упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе.
Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов организации начального этапа обучения. Значительное количество разработанных технологий обучения — от традиционной к развивающей строятся на изучении микродвижения (движений руки) при формировании навыков письма, тогда как макродвижения (движения всего тела, жесты, пантомимика) остаются прерогативой физического воспитания. Таким образом, нарушается целостность психомоторного действия, при сводит к разрыву между познавательной и двигательной деятельностью.
Дети 6-7летнего возраста, которые сейчас пойдут учиться в 1 классе, переживают это явление особенно болезненно, поскольку их организм нуждается в адаптации к статическому положению тела во время выполнения микродвижения — позы сидения.
В последнее время в психологии становится актуальной идея целостности телесного пространства ребенка в познании, который имеет в себе черты интегрального сенсорного образования — важного источника информации.
С целью выявления важнейших характеристик психомоторной организации ребенка, необходимых для успешного обучения в начальной школе, можно проводить предварительное обследование детей 6-7 лет, перед поступлением в 1 класс.
Успешность подготовки к обучению детей 6-7 летнего возраста определяется, главным образом, по состоянию произвольной регуляции познавательной активности. Прежде всего, сюда относятся наличие мотивации к обучению, а во-вторых — способность выполнять психомоторные действия в соответствии с речевой инструкцией и внутренним стимулом к действию. Кроме этого, важными характеристиками детей, поступающих в 1 класс, является культурно-слуховая память, наглядно-образное мышление, организация микродвижения обеих рук.
Для исследования психомоторной организации первоклассников можно применять диагностическую систему упражнений и заданий.
1. Анализ детских рисунков — «комиксов», объединенных одним сюжетом. Рисунки выполняются черным карандашом в тетради, лист которого разделен на 4 части.
Анализируются также продукты деятельности: рисунки, аппликации и т. п.
Необходимо также изучение умений детей при написании элементов букв, цифр и выполнения упражнений зрительно-слухового диктанта.
2. Формирование действий по языковой инструкции: «На один стук подними правую руку, на два — левую», а также другие действия по заданной двигательной программе в схеме тела.
3. Исследование пространственной координации с помощью карточек с изображениям движений по инструкции: «Сделай так же».
4. Дорисовывание деталей предметов на готовых рисунках.
Покажи движениями форму буквы».
6. Рисование ноликов правой и левой руками в течение 15 секунд.
Результаты оцениваются по следующим показателям: 10-15 нулей — высокий уровень; 7-9 нулей — достаточный уровень. Сравнение результатов для левой и правой рук осуществляется с целью определения особенностей двигательной активности и регуляции действий правым и левым полушариями головного мозга. Дети выполняют задания на листе не разлинованной бумаги размером половины стандарта А4.
7. Запоминание 10 слов: мяч, сон, тень, флаг, игра, сосна, река, свет, собака, смех.
8. Сложение предметов из геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) по образцу.
class=»eliadunit»>
9. Распределение предметов в группах в соответствии с составом числа; обозначение состава чисел; рисование схемы состава чисел на заданной форме.
Контрольная работа
1. Состав чисел.
2. Состав числа 7.
Согласно выполненных заданий определяется психомоторный тип готовности детей к обучению: дети, готовые к обучению; дети, которые условно готовы к обучению; дети, которые не готовы к обучению.
Дети, которые готовы к обучению
Потребность в общении, внимание к вопросам и задачам, активность и старательностью во время выполнения задач, адекватность эмоциональных реакций и поведения. В рисовании уверенно вырисовываются линии: вертикальные, горизонтальные, округлые, зигзаги, волнистые и тому подобное. Четкость линий и нажима карандаша во время выполнения рисунка свидетельствуют об уверенности и силе руки. В рисунках, выполненных в цвете, преобладают насыщенные цвета, охвачена вся цветовая гамма, передаются величина, пространственные отношения и сюжет. Элементы букв и цифр выполнены согласно поданным образцами. Безошибочное выполнение макро и микродвижений по словесной инструкции. Умение организовывать движения в пространстве тела по образцу в зеркальном отражении. Отсутствие ошибок в дорисовывании деталей на рисунках. Умение показать в динамике движения заданный образ буквы или цифры, изображения с помощью жестов формы предметов. Рисование нулей правой и левой руками с достаточным нажимом, идентичность срисовывание элементов букв. Заучивания слов за 3-5 попыток. Способность составлять конструкции предметов по образцу, умение выполнять конструктивные действия. Понимание состава числа из двух меньших, умение показать это на разных формах, описать.
Таким образом, у детей, готовых к обучению, наблюдается хорошо выраженная мотивация к активному сотрудничеству со взрослыми при выполнении задач, развитая психомоторная активность, культурно-слуховая память. Однако, может отмечаться недостаточная сформированность невербальных способов познавательной активности (мимики, жестов) наглядно-образного мышления и скорости пространственных действий. психолог в детском саду
Дети, которые условно готовы к обучению.
Имеют хорошую мотивацию, стабильность и точность выполнения задач, но необходимо наличие определенного количества попыток и движений с помощью взрослого, которые «подводят» к правильному выполнению задач. В рисовании доминирует четкость выполнения прямых линий, нажим карандаша в округлых линиях уверенный. Цветовая гамма беднее, есть цвета, которые передают эмоциональную возбудимость и неуравновешенность; сюжетная линия рисунков прослеживается не всегда, но размер и расположение предметов сохраняются. Элементы букв передаются с пространственными нарушениями; в тетрадях с образцами красного цвета они вырисованы лучше, чем в печатных прописях.
Итак, дети, условно готовые к обучению, при хорошей мотивации и познавательной активности имеют недостаточную направленность психомоторных действий, нарушения культурно-слуховой памяти, выраженную потребность в дополнительных стимулах деятельности, которую предоставляет взрослый в различных формах (поощрение, образное сравнение, эмоциональная поддержка).
Эти дети проявляют неравномерность результатов, не зависит от сложности задач: двигательные ответы тормозились, рука останавливалась, не окончив движение с последующим продлением действия. Такой тип исполнения задач свидетельствует о дезорганизующем влиянии психоэмоциональных состояний (тревоги, неуверенности и т.п.).
На наш взгляд, дети, условно готовые к обучению, имеют типологические характеристики, которые проявляются в различных видах психомоторной активности. Это дети с эмоционально-чувственными и образно-эмоциональными особенностями психомоторных действий. Выполнение учебных заданий для детей, которые условно готовы к школе, будет успешным тогда, когда учитель будет осуществлять индивидуальный подход на основе учета особенностей психомоторной организации и подбирать стимулы (слово, образ, чувство).
Дети, которые не готовы к обучению.
Дети имеют мотивацию к выполнению задач, но в большинстве случаев не могут это сделать без помощи взрослого. Двигательные действия выполняются по стереотипам, дети могут перестроить программу движений, словесные инструкции воспринимают плохо, но способны повторить движение, которое выполняет взрослый. В рисовании доминируют нечеткие линии, напор слабый, неуверенность в описании округлых форм, линии прерывистые, цветовая гамма однообразная, содержит 2-3 цвета. Неспособность самостоятельно передать сюжет, пространственные отношения и величину предметов. Отмечается беспомощность при выполнении задач, сопровождается словами: «не могу», «не умею», «не знаю». Рисование элементов букв и цифр связано с техническими трудностями: дети неумело координируют движения рук, концентрируют мышечные усилия на кончике карандаша. Выполнять макро- и микродвижения могут, только повторяя показанное взрослым, могут передать с помощью жестов и телодвижений форму и содержание. С графическими попытками не могут справиться, допускают нарушения в передаче пространственных отношений: уменьшение размера и количества элементов букв. Запоминание слов возможно после длительных упражнений, но содержание в памяти всего 6-7 слов из 10. Рисование нулей правой рукой замедленное, количество — 2-3, а левой рукой писать не пробуют.
Психомоторное обследование позволяет провести анализ составляющих познавательной деятельности 6-7 летних дошкольников, выявить детей, не готовых к обучению в школе, дифференцировать детей с различными психомоторным возможностями, дать прогноз успешности обучения на ближайший период школьного обучения и составить программу индивидуального психомоторного развития с использованием упражнений и заданий двигательного содержания.
Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение
Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о цвете.
Задание № 1. «Назови цвет»
Цель: Исследовать знание детьми основных цветов и умение вербально их обозначать.
Оборудование: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках экспериментатора: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем экспериментатор просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?».
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
– 2 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес.
– 1 балл — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок не различает цвета даже после обучения.
Задание № 2. «Подбери котятам бантик»
Цель исследования: определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Оборудование: картинка с изображением котят в разноцветных тапочках.
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед ребенком кладут картинку и дают инструкцию: «Посмотри на тапочки, одетые на лапки котят; и подбери каждому котёнку бантик». После этого спрашивают: «Нади котёнка в зеленых (красных, синих, белых, желтых, черных) тапочках. Какого цвета повяжем котятам бантики».
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию
Задание № 3. «Узнай цвет предмета»
Цель: выявить сформированность зрительного восприятия цвета.
Материал: Черно-белые изображения предметов, имеющие постоянную окраску (помидор, клубника, крокодил, елка, солнце, цыпленок), и цветные фишки (красная, зеленая, желтая).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Ребенку показывают черно-белые картинки, которые всегда имеют постоянный цвет, и объясняют, что любой цвет в природе имеет своё собственное имя — название. Многие знакомые вещи легко распознаются по окраске. Экспериментатор показывает черно-белые изображения предметов, ребенок должен назвать его цвет и закрыть картинку соответствующей фишкой.
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок безошибочно выполняет задание.
– 2 балла — ребенок допускает 1–2 ошибки, правильно закрывает картинку фишками, но ошибается в назывании цвета, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи («подумай еще») или после обучения.
– 1 балл — ребенок допускает 3–4 в обозначении цвета как вербально, так и невербально даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок не выполняет задание или выполняет с многочисленными ошибками.
Задание № 4. «Подбери пару по цвету»
Цель: изучить умение детей классифицировать основные цвета.
Материал: цветные круги, изготовленные из плотного картона, и цветные палочки; цветные изображения мальчиков и девочек, одетых в различные по цвету одежды.
Проведение обследования. Сначала ребенку раздаются разноцветные кружочки и палочки, и дается инструкция подобрать палочку к такому же по цвету кружочку. Затем задание усложняется. Испытуемому раздаются перемешанные карточки с изображением девочек и мальчиков, одетых в различные по цвету одежды. Ребенку дается инструкция подобрать к девочке для игры пару так, чтобы ее одежда соответствовала по цвету одежде мальчика. Для наглядности приводится пример с одной карточкой. Время выполнения данного задания не ограничивается.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 5. «Цветные фигуры»
Цель: Задание состоит в выяснении закономерностей выделения опорных признаков цвета либо формы детьми при классификации геометрических фигур.
Оборудование: цветные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по 4 штуки.
Проведение обследования. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются все цветные фигуры. Сначала дается инструкция, выложить одну форму разного цвета:
После выполнения задания дается новая инструкция, разложить красные фигуры к красным, синие фигуры к синим и т. д.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о цвете:
– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;
– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;
– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.
Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о форме.
Задание № 1. «Назови фигуру»
Цель: изучить знание детьми основных геометрических форм и умение вербально их обозначать.
Оборудование: Одноцветные (красные) фигуры различной формы (8 штук): круглые (шар), квадратные (куб), треугольные (конус), прямоугольные (параллелепипед).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре фигуры разной формы ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми фигуру такую же, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где кубик квадратной формы, где круглый шарик, а теперь где прямоугольная, треугольная фигура». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать форму каждой фигуры: «Назови, какой формы эта фигура?»
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок соотносит геометрическую форму и геометрическое тело, выделяет его по слову; заинтересован в конечном результате.
– 2 балла — ребенок сличает и выделяет форму только по слову; проявляет интерес.
– 1 балл — ребенок сличает две фигуры, но не выделяет форму по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок допускает множество ошибок, не различает форму даже после обучения.
Задание № 2. «Узнай форму предмета»
Цель: задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия формы.
Оборудование: Черно-белые изображения предметов (аквариум, колесо, тумба, телевизор, балалайка, елка, конверт, шкаф), и фишки, вырезанные из картона (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его форму. Ребенку показывают изображения предметов и дают задания назвать его форму и закрыть картинку соответствующей фишкой.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 3. «Подбери пару по форме»
Цель: изучить умение детей классифицировать основные геометрические формы.
Оборудование: парные одноцветные (белые) картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в подборе парных картинок с изображением геометрических фигур. Исследователь кладет перед ребенком 4 пары по 4 разные фигуры и дает инструкцию найти одинаковые пары карточек. Затем задание усложняется и ребенку предлагаются парные картинки с изображением двух различных по форме фигур. Экспериментатор дает инструкцию найти среди выложенных на столе точно такую же карточку.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 4. «Дорисуй фигуру»
Цель: изучить умение детей самостоятельно соотносить форму предмета и применять практические знания.
Оборудование: картинки с изображением незаконченных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в дорисовывании незаконченных изображений. Ребенку предлагаются карточки с изображением незаконченных контуров треугольников, кругов, квадратов и прямоугольников (разных по величине), объясняется задание по каждой картинке и дается инструкция закончить изображение. Время выполнения задания не ограничивается.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 5. «Цветные баночки»
Цель исследования: выявить сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью.
Оборудование. Баночки с разноцветными крышками. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.
Проведение обследования (процедура и инструкция): перед ребенком на столе раскладываются геометрические фигуры. Затем педагог поочерёдно берет и обводит основание фигуры, затем обводит соответствующую по форме прорезь в крышке баночки и вставляет в прорезь фигуру. Жестом предлагает ребёнку продолжить. Если ребенок не понимает задание, дается словесная инструкция: «Разложи все фигуры в баночки».
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию
В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о форме:
– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;
– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;
– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, оценка выполнения, проведение обследования, цвет, предыдущее задание, фигура, балл, инструкция, конечный результат.
Дошкольники и СДВГ — CHADD
Загрузить информационный бюллетень
Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний и ожиданием своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.
Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ
Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.
Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ
Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут исключены из школы или детского сада из-за их деструктивного поведения. У этих детей больше проблем с усвоением концепций в школе, и многие из них попадают в специальные учебные заведения в очень раннем возрасте по сравнению с детьми без СДВГ.
Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует ряду моделей поведения, типичных для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.
Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ
Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение. Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.
Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ. Специалист может также предложить другие психологические тесты, чтобы помочь понять сильные и слабые стороны вашего дошкольника в навыках обучения и мышления, а также выявить трудности в обучении.
Каковы симптомы СДВГ у детей
Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.
Невнимательный
- Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнить инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивный Импульсивный
- Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
- С трудом удерживает сидячее положение
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто ими управляет мотор
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Сложность ожидания или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный
- Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков
Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.
Каковы причины СДВГ
Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:
- мать курит сигареты или употребляет алкоголь во время беременности
- воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
- преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- черепно-мозговая травма
Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.
Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:
- слишком много смотреть телевизор
- есть сахар
- семейный стресс (бедность, семейная травма)
Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте
Дошкольники с СДВГ чаще испытывают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.
Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.
Как следует лечить СДВГ у дошкольников
Когда речь идет о лечении детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует сначала поведенческих методов лечения, а медикаментозного лечения только при необходимости. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.
Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия дают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует, чтобы дошкольники, принимающие лекарства от СДВГ, прекратили прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.
Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку
Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, благодаря которым они получают положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, осуществляющие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.
Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:
- помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
- рассказать им о том, как развиваются дети
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Терапия взаимодействия родителей и детей
Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.
Родители и опекуны, желающие узнать больше о СДВГ и способах помочь своему ребенку, могут записаться на курс «От родителей к родителям: семейный тренинг по СДВГ», предлагаемый через CHADD.
Получают ли дошкольники рекомендованное лечение
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что каждый второй дошкольник не получает рекомендуемого поведенческого лечения. Количество детей дошкольного возраста, принимающих лекарства от СДВГ, удвоилось за последние четыре года, и каждый четвертый получает только медикаментозное лечение, которое должно быть последним средством.
В области СДВГ существует движение за расширение доступа к поведенческой терапии для маленьких детей, особенно к поведенческой родительской терапии, которая считается научно обоснованной и эффективной. Надежда состоит в том, чтобы снизить количество детей дошкольного и детсадовского возраста, принимающих лекарства от СДВГ в качестве первой линии лечения.
Для получения дополнительной информации
http://www. cdc.gov/ncbddd/adhd/treatment.html
http://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1007.full
Что Стоит ли искать в диагностике?
Когда у ребенка возникают эмоциональные или поведенческие проблемы, нет анализов крови или сканов, которые покажут вам, что не так. Добавьте к этому тот факт, что дети часто не могут четко сказать вам, что их беспокоит. Мы слышим от многих родителей, которые расстроены, потому что не могут понять, почему их ребенок капризничает, недоволен или плохо учится в школе.
Ключом к получению качественной помощи является четкое представление о том, что происходит. И это не всегда так просто, как хотелось бы. Может быть трудно разобраться во множестве специалистов, которые диагностируют проблемы психического здоровья и развития. И если врач, которого вы посещаете, торопится или не знает, какие проблемы у вашего ребенка, вы можете получить ошибочную или неполную картину.
Вот почему важно знать, как определить, следует ли врач, к которому вы обращаетесь для постановки диагноза, будь то ваш педиатр или специалист по психическому здоровью, передовой опыт в определении того, что беспокоит вашего ребенка.
Общая оценка
Для эффективной диагностики врач должен собрать информацию обо всех аспектах эмоционального и поведенческого функционирования вашего ребенка, а не только краткий список того, что вы считаете проблематичным. Одной из наиболее распространенных причин неправильного диагноза является сосредоточение внимания только на предвзятых представлениях родителей о том, что не так с ребенком.
Полная картина настроения и поведения ребенка важна, потому что корень беспокоящих вас симптомов может быть неочевидным. Например, ребенок, который кажется сердитым или агрессивным, на самом деле может испытывать сильную тревогу. Ребенок, у которого проблемы с концентрацией внимания в школе, может не иметь, как принято считать, СДВГ, а вместо этого страдать депрессией или, опять же, тревожностью. (Действительно, дети часто упускают из виду тревогу, потому что она маскируется в таком широком диапазоне поведения.)
«Часто проявляющиеся симптомы могут быть вызваны разными причинами», — объясняет Рон Стейнгард, доктор медицинских наук, детский и подростковый психиатр в Институте детского разума. «Полное тщательное интервью должно охватывать всех потенциальных участников».
Полный анамнезВаш лечащий врач должен задавать вопросы не только о текущем настроении и функционировании вашего ребенка, но и об истории вашего ребенка. Знание того, как поведение вашего ребенка развивалось и менялось по мере его развития, может иметь большое значение для понимания того, что его сейчас беспокоит, и как с этим бороться.
«Нам нужно думать о диагностике как о повествовании, а не как о наборе галочек», — говорит д-р Стейнгард, эксперт по диагностике детей со сложными проблемами. «Нам нужно спросить обо всем, что привело ребенка к этому моменту».
Например, отмечает он, возьмем ребенка, который сильно беспокоится о школе в возрасте 10 лет. Если бы он уже необычно беспокоился, скажем, о разлуке с родителями в 3 или 4 года, вы бы заподозрили, что у него есть фундаментальная проблема. регулируя его внутреннюю систему сигнализации. Вы могли бы относиться к нему иначе, чем к ребенку, который стал бояться только после того, как пошел в школу, который, скорее всего, научился беспокойству в ответ на проблемы там.
Рассмотреть более одной проблемыЕще одна цель подробного опроса — избежать ошибки, предполагающей, что все проявления поведения ребенка имеют один источник. Это особенно важно, потому что дети часто сталкиваются с рядом пересекающихся задач. У детей с аутизмом также может быть СДВГ. У детей с ограниченными возможностями обучения также может развиться депрессия или тревога, которые не исчезнут автоматически, если они получат помощь в обучении.
Доктор Стейнгард приводит пример ребенка, которого родители описали как гиперактивного и импульсивного, и которого лечили лекарствами от СДВГ. Его родители заметили сильную реакцию на лекарство в его поведении дома. Но, что удивительно, его учителя сообщили, что его успеваемость была менее надежной и, следовательно, менее успешной в школе. Что было упущено, так это то, что в дополнение к СДВГ он также испытывал серьезное беспокойство. Стимуляторы не полностью устраняли симптомы в школе, потому что школа была центром его беспокойства, и это мешало ему сосредоточиться и успокоиться.
Несколько источниковВрач также не должен полагаться исключительно на родителей в отношении информации о функционировании ребенка. Некоторые дети ведут себя по-разному в разных условиях, например, дома и в школе. Если симптомы у ребенка проявляются только тогда, когда он дома, или только в школе, или только с одной группой людей, они могут быть интерпретированы совсем иначе, чем если бы они проявлялись в нескольких условиях.
Вот почему врачу важно собирать информацию от самого ребенка, родителей, учителей и других взрослых, которые знают о нем. Инструменты скрининга в виде анкет и оценочных шкал часто используются для сбора информации из других источников.
Диагностические инструменты
Существует множество специализированных диагностических инструментов, которые врачи используют для получения объективной оценки поведения и симптомов ребенка.
Некоторые из этих инструментов принимают форму структурированных интервью , в ходе которых врач задает ряд конкретных вопросов о поведении ребенка. Вопросы основаны на критериях психических расстройств, проявляющихся у детей. Ответы используются для того, чтобы направлять мышление клинициста при постановке диагноза.
Общие инструменты, которые представляют собой структурированные интервью, включают то, что называется ADIS (расписание интервью по тревожным расстройствам) и K-SADS (расписание для детей при аффективных расстройствах и шизофрении).
Некоторые из инструментов, используемых для помощи в сборе информации, — это оценочные шкалы , в которых ребенок оценивается численно по списку симптомов. Например, BASC (система оценки поведения детей) представляет собой набор вопросов, адаптированных для родителей, учителей и пациента, чтобы использовать различные точки зрения, чтобы помочь клиницисту понять поведение и эмоции пациента и указать, где необходимо дальнейшее исследование. .
Для детей, у которых может быть СДВГ, обычно используются такие инструменты, как оценочная шкала SNAP (Swanson, Nolan and Pelham) для учителей и родителей, которая оценивает детей по частоте появления каждого из списка из 18 симптомов.
A-DOS (График наблюдения за диагностикой аутизма) представляет собой набор заданий, предусматривающих взаимодействие тестирующего и ребенка, предназначенных для диагностики аутизма.
Поиск квалифицированного специалистаПри поиске специалиста по психическому здоровью для оценки состояния вашего ребенка вы должны быть готовы ответить на вопросы, которые помогут вам решить, подходит ли конкретный врач для вашего ребенка. ваши потребности:
- Какое у вас обучение?
- Имеете ли вы сертификат и/или лицензию?
- Какой у вас опыт диагностики детей, поведение которых похоже на мое?
- Как поставить диагноз?
- Будете ли вы рекомендовать варианты лечения и при необходимости направлять к другим специалистам?
И последнее, с чем следует быть осторожным, — это принимать лечение от врача, который предлагает выписать рецепт, не предлагая диагноз или объяснение поведения вашего ребенка.