Задачи на логику для детей 7 лет с ответами: с ответами и решениями, развивающие задания

Содержание

простые, на логику и с подвохом

Загадки для детей / 1 класс

Перед вами 25 интересных загадок с ответами для детей 6-7 лет. Всего на ЛогикЛайк более 2500 загадок для детей 7-8 лет, задач и других развивающих заданий на логику.

На платформе ЛогикЛайк более 5 000 000 учеников

  • Интересно проводят время с пользой для ума
  • Развивают логику и мышление
  • Проходят подготовку к школе и улучшают оценки
  • Успешно готовятся к олимпиадам

Попробуйте курс ЛогикЛайк в игровой форме!

Выберите возраст для старта

3-5 лет

6-7 лет

1-2 класс

3-5 класс

6-9 класс

15+ для себя

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития логики и мышления у детей. Разгадывайте загадки, решайте логические задачи и головоломки. 3500 вопросов для детей 5-12 лет!

Отгадывайте загадки и выполняйте задания на логику онлайн: простые и с подвохом, на логику и эрудицию.

Смотрите подборку загадок специально для детей 7 лет и переходите к интерактивным занятиям.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу.

Узнать ответ

Дневник.

Примостились на страничке 33 родных сестрички,
Но сестрички эти всё же друг на друга не похожи.

Узнать ответ

Буквы.

К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный …

Узнать ответ

… учитель, не водолаз 😃.

С земли и ребёнок поднимет,
А через забор и силач не перебросит.

Узнать ответ

Пух, листок.

Этот рыжий огонёк
С ветки прыг, на ветку скок.
Уши острые, как стрелки.
Догадались? Это…

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Узнать ответ

Белка.

есть всё, что вы искали!

Простые загадки

Вопросы на логику

Угадай по описанию

Доскажи словечко

Начать курс

По воде идёт, а до берега не дойдёт – исчезает.

Узнать ответ

Волна.

Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?

Узнать ответ

Огонь, костер.

С буквой «У» на нем сидят,
с «О» за ним пишут и едят.

Узнать ответ

СтУл — стОл.

Где встречается такое, что земля над головою?

Узнать ответ

Туннель в метро.

Что за зверь упрямый слишком
Не желает делать стрижку?
Ходит он с лохматой гривой
И считает, что красивый.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Узнать ответ

Ответ:

Лев.

Прибежит и солнце спрячет,
А потом ещё заплачет.

Узнать ответ

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Узнать ответ

На мокрое.

Не предмет, не вещь, потрогать нелья, и формы у них нет, а называют круглыми.

Узнать ответ

Сутки.

Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?

Узнать ответ

У этой лошадки в полоску одежда.
Сменить на другую нет вовсе надежды.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Узнать ответ

Ответ:

Зебра.

У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо.
Как зовут 5 дочь?

Узнать ответ

Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит.

Узнать ответ

Слаще мёда, мягче пуха.
— Отдохни! — всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.

Узнать ответ

Когда мальчика называют женским именем?

Узнать ответ

Когда он долго спит – Cоня.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Иван и Юра читали.
Один читал книгу, другой — журнал.
Иван читал книгу.

Узнать ответ

Ответ:

Иван.

На земле лежит у дома – совершенно невесома,
Но ее, могу сказать, даже краном не поднять.

Узнать ответ

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

Узнать ответ

Книга.

Саша и Коля увидели в небе два летящих самолета.
Сколько самолетов увидел каждый мальчик?

Узнать ответ

Стучит, гудит, спешит вперёд,
По рельсам ходит …

Узнать ответ

Поезд.

Своей силой неспроста
Он удивит даже слона.
Раз в десять тяжелей себя
бывает ноша …

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Узнать ответ

Ответ:

… муравья.

Вернуться в раздел Загадки для детей.

Подключайтесь к ЛогикЛайк!

3500 заданий на логику — решайте онлайн, сохраняйте результат, соревнуйтесь с ребятами со всего мира…

Начать занятия! Начать занятия!

Вы здесь:   Логика для детей  Загадки  Детские  Загадки для старших дошкольников и первоклассников (7 лет)

Загадки для 7 лет — Я happy МАМА

Загадки для возраста от 7 лет должны быть самыми разными: простыми, сложными, с юмором или с подвохом. В этом возрасте дети все больше стремятся изучать мир, но уже не только с помощью игры. Семилетки с удовольствием выполняют задания на логику, осваивают новые творческие техники, решают нестандартные задачки. Поэтому интересные загадки пригодятся родителям и педагогам для обучения и досуга маленького школьника.

В нашей онлайн-подборке вы найдете самые лучшие загадки для детей 7 лет. Первоклассникам можно смело задавать сложные загадки, которые будут развивать их логическое мышление. Загадка пригодится вам и для веселой пятиминутки, и для викторины. Вместе со словесными играми, загадки можно использовать во время поездок или ожидания, чтобы отвлечь и приободрить ребенка.

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.

Карандаш

Порой идут,
Порой стоят,
Порой лежат,
Порой висят.
А вот сидеть,
Скажу вам сразу,
Не приходилось им
Ни разу.

Часы

Упадет – поскачет, а ударишь – не плачет

Мяч

Течь — течёт,
А не вода.
Не кулак —
А бьёт
Всегда.

Электрический ток

Он в лесу стоял, и никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный.

Мухомор

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Язык

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

Ступа

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу

Дневник

Хоть у нас четыре ножки –
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки–
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.

Стулья

Из небесной из реки
Разлетелись пузырьки
И на небе на ночном
Засверкали серебром.
Это ночью поздно
Появились …

Звезды

Без крыльев по небу летает,
Расплачется и пропадает.

Туча

Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто … !

Радуга

Где вода столбом стоит?

В колодце

По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей.

Солнце

Любят, с искренностью всей, в дом пускать они гостей.
Но в гостях, скажу вам сразу, сами не были ни разу.

Двери

С неба — звездой,
На ладошку — водой

Снежинка

Какая коровка, скажите, пока еще никому не дала молока?

Божья коровка

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует …

Ветер

На окошке, а не кошка. Не еж, а в руки не возьмешь.

Кактус

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…

Семья

В чистом поле, вдоль местечка, вьется змейкой, а не речка.

Тропинка

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Поезд

Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.

Книга

У тридцати двух воинов один командир

Зубы и язык

С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет

Пух

Вернуться в раздел Загадки для детей.

40+ открытых вопросов, чтобы ваши дети заговорили

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Как родители и учителя, мы часто не можем найти слов. Мы хотим общаться с детьми, но иногда не знаем, с чего начать разговор об их дне.

Вот почему мы составили этот обширный список открытых вопросов для учителей и родителей. Эти вопросы помогут зажечь разговор и установить связь между вами и ребенком. Кроме того, часто просто задавая вопросы, мы выражаем признательность и помогаем нам сказать «спасибо, детишки», не говоря ни слова.

Если вы являетесь учителем или родителем, основанным на запросах, эти открытых вопросов примеров идеально подходят для вас. Опросные вопросы для детей — это способ заставить детей думать на их условиях и без каких-либо барьеров.

Эти открытые вопросы касаются малышей, дошкольников и даже старших школьников. Ниже вы можете скачать эти вопросы в удобном формате pdf с открытыми вопросами.

Кроме того, этот список вопросов для детей не ограничен вашей фантазией! Добавляйте свои наводящие на размышления вопросы для детей и расширяйте этот список.

Кроме того, эти вопросы позволяют взрослым в жизни ребенка собирать информацию, чтобы лучше направлять ребенка. Помимо всего прочего, наблюдать за ребенком в условиях такого типа мышления довольно увлекательно.

Простые вопросы часто пробуждают творческое мышление и идеи, которые раньше не представлялись ребенку.

Открытые вопросы для малышей и дошкольников

Одно из моих главных намерений как родителя — дать детям возможность творчески решать проблемы и находить решения. Другими словами, я хочу, чтобы дети критически думали о проблеме и воспринимали неудачу как возможность повторить и улучшить.

Отличный способ вдохновить на такое поведение, чем задавать вопросы. Кроме того, забавные вопросы идеально подходят для вовлечения детей!

Кроме того, я придерживаюсь этого подхода во всем, что мы делаем в жизни — чистим зубы, строим из лего, пишем, лазаем, меняем белье, ходим в походы или занимаемся любым проектом STEAM.

Что такое открытые вопросы?

Прежде чем мы углубимся в примеры открытых вопросов, я подумал, что было бы полезно рассмотреть, почему открытые вопросы так важны для обучения и развития ребенка. Кроме того, внимательно изучите открытые и закрытые вопросы.

Задавать наводящих вопросов аналогично допросу свидетеля на суде. Прежде всего, цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации. Точно так же я использую этот подход в своем воспитании.

То же самое можно сказать и о закрытых вопросах или вопросах с односложными ответами, такими как «Да» или «Нет».

Как вы понимаете, на закрытые вопросы можно ответить без подробностей. Точно так же вопросы с несколькими вариантами ответов немного лучше, потому что ребенок может просто угадать или выбрать то, что, по его мнению, вы хотите, чтобы он ответил.

Наконец, давайте перейдем к преимуществам открытых вопросов .

Преимущества открытых вопросов

Как родители, мы всегда ищем способы лучше понять наших детей и побуждаем их открываться нам. Один из способов сделать это — задавать открытые вопросы.

На открытые вопросы нельзя ответить простым «да» или «нет». Они требуют обдумывания и обычно начинаются со слов кто, что, когда, где, почему или как.

Преимущество №1. Открытые вопросы способствуют критическому мышлению.

Когда вы задаете ребенку открытый вопрос, вы побуждаете его критически обдумать ответ. Они должны обработать запрос и дать ответ, который состоит не только из одного слова. Этот тип мышления является важным навыком, который поможет им в школе и жизни.

Преимущество № 2. Открытые вопросы способствуют общению.

Часто дети не хотят общаться со своими родителями, потому что боятся осуждения или критики. Когда вы задаете ребенку открытые вопросы, вы даете ему понять, что вам интересно услышать то, что он хочет сказать, без осуждения.

Это может помочь им более свободно общаться с вами как о хорошем, так и о плохом опыте.

Преимущество № 3. Открытые вопросы показывают, что вы цените мнение ребенка.

Если вы спросите своего ребенка об его мнении, это покажет, что вы цените его мысли и идеи. Это может укрепить уверенность в себе и помочь им чувствовать себя более комфортно, делясь своим мнением с другими.

Кроме того, это также может помочь укрепить ваши отношения с ребенком, поскольку он чувствует, что может прийти к вам с чем угодно.

