитана в виде лекции в Институте религиозных и социальных исследований в рамках серии «Кризис современной цивилизации».
_____________
Среди всей этой шумихи вокруг экзистенциалистского движения во Франции, возникшей несколько лет назад, кажется, что никто, даже сами экзистенциалисты, не удосужился выделить один принципиальный момент, который многое бы прояснил. непонимания. А между тем пункт этот очень простой, настолько простой, что удивительно, как он затерялся в потасовке. Это не что иное, как тот факт, что экзистенциализм вовсе не является философией — по крайней мере, не той философией, которая должна была бы вызвать профессиональные разногласия между различными философскими школами, распространенными ныне в Америке. Это не означает, что экзистенциализм — просто разновидность страстной риторики, которой он мог быть у некоторых из его приверженцев, или просто новый литературный жанр — возможно, что хуже всего, всего лишь неуклюжая поэтическая попытка. Напротив, она имеет очень хорошее право на название «философия», почти, можно сказать, право первородства. Его цель, по сути, состоит не меньше, чем в том, чтобы восстановить этому имени его древнее и примитивное значение, значение, которое охватывает большую часть территории, которую мы, современные люди, отводим религии, и значение, которое было затемнено столетиями специального обучения. Пока мы не поймем этого момента, мы не поймем, что находится в центре экзистенциализма, и, следовательно, не увидим, как он связан с нашим временем и что он может сделать для нас.
Ницше однажды заметил в одном из мимолетных многозначительных отступлений, составляющих истинное богатство его творчества, что достижение философии было совершенно другим делом для современного европейца (времени Ницше), чем для древнего человека или даже для современного Востока. Когда мы говорим о человеке как о обладающем «философией», мы сразу склонны думать об этом как о чем-то, что он должен нам сказать, передать устно, а не как об истине, которая была прожита. Философия, таким образом, понимается как система предложений, которые считаются истинными на чисто интеллектуальных или рациональных основаниях. Но для древних и для жителей Востока задача создания философии заключалась в том, чтобы задействовать всего человека, все его существо, а не просто как одну из специализированных областей знаний среди других. В духе замечания Ницше Кьеркегор нападал на гегелевских профессоров своего времени как на философов, не имеющих реального философского существования: у них была система утверждений, которым они учили, но сама система была средством забвения конкретных реалий человеческой жизни.
Итак, поскольку философия вообще существует в Америке, ее существование носит академический характер. Этот факт следует понимать на самом простом и буквальном уровне: философия существует как специфический отдел знаний в университете, организованном в виде различных специализированных факультетов, и в результате сам философ становится лишь одним «профессиональным» ученым среди многих других. Такая социальная организация знания неизбежно похоронит древний смысл философии как конкретного образа жизни, ибо требования преподавания требуют доктрины, которую можно было бы легко преподать ученикам. Достаточно беглого взгляда на некоторые из ключевых концепций экзистенциализма, чтобы увидеть, что здесь речь идет о чем-то другом: о фундаментальных реалиях человеческой жизни, которые обсуждает экзистенциализм: смерть, тревога, анонимность, скука, выбор, свобода, любовь, вина, и т. д. и т. д. — не являются преобладающими понятиями в американской академической философии сегодня. Наши философы предпочитают обсуждать понятия, относящиеся к науке и логике, знанию и эксперименту. Считается, что концепции экзистенциализма имеют просто литературное существование.
Это неприятие свидетельствует о том, что одна конкретная традиция среди интеллектуальной элиты нашего общества имеет тенденцию ставить знание выше жизни. Наша технологическая цивилизация склонна все больше и больше почитать эксперта, и по мере того, как философ ассимилируется со своей цивилизацией, он все больше и больше стремится оправдать свое профессиональное существование высокой технической компетентностью в специальных проблемах логики и философского анализа. Все это было необходимо, и тем не менее его прискорбный результат состоит в том, что большая часть современной философии имеет тенденцию отрываться от жизни. И в то же время вполне естественно, что экзистенциализм, который борется с этой тенденцией, косится очень многих американских философов.
_____________
Большинство американцев связывают экзистенциализм с нынешним французским движением и особенно с именем его самого блестящего публициста Жана-Поля Сартра. У Сартра живой и энергичный ум, но его учение представляет собой, как мне кажется, разбавление экзистенциальной философии и ни в коем случае не возвращает нас к ее первоистокам. Они относятся к XIX веку, а великими новаторами являются Кьеркегор и Ницше, хотя последний, в отличие от Кьеркегора, не вполне осознавал свою экзистенциалистскую отправную точку. Экзистенциальные темы трактуются в художественной литературе Толстого и Достоевского. В этом столетии двумя наиболее важными философами-экзистенциалистами были немецкие профессора Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, к именам которых можно добавить имя испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, назвавшего свою философию философией «жизненного разума». Есть также значительное число мыслителей, таких как Мартин Бубер и Габриэль Марсель, которые использовали экзистенциалистские концепции в явно теологических целях.
Эти названия указывают на то, что экзистенциализм — это не сиюминутное интеллектуальное увлечение, пришедшее от французов, а гораздо более широкое и глубокое течение в западной мысли, корни которого уходят в прошлое на два столетия. Чтобы увидеть, каковы эти корни, возможно, будет удобнее обратиться не к заумному тексту по философии, а к литературному произведению, которое более просто и прямо охватывает затрагиваемые вопросы. Великий рассказ Толстого «Смерть Ивана Ильича» к этому времени стал чем-то вроде основного писания для экзистенциалистской мысли.
Небольшой сюжет. Иван Ильич — любезный и ничем не примечательный буржуа, который всю жизнь старался быть таким, как все в его сословии: успешным и счастливым человеком, для которого счастье означает лишь отсутствие страданий. Но однажды Иван Ильич чувствует боль в боку, которая не поддается никакому лечению со стороны врачей, и по мере прогрессирования болезни он вдруг понимает, что умирает. Впервые в жизни смерть становится для него реальностью. Перед лицом этого ужасного присутствия все его маски спадают: впервые в жизни он сталкивается со смертью, он также впервые сталкивается с самим собой. До сих пор в своей жизни он скрывался от самого себя среди рутинных механизмов всех своих социальных, служебных и семейных функций. Теперь, когда он вот-вот умрет, он задает себе вопросы: кто я? В чем был смысл моей жизни? В конце концов Иван Ильич довольствуется смертью, потому что он обнаружил, что жизнь, которую он прожил, была пустой, тщетной и бессмысленной.
В сущности, Толстой говорит здесь о том, что современная жизнь отдалила человека от самого себя. Материалистический и рационалистический XIX век, с его упором на все буржуазные будни, настолько экстериоризировал индивидуума, так эффективно привязал себя к его внешней деятельности, что он утратил чувство и страсть к собственному личному существованию; для того, чтобы вернуть современному человеку это ощущение жизни, потребуется не что иное, как присутствие смерти. Кьеркегор сформулировал это красноречиво и лаконично:
Пусть другие жалуются, что времена плохи; Я жалуюсь, что они мелочны, потому что им не хватает страсти. Мысли человеческие непрочны, как тонкий лед, а сами люди ничтожны, как тонкий снег, покрывающий его. Их мысли слишком мелочны, чтобы быть греховными. Греховными могут считать такие мысли червь, но не человек, созданный по образу Божию. Их удовольствия осмотрительны и скучны; их страсти, сон; эти материалистичные души выполняют свои обязанности, но получают за это ростовщичество; они верят, что, хотя наш Господь держит свои счета в порядке, они могут вручить Ему подделки. Вон с ними! Вот почему моя душа всегда прислушивается к Шекспиру и Ветхому Завету. Там чувствуется, что говорящие — мужчины; там ненавидят; там любят; там убивают врага, проклинают его потомков на поколения вперед, там грешат.
Этот пассаж мог бы почти быть написан Ницше, который исходит из диаметрально противоположного антихристианского полюса. Современный человек, говорит Ницше, лишен цели, и поэтому его существование бесцельно и нигилистично. Подобные темы появляются и у таких разных писателей, как Стендаль и Буркхардт, швейцарский историк.
У ХХ века нет причин забывать эти жалобы. Наша технологическая цивилизация еще больше увлеклась сложными аппаратами для поимки и удушения индивидуума. Мы вышли за пределы 19века в развитии фантастической массовой культуры — на радио, в кино и на телевидении, — которая стирает все индивидуальные различия. Современное общество становится все более и более массовым обществом. Города становятся больше, толпы становятся все более мощными факторами, а анонимность в массе угрожает отдельному человеку больше, чем когда-либо. Образ современного человека заключен в строке Т. С. Элиота в «Сожженном Нортоне»: «Люди и клочки бумаги, кружащиеся на холодном ветру». Среди этой всеобщей бесцельности жизни, этого массового дрейфа мы ставим перед собой задачу вновь уловить смысл и смысл жизни.
_____________
Ясно, что когда Толстой говорит о потере смысла жизни, он не имеет в виду утрату какого-то рационального объяснения . И значение, которое должно быть восстановлено, не является чисто интеллектуальным, каким-то новым фактом или открытием разума. Напротив, беспорядок в современном человеке, который имеет в виду Толстой, есть беспорядок в более примитивных и иррациональных, или неразумных, частях человеческого существа. Экзистенциализм как философия стремится иметь дело с этими иррациональными частями нашего существования так, как никогда раньше философия не делала, и тем самым дает самому разуму новое место в человеческой иерархии.
Вот почему экзистенциальную философию часто — и, я думаю, несправедливо — критиковали как антирациональную. Человек не против разума, если настаивает на том, что иррациональное является неотъемлемой частью жизни и что именно с иррациональными частями нашего бытия современная цивилизация не справляется должным образом. Эта так называемая «антирациональная» тенденция в современной философии теперь имеет долгую историю, от Руссо в 18-м веке до Бергсона, Уайтхеда и Хайдеггера в нашем столетии, и она охватывает слишком много великих имен, чтобы их можно было сразу отбросить. Любой достойный рационализм будущего должен будет многое ассимилировать у этих «антирациональных» мыслителей, и мы сами были бы менее чем рациональными, если бы не приложили серьезных усилий, чтобы понять в деталях, как иррациональное входит в человеческую жизнь.
Как смерть представляется Ивану Ильичу, так она представляется чем-то совершенно неразумным и непонятным. Погруженный в удобную структуру своей жизни, он видит, как этот странный и темный злоумышленник подкрадывается, чтобы все разрушить. Да, смерть — банальный факт, и мы знаем, что все люди должны умереть; Иван Ильич головой знает, а сердце не может понять того непонятного факта, что он, Иван Ильич, должен умереть. Это замешательство может показаться нам детским, но это средство Толстого показать нам, как иррациональное, как и смерть, может обрушиться на нас самым непредсказуемым образом.
_____________
Кьеркегор изложил присутствие иррационального в другой области человеческой жизни — в акте выбора или решения. Мы не сомневаемся, что некоторые решения более рациональны, чем другие, и мы можем даже говорить о решении как о единственно рациональном выборе в данных обстоятельствах. Но является ли рациональный выбор тем, из которого иррациональное всегда полностью исключено? Разве любой выбор, каким бы рациональным он ни был, свободен от риска и приключений? Конечно, есть определенные тривиальные решения, которые мы делаем каждый день, и которые мы можем изменить на следующий день, если докажем, что ошиблись. Но это выбор, который не обязывает нас глубоко, оставляя нас относительно независимыми от последствий. Однако как только выбор врезается глубоко; как только оно направляет всю нашу жизнь в определенное русло; так скоро, таким образом, появляются огромные трудности, баланс вероятностей становится более жестким, и каждая альтернатива, как бы мы ни рассматривали ее возможности, предстает как прыжок в неизвестное.
Выбором, который лично касался Кьеркегора, оказался вопрос, жениться или нет. Обрученный с молодой женщиной в Копенгагене, он страстно желал женитьбы, но чувствовал в себе и некую религиозную миссию, которая мешала бы ему достаточно отдаться другому человеку. Затрагиваемые здесь конкретные психологические факты важны для понимания биографии Кьеркегора, но они не должны затемнять того факта, что проблема выбора, с которой столкнулся Кьеркегор, универсальна по своей сути. Короче говоря, в жизни есть выбор, который необратим. Кьеркегор не мог сделать экспериментальный выбор женитьбы, в расчете на то, что, если он «не сработает», он сможет вернуться к своему религиозному призванию и его задачам, ибо призвание могло быть утрачено из-за женитьбы. С другой стороны, если он откажется от женитьбы в порядке эксперимента, он не может надеяться вернуться к молодой леди, если другая альтернатива не сработает. Возможно, ее там не будет — как на самом деле ее и не было, — когда он вернется.
Все это указывает на то, что ситуация человеческого выбора вовсе не является ситуацией научного эксперимента. Экспериментальной в науке является ситуация, когда установлены определенные научные средства контроля, так что с помощью этих средств управления мы можем повторять эксперимент в любое время и в любом месте по своему выбору, и действительно повторять его бесконечно. Чем более научным становится эксперимент, тем более утончаются в нем черты случайной особенности и тем легче становится повторить его во всех подробностях. Но наш фундаментальный жизненный выбор не дает нам такой степени контроля, потому что он не позволяет нам такой степени отстраненности. Нам приходится выбирать здесь и сейчас, и на всю оставшуюся жизнь, и альтернатива, от которой мы отказываемся, теряется навсегда. Мы могли бы полностью экспериментировать с собственной жизнью только в том случае, если бы были бессмертны, и поэтому могли бесконечно повторять любую ситуацию по выбору. .
Поскольку смерть реальна, а наша жизнь конечна, каждый выбор есть также отречение, и поэтому Кьеркегор говорит о пафосе человеческого выбора. Именно этот жертвенный и патетический аспект выбора привел Кьеркегора к его великой полемике против чрезмерно рациональной философии Гегеля. Старая пословица говорит об этом достаточно просто и адекватно: «Вы не можете съесть свой пирог и получить его одновременно»; но Гегель изобрел сложную диалектику, с помощью которой можно было объединить две конфликтующие альтернативы, тезис и антитезис, в высший синтез, так что спекулятивный философ, восторжествовавший над жизнью, мог и получить свой пирог, и съесть его. Такое примирение противоположностей действительно возможно в знании, где более всеобъемлющая теория может охватывать две конфликтующие альтернативы; но это невозможно в жизни, где страдание отречения не может быть полностью устранено разумом. Это противостояние между знанием и жизнью было одной из главных тем экзистенциализма, а также значительной части современной философии и литературы.
_____________
Эти две краткие иллюстрации иррационального — смерти и человеческого выбора — которые нельзя полностью исключить из нашего существования, также показывают, что наука и научный эксперимент не могут овладеть всей жизнью. Страх, что наука может сделать это, был очень сильным мотивом мышления на Западе, начиная с Уильяма Блейка. Действительно, со времен Просвещения в 18 веке и до наших дней господствовали два глубоко противоположных отношения к науке: наряду с великой надеждой на науку и ее возможности человеческого освобождения развился великий страх, что наука каким-то образом механизирует и обедняют человеческую жизнь. Этот страх нельзя отбросить просто как грубое народное суеверие, ибо он охватывает слишком много великих имен нашей культуры: Блейка, Вордсворта, Кьеркегора, Ницше, Достоевского, Толстого, Бергсона. Нашей задачей, скорее, должно быть устранение философских прозрений, характеризующих этот страх перед наукой на самом глубоком уровне.
Одно из лучших выражений страха — в первой части романа Достоевского «Записки из подполья ». Герой боится научного общества будущего, в котором человеческая жизнь будет рационально контролироваться и упорядочена до мелочей. Когда человеческая жизнь станет такой научно точной и предсказуемой, никто не захочет ею жить. Герой Достоевского предпочел бы, как он выражается, из чистой злобы разбить эту машину, стремящуюся его удержать, предпочел бы показать, что его человеческая воля в своей свободе выходит за пределы математически предсказуемого, даже если ему придется показать это в деструктивным способом. Таким образом, мы возвращаемся к нашему основному пункту: то, что Достоевский говорит через своего измученного и угнетенного маленького героя, это то, что человеческая жизнь должна быть больше, чем чистый разум, и пытаться свести ее к последнему значит разрушить ее, даже если мы сделать это сокращение во имя всеобщего просветления.
Было бы ошибкой считать Человека из Подполья просто больным и невротичным человеком, порожденным стрессами современного общества. Он таков, конечно, но он также и общечеловеческий характер. Мы все подпольные люди, в какой-то степени. Он — та темная сторона нашего существа, с которой мы должны стараться жить в мире, и если мы легкомысленно относимся к его гневным заявлениям против человеческого режима, полностью контролируемого наукой и разумом, мы делаем это на свой страх и риск.
_____________
Поскольку он универсален, Подземный Человек снова появляется. Возможно, я смогу подтвердить свою точку зрения, обратившись к довольно необычному замечанию, сделанному в 1920-х годах И. А. Ричардсом, британским критиком и психологом. Это замечание, как мне кажется, выражает крайнюю надежду на то, что наука овладеет жизнью. (Отдавая должное Ричардсу, однако, мы должны отметить, что в то время он был гораздо более очарован возможностями психологии, чем сегодня.) Он заметил: «Мы можем предвидеть время, когда психологическая наука продвинется до точки где мы можем иметь, если захотим, любые умы, какие пожелаем».
Короче говоря, в совершенно научной Утопии вы можете заказать свою личность в психологической лаборатории так же, как вы заказываете рецепт в аптеке. Выберите свою этикетку, внимательно следуйте рецепту, и у вас будет личность или ум, которые вы хотите. Наука, которая совершила столько чудес в преобразовании материи и нашла синтетические заменители почти всему, нашла бы здесь, наконец, заменитель самой жизни. В этой психологической утопии человек мог бы иметь определенный характер, не переживая рисков, тревог и неопределенной борьбы, которые его создают. Нам не нужно было бы жить, чтобы стать; определенный вид существа; наука предоставит его в готовом виде.
Мы замечаем, что возможность, которая когда-то внушала Ричардсу столь оптимистичные надежды, и есть та самая возможность, против которой восстает Подпольщик Достоевского. Каким бы больным и обиженным он ни был, человек из подполья, по крайней мере, настаивает на том, чтобы у него была собственная человеческая жизнь, а не какой-то механический заменитель. Психологическая наука продолжала развиваться со времени замечания Ричардса, но теперь она далека от утверждения каких-либо утопических утверждений, которые когда-то очаровывали его. В некоторых кругах Америки психоанализ может считаться своего рода магией, но не самими аналитиками. Некоторые люди склонны думать о психоанализе как о процессе, в котором аналитик, в чем-то вроде механика, переделывает пациента и дает ему новый двигатель или набор работ. Но серьезный аналитик, надеясь трансформировать фундаментальные жизненные установки невротического пациента, настаивает на том, что пациент может решить свои проблемы только в реальной жизни, а не на психоаналитическом сеансе. Жизнь нужно прожить, ничто не заменит жизнь — даже психоанализ.
Экзистенциалистская философия, настаивая на том, что категории жизни не могут быть сведены к науке, идет дальше в этом вопросе. Может показаться довольно тривиальной банальностью сказать, что ничто не может заменить жизнь, но это изречение может не показаться нам таким банальным, если мы задумаемся о огромной механизированной пассивности, которую наша цивилизация навязывает многим своим представителям. В таких обстоятельствах живое переоткрытие некоторых банальностей может представлять собой огромную задачу и огромный триумф. Некоторые из величайших глав в истории философии — это открытия того, что было очевидным, но незамеченным, перед глазами каждого человека. Можно вспомнить великое высказывание Гераклита, произнесенное на заре философии в VI веке до н. э.: «Человек отчужден от того, что ему наиболее знакомо, и он должен постоянно стремиться открыть это заново». Это изречение могло бы послужить очень хорошим девизом для экзистенциализма. Среди прочего, это может прояснить, почему современный экзистенциалист Хайдеггер находит этих ранних досократических греков своими настоящими предками в стремлении противостоять человеческой жизни и всей жизни природы с примитивной прямотой. Таким образом, предки экзистенциалистской философии оказываются очень древними. Философия здесь не простое соединение некоторых абстрактных положений в систему; это скорее конкретное усилие живого индивидуума, чтобы соотнести себя со своей собственной жизнью и жизнью окружающих его людей. В буквальном смысле философия — это задача, которую каждый человек должен выполнить сам для себя. .
_____________
В этом поиске первобытного экзистенциализм соответствует самым значительным течениям в искусстве и литературе этого столетия. Слово «примитивный» обязательно вызовет недоразумения, если оно связано с жизнью дикарей, варваров или охотников на крупную дичь. Кому-то примитивизм предлагает бой тамтамов, Таити, девушек в саронгах, Гогена — словом, бегство от современной цивилизации в иллюзорную простоту какого-нибудь острова Южных морей. Таких форм примитивизма было много, но они всегда заканчивались тупиком, потому что стремление к бегству само по себе очень не примитивно. Я использую слово «примитивный» в гораздо более простом — я почти написал «примитивный» — смысле: примитивное — это первичное; и действительный поиск примитивного есть поиск источников нашего бытия, которые слишком рутинизированная цивилизация склонна затемнять. В этом смысле почти все искусство и литература последних пятидесяти лет были примитивными.
Современная живопись и скульптура, например, действительно преуспели в создании нового вида видения. В этих работах мы стоим в новом и более прямом отношении к цветам, формам и формам. Это видение вещей одновременно и проще, и сложнее, чем западное искусство прошлого. Своими извращающими упрощениями, дерзкими произвольными формами оно часто напоминает первобытное искусство, из которого оно действительно сознательно черпало вдохновение в известных случаях, хотя оно и не могло бы существовать без всей традиции западного искусства. Более того, сам художник как бы вступает в новое и непосредственное отношение к самим материалам своего искусства: он наивно стремится утверждать присутствие своей краски, камня или металла, и его искусство уже не является средством скрыть или превзойти его. это присутствие.
В литературе, у таких писателей, как Д. Г. Лоуренс, Джеймс Джойс и Томас Манн, мы находим сходные и различные попытки справиться с примитивным. В своих рассказах об Иосифе Манн стремится вернуть литературе примитивное мифологическое сознание. Джеймс Джойс в своей последней работе использует самую изощренную литературную технику, опираясь на ресурсы всего прошлого западной литературы, чтобы передать самые бессознательные, невнятные и примитивные части человеческого опыта. Из этих писателей, возможно, Лоуренс наиболее явно программен в своем поиске примитивной простоты, которую, по его мнению, современная жизнь утеряла. Органическое единство бытия, которое Лоуренс ищет в сексуальном опыте, — это то, что экзистенциальные философы искали в других направлениях. Как напоминает нам Т. С. Элиот, Лоуренс был человеком с сильным духовным призванием, и его интерес к сексу вовсе не был посланием секса ради секса. Тем не менее предложенное им решение болезни современной цивилизации кажется нам сегодня довольно однобоким.
_____________
Болезнь и лечение, кризис и возрождение — такие размышления подводят нас к сути духовной драмы нашего времени. Одна из наиболее распространенных жалоб на экзистенциализм заключалась в том, что он слишком много внимания уделял болезням того времени, что он был философией отчаяния, негативной и нигилистической и, следовательно, пренебрегал обычными человеческими ценностями. Мне кажется, что такая критика отчасти справедлива по отношению к такому писателю, как Сартр, чье творчество часто демонстрирует узкую и чрезмерно интеллектуальную концентрацию на болезненных аспектах жизни, но вряд ли она отдает должное тому настоящему ферменту, который работает в центре экзистенциалистской мысли.