О громкости звуков
Закон Вебера в применении к слуху выражается трансцендентной логарифмической функцией
S = k • lgJ
и формулируется так: величины ощущения пропорциональны логарифмам величин раздражения. Путем математического анализа Фехнер обобщил это в «психофизический закон» для всяких органов чувств, выражающий зависимость между порогом раздражения δ, величиной раздражителя r и субъективной реакцией, например, громкостью S, а именно:
S = Klg • (r/δ).
Согласно этим законам, «нарастание раздражения, вызывающего еле заметное изменение ощущения, должно находиться всегда в одинаковом отношении к величине раздражения, к которой оно присоединяется».
Если взять С как постоянную величину (например, для какого-нибудь органа чувств, скажем, для слуха и т.д.) и обозначить через К еле заметное усиление ощущения при нарастании раздражения, то имеем:
K = C(ΔR/R)
Принимая, что при весьма малом усилении ощущения К можно заменить посредством Δε, а дифференциалом его будет dε, получим дифференциальное уравнение:
dε = C(dR/R)
Путем интегрирования получаем:
или
ε = ClgR + A
Здесь ε обозначает ощущение, С — постоянную величину, а А — это так называемая интегральная постоянная, которая при интегрировании вводится в полученное уравнение (необходимость чего зависит от свойства свободного члена, не содержащего переменного, исчезать в производной функции).
Если взять бесконечно малое раздражение, равное а, то ощущение делается нулевым: следовательно,
ε = C lg a + A = 0,
или
A = — C lg a.
Подставляя эту величину в уравнение, обозначенное выше, получим:
ε = C(lg R — lg a),
и если считать, что а равно единице раздражения, то и получается, что
ε = С lg R,
т. е. что ощущение пропорционально логарифму раздражения. Следовательно, и отношение минимально ощущаемого прироста звука к первоначальной его величине является постоянным. Обозначая интенсивность звука через J, а минимальный ее прирост через ΔJ, говорим:
ΔJ/J есть постоянная величина (так называемая константа Вебера).
По опытам Кнудсена и др., требуется в области громкостей, превышающих 40—50 децибел, чтобы эта величина равнялась около 0,1, т. е. требуется приблизительно 10% прироста силы звука для еле заметного ощущения. По мере того, как звук слабеет, константа Вебера увеличивается, и, например, у порога раздражения при 1000 герц она достигает величины 1,5, а для высоты в 200 герц она достигает 3,5, т. ё. должна быть в несколько раз больше самой величины раздражения.
Фехнер принял, что прирост раздражения ΔJ является бесконечно малой величиной, а правую часть уравнения считал пропорциональной бесконечно малому приросту ощущения dS; получилось простейшее дифференциальное уравнение:
A(dJ/J) = dS,
при интегрировании которого получается упомянутый логарифмический закон
S = A lgn (J/J0).
Здесь А — произвольная величина, зависящая от выбора единиц.
Если же перейти к десятичным логарифмам, то имеем:
S = 2,3 • A lg10 (J/J0).
Теперь принято постоянную величину 2,3 A принимать за 10 и тогда S выразится в децибелах (а «бел» — это более крупная логарифмическая единица). Во избежание ошибок от искажения поля полезно, чтобы величина J0 соответствовала интенсивности звука на пороге слышимости в свободном звуковом поле, до помещения в него головы наблюдателя, как сказано выше.
Можно составить таблицу кривых равной громкости для тонов разнообразной высоты. При этом обнаружено, что эти кривые не идут параллельно друг другу, а имеют сходящееся направление к басовому концу тонскалы. Самая нижняя кривая соответствует порогу ощущения; следующие уровни громкости проводятся через каждые 10 децибел для тона в 1000 герц; согласно сказанному, расстояния тех же уровней соседних высот могут быть меньше 10 децибел. Кривая уровня громкости, соответствующая 100 децибел, имеет горизонтальное направление. Следовательно, если взять два тона разной высоты и увеличить их уровень громкости на одинаковое число децибел, то это еще не гарантирует, что и вновь полученные звуки окажутся на одинаковых уровнях громкости.
Можно было бы объяснить такое несоответствие с законом Вебера-Фехнера тем, что постоянство соотношения ΔJ/J подтверждается только для зоны в 40 децибел и больше (а в более низкой зоне это соотношение быстро возрастает). Следовательно, здесь нельзя при вычислении громкости пользоваться интегрированием, но можно было бы взять, для установки известного уровня громкости, сумму конечных, едва заметных, приростов. Однако когда стали на практике делать подсчет, то оказалось, что для тонов различной высоты требуется различное количество едва заметных приростов, чтобы довести громкость до одного и того же уровня.
Итак, ни интегрирование, ни суммирование не позволяют заранее вычислить громкость. Если исходить из суммирования и громкость была бы пропорциональной упомянутому числу едва заметных приростов, хотя бы и неодинаковых на разных высотах, то была бы действительна формула:
G (громкость) = р • N,
где р — коэффициент данной высоты тона, и N — число приростов. Даже и в той зоне, где закон Вебер-Фехнера наиболее точен, т. е. в зоне более мощных звуков, чем 40—50 децибел, и там наблюдаются парадоксы. Например, два звука — в 50 и 100 децибел — должны по этому закону казаться один громче другого в два раза, а на самом деле по субъективному впечатлению второй звук кажется не вдвое, а во много раз громче первого. Вообще, по новейшим данным, субъективное удвоение громкости, т. е. ощущение, что один звук в два раза громче другого, требует прибавки интенсивности в 10 децибел.
На основании сказанного рядом исследователей принимается, что у людей существует природная способность оценивать громкость звуков, хотя бы в грубом масштабе, например, не выходящем за пределы утроенной или учетверенной степени. Однако в этой гипотезе еще много недосказанного. Так, мало понятно, почему если требуется некоторое число децибел для увеличения громкости вдвое, то для низведения ее на прежний уровень достаточно меньшего количества децибел, и почему для ослабления громкости вдвое нужно 10 децибел, а для ослабления в четыре раза — уже до 30 децибел. Может быть, здесь играет роль и адаптация. Во всяком случае, исследователи пытаются вывести зависимость между громкостью и тем понятием, о котором упоминалось выше, как об «уровне» громкости. По Гему и Паркинсону, если составить по особой, выведенной ими, формуле диаграмму, где на оси ординат нанесены условные степени громкости, а на оси абсцисс — децибелы, то получается кривая,указывающая, что если уровень громкости, например, для своего удвоения требует прибавки 9 децибел, то учетверение требует уже 18 децибел (а по закону Вебера-Фехнера требовалось бы для удвоения — удвоение, а для учетверения — учетверение числа децибел).
Флетчер пробовал устанавливать соотношения громкостей в смеси звуков. Если мы выслушиваем одновременно 10 звучащих равногромких тонов, различающихся по высоте на 500 герц, то громкость суммы равна удесятеренной громкости каждого из этих слагаемых; при этом, за основу им была взята громкость тона в 1000 герц. Однако если взятые тона приближались по высоте друг к другу, то получалась маскировка и биения, и законность нарушалась.
Новейшие гипотезы (Эдриана, Флетчера и др.) о причинах различной громкости звуков основываются на том принципе, что отдельные элементы периферических органов чувств (в том числе и клетки кортиева органа или отходящие от него волокна слухового нерва) способны реагировать на внешний слуховой раздражитель совершенно определенным образом, согласно закону «все или ничего» и согласно существованию рефрактерных периодов, мешающих нервам проводить больше чем 1000 импульсов в секунду.
Исходя из этого, нужно допустить, что при усилении внешнего звука он будет казаться нам более громким, благодаря тому, что в улитке приходит в раздраженное состояние более значительное число элементов, другими словами, вследствие участия в слуховом акте более широкого слоя клеток кортиева органа (захват соседних областей) или же вследствие повышения числа импульсов, возникающих в элементах, действовавших уже и ранее. Пока это число колеблется в пределах до нескольких сот в секунду, легко себе представить, что повышение тона будет вызывать соответственное учащение импульсов, каждая звуковая волна (как думают, своей пониженной частью) вызывает в слуховом элементе одиночный импульс, например, при звуке в 128 герц произойдет 128 отдельных импульсов. Но когда высота звука становится близкой к 1000 герц, некоторые волокна (или элементы) начинают утомляться, рефрактерный период должен от этого растянуться и они от этого уже не успевают передать всех импульсов. Особенно это заметно при звуках более высоких, чем 1000 герц.
Согласно сказанному, нужно принять, что при одной и той же высоте чистого тона может приходить в действие то более узкий, то более широкий участок улиткового аппарата и что ощущение высоты звуков в этих условиях зависит уже не от локализации на том или другом уровне улиткового хода, а от сложных условий, где определителем является, например, местоположение больше всего раздражаемого участка («пик»).
Сила же ощущения, оцениваемая субъективно как громкость, будет зависеть, как сказано, от ширины реагирующего участка (или же количества элементов в нем) и от числа импульсов в секунду.По Троланду можно образно представить себе дело и так, что число одновременно отвечающих на звук элементов соответствует мощности одного «залпа» и характеризует степень громкости, а число повторяющихся импульсов в тех же элементах соответствует количеству произведенных залпов в единицу времени и характеризует высоту тонального восприятия. Гистологические исследования обнаруживают, что в улитке можно насчитать до 30000 отдельных элементов, и если каждый из них способен передавать до 1000 импульсов в секунду, то при перемножении это составляет 30000000 комбинаций громкости.
Между тем, по данным некоторых исследователей, человек может различать только до одного миллиона различных громкостей; таким образом, наименьшее число импульсов, требуемых для ощущения громкости, вероятно, должно равняться до крайней мере 30 в единицу времени; предполагается, что отдельные волокна слухового нерва имеют неодинаковую чувствительность и начинают реагировать не одновременно; поэтому, например, если внешний звук имеет 3000 герц, то в слуховом нерве одно волокно начнет реагировать при первом колебании, второе — спустя, допустим, один период, третье — спустя два периода; каждое волокно, благодаря рефрактерности, будет отвечать лишь одним импульсом в течение трех периодов.
Эта гипотеза позволяет обойти затруднение, возникающее от «рефрактерного периода», благодаря которому каждое отдельное волокно не в состоянии посылать больше 1000 импульсов в секунду (другими словами, слуховой аппарат не в состоянии воспринимать звуки выше 1000 герц, но так как ухо воспринимает и такие звуки, то, следовательно, различные волокна реагируют несинхронно).
По указанной гипотезе, относительно слабую чувствительность уха к басовым звукам, несмотря на их большую абсолютную мощность и исключительную чувствительность к звукам дискантовой зоны, можно объяснить именно тем, что басовые звуки встречают в улитке своих реагентов в верхнем завитке, где сравнительно мало специфических элементов, а дискантовые, наоборот, там, где этих элементов много; и, кроме того, при дискантовых (зона около 1000 герц) их высота соответствует максимальному использованию возможного числа импульсов в секунду (то же около 1000). Звуки ультрамузыкальные воспринимаются опять слабее, потому что они объективно слишком маломощны, а для увеличения громкости следовало бы еще прибавить несколько импульсов в секунду, но этого сделать не позволяют рефрактерные периоды, из-за которых нервное волокно неспособно реагировать чаще, чем 1000 раз и секунду. Поэтому, если внешнюю силу звука увеличивать, умножая число импульсов, то постепенно ряд элементов будет выбиваться из строя, и хотя громкость будет возрастать, но уже медленнее, чем в других частях тонскалы, или вообще делается плохо определимой.
Если исследовать параллельно здоровых и тугоухих, то у них пороговые ощущения, разумеется, будут на различных уровнях, и, следовательно, пороговая громкость будет требовать неодинаковой силы внешнего звука. Например, если в здоровом ухе для известного тона порог ощущения (или же самая слабая громкость) звука соответствует, скажем, 20 децибел, то для туго слышащего эта громкость соответствует, допустим, 50 децибел.
Однако при дальнейшем усилении его может уже получиться иное отношение; разница между внешними раздражителями может сглаживаться. Если, например, сделать так, чтобы громкость увеличилась вдвое, то может случиться, что для здорового уха это потребует прибавки 25 децибел, а для тугослышащего только 10 децибел, следовательно, разница в интенсивностях звука будет уже меньше; и в конце концов можно усилить звук до такого уровня, когда степень громкости для здорового и больного уха окажется одинаковой, иначе говоря, когда кривые нарастания громкости (по мере усиления внешнего звука) сольются. Этот феномен некоторые авторы считают характерным для процессов в слуховом нерве. Противоположный тип — когда кривые громкости здорового и больного уха идут параллельно; этот тип может характеризовать процессы в звукопроводящем аппарате (Г. И. Гринберг).
Минимально воспринимаемая разница в громкости соответствует в общем прибавке 26% силы внешнего звука, или 1 децибел, но в области громкой речи она соответствует только 10% прибавке силы, или же 0,4 децибел.
По Флетчеру, шкалу громкости можно построить таким образом: принимаем за постулат, что при выслушивании какого-либо звука обоими ушами громкость будет двойной по сравнению с той громкостью, которая ощущается при том же звуке каждым ухом в отдельности. Если теперь вычислять, по известной схеме, уровень громкости взятого для опытов звука, (т. е. уровень ощущения равногромкого стандартного тона в 1000 герц), то окажется, что при бинауральном выслушивании взятого звука его уровень громкости окажется на известное количество децибел больше, чем при мои ауральном. Например, если взять звук с уровнем громкости в 12 децибел, то при подведении его сразу к обоим ушам (бинаурально) он обнаружит уровень, скажем, в 15 децибел. Повторим тот же опыт со звуком с уровнем громкости в 15 децибел при монауральном выслушивании: положим, что при бинауральном выслушивании уровень громкости оказался 19 децибел.
В следующем опыте измеряем по той же схеме бинаурально звук в 19 децибел; получаем при бинауральном слухе еще более высокий уровень. Собрав ряд таких парных децибельных данных, строим следующую кривую: на оси абсцисс откладываются бинауральные, а на оси ординат — монауральные уровни громкости; точки пересечения соответственных перпендикуляров образуют кривую истинной громкости («ступенчатая лестница» Флетчера). Такие же измерения Флетчер произвел и с комбинацией звуков различной высоты (но не очень близких). Если, например, взять два тона, скажем, в 300 и 800 герц, и измерить их уровень громкости сначала поодиночке, а потом при одновременном звучании, то можно определить, на скольку децибел возрастает уровень громкости при комбинации двух тонов. Пользуясь этим, можно в дальнейшем вывести кривые нарастания громкости при суммарном действии сложных звуков или смеси тонов (Г. И. Гринберг).
Воячек В.И.
Военная отоларингология
Опубликовал Константин Моканов
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Основы психофизиологии
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Дифференциальная сенсорная чувствительность основана на способности сенсорной системы к различению сигналов. Важная характеристика каждой сенсорной системы – способность замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей. Различение начинается в рецепторах, но в нём участвуют нейроны всех отделов сенсорной системы. Оно характеризует то минимальное различие между стимулами, которое человек может заметить (дифференциальный или разностный порог).
Порог различения интенсивности раздражителя практически всегда выше ранее действовавшего раздражения на определённую долю (закон Вебера). Так, усиление давления на кожу руки ощущается, если увеличить груз на 3% (к гирьке весом в 100 г надо добавить 3 г, а к гирьке весом в 200 г надо добавить 6г). Эта зависимость выражается следующей формулой: dI/1 = const., где I – сила раздражения, dI – её едва ощущаемый прирост (порог различения), const – постоянная величина (константа). Аналогичные соотношения получены для зрения, слуха и других органов чувств человека.
Зависимость силы ощущения от силы раздражения (закон Вебера–Фехнера) выражается следующей формулой: Е = a log I + b, где Е – величина ощущения, I – сила раздражения, а и b – константы, различные для разных модальностей стимулов. Эта формула показывает, что ощущение усиливается пропорционально логарифму интенсивности раздражения. Кроме того, современная психофизиология для оценки силы ощущения использует также методы сенсорного шкалирования, т.е. субъективной оценки человеком силы своего ощущения путём его сравнения с ранее созданным эталоном или набором таких эталонов. Отношение между ощущением и стимулом в этом случае выражается степенной функцией (закон Стивенса), Сравнение логарифмической функции закона Вебера – Фехнера и степенной функции закона Стивенса показало, что в основной, рабочей части диапазона интенсивностей эти функции дают количественно близкие оценки.
Ранее говорилось о различении силы раздражителей.
Пространственное различение сигналов основано на характере распределения возбуждения в слое рецепторов и в нейронных слоях сенсорной системы. Так, если два раздражителя возбудили два соседних рецептора, то их различение невозможно: они сольются и будут восприняты как единое целое. Необходимо, чтобы между двумя возбуждёнными рецепторами находился хотя бы один невозбуждённый.
Временное различение двух раздражений возможно, если вызванные ими нервные процессы не сливаются во времени, а сигнал, вызванный вторым стимулом, не попадает в рефракторный период от предыдущего раздражения. Нейрофизиологической основой временного разрешения являются так называемые циклы возбудимости, или циклы восстановления ответов. О них судят по величине ответа на второй из двух последовательно предъявленных стимулов. При коротких интервалах между стимулами ответа на второй из них может не быть вообще (абсолютный рефракторный период). У человека по поведенческим реакциям этот период может длиться от нескольких десятков до 100 и более миллисекунд. При больших интервалах ответ на второй стимул появляется, но величина его меньше, чем на одиночный стимул (относительная рефрактерность). И, наконец, при ещё больших интервалах восстановление второго ответа заканчивается, и он сравнивается с ответом на одиночное раздражение.
На временном взаимодействии между последовательными раздражителями основана так называемая «сенсорная маскировка». Она лежит в основе многих сенсорных эффектов и широко используется в психофизиологических экспериментах. Сама маскировка прямо связана с попаданием одного из стимулов в рефракторную фазу цикла возбудимости после первого раздражения. Различают прямую маскировку, при которой тормозится ответ на второй стимул, и обратную маскировку, при которой второй стимул как бы прерывает или мешает обработке информации о первом сигнале. Эффективность как прямой, так и обратной маскировки тем больше, чем короче интервал между стимулом и «маской», а также чем более сходны эти два сигнала по своим свойствам. В качестве «маски» часто используют стимул, состоящий либо из шума, либо из набора хаотично распределённых элементов основного раздражителя.
5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция
5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция При действии световых лучей происходит фотохимическая реакция расщепления родопсина и йодопсина, причем скорость реакции зависит от длины волны луча. Расщепление родопсина на свету дает световое
Сенсорная рецепция
Сенсорная рецепция Рецептором называют специализированную клетку, эволюционно приспособленную к восприятию из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и к преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного
АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ Абсолютная чувствительность сенсорной системы основана на её свойстве обнаруживать слабые, короткие или маленькие по размеру раздражители. Абсолютную чувствительность измеряют порогом той или иной реакции организма на
2.
10. Световая чувствительность2.10. Световая чувствительность Абсолютная чувствительность зрения. Чтобы возникло зрительное ощущение, свет должен обладать некоторой минимальной (пороговой) энергией. Минимальное количество квантов света, необходимое для возникновения ощущения света в темноте,
2.12. Дифференциальная чувствительность зрения
2.12. Дифференциальная чувствительность зрения Если на освещённую поверхность с яркостью I падает добавочное освещение dI, то, согласно закону Вебера, человек заметит разницу в освещённости только если dI/I = К, где К – константа, равная 0,01–0,015. Величину dI/I называют
8. ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
8. ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА Большая роль в жизнедеятельности человека принадлежит висцеральной, или интерорецептивной, сенсорной системе [Черниговский, I960]. Она воспринимает изменения внутренней среды организма и поставляет центральной и вегетативной нервной
РАННЯЯ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
РАННЯЯ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации
Дифференциальная выживаемость необходима для видообразования
Дифференциальная выживаемость необходима для видообразования Еще один принцип эволюционного видообразования путем искусственного или естественного отбора — дифференциальная выживаемость. При искусственном отборе это означает, что селекционер одним животным дает
Дифференциальная экспрессия генов в процессе развития
Дифференциальная экспрессия генов в процессе развития Один из главных и общепризнанных догматов современной эмбриологии состоит в том, что, за исключением нескольких особых случаев, все клетки данного организма, независимо от того какими они становятся в
Чувствительность
Чувствительность Чувствительность организма к воздействию определяется минимальной силой раздражителя, которая вызывает реакцию и называется ее порогом. Сначала реакция отсутствует, но она возникает, когда сила раздражителя достигает определенного значения. Эта
Дифференциальная диагностика, прогноз и лечение пороков сердца
Дифференциальная диагностика, прогноз и лечение пороков сердца Шумы, возникающие при пороках сердца, имеют особое значение для установления диагноза.Электрокардиография играет вспомогательную роль.В дифференциальном диагнозе необходимо исключить эндокардит и
Глава 2. Сенсорная индикация
Глава 2. Сенсорная индикация «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Человек глазам не верит, хочет пощупать» — общежитейские мудрости демонстрируют своеобразную иерархию надежности восприятия внешнего мира. Мы привыкли оценивать этот мир своими ощущениями и
|
Закон Фехнера — нормальная модель | Измерение ощущений
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Measurement of SensationNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Measurement of SensationNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Laming, Donald,
‘Закон Фехнера — Нормальная модель
,
Измерение ощущений
, серия оксфордской психологии
(
Oxford,
1997;
онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, эд.
Oxford Academic
, 1 января 2008 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198523420.003.0003,
, по состоянию на 16 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Measurement of SensationNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Measurement of SensationNeuropsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Нормальная равнодисперсионная модель теории обнаружения сигналов, выраженная по отношению к логарифмической величине стимула в виде метрики, обеспечивает отчет о различиях между двумя отдельными величинами стимула с точностью, редко встречающейся в экспериментальной психологии. Он моделирует рабочую характеристику обнаружения сигнала, психометрическую функцию и закон Вебера; это демонстрируется ссылкой на соответствующие данные. Можно сказать, что «явления сенсорного различения [между отдельными стимулами] однородны по отношению к логарифму величины стимула». Но закон Фехнера зависит от дальнейшего утверждения — что «логарифмическая метрика измеряет ощущение, испытываемое субъектом», которое может быть неверным.
Ключевые слова: нормальная модель, рабочая характеристика, психометрическая функция, сенсорная дискриминация, теория обнаружения сигналов, закон Вебера
Субъект
Нейропсихология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
По закону Вебера-Фехнера величина ощущения.
Закон СтивенсаКаждое ощущение, помимо качества, безусловно, имеет определенную степень интенсивности или силы. Представляется интересным выяснить, какова связь между интенсивностью ощущений и интенсивностью стимуляции. Возможно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью раздражения, либо, наоборот, является прямым отражением этого последнего, либо, наконец, между ними существует специфическая связь, подчиняющаяся определенной закономерности.
Решить этот вопрос невозможно ни простым наблюдением, ни на основе тех или иных теоретических соображений. В этом случае только эксперимент может дать что-то значимое. Поэтому неудивительно, что первый шаг к научному решению этого вопроса носил экспериментальный характер; в то же время это был первый психологический вопрос, который пытались решить экспериментальным путем. История экспериментальной психологии начинается с того времени, когда физиолог Вебер поставил вопрос о соотношении между ощущением и раздражением, т. е. между психическим и физическим, с точки зрения их интенсивности. Впоследствии физик Фехнер продолжил опыты Вебера, тем самым окончательно заложив основы той части психологии, которая известна как «психофизика» и которая в течение нескольких десятилетий считалась наиболее интересной и важной отраслью психологии.
Итак, что же удалось выяснить о соотношении между ощущением и раздражением с точки зрения их интенсивности?
Во-первых, окончательно подтвердились наблюдения, свидетельствующие о том, что человек не ощущает никакого изменения раздражения, а лишь ощущает раздражение относительно высокой интенсивности. Во-вторых, в результате точных исследований был найден закон, лежащий в основе соотношения между интенсивностью раздражения и ощущения.
Чтобы понять этот закон, концепция так называемого «Порог» установлен в процессе психофизического исследования.
Оказалось, что интенсивность раздражения должна достигать определенного уровня, чтобы мы хоть как-то ощутили его действие. Уровень раздражения, который дает такое тонкое ощущение, называется «Нижний порог» Чувство. Однако существует и такой уровень интенсивности раздражения, после повышения которого интенсивность ощущения уже не возрастает. Этот уровень называется «Верхний порог» Почувствуй. Воздействие раздражения мы чувствуем только в промежутке между этими порогами, поэтому их принято называть и «Внешние пороги» Ощущение.
Примечательно, что полного параллелизма между интенсивностью ощущения и раздражения не существует даже в межпороговом интервале интенсивности. Например, взяв в руки книгу, мы, конечно же, чувствуем ее вес. Поэтому в данном случае интенсивность его веса находится в интервале между нижним и верхним порогами. Теперь давайте вложим в книгу лист бумаги; физически увеличится вес книги, то есть повысится уровень интенсивности раздражения. Однако, взяв книгу в руки, мы не почувствуем этого изменения ее веса. Прибавка в весе должна достичь определенного уровня, чтобы мы как-то это заметили. Величина усиления раздражения, необходимая для получения этой едва заметной разницы между ощущениями, называется «Порог дискриминации». Раздражение, превышающее это значение по интенсивности, называется «Запороговое», , а раздражение меньшей интенсивности — «Подпороговое». Уровень порога различения (высокий или низкий) зависит от чувствительности различения: чем выше чувствительность различения, тем ниже порог различения.
Вебер первым обратил внимание (1834) на то, что порог различения двоякий — абсолютные и относительные и что очень важно отличать их друг от друга. Абсолютный порог различения — это увеличение интенсивности стимуляции, необходимое для достижения порога различения. Например, если для того, чтобы ощутить тонкое изменение в 2000 граммов веса, нужно добавить к нему 200 граммов, то эта величина и есть абсолютный порог ощущения. Абсолютный пороговый показатель непостоянен и зависит от веса основного раздражителя. Например, если к основному раздражителю массой 2000 грамм нужно добавить 200 грамм, то в случае с раздражителем 4000 грамм уже недостаточно 200 грамм — к нему нужно добавить больше.
Если ту же величину (в нашем примере — 200 граммов) выразить не в твердых физических единицах измерения (в нашем примере — граммах), а числом, выражающим связь между дополнительным раздражением и основным раздражением, то мы получим относительных порог дискриминации (в нашем примере вес основного стимула 2000 грамм, а дополнительного 200 грамм; соотношение между ними 200/2000 = 0,1. Следовательно, относительный порог равен 0,1). Когда Вебер вычислил относительный порог различения для разных случаев основного раздражения, оказалось, что этот порог есть величина постоянная. В области модальности веса он равен 0,1. Это означает, что для того, чтобы почувствовать тонкое изменение веса, его нужно увеличить или уменьшить на одну десятую.
Именно в этом заключается известный фундаментальный психофизический закон Вебера, сыгравший столь значительную роль в истории психологии. Его формула очень проста и выражается следующим образом:
где dr — количество дополнительного раздражения, а r — количество основного раздражения.
После того, как Вебер опубликовал формулу своего закона, было проведено множество экспериментальных исследований с целью установить величину относительного порога различения во всех модальностях ощущения. Фехнер дал закону Вебера точное математическое выражение: для того чтобы интенсивность ощущения возрастала в математической прогрессии, интенсивность раздражения должна возрастать экспоненциально. Более короткая математическая формула для этого положения выглядит следующим образом:
где Е — интенсивность ощущения, R — интенсивность раздражения.
Последующие интенсивные исследования подтвердили, что закон Вебера-Фехнера имеет приближенное значение — он справедлив только в определенных пределах. В этих пределах значение порога дискриминации для разных модальностей оказалось следующим:
Масса — 10% (в пределах 2000 — 6000 грамм).
Давление — 5% (на кончике указательного пальца, в пределах 50-2000 грамм).
Свет — 1-3% (в пределах 1000-2000 лк).
Острота зрения — 2% (при сравнении линий, плоскостей).
Тонус — 12% (в пределах средней высоты и средней крепости).
Ошибка Фехнера главным образом состояла в том, что он считал возможным точно измерить интенсивность ощущения, принимая так называемую «Тонкую разницу между интенсивностью ощущения». Экспериментальное изучение вопроса не подтвердило правильности его подхода.
Закон Фехнера ( Фехнера » с закон )
Густав Теодор Фехнер, профессор физики Лейпцигского университета, стремился найти способы количественной оценки психических явлений. В частности, он пытался установить, как изменение ощущения связано с изменением раздражения. При выводе закона, названного впоследствии его именем, Фехнер опирался на закон Вебера, согласно которому едва заметная разность (ЕЗП) в раздражении есть некоторая постоянная часть величины исходного раздражителя (т. е. ЕЗП = kI ), и исходя из собственного предположения, что ощущение ( R ) раздражителей — это накопленная сумма равных приращений ощущений. Выражая все это в дифференциальной форме как dR = ади / я , и затем интегрируя (взяв R = 0 при интенсивности стимула, равной абсолютному порогу ( I 0)), он получил следующее уравнение: R = с лог ( I / I 0), где R — величина ощущения, с — константа (значение которой зависит от основания логарифма и от коэффициента Вебера), I — интенсивность раздражителя и I 0 — абсолютный порог интенсивности. Это ЗФ, согласно которой ощущения описываются кривой убывающего усиления (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампы на десять, будет таким же, как при замене десяти ламп на сотню. Другими словами, увеличение величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует увеличению ощущения в арифметической прогрессии.
см. также Психофизика, Закон Вебера
Дж. Г. Робинсон
Закон Вебера-Фехнера — логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической интенсивности раздражителя Р: Е = k log P + c, где k и c — некоторые константы, определяемые данной сенсорной системой. Зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г. Т. Фехнером на основе закона Бугера — Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве тонких различий в ощущениях. Эмпирические исследования подтверждают эту связь только для средней части диапазона значений воспринимаемых стимулов. Закону Вебера — Фехнера обычно противопоставляют закон Стивенса, согласно которому эта зависимость имеет степенной, а не логарифмический характер.
ЗАКОН ФЕХНЕРА (англ. Fechner» s закон ) — основной психофизический закон , , утверждающий, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Формула G . Фехнер в своей основополагающей работе «Элементы психофизики» (1860 г.).
Исходя из постулата о том, что человек лишен возможности непосредственно оценивать величину своих ощущений, Фехнер предложил косвенный способ определения величины любого ощущения путем подсчета пороговых единиц. Это позволило ему математически вывести формулу измерения ощущений, основанную 1) на эмпирических закон Вебера о постоянстве относительной величины приращения (или уменьшения) раздражителя, вызывающего ощущение едва заметной разницы, и 2) его собственный постулат о том, что едва заметное усиление ощущения есть величина постоянная, как результат чего м. б. используется как единиц любой размер ощущения.
С помощью математики Фехнер теоретически обосновал известный факт, что ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Согласно ЗФ, нарастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует нарастание ощущения в арифметической прогрессии (например, если сила раздражителя возрастет в 100 раз, то сила ощущения увеличится только в 2 раза). .
Долгое время ZF считалась единственно возможной теоретической конструкцией основного психофизического закона. В настоящее время предложено множество вариантов последних, но существенных преимуществ перед ZF они не имеют. См. Закон Стивенса , Психофизика .
ЗАКОН ФЕХНЕРА — 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т. Фехнером закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, т. е. увеличение силы раздражения в геометрической прогрессии прогрессия соответствует увеличению ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, показавших постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего чувство тонкой разницы. При этом был введен его собственный постулат о том, что едва заметное усиление ощущения есть величина постоянная и его можно использовать как единицу измерения ощущения. 2. Это иногда называют законом Вебера-Фехнера.
ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА — логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической интенсивности раздражителя Р: Е = k log P + c, где k и c — некоторые константы, определяемые данной сенсорной системой. Зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г. Т. Фехнером на основе закона Бугера — Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве тонких различий в ощущениях. Эмпирические исследования подтверждают эту связь только для средней части диапазона значений воспринимаемых стимулов. Закону Вебера — Фехнера обычно противопоставляют закон Стивенса, согласно которому эта зависимость имеет степенной, а не логарифмический характер.
(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998)
ЗАКОН ВЕБЕРА (или закон Бугера-Вебера; англ. Weber ‘ с закон ) — один из законов классических психофизиков , , утверждая постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне переменных свойств раздражителя).
В 1729 г. о. физик, «отец» фотометрии Пьер Бугер (169 г.8-1758), изучая способность человека различать значения физической яркости (или освещенности предмета), установил, что дифференциальным порогом яркости является минимальное увеличение яркости (Δ I ), необходимое в чтобы вызвать едва заметную разницу (э.с.р.) в ощущении яркости, примерно пропорциональна уровню фоновой (сравниваемой) яркости ( I ), благодаря чему соотношение (Δ I / я ) является постоянным значением.
100 лет спустя (1831 г.), независимо от Бугера, ит. физиолог и психофизик Эрнст Вебер (1795-1878) в опытах по различению весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил постоянство отношения дифференциального порога к фоновому (сравниваемому) значению раздражителя, т.е. (Δ I / I ) = константа. Вебер обобщил эти данные в виде общего эмпирического закона, названного З.В. Соотношение Δ я / я называется относительным дифференциальным порогом (или, короче, относительным порогом), а дробью Вебера (или константой Вебера). Для различения звуков по высоте (частоте звукового тона) веберовская дробь рекордно мала — 0,003, для различения яркости она примерно равна 0,02-0,08, для сравнения предметов по весу — 0,02, для длин линий — 0,03. (Подчеркнем, что эти значения сильно варьируются в зависимости от других свойств стимулов: например, доля Вебера для яркости зависит от цвета, длительности, площади, положения, конфигурации стимулов.)
Многочисленные исследования показали, что ZV действителен только для средней части сенсорного диапазона, где дифференциальная чувствительность максимальна. Вне этой зоны относительный порог возрастает, причем очень значительно. В связи с этим некоторые исследователи принимают ЗВ, но считают ее «сильной» идеализацией; другие ищут новые формулы. Следует отметить, что в рамках классической психофизики З.В. имеет большое теоретическое значение, поскольку основоположник психофизики Г . Фехнер опирался на него при отображении основного психофизического закона . см. Закон Фехнера . (Б. М.)
(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002)
Он показал, что ощущения от нового раздражителя будут отличаться от ощущений, возбуждаемых предыдущим раздражителем, если интенсивность нового раздражителя отличается от интенсивности предыдущего на величину, пропорциональную интенсивности предыдущего стимула. Чтобы два предмета воспринимались как разные по весу, их вес должен отличаться на 1/30, а не на х грамм. Для различения двух источников света по яркости необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100, а не на х люмен и т. д.
см. также
Написать отзыв о статье «Закон Вебера — Фехнера»
Ссылки
- / Encyclopædia Britannica, 1911 (на английском языке)
Отрывок, характеризующий закон Вебера — Фехнера
Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского в этот последний год после отъезда сына очень ослабли. Он стал еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки беспричинного гнева его падали большей частью на княжну Марью. Он как будто старательно искал все ее больные места, чтобы морально истязать ее как можно более жестоко. У княжны Марьи было две страсти, а потому и две радости: племянник Николушка и религия, и то и другое было излюбленной темой нападок и насмешек князя. О чем бы они ни говорили, он сводил разговор к суевериям старых девочек или к баловству и баловству детей. — «Ты хочешь сделать его (Николеньку) такой же старухой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужен сын, а не девица, — сказал он. Или, обращаясь к мадемуазель Бурим, спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образы, и шутил…
Он постоянно мучительно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала над собой усилия простить его. Как он мог быть виноват перед нею и как мог быть несправедлив ее отец, который, она знала это все-таки, любил ее? А что такое справедливость? Княгиня никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточились для нее в одном простом и ясном законе — в законе любви и самоотречения, которому научил нас Тот, Кто с любовью к человечеству страдал, когда Он Сам есть Бог. Какое ей дело до справедливости или несправедливости других? Она должна была страдать и любить себя, и она сделала это.
Зимой в Лысые Горы приехал князь Андрей, он был весел, кроток и нежен, таким, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что-то случилось, но он ничего не сказал княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго о чем-то говорил с отцом, и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея княгиня Марья писала из Лысых Гор в Святую Турцию.
«Печаль, кажется, наша общая судьба, дорогой и нежный друг Жюли.»
«Твоя утрата так ужасна, что я не могу иначе объяснить ее себе как особую милость Божию, Который хочет испытать — любя тебя — тебя и твою прекрасную мать. Ах, друг мой, религия, и только одна религия, может не только утешить нас, но и спасти от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего человек не может понять без ее помощи: почему, почему добрые, возвышенные существа, умеющие обрести счастье в жизни, не только никому не вредят, но и необходимы для счастья других — они призваны к Богу , а остаются жить злые, бесполезные, вредные или те, что в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я увидел и которую никогда не забуду, — смерть моей дорогой невестки, произвела на меня такое впечатление. Как ты спрашиваешь у судьбы, почему должен был умереть твой прекрасный брат, так и я спрашивал, почему этот ангел должен был умереть за Лизу, которая не только не причинила человеку никакого зла, но и никогда, кроме добрых помыслов, было в ее душе… И вот, друг мой, с тех пор прошло пять лет, и я, своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, зачем ей нужно было умереть, и как эта смерть была лишь выражением бесконечного благость Творца, все действия которого, хотя мы их большей частью и не понимаем, суть лишь проявление Его безграничной любви к Своему творению. Возможно, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна, чтобы иметь силы вынести все обязанности матери. Она была совершенна, как молодая жена; может быть, она не могла быть такой матерью. Теперь мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, чистейшее сожаление и память, она, вероятно, получит там место, на что я и сам не смею надеяться. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть самым благотворным образом подействовала, несмотря на всю печаль, на меня и на моего брата. Тогда, в момент потери, эти мысли не могли прийти ко мне; тогда я бы их с ужасом прогнал, а теперь это так ясно и неоспоримо. Все это пишу тебе, друг мой, лишь для того, чтобы убедить тебя в евангельской истине, ставшей для меня правилом жизни: ни один волос с головы моей не упадет без Его воли. И Его волей руководит только одна безграничная любовь к нам, и поэтому все, что с нами происходит, все для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на все желание увидеть тебя, я не думаю и не хочу этого. И вы будете удивлены, что тому причиной Бонапарт. И вот почему: здоровье отца заметно ослабевает: он не выносит противоречий и становится раздражительным. Эта раздражительность, как известно, направлена главным образом на политические дела. Он не может вынести мысли, что Бонапарт ведет дела на равных со всеми государями Европы и особенно с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушен к политическим делам, но со слов отца и его бесед с Михаилом Ивановичем знаю все, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Бонапарту, который, это Кажется, до сих пор только в Лысых горах по всему земному шару не признают ни великого человека, ни тем более французского императора. А мой отец не выдерживает. Мне кажется, что мой отец, главным образом из-за своих взглядов на политические дела и предвидя стычки, которые у него будут, из-за его манеры не стесняется высказывать свое мнение ни с кем, он неохотно говорит о поездке в Москву . Все, что он получит от лечения, он потеряет из-за споров о Буонапарте, которые неизбежны. В любом случае, это решится очень скоро. Наша семейная жизнь продолжается, как и прежде, за исключением присутствия нашего брата Андрея. Он, как я уже писал вам, сильно изменился за последнее время. После своего горя он только теперь, в этом году, совершенно ожил нравственно. Он стал таким, каким я знала его в детстве: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равных. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не окончена. Но наряду с этим моральным изменением он был очень слаб физически. Он стал худее, чем прежде, более нервным. Я боюсь за него и рад, что он предпринял эту поездку за границу, которую ему давно прописали врачи. Я надеюсь, что это исправит это. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят как об одном из самых активных, образованных и интеллигентных молодых людей. Извините за гордыню родства — я никогда в этом не сомневался. Невозможно сосчитать добра, которое он сделал здесь всем, от своих крестьян до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что должен был иметь. Я удивляюсь, как вообще доходят из Петербурга до Москвы слухи, и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, — слух о якобы женитьбе моего брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, что Андрей когда-либо женится на ком-либо, а тем более на ней. И вот почему: во-первых, я знаю, что хотя он редко говорит о своей покойной жене, но печаль этой утраты слишком глубоко укоренилась в его сердце, чтобы он когда-либо осмелился дать ей наследницу и мачеху нашему ангелочку. Во-вторых, потому, что, насколько мне известно, эта девушка не из того разряда женщин, которые могли бы понравиться князю Андрею. Я не думаю, что князь Андрей выбрал бы ее себе в жены, и скажу откровенно: я этого не хочу. Но я заболтался, заканчиваю свой второй лист. До свидания, мой дорогой друг; да хранит тебя Бог под Своим святым и могучим покровом. Мой дорогой друг, мадемуазель Бурьен, целует вас.
Закон Вебера-Фехнера
Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и формируются в относительно самостоятельные научные направления. Одним из первых таких направлений была психофизика, созданная немецким физиологом Г. Фехнером (1801-1887).
Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Исследователь выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. По мнению Фехнера, должна быть создана особая наука, которая с помощью эксперимента и математики смогла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой была психофизика, которую он определял как точное учение о функциональных отношениях между телом и душой.
По Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментальным и математическим изучением различных психических процессов в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составлять предмет внешней психофизики, с другой — в отношении к анатомическим и физиологических основ, которые должны представлять предмет внутренней психофизики…
Особую роль в изучении этого вопроса сыграли работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная связь между физическим и психическим, в частности между раздражением и ощущением, и что обнаруженные связи между ними поддаются экспериментальному измерению. Идеи Гербарта, в частности его учение о порогах сознания и обоснование возможности использования математики в психологии, сыграли значительную роль в определении специфики новой науки.
Психофизика стала наукой об отношениях между раздражителями и ощущениями. Установленные Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения к ним математического закона выдвинули на первый план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и методов математического анализа и описания психофизических отношений. Общая программа построения психофизики включала в себя три основные задачи:
1) установить, какому закону подчинены отношения между психическим и физическим миром, на примере связи между раздражениями и ощущениями;
2) дать этому закону математическую формулировку;
3) разработка методов психофизических измерений.
Закон, открытый Э. Г. Вебером (1834) и развитый Г. Т. Фехнером, основной закон психофизики.
Фехнера, считал, что материальное и идеальное — две стороны одного целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как натуралист. По его мнению, процесс создания мысленного образа можно представить следующей схемой:
Раздражение -> Возбуждение -> Чувство -> Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика)
Самое главное в идее Фехнера было то, что он первый включил элементарные ощущения в круг интересов психологии . До Фехнера считалось, что изучением ощущений, если это кого-то интересует, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но не психологи. Это слишком примитивно для психологов.
По Фехнеру, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс. Величина раздражителя, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. Фехнер основывал свою исследовательскую методологию на двух утверждениях, называемых первой и второй парадигмами классической психофизики. 1. Сенсорная система человека представляет собой измерительный прибор, соответствующим образом реагирующий на физические раздражители. 2. Психофизические характеристики людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от некоторого среднего значения, аналогичного антропометрическим характеристикам. Сегодня не вызывает сомнений, что обе эти парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам изучения психики. В частности, можно отметить противоречие с принципом активности и целостности психики, поскольку сегодня мы понимаем, что невозможно вычленить и изучить в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческого организма. психика. В свою очередь активация в эксперименте всех психических систем от низших до высших приводит к очень большому разнообразию ответов испытуемых, что требует индивидуального подхода к каждому испытуемому. Тем не менее исследование Фехнера было по своей сути новаторским. Он считал, что человек не может непосредственно количественно оценивать свои ощущения, поэтому разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно количественно представить зависимость между величиной раздражителя (раздражителя) и интенсивностью вызываемого им ощущения. Допустим, нас интересует, при каком минимальном значении звукового сигнала испытуемый может слышать этот сигнал, то есть мы должны определить нижний абсолютный порог громкости. Измерение методом минимального изменения проводят следующим образом. Испытуемому предлагается сказать «да», если он слышит сигнал, и «нет», если нет. Во-первых, испытуемому предъявляется стимул, который он отчетливо слышит. Затем с каждым предъявлением величина раздражителя уменьшается. Эта процедура проводится до тех пор, пока ответы испытуемого не изменятся. Например, вместо «да» он может сказать «нет» или «вроде бы нет» и т. д.
Величина раздражителя, при которой меняются реакции субъекта, соответствует порогу исчезновения ощущений. На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагается стимул, который он никак не может услышать. Затем на каждом шагу величина стимула увеличивается до тех пор, пока ответы испытуемого не перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу ощущения. Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Соответственно абсолютный порог будет равен среднему арифметическому порогов появления и исчезновения. Аналогичным образом определяется верхний абсолютный порог — значение раздражителя, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом, потому что при соответствующих значениях раздражителя мы испытываем боль — боль в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.
Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы окружающего мира, доступные нашему восприятию. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но помимо этого диапазона работа прибора характеризуется его точностью, или чувствительностью. Абсолютное пороговое значение характеризует абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого есть ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека еще нет ощущений (т. е. у кого абсолютный порог ниже). Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Разные анализаторы имеют разную чувствительность. Мы уже говорили о чувствительности глаза. Чувствительность нашего обоняния также очень высока. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Для вкусовых ощущений требуется как минимум в 25 000 раз больше молекул, чем для обонятельных ощущений. Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижних, так и верхних, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и продолжительности действия раздражения и др. Еще одна характеристика чувствительности это чувствительность к различию. Его еще называют относительным, или дифференциальным, так как это чувствительность к изменениям раздражителя. Если мы возьмем на руку гирю в 100 грамм, а потом добавим к этой гире еще один грамм, то ни один человек не сможет ощутить эту прибавку. Для того чтобы ощутить прибавку в весе, нужно прибавить от трех до пяти граммов. Таким образом, чтобы ощутить минимальную разницу в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, а минимальная разница между раздражителями, дающая едва заметную разницу в ощущениях, равна называется порогом различения.
Ощущения возникают в результате превращения удельной энергии раздражителей в энергию нервных процессов организма. Физиологическую основу ощущения составляет нервный процесс, стимулируемый действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Ощущение носит рефлекторный характер.
Вебер — Закон Фехнера, основной психофизический закон, определяет соотношение между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на любой орган чувств. На основании наблюдения немецкого физиолога Э. Вебера, установившего (1830-34), что воспринимается не абсолютное, а относительное увеличение силы раздражителя (света, звука, давления на кожу тяжестью и т. д.) :
где? I – разностный порог, I – начальный стимул.
Отношение разностного порога к величине исходного стимула является величиной постоянной и называется относительной разностью или дифференциальным порогом. Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Исследования показали, что величина дифференциальной чувствительности не одинакова для разных модальностей.
Итак, люстра с 8 лампочками кажется нам настолько же ярче люстры с 4 лампочками, насколько люстра с 4 лампочками ярче люстры с 2 лампочками. То есть количество лампочек должно значительно увеличиваться, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянный. И наоборот, если увеличение яркости будет постоянным, нам будет казаться, что оно уменьшается. Например, если мы добавим к люстре из 12 лампочек одну лампочку, то увеличения яркости мы почти не заметим. В то же время добавление одной лампочки в двухламповую люстру дает значительный кажущийся прирост яркости.
Любопытно, что Фехнер не вывел свое уравнение из общих соображений, как это сделал Бернулли (хотя, в принципе, мог). Он проанализировал результаты, полученные другим немецким физиологом Эрнстом Вебером. В середине 19 века этот ученый изучал особенности восприятия человеком веса различных грузов и обнаружил интересную закономерность. Помимо конкретных цифр Вебера, она такова: если испытуемый держал в руке гирю в 100 граммов, он не замечал прибавки в 5 граммов, а замечал прибавку в 10 граммов. Однако если испытуемый держал в руке гирю в 200 граммов, он не замечал увеличения на 10 граммов, а только увеличения на 20 граммов. Другими словами, минимально заметное увеличение веса груза оказалось прямо пропорциональным его первоначальному весу. Вебер обнаружил, что эта закономерность довольно широко действует при восприятии веса, мощности звука, яркости и т. д. Серьезные отклонения от нее наблюдались лишь при очень слабых и очень сильных интенсивностях раздражителей. Математический анализ результатов Вебера привел Фехнера к выражению один к одному, аналогичному уравнению Бернулли.
Обратите внимание, что Вебер не просил своих испытуемых как-то субъективно оценивать вес грузов, он лишь просил отмечать момент, когда они фиксируют изменение веса. Это означает, что выделенная закономерность не относится к каким-то высокоуровневым психологическим характеристикам восприятия и мышления, как это можно считать исходя из закона Бернулли, а характеризует довольно низкоуровневые, первичные процессы восприятия. Более того, закон Вебера-Фехнера действует даже там, где наше восприятие, кажется, не имеет к нему никакого отношения. В частности, если в качестве раздражителя используется инъекция гормона, то этому закону подчиняется и интенсивность физиологической реакции организма на инъекцию. То есть возможно, что закон Вебера-Фехнера не касается особенностей восприятия органами чувств, а в целом описывает реакцию человека и его организма на всякого рода внешние воздействия.
Но закон Вебера-Фехнера применим не только к людям. Еще в 20-х годах прошлого века были получены доказательства того, что ему подчиняются и насекомые. В частности, двигательная активность жуков Popillia Japonica возрастает с увеличением интенсивности светового раздражителя в соответствии с законом Вебера — Фехнера.
У нас есть достаточно оснований выдвинуть довольно смелую гипотезу: регулярность формы закона Вебера-Фехнера описывает интенсивность реакции любой сложной когнитивной системы на внешние раздражители — будь то организм человека или любой другой органический или социальная система.
Закон Стивенса
Закон Стивенса — вариант основного психофизического закона, устанавливающий степенную, а не логарифмическую (см. Закон Фехнера) связь между субъективным рядом (количеством ощущений, впечатлений) и рядом раздражителей :
где Y — субъективная величина ощущения, S — величина раздражителя (раздражителя), K — константа, зависящая от единицы измерения. Показатель n функции мощности различен для разных модальностей ощущений. По Стивенсу, этот закон справедлив для любого числа раздражителей, как физических, которые легко поддаются объективному измерению (вес, сила звука и света, длина линии, температура и т. меры (серия почерков, рисунков и т.п.). С помощью 3.С. получали числовые или количественные оценки величины ощущений в виде установления заданного соотношения двух раздражителей. Благодаря этому были созданы следующие шкалы: субъективные шкалы громкости, легкости, остроты, зрительно воспринимаемой длины, площади, расстояния, скорости мерцания; субъективные шкалы электрического удара, вкуса, кратности, слуховых биений и др. Оказалось, что степенной ряд справедлив для всех исследованных модальностей раздражителей. Индекс l колеблется от 0,3 (для громкости) до 3,5 (для поражения электрическим током). Степенная функция, изображенная в логарифмическом масштабе по обеим осям координат, имеет вид линейной зависимости с наклоном, определяемым показателем степени n. Наряду с законом Фехнера, устанавливающим логарифмическую зависимость между величиной раздражителя и величиной ощущения, 3.С. является одним из важнейших психофизических законов… Однако вопрос о том, какой из них более универсален и какому из них следует отдать предпочтение, до сих пор остается дискуссионным.
Matematik Öğrenme Güçlüğü ve Sayı Hissi
Sayı hissi, bir kişinin sayı ve işlemlere ilişkin genel anlayışının yanı sıra bu anlayışı esnek yollarla matematiksel yargılarda bulunmak ve sayılar ve işlemlerle başa çıkmak için yararlı stratejiler geliştirmek için kullanma yeteneği ve eğilimini ifade eder. Matematik öğrenme güçlüğü (Diskalkuli), normal ve normalüstü zekâya, duygusal istikrara, eğitsel fırsatlara ve motivasyona rağmen aritmetik becerilerin edinimini etkileyen, netice olarak bireyin başarısının beklenen performans düzeyinin altında kalması olarak kendini gösteren özel bir öğrenme güçlüğü olarak tanımlanabilir. Diskalkulik çocuklar matematiksel düşünmeyle meşgul olurken, sayı hissi kendini çeşitli şekillerde gösterir. Özellikle, çocukların yazılı hesaplama, zihinsel hesaplama, hesap makineleri ve tahmin dahil olmak üzere hesaplama yöntemlerini seçmesi, geliştirmesi ve kullanmasında önemli bir etkendir. Bu araştırma ile matematik öğrenme güçlüğü ile sayı hissi arasındaki ilişkiyi açıklamak amaçlanmıştır. Араштырма капсаминда 1-8. Sınıfa devam Eden matematik öğrenme güçlüğü olan veya matematik öğrenme güçlüğü olma Riski altında olan çocukların sayı hislerinin geliştirmesine yönelik müdahalelerin Yer aldığı üç araştlenmirma.
Анахтар Келимелер:
Чувство чисел относится к общему пониманию человеком чисел и операций, а также способности и предрасположенности использовать это понимание для гибких математических суждений и разработки полезных стратегий работы с числами и операциями. Неспособность к обучению математике (дискалькулия) может быть определена как особая неспособность к обучению, которая влияет на приобретение арифметических навыков, несмотря на нормальный и высокий интеллект, эмоциональную стабильность, образовательные возможности и мотивацию, и в результате успехи человека ниже ожидаемых результатов. уровень. Когда дети с дискалькулией занимаются математическим мышлением, чувство числа проявляется по-разному. В частности, это важный фактор в выборе детьми, развитии и использовании вычислительных методов, включая письменные вычисления, вычисления в уме, калькуляторы и оценки. Целью данного исследования является объяснение взаимосвязи между неспособностью к обучению математике и чувством чисел. В рамках исследования были рассмотрены три исследования, которые включали вмешательства для развития чувства числа у детей с нарушением способности к обучению математике или с риском нарушения способности к обучению математике, которые находятся в 1-8 классах.
Ключевые слова:
Там Метин
___
- Эшкрафт, М. Х. 1982. Развитие ментальной арифметики: хронометрический подход. Обзор развития 2 (3) (сентябрь): 213–236. https://doi.org/10.1016/0273-2297(82)
-0
- Берч, Д.Б. (2005). Осмысление числа смысла: последствия для детей с математическими отклонениями. Журнал неспособности к обучению, 38(4), 333-339. https://doi.org/10.1177/00222194050380040901
- Брунер, Дж. (1997). Празднование расхождения: Пиаже и Выготский. Развитие человека, 40(2), 63-73. https://doi.org/10.1159/000278705
- Баттерворт, Б. (2018). Дискалькулия: от науки к образованию. Лондон: Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315538112
- Баттерворт, Б. (2005). Развитие арифметических способностей. Журнал детской психологии и психиатрии, 46 (1), 3-18. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2004.00374.x
- Бюттнер, Г., и Хассельхорн, М. (2011). Неспособность к обучению: дебаты об определениях, причинах, подтипах и ответах. Международный журнал по инвалидности, развитию и образованию, 58(1), 75 87. https://doi.org/10.1080/1034912X.2011.548476
- Кейс, Р. (1998, апрель). Психологическая модель чувства числа и его развитие. На ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования, Сан-Диего.
- Дехане, С. (2011). Смысл числа. Издательство Оксфордского университета.
- Дехане, С. (2003). Нейронная основа закона Вебера-Фехнера: логарифмическая мысленная числовая линия. Тенденции в когнитивных науках, 7(4), 145-147. https://doi.org/10.1016/S1364 6613(03)00055-X
- Дехане, С., Пьяцца, М., Пинель, П., и Коэн, Л. (2003). Три теменных цепи для обработки чисел. Когнитивная нейропсихология, 20 (3), 487–506. дои: 10.1080/026432000239
- Дехане, С. (2001). Краткое изложение смысла числа. Разум и язык, 16(1), 16-36. https://doi.org/10.1111/1468 0017.00154
- Фрэнсис, А., Фёрст, М.Б., и Пинкус, Х.А. (1995). Руководство по DSM-IV. Американская психиатрическая ассоциация: Psychiatric Pub Inc.
- Гири, округ Колумбия (2006 г.). Дискалькулия в раннем возрасте: характеристики и потенциальное влияние на социально-эмоциональное развитие. Энциклопедия раннего развития детей, 15, 1-4.
- Гири, округ Колумбия, и Хоард, М.К. (2005). Нарушения обучаемости по арифметике и математике. Справочник по математическому познанию, Нью-Йорк: Psychology Press, 253–268. https://doi.org/10.4324/9780203998045
- Гири, округ Колумбия (2004). Математика и проблемы с обучением. Журнал неспособности к обучению, 37(1), 4-15. https://doi.org/10.1177/00222194040370010201
- Гири, округ Колумбия, Хамсон, К.О., и Хоард, М.К. (2000). Численное и арифметическое познание: продольное исследование дефицита процессов и понятий у детей с нарушением обучаемости. Журнал экспериментальной детской психологии, 77 (3), 236-263.
- Гири, Д.К., Хоард, М.К., и Хамсон, К.О. (1999). Численное и арифметическое познание: модели функций и дефицита у детей с риском математической инвалидности. Журнал экспериментальной детской психологии, 74 (3), 213-239. https://doi.org/10.1006/jecp.2000.2561
- Гири, округ Колумбия (1995). Отражение эволюции и культуры в познании детей: значение для математического развития и обучения. Американский психолог, 50(1), 24.
- Гири, округ Колумбия, Браун, С. К., и Самаранаяке, В.А. (1991). Когнитивное дополнение: короткое лонгитюдное исследование различий в выборе стратегии и скорости обработки у нормальных детей и детей с математическими отклонениями. Психология развития, 27(5), 787. https://doi.org/10.1037/00121649..27.5.787
- Герстен Р. и Чард Д. (1999). Чувство числа: переосмысление обучения арифметике для учащихся с математическими отклонениями. Журнал специального образования, 33(1), 18-28. https://doi.org/10.1177/0022466990102
- Хейн, Л. А., Хейл, Дж. Б., и Кендорски, Дж. Г. (2009). Коморбидность психопатологии в когнитивных и академических подтипах SLD. В книге С. Г. Фейфера и Г. Раттана (ред.), Эмоциональные расстройства: нейропсихологическая, психофармакологическая и образовательная точки зрения (стр. 19).9–225). Школьная нейропсихологическая пресса.
- Ханич, Л.Б., Джордан, Северная Каролина, Каплан, Д., и Дик, Дж. (2001). Производительность в различных областях математического познания у детей с трудностями в обучении. Журнал педагогической психологии, 93 (3), 615. https://doi.org/10.1037/0022-0663.93.3.615
- Джордан, Северная Каролина, и Левин, Южная Каролина (2009). Социально-экономические вариации, числовая компетентность и трудности в обучении математике у маленьких детей. Обзоры исследований нарушений развития, 15(1),6068. https://doi.org/10.1002/ddrr.46
- Джордан, Северная Каролина, и Ханич, Л.Б. (2003). Характеристики детей с умеренными недостатками математики: лонгитюдная перспектива. Исследование и практика проблем с обучаемостью, 18(4), 213–221. https://doi.org/10.1111/1540-5826.00076
- Каранде С. и Кулкарни М. (2005). Плохая успеваемость в школе. Индийский журнал педиатрии, 72 (11), 961-967.
- Кирк, С.А., и Бейтман, Б. (1962). Диагностика и устранение нарушений обучаемости. Исключительные дети, 29 лет(2), 73-78. https://doi.org/10.1177/001440296202 4
- Кунц, К.Л. (1996). Идентификация простых числовых стимулов: неэффективность обработки, проявляемая детьми с ограниченными возможностями обучения арифметике. Математическое познание, 2(1), 1-24. https://doi.org/10.1080/135467996387525
- Куциан, К., и фон Астер, М. (2015). Дискалькулия развития. Европейский журнал педиатрии, 174(1), 1-13. https://doi.org/10.1007/s00431-014-2455-7
- Ландерл, К., Беван, А., и Баттерворт, Б. (2004). Дискалькулия развития и основные числовые способности: исследование 8–9-летние школьники. Познание, 93(2), 99-125. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2003.11.004
- Мабботт, Д. Дж., и Бисанц, Дж. (2008). Вычислительные навыки, рабочая память и концептуальные знания у детей старшего возраста с трудностями в обучении математике. Журнал неспособности к обучению, 41, 15–28. https://doi.org/10.1177/0022219407311003
- Маке, Т.Дж., и Кейс, Д.А. (1998). Моделирование необычных структур нуклеиновых кислот. https://doi.org/10.1021/bk-1998-0682.ch024
- Маццокко, М.М., Девлин, К.Т., и Маккенни, С.Дж. (2008). Это факт? Показатели арифметической успеваемости детей с ограниченными возможностями обучения математике (MLD) варьируются в зависимости от того, как определяется MLD. Нейропсихология развития, 33(3), 318-344. https://doi.org/10.1080/87565640801982403
- Мерсер, К.Д., и Пуллен, П.К. (2005). Учащиеся с ограниченными возможностями обучения (6-е изд.). Нью-Джерси: Пирсон. https://doi.org/10.4324/9780203837306
- Мойер, Р. С., и Ландауэр, Т. К. (1967). Время, необходимое для суждений о числовом неравенстве. Природа, 215 (5109), 1519-1520.
- Муссолин, К., Мехиас, С., и Ноэль, член парламента (2010). Сравнение символьных и несимволических чисел у детей с дискалькулией и без нее. Познание, 115(1), 10-25. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2009.10.006
- Оргуту, Д. С. (1992). МКБ-10 Ruhsal ve davranışsal bozukluklar sınıflandırması, (Чев. Ф. Чухадароглу ве арк.). Türkiye Sinir ve Ruh Sağlığı Derneği Yayınları.
- Озтюрк, М., Дурмаз, Б., и Дерья, К.А.Н. (2019). Sayı konuşmalarının diskalkulik ortaokul öğrencilerinin sayı duyularına etkisi. Кастамону Эгитим Дергиси, 27(6), 2467-2480. https://doi.org/10.24106/kefdergi. 3337
- Passolunghi, MC, & Siegel, LS (2004). Рабочая память и доступ к числовой информации у детей с отклонениями в математике. Журнал экспериментальной детской психологии, 88(4), 348 367. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2004.04.002
- Прайс, Г. Р., и Ансари, Д. (2013). Дискалькулия: характеристики, причины и лечение. Счет, 6(1), 1-16. http://dx.doi.org/10.5038/1936-4660.6.1.2
- Робинсон, К., Менчетти, Б., и Торгесен, Дж. (2002). К двухфакторной теории одного типа математической инвалидности. Исследование и практика проблем с обучаемостью, 17, 81–89. https://doi.org/10.1111/1540-5826.00035
- Ротем, А., и Хеник, А. (2020). Факты умножения и чувство числа у детей с трудностями в обучении математике и типичными учениками. Когнитивное развитие, 54, 100866. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2020.100866
- Руссель, Л., и Ноэль, М.-П. (2007). Основные числовые навыки у детей с ограниченными возможностями обучения математике: сравнение обработки символьных и несимволических чисел. Познание, 102(3), 361–39.5. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2006.01.005
- Rubinsten O, Henik A (2009) Дискалькулия развития: неоднородность может не означать разные механизмы. Trends Cogn Sci 13(2):92–99 https://doi.org/10.1016/j.tics.2008.11.002
- Рубистен, О., и Хеник, А. (2005). Автоматическая активация внутренних величин: исследование дискалькулии развития. Нейропсихология, 19(5), 641. https://doi.org/10.1037/0894-4105.19.5.641
- Шалев, Р. С. (2004). Дискалькулия развития. Журнал детской неврологии, 19(10), 765-771. https://doi.org/10.1177/088307380401
601
- Фон Астер, М. Г., и Шалев, Р. С. (2007). Развитие чисел и дискалькулия развития. Медицина развития и детская неврология, 49(11), 868-873. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2007.00868.x
- Ван дер Слуис, С., Де Йонг, П. Ф., и Ван дер Лей, А. (2004). Торможение и смещение у детей с дефицитом обучаемости в арифметике и чтении. Журнал экспериментальной детской психологии, 87 (3), 239-266.