Психологические законы управления
6.12.2012
Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:
- Закон неопределенности отклика.
- Закон неадекватности взаимного восприятия.
- Закон неадекватности самооценки.
- Закон искажения информации.
- Закон самосохранения.
- Закон компенсации. Рассмотрим каждый из них.
Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях — апперент и наличии стереотипов сознания.
Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть в полной мере.
Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому, что избрал неправильный способ защиты.
Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.
Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие:
- Человек постоянно находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.
- Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.
- Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.
В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям:
- принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
- принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
- принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.
Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной — она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек — это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.
Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.
Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию.
Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:- Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.
- Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.
- Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.
Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад.
Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать.
Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.
Ключевые слова: Управление
Источник: Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления
Материалы по теме |
---|
Измерение эффективности государственного управления Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы… |
Компетентная и развивающаяся служба управления персоналом Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации |
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002 |
Российская модель корпоративного управления Веснин В.Р., Корпоративное управление |
Понятие управленческого решения Менеджмент. Учебное пособие |
Информационная структура современного государственного управления Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,… |
Государственное управление: сущность, специфика, функции Бурганова Л. А. — Теория управления (Высшее образование) — 2009 |
Принципы менеджмента Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА |
Законы психологии управления | Журнал Деловой мир
Отправить статью или инфоповод
4 ноября 2010
11632
Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?
Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:
1. Закон неопределенности отклика.
2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
3. Закон неадекватности самооценки.
4. Закон искажения информации.
5. Закон самосохранения.
6. Закон компенсации.
Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.
Закон неопределенности отклика
Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.
Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.
Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.
Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.
При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты.
Закон неадекватности взаимного восприятия
Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.
Но ведь человек — система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию.
1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.
2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно — психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.
3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.
Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:
а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.
Закон неадекватности самооценки
Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.
Закон искажения информации
Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:
1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).
2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.
3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.
Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:
1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.
2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.
3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.
Закон самосохранения
Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель.
Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.
Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».
Закон компенсации
В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.
Эксперт Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
Источник: Elitarium.ru
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
9 Психологические законы, управляющие вашими действиями помимо вашей воли / AdMe.ru
В нашей жизни происходит много событий, которые часто трудно понять. Как гадатели так точно предсказывают будущее и почему разбитые окна так тревожат? Ученые уже создали теории, объясняющие, что означают эти вещи, происходящие вокруг нас. Оказывается, люди действуют по сценарию, и наше поведение на самом деле довольно предсказуемо.
Мы в AdMe.ru прочитал много книг по психологии и сегодня мы поделимся с вами секретными знаниями — все, что с вами происходит, не случайно. Странные поступки людей также можно объяснить с помощью науки.
1. Теория выученной беспомощности
Выученная беспомощность — это поведенческое расстройство, при котором человек не пытается сделать что-либо для улучшения своей жизни, даже если у него есть возможность что-то с этим сделать. Почему это называется «выучено»? Потому что никто не рождается с мыслью, что преодоление препятствий бесполезно. Эта мысль появляется после сильного стресса или многочисленных неудач. Люди опускают руки и начинают верить, что от них ничего не зависит, особенно после того, как получили многочисленные удары от самой жизни.
Вот пример из жизни: Человек дважды провалил тесты, необходимые для поступления в университет, много работает за очень небольшие деньги и не может расстаться с токсичным супругом. Решение кажется довольно простым: подготовьтесь к экзамену, найдите другую работу, разведитесь, и ваши проблемы исчезнут. Но кто-то доведенный до беспомощности, не видит легкого выхода и будет продолжать терпеть боль.
Что делать?
- Забудьте о том, чтобы быть совершенным — в жизни очень мало вещей, которые вы можете сделать на 100% идеально.
- Уменьшите свои ожидания, в том числе негативные. Мы склонны бояться неприятностей, даже если они еще не случились.
- Учитесь сохранять оптимизм. Есть нечто, называемое выученным оптимизмом, и вы можете приобрести его с помощью нескольких упражнений.
2. Теория разбитых окон
Криминологическая теория разбитых окон реализована двумя американскими социологами: Л. Келлингом и Джеймсом К. Уилсоном. Эти ученые пытались выяснить причину роста преступности в Нью-Йорке в 80-х годах. Они пришли к следующему выводу: мелкие правонарушения вроде разбросанного мусора или граффити активно влияли на уровень преступности в целом.
Вот пример из реальной жизни : Если в здании есть хотя бы одно разбитое или отсутствующее окно, люди, проходящие мимо, предполагают, что за зданием никто не ухаживает и что нет ответственных людей, которые могли бы навести порядок. Через короткое время все окна будут разбиты, а люди, живущие в этом районе, станут более уверенными в своей способности сойти с рук. Более того, они скоро придут к выводу, что за более тяжкие преступления их не накажут.
Стороннику этой теории Руди Джулиани, мэру Нью-Йорка (1994 г.), удалось вдвое снизить уровень преступности в городе.
3. Теория туннеля реальности
Согласно этой теории, человек видит мир сквозь фильтры собственного опыта и убеждений. Воспитание, образование и все радости и неудачи, которые когда-либо случались с нами, составляют материал нашего туннеля реальности. Вот почему люди часто по-разному реагируют на одни и те же вещи.
Вот пример из жизни: Глядя на Мону Лизу, знаменитую картину Леонардо да Винчи, один человек увидит загадочную улыбку, другой найдет в ней математическое совершенство, а третий увидит толстая, безбровая женщина. Никто из этих людей не ошибается, потому что все они живут в своих собственных туннелях реальности и твердо верят, что они правы.
Все это происходит потому, что согласно теории туннеля реальности не существует общей истины. Для него невозможно существование, потому что очень трудно выбраться из своего привычного, безопасного и удобного туннеля.
4. Дилемма ежей
Люди склонны оставаться рядом друг с другом; большинству из нас нужны семья и друзья. Однако интимные отношения иногда сопровождаются болью. Несовершенство наших близких может заставить нас отдалиться и уйти. Однако через некоторое время мы совершаем те же ошибки, ища близость и страдая от этого позже.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это дилеммой ежей или проблемой дикобраза. В своей работе он поделился следующей притчей:
«Несколько дикобразов сбились в кучу, чтобы согреться в холодный зимний день; но так как они начали колоть друг друга своими иглами, то принуждены были разойтись. Однако холод снова свел их вместе, когда произошло то же самое. Наконец, после многих поворотов, сбившись в кучу и рассредоточившись, они обнаружили, что им будет лучше всего оставаться на небольшом расстоянии друг от друга. Точно так же потребность в обществе сближает человеческих дикобразов только для того, чтобы они взаимно отталкивались многими колючими и неприятными качествами их природы».
Артур Шопенгауэр, Parerga und Paralipomena: kleine philosophische Schriften
5. Нога в дверь
Сначала человек делает вам маленькое одолжение, а потом вы попадаете в ловушку, потому что его требования и просьбы становятся все смелее и смелее, в то время как вы не можете сказать: «Нет». Уловка под названием «нога в двери» широко используется маркетологами, которые хотят продать вам свой товар.
Вот пример из жизни: Поставщики услуг говорят вам: «Получите пробную версию нашей программы» или «Подпишитесь на наши услуги — первый месяц подписки предоставляется бесплатно». Потребитель еще не заплатил ни копейки, но уже попал в ловушку, потому что проще продать расширенную подписку тому, кто уже попробовал бесплатную версию.
Если продавец обещает вам большую скидку или сделку а-ля «Купите 3 по цене 2», это значит, что он прочитал одну из этих психологических книг и пытается проникнуть в вашу дверь. Они прекрасно понимают, что вы придете снова и потратите крупную сумму денег в их магазине.
6. Теория ползучей нормальности
Люди способны спокойно принимать самые страшные перемены в своей жизни, если эти перемены происходят постепенно.
Вот пример из жизни: Жители больших городов готовы терпеть смог и ухудшение экологии в своем городе, потому что эти изменения не происходят быстро, и у них есть время привыкнуть к плохому .
Эта теория может ответить на многие вопросы — от больших исторических событий до обычных повседневных вещей. Почему люди продолжают жить в браке, разрушающем их психику? Ответ довольно прост: они привыкли к этому и приняли это, потому что изменения не произошли в одночасье. Их реальность изменилась, и ненормальные вещи постепенно стали казаться нормальными.
7. Теория анонимной власти
Согласно этой теории становится легко манипулировать людьми с помощью волшебных слов. Фразы вроде «по мнению ученых» или «эксперты утверждают» , даже не подкрепленные очевидными научными исследованиями, легко воспринимаются как истина. Мы подсознательно прислушиваемся к анонимному авторитету (эксперту или ученому), которого может вообще не быть.
Вот пример из жизни: В рекламе таблеток говорится, что эффективность этого препарата доказана учеными. Это заставляет зрителя начать доверять этому заявлению. Как можно не верить ученым?
Не доверяйте обезличенной информации. Есть фразы, используемые в рекламе, в Интернете и в газетах, которые являются ложью. Вот некоторые из них:
- Фразы без точных цифр типа «большинство ученых» или «некоторые люди» (кто эти люди?)
- Фразы типа «До 100%» (это 2% или 99%?)
Требуйте доказательств в любой неизвестной ситуации и доверяйте только тем, кто может их предоставить.
8. Самосбывающееся пророчество
Иногда пророчества сбываются, но в этом нет волшебства. Хитрость в том, что если вы верите в это пророчество, оно сбудется. Этот парадокс активно используют мошенники.
Вот пример из жизни: Гадалка предсказала человеку, что через день-два он попадет в больницу. Так впечатленный человек продолжает свою жизнь, погруженный в грустные мысли о возможном болен и не знает, что его окружает. В конце концов, наш герой поскользнулся, упал на тротуар и попал в больницу с растяжением лодыжки. «Пророчество» гадалки сбылось, но не потому, что она может видеть будущее — человек сам сделал «пророчество» сбывшимся.
Человеку достаточно подсознательно поверить в чужую идею, чтобы начать генерировать мысли, подтверждающие эту идею. К сожалению, чужие идеи не всегда хороши. Однако вы можете избежать самосбывающегося пророчества, если попытаетесь создать свои собственные позитивные утверждения.
9. Синдром утенка
Только что вылупившийся утенок принимает первый увиденный движущийся объект за свою мать и продолжает повсюду следовать за ним. «Матерью» может служить человек, собака, коза или даже неодушевленный предмет. Ученые называют это поведение «импринтингом», а также говорят, что все люди имеют эту характеристику в себе.
Синдром утенка появляется, когда человек сталкивается с новой средой и начинает считать объект, который он видит первым, лучшим. Более того, очень сложно уговорить этого «утёнка» попробовать что-то новое и почти невозможно доказать, что новое может быть лучше старого.
Вот пример из жизни: «Бумажные книги лучше цифровых», или «Мобильные телефоны с кнопками надежнее, чем сенсорные», или «Этот новый дизайн ужасен», — это фразы, указывающие на у человека синдром утенка.
Этот эффект делает человека предвзятым и мешает ему прислушиваться к мнению других. Однако новые вещи тоже могут быть хорошими и удобными.
Какие из этих психологических законов имели место в вашей жизни? Пожалуйста, расскажите нам об этом в комментариях!
Обратите внимание, : эта статья была обновлена в марте 2022 года, чтобы исправить исходный материал и фактические неточности.
AdMe.ru/Психология/9 Психологические законы, управляющие вашими действиями против вашей воли
Три закона человеческого поведения
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Если вы изучали физику в средней школе, вы знакомы с тремя законами движения Ньютона. Эти правила описывают взаимосвязь между движением тела и силами, действующими на него, и были впервые предложены в 17 веке английским математиком Исааком Ньютоном.¹ Примечательно, что Ньютону удалось свести сложные и трудные физические понятия к трем простым универсальным правилам. .
Три закона движения:
- Тело в состоянии покоя останется в покое, а тело в движении останется в движении, если на него не действует внешняя сила.
- Сила, действующая на объект, равна произведению массы этого объекта на его ускорение.
- На каждое действие есть равное и противоположное противодействие.
До тех пор, пока ньютоновская физика не была представлена квантовой механикой и общей теорией относительности в начале 20-го века, считалось, что эти законы описывают воздействие сил на все объекты и их движение. Они до сих пор часто используются в расчетах и точно отражают движение объектов — если только мы не говорим о квантовых частицах или чрезвычайно массивных телах. Но можем ли мы применить эти законы к чему-либо еще? В 2019 годустатья для Behavioral Economics , Алин Хольцварт, ученый-бихевиорист, использовала законы движения Ньютона для обоснования трех законов человеческого поведения.²
Вот эти три закона:
- за счет уменьшения трения или увеличения подачи топлива.
- Поведение (B) является функцией человека (P) и его окружения (E), или B=f(P,E).
- Для каждого принятого решения есть компромиссы и вероятность непредвиденных последствий.
Хотя человеческое поведение сложно, Хольцварт предположил, что эти законы могут, по крайней мере, фиксировать очень общие поведенческие тенденции.
»И так же, как Законы Ньютона описывают движение физических объектов, эти Законы Человеческого Поведения стремятся предоставить общую модель поведения людей. Люди склонны придерживаться статус-кво, если силы трения или топлива не сталкивают нас с нашего пути; поведение есть функция человека и его окружения; каждое решение включает в себя компромиссы и возможность непредвиденных последствий.
– Алин Хольцварт
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
История
Другие социологи сравнивали психологические и социологические тенденции с универсальными законами физики, но Хольцварту принадлежит ответственность за вывод трех четких законов из законов Ньютона. 3 Как и законы движения, три закона человеческого поведения Хольцварта предназначены для описания поведения в целом и могут нарушаться в конкретных случаях. Хотя теории Ньютона в конечном итоге были заменены квантовой механикой и теорией относительности, три закона движения по-прежнему полезны вне тел, обладающих чрезвычайно большой или малой массой. Точно так же законы человеческого поведения могут быть наиболее действенными, если их использовать в качестве аппроксимаций общих тенденций.
Первый закон гласит, что поведение имеет тенденцию следовать статус-кво, если на него не влияет уменьшение трения или увеличение количества топлива. Хольцварт резюмирует этот закон в концепции, с которой мы все, вероятно, знакомы: люди склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Когда мы позволяем нашему «автопилоту» контролировать наши решения, например, приготовить здоровую еду вместо заказа, нашей автоматической реакцией будет выбор наиболее удобного варианта, даже если в долгосрочной перспективе это плохой выбор. Это поведение фиксируется Предвзятость статус-кво , которая описывает наше предпочтение продолжать то, что мы делаем. Даже если имеет смысл что-то изменить, например, ходить на работу пешком, а не водить машину, чтобы больше потренироваться, мы, естественно, сопротивляемся смене привычного режима.
Подобно инерции в первом законе движения Ньютона, предубеждение статус-кво препятствует изменению нашего поведения. Нам нужно определенное количество силы, чтобы произошли изменения. Действительно, инерция на самом деле была определена в науке о поведении из-за нашего сопротивления изменениям. Хольцварт описывает два основных вида сил, определяющих поведение человека: трение и топливо. Трение является отрицательной силой, потому что оно действует как препятствие для выполнения поведения. Например, трение может быть телефонным звонком, который нам нужно сделать, чтобы записаться на прием к врачу, или очередью, в которой мы должны стоять, чтобы обновить наши водительские права.
Это означает, что изменить свое поведение часто довольно сложно, если только другая первичная сила, топливо, не может преодолеть трения в ситуации. Топливо делает поведение более привлекательным, например, социальные и денежные вознаграждения за выполнение определенных задач (например, выход на работу). Можем ли мы изменить свое поведение или нет, зависит от баланса топлива и трения.
Второй закон человеческого поведения, аналогичный закону известного отношения F = ma в физике, предполагает, что поведение (B) является функцией человека (P) и его окружения (E), или B=f( П, Е). Хольцварт объясняет, что поведение зависит от конкретного человека и его личных ценностей, убеждений, опыта и т. д., а также от конкретной среды, в которой находится человек. Это включает в себя физическое окружение, сенсорные элементы, его круг общения и любые другие внешние факторы. . Одним из ярких примеров влияния нашей среды на поведение являются витрины и макеты в магазине, такие как конфеты и легкие закуски, расположенные в кассовом проходе магазина. Пока клиенты ждут, у них может возникнуть соблазн взять плитку шоколада, поскольку она находится перед ними, даже если их личные факторы (голод, забота о здоровье) не особенно благоприятствуют ее покупке.
Уравнение B=f(P,E) не является изобретением Хольцварта, а восходит к одному из пионеров современной социальной психологии Курту Левину. Он впервые предложил эту универсальную взаимосвязь в 1936 году, подчеркнув важность взаимодействия между человеком и его окружением в определении его поведения.⁴ Хольцварт также подчеркивает, что в B=f(P,E) поведение определяется не человеком, а окружением изолированно друг от друга, а по тому, как человек реагирует на окружающую среду. Хотя мы склонны недооценивать влияние ситуационных факторов на поведение человека из-за предубеждения, называемого фундаментальная ошибка атрибуции , второй закон человеческого поведения служит напоминанием о том, что для объяснения поведения нам необходимо понимать и человека, и окружающую среду, и их взаимодействие.
Третий закон (основанный на концепции, согласно которой при взаимодействии двух тел они прикладывают друг к другу силы, равные по величине и противоположные по направлению) заключается в том, что для каждого принятого решения есть компромиссы и возможность непредвиденных последствий. Это может быть самый общий и, казалось бы, очевидный из законов, но Хольцварт утверждает, что мы часто не учитываем компромиссы и непреднамеренные последствия наших решений. Например, при традиционном подходе к принятию решений, основанном на плюсах и минусах, мы можем упустить возможности, которые мы теряем, выбирая конкретный вариант, также известный как альтернативная стоимость. Если мы решаем каждый день на работе покупать полезный салат на обед, мы теряем возможность потратить эти деньги на другие полезные для здоровья продукты или процедуры.
Еще одна часть процесса принятия решений, которую мы часто упускаем из виду, — это непредвиденные последствия. Это результаты, которых мы не ожидаем, независимо от того, затрагивают они нас или нет. В глобальном масштабе вредные экологические последствия являются обычными непреднамеренными последствиями поведения. Даже социальные движения с благими намерениями могут иметь неожиданные негативные последствия для дела, которое они пытаются решить. Например, рассмотрим последствия запрета на пластиковые соломинки. Это кажется очевидным решением для сокращения пластиковых отходов и негативного воздействия на окружающую среду. Тем не менее, запрет на пластиковые соломинки снимает с потребителя бремя принятия экологически безопасного решения, тем самым устраняя умственное воздействие потребителей, сознательно учитывающих их воздействие на окружающую среду. В качестве эффекта просачивания потребители могут меньше задумываться об экологических последствиях своего другого выбора и не будут усваивать экологическое послание, стоящее за народными движениями, которые в первую очередь привели к запретам.
Последствия
Эти законы обеспечивают очень простую и широкую основу для понимания нашего поведения и поведения окружающих нас людей. Хольцварт включает в свои три основных закона ряд хорошо зарекомендовавших себя предубеждений и эвристик, эффективно охватывая многие важные концепции науки о поведении. Как отмечает Хольцварт, это ее намерение, законы не представляют ничего нового, а вместо этого объединяют множество идей в этой области в эти общие правила. Для среднего человека это может быть более приятным напоминанием о наших тенденциях, чем длинный список индивидуальных предубеждений.
Таким образом, законы действуют так же, как и их аналоги в физике — они перегоняют поле сложных теорий в три простых закона. Цель Хольцварта состоит в том, чтобы законы науки о поведении могли влиять на то, как мы разрабатываем продукты. Точно так же, как законы Ньютона продолжали использоваться для расчетов и понимания движения большинства объектов, мы надеемся, что эти законы могут служить инструментом для создания продуктов и услуг на основе нашего поведения. Даже если есть конкретные случаи, когда эти законы больше не выполняются, как в случае, когда законы Ньютона применяются к квантовым частицам или чрезвычайно массивным объектам, эти обобщения, тем не менее, могут привести нас к более совершенным приложениям и программам.
Противоречия
Законы в науке о поведении, как правило, должны быть очень общими, и даже в этом случае человеческое поведение всегда может выходить за рамки определенного закона — в отличие от того, как мы ожидаем, что физическая материя будет подчиняться определенным законам. Поскольку психология считается «мягкой» наукой, эта область, как правило, не склонна к теоретизированию фундаментальных правил, регулирующих поведение. Более того, может показаться немного натянутой попытка перевести законы движения Ньютона в аналогичные законы человеческого поведения. Тем не менее, законы кажутся интуитивно понятными, как только их объясняет Хольцварт, и, подобно законам Ньютона, кажутся очевидными, даже если мы не смогли установить связи до того, как прочитали о них.
Другие вопросы, к которым обращается Хольцварт: зачем создавать эти законы сейчас? Они действительно так полезны? Хольцварт предполагает, что наука о поведении как область в настоящее время претерпевает изменения, параллельные трансформации физики во времена Ньютона. Успехи происходили быстро, подпитываемые спросом на промышленное применение физики. Точно так же, утверждает Хольцварт, в настоящее время перед инновационными и конкурентоспособными компаниями существует серьезная необходимость использовать идеи поведенческих наук не только для целей маркетинга и управления, но и для таких областей, как разработка продуктов, здравоохранение и банковское дело. В результате ученым-бихевиористам необходимо общаться и организовывать свою работу таким образом, чтобы другие могли ее понять и применить в своих соответствующих областях. Эти законы служат эффективным руководством для обобщенного человеческого поведения и включают в себя множество хорошо зарекомендовавших себя теорий, предубеждений и эвристик.
Точно так же, как теория гравитации и законы Ньютона были опровергнуты в 20-м веке квантовой механикой и теорией относительности, но до сих пор продолжают использоваться в качестве полезных инструментов для приблизительных расчетов, три закона человеческого поведения имеют наибольший потенциал в качестве ориентира. для профессионалов, как знакомых, так и незнакомых с наукой о поведении, для разработки более качественных продуктов. Известно, что поведение человека сложно и разнообразно, но, тем не менее, оно часто подчиняется определенным правилам, как и физика. Эти обобщения могут помочь нам хотя бы частично понять собственное поведение и даже в большей степени помочь нам понять поведение окружающих нас людей.
Связанный контент TDL
Предвзятость статус-кво
Предвзятость статус-кво описывает наше сопротивление изменениям или наше предпочтение текущему положению дел. Эта предвзятость высвобождает наши умственные ресурсы для других задач, но небольшие решения, которые мы отдаем на откуп нашему «автопилоту», могут снова и снова становиться жертвой предвзятости статус-кво, что приводит к небольшим изменениям, даже когда мы этого хотим. Узнайте больше о предвзятости статус-кво в нашем справочном руководстве.
Инерция
Инерция относится к тенденции объекта сопротивляться изменению движения. Как следует из первого закона человеческого поведения, люди также сопротивляются изменениям и предпочитают оставаться в статус-кво. В результате ученые-бихевиористы изучили инерцию с точки зрения нашей склонности продолжать интерпретировать информацию одним и тем же образом. В этой статье справочника описывается история инерции как концепции поведенческой науки и то, как мы можем применить эту физическую идею к тому, как работает познание.
Почему так сложно изменить поведение?
В этой статье исследуется сила и зачастую иррациональность нашего сопротивления переменам. Часто, независимо от того, как мы относимся к выбору, мы избегаем изменений, как описывает первый закон человеческого поведения. Каким бы привлекательным ни было поведение, если трение, блокирующее поведение, сильнее топлива, мы будем сопротивляться изменениям.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Это предубеждение возникает, когда мы выносим суждения о поведении другого человека и непропорционально приписываем его действия его личности больше, чем ситуационным факторам.