Используя этот ресурс, дети захотят отвечать на ежедневные вопросы об эмоциях, науке, математике и многом другом!

Примеры закрытых вопросов

Ниже приведены примеры закрытых вопросов, чтобы дать вам представление о различных подходах. Имейте в виду, что вам может понадобиться попрактиковаться в этом подходе.

  • Как прошел день?
  • Вам понравился ужин?
  • Тебе нравится быть старшим братом?
  • Какой вид спорта тебе больше всего нравится?
  • У вас есть домашние животные?
  • Какой вкус мороженого тебе нравится больше всего?
  • Тебе понравилось играть в доме Джо?
  • Тебе грустно?
  • Что тебя бесит?
  • Тебе нравится кататься на лыжах?

Примеры закрытых вопросов могут выглядеть следующим образом:

Однако есть много возможностей превратить закрытый вопрос в открытый. Кроме того, этот шаг в процессе может стать отличным переходом, когда вы научитесь подходить к общению открытым способом.

Например, чтобы изменить закрытый вопрос на открытый, вы можете спросить:

  1. Вам нравится заниматься спортом? Почему?
  2. Какая твоя любимая еда и почему?
  3. Почему ты решил нарисовать дракона?
  4. Какой твой любимый предмет в школе? Расскажите мне больше.
  5. Если бы вы могли выбрать любое занятие в свободное время, что бы вы выбрали и почему?

Важность задавать открытые вопросы

Открытые вопросы для детей отлично подходят для развития исполнительных навыков. Прежде всего, имейте в виду, что дети по своей природе умеют решать проблемы. Тем не менее, существует короткое окно, чтобы взрастить и поощрить это врожденное любопытство.

Вопросы требуют места для рассуждений и учат детей думать о многих аспектах тем. Дети, у которых развивается такой подход к мышлению, могут более успешно ориентироваться в мире.

Есть также преимущества общения, так как дети могут подробно объяснить свою точку зрения и детализировать свое мышление. Поощрение вопросов, на которые нет правильного или неправильного ответа, помогает ребенку научиться думать и не упоминать, чтобы развить уверенность и убежденность в своих вариантах.

Больше пользы от вопросов детям

  • Ребенок может углубиться в конкретную тему
  • Манифест более содержательных ответов
  • Ребенок владеет своим обучением
  • Более занятой ребенок
  • Ребенок естественно становится более любопытным
  • Мотивация хотеть узнать больше увеличивается
  • Развивает исследовательские навыки
  • Поощряет мышление роста и личную ответственность
  • Воспитывать навыки критического мышления
  • Учит задавать правильные вопросы

Надеюсь, эти примеры открытых вопросов для учащихся помогут вам направить наших маленьких решателей задач!

Советы по задаванию открытых вопросов

  • Практика! Когда вы задаете закрытый вопрос (как я часто делаю), работайте над его переходом к открытому вопросу.
  • Будьте открытыми
  • Будьте изобретательны
  • Активно слушайте – вы удивитесь, как больше вопросов естественным образом возникнет у вас во время разговора с ребенком.
  • Открытые вопросы начинаются точно со следующих слов: почему, как, что, опишите, расскажите мне о… или что вы думаете о…
    • «Что может случиться, если…»
    • «Интересно, почему/что/если…»
    • «Как мы можем…»
    • «Расскажите мне об этом подробнее…»
    • «Каким образом может/сделал/стал бы…»
    • «Что бы вы сделали с…»
    • «Почему ты думаешь…»

Примеры открытых вопросов для учащихся

Одним из центральных моментов открытых вопросов для детей всех возрастов является сбор информации. Ниже приведены несколько типов открытых вопросов.

Общие открытые вопросы

  1. Что произойдет, если…
  2. Интересно, что…
  3. Как вы думаете, что может произойти, когда…
  4. Как это случилось?
  5. Как это работает?
  6. Как вы думаете, что происходит?
  7. Интересно, что произойдет, если мы изменим это…
  8. Что бы вы могли изменить?
  9. Можете ли вы представить…
  10. Каков твой план?
  11. Интересно, как…
  12. С чего ты это взял?
  13. Как вы думаете, что может произойти дальше?
  14. Как ты мог…
  15. Что ты видишь?
  16. Скажи мне, почему…
  17. Что здесь поставить?
  18. Скажи мне, что…
  19. Можете ли вы придумать другие способы…
  20. У вас есть идеи…
  21. Как мы могли это понять?
  22. Как вы пришли к такому решению?
  23. Расскажи мне, как…
  24. Помогите мне исправить это…
  25. У вас есть идеи для решения?
  26. Есть ли другие способы…
  27. О чем ты думаешь?
  28. Интересно, что будет дальше…
  29. Что бы вы могли оставить прежним?
  30. А теперь расскажи мне о времени, когда…

