Занятия с дефектологом – Занятия с дефектологом

Содержание

Занятия с дефектологом

1 Февраль 2016      admin74      Главная страница » Здоровье детей      Просмотров:   2088

Когда ребенку нужны занятия с дефектологом и кто должен позаботиться об этом? Этот вопрос нередко задают не только те, чьи дети действительно нуждаются в помощи этого специалиста, но и родители, которым кажется, что ребенок развивается «как-то не так». Для того чтобы не мучиться напрасными сомнениями или, напротив, вовремя попасть на консультацию, поговорим о том, кто  такой дефектолог и какую помощь он может оказать?

Детский дефектолог

Что нужно ребенку, который отличается от сверстников уровнем развития? Если он обгоняет их по интеллектуальным и/или  физическим показателям, то ответ понятен: нужно поддерживать его познавательную активность, определять в класс с углубленным изучением предметов, готовить к олимпиадам, соревнованиям и т.д.

А если ребенок отстает от ровесников? В этом случае на помощь приходит уникальный специалист – детский дефектолог, одинаково хорошо разбирающийся как в педагогике и особенностях детского развития, так и в медицине, ведь в основе большинства дефектов развития находится травма, внутренняя патология, заболевание и т.д.

Задача дефектолога не просто выявить причины отклонения в развитии у проблемного ребенка, но и подобрать механизм их компенсации, помочь юному пациенту в социальной адаптации. Именно поэтому в этой профессии могут состояться люди с высоким интеллектом, в том числе эмоциональным, коммуникабельные, терпеливые, творческие, не устающие искать новые «ключики» к каждому ребенку, приходящему на прием.

Что дают занятия с дефектологом детям?

Вопреки искаженному восприятию дефектолога как специалиста для детей с серьезными отклонениями в развитии, он может помочь и ребятам, которые имеют какие-либо проблемы в учебе. Занятия с дефектологом полезны тем, кто с трудом справляется с программой общеобразовательного заведения, не имея при этом выраженных психических или физических отклонений. В этом случае рекомендуется методика адаптации ребенка к школьной программе, и вскоре силами учителей и дефектолога удается вывести его на приемлемый уровень усвоения знаний.

Некоторые родители комплексуют: если уж попал на прием к дефектологу, то будешь заниматься у него вечно и «попадешь  в дурачки». Они до последнего будут доказывать педагогам, что их ребенок в такой помощи не нуждается. Напрасно: детский дефектолог снимает страх и напряжение ребенка, помогает справиться с болезненной агрессией по отношению к учебе. У детей повышается самооценка, когда они понимают, что могут справиться с заданиями наравне с одноклассниками. После этого дефектолог им не нужен.

Неоценимую помощь занятия с дефектологом оказывают ребятам с выраженным отставанием в развитии, обусловленном поражением нервной системы. Для них необходимо комплексное лечение и взаимодействие порой даже нескольких врачей-педагогов. Можно сказать, что лечение у дефектолога очень индивидуально: для каждого ребенка вырабатывается специальная программа коррекции, которая реализуется при динамическом наблюдении за ним основного дефектолога.

Дефектолог или логопед?

Нужно понимать, что услуги дефектолога и логопеда не одно и то же. Если логопед ­– сравнительно узкий специалист, занимающийся развитием речевого аппарата и постановкой правильного произношения, то  дефектолог помогает детям формулировать и высказывать свои мысли, держать внимание, выполнять задачи, которые ставят учителя, и т.д.

Круг проблем, которые решают занятия с дефектологом, очень широк и включает в себя коррекцию различных психических и физических отклонений в развитии ребенка. Этот специалист, в отличие от логопеда, начинает заниматься с детьми от 1 года. Аудитория логопедов начинается с трехлетнего возраста. Есть у них и взрослые пациенты.

Если ребенку необходимы занятия с дефектологом, то не раздумывайте – обращайтесь и действуйте в плотном контакте с ним. Сегодня разработаны великолепные методики, позволяющие откорректировать даже очень серьезные отклонения в психо-физиологическом развитии детей и нет ни одной причины лишать их помощи грамотного специалиста.

 

 

 

    Метки: адаптация, детский, дефектолог, заниматься, занятие, Занятия с дефектологом, здоровье детей, логопед, отклонение, помощь., программа, развитие, ребенок, специалист, физический     

sonyaclub.ru

➤ Занятие дефектолога с ребенком с ЗПР

Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР начинаются с момента постановки диагноза и продолжаются во время обучения в школе. Специалист разрабатывает индивидуальный план работы, обучение проводится в инклюзивном классе или отдельно в кабинете.

План работ дефектолога с детьми c ЗПР в садике

В детском саду специалист работает с детьми с задержкой психического развития в направлениях:

  • познавательное развитие;
  • формирование математических представлений;
  • развитие моторики.

Уделяется внимание числам, счетам, времени суток, геометрическим фигурам. Ребенок в садике должен уметь различать геометрические и плоские фигуры.

Занятие дефектолога в садике

Рабочая программа дефектолога с детьми ЗПР заключается в закреплении умений сравнивать предметы по параметрам: ширина, величина, длина. Ребенок должен понимать, в каком направлении двигаться: назад, вправо, влево и вперед.

Статья в тему: Подготовка к школе деей с ЗПР

Учитель-дефектолог в программе ЗПР объясняет понятия «завтра», «вчера» и «сегодня». Перед школой дошкольник должен уметь считать до 10 и писать, отвечать на легкие математические вопросы.

С помощью опытного педагога ребенок в садике должен познакомиться с:

  • праздниками;
  • степенями родства;
  • временами года;
  • продуктами питания;
  • явлениями природы;
  • животными.

Рабочая программа дефектолога ЗПР включает изучение:

  • речевого восприятия;
  • грамматического строя речи;
  • формирования математических представлений.

Программа обучения детей 5-7 лет

Занятия логопеда-дефектолога с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет проводятся по адаптированной программе, которая направлена на увеличение уровня восприятия, концентрации внимания, работоспособности.

План работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР заключается в:

  • развитии вербальной, словесной, двигательной, логической памяти;
  • совершенствовании слуховых, двигательных, зрительных ощущений;
  • развитии тактильно-двигательного восприятия, зрительно-моторной координации.

Работа дефектолога с дошкольниками с ЗПР также включает развитие креативности, воспитание доброжелательности, честности, выдержки, трудолюбия, умения дружить. Специалист поможет выработать положительные поведенческие привычки.

Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс — принцып обучения

План работы дефектолога с детьми в школе

Работа дефектолога в школе направлена на адаптацию школьников к общественной жизни:

  • овладение навыками коммуникации;
  • обеспечение эффективного и современного развития речи;
  • улучшение процессов мышления и восприятия.

Познавательные процессы и самовыражение – ключевые моменты, которым уделяет внимание дефектолог в группе с ЗПР.

Школьники с задержкой психического развития быстро утомляются, более нервные и агрессивные, обладают низкой работоспособностью, слабой волей. Работа с такими учениками проводится поэтапная и индивидуальная.

Рабочая программа дефектолога для 1 класса с ЗПР

План работы учителя-дефектолога включает:

  • развитие уверенности в себе и умения брать ответственность;
  • повышение самооценки, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности;
  • увеличение психокоррекционной работы.
  • развитие моторики и произвольного внимания.

Групповое занятие с девочками первого класса

Рабочая программа дефектолога для 2 класса с ЗПР

Во 2 классе занятия со специалистом проводятся 1-2 раза в неделю. По прежнему уделяется внимание развитию речи, улучшению математических навыков, добавляется изучение грамматики.

Учебный план включает тематики:

  • животный и растительный мир;
  • времена года;
  • семья и родственники;
  • предметы в быту;
  • природные явления;
  • обувь и вещи.

Рабочая программа дефектолога для 3 класса с ЗПР

Программа развивает:

  • логику;
  • произвольное внимание;
  • образное мышление;
  • сенсорные навыки.

Помогает закрепить первичные знания о размерах, объектах, формах, цветах, элементах в пространстве.

Несколько уроков посвящены развитию умений классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Дети выполняют упражнения и тесты разной сложности, которые учат применять полученные знания на практике.

Рабочая программа дефектолога для 4 и 5 класса с ЗПР

В 4 классе ученики:

  • учатся составлять схемы и алгоритмы, проводить анализ;
  • закрепляют умение писать и читать;
  • составляют сложные предложения;
  • изучают части речи;
  • учат небольшие стихи;
  • пересказывают произведения;
  • решают математические задачи и уравнения с несколькими действиями.

Статья в тему: Программа по математике для детей с ЗПР

Составление сложных предложений

Программа дефектолога для 5 класса может состоять из тестов и заданий:

  1. «Запомни и повтори».
  2. «Что изменилось на картинке?».
  3. «Нелепицы».
  4. «Игра со словами».
  5. «Что под ладонью?».
  6. «Что было загадано?».
  7. «Цифровая таблица».
  8. «Найди отличия».
  9. «Попробуй найти и вычеркнуть».

План учителя включает упражнения на построение умозаключений, цепочек действий, распределение предметов на группы, запоминание и воспроизведение.

Отзывы родителей о программах дефектологов в садике и школе

ПоложительныеНегативные
Тарас ходит в обычный класс, хоть у него и задержка психического развития. Все хорошо относятся к сыну, успеваемость повысилась благодаря рабочей программе дефектолога ЗПР 4 класс.Программа нелепая, дочка не успевает понять, что от нее хотят. Алиса ходит в отдельный инклюзивный класс, а толку.
Узкопрофильный специалист Лариса в московской школе отличная женщина. Она нашла подход к ребенку и привила желание учиться. Мы стали лучше читать, писать и понимать природные явления.Пришлось обратиться к частному специалисту, чтобы улучшить речь Марка. Индивидуальная работа дефектолога приносит больше пользы, чем адаптированная программа.
Лично знакома с педагогом в екатеринбургской школе. Отличная женщина и специалист. Арсен будто ожил после нескольких занятий с ней. Она умница и действительно может найти подход к каждому человеку.Преподаватели не готовы к изменениям в законодательстве, так как многие школы еще не создали отдельные классы для больных детей.
Программа дефектолога ЗПР 1-4 класс продуманная, я с ней ознакомилась перед тем, как началась учеба. Все изложено четко и ясно. Некоторые задания выполняются в игровой форме.Обучение на нуле, успеваемость у ребенка низкая. Специалистов нет в школе, только логопед.
Планирование дефектологом в школе ЗПР-программы принесло свои плоды. Особенные дети стали более способными, появились новые навыки, привычки, поведенческие решения.Нет в образовательном заведении профессионалов своего дела. Перегружают ребенка, что Миша ничего не хочет делать дома и только вредничает. Состояние эмоциональное ухудшилось.
Оксана начала больше понимать математику и русский язык, так как работает индивидуально со специалистом. Прогресс виден.Советы дефектолога родителям детей с ЗПР оказались не столь полезными. Дочка не имеет желания учиться, она замкнутая и практически не разговаривает. О какой успеваемости может идти речь. Она еще в садике, но очень отстраненная.
Планирование дефектолога в группе ЗПР — это отличная практика, действительно эффективная.Я против обучения малышки в отдельном классе, где другие дети со своими проблемами. Психолога в нашей школе нет, поэтому Поля не может адаптироваться, и проводит большую часть времени дома, а не на уроках.

Отзывы взяты с сайта https://autizmy-net.ru/tematicheskoe-planirovanie-dlya-detey-s-zpr-1-4-klass/#_1 .

Вывод

Программы в детских садах и образовательных заведениях действенные, если внедрены правильно и есть соответствующие специалисты. Если нет инклюзивного класса или группы, стоит подумать о дополнительных занятиях с узкопрофильным специалистом индивидуально.

Видео — на уроке у дефектолога

autizmy-net.ru

Советы дефектолога «С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии»

Создавайте игровые ситуации, обучайте детей осмысленным действиям с игрушками или предметами.
  • Симулируйте у детей отраженные действия, а именно: «сделай как мама, как папа, или брат, или сестра»

Всего этого модно достичь только в том случае, если родитель искренне в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызывает у него негативную реакцию.

Адрес: г. Москва

пр. Вернадского д.48

Телефон: 8 (495) 4313036

Эл. Адрес: [email protected]

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»

Советы дефектолога

«С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии»

Материал подготовила:

учитель-дефектолог

Матвеева А.В.

Больше играйте с детьми

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

  • Рассматривайте игру с ребенком не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно.

  • Используйте игровые действия, включающие развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

  • С помощью игры формируйте обобщающие понятия (овощи, посуда, фрукты).

  • Создавайте у ребенка радостное чувство, которое поддерживайте ставшим равным ее участником.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

  • Необходимо учить ребенка играть

  • Проводите обучение как неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка.

В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у нег вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Как учить играть и какую игру выбрать?

  • Разделите все игрушки вашего ребенка на те, которые он будет использовать по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических. т.е. обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

  • Предлагайте вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормить или поить куклу, укладывать спать, накрывать одеялом и т.п.

  • В момент совершающих действий с игрушками неторопливо проговаривайте простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз наказывайте хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит.

  • Совершая совместные игровые действия, обращайте внимание ребенка на последовательность производимых действий: «Сначала куклу Машу, мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д.

infourok.ru

Консультация на тему: Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?

Кто такой дефектолог?

Зачем нужны занятия с дефектологом?

          Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

        Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии.

      Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Дефектологические направления :

 Наука дефектология включает несколько основных направлений:

     сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

     олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;

     тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; 

     логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении. 

Цели, которые ставит перед собой учитель -дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные. В первую очередь, это:

— Коррекция дефектов развития ребенка;

— Формирование желания учиться посредством мотивации.  

— Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений   развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

 — Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

— Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.

— Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.

— Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

— Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов.

— Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

— Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

— Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.

—  Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

— Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

—  Развивает коммуникативные способности детей.

— Проводит  коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.

— Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Для каждого отдельно взятого  ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

Мифы о работе дефектолога

      Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

      Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.

     Миф  3.     Дефектолог, каким то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем.

nsportal.ru

это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные способности детей.
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

fb.ru

Дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам должен правильно произносить все звуки, строить сложные предложения, иметь словарный запас минимум 3000 слов.

Не соответствие с возрастной нормой даёт право диагностировать темповое отставание формирования различных составляющих устной и, как следствие письменной речи.

Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития является тем специалистом, который окажет максимальную помощь в борьбе с данным недостатком.

Общая характеристика запоздалого речевого развития у детей

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.

Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.

У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:

  • Способность выражать свои мысли, чувства.
  • Правильно произносить звуки.
  • Понимать услышанную речь.
  • Безошибочно структурировать предложения.
  • Задавать вопросы и отвечать на них.
  • Ориентироваться в пространстве и времени.

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования различных специалистов. Например, таких, как: психоневролог, педиатр, лор, стоматолог-ортодонт, логопед.

Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.

ЗРР может возникнуть по следующим причинам:

  • Недостаточное общение родителей с ребёнком.
  • Удовлетворение просьб малыша, когда он формулирует их невнятно, искажённо, или заменяет слова несуществующими, придуманными. В подобном случае ребёнок уверен в правильности произношения, не ощущает потребности и необходимости в развитии своей речи.
  • Минимальное общение со сверстниками.
  • Испуг, стресс.
  • Частые заболевания у ребёнка.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Наследственные факторы.
  • Родовые травмы.
  • Инфекционные заболевания матери, перенесённые во время вынашивания плода.
  • Врождённые или приобретённые патологии органов артикуляционного аппарата (язык, ротоглотка, губы, нёбо, зубы).
  • Болезни лор-органов (носоглотка, наружное, среднее и внутреннее ухо).
  • Патологии зрительного аппарата.
  • Нарушение процессов умственного и психического развития.

Иногда у детей может наблюдаться физиологическая задержка речевого развития. Например, в силу различных факторов (генетической предрасположенности, индивидуальных особенностей), разговорная функция малыша с первых месяцев жизни развивается с отставанием.

Соответственно, если ребёнок начал гулить позже определённых норм (2-3 месяца), то, как правило, темповое развитие речи будет проходить с опозданием.

Правильное речевое развитие в грудном возрасте не даёт повода думать, что у малыша не будет проблем с речью в будущем.

С какими симптомами обращаться к дефектологу

Здоровый четырёхмесячный малыш (фото: baby-sleep.ru)

К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:

  • Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
  • Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
  • Не может формировать сложные предложения.
  • Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
  • Не понимает значение союзов, предлогов.
  • Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.

За состоянием речи ребёнка необходимо следить с первых месяцев жизни. О нормальном психомоторном развитии можно судить по следующим признакам:

  • В месяц ребёнок останавливает взгляд на ярком предмете. Вздрагивает при громком звуке. Проявляет ротовое внимание во время эмоционального обращения к нему (открывает рот).
  • В 2-3 месяца начинает гулить, улыбаться, способен сам удерживать головку, появляются первые попытки подражания интонациям взрослых.
  • В 4 месяца смеётся, предложенную игрушку удерживает всей ладошкой, тянет в рот, узнаёт близких людей.
  • В пятимесячном возрасте малыш может произносить отдельные слоги – «па», «ма».
  • В 6 месяцев появляется самоговорение (общение ребёнка с самим собой).
  • В 7 месяцев дети обычно с интересом рвут бумажные листы, выбрасывают предметы из кроватки.
  • Восьмимесячные малыши активно пользуются лепетными словами, употребляют слоги. Понимают такие слова, как – «дай», «где», «на».
  • В девять месяцев нормально развивающийся малыш должен произносить простые слова, самостоятельно сидеть, стоять у опоры.
  • В один год подражает различным звукам (собачка гавкает – «гав», самолёт летит – «ж-ж-ж-ж»). В словарном запасе присутствует около 10 слов. Самостоятельно ходит, активно играет.

Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.

Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).

Врач дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.

Что входит в компетенцию дефектолога

Занятия с дефектологом (фото: lsclinic.kz)

Доктор, специализирующийся в данной области работает не только над исправлением дефектов речи у ребёнка, но и над развитием интеллектуальных, познавательных особенностей.

Его деятельность направлена на улучшение памяти пациентов, развитие мыслительной способности.

Дефектолог корректирует недостатки, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из условий его проживания, психоэмоционального состояния.

Пациенты врача дефектолога — это малыши с пониженным слухом, зрением, заболеваниями нервной системы, дети после тяжелых психологических травм.

Доктор должен приступать к лечению своих больных после тщательного обследования. Речь ребёнка, в каждом случае, изучается, как единая неразрывная система, в которой все звенья тесно связаны друг с другом.

С помощью специальных тестов, познавательных игр, наводящих вопросов, таблиц, картинок, личной беседы с малышом дефектолог получает возможность выявить различные нарушения в психическом состоянии ребёнка, его интеллектуальный уровень, степень задержки речевого развития, восприятии окружающего мира.

После диагностики доктор подбирает соответствующий метод коррекции, разрабатывает план последовательности реабилитационных мероприятий.

Очень часто отставание в речевом развитии сопряжено с целым комплексом проблем, соответственно и лечение должно проходить с учётом всех закономерностей.

Какие методы лечения применяет врач дефектолог для устранения ЗРР

Прослушивание психоакустической музыки (фото: look.com.ua)

Для детей с задержкой речевого развития дефектологи могут использовать следующие методы лечения:

  • TLP. Это программа, разработанная для улучшения работы головного мозга. Её действие заключается в прослушивании психоакустической (изменённой) музыки, через специальные наушники, что обеспечивает активацию мозга, тем самым улучшает память, внимание, регулирует эмоциональный фон, способствует восстановлению речевых функций.
  • Интайм. Прослушивание в наушниках специально написанной ритмичной музыки в комплексе с физическими упражнениями. Улучшает концентрацию, работоспособность.
  • Fast ForWord. Специальная компьютерная программа, которая эффективно устраняет дефекты речи у детей. Улучшает память, скорость мышления, укрепляет связи нейронов в головном мозге, нормализует полноценное восприятие услышанной речи. Это серия игровых упражнений основанных на применении звуковых сигналов в цифровой модификации речи.
  • Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
  • Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.

Профилактика отставания в речевом развитии

Счастливая семья (фото: fanhome.ru)

Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.

Важно чтобы врач дефектолог пользовался доверием у малыша и вызывал интерес к занятиям.

Качество выполнения различных упражнений направленных на устранение недостатков речи в полной мере зависит от настроения ребёнка и его желания.

Родителям необходимо внимательно следить за развитием разговорной функции своего ребёнка, и стараться исправлять все допущенные ошибки в речи, проговаривая их правильно, ласковым тоном.

Также важно взрослым обращать внимание на собственное произношение. Любое косноязычие может послужить примером для подражания.

Нужно обеспечить малышу правильный режим дня, который не будет перегружать его нервную систему. Не стоит посещать слишком много дополнительных занятий, спортивных секций. Должен быть здоровый баланс между спортом, отдыхом и умственными нагрузками.

Следует понимать, что регулярное планирование дел придаёт уверенности и снижает уровень стресса.

Обстановка в доме, семье, где растёт ребёнок с ЗРР должна максимально располагать к снятию накопленной за день нагрузки и усталости.

Также важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.

simptomyinfo.ru

Первый шаг

   Реабилитационный центр «Первый шаг» предлагает своим пациентам индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом – специалистом по работе с детьми с особенностями развития. К последним можно отнести аутизм, СДВГ, ЗПРР, ДЦП и другие диагнозы и заболевания.  

Комплексная реабилитация

   Для того, чтобы реабилитация детей с ДЦП происходила с максимально возможной эффективностью, необходим комплексный подход. Лечение ДЦП должно включать разнообразные методы механотерапии, массажа, рефлексотерапии, лечебной физкультуры. Однако, все эти прекрасные методы не принесут желаемого результата, если не развивать речь ребенка, а значит – его способность мыслить и общаться. Решением важнейшей задачи речевого развития в центре «Первый шаг» занимается талантливый и опытный логопед-дефектолог Жанна Владимировна Антонова. Благодаря многолетнему опыту работы с детьми с нарушениями развития, она научилась находить «ключ» к любому ребенку.

   Совмещение логопедических и дефектологических знаний и методик позволяет нам разрабатывать коррекционные программы, гармонично учитывающие возможность одновременного познавательного и речевого развития ребенка. Будучи участником многочисленных обучающих курсов и конференций, Жанна Владимировна освоила огромное количество приемов и методик обучения и взаимодействия с детьми.

   Кроме детей с детским церебральным параличом, логопед-дефектолог центра «Первый шаг» занимается со слабослышащими детьми, с теми, у кого имеется задержка психического развития, а также с детьми, которым поставлен диагноз «аутизм». Также логопед может помочь в восстановлении речи взрослым, перенёсшим инсульт или травматическое поражение мозга.

   Логопед-дефектолог проводит коррекцию недостатков речевого развития, при отсутствии речи с помощью специальных методик стимулирует ее развитие. В компетенцию логопеда-дефектолога входит работа со следующими нарушениями речи:

   В первую очередь логопед-дефектолог тщательно обследует ребенка, выясняет наличие дефекта, причину его возникновения. В соответствии с результатами обследования разрабатывается план, выбираются методики коррекции дефекта. На занятиях проводится работа по постановке звука, выработке правильного дыхания, разработке тонкой и крупной моторики, улучшению высшей психической функции (внимания, памяти, мышления, восприятия). Логопед работает над лексической, грамматической, фонетической, синтактической, интонационной составляющей речи. Он занимается активизацией и пополнением словарного запаса ребенка, учит составлять словосочетания и предложения, развивает связную устную речь, учит вести диалог, отвечать на вопросы, составлять связное развернутое высказывание. Со школьниками логопед занимается также развитием правильной письменной речи.


   Успех коррекционных занятий с логопедом-дефектологом в значительной степени зависит от согласованной работы логопеда и родителей ребенка. Дефектолог обязательно общается с родителями своих пациентов: информирует об уровне сложности диагноза, поставленного ребенку, разъясняет план обучения и воспитания малыша, объясняет методику выполнения тех или иных заданий. Такие объяснения очень важны, так как, занимаясь с ребёнком, логопед-дефектолог дает задание на дом, систематическое выполнение которого позволяет достичь большего эффекта. В домашнем закреплении пройденного материала важная роль принадлежит родителям.

   В своей работе логопед-дефектолог опирается на индивидуальные возможности и проблемы каждого пациента. Длительность курса занятий зависит от степени выраженности дефекта и динамики процесса коррекции.

   Ребенка в возрасте до трех лет необходимо обязательно показать логопеду или логопеду-дефектологу. Родители не всегда могут заметить наличие нарушений развития малыша. Между тем, от своевременности начала лечения может зависеть успех корректировки и компенсации имеющихся нарушений развития. А значит – и успех адаптации ребенка в окружающем мире.

   Сайт медицинского центра «Первый шаг» предоставляет возможность ознакомиться с предлагаемыми услугами, записаться на прием или задать вопрос. Обратитесь к нам онлайн или по телефонам 8-800-500-54-86, 8-843-203-35-01 и мы сделаем все, чтобы решить ваши проблемы.

1shag.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *