Учителю-дефектологу в начальной школе: уроки, конспекты, презентации
Опубликовать и скачать методические разработки учителя-дефектолога начальной школы.
Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
ПРОГРАММА при дизорфографии
Преставлены программы коррекционного обучения для учителя-логопеда начальной школы. программы по дизорфографии Определение и назначение программы коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфографии Программа коррекционно-логопедической раб …
30 0 1 22.06.2023
Учебно-методическое пособие «Диагностический альбом для оценки развития осведомленности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Учебно-методическое пособие «Диагностический альбом для оценки развития осведомленности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»
36 0 13. 06.2023
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2023. – Вып. 79. – Ч. 1. – 456 с. Главный редактор: Глузман А.В., доктор педагогических наук, профессор, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерал …
33 0 02.06.2023
Дети с синдромом Дауна и их педагогическое сопровождение
Дети с синдромом Дауна с рождения не похожи на других малышей. Дополнительная хромосома становится причиной некоторых особенностей во внешности и патологий внутренних органов. Причем степень проявления симптомов может различаться, а вот отставание в разви …
98 0 28.05.2023
Синдром двигательной активности у детей
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагност …
79 0 28.05.2023
Диагностика раннего аутизма
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми …
85 0 28.05.2023
Тест по предмету «Мир природы и человека» 3 класс
Диагностический тест по учебному предмету «Мир природы и человека» разработаны для обучающихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в соответствии с рабочей программой. Материалы соответствуют треб . ..
133 0
1 22.05.2023конспект урока
Цель занятия: обогащение сенсорного опыта. Задачи: — учить реагировать и локализировать источник звука и света — развивать интерес к игре — развивать навыки общения — учить воспроизводить игровые действия по инструкции воспитателя — ра …
88 0 19.04.2023
Это день победы
Цель: Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое. Задачи: создать условия для: Расширения знаний детей о войне путем ознакомления с событиями Великой Отечественной войны; Развития у детей чувства гордости за свой наро …
51 0 11.
Сравнение предметов по высоте, ширине, длинне.
Урок разработан в соответствии с КТП для обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) (вариант 8.2). Урок построен в соответствии с требованиями здоровья сбережен …
87 0 05.04.2023
«А ну-ка, девочки!»
Отчет о проведении внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы. В преддверии празднования Международного женского дня 8 марта, мы с учителем-дефектологом Чебановой Е.Н., решили подготовить и провести мероприятия в виде конкурсной программы » …
81 0 13.03.2023
Текст для работы на уроке развития речи «Детям о войне»
Часто детям в начальной школе, а тем более, в коррекционной школе, нужно подобрать текст, который им будет понятен и интересен. Такой текст найти трудно, поэтому пишем сами. В тексте выделен речевой материал( опорные слова) для заучивания, а в последств …
98 0 03.03.2023
Публикация к уроку чтения во 2 классе — К.И.Чуковский » Черепаха»
Презентация разработана для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями. В презентации представлен материал по чтению, разнообразные задания, которые учитывают уровень развития учащихся и индивидуальные особенности.
47 0 1 27.02.2023
Конспект урока по речевой практике «Служить России суждено тебе и мне»
Класс 3г4г (СК к легкой УО ) Тема занятия: «Служить России суждено тебе и мне» Цель занятия (на уровне личности ребенка): познакомить со структурой устного и письменного поздравления, знать классификацию войск Вооруженных сил РФ, символами войск . ..
106 0 10 06.02.2023
Методическая разработка на тему «Методы диагностики изучения уровня развития внимания обучающихся с ОВЗ»
Изучение особенностей внимания обучающихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант геометрических фигур), корректурная проба с кольцами Ландольта (М. В. Ильина), методика Шульте (числовой вариант).
324 0 2 31.01.2023
Интерактивная диагностика познавательной деятельности обучающихся с ЗПР
Предлагаемая диагностика является целесообразным средством, которое способствует эффективному проведению диагностического обследования соответствия познавательной деятельности, сформированности знаний, умений и навыков возрастным и программным требованиям . ..
162 0 3 30.01.2023
Колендарно-тематическое планирование по учебному предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для 5 класса
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для обучающихся 5 класса. Данное КТП можно использовать в работе со слабослышащими детьми (АООП НОО, вариант 2.2. ).
108 0 18.01.2023
«Русская народная сказка «Снегурочка»
Данный материал будет полезен учителям дефектологам, для проведения занятия по предмету «Речевая практика на тему «Русская народная сказка «Снегурочка» В этом материале собраны различные средства речевого развития детей (загадки, чистоговорки, физкультмин . ..
211
2 1 12.01.2023Конспект урока Речь и альтернативная коммуникация
Конспект урока речь и альтернативная коммуникация по теме «Составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи» для учащихся 12 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
228 0 3 10.01.2023
«Занимательные математические шарады с камешками Марблс»
Занимательная игра с камешками Марблс поможет ребенку с ОВЗ быстрее запомнить цифры, их последовательность и обратный счет. Будет необходима в работе дефектологов, логопедов, студентов и родителей детей с ОВЗ.
171 0 10.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Казакова Марина Владимировна, учитель-дефектолог
Разделы: Коррекционная педагогика
Класс: 2
Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра
Образование обучающихся различных нозологический групп в условиях инклюзивного практики базируется на специальных профессиональных компетенциях учителей. В статье я делюсь практическим опытом цели организации коррекционных занятий учителем-дефектологом и условиями адаптации заданий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В практической работе учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно понять, что любые знания в школе должны быть направлены на освоение сложнейших для них отношений с людьми и окружающей средой. Основной целью любого учебного предмета для данной категории ребят является обучение средствам коммуникации и социальным навыкам. Знания не адаптированные к понятной ребенку повседневной жизненной ситуации нефункциональны.
Включение коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» в Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с расстройствами аутистического спектра — это дополнительная возможность специального организованного развития обучающихся даже в ситуации серьезных трудностей в освоении отдельных учебных программ.
На основе любой изучаемой темы учитель-дефектолог адаптирует задания:
- учитывает уровень доступности понятий обучающемуся;
- конкретизирует (упрощает) инструкции к заданиям;
- выделяет в задании важные правила — зрительные опоры;
- опирается на знакомые обучающемуся алгоритмы учебных действий;
- учитывает возможности темпа и объема выполнения заданий.
В данной публикации интегрированные задания к 2-ум занятиям коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся 2-го класса с расстройствами аутистического спектра и легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Цель занятий: закрепление знаний по теме русского языка «Слова, которые обозначают предметы» и расширение представлений об окружающем мире: признаках времени года; занятиях людей зимой; животных и птицах, зимующих в наших краях.
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Назови нарисованные на картинках предметы и ответь на вопрос. Ответ запиши.
2. Продолжи ряд слов, обозначающих название предметов.
Что? Зима, мороз, ___________________________
Что? Машина, поезд, ________________________
3. Прочитай, добавь по вопросам слова по смыслу. Соедини линией.
На елке висят (что?) | снежинки |
Дед Мороз принес на праздник (что?) | музыка |
На празднике звучит (что?) | шары |
За окном кружатся (что?) | сугробы |
Намело большие (что?) | подарки |
Девочки танцуют (что?) | танец |
4. Напиши 4 и 5 предложения. Подчеркни слова, обозначающие предметы.
5. Рассмотри рисунок. Прочитай предложения. Поставь вопрос к словам, обозначающим предметы. Спиши эти слова Подчеркни эти слова.
На улице (____________?) зима.
Выпал пушистый (____________?) снег.
Ребята взяли (_____________?) лопаты.
Они расчищают (____________?) снег.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Рассмотри рисунок. Ответы запиши. Слова, отвечающие на вопрос кто? подчеркни.
Кто катается на санках? _______________________.
Кто катается на лыжах? __________________________.
Кто катается на коньках? __________________________.
Кто лепит снеговика? ______________________________.
2. Прочитай рассказ.
Мальчики и девочки пошли на экскурсию в зимний лес. На ветках берез лежит пушистый снег. На елках висят шишки. Белки и зайцы оставили следы на сугробах.
Ответь на вопросы. Ответы напиши.
Кто пошел на экскурсию? ____________________
Что лежит на ветках берез? ___________________
Что висит на елках? _________________________
Кто оставил следы? _________________________
Подчеркни в тексте слова, обозначающие предметы.
3. Прочитай рассказ. О ком этот рассказ? Выпиши выделенные слова, обозначающие предметы. Поставь вопрос к каждому слову.
Как заяц готовится к зиме.
К зиме заяц линяет. Цвет шерсти становится белым. Так его не видят на снегу лисы и волки. Прячется в мороз под кустами. Ест он кору деревьев и замерзшие ягоды. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит, как на лыжах.
Образец: (Кто?) заяц,
4. Прочитай. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Запиши их в таблицу.
Снегирь и дятел.
Снегирь — зимняя птица. Грудка у него красная. Голова и крылья черные. Корм снегиря зимой — это семена трав, деревьев. Любимая ягод — рябина.
Дятел — крупная интересная птица. Клюв у него длинный, твердый. Когти у него очень крепкие. Поэтому дятел легко лазает по деревьям. Дятел ест жуков, которые портят деревья. Так он лечит растения.
Кто? | Что? |
Современная концепция инклюзивного образования опирается на мой взгляд на основные понятия: равные ценности и возможности.
Вне зависимости от особенностей развития обучающегося возможность получения образования, развития и сопереживания успехов с учителем и одноклассниками — это ценность каждого дня.
Каждое занятие (урок) для ребят с особыми возможностями и потребностями в сопровождении опытного специалиста — это новый опыт, новый шаг в общении с миром.
Впиши в кроссворд названия предметов по номерам.
Определение дефектолога. В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? — общество
Видео: Лекотека КФУ позволяет обучать специалистов-дефектологовСодержание
- Кто такой дефектолог?
- Какими качествами должен обладать дефектолог?
- Дефектологические специальности
- Профессия дефектолога: цели и задачи
- Функции педагога-дефектолога
- Работа дефектолога: принципы организации
- Мифы о работе дефектолога
- Логопед и дефектолог: в чем основные отличия
- Родственные профессии
- Известные дефектологи
Дети — цветы жизни! Самые заветные мечты каждого родителя связаны с их детьми. И первое, что должны обеспечить ребенку родители, это правильный рост и развитие, поэтому при обнаружении малейших отклонений следует немедленно обратиться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Есть профессия, сочетающая медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.
Дефектолог – это педагог, специализирующийся на обучении детей, отстающих в физическом или умственном развитии.
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Дефектолог – это, прежде всего, человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать пути их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленный на развитие проблемного ребенка. Между ребенком и специалистом не должно быть возрастного барьера. Последний должен уметь завоевать доверие подрастающего поколения и стать другом ребенку.
Среди личностных качеств, которыми должен обладать педагог-дефектолог, можно выделить следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Это необходимость в овладении профессией дефектолога. Преподаватель должен грамотно и четко поставленную речь, он должен обладать прекрасной памятью, уметь правильно строить и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Нужна интуиция, чтобы определить технику, подходящую для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Эти два качества помогут установить контакт с ребенком, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Общительность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть с ними коммуникабельным, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная стойкость и терпение. Крепкая нервная система – залог эффективности и результативности занятий дефектолога с детьми с физическими или умственными недостатками. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложная работа.
- Оперативность. Дефектолог — первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся; он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Такт. Специалист должен проявлять предельную вежливость и осторожность в общении с особенными детьми и их родителями.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика — обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика — обучение подрастающего поколения с отклонениями в умственном развитии;
- тифлопедагогика — обучение детей с нарушением зрительного аппарата;
- Логопедия — обучение детей, у которых показатели развития находятся в пределах нормы, но имеются речевые нарушения произношения.
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, поставленные учителем-дефектологом:
- Формировать желание учиться через мотивацию.
- Восполнить недостаток общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, научить грамоте, чтению, лепке, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особыми детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учащихся.
- Проводит обследование детей с целью выявления структуры и выраженности их врожденных дефектов.
- Объединяет студентов с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или индивидуально), которые направлены на коррекцию отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на использовании определенных приемов и приемов. Выбор той или иной методической программы зависит от специфики имеющихся девиаций у студентов.
- Проводит консультации и беседы с родителями детей, находящихся у него на реабилитации.
Кроме того, детский дефектолог должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции учителя-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, на основании которого диагностирует его способность к обучению. При выявлении отклонений в развитии организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков развития.
- Проводит занятия, направленные на развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы и др.).
- Развивает коммуникативные навыки детей.
- Развивает завершающую деятельность для детей определенной возрастной категории. Так, для компенсации развития дошкольников дефектолог в детском саду ориентируется на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и др.
Работа дефектолога: принципы организации
Для диагностики нарушений развития, коррекции и восстановления В них используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа – неотъемлемая часть комплексного исследования малыша специалистом. Атмосфера во время опроса должна быть благосклонной, доброжелательной, без посторонних шумов и третьих лиц, диалог должен проходить в спокойном тоне.
Анализ нарушений развития проводится с использованием этиопатогенетического подхода. У каждого особого ребенка поражается центральная нервная система, характер таких поражений различен, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельного школьника или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений коррекционной работы.
При составлении плана занятий необходимо учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна. Если ребенку требуется помощь двух и более специалистов одновременно, происходит междисциплинарное взаимодействие врачей и педагогов.
За каждым проблемным человечком педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы об эффективности коррекционной работы с применением того или иного методического приема.
Кроме того, систематически проводится корреляционный анализ состояния сформированных учебных знаний, умственного и физического развития крохи.
Мифы о работе дефектолога
- Миф 1 … По необъяснимым причинам в народе сложилось мнение, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, имеющими значительные отклонения в психических и физических функциях. Это неправда. Он может помочь любому ребенку с академическими проблемами. Дефектолог – педагог широкого профиля, умеющий правильно подобрать метод обучения для конкретного ребенка.
- Миф 2 … Занятия со специалистом дефектологом будут длиться вечно. Это далеко не так, вернее, не совсем так. Если преподаватель работает с учеником, имеющим проблемы с успеваемостью и не имеющим психических и физических отклонений, то для таких занятий характерен четко установленный период. Оно наступает, когда учитель помогает ребенку восполнить пробелы в знаниях.
Логопед и дефектолог: в чем основные отличия
Основные отличия логопеда от логопеда следующие:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особыми детьми, имеющими те или иные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед — с абсолютно развитыми детьми, имеющими проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь малышу научиться выражать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции психического развития. Логопед работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения по возрастной категории детей. Специалист-дефектолог может проводить занятия и с совсем маленькими детьми (начиная с 1 года), но не стоит торопиться на занятия с логопедом, пока ребенку не исполнится три года. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый.
- Дефектолог – это специалист широкого профиля, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка по своей сути к профессии педагога, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные дефектологи
Значительное количество детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в специальном образовании. Выдающиеся ученые Российской Федерации посвятили свои труды многочисленным исследованиям этой проблемы. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В.М. Бехтерев (российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А.Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л.В. Заньков (русский психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выговского), М. С. Певзнер (русский ученый, психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В.П. Кащенко (начальник первого санатория-школы для особых детей), И.В. Маляревский, Л.С.Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М.Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г.Е.Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г.М.Дульнев.
Благодаря названным ученым специальное образование в России получило не только одобрение, но и должное развитие.
Специальные классы
Изображение
Специальный класс — это класс, состоящий из учащихся с ограниченными возможностями, которые были сгруппированы вместе из-за схожих индивидуальных потребностей, чтобы они могли получать специально разработанное обучение. В специальных классах содержание, методология или способ обучения адаптируются, чтобы обеспечить учащемуся доступ к общему учебному плану и возможность соответствовать образовательным стандартам, применимым ко всем учащимся. Услуги специального класса обслуживают учащихся с ограниченными возможностями, потребности которых не могут быть удовлетворены в рамках общеобразовательного класса даже с использованием дополнительных средств и услуг.
Прежде чем рекомендовать специальные классные услуги, важно рассмотреть весь спектр дополнительных вспомогательных средств и услуг , которые позволят учащемуся получить образование вместе со своими сверстниками в максимально подходящей степени. Дополнительные пособия и услуги определяются как «помощь, услуги и другая поддержка, которые предоставляются в общеобразовательных классах, других условиях, связанных с образованием, а также во внеучебных и неакадемических условиях». Некоторые примеры включают предоставление блокнота, учебных материалов в других форматах (например, шрифтом Брайля или крупным шрифтом), альтернативные способы для учащегося продемонстрировать обучение, специальные рассадки, книги на пленке, выделенную работу, краткое изложение ключевых понятий в учебном пособии, поддержка сверстников, парапрофессиональная поддержка, план управления поведением или другие корректировки в проведении обучения, физической среде или социальной и поведенческой поддержке в классе.
До реформы специального образования размещение в специальном классе обычно было предложением по принципу «все или ничего». Теперь школам рекомендуется составлять программы для учащихся по отдельным предметам в соответствии с их сильными сторонами, потребностями, предпочтениями и интересами и максимально проводить время со сверстниками, не являющимися инвалидами. По разным причинам в некоторых школах больше не проводятся специальные занятия. Хотя может быть несколько рекомендаций или комбинаций услуг, отвечающих потребностям учащегося, группы IEP не могут давать рекомендации на основании наличия или отсутствия специальной образовательной программы в целом или в конкретной школе. Школы должны обратиться за помощью в свой Центр полевой поддержки, если они не могут внедрить специальные образовательные программы и услуги в IEP учащегося.
Специальные классы и другая поддержка специального образования не ограничиваются «основными» предметами. Скорее, услуги, необходимые учащемуся для участия в общеобразовательной программе и достижения целей IEP, должны определяться индивидуально на основе способностей и потребностей каждого учащегося по каждому предмету или области обучения. Сюда входят кластерные предметы, специальные и другие «непрофильные» курсы.
В то время как многие учителя специального образования больше не работают по программам специальных классов на полный рабочий день, учителя специального образования на всех уровнях по-прежнему имеют право отдавать предпочтение назначению программы (ИКТ, автономная, SETSS и т. д.) и возрастной диапазон. Точно так же учителя специального образования в средних и старших классах, которые запрограммированы на неразумное количество различных курсов, каждый из которых требует подготовки, или несколько комнат, в которых можно преподавать, могут использовать процесс подачи жалоб на реорганизацию, чтобы оспорить свои назначения в соответствующих обстоятельствах.