Заметка публицистического стиля из газеты – | — Pandia.ru

Урок русского языка «Заметка в газету как жанр публицистического стиля»

Тема: Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Цель: Научить создавать текст в жанре заметки.

Задачи:

  1. Формировать умение доказывать принадлежность текста заметки к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, неязыковые и языковые признаки).

  2. Формировать умение анализировать лингво-смысловую организацию текста, находить части композиции заметки.

  3. Формировать умение редактировать текст заметки.

  4. Формировать умение создавать текст в жанре заметки.

Развёрнутый план урока

    1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать актуальность темы урока).

Многие писатели начинали свой путь в газете, понимая что именно работа корреспондента научит их ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие. Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознаёт живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он должен ограничить себя в эмоциях. Вот что говорит о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой. Будем учиться «узнавать» текст заметки, определять ведущие неязыковые признаки, находить языковые средства, характерные для жанра заметки.

    1. Объяснение нового материала.

  1. Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала)

П: О чём пишут в газетах?

У: Сообщается информация о происходящем в стране, мире.

П: Какое значение имеет газета в нашей жизни?

У: Газета передаёт новости, разъясняет сложные темы общественно-политической, экономической, культурной жизни страны, комментирует события, воздействует на чувства человека, формирует общественное мнение, побуждает к определённым поступкам.

П: Действительно, газета играет очень важную роль в нашей жизни. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек не может развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.

П: У вас на партах очередной выпуск городской газеты «Провинциальный городок». Прочитайте заголовки материалов, которые размещены на 1-ой странице. О чём они сообщают?

У: На первой странице сообщается, что ждёт читателей в следующем номере, даётся обзор ведущих статей номера.

П: Прочитайте заголовки материалов, представленных на второй странице. Какие события здесь освещены?

У: На второй странице сообщается о главных событиях прошедшей недели.

П: Какова тематика публицистических текстов, представленных на 3-ей и 4-ой страницах?

У: На третьей и четвёртой страницах представлены публицистические тексты, в которых отражены политические, экономические события.

П: Какая страница информирует о знаменитых рыбинцах, об историческом прошлом города?

У:

Пятая страница называется «Ретроград». Она освещает прошлое Рыбинска.

П: Какова тематика последних страниц?

У: Последние страницы имеют такие рубрики: спорт, народный календарь, стиль жизни, на досуге, сад, огород.

П: Итак, на первых страницах газеты представлены публицистические тексты, отражающие вопросы общественной и политической жизни страны, на последних – новости спорта, культуры, ребусы, кроссворды.

  1. Сообщение учителя о характерных чертах заметки как жанра публицистического стиля.

П: Какой стиль русского литературного языка обслуживает широкую сферу общественных отношений, информирует широкую читательскую аудиторию, привлекает внимание к наиболее важным событиям страны, мира, формирует определённое общественное мнение?

У: Публицистический стиль.

П: Укажите речевую ситуацию, характерную для публицистического стиля.

Где? Официальная обстановка

С кем? 1 – много

Зачем? Сообщение + воздействие

У:

Речевая

ситуация

П: Внутри стилей существует разделение на жанры – модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. одним из жанров публицистического стиля является заметка. Автор заметки, как правило, сообщает о каком-то новом и важном факте (событии), указывает что, где, когда, с кем произошло. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе. При этом автор в какой-то мере передаёт своё отношение к сообщаемым фактам. Заметка выигрывает, если она эмоционально окрашена, написана «с душой».

  1. Лингвостилистический анализ текста заметки (цель – определить неязыковые и языковые признаки текста).

П: Проанализируем текст заметки, чтобы определить неязыковые и языковые признаки текста.

Тоннель станет шире

В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы.

Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущёвского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же всё-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.

Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.

П: О чём информирует заметка? Найдите предложение, в котором точно сообщается о том, что, где, когда произошло.

У: В заметке дана информация о расширении тоннеля в районе Беговой и Новой Башиловки.

П: Кому адресован текст?

У: Текст адресован массовому адресату.

П: В какой обстановке может быть использован данный текст?

У: Может быть использован в официальной обстановке.

П: Что побудило автора обратиться к этому вопросу?

У: По мнению журналиста, строительство принесёт пользу.

П: Каково отношение автора к событию? Как это выражено в тексте?

У: Автор уверен, что строительство принесёт пользу. Это выражается через использование повтора: начались давно ожидаемые работы; началось то, чего мы так долго ждали.

П: Какой признак публицистического стиля является ведущим?

У: Ведущий признак – оценочность.

П: Какие языковые средства, используемые автором, придают тексту оценочность?

У: Выразительные средства речи: пробки не наблюдались, вспыхивали вспышки, уязвимые точки кольца.

П: Нередко в заметках используют речевые штампы. Найдите пример штампов в тексте. С какой целью используются?

У: Речевые штампы: строительные ограждение, в корне изменить ситуацию – придают оценочный характер.

П: Какова роль лексического повтора в заметке?

У: Повтор (ни в сторону, ни в сторону) усиливает выразительность текста, воздействует на читателя.

П: Какие языковые средства придают тексту заметки непринуждённость?

У:

Непринуждённость придают разговорные слова и конструкции, характерные для разговорного стиля: разглядеть: что же всё-таки происходит.

П: Каким типом речи воспользовался автор?

У: Повествованием.

П: Таким образом, для заметки характерны информативность, фактографичность, логичность, оценочность, выражение авторского отношения к событию. Языковые особенности определяются основными функциями публицистического стиля: информативной и воздействующей. Функция сообщения обусловливает употребление нейтральных слов, функция воздействия – употребление оценочных слов и выражений, различных тропов, стилистически окрашенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

П: Чтобы научиться создавать текст заметки, необходимо знать законы построения текста заметки. Композиция заметки имеет следующие части: вступление, зачин, развитие действия, концовка. Найдите данные части композиции в заметке.

П: Какая часть композиции отсутствует?

У: Отсутствует вступление.

П: Композиция какого типа речи напоминает вам композицию заметки?

У: Композиция типа речи повествования похожа на композицию заметки.

  1. Заполнение таблицы в опорном конспекте (цель — систематизировать знания о заметке).

П: А сейчас откройте тетради с опорными конспектами. Отвечая на вопросы, систематизируем знания о заметке, заполнив таблицу.

Вопросы

Жанр заметка

  1. Цель

Информировать, привлечь внимание

  1. Автор

Необязательное присутствие автора в момент происходящего события, отражено отношение автора к факту

  1. Адресат

Массовый адресат

  1. Условия общения

Официальная обстановка

  1. Тип речи

Повествование

  1. Требования к передаче информации

Сжатость

(Что? Где? Как? Когда?)

  • С какой целью создаётся заметка?

  • Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

  • Кому адресован текст заметки?

  • В какой обстановке может быть использован текст заметки?

  • Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста заметки?

  • Сжато или развёрнуто передаётся информация? Какие вопросы вы могли бы задать к тексту заметки?

    1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвостилистический анализ текста (цель — определить неязыковые и языковые признаки заметки).

П: Перед вами текст, пользуясь таблицей, охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

Текст

Индекс успеха

В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдёт Международная ярмарка компьютерных технологий.

Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.

П: Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

У: Информативность, фактографичность, точность.

П: Перечислите языковые средства, придающие тексту заметки оценочность.

У: Метафора: ярмарка технологий, элита мирового сообщества, список гигантов бизнеса.

Упражнение № 2. Стилистический анализ текстов-образцов (работа проводится в группах, каждой группе выдаётся текст).

П: Прочитайте заметки. Определите тему заметки. Сформулируйте творческую задачу автора.

Текст №1

Ярославль туристы любят

Ярославль стал лауреатом IX Международной премии «Лидеры туриндустрии». В таком конкурсе областной центр участвовал впервые. Торжественная церемония награждения на днях состоялась в столице, в колонном зале Екатерининского дворца.

Среди 26 городов Ярославль был признан лучшим в номинации «Развитие туризма в регионе». Больше всего жюри запали в душу сразу три направления – организация и проведение различных фестивалей и конкурсов, участие в международных выставках и, конечно, успешное развитие индустрии. По этим показателям Ярославль и оказался лучшим.

В пользу того, что Ярославль как туристический центр сейчас популярен, свидетельствует и тот факт, что ежегодно приток туристов на берега Волги увеличивается в среднем на 10%.

Текст №2

Новый сверхзвуковой самолёт заменит «Конкорд»

Японское агентство по исследованию аэрокосмического пространства JAXA совместно со своими французскими партнёрами провело утром в понедельник успешное испытание прототипа нового сверхзвукового самолёта.

Модель длиной в 11 метров была запущена при помощи ракеты на испытательном полигоне «Вумера» в южной Австралии, где ранее испытывались боевые ракеты вооружённых сил Великобритании.

На высоте примерно 18 тысяч метров испытываемый аппарат успешно отделился от ракеты и пролетел 15 минут на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Как сообщил представитель агентства, «ракета и экспериментальный летательный аппарат разделились, и начался полёт с замерением различных параметров».

Данная программа совместных японско-французских исследований и экспериментов направлена на создание сверхзвукового самолёта нового поколения, значительно превосходящего по всем параметрам самолёты «Конкорд» и способного совершать перелёты из Токио в Нью-Йорк с 300 пассажирами вдвое быстрее нынешнего, то есть за шесть часов.

Текст №3

Подарок городу в пастельных тонах

Недавно в Москве прошло торжественное вручение дипломов и медалей победителям IV Всероссийского конкурса «Хрустальная роза имени Виктора Розова». Среди его дипломантов – ярославский художник Валентин Растворов. Наградили нашего земляка за создание и выпуск альбома «Ярославские художники».

– Альбом «Ярославские художники», включающий работы девяти мастеров кисти – подарок к 1000-летию города, — говорит Валентин Павлович. – В нынешний День города мэр Виктор Владимирович Волончунас вручал этот альбом всем гостям города. Именно он оказал содействие в увеличении тиража. А это позволило раздать альбомы в детские дома, библиотеки, художественные школы.

Валентин Растворов виртуозно владеет сложнейшей, редкостной сегодня техникой пастели. А ведь всего 15 лет назад (в 50 лет!) он впервые взял в руки цветные мелки. Природа на его пастельных рисунках – живая, такая, какая она есть в действительности, реальная, без концептуальной зауми. Этим и привлекает творчество Растворова, особенно иностранцев, уставших от авангардной живописи. Между прочим, именно с одной-единственной пастели Растворова, которую увидел живущий в Италии наш земляк Петр Сергеевич Чахотин, началось движение «Европастель», объединяющее на сегодняшний день 300 художников из Европы.

Текст №4

Горный туризм в … Белкино

Профессиональные горные туристы Ярославской области и любители-поклонники этого вида спорта, по традиции, соревновались в минувшие выходные в умении покорять холмы: после затяжных летних походов в реальные горы, покорители вершин соревновались в технике и мастерстве.

Поскольку настоящие горы далеко, уже более тридцати пяти лет для тренировки используются крутые склоны оврагов и высокие деревья в районе турбазы Белкино. Победа на таких состязаниях – не первоочередная задача, самое важное – подготовиться к грядущим походам.

В программу соревнований входила переправа через овраг, подъём в гору и спуск с крутого склона. Все препятствия имитировали реальные условия и трудности настоящего похода в горы, что позволяло отсеять слабых и случайных в этом экстремальном виде спорта людей и закалить тех, кто всерьёз связал свою жизнь с высотой. Кстати, среди наших земляков смельчаков немало: излюбленные горные маршруты Ярославцев отличаются повышенной сложностью и опасностью – Эльбрус, пик Ленина, горы Северного Кавказа и Алтая.

Каждая группа анализирует заметку по следующему плану:

  1. Проанализируйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

  2. Найдите предложения, в которых дана информация о том, что, где, когда, как произошло.

  3. Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

  4. Назовите языковые средства, которые воздействуют на читателя.

Упражнение № 3. Редактирование текста заметки (цель — совершенствовать текст заметки в стилистическом отношении).

П: Письменный текст жанра заметки, как правило, не допускает употребление просторечий, диалектной и жаргонной лексики.

П: Прочитайте данный текст, найдите слова, не соответствующие стилистической норме.

На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была – отпад. Повеселились мы клёво! Всегда бы так!

П: Какие слова не соответствуют стилистической норме?

У: В этом тексте неуместно употребление слов: девицы, прикид, отпад, клёво, всегда бы так.

П: Отредактируйте заметку, чтобы её можно было поместить в школьной газете.

Упражнение № 4. Составление информационной заметки на предложенную тему (цель – формировать умение строить текст заметки).

П: А сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что прошло 50 лет. Наука и прогресс шагнули далеко вперёд. Попробуем написать заметку на следующую тему: «Игрушки будущего».

П: С какой целью вы будете создавать заметку?

У: Информировать о новых достижениях в области игрушечного бизнеса, привлечь внимание к новой игрушке.

П: Кому будет адресован текст заметки?

У: Текст заметки адресуем многим людям.

П: Пользуясь составленной таблицей, назовите, на какие вопросы вы должны будете ответить в тексте заметки?

У: Где? Что? Когда? Как?

    1. Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о заметке).

П: Что вы узнали сегодня на уроке о заметке как жанре публицистического стиля?

У: Заметка сочетает в себе информативную и воздействующую функцию. Для неё характерны информативность, сжатость, правдивое отражение жизни и выражение авторской позиции.

П: Что делает заметку образной, яркой?

У: Использование слов, которые содержат оценку, передают отношение к событию; стилистических приёмов: повтора, инверсии, вопросительных и восклицательных предложений.

П: Назовите части композиции заметки.

У: Вступление, зачин, развитие действий, концовка.

    1. Домашнее задание.

Домашнее задание будет творческим. Вы должны будете сделать мини-газету на листе формата А4, поместив в неё 4 – 5 заметок (наклеив их на лист). Одна заметка должна быть написана вами по материалам информационной программы «Время» (1 канал). Не забудьте дать название своей газете.

infourok.ru

Как написать заметку в газету? Пример :: SYL.ru

В жизни нередко приходится излагать мысли на бумаге в публицистическом стиле. Это может понадобиться для выступлений перед аудиторией, для составления документов, писем и заявлений, пресс-релизов, интернет-сообщений и ведения блога. Самый быстрый способ приобрести этот навык – составление газетных заметок.

По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.

Публицистический стиль

Газетный стиль – не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты – сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы – политика, экономика, культура.

Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.

Как может выглядеть публицистическая заметка в газету. Пример сообщения об открытии новой библиотеки в школьной стенгазете:

  • Около года ребятам была недоступна помощь библиотеки. И вот прошлое воскресенье ознаменовалось возрождением местного храма знаний. Помещение давно нуждалось в ремонте. Читатели помнят сквозняки и сырость, укутанных библиотекарей и слабый интернет. Все в прошлом! Новые окна, прекрасное современное освещение ЛЕД-лампами, беспроводной интернет высокой скорости – все это радует читателей. В десять часов началась церемония торжественного открытия: звучит гимн «Есть по соседству библиотека», повсюду воздушные шары и счастливые лица. С напутствием «Книга – лучший друг» к ребятам обратилась Анна Ивановна Петрова, которая выдавала книжки еще их бабушкам и дедушкам. Праздник продолжался весь день. Когда пришло время расходиться по домам, родители вместе с детьми исполнили песню «Как здорово, что мы здесь собрались». Побольше бы таких хороших новостей!

Информационная заметка

Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:

  • Событие российского масштаба. Сегодня открылся «Центр семейного чтения». Это новая библиотека. По словам главы администрации, ее открытие – событие российского масштаба. На фоне закрытия читальных залов по всей стране появление нового, современного библиоцентра – это, несомненно, достижение.
  • Открытие Ундоровской библиотеки. Вскоре состоится открытие библиотеки после ремонта и модернизации. Планируется это событие на 25 сентября. В настоящее время заканчиваются ремонтные работы, проводится телефонная связь и завершается благоустройство территории. Итогом станет образцовая библиотека, обеспеченная современной компьютерной системой.

Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.

Что такое газетный стиль

Заметка – это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише – устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.

Поэтому пришедшие позже телевидение и радио сформировали иной стиль сообщения. Сначала радиокорреспонденты, комментируя события в эфире, стали описывать то, что видят. Про хороших комментаторов спортивных соревнований говорят, что к такому репортажу картинка не нужна. Позже, с появлением телевидения, важной способностью ведущего стало умение видеть детали, обратить внимание зрителя на определенный момент. Призывы: «Слышите?», «Вглядитесь!» — отличительная черта этих выступлений.

Но стремление подать информацию кратко, сжато роднит все три типа сообщений. Текст заметки озвучивают по радио в новостях, пускают бегущей строкой под видеоизображением. Поэтому фундаментом журналистики считается газетная заметка.

Строение заметки

Термин «заметка» означает, что статья, которая так называется, малого объема. Она должна включать название события или постановку проблемы. Короче говоря, должна отвечать на вопрос:

Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:

Заметка – это почти юридический документ. На нее могут ссылаться при рассмотрении дел в суде. Хотя все новостные сообщения публикуются в текущий период времени, необходимо ответить на вопрос:

Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:

Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:

  • Каковы результаты и первоисточники?

Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:

Как спасали кота

26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.

Как писать заметку

Чтобы начать писать, хорошо ставить себе цели: ознакомиться с работами корреспондентов газет, выделить основные части в тексте, обобщить информацию и сделать выводы, как пишется заметка в газету. Пример плана интересной заметки для стенгазеты:

1. Описание обстановки.

2. Событие.

3. Оценка автора.

Заметка в газету. Пример

Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.

Как найти тему для заметки в стенгазету

Для начала нужно определиться с темой – о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:

  • Школьная олимпиада по математике.
  • Школьный концерт художественной самодеятельности.
  • Субботник.
  • Сбор металлолома.

Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:

  • Вежливость в школе.
  • Прогульщики.
  • Дежурство.
  • Работа школьных кружков.

Взяв тему, автор придумывает вступление, пишет тело статьи (так называется часть заметки, которая раскрывает тему), составляет эффективное заключение.

Слова и термины

В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:

  • Работники бюджетной сферы.
  • Коммерческие структуры.
  • По данным из информированных источников.
  • Силовые ведомства.
  • Винтокрылая машина.
  • В данный отрезок времени.
  • Взято на контроль.

Существуют клише эмоциональной окраски:

  • Энергичный старт.
  • Твердая позиция.
  • Все как один.
  • Тяжелейший кризис.

С чего начать

Многих пугает начало. Есть даже такая поговорка – «лиха беда начало». Но если начинать с описания фактов, заметка напишется быстро. Сначала сформировать тело статьи, а уже потом подобрать интригующий заголовок и эффективное заключение – в этом ключ к успеху. Бывает, что начав издалека, автор так и не может повернуть текст на выбранную тему. Получается несоответствие заданию. Поэтому рекомендуют составлять план, по которому будет написан текст заметки в газете. Пример:

  • Вступление.
  • Описание выступления самодеятельных артистов.
  • Награды и грамоты.
  • Отзывы зрителей.
  • Творческие планы победителей.
  • Заключение.

Вступление и заключение в тело статьи не входят. План может быть максимально подробный, включающий цитаты и указания на источники информации. Но может и выражаться в двух-трех словах, намечающих абзацы. По каждому пункту пишется текст, отвечающий на вопросы плана.

Но вот тело заметки готово, осталось придумать интересное вступление. Если в первых словах читатель не находит для себя ничего интересного, вряд ли он захочет читать дальше. Речь не идет о преувеличении значения информации, представленной в заметке. Это может вызвать интерес, но скоро читатель поймет, что автор сделал из мухи слона и его репутация как корреспондента пострадает.

Лучше использовать во вступлении риторический вопрос, привести интересную цитату или впечатляющую статистику.

Как составить заключение

Психологи знают, что самое последнее слово запоминается лучше. Поэтому роль заключения велика: оно резюмирует сказанное прежде и побуждает к действию. В любом случае заключение должно ободрять, вселять надежду. Даже при отрицательной направленности материала можно дать читателю надежду.

Это будет нетрудно даже для учащихся 7 класса. Пример заметки в газету, имеющей положительное заключение:

  • Несмотря на то что наша команда потерпела поражение в соревнованиях, дух ребят не сломлен. Тренер сказал, что не ошибается тот, кто бездействует. Подробный разбор допущенных ошибок поможет избежать их в будущем. Так что мы с нетерпением ждем дальнейших побед.

Как придумать заголовок

Легче всего придумать заголовок после того, как написана вся заметка. Тогда легче выразить ее суть одной фразой. Следуя советам из этой статьи, постепенно можно разобраться, как написать заметку в газету. Пример, помогающий подобрать эффективный заголовок, вызывающий интерес, закончит эту тему.

1. Число.

2. Область.

3. Новость.

По этой схеме легко подобрать заголовки почти на любую тему:

  • 1000 + 1 способ запоминания информации: выбрасываем шпаргалки.
  • 11 классов: кто сойдет с дистанции в 9-м.
  • Бесконечные вопросы: когда будут получены ответы.

Писать в публицистическом стиле приходится всем. Чтобы научиться это делать хорошо, лучший способ – читать прессу. Ведь публицистика, можно сказать, родилась в газете.

www.syl.ru

Конспект урока. Публицистический стиль. Заметка в газету

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету.

Урок развития речи в 7 классе

(УМК М.М. Разумовской)

Сизова Н.А, учитель русского языка и литературы

Цели урока:
— закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи;
— развивать умение анализировать текст публицистического стиля речи;
— познакомить учащихся с жанром публицистического стиля речи заметкой в газету, другими жанрами публицистического стиля;
— воспитывать культуру письменной речи;
— популяризовать школьную газету;
— привлекать новых авторов к её созданию.

Формируемые знания:
— особенности публицистического стиля, его разновидности;
— виды и назначение жанров публицистического стиля;
— понятие заметка в газету, её отличительные черты.

Формируемые умения:
— формулировать броский заголовок;
— формулировать начальное предложение, указывающее на то, что, когда, где произошло;
— выражать авторскую позицию, используя риторические вопросы, восклицательные предложения, побудительные предложения;
— использовать экспрессивную лексику и другие средства художественной выразительности.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, экземпляры периодической печати – газеты «РСШ на ладони», «Моя Развилка», «Видновские вести»

Ход урока

1

2

3.

4

5

6.

Оргмомент

Долгожданный дан звонок!

Готовы ль мы начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием потрудитесь! 

Повторение изученного:

Беседа по вопросам:

  • Какие стили речи мы изучили? (ответы по схеме слайда)

  • Что обозначает слово «публицистика»?

  • Каково назначение публицистического стиля?

  • Какие языковые приметы этого стиля вам известны?

  • Назовите жанры публицистического стиля

Тема, цель урока

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Запишем в тетрадь число, тему урока.

Итак, мы говорим сегодня о газетной заметке.

Изучение нового материала.

Подберите однокоренные слова к слову ЗАМЕТКА, запишите их .(один ученик у доски) заметить, подметить, наметить, отметить, метка, отметка, замечательный, примечательный)

-Выпишите слова в 2 столбика: относящиеся к лексике публицистического стиля и все остальные

Бл..гоуханный, д..рогуша, бездуховность,

д..мократический, эксперим..нтальный,

приоритетный, безнравственность,

п..рушка, амперметр, г..ловомойка, рейтинг,

экстремальный, р..форматор .

Проверим себя.

-По какому принципу вы вставляли пропущенные буквы?

Выберите и запишите проблемы, которые

могут быть освещены в публицистическом стиле:

  • построение сложных предложений

  • выборы президента

  • решение линейных уравнений

  • работа администрации города

  • рейтинг исполнителей современной музыки

  • использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой

  • анализ текста

  • причины катастроф на железной дороге.

-Перед нами несколько текстов. Определим их стиль .

1)Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части СССР, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный;

2)Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши

Что-то шепчут в прозрачной тиши,

Наклонись над озябшей гирляндою,

Не дыши, не дыши, не дыши…

Словно перышко белое-белое

Уронили с небес облака.

Иль на травку, рукою умелою,

Гном нанизал белы жемчуга

3) Весной в нашем городе создаются отряды дружинников для охраны ландышей. Члены таких отрядов – старшеклассники. По выходным они выезжают в лес, патрулируют, стараясь уберечь первоцвет от любителей легкой наживы. Кто откажется заработать на первых весенних цветах? А часто ли мы задумываемся над тем, что, сорвав эти цветы, наносим природе ущерб, может даже непоправимый?

-Можем ли мы назвать заметкой текст публицистического стиля и почему?

(В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины — семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6)

Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательное, так как повествование эмоционально. (Стихотворение Галины Лапаевой )

Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к важной проблеме – сохранению редких растений. Данный текст можно использовать в СМИ. Языковые приметы стиля: любители легкой наживы, наносим природе ущерб; риторические вопросы.)

— Исходя из выше написанного, давайте попытаемся дать определение термину «заметка»

Заметка — краткое изложение или описание

какого-либо явления, события, человека, проблемы.

В основе заметки лежит описание факта, случая.

Автор сообщает о том, что произошло, где, когда,

с кем и почему,выделяя основную мысль.

Главные черты – достоверность факта, его

новизна, яркий заголовок.

К заметке предъявляются следующие

требования:

оперативность, актуальность, точность,

краткость, ясность изложения.

Виды заметок

Информационная заметка.

Основой информационной

заметки является описание

фактов. Это последовательное

изложение ответов на вопросы:

что произошло?

где?

когда?

почему?

как?

Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету.

Физминутка

— наклоны головы к плечам;

— круговые движения головой;

-Дыхание. Глубокий вдох, На выдох- а, о, у, ы,э, постукивая пальцами по крыльям носа;

-Крепко зажмуриваем глаза, открываем…(на 4 счёта)

Закрепление изученного материала

Зачем человек читает газеты?
— Чтобы получить информацию, указать факты.
— Познакомиться с позицией автора по данному вопросу.
— Испытать определённые эмоции, чувства.
   Всё это характерно для публицистического стиля, разновидностью которого является язык газеты.
   Газета существует в мире информации более 300 лет. Другие средства информации не могут заменить её полностью  – растут тиражи, появляются газеты  самых разных направлений.
   В чём преимущество газеты? Актуальность материала, доступность стиля.
   Кто – то сказал: «Газета – очень необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и человека».
   И мы понимаем о чём идёт речь: всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия, все сообщаемые факты получают определённое толкование и оценку, сопровождаются комментариями и выводами.

Я бы хотела познакомить вас с различными газетами, которые принесла на урок.

«Школьная газета»

«Моя Развилка»

«Видновские вести»

Разверните газету, которая лежит у вас на парте, рассмотрите её на стр.7. Прочитайте их. Почему мы можем назвать эти статьи заметками? К какому виду мы их отнесём?

Превратим наш кабинет ненадолго в редакцию газеты.

Разбиваемся на группы, которые получают задание — написать информационную заметку по теме

«Спортивная жизнь нашего класса»

«Творческий потенциал нашего класса»

«Интеллектуальная жизнь класса»

С чего начать написание заметки? 
   Написать заметку вам поможет «Памятка»   Во многом от заголовка зависит, прочтут или не прочтут заметку, заинтересуются ли данной темой. Заголовок выполняет рекламную функцию, отражает суть заметки.
   Попробуйте понять, о чём пойдёт речь?
   «Сезон, откройся» (об открытии курортного сезона)
   «Доллар бензину не товарищ» (о росте цен на бензин)
   «Заговор против России» (об отношениях РФ с зарубежьем)
   «Тарелка – наводчица» (о росте квартирных краж)
   Получили ли вы информацию, прочитав заголовок? Можно ли понять, как автор относится к теме, проблеме?

Итог урока

Что узнали нового?

Чему научились?

Выставление оценок

Дз

Написать оценочно-информационную заметку для школьной газеты, выбрав заголовок

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8,9,

Слайд 10

Слайд 11

Выключить ТВ

Газеты

Слайд13

МБОУ Развилковская сош с УИОП

Конспект открытого урока

русского языка в 7 классе

«Публицистический стиль. Заметка в газету».

Подготовила и провела

Сизова Н.А.

2016-2017 учебный год

infourok.ru

Разработка урока «Публицистический стиль. Заметка как газетный жанр» (8 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово»

Публицистический стиль

Заметка – газетный жанр

Сценарий урока русского языка в 8 классе

Емелина Т.Ю.

учитель русского языка

и литературы

2015

Публицистический стиль

Заметка – газетный жанр

Цель: углубить знания о публицистическом стиле и газетных жанрах; формировать умение создавать тексты публицистического стиля; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к родине, её героическому прошлому.

Оформление: историческая карта боевых действий начала Великой Отечественной войны; запись терминов газет и газетных жанров; рубрика, статья, очерк, заметка, интервью, репортаж, актуальность, злободневность; планшет со словарными словами по теме; номера газет на каждой парте; магнитофон.

(тема урока совмещена с проведением сжатого изложения «Поднятая в атаку»).

Ход урока

I этап Оргмомент

(подготовка к уроку, знакомство с гостями, объявление темы урока и его целей)

II этап Повторение пройденного

  1. Беседа о назначении публицистического стиля, его особенностями

  2. Запись на доске и в тетрадях:

публицист

публицистика

публицистический стиль

– от латинского «публикус» – общественный

публика – народ, люди

3) определение лексического значения каждого из трех

вышеназванных однокоренных понятий.

Публицист – писатель создающий произведения на общественно – политические темы.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистика занимается вопросами, важными для всего общества (т.е. общественно – политическими) в данное время (т.е. актуальными, злободневными).

Назначение публицистического стиля – воздействие на читателя и слушателя.

Обобщение:

  • Что означает название стиля?

  • Каково значение слова «злободневный»? (от фразеологизма «злоба дня» — то что привлекает внимание, занимает всех в данное время)

  • Основное назначение публицистического стиля.

III этап Газета и газетные корреспонденции

(отличаются конкретностью, злободневностью и достоверностью фактов)

Работа с ранее записанными на доске словами

  • Слова какой части речи?

  • Что объединяет эти слова? (стилистическая принадлежность)

  • Назвать синонимы, определить их значение

  • Назвать слова, обозначающие название газетных жанров

  • Название имеющее прямое отношение к диалогу? (интервью)

  • Слово, имеющее самое широкое понятие? (рубрика (лат) – заглавие закона (написание красной строкой) Рубер – красный – раздел, подразделение чего-либо, графа

  • По толкованию узнать заметку.

IV этап Практическая работа с газетными номерами

  1. Беседа по вопросам:

    • Какие публикации в газетных номерах привлекли ваше внимание?

    • Почему?

    • Определите жанр этих публикаций

    • Самый малый, на ваш взгляд, жанр?

    • Приведите примеры заметок из ваших газетных номеров.

(зачитывается 1-2 заметки)

  1. Определяем признаки заметки

    • О событиях какой давности идет речь?

    • Сколько фактов освещается в заметке?

    • Что узнаем о героях заметки?

    • Какие виды предложения чаще употребляется в заметке (простые)

    • Лексика заметки

    • Эмоциональность

    • Определить наличие авторской оценки

    • Характер заголовка?

Вывод: заметка – малый газетный жанр, освещающий недавно произошедшие факты. Отличается лаконичностью, сжатостью, минимальным присутствием эмоционально окрашенной лексики, простотой синтаксиса, авторское отношение и оценку можно определить.

V этап Свойства заметки – краткость

Свойства заметки – краткость , сжатость изложения – делают её одним из популярных газетных жанров наравне с интервью, репортажем. Огромное значение придавалось заметке и во фронтовой печати.

Итак: 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается:

● Историческая справка о первых днях Великой Отечественной войне и крепости Бресте

с первых дней войны и стар и млад поднялись на защиту своей родины. Имена героев, погибших на фронтах, золотыми буквами вписаны в Книгу Памяти. Есть среди них и имена героев-кузбассовцев. Это Вера Волошина и Юрий Двужильный.

(Ученик выступает с кратким рассказом о книге, посвященной этим героям)

рядом с отцами, плечом к плечу, поднялись на борьбу с фашистами и дети. Мальчики и девочки, ваши сверстники.

(мелодекламация стих Ю. Дружининой «Дети Аджимушкая», «Лакромоза» Моцарта)

Чтение текста «Поднятая в атаку»

VI этап Мы – военные корреспонденты

Возвращаясь в редакцию, вы услышали рассказ о том, как девочка, спасшая раненого бойца и его винтовку в первые дни войны, вместе со взрослыми была поднята в атаку вместе со взрослыми на борьбу с врагом.

Редактор фронтовой газеты согласился напечатать вашу корреспонденцию, но сказал, что в полном объеме напечатать этот материал не сможет, так как номер уже сверстан, и осталось только несколько строк – объем небольшой заметки.

Ваша задача: сжать материал до размера газетной заметки. Обратите внимание на слова в планшете (ветеран, миллион, отечественный, фашистский, свастика)

VII этап Работа в группах над сжатым изложением

  • Как озаглавить

  • Что является основным?

  • Что можно выпустить

2) Заслушивание готовых вариантов газетных заметок и их анализ с точки зрения требований, предъявляемых к заметке.

Итог урока

Что узнали нового на уроке?

Чем запомнился урок?

Домашнее задание

Написать заметку «Это надо живым» в стенгазету под рубрикой «Вести с урока».

infourok.ru

Публицистический стиль. Заметка в газету

Автор разработки урока: Андрианова Екатерина Павловна

Место работы, должность: МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету

Тип урока:урок развития речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки самостоятельно      создавать      текст публицистического стиля — заметку в газету;

  2. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  3. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;

  3. прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Рабочие листы для заполнения.

 Предварительное задание:

1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»

2 вариантподобрать пословицы о Родине.

3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».

Ход урока:

  1. Мотивация деятельности(1 слайд)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

— Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!

  1. Опрос – разминка (2 слайд)

Цели:

1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;

-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)

-Публицистический стиль речи применяется в … (общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

— Задача публицистического стиля… (сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

— Характерные черты публицистического стиля (злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

  1. Целеполагание(3 слайд)

Цель:

1. сформулировать цели урока.

— Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)

— Каковы цели нашего урока:

— Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.

  1. Актуализация имеющихся знаний

Цели:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.

— Нам предстоит закончить оформление нашего проекта — классной газеты «Моя малая родина».

Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)

— В Библии есть такое выражение: «От полноты сердца говорят уста», то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.

На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.

(4 слайд)

— Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)

(5 -11 слайды)

  1. Физкультминутка(12 слайд)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности 

— Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.

  1. Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.

  2. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

— С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)

Задание 1

Замените одним словом описательный оборот:

люди в белых халатах (врачи),

зелёный массив (лес),

второй хлеб (картошка),

голубые дороги (реки)

ночное светило (луна),

голубой экран (телевизор).

Задание 2

Орфографическая диктовка с взаимопроверкой

Общественный, нравственный, организованный, благородный, ответственный, воспитание, патриотизм, публицист, корреспондент, мужественный.

  1. Стилистический анализ текста(13 слайд)

Цели:

  1. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  2. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  3. развивать навыки стилистического анализа текста.

— Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)

(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)

— Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

— Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).

1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  1. К кому обращена статья? (С кем говорим?)

  2. Где она может быть помещена?

  3. С какой целью она написана?

2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  1. Чему посвященастатья? ( О чем она?)

  2. К чему призывает автор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  1. Определите стилевые черты текста.

  2. Назовите языковые средства.

Возможные результаты групповой работы.

1группа:

1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…),

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)

2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).

Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.

  1. Домашнее задание. (16 слайд)

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  2. развивать навыки стилистического анализа текста.

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________

______________________________________________________________.

В статье четко выражена мысль_________________________________

______________________________________________________________.

В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.

  1. Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить степень значимости полученной информации для себя.

— Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

  1. Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить результативность собственной работы

— В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.

— Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!

Использованные источники

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.

  2. Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006

  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015

8

kopilkaurokov.ru

Публицистический стиль. Заметка в газету

Автор разработки урока: Андрианова Екатерина Павловна

Место работы, должность: МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету

Тип урока:урок развития речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки самостоятельно      создавать      текст публицистического стиля — заметку в газету;

  2. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  3. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;

  3. прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Рабочие листы для заполнения.

 Предварительное задание:

1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»

2 вариантподобрать пословицы о Родине.

3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».

Ход урока:

  1. Мотивация деятельности(1 слайд)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

— Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!

  1. Опрос – разминка (2 слайд)

Цели:

1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;

-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)

-Публицистический стиль речи применяется в … (общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

— Задача публицистического стиля… (сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

— Характерные черты публицистического стиля (злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

  1. Целеполагание(3 слайд)

Цель:

1. сформулировать цели урока.

— Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)

— Каковы цели нашего урока:

— Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.

  1. Актуализация имеющихся знаний

Цели:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.

— Нам предстоит закончить оформление нашего проекта — классной газеты «Моя малая родина».

Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)

— В Библии есть такое выражение: «От полноты сердца говорят уста», то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.

На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.

(4 слайд)

— Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)

(5 -11 слайды)

  1. Физкультминутка(12 слайд)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности 

— Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.

  1. Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.

  2. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

— С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)

Задание 1

Замените одним словом описательный оборот:

люди в белых халатах (врачи),

зелёный массив (лес),

второй хлеб (картошка),

голубые дороги (реки)

ночное светило (луна),

голубой экран (телевизор).

Задание 2

Орфографическая диктовка с взаимопроверкой

Общественный, нравственный, организованный, благородный, ответственный, воспитание, патриотизм, публицист, корреспондент, мужественный.

  1. Стилистический анализ текста(13 слайд)

Цели:

  1. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  2. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  3. развивать навыки стилистического анализа текста.

— Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)

(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)

— Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

— Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).

1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  1. К кому обращена статья? (С кем говорим?)

  2. Где она может быть помещена?

  3. С какой целью она написана?

2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  1. Чему посвященастатья? ( О чем она?)

  2. К чему призывает автор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  1. Определите стилевые черты текста.

  2. Назовите языковые средства.

Возможные результаты групповой работы.

1группа:

1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…),

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)

2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).

Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.

  1. Домашнее задание. (16 слайд)

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  2. развивать навыки стилистического анализа текста.

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________

______________________________________________________________.

В статье четко выражена мысль_________________________________

______________________________________________________________.

В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.

  1. Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить степень значимости полученной информации для себя.

— Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

  1. Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить результативность собственной работы

— В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.

— Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!

Использованные источники

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.

  2. Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006

  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015

8

multiurok.ru

Урок в «формате» ФГОС на тему «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» (7 класс)

Хардина Вера Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СШ №31, г. Сургут

Урок в «формате ФГОС».

Предмет: русский язык.

Класс: 7 класс

Урок контроля и проверки знаний, умений обучающихся по УМК под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Тема: Диагностическая работа по теме «Публицистический стиль речи. Заметка в газету».

Место урока в программе: урок проводится после изучения темы «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» перед контрольным сочинением по теме «Заметка в газету».

Общая характеристика работы.

Работа характеризуется с точки зрения достижения определённых в рабочей программе по русскому языку предметных и метапредметных результатов и позволяет объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты. Работа состоит из четырёх тестовых заданий: задания с кратким ответом (задания №1, 2), задание с выбором ответа и кратким ответом (задание № 3), задание с развёрнутым ответом — сочинение по данному началу, развёрнутый связный ответ на вопрос (задание № 4).

Оценивание производится по четырём критериям:

  1. знание и понимание предметного материала;

  2. мышление: использование приёмов критического и креативного мышления, планирование умений, реализация умений;

  3. коммуникация (передача знаний через разные формы текста)

  4. применение (использование знаний и умений для установления связей внутри контекста и между ними).

Каждое задание оценивается в баллах. Невыполненное задание или большое количество ошибок при выполнении работы ведёт к фактической оценке 0 баллов. Критерий оценивания — уровневый: высокий, повышенный, средний, недостаточный.

Время выполнения работы: 40 минут.

Подготовительный этап.

Ученикам в начале изучения темы «Публицистический стиль речи» предоставляется информация о том, каким критериям будет соответствовать проверка знаний в конце освоения темы, каковы требования к уровню выполнения контрольной работы, какие типы заданий в ней предусмотрены.

Пример контрольной работы вывешивается в классе в начале изучения темы.

Целеполагание для ученика, сформулированное диагностично и операционально:

— знать план стилистического разбора текста;

— знать характерные особенности публицистического стиля речи;

-уметь осуществлять информационную обработку текста, находить обучающую информацию в тексте;

-уметь рефлексировать на содержание текста, уметь объяснить своё отношение к заявленной в тексте проблеме.

Целеполагание для учителя.

1.Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к обеспечению предметных результатов:

— проверить знание плана стилистического разбора текста

— проверить знание особенностей публицистического стиля речи

2.Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к развитию УУД в деятельности на уроке:

— проверить сформированность умения работать с информацией по переработке текста;

— проверить сформированность умения узнавать текст публицистического стиля;

— проверить сформированность умения создавать фрагмент текста заданного стиля речи в соответствии с основной мыслью.

3.Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к становлению личностных результатов при изучении темы урока:

— выявить нравственно-эстетические представления учащихся по проблеме, заявленной в тексте.

Оборудование: раздаточный материал для каждого учащегося (текст диагностической работы по вариантам; текст упражнения 193).

Ход урока

1.Подготовительный этап (общая характеристика работы, ознакомление с режимом работы и критерием оценивания).

2.Самостоятельная работа учащихся (выполнение работы).

3.Заключительный этап (подведение итогов).

Макет работы.

Предметные результаты.

1.Задание, выявляющее обязательный уровень владения предметными знаниями темы. Максимальное количество – 3 балла (по 1 баллу — за каждый восстановленный подпункт плана стилистического разбора текста).

Метапредметные результаты.

2. Задание, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 3 балла (по 1 баллу – за каждый параметр РС / каждый пункт плана)

3. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи/уровень регулятивных УУ на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 4 балла (по 1 баллу — за каждое неверное утверждение и по 1 баллу за каждое исправленное верно утверждение).

4. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 5 баллов (содержание фрагмента сочинения-1 балл, использование средств выразительности – 1 балл, речевое оформление -1 балл, грамотность письма -2 балла).

Диагностическая работа

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Восстановите пропущенные подпункты (или их части) плана стилистического разбора текста.

План стилистического разбора.

1)Определить речевую ситуацию:

— сферу применения стиля;

— …………………………….

2)Назвать основные стилевые черты:

— высказывание ……………………. или конкретное;

— …………………………………….. или бесстрастное;

— …………………………………….. или непринуждённое.

3)Найти характерные для этого стиля языковые средства. (2)

Задание 2. Представьте текстовую информацию в виде схемы речевой ситуации (РС), отражающей характерные черты публицистического стиля речи.

Публицистический стиль речи применяется в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах на радио и телевидении, в выступлениях на собрании и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Это речь, обращённая ко всем людям.

Задача публицистической речи: сообщить информацию о жизни страны; воздействовать на массы; сформировать определённое отношение к общественным делам; сформировать гражданскую позицию.

Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным.

Это характерные черты публицистического стиля. (4)

Задание 3.Укажите и исправьте неверные утверждения.

  1. Публицистический стиль речи используется в бытовом общении.

  2. Высказывание публицистического стиля обычно бывает злободневным, ярким, страстным.

  3. Публицистика — вид литературы, освещающий актуальные темы общественно-политической жизни.

  4. Жанр-вид литературных произведений того или иного стиля.

  5. Заметка в газету – это один из жанров разговорного стиля речи (разговорного языка.) (2)

Задание 4. Прочитайте текст. Напишите сочинение по данному началу, предложив решение проблемы, сформулированной в последнем предложении. Используйте средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами НО, А, ИЛИ, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица.

Есть тысячи причин, по которым человек живёт или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди всё же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы…

Как живётся дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы? (4)

ВАРИАНТ 2.

Задание 1. Восстановите пропущенные подпункты (или их части) плана стилистического разбора текста.

План стилистического разбора.

1.Определить речевую ситуацию:

-……………………………;

— задачи речи.

2.Назвать основные стилевые черты:

— высказывание обобщённое или …………………….;

— эмоциональное или …………………………………..;

— строгое, официальное или ………………………. .

3.Найти характерные для этого стиля языковые средства. (2)

Задание 2. Составьте сложный план на тему «Публицистический стиль речи». Включите в него следующие пункты: 1) сфера употребления стиля; 2) задачи речи; 3) стилевые черты и характерные языковые, речевые средства. (3)

Задание 3.Укажите и исправьте неверные утверждения.

  1. Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни.

  2. Высказывание публицистического стиля обычно бывает злободневным, ярким, страстным.

  3. Публицистика — вид литературы, освещающий актуальные темы общественно-политической жизни.

  4. Жанр-вид литературных произведений научного стиля речи.

Заметка в газету – это один из жанров официально-делового стиля речи (разговорного языка.) (2)

Задание 4. Прочитайте текст Ю. Яковлева «Что значит Родину любить?». В виде связного высказывания, используя стилистические средства выразительности, ответьте на вопрос: «Зачем автор разъясняет подросткам, что значит любить Родину?».

Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Не давать в обиду врагам. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята! (3), (4)

Критерий определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов в рамках темы «Публицистический стиль речи. Заметка в газету»:

высокий уровень — от 100% до 98 %,

повышенный уровень — от 97% до 72%,

средний – от 71% до 50%,

недостаточный – менее 50 %.

При составлении данной работы использовались следующие материалы:

  1. Галеева Л.Н. Материалы курса «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС.- М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2013. – 80 с.

  2. Львов В. В. Русский язык. 7 класс. Диагностические работы к УМК под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта / В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2016. – 126 с.

  3. Методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 7 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова,

В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. — М.: Дрофа,2015. — 158с.

4. Русский язык. 7класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- М.: Дрофа, 2014.- 286 с.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *