Генетическая психология ж пиаже: Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — 1967 — Электронная библиотека ГНПБУ

Содержание

Генетическая психология Жана Пиаже (1896

Стадии психического развития по Ж.Пиаже есть стадии развития интеллекта. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания являются аккомодация(приспособление действия к изменившейся ситуации) иассимиляция(распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструмент уравновешивания – интеллект. Равновесие не может быть постоянным, и развитие идет к всё более сложным формам ассимиляции и аккомодации. Именно таким путем ребенок шаг за шагом развивается. Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития, включающую четыре стадии:

– стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением;

– дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам;

– стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам;

– стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

«Поздний» Пиаже признал существенную роль обучения для психического развития, однако в истории науки с его именем связывают недооценивание влияния среды и взрослого человека на психическое развитие ребенка. Несомненной заслугой Ж. Пиаже является то, что он первым понял, исследовал и показал специфику детского мышления. Мышление ребенка не хуже, чем мышление взрослого – оно качественно иное.

Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер пересмотрел некоторые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом (словом). Это, в то же время, и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Постепенно появляется еще один новый путь – перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каждый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка

В работах отечественных исследователей.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина, Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования). Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах. Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития.

Генетическая психология — учение о происхождении и развитии интеллекта

Генетическая психология – это направление, развившееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. 

 

Основатель генетической психологии

Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ. Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии. Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине. При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы. Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления. В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.

 

 

Какие методы используются в генетической психологии

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.

 

Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.

 

Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.

Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.

 

Представители генетической психологии  занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.

Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.

 

Прав ли Пиаже?

Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.

 

Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.

 

Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!

Статистика по материалу: Генетическая психология
Просмотров  22029  комментариев  87

Жан Пиаже и генетическая эпистемология.

Жан Пиаже (1896-1980). Он наиболее известен своими эпистемологическими исследованиями с детьми. В 1934 году он заявил, что

«… только образование способно спасти наши общества от возможного краха, будь то насильственного или постепенного ».

Пиаже создал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве в 1955 и руководил им до своей смерти в 1980 году. Количество совместных проектов, которые стало возможным благодаря его основанию, и их влияние в конечном итоге привели к тому, что Центр стал называться в научной литературе «фабрикой Пиаже».

Жан Пиаже – Ранние годы

Жан Пиаже родился в Невшателе, во франкоязычном регионе Швейцарии, 9 августа 1896 года. Он был старшим ребенком Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете, и Ребекки. Джексон. Пиаже был не по годам развитым ребенком, у которого развился интерес к биологии и миру природы. Когда Пиаже было всего 10 лет, его увлечение моллюсками привело его в местный музей естественной истории, где он часами смотрел на образцы. В возрасте 11 лет, когда он был учеником латинской средней школы в Невшателе, он написал короткую заметку о воробье-альбиносе. Эта короткая статья обычно считается началом блестящей научной карьеры, состоящей из более чем шестидесяти книг и нескольких сотен статей. Его ранний интерес к зоологии принес ему репутацию среди специалистов в этой области после того, как к 15 годам он опубликовал несколько статей о моллюсках.0004

Когнитивные процессы у детей

После окончания средней школы изучал естественные науки в Невшательском университете, где получил степень доктора философии. За это время Пиаже опубликовал две философские статьи, которые показали направление его мышления в то время, но которые он позже отверг как мысли подростка. К этому периоду можно отнести и его интерес к психоанализу. После еще одного семестра в Цюрихском университете Пиаже переехал в Париж, Франция, и преподавал в школе для мальчиков Grange-Aux-Belles Street. Школой руководил Альфред Бине, разработчик теста интеллекта Бине, и Пиаже помогал в оценке тестов интеллекта Бине. Когда он помогал оценивать некоторые из этих тестов, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на определенные вопросы. Пиаже обращал внимание не столько на тот факт, что ответы детей были неправильными, сколько на то, что маленькие дети постоянно совершали ошибки, которых не делали ни дети старшего возраста, ни взрослые. Это привело его к теории о том, что познавательные процессы маленьких детей по своей природе отличаются от таковых у взрослых. В конечном счете, он должен был предложить глобальную теорию когнитивных стадий развития, в которой люди демонстрируют определенные общие модели познания в каждом периоде развития.

«Если дети не понимают друг друга, то это потому, что они думают, что понимают друг друга. «
— Жан Пиаже, «Язык и мысли ребенка» (1923)

Четыре стадии умственного развития

В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию, чтобы стать руководителем исследований в J. -J. Руссо в Женеве по просьбе сэра Эд. Клапаред и П. Бове. Пиаже был знаком со многими идеями Клапареда, в том числе с психологическим понятием «нащупывание», которое было тесно связано с «пробами и ошибками», наблюдаемыми в наших ментальных паттернах. В 1923 года Пиаже женился на Валентине Шатене, от которой у него было трое детей: Жаклин, Люсьен и Лоран. Конечно, Пиаже использовал возможность непосредственного изучения интеллектуального развития своих детей от младенчества до языка. С 1925 по 1929 год Пиаже был профессором психологии, социологии и философии науки в Невшательском университете. В течение своей шестидесятилетней карьеры в области детской психологии Пиаже также выделил четыре стадии психического развития, названные

Схема 9.0012 . Первая — это « сенсомоторная стадия », которая включает обучение посредством двигательных действий и имеет место в возрасте 0–2 лет. На «предоперационном этапе » дети в возрасте от 3 до 7 лет развивают интеллект, используя свою естественную интуицию.
Во время « конкретной операционной стадии » дети 8–11 лет развиваются когнитивно, используя логику, основанную на конкретных фактах. « Формальные операции », четвертый и последний этап, включает в себя формирование у детей 12–15 лет способности к абстрактному мышлению. Пиаже назвал свои коллективные теории детского развития « Генетическая эпистемология Пиаже ». [2]

«Познание реальности означает построение систем преобразований, более или менее адекватно соответствующих действительности. Они более или менее изоморфны преобразованиям реальности. Трансформационные структуры, из которых состоит знание, не являются копиями трансформаций в реальности; это просто возможные изоморфные модели, среди которых опыт может помочь нам выбрать. Таким образом, знание представляет собой систему трансформаций, которые постепенно становятся адекватными».


— Жан Пиаже, Генетическая эпистемология (1968) — Первая лекция

Влияние на компьютерные науки

В 1929 году Жан Пиаже принял пост директора Международного бюро образования и оставался главой этой международной организации до 1968 года. Пиаже также оказал значительное влияние в области компьютерных наук и искусственного интеллекта. Сеймур Пейпер использовал работу Пиаже при разработке знаменитого языка программирования Logo, предназначенного специально для детей.[6] Алан Кей, пионер компьютерной графики, использовал теории Пиаже в качестве основы для концепции системы программирования Dynabook, которая впервые обсуждалась в рамках Исследовательского центра Xerox Palo Alto или Xerox PARC и привела к разработке прототипа Alto. который впервые исследовал все элементы графического пользовательского интерфейса (GUI) и повлиял на создание пользовательских интерфейсов в 1980-х и далее. Пиаже продолжал работать над общей теорией структур и связывал свою психологическую работу с биологией еще много лет. Точно так же он продолжал свою государственную службу через ЮНЕСКО в качестве делегата от Швейцарии. К концу своей карьеры он написал более 60 книг и многие сотни статей. Он умер в Женеве 16 сентября 1980 года, один из самых значительных психологов ХХ века [3].

Критика

По сути, существует три типа критики теории Пиаже. С одной стороны, это направлено против метода Пиаже, а с другой — против его классификации познавательного развития на этапы. Было проведено множество экспериментов, чтобы показать, что дети обладают способностями на стадии X развития, которых, согласно Пиаже, они не должны иметь до стадии Y. Другая, более фундаментальная критика направлена ​​против круговой процедуры использования всех исследовательских примеров Пиаже в качестве доказательство его (эпистемологического) принципа развития, предполагая основные генетические принципы, которые Пиаже полагает абстрактной тотальностью космоса: Пиаже представляет свою работу как взаимную связь между его экспериментами и его моделью развития. Он предполагает, что результаты отдельных шагов развития необходимы, поскольку они следуют генетическому принципу развития. Абстрактная и функционально задуманная адаптация определяется как причина всех индивидуальных шагов обучения, которые предпринимают дети, т.

е. она не выводится из экспериментов. Если бы Пиаже, не зная результата шага обучения, должен был бы объяснить детскому мышлению некоторый результат с помощью понятия приспособления, он постоянно натыкался бы на различные возможности, различия между которыми можно было бы объяснить. В абстракции равновесия — вне определенного содержания — он может классифицировать каждый результат обучения, потому что он заранее и по определению устранил всякое возможное противоречие в абстракции своего принципа уравновешивания. Равновесие — это всегда именно то состояние, которое уже известно как результат каждого конкретного шага обучения. Таким образом, теоретические концепции дают развитию имя, чтобы формально выразить необходимость шага обучения. Они не объясняют это таким образом. Таким образом, Пиаже делает свою теорию независимой от результатов своих исследований. Он переносит свои наблюдения на свои абстракции. Все его наблюдения теперь совмещаются без абстрактных категорий, которые Пиаже называл и объяснял как причину своего развития, которые должны были быть связаны с экспериментами или наблюдениями.
В качестве модели интерпретации теория правдоподобно постулирует необходимость произвольных шагов развития

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Жан Пиаже в Обществе Жана Пиаже
  • [2] Жан Пиаже на сайте biography.com
  • [3] Д-р К. Джордж Бори: Жан Пиаже в веб-пространстве. корабль.эду
  • [4] Жан Пиаже на сайте about.com Психология
  • [5] Альфред Бине и тест интеллекта, блог SciHi
  • .
  • [6] Язык программирования логотипов Сеймура Пейперта, блог SciHi
  • [7] Жан Пиаже в Викиданных
  • [8] Жан Пиаже, Нравственное суждение о ребенке (1965) перевод Марджори Габен с сайта Archive.org
  • [9] Джордан А. Петерсон, , 2016 г. Лекция о личности 04: Конструктивизм Piaget , Джордан Б. Петерсон, @ youtube
  • [10] Майер, Сьюзен (21 октября 2005 г. ). «Краткая биография Жана Пиаже». gseacademic.harvard.edu .
  • [11] Бейлин, Х. (1992). «Неизменный вклад Пиаже в психологию развития». Психология развития . 28  (2): 191–204.
  • [12] Хронология когнитивных психологов, через DBpedia и Wikidata
  • .

Ребенок и реальность: проблемы генетической психологии. Жан Пиаже. Перевод Арнольда Розина. Нью-Йорк: Grossman Publishers, 1973. 182 стр. $ 7,95 | Социальная работа

Фильтр поиска панели навигации Социальная работаЭтот выпускNASW FamilyСоциальная работаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Социальная работаЭтот выпускNASW FamilyСоциальная работаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Ребенок и реальность: проблемы генетической психологии

. По

Piaget

Жан

. Перевел

Розин

Арнольд

.

Нью-Йорк

:

Grossman Publishers

,

1973

. 182 стр. 7,95 долл. США.

Йетта Х. Аппель

Йетта Х. Аппель

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

Социальная работа , том 19, выпуск 1, январь 1974 г., стр. 106, https://doi.org/10.1093/sw/19.1.106

Опубликовано:

01 января 1974 г.

    2
  • 2
  • 2
    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Йетта Х. Аппель, Ребенок и реальность: проблемы генетической психологии . Жан Пиаже. Перевод Арнольда Розина. Нью-Йорк: Grossman Publishers, 1973. 182 стр. 7,95 долл. США, Social Work , том 19, выпуск 1, январь 1974 г., стр. 106, https://doi.org/10.1093/sw/19.1.106

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Еще

Фильтр поиска панели навигации Социальная работаЭтот выпускNASW FamilyСоциальная работаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Социальная работаЭтот выпускNASW FamilyСоциальная работаКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

Copyright 1974 Национальной ассоциации социальных работников

Copyright 1974 Национальной ассоциации социальных работников

Раздел выпуска:

Обзоры книг

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Краткосрочный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

Ребенок и реальность: проблемы генетической психологии . Жан Пиаже. Перевод Арнольда Розина. Нью-Йорк: Grossman Publishers, 1973.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *