как понять, что ты зануда
Зануд никто не любит. Они способны испортить любую шутку и превратить веселый диалог в скучный монолог с выяснением отношений. Но как определить истинного зануду и что делать, если таким человеком оказался ты?
Антон Попов
Теги:
Психология отношений
Психология личности
Психология общения
Pexels
Зануда – это состояние души, стиль жизни и черта характера. Зануд принято не любить, потому что они способны превратить любой разговор в череду скучных споров, приправленных единственно верным мнением. Мнением зануды.
Содержание статьи
Но у зануд, как и у дураков, есть одно неприятное свойство: они не понимают, кем являются. Однако есть несколько надежных способов определить истинного зануду. Собрали их все, чтобы вы точно смогли найти зануд, и подготовили несколько советов, как от занудства избавиться.
Что такое занудство
Занудство – это не одна черта характера, а совокупность нескольких. Зануд никто не любит, потому что они обладают свойствами, которые могут вывести из себя даже самого стойкого и спокойного человека.
Основная черта истинного зануды – он утомляет своими жизненными взглядами. Это не значит, что они у него сильно отличаются от тех, что приняты в обществе. Нет, зануда может казаться человеком с вполне обыденными представлениями о мире и моральными установками, однако он стремится не просто рассказать о своих взглядах, но навязать их каждому человеку. Даже когда его об этом не просят.
Занудами чаще становятся мужчины, чем женщины. Это неудивительно, ведь если вдуматься, занудство – это доминантная черта характера. Зануда стремится доминировать в обществе, требует, чтобы его точка зрения считалась единственно верной и главенствующей. А доминантность является в большей степени признаком мужчин, поэтому и зануд среди них больше.
Но и женщины с этой чертой личности существуют. В браке они пилят мужей по поводу и без, одержимы контролем и требуют беспрекословного послушания. Но это все звучит очень обобщенно, поэтому стоит пройтись по основным признакам зануды более подробно, чтобы точно находить их среди своего окружения.
Признаки занудства
Зануд не вычислить по внешним признакам. Существует определенный миф о том, как они должны выглядеть и что носить, но он не имеет ничего общего с реальностью. Но стоит зануде лишь один раз открыть рот, как все тут же становится на свои места.
Эксперт по всем вопросам
Категоричность – мое второе имя
Зануды не терпят серого. По каждому вопросу у них четко определенное мнение, поэтому в речи очень много оборотов типа «я никогда…», «я всегда…» и так далее. Его мнение – это закон. Оно не может быть неверным. А кто не согласен, тот просто ничего не понимает в этой жизни.
В споре рождается истина
Зануда готов оспаривать свою точку зрения до конца. Ему неважно, хочет ли этого собеседник. Пока человек не признает своего поражения и не взмолится о пощаде, зануда не отступит.
Если же точка зрения оказалась неверной, то человек с занудством никогда не признает поражения. Его невозможно переспорить. Но что интересно: отказавшись от спора, можно через некоторое время с удивлением обнаружить, что зануда и сам изменил свое мнение по данному вопросу. Почему он не мог сделать этого сразу? Науке еще предстоит это узнать.
Искусство легкой беседы
Зануда умеет говорить либо предметно, либо никак. Искусство флирта ему недоступно, легкие разговоры ни о чем за гранью понимания, поэтому в разговоре на вечеринке или среди малознакомых людей, где искусство small talk важно как никогда, зануда чувствует себя рыбой, выброшенной на сушу.
Но стоит только перевести разговор на какую-то понятную тему, как в нем тут же просыпается хищник, который точно знает, что нужно говорить, чтобы завоевать внимание окружающих.
Юмор не для всех
Считается, что у зануд беды с чувством юмора. Это не так. Они не обделены способностью понимать шутки и придумывать свои, но из-за особенностей характера, у них очень специфическое чувство юмора.
Они задают вопросы там, где это не нужно. Стремятся разобрать шутку логически, докопаться до сути или перекрутить ее настолько, что она превратится в драму. А юмор, который нравится занудам, в свою очередь, не понимают обычные люди. Их шутки кажутся слишком сложными и тоскливыми.
Где главное?
Характерная черта зануды: он не способен отличить главное от второстепенного. Это особенно ярко видно в спорах. Вместо того чтобы работать с основным тезисом, он пытается докопаться до второстепенной мелочи, которая не играет большого значения. Например, когда спорит в комментариях, обращает внимание на орфографию, хотя она не имеет ничего общего с предметом спора.
Безупречный вкус
Зануда искренне считает, что у него безупречный вкус. Он читает только лучшие книги, смотрит лучшие сериалы, слушает качественную музыку. Все, что не попадает под это определение, он по умолчанию считает пустой тратой времени.
Еще одна интересная деталь: зануды тяготеют к элитарности. Поэтому если музыка, то только на виниле, с дорогой аудиосистемой или в качественных наушниках (никаких AirPods!). Если книги, то только в твердой обложке и на бумаге.
Также элитарность проявляется в самих произведениях искусства. Например, рэп только для ограниченных людей, а вот блюз или джаз – выбор настоящего гурмана. И это проявляется практически во всем.
Кругом одни недостатки
Зануды даже в прекрасном умеют разглядеть фатальные недостатки. Ничего идеального нет, но человек с занудством будто бы ничего кроме недостатков и не видит. Причем это касается и тех вещей, которые он искренне любит.
Простой способ отыскать зануду: спросить у него, какой фильм он любит больше всего. Подождать полчаса, пока он в красках расскажет, почему этот фильм лучший во вселенной. А затем аккуратно и невзначай расспросить о его недостатках. Будьте уверены, еще полчаса самовлюбленного монолога вам обеспечено.
Как избавиться от занудства
Может показаться, что зануда вобрал в себя все негативные качества, что есть у людей.
Это не так. На самом деле, зануды – это отличные специалисты и очень увлеченные люди.Они всегда стараются докопаться до сути, посвящают любимому занятию все время и ищут там, куда другие даже не подумают лезть. Эти качества делают их отличными бухгалтерами, неплохими учеными, профессиональными врачами.
Им не хватает тормозов, они слишком зациклены, часто мыслят шаблонно и не пытаются быть креативными. Это основные недостатки зануд, которые мешают воспринимать их позитивно. Но с этим можно бороться. Главное знать — как.
Осознание – первый шаг
Пока человек не видит проблемы, он не будет ее решать. Поэтому пока зануда не поймет, кем он является, любые попытки его изменить обречены на провал. Следовательно, первый шаг – самоанализ.
И без помощи окружающих тут не обойтись. Но близким людям не нужно давить человека морально, корить его. Стоит мягко намекнуть на проблему, открыто поговорить, но не принуждать и точно не унижать.
Вылезти из кокона
«Человек в футляре» – рассказ Чехова, который дает полное представление о том, кто такой зануда. Главный герой зациклился, превратил свою жизнь в монотонную рутину, поэтому с каждым днем становился все большим занудой.
Несмотря на юмористическую составляющую, рассказ отлично отражает суть. Рутина превращает людей в зануд. А значит, нужно начать меняться. Добавить в жизнь разнообразия, совершить несколько глупых поступок, делать вещи, которые раньше казались абсурдными и глупыми.
Зануде будет казаться, что он дурак, а все люди смотрят на него косо. Возможно, так и есть, но этот способ поможет избавиться от психологических зажимов, что приведет к более простому и оптимистичному взгляду на мир.
Правила этикета
Зануды с завидным постоянством игнорируют существующие в обществе нормы поведения. Это особенно ярко проявляется в диалогах. Они готовы спорить до посинения, отстаивая свою точку зрения.
Стоит рассказать им, что так делать совершенно необязательно. Да, существуют ситуации, когда нужно быть сильным и стоять на своем, но гораздо чаще достаточно просто выслушать аргументы собеседника, поблагодарить его за позицию и при необходимости, с разрешения другой стороны, высказать свое мнение. Спокойно, без попыток переубедить.
Наслаждение мелочами
В мире нет ничего идеального, но если обращать внимание только на негатив, постоянно подмечать только недостатки, то можно поседеть к 30 годам. А то и раньше. Научиться получать удовольствие от мелочей без постоянного акцентирования на недостатках – сложное искусство.
Тут на помощь могут прийти духовные практики. Совсем немного медитаций, созерцание, отказ от насыщенных удовольствий в пользу маленьких радостей, рано или поздно приведет к спокойному и взвешенному взгляду на мир.
Дай шанс новому
Зануды не принимают новых видов искусства, считают, что наслаждаются только лучшими произведениями культуры, но это зачастую мираж. Чаще всего они путают привычное с лучшим.
Достаточно лишь несколько недель через силу послушать музыку, от которой становилось плохо. Посмотреть пару сериалов, которые зануда считал переоцененными пустышками, как занудство тут же начнет растворяться.
Занудство тесно связано с косностью. Запри любого человека в тесном футляре из привычных вещей и через время он превратится в зануду. Закрытого для всего нового, грустного и тоскливого человека. Возможно, поэтому с возрастом каждый из нас становится чуточку занудным: мозг теряет пластичность, а все старое кажется не в пример лучше и ярче всего нового.
Как занудство помогает в бизнесе
Бизнесхак
Как занудство помогает в бизнесе
24 февраля 2021 4 364 просмотра
Лариса Парфентьева
Читаете ли вы лицензионное соглашение перед тем, как согласиться с ним? Одна компания разработала программу для компьютеров и запрятала в лицензионном соглашении приз в несколько тысяч долларов. Только через 6 месяцев деньги забрал один дотошный пользователь. Программу к тому моменту скачали около трех тысяч раз. Иногда признаки занудства получают свои плоды.
Внутренний маленький защитник
Считается, что занудой быть плохо. Это всегда навязчивые, назойливые и нудные люди. Фраза «ты зануда» принимается за оскорбление. Согласна, что есть такие прилипчивые, от которых хочется отойти подальше.
Но для бизнесмена иметь некоторые отличительные черты занудства — это не так уж и плохо.
Правильный зануда ищет причинно-следственные связи успехов, для того, чтобы их повторить. Он докапывается до сути проблемы и дотошен к мелочам. Он умеет находить логику в ситуациях, где кажется, что ее не существует. Он видит угрозы, еще когда они неявные. Он стремится сделать все очень хорошо.
Все из перечисленного важно для построения прочной компании.
Отличную фразу о параноиках бизнеса сказал совладелец газеты «Ведомости» и многих журналов Демьян Кудрявцев. Звучит она так: «Чтобы защитить состояние, надо быть тяжёлым параноиком. Даже если это не выражается в личности и внешне. Вроде рубаха-парень, а на самом деле внутри него должен жить такой маленький защитник».
Быть немного параноиком — это даже полезно.
Источник
Когда включать занудство
Успех сопутствует дотошным. Если кто-то вам назначил встречу или пообещал что-то сделать, включайте режим «добиться этого».
Знаменитый дотошный человек — Стив Джобс. Он всегда был внимателен к деталям. Даже к шрифтам или линейке прокрутки в операционной системе. Важно отметить, что эта линейка — малозаметная часть интерфейса. Ричард Гурлей рассказывал о дотошности Стива так: «Внимание к деталям, заставляло конкурентов выглядеть и чувствовать себя гостями из Средневековья».
Если вы что-то пообещали или заключили договор, то должны выполнить условия, чего бы вам это не стоило. «Договор дороже денег» — эту фразу можете написать на стикере и повесить на видном месте. Чтобы видели и вы и ваши партнеры. На выполнении обещаний строится бизнес-репутация. Будете ли вы продолжать работать с партнером, кто постоянно срывает сроки или не выполняет договоренности? Не будьте таким для других.
Если дотошно относитесь к работе, относитесь также и к своему здоровью. Работать по 16 часов в день без выходных — это приблизит вас к успеху, но отнимет много здоровья. Научитесь правильно отдыхать.
Отключайте рабочий телефон, когда уходите с работы. Выходные дни посвящайте активному отдыху или такому, где вы ни разу не вспомните о работе. Старайтесь выезжать из города на природу каждый месяц на несколько дней. Лучше устраивать ежемесячные плановые проверки, чем внеплановый ремонт.
Источник
Уважайте чужое время и приходите на встречи вовремя. Если чувствуете, что задерживаетесь, — позвоните и предупредите. Лучше сказать, что опаздываете, но прийти вовремя, чем неожиданно опоздать.
Игорь Манн составил свой свод правил пунктуальности и помнит о каждом своем опоздании. Для него опоздание — это фиаско.
Сделайте пунктуальность своим главным правилом.
Смотрите на все критическим взглядом. Это позволит вам не стать заложником чужого мнения, а сформировать свое личное.
Чтобы научиться критически мыслить, стоит начать с отказа от «стадного инстинкта». Перед любым предложением, идеей или чьими-то словами, остановитесь и спросить себя: «Что я сам об этом думаю?» Важно составить свое мнение, а не мнение «за компанию».
Примите своего внутреннего бизнес-зануду или вырастите внутреннего защитника. Для вашего бизнеса это будет только на пользу. И читайте лицензионные соглашения, кто знает, что в них еще спрятано.
Источник обложки
Что скука делает с нами и для нас?
Быстрая инвентаризация: среди многих вещей, которые вы, возможно, чувствуете больше всего в эти дни, одна из них — скука? Это может показаться чем-то, что нужно автоматически дезавуировать, когда страна бурлит. Американский заговор сгущается с каждым часом. Нам нужно быть внимательными. Но скука, как и многие неудобные человеческие ощущения, может подкрадываться к человеку в неблаговидные минуты. И, в некотором смысле, психическая неопределенность пандемии была питательной средой для этого — или, по крайней мере, для беспокойного, гудящего разочарования, которое может быть очень похоже на это.
В основе своей скука есть, по определению Толстого, «желание желаний». Психоаналитик Адам Филипс, описывая чувство, которое иногда падает на детей, как колючее одеяло, уточнил это понятие: скука — это «такое состояние анабиоза, в котором что-то начато, но ничего не начинается, настроение диффузного беспокойства, в котором заключены самые нелепые и парадоксальное желание, желание ради желания». В новой книге «Из моего черепа: психология скуки» Джеймс Данкерт, нейробиолог, и Джон Д. Иствуд, психолог, прекрасно описывают это состояние как когнитивное состояние, имеющее что-то общее с состоянием скуки. языковой синдром — ощущение, что чего-то не хватает, хотя мы не можем точно сказать чего.
Данкерт и Иствуд вряд ли одиноки в своих расследованиях. За последние пару десятилетий расцвела целая область исследований скуки, дополненная конференциями, семинарами, симпозиумами, семинарами и серией статей с такими названиями, как «В поисках смысла: ностальгия как противоядие от скуки» (была там) и «Съеденные скукой: потребление пищи, чтобы избежать осознания скучающего Я» (определенно там был). И, конечно же, есть «Руководство по изучению скуки» с уместным бесстрастным подзаголовком «Основы и перспективы».
Скука, как выяснилось, имеет историю, набор социальных детерминант и, в частности, острую ассоциацию с современностью. Досуг был одним из предварительных условий: достаточное количество людей должно было быть свободно от требований к существованию, чтобы иметь свободное время, которое требовалось заполнить. Современный капитализм умножил развлечения и расходные материалы, одновременно подорвав духовные источники смысла, которые когда-то давались более или менее автоматически. Росло ожидание, что жизнь будет, по крайней мере, время от времени, забавной, а люди, в том числе и ты сам, интересными, — росло и разочарование, когда этого не происходило. В промышленном городе работа и отдых были разделены так, как не было в традиционных сообществах, а сама работа часто была более монотонной и регламентированной. Более того, как отмечает политолог Эрик Рингмар в своей статье для «Руководства по изучению скуки», скука часто возникает, когда мы вынуждены обращать внимание, а в современном городском обществе просто было гораздо больше, чем ожидалось от человека. обращать внимание на фабричные гудки, школьные звонки, сигналы светофора, канцелярские правила, бюрократические процедуры, пустословие. (Встречи в Zoom.)
Шопенгауэр и Кьеркегор считали скуку особым бичом современной жизни. Роман девятнадцатого века отчасти возник как противоядие от скуки, а скука часто двигала его сюжеты. Чем была Эмма Бовари, приехавшая в 1856 году, если не скучала по своему трудолюбивому мужу, по провинциальному существованию, по самой жизни, когда она не проявляла сверкающих красок вымысла? Обломов (одноименный роман Ивана Гончарова появился через три года после романа Гюстава Флобера) — лишний человек в старом феодальном поместье, проводящий время с семьей в глухом молчании и приступах беспомощно заразительной зевоты. Хотя можно было на английском языке до be «зануда» в восемнадцатом веке, один из первых задокументированных случаев использования существительного «скука» для описания субъективного чувства появился только в 1852 году в «Холодном доме» Диккенса, затрагивающем метко названную леди Дедлок.
Хайдеггер, один из выдающихся теоретиков скуки, разделил ее на три вида: обыденная скука, скажем, в ожидании поезда; глубокое недомогание он связывал не с современностью или каким-либо конкретным опытом, а с самим человеческим состоянием; и невыразимый дефицит чего-то неназываемого, что кажется нам хорошо знакомым. (Этот третий тип мог бы стать хорошим дополнительным куплетом для Пегги Ли в ее томной песне «Is That All There Is?».) Мы приглашены на званый ужин. «Там мы находим обычную еду и обычную застольную беседу», — пишет Хайдеггер. «Все не только вкусно, но и очень со вкусом.» В этом событии не было ничего неудовлетворительного, и тем не менее, оказавшись дома, невольно приходит осознание: «Мне было скучно после всего этого вечера».
Признаки скуки обнаруживаются задолго до ее расцвета в середине девятнадцатого века. Сенека в первом веке вызывал taedium vitae настроение, похожее на тошноту, вызванное созерцанием безжалостной цикличности жизни: «До каких пор все будет по-прежнему? Конечно, я буду бодрствовать, я буду спать, я буду голоден, мне будет холодно, мне будет жарко. Неужели нет конца? Все идет по кругу?» Средневековые монахи были склонны к тому, что называлось ацедией — «роду неразумного смятения ума», как писал в V веке подвижник Иоанн Кассиан, при котором они почти ничего не могли делать, кроме как входить и выходить из своих келлий, вздыхая. что «никто из братьев» не пришел посмотреть на них и посмотрел на солнце, «как будто оно слишком медленно садилось». Как указывали ученые, acedia звучит очень похоже на скуку (депрессию тоже), хотя с ней и связано особое суждение: acedia была греховной, потому что делала монаха «праздным и бесполезным для всякого духовного делания». Тем не менее, это были исключительные предвестники чувства, которое позже будет распространяться гораздо более демократично. В этих более ранних воплощениях скука была «маргинальным явлением, предназначенным для монахов и знати», — пишет Ларс Свендсен в «Философии скуки»; действительно, это было что-то вроде «символа статуса», поскольку казалось, что оно досаждает только «высшим слоям общества».
Это убедительно, хотя я подозреваю, что некое субъективное ощущение монотонности является более фундаментальным аффектом — подобно радости, страху или гневу. Наверняка даже средневековые крестьяне иногда смотрели куда-то вдаль и вздыхали над своей ячменной похлебкой, тоскуя по очередному деревенскому празднику и немного карнавального беспредела. В последние годы что-то вроде скуки было изучено и задокументировано у недостимулированных животных, что, казалось бы, опровергает то, что это сугубо социальная конструкция. (Моему псу-трудоголику определенно кажется, что от скуки он тащит журнал с кофейного столика, всегда сначала проверяя, не видел ли его кто-нибудь из людей, и бегает с ним по дому, чтобы мы погнались за ним.) Классик Питер Тухи в своей книге «Скука: живая история» предлагает полезное решение спора между теми, кто говорит, что скука — это основная черта (или ошибка) человечества, и теми, кто говорит, что это побочный продукт современности. Он утверждает, что нам нужно различать простую скуку, которую люди (и животные), вероятно, всегда испытывали время от времени, и «экзистенциальную скуку», чувство пустоты и отчуждения, выходящее за рамки мгновенной умственной усталости и, возможно, не проявляющееся в реальности. эмоциональный лексикон многих людей до последних двух столетий, когда философы, романисты и социальные критики помогли определить его.
Исторически диагноз скуки содержал элемент социальной критики — часто жизни при капитализме. Философ Франкфуртской школы Теодор Адорно утверждал, что досуг в основе своей формируется «социальной тотальностью» и «прикован» к работе, что предположительно противоположно: «Скука — это функция жизни, которая проживается под принуждением к работе и под строгое разделение труда». Так называемое свободное время — обязательные увлечения и праздники, примиряющие нас с холодно регламентированным рабочим днем капиталистической экономики, — на самом деле является признаком нашей несвободы. Дэвид Грэбер в своем влиятельном тезисе о «дерьмовой работе» утверждает, что стремительное расширение административных должностей — он цитирует, например, «целые новые отрасли», такие как финансовые услуги и телемаркетинг, — означает, что «огромные массы людей в Европе и в Северной Америке, в частности, проводят всю свою трудовую жизнь, выполняя задачи, которые, по их тайному мнению, на самом деле не нужны». Результатом может быть душераздирающее страдание. Налицо то, что Адорно называл «объективной тупостью», хотя, как предостерегает Грэбер, «у одних бессмысленность усугубляет скуку, у других — тревогу». Панк-музыка вызывала скуку как подстрекательство к квазиполитическому бунту — скука Clash по США или «Waiting Room» Fugazi, где время, как «вода в канализацию», заставляло мальчика терять терпение по отношению к миру, как он есть.
Но, в то время как социальные критики могут наделить скуку определенным мощным зарядом, многие люди преуменьшают или отрицают свое обычное переживание скуки. Может быть, это вина системы, но это похоже на нашу. Скука — это явно нехаризматичное состояние бытия. Ему «не хватает очарования меланхолии — очарования, которое связано с традиционной связью меланхолии с мудростью, чувствительностью и красотой», — отмечает Свендсен. Скука была бы его шикарным, одетым в черное, континентальным двоюродным братом, но вы не часто слышите, как даже самые претенциозные эстеты жалуются на то . Депрессия связана со скукой («противоположность депрессии — не счастье, а жизненная сила», — писал Эндрю Соломон), но депрессия воспринимается как клиническая и химическая, и, вероятно, во многих социальных ситуациях в ней легче признаться, чем в хронической скуке. быть. Если вам скучно, вы вполне можете быть занудой.
Психолог Сэнди Манн в своей книге 2016 года «Наука о скуке» утверждает, что «скука — это «новый» стресс»: состояние, в котором люди не хотят признаваться, как когда-то не решались признать стресс, но может делать это больше. Но я сомневаюсь, что скука когда-нибудь станет таким же уверенным в себе? жалобу, которую вы скидываете знакомому в очереди Starbucks. Признаться в том, что вы испытываете стресс, означает, что вы нужны, заняты, возможно, очень важны; сказать, что вам скучно, предполагает — как это было, когда вы были ребенком, и взрослые раздражались, если вы ворчали, что вам нечего делать, — что вам не хватает воображения или инициативы, или повезло иметь работу, которая отражает ваши «страсти». ».
«Жизнь, друзья, скучна», — говорится в стихотворении Джона Берримана «Песня мечты 14». «Мы не должны так говорить. / Ведь небо мелькает, великое море тоскует, / мы сами мелькаем и тоскуем, / и притом мама говорила мне в детстве / (неоднократно) ‘Вечно признаться тебе скучно / значит нет у тебя / Внутренних Ресурсов .’» Хотя скука больше не считается грехом для большинства людей, как acedia для средневековых монахов, к ней все еще прилипает пыль стыда, особенно когда ее нельзя винить в том, что приходится платить по счетам. Скучать чаще, чем время от времени, кажется небольшим, раздражительным недовольством в схеме вещей, своего рода слабоумным отстранением от мира, который требует срочных действий, чтобы попытаться исправить это (предлагая бесконечные потоковые развлечения, чтобы отвлечь нас).
Интерпретация скуки — это одно; его измерение совсем другое. В 1980-х годах Норман Сандберг и Ричард Фармер, два исследователя психологии из Орегонского университета, разработали шкалу склонности к скуке, чтобы оценить, насколько легко человеку становится скучно в целом. Семь лет назад Джон Иствуд помог разработать шкалу для измерения того, насколько человеку скучно в данный момент. В последние годы исследователи скуки проводили полевые исследования, в ходе которых, например, людей просили вести дневники повседневной жизни, записывая случаи естественной летаргии. (Результат этих новых методов был благом для исследований скуки — Манн ссылается на коллег, с которыми она сталкивается в «схеме «скуки»».) Но во многих исследованиях участвуют исследователи 9.0011 вызывает скуку в лабораторных условиях, обычно со студентами колледжа, чтобы изучить, как этот забитый серый экран чувств влияет на людей.
Создание скучного контента — это миссия, к которой они подходят с некоторой изобретательностью, и результаты напоминают грустную комедию Беккета. Один из аспирантов Джеймса Данкерта в Университете Ватерлоо, например, снял исключительно унылое маленькое видео, которое использовалось для утомления людей в исследовательских целях. На нем изображены двое мужчин, бессистемно вешающих белье на металлическую вешалку в маленькой пустой комнате и бормоча банальности. («Хочешь прищепку?») Другие исследователи предлагали участникам посмотреть обучающий фильм об управлении рыбной фермой или скопировать цитаты из справочной статьи о бетоне. Затем исследователи могут проверить, насколько одурманенные участники хотят перекусить нездоровой пищей (изрядное количество в одном из таких исследований).
Современные исследователи скуки, несмотря на все их масштабы и графики, задают некоторые из тех же экзистенциальных вопросов, которые занимали философов и социальных критиков. Один лагерь утверждает, что скука возникает из-за дефицита смысла: мы не можем поддерживать интерес к тому, что делаем, если нас это не волнует в принципе. Другая школа мысли утверждает, что это проблема внимания: если задача либо слишком сложна для нас, либо слишком проста, концентрация рассеивается, и ум останавливается. Данкерт и Иствуд утверждают, что «скука возникает, когда мы застреваем в загадке желания, когда хотим что-то сделать, но не хотим ничего делать», и «когда наши умственные способности, наши навыки и таланты бездействуют — когда мы мысленно ничем не заняты. ”
Эрин Вестгейт, социальный психолог из Университета Флориды, сказала мне, что ее работа предполагает, что оба фактора — недостаток смысла и нарушение внимания — играют независимые и примерно равные роли в утомлении нас. Я думал об этом так: занятие может быть монотонным — шестой раз, когда вы читаете «Зайчика Наффла» своему неспособному спать малышу, второй час адресации конвертов для политической кампании, которая вам действительно небезразлична, — но, поскольку эти вещи по-разному значимы для вас, они не обязательно скучны. Или занятие может быть интересным, но не значимым — головоломка, которую вы собираете во время карантина, или седьмой эпизод какого-то случайного сериала Netflix, в который вы попали. Если занятие одновременно и значимое, и увлекательное, вы — золотой, а если ни то, ни другое — у вас есть билет в один конец до Далсвилля.
Скука: что это такое и как этого избежать
Люди спонтанно используют три стратегии, чтобы преодолеть скуку. Однако некоторые писатели клянутся, что скука способствует творчеству.
Скука — это эмоциональное состояние, которое включает в себя отсутствие стимуляции, какой-либо активности или какого-либо интереса к окружающей среде.
Тем не менее, есть странные люди, которым никогда не бывает скучно.
«О!» говорят хронически заинтересованные и занятые: «В каком увлекательном и захватывающем мире мы живем. Как прекрасно быть живым. Как может кому-то надоесть все разнообразие жизни?»
Вам повезло.
Я с французским философом Альбером Камю, который сказал (в Чума ):
«Правда в том, что всем скучно, и они посвящают себя развитию привычек».
Скучно до смерти
«Все» может быть небольшим преувеличением, хотя по некоторым оценкам до 50% из нас часто испытывают скуку.
Для подростков это определенно заниженная оценка.
И к скуке нельзя относиться легкомысленно.
Имеются данные о том, что те, кому скучно, чаще других умирают (Britton & Shipley, 2010).
Кроме того, скучающие авиапилоты делают больше ошибок, чем скучающие военные-ядерщики.
Так что скучать можно до смерти.
Что такое скука?
Вот как психологи описывают опыт скуки (Eastwood et al., 2012):
- Разочарование: невозможность заниматься интересным и приносящим удовольствие занятием, и это очень расстраивает.
- Бессмысленно: все кажется бессмысленным. Скука — это экзистенциальный кризис: вам хочется крикнуть: «В чем, черт возьми, смысл?»
- Скучная среда: ощущение, что все и все вокруг нас скучны.
3 стратегии преодоления скуки
А вот три психологические стратегии, которые люди спонтанно используют, чтобы справиться со скукой (Nett et al., 2009):
- Переоценка: работа в уме, чтобы повысить ценность или важность ситуации или активность.
- Критика: измените обстановку, чтобы развеять скуку.
- Уклонение: отвлечение на другое занятие.
Конечно, мы используем все эти стратегии в разное время.
Но есть предварительные основания полагать, что нам следует больше полагаться на переоценку, чем на два других.
Наихудшей стратегией кажется попытка избежать скуки (подумайте: выпивка, наркотики и азартные игры).
Состояние потока
Возможно, полной противоположностью скуке является «состояние потока».
Действия, которые позволяют вам войти в состояние потока, заставляют время проходить быстрее и приятнее, как показывают исследования (Rankin et al., 2018).
Состояние потока — это ощущение полной вовлеченности в то, чем вы сейчас занимаетесь.
Психологи обнаружили, что игра в компьютерную игру, которая переводила людей в состояние потока, также снижала их стресс, пока они ждали неясных новостей.
Они испытывали больше положительных эмоций, меньше отрицательных и реже скучали, когда игра была для них достаточно сложной.
Многие другие действия могут вызвать состояние потока — на самом деле все, что привлекает внимание, немного расширяет ваши навыки и что вы делаете ради самого себя.
Профессор Кейт Суини, соавтор исследования, сказала:
«Поток — если его можно достичь — приносит пользу.
Видеоигры идеально подходят для потока, если они соответствуют уровню навыков игрока и немного повышают его.
Поток требует тонкого баланса.
Поток легче всего достигается с помощью действий, которые несколько бросают человеку вызов, но не слишком сильно; иметь четкие достижимые цели; и это дает человеку обратную связь о том, как он справляется на этом пути».
Для исследования 290 участников сфотографировали, и им сказали, что им нужно подождать, пока их оценят на предмет привлекательности.
Естественно, они занервничали.
А пока они играли в отвлекающую компьютерную игру под названием Тетрис.
Кто-то играл на легком уровне, кто-то на сложном, а для кого-то игра адаптировалась к ним.
Результаты показали, что люди прошли период ожидания в лучшем настроении, когда игра адаптировалась к их уровню.
Поскольку игра адаптирована, она привела их в состояние потока.
Профессор Суини сказал:
«Исследование Тетриса является ключевым, потому что оно экспериментально манипулирует потоком и показывает результаты этого манипулирования, что дает убедительные доказательства того, что поток действительно вызывает благополучие в периоды ожидания, а не то, что он просто совпадает с благополучие».
Скука и творчество
Не все согласны с тем, что скука — это всегда проблема.
Некоторые творческие люди и даже психологи считают, что скука может стимулировать творчество людей.
Скука побуждает творческих людей избегать ужасного, разочарованного и бессмысленного чувства.
Это может быть правдой даже на работе.
Психологи из Университета Центрального Ланкашира попросили участников копировать номера из телефонной книги в течение 15 минут, в то время как другие сразу приступили к стандартной творческой задаче (Mann & Cadman, 2014).
Обеим группам было предложено придумать как можно больше различных вариантов использования стакана из полистирола.
Группа, которой было скучнее, придумала больше всего вариантов использования.
Доктор Санди Манн, один из авторов исследования, сказал:
«Скука на работе всегда считалась чем-то, что нужно устранить, но, возможно, нам следует принять ее, чтобы повысить нашу креативность.
Далее мы хотим посмотреть, каковы практические последствия этого открытия.
Становятся ли люди, которым скучно на работе, более творческими в других сферах своей деятельности — или они идут домой и пишут романы?»
В последующем исследовании они обнаружили, что творческий потенциал снижается, когда людям все еще скучно, но у них нет возможности помечтать.
Цель скуки
Хотя мы склонны думать о скуке как о чем-то, что неизбежно ведет к неприятностям — пьянству, азартным играм, антиобщественному поведению, — это исследование предлагает разные возможности.
Больше всего чувство скуки является сильным сигналом того, что мы застряли в какой-то колее и нам нужно искать новые цели.
В приведенном выше исследовании этот поиск привел участников к новым идеям.
Обычно люди делают все, чтобы не скучать, ведь это очень неприятный опыт.
Но творческие люди, как и писатели, иногда говорят о поиске скуки.
Вот комедийный сценарист Грэм Лайнхэн, говорящий The Guardian о скуке:
«Мне приходится пользоваться всеми этими программами, которые отключают интернет, заставляют меня скучать, потому что скука — неотъемлемая часть писательского труда, а в Интернете скучать очень трудно.
Творческий процесс требует периода скуки, застревания. На самом деле это очень неприятный период, который многие ошибочно принимают за творческий кризис, но на самом деле это лишь первая часть долгого процесса».
Так что, когда вам станет скучно, вместо того, чтобы смотреть в телефон, попробуйте немного поскучать.