Забавные вопросы для детей

  1. Вы бы предпочли каждый день есть яблоки или морковь?
  2. Что самое лучшее в том, чтобы быть старшим/младшим/единственным ребенком/средним ребенком в вашей семье?
  3. Что бы вы сделали, если бы проснулись утром с хвостом?
  4. Вы бы предпочли быть невидимым или уметь летать? Почему?
  5. Сладкий или соленый? Почему?
  6. Пицца или мороженое? Почему?
  7. Синие киты или белоголовые орланы? Почему?
  8. Если бы ты мог играть на любом инструменте, какой бы ты выбрал и почему?
  9. Если бы вы могли говорить на любом языке, какой бы вы выбрали и почему?
  10. Если бы у вас был миллион долларов, что бы вы с ним сделали?
  11. Если бы вы могли начать бизнес, что бы это было?
  12. Если бы вы могли быть любым животным, то каким и почему?
  13. Если бы вы могли выбрать любую сверхспособность, что бы это было и почему?
  14. Как вы думаете, плач ребенка говорит нам о разных вещах в зависимости от типа плача? Почему?
  15. Что вы думаете о снежном человеке?
  16. Если бы океан мог быть любого цвета, какой цвет вы бы выбрали и почему?
  17. Если бы вы могли есть любую пищу три раза в день, 365 дней в году, что бы вы выбрали? Почему? Это хороший или плохой выбор?
  18. Если бы вы могли путешествовать во времени, куда бы вы отправились и почему?
  19. Веришь ли ты в призраков? Почему или почему нет?
  20. Если бы ваш питомец умел говорить, как вы думаете, о чем бы он хотел говорить?
  21. Какой твой любимый ужин? Что насчет того ужина, который вам нравится?
  22. Какую музыку ты любишь? Почему?
  23. Как кто-то был добр к вам сегодня?
  24. Какой твой любимый предмет для изучения?
  25. Как вы думаете, какая работа самая сложная? Почему?
  26. Если бы вы родились в семье Парр из «Суперсемейки», какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
  27. Какая самая интересная работа, которую вы можете придумать? Почему это весело?
  28. Вспомните фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» — какую еду вы бы хотели, чтобы она упала с неба?
  29. Какой твой любимый запах? Почему?
  30. Пляж или горы? Почему?
  31. Единороги или русалки? Почему?
  32. Если бы вы были животным, вы бы предпочли быть всеядным или травоядным?
  33. Если бы вы были животным, вы бы предпочли жить на суше или в воде?
  34. Как вы думаете, почему большие собаки так возбужденно лают, когда видят маленьких собак?
  35. Как вы думаете, как лучше всего успокоить взволнованную собаку?
  36. Собаки или кошки? Почему?
  37. Какой магической силой ты бы хотел обладать? Почему?
Нажмите на изображение выше, чтобы загрузить полный список примеров открытых вопросов.

Вопросы о школе для детей

  1. Почему вы выбрали эту книгу для чтения?
  2. Какой персонаж вам больше всего нравится и почему?
  3. Что нужно сделать, чтобы начать проект?
  4. Не расскажете ли вы мне о случае, когда кто-то был добр к вам сегодня?
  5. Какое время года вам нравится больше всего и почему?
  6. Если бы вы могли отправиться в любое место во Вселенной, куда бы вы отправились и почему?
  7. Как вы так хорошо справились с этой работой/задачей/деятельностью?
  8. Кто твой любимый учитель? Что делает его таким уникальным?
  9. Если бы вы могли преподавать любой предмет, что бы это было и почему?
  10. Если бы вы были директором на сегодня, что бы вы сделали? Внести какие-либо изменения?

Открытые вопросы для дошкольников

  1. Что вас больше всего волнует, когда вы просыпаетесь утром?
  2. Как вы думаете, животные могут общаться? Как?
  3. Какая твоя любимая еда?
  4. Какой твой любимый цвет?
  5. Какое твое любимое животное?
  6. Что ты любишь делать на улице?

Вопросы для детей старшего возраста

  1. Что, по вашему мнению, означает, что у вас хорошая жизнь?
  2. Что значит любить?
  3. Когда вам нужно принять решение, как вы это делаете?
  4. Можете ли вы описать свой сон и что, по вашему мнению, он означает?
  5. Какие ваши любимые настольные игры и почему вам нравится в них играть?
  6. Какой твой любимый вид спорта и почему?
  7. Как вы думаете, каким будет iPhone через 25 лет?
  8. Какой твой идеальный день?
  9. Когда вы закроете глаза и я попрошу вас подумать о месте, которое делает вас счастливым, на что это место похоже?
  10. Когда вы просыпаетесь утром, какие у вас первые мысли?
  11. Когда вы ловите себя на мечтах, что вы думаете об этом?
  12. Если бы вы могли изменить одно семейное/классное правило, какое бы это было и почему?
  13. Что делает друга другом?
  14. Как бы вы изменили мир, если бы могли?
  15. Что делает человека умным?
  16. В чем твоя самая сильная сторона? Слабое место?
  17. Как вы думаете, чем вы будете заниматься через 5 лет? Десять лет? через 20 лет?

Еще один фантастический способ заставить детей общаться — использовать облака слов. Это тип мозгового штурма, который побуждает ребенка использовать язык и помогает ему выражать свои мысли и чувства.

Прочтите по теме:  Почему так важно задавать простые открытые вопросы

Развлекайтесь с этими вопросами и заставьте детей задуматься! Дети — естественные решатели проблем и ученые!

Нажмите на изображение ниже, чтобы загрузить этот список БЕСПЛАТНО!

Нажмите на изображение выше, чтобы загрузить полный список примеров открытых вопросов.

Марни

Загрузить сейчас!

Получите более 25 открытых вопросов для любознательных детей, введя свое имя и адрес электронной почты!

Имя

Адрес электронной почты

Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.

Мы не будем рассылать вам спам. Отписаться в любое время. Работает на ConvertKit

Дети умнее, чем кажутся?

© 2010 – 2019 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Маленькие дети совершают странные ошибки в рассуждениях, но не потому, что они невежественны. Исследования когнитивного развития предполагают, что частично виноваты мы. Мы тестируем их неправильно. Кроме того, детей сдерживает незрелая система контроля импульсов — они чаще выбалтывают первое, что приходит на ум, даже если знают, что это неправильно.


Во всем мире люди придерживаются схожих взглядов на сроки когнитивного развития: маленькие дети не способны рассуждать и не переключаются на рациональность, пока им не исполнится 5–7 лет (Рогофф, 1996). . Верны ли их убеждения? Исторически на их стороне проводились исследования.

Исторические исследования Жана Пиаже показали, что дети не понимают логики примерно до семи лет (Inhelder and Piaget, 1958). А классические эксперименты по «теории разума» показывают, что маленькие дети — плохие психологи. Они ведут себя так, как будто не понимают точки зрения других людей (Виммер и Пернер 19).83; Пернер и Росслер, 2012).

Но в последние десятилетия исследователи пересмотрели старые предположения и нашли повод для сомнений.

Дети, говорят, могут быть сбиты с толку экспериментальными процедурами. Они могут быть озадачены неестественными формулировками тестовых вопросов или отвлечены слишком большим количеством деталей.

Есть и другая возможность:

Все люди, даже высокообразованные взрослые, подвержены обманчивой интуиции и когнитивным искажениям. Получение правильного ответа зависит от нашей способности игнорировать эти внутренние голоса. Возможно, дети говорят нелогичные вещи, потому что им трудно отключить свою вводящую в заблуждение интуицию.

Где улики? Рассмотрим сначала странные вещи, которые говорят маленькие дети.

1. Могут ли дети ясно мыслить о наборах?

На этой картинке больше

красных цветов или больше цветов ?

Взрослый показывает ребенку букет цветов. Четыре красных, два белых.

Взрослый спрашивает: «Есть ли больше красных цветов или больше цветов?

Дети младше шести лет обычно отвечают: «Красных цветов больше».


2. Понимают ли дети, что разные люди могут верить в разные вещи?

Ребенок смотрит кукольный спектакль о двух персонажах — Макси и его маме. История выглядит так:

  1. Макси видит, как его мать кладет шоколад в синий буфет.
  2. Макси выходит играть.
  3. Пока Макси нет, его мать использует часть шоколада, чтобы испечь торт. Затем она кладет оставшийся шоколад в новое место — зеленый шкаф.

В этот момент действие приостанавливается. Наблюдающий ребенок должен знать, что Макси ничего не знает о перемещении шоколада. Он был вне комнаты, когда это произошло.

Так что, если Макси хочет шоколада, он, естественно, будет искать не в том месте — в старом месте. Синий шкаф.

Но понимает ли все это ребенок, который все видел? Понимает ли ребенок, что Макс придерживается ложных убеждений?

Чтобы это выяснить, взрослый экспериментатор задает ребенку вопрос. Он просит ребенка предугадать, что Макси сделает дальше.

«Когда Макси вернется, где Макси будет искать шоколад?»

Большинство детей до четырех лет говорят, что Макси будет искать шоколад в новом месте , , а не в синем шкафу. Как будто дети предполагают, что их собственные знания автоматически передаются другим.


3. Понимают ли дети принцип сохранения — нельзя увеличивать или уменьшать количество объектов, просто перемещая их?

два ряда по пять четвертей

Четырех-пятилетний ребенок рассматривает два одинаковых ряда монет. Она отмечает, что в каждой строке одинаковое количество монет.

Но когда взрослый меняет верхний ряд, сдвигая монеты так, что верхний ряд кажется короче, ребенок корректирует свою оценку.

Теперь она говорит, что в верхнем ряду на меньше монет.

два ряда по пять четвертей, но с разным интервалом

Объяснение кажущейся иррациональности детей

Эти результаты были воспроизведены среди населения по всему миру. В чем дело? Отражают ли ошибки ограничения, налагаемые когнитивным развитием? Или успеваемость ребенка зависит от того, как мы его тестируем? Возможно, это сочетание того и другого.

Неудивительно, что дети чувствительны к социальному контексту языка — то, что лингвисты называют «прагматикой». Когда взрослые задают детям странные вопросы — как они часто делают в экспериментах, предназначенных для проверки когнитивного развития, — дети могут задаться вопросом, почему.

Непонимание логики — или смысла двусмысленных вопросов?

Рассмотрите задание с цветком.

Это из эксперимента, разработанного Жаном Пиаже, и он должен проверить, понимают ли дети включение классов или теорию множеств, т. е. идею о том, что все члены одного набора (красные цветы) могут принадлежать другому, более широкому набору. (цветы).

Но вопрос о цветах — «Есть ли больше красных цветов, или больше цветов? » — это странно.

В повседневной жизни так не говорят. На самом деле, вполне вероятно, что детям никогда не задавали такой вопрос.

Так может, рассуждает ребенок, взрослый не дословно говорит. Может быть, взрослый действительно просит меня сравнить красные цветы с белыми.

Может ли это объяснить ошибку?

В одном исследовании детей спрашивали о наборах, используя разные языки:

Вот гроздь винограда. Есть зеленый виноград и есть фиолетовый виноград, и это гроздь. У кого будет больше еды: у того, кто ел зеленый виноград, или у того, кто ел гроздь?

Это более естественный способ задать вопрос. И, кажется, есть разница.

Когда детям давали эту версию теста с «естественным языком», они справлялись значительно лучше (Markman and Seibert, 1976).

Многочисленные другие исследования последовали этому примеру, найдя способы устранения неоднозначности смысла вопросов о включении в класс. Когда взрослые корректируют формулировку, дети гораздо реже совершают ошибки (Политцер, 2016).

Кроме того, исследователи продемонстрировали умение детей обращаться с наборами, придумав совершенно новые задачи.

Например, Уша Госвами и Сабина Пауэн протестировали рассуждения о включении в класс, попросив четырех- и пятилетних детей «создать семью», рассортировав группу разных игрушек.

Чтобы добиться успеха, дети должны были распознать одну включающую категорию (вид) и две подкатегории (большие и маленькие животные одного вида).

Дети справились с этим и расширили идею, чтобы сортировать другие объекты, такие как блоки и воздушные шары (Госвами и Пауэн, 2005).

Теория ошибок разума

Теперь давайте поговорим о Макси и его матери. Этот сценарий предназначен для проверки того, что психологи называют навыками «теории разума» — нашей способности приписывать мысли, убеждения и желания другим людям.

Предполагают ли маленькие дети, что их убеждения разделяют все? Верят ли они, что Макси знает истинное местонахождение шоколада, хотя его и не было в комнате?

Или дети понимают, что Макси имеет собственное мнение и способен верить во что-то другое — во что-то ложное?

Как отмечалось выше, у детей младше четырех лет обычно возникают проблемы со скрытой проблемой шоколада. На вопрос, где несведущий персонаж будет искать шоколад, дети дают неверный ответ. Они утверждают, что персонаж будет смотреть там, где шоколад на самом деле, а не там, где он должен быть.

Это может указывать на то, что двух- и трехлетние дети не приписывают независимым психическим состояниям других людей. Довольно тревожная мысль!

Но когда исследователи измерили понимание ложных убеждений альтернативными методами, они получили убедительные доказательства того, что маленькие дети — даже младенцы — действительно кое-что знают о ложных убеждениях (Onishi and Baillargeon 2005; Perner and Rossler 2012).

Например, рассмотрим этот сценарий живого действия с ложным убеждением, в котором участвуют люди.

  1. Ребенок видит, как женщина кладет предмет в коробку.
  2. Затем, пока женщины нет, ребенок наблюдает, как объект перемещается в другое, скрытое место.
  3. Наконец женщина возвращается и пытается вернуть объект.

Что происходит? Многочисленные эксперименты говорят об одном и том же:

Если не спрашивать детей, а просто наблюдать за движениями их глаз, то видно, что они предвидят, что женщина будет искать предмет там, где она в последний раз его оставила, вместо в новом месте.

Дети в возрасте 18 месяцев даже попытаются сообщить женщине об изменении, указав на новое укрытие (Скотт и Байарджон, 2017; Кнудсен и Лисковски, 2012)!

Итак, ясно, что маленькие дети понимают ложные убеждения. Почему же тогда они обычно не справляются с традиционной задачей «Макси»?

Роуз Скотт и Рене Байяржон (2017) считают, что традиционная задача слишком сложна. Слишком много разрозненной информации, чтобы жонглировать и обрабатывать.

Но, возможно, дело еще и в формулировке вопроса. В измененной версии традиционного задания на ложные убеждения Майкл Сигал и Кэтрин Битти спросили детей:

: «Где Макси сначала будет искать шоколад?»

При такой формулировке даже трехлетки в большинстве случаев получали правильный ответ.

Ошибки сохранения

А как насчет последнего примера — с двумя рядами монет?


Это еще одно задание, разработанное Пиаже, и оно должно проверить понимание ребенком сохранения, идеи о том, что количества не меняются только потому, что мы перемещаем предметы.

Это базовая физика и базовая логика. Как отметили Дэвид Элкинд и Ева Шенфельд (1972), мы можем решать задачи сохранения с помощью транзитивного вывода:

  1. В строке 1 столько же монет, что и во второй строке
  2. В строке 1 столько же монет, сколько и в сжатой -вместе версия ряда 1
  3. Таким образом, сплющенная версия первого ряда имеет то же количество монет, что и ряд 2.

Получается, что маленькие дети безнадежно нелогичны, когда не справляются с заданиями по сохранению?

Еще раз, мы должны учитывать социальный контекст.

Представьте, что вы ребенок, которого тестируют. Вы только что сказали взрослому, что в обоих рядах одинаковое количество монет.

Затем взрослый берет монеты в первом ряду и меняет расстояние между ними. Затем она снова задает вам тот же вопрос: «больше, меньше или одинаково в каждом ряду?»

Что ты думаешь?

Обычно вы предполагаете, что номер не изменился. Но зачем этой авторитетной фигуре задавать такой очевидный вопрос?

Возможно, по какой-то неизвестной причине она хочет или ожидает, что вы измените свой первоначальный ответ. Так что вы делаете.

Может ли это объяснить, почему так много детей не справились с заданием по сохранению? Это могло бы объяснить часть явления.

Джеймс МакГарригл и Маргарет Дональдсон изменили классическую задачу сохранения. После того, как ребенок осмотрел два ряда и признал, что они равнозначны, эксперимент был «прерван» «непослушным» плюшевым мишкой, который переложил монеты. Взрослый отругал медведя и снова задал вопрос.

В этом сценарии даже четырехлетние дети, как правило, давали правильный ответ (McGarricle and Donaldson, 1975).

Эти результаты были поставлены под сомнение некоторыми исследователями. Может быть, плюшевый мишка так отвлек детей, что они не удосужились переосмыслить свои ответы.

И если вы посмотрите демонстрационное видео (в котором показаны несколько стандартных задач Пиаже по сохранению), возможно, вы поймете, почему некоторые люди не верят, что дети конфликтуют.

Я не эксперт в языке тела. Но на мой неискушенный взгляд эти девушки кажутся вполне уверенными в себе.

С другой стороны, они тоже очень хотят угодить! Они действительно считают, что количество изменилось? Или они убеждены, что женщина хочет, чтобы они изменили свои ответы?

Возможно, дело в том, что дети отключают свои навыки критического мышления, когда сталкиваются с социальными требованиями ситуации. Другие эксперименты подтверждают, что маленькие дети склонны меньше исследовать, когда находятся в присутствии авторитетного взрослого (Bonawitz et al, 2011; Buchsbaum et al, 2011).

Я подозреваю, что прагматика и другие социальные факторы влияют на то, как дети выполняют задачи Пиаже.

Нет. Как отмечалось выше, Роуз Скотт и Рене Байяржон считают, что с ошибками в задаче на ложные убеждения происходит нечто большее, и это, вероятно, верно и для других ошибок.

Например, все задачи, которые мы обсуждали, задействуют рабочую память, а рабочая память увеличивается в ходе когнитивного развития. Маленькие дети находятся в невыгодном положении.

Тем более, опыт помогает. Исследование первоклассников показывает, что дети получают пользу, когда им 9 лет.0066 специально обучил решать задачи классификации (Pasnak et al 2006) — вывод, который согласуется с представлением о необходимости обучения логике и критическому мышлению.

Но, возможно, самым важным фактором является не оперативная память и даже не предыдущее понимание мира ребенком. Наоборот, это форма самоограничения: способность человека игнорировать простые, но вводящие в заблуждение интуитивные догадки.

Люди всех возрастов используют простые эвристики или эмпирические правила для решения повседневных проблем. Это режим «быстрого мышления», который вознаграждает нас быстрыми, интуитивными ответами (Kahneman 2011). Но иногда это вводит нас в заблуждение. Например, рассмотрим эту эвристику:

«Если есть ряд объектов, используйте длину этого ряда для оценки количества».

Обычно это хорошее эмпирическое правило, поэтому люди используют его, решая, в какую очередь стоять в супермаркете. Но в эксперименте по сохранению монет это правило имеет неприятные последствия. Чтобы получить правильный ответ, вы должны выборочно игнорировать эвристику «длина равна числу», а это требует сознательного внимания или тормозящего контроля.

Взрослые делают это с усилием. Но у маленьких детей возникают особые проблемы (Houdé and Bourst, 2014).

Детям сложнее подавить свою интуицию

Делают ли дети логические ошибки, потому что они не могут отключить свои «быстрые мыслительные» реакции? Оливье Уде и его коллеги поддержали эту идею, и она многое объясняет.

Например, рассмотрим эффект Струпа, который показывает, что людям требуется больше времени, чтобы ответить на вопросы, если эти вопросы содержат отвлекающие элементы.

Даже когда вы знаете, что отвлекающие факторы не имеют значения, какая-то часть вашего разума захвачена ими. Слишком понимаете, что я имею в виду, попробуйте ответить быстро:

Какое из этих животных больше в реальной жизни?

Поскольку волк выглядит на больше, часть вашего разума хочет ответить «волк». Чтобы получить правильный ответ, вы должны подавить этот порыв, что требует дополнительных усилий и времени.

Дети медленнее справляются с такого рода задачами, и исследования мозга показывают, почему. У детей активность мозга, связанная с неправильным ответом (например, у кролика), сильнее и дольше, чем у взрослых (Szucs et al 2009).).

Более того, наблюдается меньшая активность в ключевых областях префронтальной коры, областях мозга, связанных с тормозным контролем (Houdé и Borst, 2015; Borst et al, 2013). Эти области «строятся» у детей младшего возраста и продолжают развиваться на протяжении более позднего детства и подросткового возраста (Casey et al, 2005).

Дети не показывают значительных улучшений в выполнении задач, подобных Stroop, пока им не исполнится 8 лет (Ikeda et al 2014).

Итак, дети действительно знают, что слоны больше волков, и они способны понять, что 5 монет не становятся 6 монетами только потому, что мы их перемещаем.

Но у них больше проблем с сдерживанием неправильного ответа. Их внутренний цензор — исполнительная функция, которая не дает нам выболтать глупости, — не так силен.

Это важное ограничение развития рассуждений, но это не означает, что дети принципиально иррациональны или нелогичны.

В самом деле, как отмечают Houdé и Gregoire Borst, маленькие дети регулярно проходят тесты на сохранение числа в лаборатории. Кажется, они понимают, что движущиеся объекты не могут изменить их число, и им не нужно подавлять эвристику «длина равна числу». Они еще не научились этому!

Мы приобретаем интуицию и эмпирические правила на протяжении всей жизни, и нам часто приходится выбирать между доверием к этим эвристикам и более активным и осторожным подходом к решению проблем. Взрослые, как и дети, могут ошибаться, и всем нам полезно научиться тщательно анализировать простые ответы.


Чтобы узнать больше о когнитивном развитии очень маленьких детей, см. другие статьи Parenting Science:

  • Разговор с младенцами: как дружеский зрительный контакт может заставить младенцев настроиться и отразить ваши мозговые волны
  • Младенцы могут определить, когда вы испытываете стресс
  • Могут ли дети подписывать знаки перед тем, как заговорить?
  • Когда младенцы говорят свои первые слова?
  • Что дети знают о числах
  • В каком возрасте дети начинают лгать?

Чтобы узнать о том, как взрослые негативно влияют на когнитивные способности детей, см. мой научно обоснованный очерк о детских СМИ.

Советы по поощрению детей учиться на ошибках см. в моей статье «Коррекция поведения: волшебные слова».

Советы по развитию рациональности и сдерживающего контроля см. в этих статьях об обучении критическому мышлению и самодисциплине.


Ссылки: Дошкольное когнитивное развитие

Береза ​​SAJ и Блум П. 2007. Проклятие знания в рассуждениях о ложных убеждениях. Психологическая наука 18 (5): 382-386.

Borst G, Aite A, and Houdé O. 2015. Подавление вводящих в заблуждение эвристик как основного механизма типичного когнитивного развития: данные исследований поведения и визуализации мозга. Dev Med Child Neurol. 57 Приложение 2:21-5.

Борст Г., Пуарель Н., Пино А., Кассотти М., Худе О. 2013. Эффективность ингибиторного контроля в задаче включения класса, подобной Пиаже, у детей школьного возраста и взрослых: исследование отрицательного прайминга развития. Дев Психология. 49(7):1366-74.

Bonawitz E, Shafto P, Gweon H, Goodman ND, Spelke E и Shultz L. 2011. Палка о двух концах педагогики: инструкция ограничивает спонтанные исследования и открытия. Познание 120(3): 322-330.

Бухсбаум Б., Гопник А., Гриффитс Т.Л. и Шафто П. 2011 г. На имитацию детьми последовательностей каузальных действий влияют статистические и педагогические данные. Познание 120(3): 331-340.

Кейси Б., Тоттенхэм Н., Листон Н. и Дерстон С. 2005. Визуализация развивающегося мозга. Тенденции Cogn Neuro 9:104-110.

Элкинд Д. и Шонфельд Э. 1972. Сохранение идентичности и эквивалентности на двух возрастных уровнях. Психология развития 6: 529-533.

Госвами У. и Пауэн С. 2005. Влияние «семейной» аналогии на рассуждения маленьких детей о включении в класс. Швейцарский журнал психологии, 64, 115-124.

Houdé O и Borst G. 2015. Доказательства теории торможения и контроля рассуждений в мозге. Передний шум Neurosci 9:148.

Houdé O и Borst G. 2014. Измерение тормозного контроля у детей и взрослых: визуализация мозга и мысленная хронометрия. Фронт Псих. 5:616.

Икэда Ю., Окудзуми Х., Кокубун М. 2015. Струповские помехи в тесте реального размера животного и тесте изобразительного размера животного у детей и молодых людей в возрасте от 5 до 12 лет. Приложение «Нейропсихология ребенка». 3(2):115-25

Инхельдер Б. и Пиаже Дж. 1958. Рост логического мышления от детства к подростковому возрасту. Нью-Йорк: Основные книги.

Knudsen B и Liszkowski U. 2012 Восемнадцати- и 24-месячные младенцы исправляют других в ожидании ошибок действий. Дев. науч. 15: 113-122.

Маркман Э. и Зайберт Дж. 1976. Классы и коллекции: внутренняя организация и результирующие целостные свойства. Когнитивная психология 8: 561-577.

МакГарригл Дж. и Дональдсон М. 1975. Несчастные случаи при консервации. Познание 3: 341-350.

Мур С. и Фрай Д. 1986. Влияние намерения экспериментатора на понимание ребенком сохранения. Познание. 22(3):283-98.

Onishi KH и Baillargeon R. 2005. Понимают ли 15-месячные младенцы ложные убеждения? Наука 308: 255-258.

Пернер Дж. и Ресслер Дж. 2012. От младенцев к детскому восприятию веры. Тенденции Cogn Sci. 16(10):519-25.

Политцер Г. 2016. Вопрос о включении класса: тематическое исследование применения прагматики к экспериментальному изучению познания. Спрингерплюс. 5(1):1133

Приевассер Б., Ресслер Дж. и Пернер Дж. 2012. Соревнование как рациональное действие: почему маленькие дети не могут оценить соревновательные игры. J Exp Детская психология. Ноябрь 2012 г. doi: 10.1016/j.jecp.2012.10.008. [Epub перед печатью].

Рогофф Б. 1996. Переходы в развитии при участии детей в социокультурной деятельности. В А. Смамерофф и М.М. Хейт (ред.): Сдвиг с пяти на семь лет: возраст разума и ответственности. Чикагский университет.

Скотт Р.М. и Байяржон Р. 2017. Раннее понимание ложных убеждений. Тенденции Cogn Sci. 21(4):237-249.

Сигел М. и Битти Д. 1991. Где в первую очередь искать знания детей о ложных убеждениях. Познание 38: 1-12.

Струп мл. 1935. Исследования интерференции серийных вербальных реакций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *