Законы психологии: 6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

Содержание

Законы психологии для креативщиков — людей творческих профессий

  1. Главная
  2. Статьи

17-08-2022

За много лет психологи выявили законы, которые определяют поведение человека.

Я настоятельно рекомендую учитывать психологические законы и использовать их при разработке креативных концепций и объектов дизайна.

Список самых важных законов психологии и факторов, влияющих на действия людей и их выбор.

1. Человеческий фактор.

Термин, определяющий возможность принятия человеком неверного или нелогичного решения в конкретной ситуации.

Конструкторы различной техники, устройств стараются предусмотреть это, и не допустить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инженерном деле, промышленном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.

2. Вера в справедливый мир.

Социально-психологический феномен, который отражает веру в то, что мир устроен справедливо, а люди по жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются.
Сформулирован Мелвином Лернером.

3. Закон отрицания.

Способ психологической защиты. Люди отказываются признавать существование чего-то нежелательного.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Понятие в психологии, человек склонен объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.

5. Эффект субъективного подтверждения.

Люди крайне высоко оценивают точность описаний их личности, которые, как они думают, созданы индивидуально для них. Но эти данные, на самом деле, сильно обобщены, и их можно применить ко многим другим людям.
Яркий пример – газетная астрология.

6. Стереотип физической привлекательности.

Уверенность в том, что внешне привлекательный человек обязательно обладает социально желательными чертами.

7. Эффект Рингельмана.

Феномен социальной психологии, который заключается в том, что при увеличении численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Нужно учитывать любителям мозгового штурма.

8. Неприятие потери.

Люди больше огорчаются при потери какой-то вещи, чем радуются, когда её находят.

9. Эффект изоляции.

Склонность людей лучше запоминать отдельно стоящие выдающиеся объекты.

10. Желание людей, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
11. Люди отдают предпочтение примерам, а не объективным статистическим данным.
12. Человек любую ситуацию рассматривает через призму своих профессиональных навыков и знаний.
13. Ожидания влияют на восприятие.
14. Знакомый объект человеку более симпатичен, чем незнакомый.
15. Человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
16. Нельзя совершать действия, способные взывать столкновение в сознании человека конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

И в заключении самый важный закон.

17. Чем сильней воздействие на человека, тем сильней сопротивление этому воздействию.

В отличие от Фрейда я не верю, что секс является определяющим фактором поведения человека. Мне кажется, холод, голод и позор нищеты гораздо глубже определяют его психологию.

Чарли Чаплин

Статья обязательная для прочтения – 12 искажений невротика.

С моей оздоровительной и психологической концепцией вы можете ознакомится,
прочитав книгу «ДЗЫНЬ — новейшая философия и психотренинг для людей, обладающих чувством юмора и любящих жизнь».

А здесь мое мнение о психологии для креативного человека.

Тема статьи: законы психологии для креативщиков – людей творческих профессий.

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Чек-лист 99 принципов креативности.

Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой.

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

#психология

Взгляните на эти публикации, там много интересного:

    Психологические законы

       Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни.

     


    Биогенетический закон
    Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение («рекапитуляция») признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез.
    Закон Блоха
    Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки.
    Закон Бугера-Вебера
    Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине.
    Закон Дондерса
    Закон суммативности психического (познавательного) процесса.
    Закон Йоста
    При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.
    Закон Пипера
    Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус.
    Закон Рибо
    Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.
    Закон Рикко
    Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами.
    Закон Стивенса
    Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y — субъективная величина, ощущение, S — стимул, n — показатель степени функции, k — константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара — 3,5.
    Закон Тальбота
    Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока.
    Закон Фехнера
    Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
    Закон Хика
    Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа.
    Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР — среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n — число равновероятных альтернативных сигналов; а — коэффициент пропорциональности).
    Закон Эбнея
    Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета.
    Закон Эммерта
    Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме.
    Закон осознания Клапареда
    Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются.
    Законы Йеркса — Додсона
    Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности.
    2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации.
    Законы аддитивного смешения цветов
    Для каждого цвета существует другой единственный цвет («дополнительный»), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.
    Теорема Томаса
    Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям.
    Феномен Ауберта
    Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста.
    Феномен Ауберта-Ферстера
    Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные.
    Феномен Ауберта-Фляйшля
    Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.
    Эффект Зейгарник
    Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.
    Эффект Монте-Карло
    Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают.
    Эффект Раншбурга
    Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала.
    Эффект Рингельмана
    Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.
    Эффект эгоцентризма
    Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

    Общая психология

    • Высшая нервная деятельность
    • Высшие психические функции
    • Деятельность
    • Жизнь
    • Знания, умения, навыки, привычки
    • Индивидуальные различия
    • Культурно-историческая концепция
    • Личность
    • Материальное и идеальное
    • Методологические основы изучения человека
    •     … и другое

    Психология

    • Ветви психологии
    • Задачи современной психологии
    • История психологии
    • Классификация методов современной психологии
    • Методы психологии
    • Понятие психологии
    • Список психологов

     


       RSS     azps@azps. ru 

    12 общих «законов» психологии, которые ошибочны .

    Начать слайд-шоу

    Иллюстрация: Бен Карри

    Вас можно простить за то, что вы не очень хорошо понимаете человеческое поведение. Люди сложны, и трудно понять, почему мы делаем то, что делаем, тем более что ответ, вероятно, связан с обманом, который играет с нами наш разум. Просто исключить переменные, необходимые для проверки гипотезы о причине даже самых простых вещей, которые мы делаем, практически невозможно. Так что не злитесь на себя, если вы приняли одно из этих 12 распространенных убеждений о том, как работает наш разум и личность; так поступали и многие другие люди (и мы, вероятно, никогда не узнаем, почему).0021

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Лаура Хедин (Shutterstock) ) основан на наблюдениях за иерархиями в животном мире. Эти наблюдения были не только неправильно поняты в природе, но и широко применялись к человеческому обществу способом, который нельзя назвать научным.

    Все гораздо сложнее, чем «альфа против бета» среди животных. Этот термин даже больше не используется при изучении волков, поскольку исследования показывают, что «альфа-самцы» на самом деле являются отцами, в отличие от самых крутых волков. То же самое с «иерархией» в группах петухов и кур. Среди шимпанзе лидеры групп часто физически сильнее, но они также склонны быть великодушными, чуткими и способствовать сплочению группы — противоположность стереотипу «задиры», который часто ассоциируется с человеческими «альфа-самцами».

    Люди ведут гораздо более насыщенную жизнь, чем животные. От нас требуется играть разные роли в разных ситуациях — кто-то может быть альфой на собрании шахматного клуба, но быть бетой во время игры в вышибалы, например. Альфа-теория просто не является полезным или точным способом классификации людей.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Иллюстрация: Drawlab19 (Shutterstock). под влиянием обратной связи от нашего выражения лица. Идея витала в воздухе уже давно — ее сторонником был Чарльз Дарвин, — но самое известное недавнее исследование фальшивой улыбки было проведено в 1919 году.88 социального психолога Фрица Штрака. Он просил испытуемых держать ручку во рту, чтобы заставить их «улыбнуться», а затем показывал им несколько комиксов. Согласно его исследованию, улыбающиеся сказали, что комиксы им показались смешнее, чем контрольная группа. Но в 2016 году 17 лабораторий безуспешно пытались воспроизвести результаты Стрэка. Может быть, с тех пор что-то изменилось. Или, может быть, первоначальный результат был выбросом.

    Не то, чтобы мимическая обратная связь была полностью чушью; просто кажется, что это не имеет большого значения. Мета-анализ исследований лицевой обратной связи пришел к выводу, что «имеющиеся данные подтверждают основное утверждение гипотезы лицевой обратной связи о том, что лицевая обратная связь влияет на эмоциональные переживания, хотя эти эффекты, как правило, малы и неоднородны».

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Джози Гарнер (Shutterstock). когда вернусь, дам тебе две зефирки. Некоторые дети сразу же съели зефир; некоторые терпели это до тех пор, пока не было доставлено второе угощение. Последующие исследования, казалось, показали, что дети, которые были в состоянии откладывать удовлетворение, в целом вели более успешную жизнь в возрасте от 20 до 30 лет.

    Эксперимент не удался по ряду причин. Тестовая группа была небольшой (всего 90 детей), и все они были детьми преподавателей и сотрудников Стэнфорда — не совсем репрезентативная выборка. Эксперимент даже не учитывал, нравится ли детям зефир . Аналогичное исследование 2018 года с большим размером выборки не обнаружило такой же корреляции, как исходный эксперимент. Вместо этого была обнаружена слабая связь между самоотречением в раннем возрасте и более поздним успехом, которая полностью исчезала, когда учитывались социально-экономические факторы. Судя по всему, богатые дети лучше не едят зефир в течение 15 минут.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Иллюстрация: Triff (Shutterstock)

    В идее о том, что правая половина нашего мозга управляет творчеством, а левая — аналитическим мышлением, есть доля правды, но это намного сложнее, чем « творческие люди используют свое правое полушарие, а аналитические люди — левое полушарие». Самое влиятельное научное исследование полушарий мозга относится к 1960-м годам, когда исследователи эпилепсии определили, что «по большей части левая половина мозга превосходила правую в языке и ритме, в то время как правая половина превосходила различительную пространственную ориентацию. эмоции и мелодии».

    Но с тех пор мы смогли более внимательно наблюдать за активностью мозга, и это указывает на то, что сложные действия требуют связи между различными частями мозга. Помимо исследований мозга: если вы считаете, что сочетание творчества и анализа необходимо для сочинения симфонии или разработки математического доказательства, идея о доминировании одного полушария мозга начинает разваливаться.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Иллюстрация: daniela_designs (Shutterstock)

    Индикатор типа Майерс-Бриггс классифицирует людей по 16 типам личности на основе ответов на 93 вопроса, таких как «Вы обычно: А) цените эмоции больше, чем логику? Или Б) Цените логику больше, чем чувства?» Тест проходят около 2 миллионов человек в год в академической и профессиональной среде, и некоторые организации используют результаты при принятии решений о найме. Это также в значительной степени чушь — по сути, более сложная версия гороскопа.

    «Для большинства людей личностный тест MBTI не является ни точным, ни надежным», — сказала Хайме Лейн Дерринджер, психолог из Университета Иллинойса, Урбана-Шампейн.0054 Откройте для себя . «Черты личности, в том числе четыре, измеряемые MBTI, распределяются нормально. То есть большинство людей получают средние баллы, и лишь немногие получают очень высокие или очень низкие баллы по какой-либо характеристике».

    Анализ показал, что тест на удовлетворенность или компетентность на различных видах работ не имеет прогностической ценности; другое исследование показывает, около половины тестируемых получат другие результаты, если они сдадут тест во второй раз.

    Предыдущий слайд

    Next Slide

    Фото: Дэн Хенсон (Shutterstock)

    Для эксперимента в Стэнфордской тюрьме 1971 года исследователи устроили имитацию тюрьмы для студентов-добровольцев и назначили им роли заключенных или охранников, чтобы измерить влияние социальных ожиданий на поведение. «Охранники» и «заключенные» как будто вжились в свои роли, и многие сделали выводы о результатах. Но, несмотря на то, насколько известным стал эксперимент и насколько шокирующими были его выводы, на самом деле он был очень, очень глупым.

    По сути, это было реалити-шоу. «Роли» студентов на самом деле никогда не были «охранниками» и «заключенными». Они были «человеком, за которым наблюдали и снимали на видео, притворяясь охранником или заключенным», поэтому их действия говорят нам только о том, как студенты реагируют на то, что их помещают в длинную театральную импровизацию. Кроме того, есть вопрос самостоятельного отбора: 24 студента, которые откликнулись на объявление о поиске субъектов, которые хотят пожить в фальшивой тюрьме пару недель, в значительной степени противоположны случайной выборке. Существует также проблема тиражирования: в 2001 году BBC организовала аналогичную «фальшивую тюрьму» для телешоу и не только не воспроизвела результаты, но и охрана оказалась неэффективной, и вскоре тюрьму захватили заключенные.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Pixel-Shot (Shutterstock). достигать своих целей». Это делается в основном за счет понимания невербальной коммуникации.

    Есть множество лайф-коучей, которые используют эту технику. Его рекламировали как лекарство от всего, от фобий до депрессии и аллергии, и, как сообщается, множество знаменитостей, от Опры Уинфри до Рассела Брэнда, используют его методы. Но нейролингвистическое программирование, наверное, ерунда. Продукт 1970-х годов «движение за человеческий потенциал», ни одно из утверждений НЛП не имеет под собой научной основы. Оно основано на устаревших и опровергнутых теориях работы мозга, и критики говорят, что правильнее было бы назвать НЛП культом, а не чем-то вроде науки.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Chui Wui Jing (Shutterstock)

    Существует кустарное производство товаров, от DVD для малышей до пренатальных звуковых систем для плода, основанное на идее, что воспроизведение классической музыки для вашего ребенка сделает их умнее. Вера в «эффект Моцарта» была настолько широко распространена, что в 19В 1998 году губернатор Джорджии Зелл Миллер обязал матерей новорожденных раздавать компакт-диски с классической музыкой. Но не так много исследований, подтверждающих это утверждение.

    Хотя нерожденные дети могут слышать музыку и реагировать на нее в третьем триместре беременности, нет никаких признаков того, что она оказывает какое-либо влияние на что-либо. То же самое и с прирожденными: исследования не показывают, что прослушивание классической музыки (да и вообще любой музыки) не оказывает долгосрочного влияния на IQ. Прослушивание музыки могло бы дать кратковременный импульс зрительно-пространственному мышлению, но 1996-е исследование, проведенное в Великобритании, показало, что школьники, слушавшие популярную в то время группу Blur, справлялись с тестами немного лучше, чем дети, слушавшие Моцарта. (Ву-у-у!)

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Сергей Радачинский (Shutterstock)

    Идея о том, что у людей разные «стили обучения», широко распространена среди педагогов — исследование 2014 года показало, что до 90% воспитателей верили в это. Но, может быть, и нет, а даже если и есть, похоже, это не имеет значения.

    Наиболее широко используемая система определения стиля обучения, тест VARK, разбивает учащихся на «визуальных, слуховых, чтения/записи и кинестетических», но попытки использовать результаты теста для изменения стилей обучения показывают, что дети на самом деле не добиться большего успеха в тестах, ориентированных на их стиль. Исследование в Великобритании, в котором учащиеся могли выбрать «визуальный» или «вербальный» стиль обучения, показало аналогичное отсутствие результатов.

    «Есть свидетельства того, что люди действительно пытаются относиться к задачам в соответствии с тем, что они считают своим стилем обучения, но это им не помогает», — сказал Дэниел Уиллингем, психолог из Университета Вирджинии, Атлантика .

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Andrey_Popov (Shutterstock)

    У нас есть много неправильных представлений о том, как работает память, но идея о том, что если вы можете поместить людей в «гипнотический транс», они будут помнить то, что они иначе не было бы особенно настойчивым. Исследования показали, что гипноз не только не облегчает припоминание вещей, он делает людей более уверенными в своих ложных воспоминаниях, а гипноз также может вызывать ложные воспоминания. Испытуемые, которые были загипнотизированы и прошли тест на память, показали не лучшие результаты, чем их не загипнотизированные сверстники, но они были более уверены в правильности своих неправильных ответов. «Как я мог запомнить это неправильно? Я был загипнотизирован!» может быть мыслительный процесс на работе.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Фото: Дмитрий Зинкевич (Shutterstock)

    Мы все знакомы с идеей терапевта, нависающего над пациентом и провозглашающего «расскажи мне о своей матери», но «лечение разговором», которое сосредоточение внимания на травмирующих детских событиях становится все менее и менее распространенным явлением. Наиболее изученной, рекомендуемой и широко используемой формой разговорной терапии в настоящее время является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), школа, которая в значительной степени не заботится о том, чтобы копаться в прошлом пациентов, чтобы понять, почему они так запутались в настоящем.

    Вместо этого когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на симптомах и оставляет причины в покое. Если вы нервничаете в социальных ситуациях, когнитивно-поведенческая терапия может научить вас расслабляться на барбекю, а не пытаться заставить вас рассказать о том, что произошло на вечеринке по случаю вашего пятого дня рождения. Хотя универсального подхода к психологическому консультированию не существует, метаанализ исследований когнитивно-поведенческой терапии убедительно свидетельствует о его эффективности.

    Предыдущий слайд

    Следующий слайд

    Иллюстрация: agsandrew (Shutterstock)

    Многие культуры верят, что сны пророческие. Фрейд считал, что сны раскрывают наше бессознательное посредством символов. Там нет конца материалу «толкование снов». Но все эти теории, вероятно, ошибочны. Хотя невозможно с уверенностью сказать, что означают образы, создаваемые нашим спящим разумом, многие нейробиологи считают, что они ничего не означают .

    Модель сна Активация-Синтез утверждает, что во время сна ваш мозг срабатывает случайным образом, и вы строите образы из этого. Когда вы просыпаетесь, вы создаете «историю сна» вокруг образов. Можно возразить, что история, которую вы сочиняете, раскрывает что-то о вас, но сны сами по себе ничего не значат.

     

    Три закона человеческого поведения — BehavioralEconomics.com

    перейти к содержанию Три закона человеческого поведения

    Алин Хольцварт

     

    Когда Исаак Ньютон сформулировал три закона движения более трехсот лет назад, он сделал нечто радикальное.

    Не его теории или вычисления, лежащие в их основе, были такими революционными — на самом деле, первый закон Ньютона — это просто повторение теории инерции Галилея, сформулированной примерно 50 лет назад. Что было радикальным в трех законах Ньютона, так это то, что он смог выделить такой невероятный объем и сложность достижений в области физических наук (см. Эти три простых закона не только легли в основу бесчисленных лабораторных и полевых экспериментов и предшествовали теории относительности Эйнштейна, но и использовались в качестве основы для изобретений и инноваций в период промышленной революции и не только.

     

     
    Но нет эквивалента ньютоновских законов движения в науках о поведении, и, к сожалению, работы Ньютона в математике и физике не дают много информации о человеческом поведении. Прямого перевода «F=ma» на методы нашего человеческого безумия нет. К счастью, существуют некоторые общие тенденции, лежащие в основе большей части нашего поведения.

    В духе трех законов движения Ньютона в этой статье представлены Три закона человеческого поведения.

     

     
    Рассмотрим их по одному.
     


     
    Люди — существа с наименьшим сопротивлением. Мы выбираем дорогу, по которой чаще всего ходят, или дорогу, лучше всего вымощенную. Наше поведение во многом происходит на автопилоте, поэтому для совершения простых действий, выходящих за рамки нашей обычной рутины, требуются значительные усилия, даже если у нас есть самые лучшие намерения изменить свое поведение. Подумайте, сколько раз вы принимали решение начать ездить на работу на велосипеде и сколько раз вы действительно это делали. У нас есть общее предубеждение, которое объясняет, почему мы так плохи в этом, и оно называется предубеждением статус-кво. Статус-кво — это мощная сила в человеческом поведении, прямо аналогичная инерции, описанной в первом законе движения Ньютона: сила необходима для изменения движения.

    Существует два основных типа сил в контексте человеческого поведения, как и в физике: силы, которые мешают выполнению поведения, называются «трением» — от чувства истощения, когда пора тренироваться, до форма заявки на открытие накопительного счета здоровья. Или барьеры, возникающие при попытке записаться на обычный прием к врачу. «Топливо» — это второй тип силы, представляющий все, что делает поведение более привлекательным — от геймификации неинтересных процедур до предоставления стимулов, зависящих от хорошего поведения. Например, соревнование в качестве замены вознаграждения для поощрения физических упражнений.

    Трение замедляет вас, а топливо толкает вперед. Если нет изменений в трении или топливе, вы, как правило, придерживаетесь статус-кво. Но по тому же принципу изменения в поведении могут происходить за счет изменения топлива и трения. (Чтобы узнать больше о топливе и трении, ознакомьтесь с этой статьей.)
     

     
    Поведение не существует в вакууме. Это комбинация человек — со всеми их намерениями, убеждениями, знаниями, мотивацией, личностью, историей и так далее — и их окружающая среда — включая все, от выбора архитектуры очереди к кассе продуктового магазина до огней, запахов и друзей или врагов, окружающих их. Это особая смесь этих двух типов ингредиентов, человека и его окружения, которая приводит к определенному поведению, проявляемому в определенное время и в определенном месте.

    Курт Левин известен тем, что связывает человеческое поведение с двумя основными элементами: индивидуальными характеристиками или состоянием человека и средой, в которой он находится. Его универсальное уравнение B = ƒ(P,E) восходит к 1936 и не менее актуален сегодня.

    Этот закон сложнее, чем может показаться на первый взгляд, он выходит за рамки самостоятельных наблюдений о том, что поведение зависит от человека, и что на поведение также влияет среда. Другими словами, уравнение Левина не подразумевает, что поведение является функцией человека, или B=ƒ(P), и — отдельно — что поведение также является функцией среды, B=ƒ(E). Конечно, существует множество исследований, посвященных отдельному изучению человека и окружающей среды. Мы можем заметить, что когда кто-то (назовем ее Эмма) находится в состоянии стресса, он с меньшей вероятностью закажет салат в своей столовой на работе и вместо этого выберет менее здоровую альтернативу. И — отдельно — если мы повесим знак, поощряющий салаты в столовой, мы можем увидеть увеличение потребления салатов среди обедающих в целом. Но знание каждого из них по отдельности не приблизит нас к тому, чтобы узнать, закажет ли Эмма сегодня салат.

    То, что вносит вклад B=ƒ(P,E), является взаимодействием между этими элементами. Это признание того, что вы не можете полностью понять (или предсказать) поведение Эммы, если вы только понимаете Эмму — кто она, что она чувствует или что она думает — или если вы понимаете только то окружение, в котором она находится. Вам нужно и то, и другое.

    На приведенной ниже диаграмме показано, как на выбор Эммы в обед (заказывать салат или нет) влияет взаимодействие между ее состоянием (ее уровень стресса) и ее окружением (независимо от того, есть ли в столовой вывеска, рекламирующая салат). .
     

     
    Как и ожидалось, Эмма, как правило, с большей вероятностью закажет салат, когда она в целом не испытывает стресса (по сравнению с тем, когда она находится в состоянии стресса), так же как она обычно с большей вероятностью заказывает салат, когда есть знак салаты присутствуют (по сравнению с отсутствием признаков). Но что-то интересное происходит, когда она одновременно находится в состоянии стресса и есть знак. В этом случае, когда Эмма находится в состоянии стресса, знак на самом деле имеет неприятные последствия и приводит к более низкой вероятности того, что Эмма получит салат, чем если бы знака не было. Мы можем подозревать, что когда она находится в состоянии стресса, то, увидев вывеску, рекламирующую салаты, может показаться покровительственной, побуждая Эмму к проявлению реакции, которая вызывает бунт против салатов. Хотя это всего лишь один вымышленный и упрощенный пример, он демонстрирует важность рассмотрения как человека, так и окружающей среды при попытке понять поведение.
     


     
    Компромиссы

    Каждое решение сопряжено с затратами и выгодами. Иногда мы можем активно взвешивать все «за» и «против» решения, а иногда нет. Но независимо от того, какое внимание мы уделяем компромиссам, присущим любому решению, часто в одной области мы теряем выгоду, а в другой получаем прибыль. Например, скажем, вы рассматриваете возможность начать прием поливитаминов. Вы можете сказать: «Конечно, это вполне может быть плацебо, но в чем же обратная сторона?» Какие минусы могут быть в приеме витаминов? Для начала, есть тот факт, что вы должны заплатить за это. Витамины не могут быть непомерно дорогими, но на каждый доллар, потраченный на витамины, этот же доллар нельзя потратить на что-то другое. Скажем, вы тратите 15 долларов на 150 жевательных мармеладок 3 раза в день, поэтому одной упаковки хватает на 50 дней, и вам нужно покупать примерно 7 штук в год (7 * 15 долларов = 105 долларов в год). Десять лет витаминов означают отказ от 1050 долларов, которые вы могли бы потратить на действительно хороший новый велосипед, или на 235 тыквенных латте со специями, или на девять дней в Диснейленде.

    Эта концепция «от чего я отказываюсь, если делаю X?» известна как альтернативная стоимость, и это тип компромисса, который мы часто игнорируем. Один из способов взвесить такие компромиссы — классифицировать потенциальные плюсы и минусы решения, а затем взвесить их (метод, называемый теорией обнаружения сигналов; см. эту статью, написанную с Дэном Ариэли для более подробного изучения). Когда ситуации сложны и предполагают некоторую степень неопределенности, мы можем использовать этот метод для рассмотрения компромиссов конкретного решения. Поскольку наше время и ресурсы ограничены, мы должны выбирать, как их тратить с умом.

    Непредвиденные последствия

    Непредвиденные последствия связаны с компромиссами. Точно так же, как плюсы и минусы каждого решения, которые мы не видим, могут быть некоторые непредвиденные последствия, вызванные решением. Принимая решение, мы не можем предсказать будущие последствия, которые сводят на нет или подрывают положительные стороны этого решения. Классическим примером этого является эффект «вытеснения» или чрезмерного оправдания, когда положительное поведение (например, физические упражнения) первоначально усиливается внешним стимулом (например, финансовым вознаграждением), но положительный эффект исчезает (и может даже отступить до уровня). ниже, чем до введения поощрения!) как только поощрение будет прекращено. Подобные награды могут стимулировать поведение в краткосрочной перспективе, но подрывать мотивацию в долгосрочной перспективе.

    Часто наши действия имеют последствия, выходящие за рамки воздействия на нас самих. Эти типы воздействия на третьи стороны называются внешними эффектами, и внешние эффекты могут варьироваться от загрязнения, производимого автомобилями или сжигающими уголь заводами, до вашего решения включить возмутительно громкую музыку, которую ваши соседи могут не очень оценить, поскольку они пытаются устроить романтическую встречу. вечер дома. Трагедия общего достояния — классический пример негативных внешних эффектов: когда каждый человек действует в своих собственных интересах, он не намерен истощать пул ресурсов, чтобы пострадали все остальные, — но именно это может произойти, когда злоупотребляют общими ресурсами. Непреднамеренные последствия могут быть очень сложными, как в случае с запретом пластиковых пакетов, который на самом деле наносит вред окружающей среде, несмотря на благие намерения, лежащие в основе политики.
     

     

    Почему сейчас?

    Когда Исаак Ньютон предложил три закона движения в 1687 г., физические науки переживали значительный шквал развития — настолько, что и промышленная революция (~1760-1820 гг.), и философская эпоха Просвещения (~1715-1789 гг.) ) были стимулированы вскоре после этого. Достижения, достигнутые в течение этих двух знаменательных исторических эпох (которые вы наверняка помните по школьному уроку истории), стали возможными отчасти благодаря вновь обретенному энтузиазму по использованию научных достижений в промышленных целях.

    Только сейчас, в двадцать первом веке, специалисты-практики начинают серьезно относиться к открытиям и методам науки о поведении, чтобы использовать их в промышленности. Наука о поведении превратилась из популярного модного словечка в потребность в рабочей силе в инновационных компаниях, и понимание человеческого поведения применяется в промышленности таким образом, как никогда раньше — не только в маркетинговых целях, но и при принятии решений в таких широких областях, как банковское дело, потребительские товары и здравоохранение.

    Подобно физическим свойствам Вселенной, человеческое поведение сложно. И точно так же, как законы Ньютона описывают движение физических объектов, эти законы человеческого поведения стремятся предоставить общую модель поведения людей. Люди склонны придерживаться статус-кво, если силы трения или топлива не сталкивают нас с нашего пути; поведение есть функция человека и его окружения; каждое решение включает в себя компромиссы и возможность непредвиденных последствий. Если мы будем помнить об этих трех законах, мы сможем разрабатывать лучшие продукты для людей, которые помогут им вести себя лучше — не только в лабораториях университетов, но и в частном секторе, от вашего сберегательного счета до вашего фитнес-приложения.

     

    Иллюстрации Мэтта Троуэра

    Дизайн стола Мартины Дияновой

    • Био
    • Твиттер

    Алин Хольцварт (Aline Holzwarth) — ученый-прикладник, специализирующийся на исследованиях в области цифрового здравоохранения и научно обоснованном дизайне продуктов. Она возглавляет отдел поведенческих исследований в Pattern Health, компании, занимающейся технологиями в области здравоохранения, которая позволяет легко создавать персонализированные планы ухода (шаблоны) для пациентов, используя науку о поведении, чтобы помочь пациентам придерживаться этих шаблонов. Она также является соучредителем Behavior Shop, консалтинговой компании по поведенческим наукам, и занимает должность директора Центра продвинутого ретроспективного анализа в Университете Дьюка, лаборатории прикладных поведенческих наук, которая помогает людям быть счастливее, здоровее и богаче дома и за границей. .

    Последние посты
    • Как позиционировать свой бренд: поведенческая наука о относительной дифференциации

    • Интернет вещей: знаковая технология для изменения поведения?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *