Схема анализа результатов психологического обследования ребенка младшего школьного возраста для представления на школьный психолого-медико-педагогический консилиум
Внешний вид и поведение ребенка в процессе обследования
В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.
Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.
Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).
Отмечается наличие гиперактивности – двигательной расторможенности.
Характер деятельности
Оценивается целенаправленность деятельности ребенка, возможность сосредоточения его на конкретном задании. Отмечается импульсивность в выполнении заданий или наличие элементов импульсивности, неравномерность деятельности, инертность или ригидность выполнения того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Характер деятельности соотносится с наличием двигательной расторможенности или гиперактивности.
Обязательно отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования (изменение характера деятельности в те моменты, когда «отвлекается» специалист, приходит кто-то посторонний, реакции родители и т.п.).
Работоспособность
В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления). Отмечается влияние смены мотивации на работоспособность (вместо учебной — игровая или соревновательная), а также тип мотивации, который наиболее позитивно влияет на работоспособность ребенка.
При оценке работоспособности также должно быть учтено влияние гиперактивности, двигательной расторможенности, если таковые особенности имеются.
Особенности внимания
Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической процедуры. Необходимо оценить возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях, в частности в заданиях неучебного характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка. Также оценивается наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка, связь параметров внимания с наличием или отсутствием такой характеристики, как гиперактивность.
Характер латерализации
При анализе характера латерализации оценивается тип латерализации (правосторонняя, левосторонняя или смешанная латерализация), наличие элементов левшества или левшеских тенденций (знаков). Важным параметром анализа является оценка взаимосочетания доминирующих органов (например, ведущая левая рука и левый глаз или ведущая правая рука и ухо при доминировании левого глаза и т.п.). Психологу в своем анализе необходимо учитывать все особенности деятельности ребенка, в той или иной степени связанные с особенностями латерализации. Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике «Установление последовательности событий», с какого угла, начинает рисовать и в
psylist.net
Разработка для ПМПК «Заключение психолога»
Ф.И.О. ребенка:
Возраст: лет Класс:
Дата проведения обследования:
Цель проведения обследования: Ребенок слабо учится, имеет в 3 четверти 3 двойки, в 4 четверти ситуация не улучшается, планируется оставить ребенка на повторный год обучения. В общении со сверстниками агрессивен, часто провоцирует драку. В общении со взрослыми не сдержан.
Методики: Проба Мюнстерберга, комплексная диагностика учащегося 2 класса, проективная методика на определение эмоционального состояния младшего школьника, проективный тест «Рисунок семьи», наблюдение за ребенком во время уроков и на перемене.
1. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.
Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Ребенок общителен, на контакт идет хорошо, на вопросы отвечает, но ответы не полные, обрывистые. Отмечается преобладающий положительный фон настроения. Ребенок невербально показывает, что выполнять задания ему не хочется.
2. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.
В ходе обследования выявлены следующие особенности: ребенок без желания приступает к работе, но со временем начинает включаться в процесс, быстро устает. Со слов педагога, ребенок неусидчив, переговаривается со взрослым, агрессивен, непослушен.
Отмечаются особенности протекания психических процессов: темп психических процессов замедленный. Затруднены процессы торможения реакций и саморегуляции.
Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия Целостное восприятие объектов в норме, узнавание объектов в норме.
Особенности внимания. В ходе индивидуального обследования внимание целенаправленно, устойчиво, но в ходе урока наблюдается повышенная отвлекаемость, ребенок не следит за ходом урока, отвлекает других детей, конфликтует с ними. По результатам пробы – уровень развития внимания низкий.
Особенности запоминания. Объем механического запоминания ниже нормы. динамика запоминания 10 слов: 3,4,5 при отсроченном воспроизведении – 5 слов; Объем зрительной памяти на низком уровне.
Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает с затруднениями, но не плохо, смысл текста понимает. Возникают трудности при назывании предметов.
Характеристика пространственных и временных представлений
Уровень развития интеллекта: Способность отличать существенные признаки предметов и явлений, оценка запаса знаний – низкий уровень. Исследование способностей обобщения и отвлечения, выделение существенных признаков предметов и явлений – низкий уровень. Логическое мышление – низкий уровень. Общий результат исследования интеллекта 11 баллов из 40.
Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, на фоне утомления проявляется агрессивность, неадекватный смех, дурашливость.
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.
По данным методик изучения школьной тревожности из комплексной диагностики, проективной методики на определение эмоционального состояния младшего школьника, выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние высокой школьной тревожности, низкой удовлетворенности школьной жизнью, отсутствие желания учиться, мотивация к обучению низкая, наблюдается негативное отношение к школе, отношение к себе, как к школьнику не сформировано.
Выявлены следующие характерологические особенности: ребенок агрессивен по отношению ко взрослым и сверстникам, чрезмерно упрям.
3. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития
Заключение психолога
Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности, саморегуляции.
infourok.ru
Заключение по результатам психологического обследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с
целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения
образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоциональноволевой сферы, др).
Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой
сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный,
формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
(заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений,
плача, негативизма). При поощрении и
одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость,
повышение результативности, равнодушие).
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается,
замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе
вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому,
потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный
агрессивных действий).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный,
безразличный).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной
нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность
эмоций, повышенная возбудимость).
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности,
непродуктивная активность в общении).
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) изза низкой концентрации
внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.
Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена,
некритичен).
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий изза
низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию
теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и
целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном,
хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание
(самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания,
znanio.ru