Зачем нужна мне философия: Зачем мне нужна философия — Эссе

ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ — НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — LiveJournal

«Философия для реальной жизни нужна как мастурбация для секса», – заявил один из героев фильма «Философы».
Со времён гоголевского «Вия» в России слово «философ» звучит как насмешка. Многие до сих пор пеняют на философов как лиса на зелёный виноград в басне Эзопа.
Нужна ли философия в нашей обыденной повседневной жизни? – спросил я у доктора философских наук, профессора Константина Семёновича Пигрова, заведующего кафедрой социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета.
«Философия просто необходима. Каждый человек в сущности философ. Философия составляет основное содержание нашей жизни. Высшее содержание жизни это не есть и не пить, это мыслить, разговаривать, читать и писать. Философия это радость жизни! Радость, которая не может быть уничтожима. Это праздник!»
Помню, как в 1981 году я вольнослушателем вместе со студентами третьего курса слушал лекции доцента Константина Семёновича Пигрова. Это был праздник мысли!
Но зачем нужна философия сегодня?


В недавнем разговоре К.С.Пигров сравнил судьбу философа с кетой, которая идёт на нерест. Кета преодолевает пороги, сети рыболовов, чтобы наконец отложить икру, из которой выживет, возможно, одна икринка; но ради этой единственной икринки и стоит преодолевать столько трудностей.

Немецкий философ Петер Слотердайк считает: «На протяжении века философия лежит на смертном одре и не может умереть, ибо задача её не исполнена. Поэтому конец вынужденно мучительно затягивается. Она или похоронила себя, предавшись пустой игре в мысли, или пребывает в агонии, во время которой её посещают откровения и она высказывает то, что забывала сказать на протяжении всей жизни. Перед лицом смерти ей хочется быть честной и открыть свою последнюю тайну. Она признаёт: все великие темы были сплошь уловками и полуправдой. Прекрасные, но тщетные взлёты мысли: Бог, Универсум, Теория, Практика, Субъект, Объект, Тело, Дух, Смысл, Ничто — всего этого не существует. Всё лишь словечки для юнцов, профанов, клерикалов да социологов».

В России философия всегда была в изгоях; её не любили ни светская власть, ни власть церковная. Возможно, поэтому в России не появились философы такого масштаба как Гегель, Кант, Фихте.
Философствовать в России дозволялось в рамках государственной идеологии и с оглядкой на изречения правителей.
Быть философом в России всегда было опасно для жизни. Судьба Чаадаева, Радищева, Чернышевского, Герцена, Огарёва, Белинского, Николая Бердяева и других русских мыслителей весьма показательна. В 1922 году многих русских философов выслали из России на так называемом «философском пароходе». Как объяснил Лев Троцкий: «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Многие свободомыслящие философы эмигрировали в Лондон. Одним из них был Александр Моисеевич Пятигорский (1929-2009). В прошлом году я побывал в Лондоне и посетил библиотеку Британского музея, где читал лекции Александр Моисеевич.
«Для меня философия по определению чужое место, – говорил Пятигорский. – Если оно твоё – уходи отсюда. Оприходованное освоенное место не может быть местом философии».
«Философ не должен возмущаться, он может возмущаться только собой».
«Для нормального человека (а их 99%) нормальное состояние это недумание».
«Когда я говорю о каких-то философских вещах, о любых вещах, я всё время должен как бы держать идею, что то, о чём я говорю, гораздо важнее меня самого…»
«Пытаться передать в разговоре способ своего мышления возможно, только если этот способ уже от тебя отделён, я уже тебе его передал, он собственно говоря уже не мой, а меня в это время не существует, потому что если я в это время существую, то я не философ… Философа в это время не должно быть, он должен быть в предмете, о котором он мыслит, и в мышлении».

Часто приходится слышать, будто современные философы оторваны от реальной жизни, живут в своём идеальном мире. Но сегодня философы всё чаще выступают на телевидении, им задают вопросы и хотят услышать ответы на злободневные и вечные вопросы бытия. Однако большинству слушателей ответы философов чаще всего кажутся непонятными.

А должна ли быть философия понятной широкой публике?

Я задал этот вопрос главному редактору журнала «Вопросы философии» доктору философских наук Борису Исаевичу Пружинину. По словам Бориса Исаевича, когда приходится выступать перед общественностью, возникает двоякое чувство: вроде бы ясная мысль утрачивает глубокий философский подтекст. Не всегда простому человеку будут понятны некоторые коннотации и смыслы, скрывающиеся за внешне ясными и понятными формулировками. Сократ говорил понятно, но за его внешне простыми высказываниями скрывалась глубина.

Для меня Сократ остаётся примером настоящего философа. Его слова «я знаю, что я ничего не знаю» для меня девиз до сих пор. Я даже совершил путешествие по Греции и посетил Афины, чтобы ощутить гений места.

Для Сократа философствовать означало жить сообразно своим убеждениям. Когда перед ним встал выбор: умереть или отказаться от убеждений, Сократ выбрал смерть. Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения.
«Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью», – говорил Сократ.

Философы всегда были не нужны. Они скорее излишнее, чем необходимое. Достаточно вспомнить судьбу Сократа, которого греки почитали мудрейшим, но за убийство которого проголосовало большинство афинян. Однако вскоре после смерти философа, афиняне опомнились, изгнали его обвинителей и воздвигли Сократу бронзовую статую. Теперь статуя Сократа возвышается перед зданием академии наук в Афинах.
Оракул в Дельфах оказался прав: «На свете нет человека мудрее Сократа»!

Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон.
Буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог.
Платон считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.

Нынешние философы не хотят изменить мир, нет у них таких Идей. А ведь мир, согласно Платону, изменяют именно Идеи (с большой буквы).
Большинство философов ничего предложить не могут, кроме набивших оскомину банальностей. Нет в их идеях гениальной простоты и одновременно глубины.

Я не считаю себя философом, поскольку не имею диплома об окончании философского факультета.
Хотя В.И.Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой учёной подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всём окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Кн. 2. М, 1977. С.73).

Кандидат философских наук, доцент РГПУ им. Герцена Андрей Николаевич Муравьёв считает:
Философия есть всеобщий метод познания истины.
Философ есть гений человечества, в ком каждую историческую эпоху человеческий дух приходит к абсолютному самосознанию.
Не философия собственность философа, а философ собственность философии.
Философ не индивидуальность и не личность, а форма самосознания истины.
Нужно чтобы философия перестала быть предметом замкнутого круга жрецов от философии; чтобы философия стала понятна многим людям.

Доктор философских наук, профессор Владимир Владимирович Варава полагает, что сегодня религия подменяет философию во всех направлениях. Философия опять служанка. То она была служанкой науки, потом служанкой религии, а сегодня она служанка политтехнологий.
«Философия не должна быть ни чьей служанкой (ни религии, ни науки), но лишь помощницей; и в качестве помощницы она избавляет и религию, и науку, и литературу от лишнего, ненужного, от того, что вредит им».

Пётр Юрьевич Нешитов считает: «русская философия – это утопия. То, что у нас неточно называют философией, по справедливости следует назвать её преддверием». «При нашей нравственной культуре, при нашем вороватом жлобстве и гнилостной неверности, при нашем выродившемся искусстве, при нашей официозной и сопливой поэзии, при нашей карликовой политике и рахитичной экономике ничего хорошего не выйдет».

Философия понимается как движение вперёд. Окончательной догмы в философии не будет, иначе философия как процесс бесконечного познания остановится и умрёт.
Занятие философией захватывает всю личность, а не только разум.
Философия – это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Это опыт ошибок цельного разума личности в его движении к проблемам.

Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия – это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Философия, на мой взгляд, существует в индивидуальных интерпретациях, в которых только и живёт Дух. А когда объявляется, что «учение всесильно, потому что оно верно», это означает смерть данного учения.

Мне кажется, философия это состояние души, состояние сознания, не только деятельность ума, но и деятельность всего существа человека.
Вряд ли философией можно считать лишь деятельность рацио (ума). Философия это любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает.

Философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние.
Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.

Постижение границ человеческой жизни, границ человеческого познания и границ человеческой свободы – вот что делает философа философом.
Додуматься самому до философской формулы жизни гораздо важнее, чем вычитать её в чьей-то книге.

Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.

Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа!

Сегодня философия, как и прежде, политически ангажирована. Ну не могут философы сказать всю правду о власти.
Сидя каждый в своей «пещере», философы создают иллюзии, называя их философскими системами. Для многих занятия философией не поиск истины, а своего рода «игра в бисер», интеллектуальное развлечение. Очень часто за сложными предложениями, обилием научных терминов и красивыми словесными оборотами не стоит никакого смысла. Каждый старается придумать свой «– изм», считая это чуть ли не высшим достижением.
Неужели они не видят и не понимают нищеты своей философии? Ведь умные же люди, не могут не понимать!

Всякая авторская философия есть в какой-то степени объяснение и оправдание своей собственной жизни. При этом далеко не все философы живут в соответствии с провозглашаемыми принципами.
Многие люди не в силах признать некоторых истин: например, что побеждает сильнейший, что миром правит её величество Ложь, мораль – выдумка для слабых, а жизнь – это катастрофа.
Чтобы выдержать жестокость этой жизни, одни успокаивают себя алкоголем, другие сексом, третьи наркотиками, четвёртые сбегают в виртуальную реальность, не желая расставаться со своими иллюзиями.

Истинное мужество состоит в том, чтобы знать правду жизни и продолжать жить.
Вся-то задача – жить в гармонии с окружающей природой и своей собственной.
Человек не может жить в состоянии отрицания. Рано или поздно настроения отрицания погубят его.

Задача философии состоит в примирении сознания с действительностью. Поскольку сознание вторично, а действительность первична. Сознание адаптируется к жизни, изменяя её.

Но какое имеет отношение философия к нашей повседневной жизни?

В недавно вышедшем фильме «Философы: урок выживания» преподаватель философии предлагает студентам провести мысленный эксперимент. Представьте, что началась третья мировая война. В спасительный бункер можно поместить только десять человек из двадцати трёх. Ради будущего возрождения человечества нужно выбрать, кого спасать, а кого оставить умирать.
Во время Апокалипсиса каждый имеет право на жизнь. Но кто достоин быть спасённым? Кто станет прародителем будущего человечества?
Будущему миру нужны умные или добрые? профессионалы или праведники? поэты или химики?
Если следовать логике, то выжить должны бизнесмены и учёные.
Когда преподаватель не смог убедить студентов логически, он прибег к подлогу, устрашению и насилию. «У человека есть один недостаток: мы верим тому, что чувствуем, а не тому, что в реальности. Слабый человек легко поддаётся речам, даже если в них плохие идеи».

На самом деле не сами студенты, а преподаватель решил, кому жить, а кому умереть. Он сразу убивает поэта, полагая, что поэты для спасения человечества не пригодятся. Потом он расстреливает и «не избранных», полагая, что гуманнее убить, чем ждать, когда радиационное облако сдерёт с них кожу.

Руководствуясь лишь инстинктом самосохранения и логикой, избранные жить студенты в результате погибают.
«У всякой логики есть свои пределы. Логика – это лишь правила последовательного мышления. Это не мораль».
Люди руководствуются не формальной логикой, а жизненной – они выбирают, следуя эмоциям. Некоторые эмоции даже берут верх над инстинктом самосохранения, и тогда люди жертвуют своей жизнью ради мести, чести, долга.
В конце фильма после третьей попытки студенты предпочитают не спасаться во что бы то ни стало, а красиво встретить смерть.

В реальной жизни никто добровольно не откажется от своего места в спасительном бункере, это противоречит инстинкту самосохранения. Люди будут «жрать» ближнего, чтобы выжить самому.

Откажутся ли политики от своего места в спасительной шлюпке ради спасения женщины с ребёнком?
Фильм «2012» убедительно доказывает, что политики будут спасать прежде всего себя! Обращения к совести не помогут. Зато помогут деньги и власть!

Что важнее: достойно умереть или бороться за жизнь любыми средствами?

Мы, как присланные на убой, ждём своей участи, а какие-то «тёмные лошадки» решают судьбу человечества: кому жить, а кому умереть.

Жизнь жестокая вещь: либо приспосабливайся, либо умри!
Чтобы выжить, есть два пути: либо убивать, либо смириться. Короче: или жрать другого против своей совести, или быть съеденным самому.

По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Говорят, надо жить по Канту, как если бы твоя собственная воля была законом Вселенной.
Но сегодня очевидно побеждает дарвинизм; повсеместно сделана ставка на силу и принуждение. Об идее Христа – «возлюби врага своего» – никто не вспоминает.

В мире по сути всего две Идеи:
Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Вторая – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?
Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь?
Что важнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.

Ценность жизни сильно преувеличена. Жизнь в большей степени наказание, чем наслаждение, и скорее испытание, чем удовольствие.

Что лучше: коптить небо восемьдесят лет, или прожить недолгую, но яркую и счастливую жизнь? жить или выживать?!

Смысл жизни не в том, чтобы выжить, а чтобы сделать что-то, то есть в творчестве и в любви.
Если и есть смысл в существовании человечества, то лежит он за пределами самого человечества.

В мире уже отказались от мечты построить справедливое общество, смирились с тем, что человека усовершенствовать невозможно. В борьбе «хороших» и «плохих» парней побеждают «плохие» парни.

После печей Освенцима многие усомнились в целесообразности существования человечества. А после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки человечество окончательно потеряло право на существование.

Смогут ли люди договориться, и на каких принципах, или нас ждёт война всех против всех?

Человек не склонен признавать свои ошибки, и более того, хочет, чтобы за его ошибки расплачивались другие, часто невиновные люди. Лживость, зависть, жадность в инстинктивной природе человека.

В основе нашего так называемого общества лежит ОБМАН! Всё, всё построено на обмане. Вся власть покоится на ЛЖИ!

Да, обществу требуется управление. Но недобросовестные люди превращают это в манипуляцию. Цель для них оправдывает любые средства. Никаких запретов! Аморализм бесчинствует!

Человек – существо порочное. Устройство общества может либо потворствовать его порочности, либо ограничивать. Ограничение инстинктивной природы человека и есть культура. Но инстинкты сильнее культуры!

Люди всегда поступают, как им выгодно.
Когда речь идёт о жизни и смерти, благородству нет места.
Мораль и нравственность – выдумка культуры.
Нравственность существует лишь в границах жизни, а не за её пределами.
Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты.

Потребительское отношение к природе привело к экологической катастрофе, потребительская экономика к мировому кризису, потребительское мировоззрение к бездуховности личности и к угрозе самоуничтожения человечества.
Но что можно противопоставить потребительской экономике, что обеспечивало бы одновременно и комфорт и духовность?

Сегодня мир нуждается в конструктивной позитивной философии, готовой ответить на главные вопросы бытия. Идёт процесс поиска синтеза вертикального и горизонтального мировосприятия, что должно привести к созданию нового нарратива.

Процесс глобализации требует создание одной или нескольких универсальных моделей будущего социального устройства. В основе этой модели, метафизической и антропологической по своему характеру, должен лежать Смысл, то есть Бог. Модель должна быть мультикультурной по сути, по структуре антропологической, то есть основанной на природе человека, его особенностях.
Метафизичность этой модели должна отражаться и в том, что, во-первых, в ней присутствуют Всеобщие закономерности бытия, во-вторых, она устремлена и действует за границами индивидуальной жизни. В ней должны быть воплощены принципы справедливости мироустройства.

Или это очередная утопия, и война за господство одних над другими разведёт человечество по этническим «углам»?

Разумеется, будущее за сотрудничеством. Но жажда господства и подчинения в природе человека, и этого нельзя не учитывать.

Сегодня ощущается дефицит больших идей. При очевидном избытке информации, люди испытывают потребность в Знании.

Всякая человеческая деятельность, в том числе и философия, есть выражение жизненной необходимости.
Философия аккумулирует опыт многих жизней, формулируя полезные правила, помогая человеку жить и чувствовать себя счастливым.
В конце концов, человек хочет понять, зачем он живёт. Когда он найдёт ответ на свой вопрос, возможно, он будет счастлив.

Философия существует не только и не столько в философских текстах, сколько в опыте жизни конкретного человека, которого можно называть философом.
Философ должен своей жизнью давать ответ на вопрос о смысле бытия, – и таким образом сущность философии проявляется в конкретной жизни человека.
Философская истина должна быть понятна простому человеку и доступна для «употребления», она должна быть одновременно и проста и глубока, быть ясной и в то же время скрывать в себе глубинные смыслы.

Мне часто говорят: «В твоих мыслях нет логической стройности и законченности философской системы». – А кому она нужна? Да и что в ней пользы? Людям нужны не учения, им нужна любовь.

Додуматься самому до извечной мудрости гораздо важнее, чем пытаться вычитать её в чьей-то книге. Когда я пользуюсь чужим знанием, это каждый раз эксперимент. Но чаще непосредственным руководством к действию служит собственный, пусть даже ограниченный опыт. Это лишний раз доказывает, что он важнее чужих правильных наставлений. Самая важная книга лежит в нашей собственной душе; прочитать нужно прежде всего её.

Истина постоянно развивается, и всякие попытки распять её, живую, в интересах какого-то одного учения, превращают Истину в мёртвую догму.

Хрупкую конструкцию человеческого существа сломал утяжелившийся собственным тщеславием разум. Опьянённые техническими достижениями, мы ушли от естественной жизни, тем самым лишившись изначально заложенного в нас Смысла.

Человек – частичка голограммы Мироздания. Без самосознания человек просто животное. Именно самосознание объединяет человека со всей Вселенной.

Всё из меня в меня вернётся,
Когда наскучит театр «Жизнь»,
Чтоб вновь начать, создать вновь Солнце,
Осуществить новую мысль.
Живи и помни — ты бессмертен!
Твори любовь, и будь собой.
Я — Ты, Ты — Бог, так будь же честен,
Ведь мы одно всегда с тобой.
Я Жизнь—Огонь—Любовь—Благо,
Я из себя себя творю,
Я Всё во Всём, себя мне мало,
И я тобою жить хочу.
Мир — это Я, планеты — клетки крови,
Галактики — часть тела моего,
И сердце бьётся — кто-то жаждет боли,
Я счастлив — я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья —
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я — Бог, Его я мысль!
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Зачем нужна философия

Как помочь подросткам справиться с вечными вопросами и современными проблемами придумали студенты факультета философии и отделения культурологии Высшей школы экономики. В школе для подростков «Осмысленный мир» они читают каждый свой курс.
О том, как философские знания можно применить на практике, рассказывают Александр Гиринский и Анастасия Копылова.

Александр Гиринский: У меня достаточно интересный путь к философии. В Высшую школу экономики я поступал на факультет политологии, и там отучился один год. Был очень уверенным либералом, активным политическим участником. Потом я понял, что мне не хватает глубины, проблемного осмысления тех вопросов, которыми занимаются политологи. Политологи больше занимаются социометрикой, социологическими сравнениями, но мало уходят вглубь проблемы, в историческое и культурное измерение.
В то же время я заинтересовался экономикой, начал читать экономические тексты, и понял, что ни один текст нельзя понять до конца без знания философских реалий. И я перешел на философский факультет. Вопрос о том, зачем нужна профессия философа, задается нам в каждой аудитории. Если философию и воспринимают позитивно, то обычно как расширение кругозора.
Ну, например, полезно знать, что Платон — автор «Диалога», а что из этого диалога можно извлечь, обычно не проговаривается. И одна из задач нашей школы — показать, что философия — не просто интеллектуальная игрушка, когда мы жонглируем какими-то терминами. Показать, что жизненная практика коренится именно в философских теориях, а философские теории коренятся в жизненной практике.

Mне кажется, что в жизни человека существует некоторое количество опытов: есть повседневный опыт, есть религиозный, а есть опыт философский. У Карла Ясперса есть работа, которая называется «Философская вера», то есть для философии нужна даже определенная вера. Я думаю, что попадание в философское пространство происходит тогда, когда ты сам ставишь вопрос, который до этого перед тобой не стоял. Причем ставишь именно внутренне, и начинаешь идти навстречу тем людям, которые об этом уже писали, а ты еще не знаешь, как об этом говорить и думать, но тебе хочется. И вот ты пытаешься размышлять об этом, ищешь средства, релевантные твоему состоянию и осмысленно приходишь к философии.

Почему я обратился к экономике как к одному из инструментов введения философских проблем? В какой-то момент я решил доказать отцу, что марксистко-ленинская теория неверна. Я читал Маркса и прочую экономическую литературу, но доказать мне это не удалось. Однако я понял для себя очень важную вещь: понять политику и экономику невозможно без знания культуро-философских реалий. Кроме того, мы живем в обществе, в котором экономические, технические и финансовые проблемы в семье они активно обсуждаются и дети о них рано узнают. И мне важно показать детям через простые экономические примеры, на материале истории экономической мысли, что экономика не есть какая-то отдельная сфера, во-вторых, что она не есть сугубо математическая дисциплина, каковой ее обычно представляют, а связана со всеми областями гуманитарного знания. И самое главное – показать, что для полного понимания экономических процессов и себя в этих экономических процессах важно знание культуро-философских оснований.

Вообще, философии научить нельзя, ей можно учиться всю жизнь и не научиться. А диплом по философии – это вообще фикция. Наша задача – уйти от догматического понимания философии, объяснить, что она инструментальна, может показать какие-то вещи, которые обыденным взглядом не видны.

Анастасия Копылова: Для меня с первого курса остро встал вопрос: что может сейчас сделать философия? Ты сталкиваешься с тем, что существует очень глубокая, хорошо проработанная историко-философская традиция. Но эта традиция сегодня находится не то, чтобы в некотором кризиса, а в сложной ситуации. Философия не воспринимается как индивидуальный опыт, тогда как мне хочется поделиться с другими, показать другим, что же в ней такого клевого, почему это так важно. Философия развивает критическое мышления, а школа вырабатывает догматическое, особенно сейчас, из-за ЕГЭ. Шаблоны мышления приводят к тому, что содержание перестает осознаваться, тогда как сам по себе школьник гибок, любознателен.

Наш проект «Осмысленный мир» адресован всем детям, которым может быть интересна философия. Когда мы приходим в школы и делаем презентацию, мы стараемся объяснить, что философия — в первую очередь критическая дисциплина. То есть философия помогает развить критическое мышление, проблематизировать те концепты, среди которых ребята живут, те вопросы, которые для них являются актуальными.

В прошлом году я вела занятия в старшей группе, а этим летом нас пригласили в летний лагерь в Воронеж, где каждый день шли уроки. Это экономико-гуманитарный лагерь, и для меня оказалось неожиданностью, что занимались 5-6-е классы. Но именно тогда я почувствовала разницу: в уровне осмысления, безусловно, есть разница, как они говорят, как они строят свою дискуссию, но мне кажется, что в старшей школе где-то происходит слом, и ребенок начинает думать по-другому, ему становится сложно озвучивать свое мнение. В школе работает система, когда ты должен что-то сказать — и мы поставим тебе за это оценку. Соответственно, когда человек готовится к тому, чтобы сказать что-либо в старшей школе, он понимает, что сейчас ему скажут, правильно это или нет, и он думает: «нет, я не уверен в своей точке зрения, лучше я промолчу» или «это будет выглядеть глупо, я промолчу».

То есть для него на первый план выходит то, как он будет выглядеть в глазах преподавателя. А пятиклассники, ученики даже в 7-8 классов еще не скованы этой схемой, мыслят свободно и очень ярко, талантливо.

Конечно, для школьников и студентов у нас разные группы, со студентами мы стараемся больше работать в дискуссионном формате, потому что это люди, которые чаще всего приходят с конкретными вопросами и осознанными проблемами. А школьникам мы пытаемся показать проблемы, которые у них есть, но которых они не осознают. В 5-6 классах мы обсуждаем проблематику истины, Сократа, Платона и так далее, как это все взаимосвязано, говорим с ними о том, чем должен заканчиваться спор и как существует истина. И бывает так, что мальчик в 15:30 говорит мне, что существует абсолютная истина, мы должны к ней идти, это очень важно, а в 15:35 он же говорит, что у всех людей разные мнения, и у каждого человека есть своя истина. И это не осознается как противоречащие друг другу высказывания, они мирно уживаются в его сознании.

И у многих ребят в головах уживаются какие-то вещи, которые они не рассматривают как проблему.

Зачем изучать философию? | Факультет философии

Какой работой можно заниматься, имея степень по философии?

Ответ: множество видов работ. Это миф, что специалисты по философии созданы только для того, чтобы быть профессорами философии, как объясняется в статье New York Times . Вы можете быть удивлены, узнав, что изучение философии может дать вам навыки нестандартного мышления, которые ценятся в бизнесе, финансах и предпринимательстве, как эти статьи в Atlantic, The Guardian, The Huffington Post и Salon отчет. Фактически, некоторые известные и успешные бизнес-лидеры изучали философию, и вы, вероятно, узнаете несколько имен из этого списка, составленного Business Insider . Согласно документам Американской философской ассоциации, специалисты по философии также сделали выдающуюся карьеру в искусстве, правительстве и политике, журналистике и спорте.

Сколько денег могут заработать специалисты по философии?

После окончания колледжа может быть непросто начать карьеру, и специальность по философии не является исключением. Однако, как только студенты-философы находят подходящую кандидатуру, они, как правило, зарабатывают больше денег, чем предсказывает общепринятая мудрость! Как сообщают аналитики FiveThirtyEight: «Когда речь идет о доходах людей, имеющих только степень бакалавра, у специалистов по философии четвертый по величине средний заработок — 81 200 долларов в год, опережая по рейтингу специалистов по бизнесу и химии… Без исключения, у специалистов по философии самая высокая траектория роста заработной платы от начала до середины карьеры». Превосходный потенциал получения степени бакалавра философии также хорошо задокументирован Payscale, The Wall Street Journal и Yahoo Finance.

Вы хотите поступить в бизнес-школу, юридическую школу или медицинскую школу?

Вы, наверное, уже знаете, что для получения степени доктора права, доктора медицины или магистра делового администрирования требуется поступление в программу последипломного образования, которая часто зависит от вашего результата стандартного теста. Чего вы, возможно, не знаете, так это того, что специалисты по философии, как правило, получают одни из лучших результатов на этих экзаменах. Студенты, изучающие философию, получают одни из самых высоких оценок на LSAT (требуется для большинства программ JD), как показывают эти данные Приемной комиссии юридических факультетов. Специалисты по философии также занимают четвертое место по результатам GMAT (требуется для большинства программ MBA). Хотя MCAT (требуется для большинства программ доктора медицины) не разбивает баллы по специальностям, гуманитарные науки в целом демонстрируют весьма достойные результаты, о чем свидетельствуют данные Ассоциации американских медицинских колледжей. Если вас интересуют другие степени магистра или доктора философии. программы, возможно, вам придется сдать GRE. По данным Службы образовательного тестирования, которая проводит GRE, специалисты по философии получают самые высокие баллы за устную и письменную часть, а также приличные результаты за количественную часть.

Философия, разнообразие и вы

Возможно, вам нравится мысль Сократа о том, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить», но вы не уверены, что философия для вас; а может быть, это потому, что существует стереотип, что философы не похожи на вас. Это правда, что некоторые философы — это белые парни с бородами, но отличные философы могут быть разных полов и цветов, в чем вы сами можете убедиться в Каково быть философом ? блог. На самом деле преобразующая сила философии может оказать наибольшее влияние на студентов из недостаточно представленных групп, как объясняет этот латиноамериканский журналист в эфире Национального общественного радио. Мы считаем, что философия для всех. Не менее важно и то, что размышления о сногсшибательных темах могут быть забавными, как показали студенты, опрошенные

New York Times и Калифорнийский университет в Беркли. Лучший способ узнать это — попробовать один из наших классов и убедиться в этом лично!

Почему специальность философия? — кафедра философии

Лучшей причиной для изучения философии будет то, что вы ее любите. (И наоборот, если вы прошли курс философии и обнаружили, что он вам не нравится, это едва ли не самая лучшая причина для того, чтобы не специализироваться на нем.) Но другие причины для того, чтобы специализироваться на философии, приведены в следующих статьях.

Содержимое

«Какой смысл изучать область, в которой нет правильных ответов?»

Это правда, что даже среди профессиональных философов нет единого мнения относительно правильных ответов на большинство основных проблем философии (например, что делает одни действия морально правильными, а другие — неправильными? Обладаем ли мы свободой воли? из? существует ли бог? может ли быть установлена ​​легитимность государственной власти, и если да, то как? математика — это изобретение человека или изобретение человека?), но это не значит, что философия не делает прогресс, и это не значит, что мы не можем учиться, изучая других философов. То, что мы узнаем, изучая область философии, включает в себя:

  • диапазон возможных ответов на философские вопросы
  • диапазон возможных причин, по которым был принят тот или иной из этих ответов
  • возражения по этим причинам.

Изучив эти вещи, вы можете не знать наверняка, каков ответ на тот или иной фундаментальный философский вопрос, но вы сможете принять решение о том, что думать, с позиции, в которой вы более полно осознаете, что альтернативы, и каковы их известные сильные и слабые стороны. Это дает вам некую свободу ответственно решать для себя, что думать, что, увы, не всем нравится.

Обучение практике философии означает обучение:

  • Как можно более ясно и точно излагать свои взгляды
  • Поиск наилучших возможных аргументов против ваших собственных взглядов
  • Поиск всего спектра альтернатив собственным взглядам, которые разумный человек мог бы принять всерьез
  • Понимание аргументов в пользу альтернативных взглядов настолько снисходительно, насколько это возможно
  • Критическая оценка случаев за и против ряда возможных мнений

, и эти навыки пригодятся вам в любой интеллектуальной проблеме, с которой вы можете столкнуться.

«Что ты собираешься с этим делать?»

Не так много профессий, для которых степень бакалавра философии даст вам специальную подготовку. Но есть очень много разных профессий, которыми занимаются философы после получения степени бакалавра. Изучение философии развивает многие навыки, в том числе:

•    критическое мышление
•    оценка цепочек рассуждений
•    построение цепочек рассуждений
•    рассмотрение множества различных точек зрения на один предмет
•    четкое письменное общение по сложным темам

, и это навыки, которые пригодятся вам, независимо от того, что вы в конечном итоге сделаете.

После окончания учебы студенты-философы поступают в юридический, медицинский, бизнес-школа, семинарию и аспирантуру в различных областях: от художественного бизнеса до образования, гендерных исследований и философии; они идут работать в бизнес-консалтинговые фирмы и гуманитарные неправительственные организации; они устраиваются на работу в качестве технических писателей, учителей, веб-дизайнеров…

О юридической школе и медицинской школе

Юридические школы знают, что философия является одной из лучших специальностей для подготовки к юриспруденции. Навыки, которые вы развиваете, посещая курсы философии, такие как тщательное, критическое изложение подробных аргументов, — это те самые навыки, которые вам понадобятся в юридической школе. Философы обычно очень хорошо сдают LSAT (хотя, честно говоря, мы должны добавить, что неясно, связано ли это с тем, что изучение философии заставляет студентов лучше решать задачи типа LSAT, или это просто отражает тот факт, что более яркие студенты, как правило, вовлекаются в философию с самого начала — см. выше о «поиске лучших аргументов против своих собственных взглядов»). Нажмите сюда, для получения дополнительной информации.

Хотя философия часто упускается из виду для этой цели, она также является отличной специализацией для подготовки к медицине. Здесь, в Чапел-Хилл, требования по специальности философия имеют большую степень гибкости, что позволяет относительно легко вписаться во все научные курсы, которые вам нужно пройти в качестве предмедицинского. Недавний выпуск журнала, опубликованного Американской ассоциацией медицинских школ, указывает на то, что очень большая часть студентов-философов, подающих заявления в медицинские школы, была принята. Смотрите здесь.

Вы также можете увидеть эту статью о крупной медицинской школе, которая очень дружелюбна к гуманитарным специальностям.

Сколько денег зарабатывают философы?

Многие студенты не хотят изучать философию из-за широко распространенного мнения о том, что степень по философии означает низкий потенциальный заработок. Это оказывается неправдой. Каждый год www.payscale.com публикует отчет о средних начальных и средних зарплатах 90 005 человек, имеющих только степень бакалавра9.0006 , отсортировано по майору. Неудивительно, что философия находится не в самом верху списка, но намного выше, чем вы думаете:

.

Согласно данным за 2011 год, средняя начальная зарплата бакалавра философии составляет 39 800 долларов, а средняя зарплата в середине карьеры — 75 600 долларов. Это ставит его на 2-е место среди специальностей гуманитарных наук (после американских исследований), лишь немного отставая от специальностей бухгалтерского учета и опережая несколько специальностей естественных наук (включая биологию и психологию) и профессиональных специальностей (включая бизнес, рекламу, государственное управление и гостиничный менеджмент).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *