Бритва Оккама, или закон достаточного основания
10 октября 2012
5437
Сегодня мы познакомимся с инструментом личной эффективности, созданным в начале 14-го века. Однако за прошедшие семьсот лет он не потерял своей актуальности, им активно пользуются современные ученые-физики, математики, философы и даже писатели, например, братья Стругацкие и Дэн Браун. Бритва Оккама прошла проверку временем и доказала свою полезность. Значит, и нам она может пригодиться. При этом Бритва Оккама может использоваться как для лучшего понимания вопроса или проблемы, так и для принятия решений и убеждения людей.
Принцип Бритвы Оккама проистекает из знаменитого изречения Аристотеля «Природа всегда идет самым коротким путем». Бритва Оккама, францисканского монаха, жившего в Британии в 13-14 веках, формулируется следующим образом: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего».
Но! Очень важный момент. Оккам не имел в виду «Будь проще, и люди к тебе потянутся». В 19-м веке Бритва Оккама была доведена до абсурда позитивистами, в частности, немецким физиком Махом, который утверждал: «Ученый должен искать самый простой путь к достижению результата и отметать все, что не могут воспринять его органы чувств». Например, Мах и его последователи называли молекулы метафизическим бредом, потому что их невозможно увидеть. Эйнштейн прокомментировал заблуждения Маха следующим образом: «Это – замечательный пример того, что даже ученые, искренне преданные науке и обладающие великолепными научными инстинктами, могут ошибочно интерпретировать факты по причине философских предрассудков».
Как говорил тот же Эйнштейн, « Все надо приводить к простоте, но не к примитивности».
Кстати об Эйнштейне, на мой взгляд, приведенная ниже карикатура прекрасно иллюстрирует основную идею Бритвы Оккама.
Для понимания Бритвы Оккама, очень полезно высказывание физика Пола Дирака, создателя релятивистской формулы поля электрона, ученого, предсказавшего существование позитрона: «Исследователь, стремящийся выразить фундаментальные законы природы при помощи математических формул, должен, прежде всего, стремиться к математической красоте. Обычно простота и красота – это одно и то же, но если они вступают в противоречие, предпочтение следует отдавать последней».
Но все это — теория. А как мы можем практически использовать Бритву Оккама в нашей повседневной работе и жизни? Двумя путями:
- Мы можем отсекать все лишнее, упрощая понимание вопроса или проблемы.
- А также мы можем отсекать все лишнее в процессе формирования своих решений.
Вот практические советы, проистекающие из этого принципа:
- Если у вас есть две теории, объясняющие наблюдаемые факты, следует выбирать наиболее простую, пока не будет доказана ее ложность. Самое простое объяснение явления скорее окажется верным, чем более сложное.
- Делая выбор между несколькими решениями, проверяйте теорию гармонией. Если ваше решение изящно, красиво и не запутанно, оно, скорее всего, будет успешным.
- Убеждая других в своей правоте, используйте самые простые аргументы. Они будут особенно убедительными, если будут соединять простоту с изяществом логических построений.
Не забывайте совет Микеланджело. Когда его спросили, как он создает свои великие скульптуры, он ответил: «Я просто беру камень и отсекаю все лишнее».
Используйте Бритву Оккама для отсечения всего лишнего как в процессе понимания проблемы или вопроса, так и в процессе формирования своего решения. Но не перестарайтесь, ведь упрощение должно вести к более красивому, гармоничному решению, а не к уродливой примитивности.
Ирина Толмачёва — «Успех»
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бритва Оккама и юристы
Если поискать на Закон.ру, что он знает об Оккаме, то, во-первых, выяснится, что не очень много. А, во-вторых, все будет крутиться вокруг бритвы его имени, формулировка которой может выглядеть так: «Не следует множить сущности без необходимости» Или так: «Не множьте сущности без необходимости». Или так: «…нехрен плодить сущности без необходимости.». Или так: «Не следует множить сущее без необходимости».
******
А вот что об Окамме пишет Мирча Элиаде в параграфе 297 «Св. Фома Аквинский и схоластика» книги «История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации»:
«Оккам, doctor plusquam subtilis *55), в своей критике богословского рационализма пошел еще дальше. Он считал, что поскольку человек способен познать лишь непосредственно наблюдаемые явления, законы логики и Божественное откровение, метафизика вообще невозможна. Оккам категорически отрицал реальное существование «универсалий», считая их лишь порождением человеческого разума. Поскольку человек ни умом, ни интуицией не способен познать Бога, он вынужден довольствоваться свидетельствами веры и откровения.
Новаторство и глубина религиозной мысли Оккама в наибольшей степени выразились в его понимании Бога. Поскольку Бог абсолютно свободен и всемогущ, Ему доступно все, даже нарушение собственных установлений. Он способен, к примеру, избавить от наказания преступника и покарать святого. Божественная свобода превосходит и разум, и воображение, и языковые возможности человека. Религия учит, что Бог подобен человеку, однако Он способен принять любое обличие: осла, камня, дерева.
Подобные представления о Божественной свободе были слишком парадоксальны для средневекового сознания. Но когда в XVIII в. были открыты «примитивные народы», теология Оккама позволила вникнуть в феномен так называемого «идолопоклонства дикарей», когда священное может предстать в самом подчас неожиданном облике. Учение Оккама способно объяснять иерофании, распространенные в архаических и традиционных религиях, поскольку уже не вызывает сомнений, что предметом почитания служили не сами природные объекты (камень, дерево, источник), а сверхъестественные силы, в них «воплотившиеся». »
Ни слова о бритве, зато упоминаются какие-то «универсалии», которых в реальности не существует.
******
Так-с. Слова «doctor plusquam subtilis» какие-то незнакомые. Смотрю комментарий:
*55) Выдающиеся средневековые учителя – доктора – удостаивались наименований: Дунс Скот именовался «утонченным доктором» (doctor subtilis), Оккам – «сверхутонченным» (plusquam subtilis). Ср. Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004
******
Так-с. А кто такой Дунс Скот? В Консультанте+ есть ряд статей, в которых упоминается это имя, а вот Закон.ру, похоже, его вообще не знает.
Сам же Элиаде о Дунсе Скоте пишет так:
«Уточним, что со взглядами Жильсона в целом в наши дни трудно согласиться. Фома Аквинский не был единственным великим схоластом Средневековья. В XIII-XIV вв. другие мыслители – в первую очередь Дунс Скот и Оккам – пользовались не меньшим, если не большим авторитетом. Однако престиж томизма значительно вырос после того, как в XIX в. он был объявлен официальной религией католической церкви. Возрождение неотомизма в первой четверти XX в. вообще явилось важной вехой в истории западной цивилизации.
Дунс Скот, именуемый doctor subtilis (ага, теперь знаю, что это значит «утонченный доктор»!!! – В.Г.), подверг критике самые основы теологии св. Фомы, т.е. отрицал необходимость согласовывать веру с разумом. Он полагал, что за исключением постижимого посредством логики доказательства бытия Божия в качестве перводвигателя, религиозному познанию следует руководствоваться единственно верой.»
******
Так-с. Получается, что Оккам и Скот критиковали точку зрения Фомы Аквинского. Однако интересно и познавательно, что престиж томизма значительно вырос после того, как в XIX в. он был объявлен официальной религией католической церкви, а возрождение неотомизма в первой четверти XX в. вообще явилось важной вехой в истории западной цивилизации.
Прелестно, просто прелестно….
******
Так-с. А что же Элиаде пишет про Фому Аквинского?
А вот что:
«Взгляды Альберта Великого были развиты и систематизированы его учеником Фомой Аквинским (1224-1274). Для св. Фомы, одновременно богослова и философа, главной темой оставалось Бытие, которое и есть Бог. Он решительно разграничивал домены Благодати и Природы, разума и веры, что, однако, не исключало их гармонии. По Аквинату, существование Бога становится для человека очевидным, стоит ему задуматься об окружающем мире. К примеру: несомненно, что мир находится в движении; следовательно, движение должно иметь причину; но данная причина обусловлена своей причиной, та – своей; однако эта цепочка не может быть бесконечной, потому обязан существовать некий перводвигатель, который и есть Бог. Это доказательство бытия Божия стало первым из пяти. Все пять «путей», как их называл св. Фома, вели от мира к Богу, восходя по причинно-следственной цепочке.
Бесконечный и простой, Бог постижим человеческим разумом, однако невыразим словами. Бог есть чистое бытие (ipsum esse), следовательно, Он бесконечен, вечен и неизменен. Представленное св. Фомой доказательство бытия Божия одновременно доказывает, что Он – создатель вселенной, которую сотворил по собственному произволению, без каких-либо побудительных причин. Однако, согласно Аквинату, человеческий разум бессилен самостоятельно постичь, существует ли мир известно или имел начало. Божественное откровение сообщает нам веру в то, что сотворение мира осуществилось во времени. Это одна из истин, дарованных откровением, наряду с другими (первородный грех, Святая Троица, Воплощение Сына Божия и т.д.). Соответственно, она может стать предметом теологии, но не философии.
Изначально проблема познания – вопрос о реальном существовании его предмета. Человек был создан, чтобы познать Бога во всей полноте, но вследствие грехопадения он способен Его постичь лишь через откровение. Божественная благодать позволяет верующему познать Богу в той мере, в какой Он обнаружил себя в священной истории. »
****
Так-с. А ведь мне где-то уже попадалось упоминание про пять доказательств бытия божия? Точно! Мастер и Маргарита:
«– Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья спросил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
– Увы! – с сожалением ответил Берлиоз, – ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.
– Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. »
******
В общем, получается, что Фома Аквинский, Дунс Скот и Оккам (да и Кант тоже) обсуждали что-то для меня крайне далекое и малопонятное. Но, видимо, очень-очень важное.
******
Что же касается бритвы Оккама, Большая Российская Энциклопедия о ней пишет так: «Гл. методологич. принципом стала т.н. бритва Оккама, имевшая следующие формулировки: «Множественность не следует допускать без необходимости» и «Не существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих допущений то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа допущений». При этом О. допускал исключение из этого правила: «Без должного основания следует допускать только то, что либо самоочевидно, либо познаётся через опыт, либо доказано авторитетом Священного Писания» (In Sent., I, d. 30, q. 1).»
Что несколько отличается от привычных формулировок.
Ептить. Что же имел в виду и о чем вообще писал Оккам, когда сформулировал свой «гл. методолигич. принцип»?
Действительна ли бритва Оккама? | Britannica
INTERFOTO/AlamyЕсли вы проснетесь утром и обнаружите, что ваш газон мокрый, вы, вероятно, с большей вероятностью припишете эту влажность дождю или росе, чем гигантскому разумному кубику льда с ногами, который протопал через ваш район, оставляя водная дорожка на его пути. Хотя это кажется интуитивным, наше предпочтение простых объяснений по сравнению с излишне сложными на самом деле является философским принципом, называемым бритвой Оккама. Бритва Оккама, приписываемая средневековому францисканскому теологу и философу Уильяму Оккаму, представляет собой принцип, широко применяемый в самых разных дисциплинах, от интерпретации религиозных текстов до теории струн в физике. В общем, принцип гласит, что простая теория — когда все остальное кажется равным — лучше, чем более сложная. Хотя принцип кажется простым, его обоснованность вызывает большие споры.
Философы обычно понимают бритву Оккама с точки зрения двух видов простоты: синтаксической и онтологической. Синтаксическая простота относится к элегантности теории, а это означает, что сама теория кратка и опирается на меньшее количество предположений, чем другие теории. Напротив, онтологическая экономия относится к объекту, который теория пытается объяснить, в частности к простоте объекта как феномена. В дебатах вокруг философии разума бритва Оккама часто цитируется в защиту физикализма — концепции, согласно которой все, включая наше психическое состояние, можно свести к физическим вещам, процессам или их свойствам. В отличие от физикализма, дуализм постулирует, что реальность состоит из двух отдельных элементов: разума и материи. Физикализм можно рассматривать как пример онтологической экономии, потому что описываемый им объект — физическое существование — требует единственной сущности, в отличие от двух сущностей, требуемых дуализмом. Однако физикализм также можно интерпретировать как более сложный и, следовательно, менее элегантный, чем дуализм, потому что он требует от нас концептуализации того, что кажется двумя основными видами сущностей, как в конечном счете одного вида. Таким образом, с точки зрения синтаксической простоты дуализм можно рассматривать как более прямое понятие. Из-за способности бритвы Оккама обосновывать несколько конкурирующих теорий некоторые критики считают, что этот принцип слишком основан на интерпретации, чтобы быть полезным.
Одной из областей, в которых широко используется бритва Оккама, является теоретическая физика. Некоторые из самых знаковых ученых-физиков использовали этот принцип, в том числе Галилео Галилей, который утверждал, что относительная простота гелиоцентрической модели Вселенной делает эту модель более правдоподобной, чем геоцентрическая модель Птолемея. В современной физике от теорий эфира, которые предполагали, что вся материя и пространство заполнены невидимой, необнаружимой средой, через которую могут распространяться электромагнитные волны, отказались в пользу специальной теории относительности, которая не требует такой среды и, следовательно, кажется более простой. Но простота не делает теорию безусловно истинной; его можно интерпретировать по-разному, и его часто можно использовать для аргументации в пользу старых, дискредитированных теорий.
Поиски «теории всего», теории, которая может объяснить и предсказать любое физическое явление без противоречий, можно интерпретировать как еще один случай, когда ученые использовали бритву Оккама для разработки элегантных объяснений мира природы. Однако многие считают это стремление ошибочным. Критики бритвы Оккама в физике ссылаются на невозможность систематизировать и упростить все явления природы; они также указывают на риск жертвовать точностью, когда приоритет отдается простоте. Среди физиков-теоретиков шутят о сферической корове: физики так стремятся упростить вещи, как шутят, что во многих уравнениях физические размеры коровы становятся равными размерам сферы.
При неправильном использовании бритва Оккама может иметь более серьезные последствия. В медицине практикам преподают правило «Когда вы слышите копыта, думайте о лошадях, а не о зебрах», чтобы напомнить им, что более простой диагноз, который может объяснить несколько симптомов, более вероятен, чем ряд не связанных между собой и редких состояний. Однако возможны ошибочные диагнозы, если практикующие врачи применяют только критерий простоты при анализе симптомов.
Даже несмотря на то, что Уильям Оккам мог использовать свой собственный принцип так резко, что он стал известен как бритва, современные ученые и профессионалы более не решаются широко применять критерий простоты ко всем рассуждениям. Поскольку в применении к сложным идеям или явлениям бритве Оккама может не хватать твердости и последовательности, ее чаще рассматривают как руководящую эвристику, чем как принцип абсолютной истины.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.