9 психологических законов, которые управляют поступками людей даже против их воли / AdMe
В нашей жизни происходит куча событий, которые сложно понять. Почему гадалки точно «предсказывают» будущее, а разбитые окна вызывают беспорядки в городе? Ученые уже давно вывели теории, которые объясняют, почему вокруг творится не пойми что. Оказывается, люди действуют по сценарию и наше поведение несложно предсказать.
Мы в ADME прочитали массу книг по психологии и сегодня поделимся с вами тайным знанием: все случайности, которые происходят с вами, не случайны. И самые странные поступки людей можно объяснить с помощью науки.
1. Теория разбитых окон
Криминологическая теория разбитых окон родилась в головах двух американских социологов Уилсона и Келлинга. Ученые пытались разобраться, чем вызван рост преступности в Нью-Йорке 80-х. И пришли к выводу: мелкие правонарушения (разбросанный мусор или граффити) активно влияют на преступность в целом.
Пример из жизни: Если хотя бы одно окно в здании разбито и не застеклено, то прохожие решают, что всем вокруг плевать и ответственных за бардак нет. Вскоре в этом здании все окна будут разбиты, а по всему району расползется уверенность в безнаказанности. Люди решат, что и за более серьезные преступления им ничего не будет («Если можно другим, то почему нельзя мне?»).
Поклонник этой теории мэр Нью-Йорка (1994) Рудольф Джулиани снизил уровень преступности наполовину. ТРО можно применять повсюду: в международной политике, на государственном уровне, в своей квартире и на работе.
2. Теория выученной беспомощности
Выученная беспомощность — это нарушение поведения, при котором человек не делает ничего для улучшения своей жизни, хотя имеет для этого все возможности. Почему «выученная»? Да потому что никто не рождается с идеей, что преодолевать препятствия бесполезно. Эта мысль появляется после пережитого стресса или череды неудач. Раз за разом получая от жизни тычки и пинки, люди опускают руки и верят в то, что от них ничего не зависит.
Примеры из жизни: Человек провалил 2 попытки поступления в вуз, тяжело работает за мизерную зарплату или не может расстаться с токсичным партнером. Со стороны все легко и просто: выучи билеты к экзамену, найди другую работу, разведись — и проблемам конец. Но тот, кто загнан в беспомощность, не видит простого выхода и будет терпеть боль.
Что делать?
- Отбросить перфекционизм — мало что в жизни можно сделать на 100 % идеально.
- Снизить ожидания, в том числе негативные, — неприятность еще не произошла, а мы уже боимся ее.
- Научиться оптимизму. Да, есть такая штука, как выученный оптимизм, и за несколько упражнений ее можно усвоить. Вот тест, который определит уровень вашей жизнерадостности.
3. Теория туннелей реальности
Согласно этой теории, человек видит мир через фильтры своего опыта и убеждений. Воспитание, образование, все радости и неудачи, которые когда-либо происходили с нами, — вот строительный материал для туннеля реальности. И поэтому на одни и те же вещи люди реагируют по-разному.
Пример из жизни: Возьмем легендарную картину Леонардо да Винчи «Джоконда». При взгляде на нее один человек заметит загадочную улыбку, другой подметит в ней математическое совершенство. Ну а третий увидит полную женщину без бровей. И никто из этой троицы не ошибается — все они живут в своих туннелях и искренне верят, что правы.
А все потому, что, согласно теории туннелей, единой истины не существует. Да и существовать не может. Сбежать из своего туннеля сложно. Он похож на проторенную тропу: удобен и привычен.
4. Дилемма дикобразов
Люди устроены так, что тянутся друг к другу. Большинству из нас нужны семья и друзья. Однако близкие отношения иногда сопровождаются болью. Недостатки близких людей заставляют нас отдаляться, уходить. Но спустя некоторое время мы наступаем на те же грабли: снова ищем близости и страдаем от нее.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это явление дилеммой дикобразов. В своих работах он приводил такую притчу:
«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».
Артур Шопенгауэр, Parerga und Paralipomena: kleine philosophische Schriften
Залог счастливых отношений в любви и дружбе — в умении отдавать другому достаточно тепла и при этом сохранять личное пространство. Не терпите уколы иголками, но и не бегите от близких отношений. Соблюдайте разумную дистанцию, в которой чувствуете собственную целостность.
5. Нога в двери
Сначала человек выполняет незначительную просьбу, а потом оказывается в ловушке: с каждым разом требования становятся все наглее, а отказать нет сил. Фокусом «нога в двери» вовсю пользуются маркетологи, которые хотят вам что-нибудь продать.
Пример из жизни: Поставщики услуг просят вас: «Протестируйте бесплатную версию нашей программы» или «Подпишитесь на наш сервис, 1-й месяц подписка бесплатная». Потребитель пока еще не заплатил ни копейки, но уже попался: тому, кто опробовал бесплатную версию, легче продать расширенную подписку.
Если продавец обещает вам большую скидку или товар вроде «3 по цене 2», значит, он прочитал пару книг по психологии и «сует свою ногу в вашу дверь». Он знает, что вы придете еще и потратите большую сумму в его магазине.
6. Теория ползучей нормальности
Люди способны принять самые чудовищные изменения в своей жизни спокойно. При условии, что эти изменения происходят постепенно, а не одним махом.
Пример из жизни: Жители мегаполиса готовы терпеть смог и ухудшение экологической обстановки в городе, потому что они происходят не быстро и у людей есть время, чтобы привыкнуть к плохому.
Эта теория способна ответить на массу вопросов: от масштабных исторических до вполне обыденных бытовых. Почему народ Германии 30–40-х не воспротивился нацистскому правительству с его концлагерями? Почему люди живут в браке, который разрушает психику? Ответ прост: они привыкли и смирились, потому что изменения происходили не за один день. Их реальность менялась, но медленно, и в конце концов ненормальное стало нормальным.
7. Теория анонимного авторитета
Согласно этой теории, людьми несложно манипулировать с помощью «магических» слов. Выражения вроде «по словам ученых» или «эксперты утверждают», не подкрепленные ссылками на научные исследования, с легкостью принимаются на веру. Мы бессознательно прислушиваемся к анонимному авторитету — эксперту или ученому, которого, может, и не существует вовсе.
Пример из жизни: В рекламе таблеток рассказывают, что эффективность препарата доказана учеными. У зрителя возникает доверие к этому утверждению — как не поверить ученым?
Не доверяйте обезличенной информации. В рекламе, газетах и интернете есть фразы, которые выдают ложь. Вот некоторые из них.
- Фразы без четкого количественного обозначения: «многие ученые», «некоторые люди» (кто все эти люди?).
- Использование пассивного залога: «считается» (кем считается?).
- «До 100 % » (это сколько — 2 % или 99 %?).
В любой непонятной ситуации требуйте доказательства. И верьте только тем, кто может их предоставить.
8. Самоисполняющееся пророчество
Иногда предсказания действительно сбываются. Правда, в этом нет ни капли магии. Весь фокус в том, чтобы верить в пророчество, и оно станет реальным. Иногда этим парадоксом успешно пользуются шарлатаны.
Пример из жизни: Гадалка предсказала мужчине, что через день-другой он попадет в больницу. Впечатлительный человек идет по улице, погруженный в нерадостные мысли о возможной болезни, и не смотрит по сторонам. Наш герой поскальзывается, летит на тротуар и оказывается в больнице с растяжением лодыжки. «Предсказание» гадалки сбылось, но не потому что она ясновидящая. Мужчина неосознанно исполнил пророчество.
Человеку достаточно подсознательно поверить в чужую идею, и он начнет генерировать мысли, которые эту идею подтверждают. Увы, чужие идеи бывают не очень хорошими. Из ловушки самоисполняющегося пророчества можно сбежать. Для этого нужно создавать собственные позитивные установки.
9. Синдром утенка
Вылупившийся утенок принимает за свою маму первый движущийся объект и следует за ним по пятам. «Мамой» может быть человек, собака, коза или вовсе неодушевленные предметы. Ученые называют такое поведение импринтингом, а еще говорят, что все люди — тоже немножко утята.
Психологический синдром утенка проявляется у человека, который, столкнувшись с новой для него областью, начинает считать самым лучшим предмет, первым попавшийся ему на глаза. И убедить такого «утенка» попробовать что-то новое трудно. А доказать, что новое может быть лучше старого, почти невозможно.
Пример из жизни: «Бумажные книги лучше электронных», «Мобильники с кнопками надежнее, чем сенсорные» или «Новый дизайн (неважно чего) — отстой» — типичные фразы человека с синдромом утенка.
Этот эффект заставляет человека быть необъективным и не слушать точку зрения окружающих. Новые вещи вполне могут быть хорошими и удобными.
А вы замечали, как эти психологические законы действуют на вашу жизнь?
AdMe/Психология/9 психологических законов, которые управляют поступками людей даже против их воли
Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии
8.07.2020В психологии, как и в других гуманитарных и социально-экономических науках, законы проявляются, в основном, в виде тенденций, принципов, эффектов и феноменов. Тенденция — наметившаяся линия поведения, от которой бывают отклонения. В гуманитарных и социально-экономических науках мало количественных законов, хотя учёные и мечтают получить их в виде математических зависимостей, типа закона всемирного тяготения или закона Ома и т. п.
Например, закон смены общественно-экономических формаций, открытый Карлом Марксом — качественный, и он говорит о том, что рабовладельческий строй сменяется феодальным, феодальный — буржуазным, капитализм -социализмом, потом — коммунизмом. Пока что он оказался верным отчасти — в коммунизм мы не пошли, вернулись опять к капитализму. Почему мы начали перестройку? Полагаем, потому что путь к светлому будущему перегородила человеческая психология, те качества человека и мотивы поведения, которые не учли К. Маркс, а также Ф. Энгельс, В. Ленин и др. Имеются в виду лень, эгоизм, жадность, стремление к личной выгоде, а не общественной (а если её нельзя получить, — то человек и стараться не очень-то будет на работе). Потому-то, наверное, подавляющая часть продукции наших предприятий неконкурентоспособна — не приложили её создатели достаточных усилий, не превзошли конкурентов. Хотя вопрос о причинах неконкурентоспособности российских товаров — дискуссионный. Однако стоит иметь в виду, что неконкурентоспособной является продукция всех тех социалистических стран, где жили по марксистско-ленинской идеологии.
Психологический закон — зависимость, выражающая устойчивую связь каких-либо психических явлений. Примеры психологических законов:
- закон Бугера-Вебера — дифференциальный порог ощущений для одного и того же анализатора является постоянной величиной;
- закон Вебера-Фехнера — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде логарифмической кривой;
- закон Стивенса — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде степенной кривой;
- закон Йеркса-Додсона — устанавливает зависимость продуктивности деятельности от уровня мотивации в виде колоколообразной кривой;
- закон Мюллера-Геккеля (закон биогенетический) — он утверждает, что психическое развитие ребёнка в онтогенезе представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза.
Но нужно отметить, что эти законы имеют своих критиков.
Помимо законов, в психологии выявлены различные принципы, эффекты и феномены как тенденции поведения.
Принципы психологии и поведения
Принцип — это начало, основа. Основными объяснительными принципами психологии можно считать:
- Принцип активности — психическое отражение понимается как активный процесс, в частности, это отражение зависит от целей, установок, ценностей, потребностей, прошлого опыта человека, которое и определяет пристрастность (избирательность) этого отражения. Особенность проявления активности — прогнозирование будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д. Ряд психологических и физиологических теорий строится на противоположном принципе — реактивности, согласно которому человек представляет собой особого рода машину, пассивно откликающуюся на воздействия внешней среды (бихевиоризм, ассоцианизм, рефлексология).
- Принцип развития. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов, и при этом её развитие понимается не только как рост, но и как изменение, при котором количественные усложнения приводят к качественным, то есть к скачкообразно появляющимся новообразованиям. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
- Принцип детерминизма. Все психические явления причинно обусловлены совокупностью обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
- Принцип историзма. Человеческое сознание развивается в процессе общественно-исторического развития. Этот принцип реализуется при изучении развития личности, межличностных отношений, процессов познания, которые обуславливаются конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и разных общественно-исторических формациях.
- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность.
Принципы поведения. Основными принципами поведения можно считать:
1. Стремление к удовольствию, полезности (З. Фрейд, представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).
Определение из Википедии: «Удовольствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей». Действительно, трудно представить себе человека, который бы сознательно стремился испытывать отрицательные эмоции или совершать вредные для себя и своего морального, материального и финансового состояния поступки. Хотя мазохисты существуют… Мазохизм в данном случае понимается как самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворённостью собой и убеждённостью в том, что причины жизненных неудач таятся в нём самом.
2. Стремление избежать неудовольствия, неудач, антиполезности, расходов (представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).
3. Принцип реальности (З. Фрейд). Он ограничивает первые два принципа. И человек разумный поведение выстраивает в соответствии с ним.
4. Моральный принцип — относящийся к морали; нравственный, этичный. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
5. Принцип социальной ответственности. Социальная ответственность — это проявление сознательного отношения субъекта общества к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой им деятельности для различных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. Согласно этому принципу мы должны помогать тем, кому трудно — малым и старым, бедным и больным, безработным и переселенцам, беженцам, жертвам военных конфликтов и т. п.
Эффекты психологии
В психологии эффект — это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из эффектов.
- Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
- Эффект аудитории делится на два: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) — повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) — ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
- Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
- Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информация устарела.
- Эффект первичности: воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
- Эффект вторичности: воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
- Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
- Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т. д., — как поступать в том или ином случае. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что — нет.
- Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность хороших качеств, правильного поведения.
- Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
- Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
- Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
- Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
- Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
- Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.
Феномены психологии
Феномен — явление, обнаруживающее сущность чего-нибудь (в данном случае — некоторых сторон психики).
- Феномен «вера в справедливый мир»: люди склонны верить в то, что мир справедлив, и если человек не виноват, то с ним ничего и не случится. Люди верят, что каждый имеет то, что заслуживает, или заслуживает то, что имеет. Конечно, это далеко не всегда так, но, тем не менее, эта вера существует, потому что с нею легче жить — снижается уровень тревожности, уменьшается стресс. Потому-то, когда с кем-то что-то случается, многие люди пытаются возложить вину на самого человека, говоря: «Сам виноват!». И часто ошибаются.
- Феномен «нога-в-дверях»: если человек в начале согласился выполнить маленькую просьбу, то потом он выполнит просьбу и побольше.
- Феномен «прямо-в-лоб»: сначала человек просит очень много и получает отказ «прямо в лоб», потом обращается с более скромной просьбой и получает желаемое.
- Феномен «самонадеянности»: человек переоценивает свои возможности, правильность своих убеждений.
- Феномен «я знал это!» (ошибка хиндсайта): преувеличение своих способностей предвидеть события, но уже после того, как результат стал известен.
- Феномен «нереалистичного оптимизма»: заключается в том, что мы переоцениваем свои и ситуативные возможности, а также шансы на успех, недооценивая опасность. Например, человек не ценит своего здоровья, пока оно есть, и воспринимает его как естественную данность. Верит в его нерушимость и ничего не делает, чтобы сохранить и укрепить его. В основе такого неправильного отношения лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Мораль: для достижения успехов требуется оптимизм в количестве, достаточном для надежды, и пессимизм в количестве, достаточном для беспокойства и осторожности.
Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 194 с.
Материалы по теме |
---|
Этапы развития социальной психологии Андреева И. В., Социальная психология |
Шеляпин Н.В. Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры) … |
Психоаналитическое направление в социальной психологии Андреева И.В., Социальная психология |
История становления социальной психологии Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,… |
Развитие отечественной социальной психологии Андреева И.В., Социальная психология |
Предмет, задачи, основные понятия в детской клинической психологии Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та… |
История отечественной психологии личности Петровский А. В., Психология в России. XX век |
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии … |
Совет психологии Айовы – Законы и правила
С 1 июля 2023 года профессиональные лицензии и другие медицинские и профессиональные лицензии станут частью Департамента инспекций, апелляций и лицензирования штата Айова (DIAL), поскольку вступает в силу новая организационная структура правительства штата. Государственные департаменты и агентства, предоставляющие сопутствующие услуги или выполняющие аналогичные бизнес-функции, объединяются, чтобы лучше обслуживать жителей Айовы. Вы можете ожидать, что услуги такого же качества, которые вы получаете сейчас от HHS, будут продолжаться в обычном режиме. |
Законы
Законы содержатся в Кодексе штата Айова. Они принимаются Законодательным собранием Айовы и наделяют законными полномочиями профессиональные советы по лицензированию.
Следующий закон применяется к вашей конкретной лицензионной комиссии. Нажмите на ссылку ниже. На следующей странице под названием Iowa General Assembly прокрутите до диалогового окна и введите номер главы. Нажмите Enter или нажмите кнопку отправки.
- Глава 154B – Закон о психологическом совете
Административные правила
Профессиональные лицензионные советы принимают правила для толкования и применения Кодекса штата Айова. Административные правила имеют силу и действие закона.
Следующие правила применяются к вашей конкретной лицензионной комиссии. Нажмите на интересующую вас главу, и вы будете напрямую связаны с правилом.
- Глава 240. Лицензирование психологов
- Глава 241. Непрерывное образование психологов
- Глава 242. Дисциплина для психологов
- Глава 243. Практика психологии
- Глава 244 — Психологи, выписывающие рецепты
- Глава 5 — Сборы
Ссылки, связанные с практикой
Этот документ представляет собой список некоторых важных ссылок на практику. Этот список включает разделы Кодекса Айовы, Кодекса этики APA и постановлений Министерства здравоохранения и социальных служб США.
Ходатайство об отказе
Процесс ходатайства об освобождении от административного правила и стандарты, в соответствии с которыми будет оцениваться ходатайство, описаны в главе 18.
- Ходатайство об отказе от формы
Законы, общие для всех советов по профессиональному лицензированию
Следующие законы применяются ко всем советам по профессиональному лицензированию.
- Глава 17A – Закон штата Айова об административных процедурах
- Глава 147 — Общие положения, профессии, связанные со здоровьем
- Глава 272C — Непрерывное образование и регулирование — Профессиональное и профессиональное
Правила, общие для всех профессиональных советов по лицензированию
Следующие правила применяются ко всем профессиональным советам по лицензированию.
- Главы 1-3 — Зарезервировано
- Глава 4. Административные процессы Совета директоров
- Глава 6. Ходатайства о принятии правил
- Глава 7. Процедура агентства по разработке правил
- Глава 8 — Декларационные приказы
- Глава 9. Жалобы и расследования
- Глава 10. Публичные записи и добросовестная информация
- Глава 11 – Оспариваемые дела
- Глава 12 — Неофициальное урегулирование
- Глава 13 — Дисциплина
- Глава 14. Использование судимостей по уголовным делам при определении права на участие и первоначальных решениях о лицензировании
- Глава 15 — Зарезервировано
- Глава 16 — Комитет по рассмотрению практикующих с ослабленным здоровьем
- Глава 17. Материалы для рассмотрения Правлением
- Глава 18. Отказ от отклонений от административных правил
- Глава 19. Лицензирование путем проверки и кандидатов с опытом работы
- Глава 20 — Военная служба и взаимность ветеранов
Административный бюллетень
Опубликованы и приняты административные правила. В отмеченной преамбуле есть описание того, когда состоятся общественные слушания и сроки общественного обсуждения.
Iowa HHS Bureau of Professional Licensure Офисный комплекс Riverpoint 400 SW 8th Street Suite D Des Moines, Iowa 50309 Службы онлайн-лицензирования: https://ibplicense.iowa.gov Электронная почта: [email protected] 9000 9 Часы работы :
|
6 законов психологии для хорошего UX-дизайна
Каждый пользователь, взаимодействующий с вашим веб-дизайном, является человеком — по крайней мере, до наступления сингулярности — что означает, что каждый из них подчиняется определенным психологическим принципам. За десятилетия исследований психологи и философы наблюдали за человеческой природой вещи, которые остаются верными и по сей день, и если вы достойный UX-дизайнер, вы обратите на это внимание.
Использование психологии в вашем UX, без сомнения, лучший способ сделать пользовательский опыт плавным и приятным для навигации. Навигация по веб-сайту, который не обращает внимания на человеческую психологию, похожа на открытие двери: вы чувствуете себя глупо, даже если это не ваша вина, как уточняет Джо Познер из Vox.
К счастью, вам не нужно выполнять тяжелую работу по проведению клинических испытаний и написанию академических статей для психологической проверки ваших разработок, потому что психологи сделали это за вас. Вот несколько правил, о которых следует помнить, когда в следующий раз будете заниматься UX-дизайном.
Закон Якоба: будьте знакомы
Это первое правило психологии UX касается баланса между новизной и изобретательностью. Новые дизайнеры часто изобретают колесо, возможно, из-за художественной индивидуальности или, может быть, потому, что они хотят, чтобы их веб-сайт выделялся среди конкурентов. К сожалению, для этих творческих типов общепризнано, что пользователям не нравятся новые впечатления.
Якоб Нильсен из Nielsen Norman Group стоит за этим законом, в котором говорится, что пользователи ценят знакомый опыт, когда речь идет о веб-сайтах. Это связано с исследованием группы 2008 года по отслеживанию взгляда; по сути, большинство интернет-пользователей читают и переваривают информацию примерно одинаково. В частности, пользователи, скорее всего, будут читать в верхней части вашего веб-сайта, немного переместят свой взгляд вниз, чтобы снова прочитать, а затем, как правило, будут сканировать вверх и вниз по левой стороне экрана. Многие люди разрабатывают свой контент, чтобы попытаться предотвратить слишком много такого поведения потребителей, например, разбивая статьи на маркированные списки и изображения, но иногда нормальный, скучный контент может быть приемлемым. Если вы попытаетесь резко отклониться от курса, вы определенно будете выделяться, но это может быть не очень хорошо.
Конечно, это не означает, что вы должны подражать каждому дизайну, выбранному Facebook или вашими крупнейшими конкурентами, но вместо этого найдите время, чтобы заметить, как они удовлетворяют потребности клиентов. Вы можете узнать, как они уже подходили к проблемам, с которыми сталкиваетесь вы, и, возможно, заметить области, в которых они не совсем справляются, и именно здесь вы можете сделать другой выбор.
Выше форум и сайт вопросов и ответов Quora копирует стандартное общепринятое расположение панели поиска, которое используется на многих сайтах, включая форум Reddit. Это делает сайт интуитивно понятным как для опытных пользователей форума, так и для новичков, обычных пользователей Интернета.
Закон Хика: сделать выбор проще
Также известный как закон Хика-Хаймана, он касается того, сколько времени требуется человеку, чтобы выбрать один вариант из множества других вариантов. Закон гласит, что при увеличении количества вариантов время, необходимое для принятия решения, увеличивается логарифмически, а не экспоненциально.
Проще говоря, это означает, что при одном выборе время принятия решения равно 0, но время принятия решения резко увеличивается с добавлением первой горстки вариантов выбора, а затем, в конце концов, выравнивается. По сути, это объясняет фразу избалован выбором ; если вариантов слишком много, вам будет гораздо труднее принять решение.
Что это значит для UX? Что ж, как отмечает Сиоарс Ки, UX-дизайнер из Writinity и Last Minute Writing: «Предоставление пользователям слишком большого количества вариантов выбора в начале может сбить их с толку и раздражать, а не заинтересовать. Это не обязательно означает, что вы должны ограничить количество опций, которые вы предоставляете пользователю, а скорее то, что вы должны встроить свои опции в функцию ветвления пути, которая создает иллюзию простоты. Подумайте о навигационных меню-гамбургерах: как пишет Уэс Макдауэлл, пользователям будет проще их использовать, если они станут более конкретными по мере того, как вы перемещаетесь по одной конкретной ветке».
Facebook использует закон Хика-Хаймана во всем своем приложении, сводя к минимуму количество опций на меньшем экране телефона в любой момент времени, чтобы максимально увеличить доступное пространство.
Закон Миллера: будь проще
Третий закон психологии UX был подарен нам Джорджем А. Миллером, профессором психологии из Принстона, и он касается объема нашей памяти. Проще говоря, в нем говорится, что обычно мы можем одновременно удерживать в уме только семь вещей. Это описывает рабочую память, вещи, которые мы можем активно использовать в любой момент, а не нашу долговременную память, которая может хранить гораздо больше, но требует больше усилий для извлечения.
Закон применительно к UX-дизайну говорит нам, чтобы все было просто. Если вы представляете пользователю более семи концепций на своей первой странице, вы, по сути, просите его забыть хотя бы одну, прежде чем они перейдут на следующую страницу. Подобно закону Хика, старайтесь разбивать информацию на более мелкие фрагменты по мере продвижения по сайту. Вы должны сгруппировать информацию в группы от 4 до 7 частей для более приятного взаимодействия с пользователем.
Этот пост в блоге на Dogtime хорошо использует закон Миллера, с социальным элементом, галереей и изображением, сгруппированным с первым абзацем — группой из четырех, что идеально. Эта группа отделена от элемента поиска породы справа из-за поля. Таким образом, читатель не будет чрезмерно отвлекаться.
Гештальт-принципы: создавайте умные группы
Говоря о группировании информации, Алекса Фаркад, блоггер по дизайну в Draft Beyond и Researchpapersuk, сказала кое-что о принципах гештальта: «Еще в 1920-х годах некоторые немецкие психологи обнаружили, что мы, люди, очень хорошо находят закономерности в хаотической информации, и мы делаем это обычными способами. Например, мы заполняем пробелы, если набор линий или точек почти образует узнаваемую форму, или мы группируем вместе элементы, имеющие одинаковый цвет или форму, независимо от их пространственного отношения друг к другу».
Ваза Rubins (Источник: Interaction Design Foundation)
На известном изображении человеческий мозг естественным образом группирует два пробела в изображение двух лиц, но изображение вазы также присутствует. Это яркий пример гештальт-принципа.
Есть много примеров гештальт-принципов, которые используются на крупных веб-сайтах, большинство из которых люди делают автоматически, даже не подозревая об этом. Эти принципы означают, что вы можете заставить пользователей ассоциировать или разъединять элементы дизайна, просто играя с тем, как мы понимаем формы и цвета. Независимо от того, разрабатываете ли вы элементы панели инструментов, целевые страницы или инфографику, полезно знать свои Принципы.
Несмотря на почти постоянное обновление своей страницы, Amazon всегда обращает внимание на принципы гештальта при обновлении. Здесь кнопки-клипарты «Откройте для себя Amazon», ссылающиеся на различные статьи, сгруппированы внутри прямоугольника с некоторым пространством между этим прямоугольником и тем, что выше. Эта группировка и интервалы помогают пользователю чувствовать себя просторным на занятой странице, а также помогают ему быстро найти именно то, что он ищет.
Эффект фон Ресторффа: правильное выделение
Продолжая тенденцию психологических принципов, которые могли бы быть названиями фильмов ужасов, эффект фон Ресторфа также касается того, как наш мозг группирует сходные объекты. Это правило гласит, что, хотя мы всегда будем группировать внешне похожие объекты, мы будем помнить те, которые выглядят самыми разными.
Для UX-дизайна эффект фон Ресторффа отлично подходит для того, чтобы пользователи лучше запоминали одни элементы, а не другие. Возможно, вы захотите сообщить, что у вас есть скидка на один товар, поэтому, хотя все ваши миниатюры выглядят одинаково, одна из них будет выделена жирным шрифтом. С другой стороны, выделите слишком много элементов, и вдруг невыделенные элементы будут выделяться. Этот психологический принцип представляет собой причудливый способ сказать: убедитесь, что вы выделяете разумно.
В конце сеанса обучения Memrise печально известны тем, что сообщают пользователю о своих премиальных планах. Здесь они выделяют годовой план как подходящий для вас, делая его больше, чем остальные, с кнопкой «Подписаться сейчас» другого цвета, контрастирующей с другими элементами, и присваивая ей небольшую метку «Скидка 50%». .
Ментальные модели: не изобретайте колесо
Еще один урок знакомства приходит с ментальными моделями. Это широкая психологическая тенденция, описывающая, как определенные вещи становятся общепринятыми как истинные на основе опыта. Последняя часть здесь ключевая: природа этой истины не всегда логическая или психологическая, она верна просто потому, что так было раньше.
Как это связано с UX-дизайном? Ну, вы знаете, когда вы прокручиваете статью на своем телефоне? Это пример использования ментальных режимов в дизайне. Статья физически не продолжается под вашим телефоном, поэтому нет реальной причины использовать прокрутку выше, скажем, листать или нажимать, но наши мысленные режимы говорят нам, что статья продолжается внизу, поэтому мы автоматически прокручиваем, чтобы найти ее.
Более того, ментальные режимы постоянно обновляются новыми технологиями. Свайпы влево и вправо теперь вызывают ассоциации, которых не было до Tinder. Если бы вы разработали приложение, которое поменяло бы коннотации свайпов влево и вправо, вы бы запутали своих пользователей. По сути: придерживайтесь общепринятых практик, где это возможно.