Запоминание это в психологии: Запоминание — Психологос

Содержание

Запоминание — Психологос

01 октября 2022 г., 21:54

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Смотри Виды запоминания

Задачи запоминания

Запоминание большого объема информации (смотри Мнемоническое приемы)

Запоминание нужного факта или события (не забыть…) Смотри Как помнить нужное — и только нужное

Общие условия быстрого и прочного запоминания

Запоминанию помогают:

  • свежая голова (а для этого важно высыпаться),
  • эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким),
  • позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!),
  • стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается.

Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Эффект Зейгарник

В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания. См.→

Полезные ссылки
  • Как запоминать список
  • Память
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Эффект Зейгарник

Испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Как запомнить то, что нужно?

Чтобы лучше и быстрее запомнить то, что вам нужно, все внутреннее превращайте во внешнее! Не надейтесь на свою обычную память — приучайте себя все важное сразу записывать. Договариваетесь о встрече — встречу сразу запишите в календарь. Определили тему выступления — сразу запишите эту тему в своих записях. Если нужно позвонить, тем более в определенное время — сделайте электронные или бумажные напоминалки, чтобы не держать все в голове. Услышали нужную информацию или красивые формулировки — не надейтесь на свою память, проговорите вслух — и сразу все записывайте!

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мнемонические приемы

Самый нежелательный вариант — это механическое выучивание, бездумное запоминание тупым повторением. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты — выучил-сдал, через три дня — как будто и не учил никогда 🙂 ).

1Подробнее

01 янв. 2013 г.

Память

Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми — и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.

1Подробнее

01 янв. 2012 г.

Процессы памяти

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). ;;

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
  • Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Как влияют на нас гормоны
  • Метафора прошедшего дня
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Не играю Жертву
  • Воспитание детей

ЗАПОМИНАНИЕ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор?

Запоминание и действие. Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

В своем опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели.

В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки.

Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями.

Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, что делает человек с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, т.е. в связи с особенностями мотивов, целей и способов их достижения.

Таким образом, можно сказать, что характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. С этих позиций следует рассматривать характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, в том числе и на самом начальном уровне, т.е. на уровне кратковременного запоминания.

Кратковременное и долговременное запоминание. Что такое кратковременное запоминание? Если бы нам продиктовали несколько случайных цифр, букв или слов и предложили сразу же повторить их, мы бы без труда это сделали. Даже воспроизведение ряда бессмысленных слогов не вызывало бы у нас больших затруднений (при условии, что в ряду не более пяти-семи элементов). Например, мы могли бы повторить ряд

«де-бо-да-ти-це-ло», но только немедленно вслед за тем, как он был произнесен. По истечении некоторого времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это кратковременное запоминание. Для того же, чтобы запомнить данный ряд надолго, нам потребовалось бы несколько повторений, а может быть, и использование каких-либо специальных (мнемотехнических) приемов запоминания (например, объединение слогов в слова и связывание их в искусственное предложение типа «Дед Богдан — птицелов»). И это было бы уже долговременное запоминание.

Исследования кратковременного запоминания, вызванные нуждами прежде всего инженерной психологии, приобрели сегодня большое общетеоретическое значение. Можно сказать, что вся современная проблематика психологии памяти так или иначе связана с исследованием закономерностей ее кратковременных процессов. Здесь должно быть получено решение узловой проблемы в изучении памяти — проблемы ее механизмов — на основе синтеза всех уровней исследования: психологического, нейрофизиологического, биохимического.

Само название «кратковременное запоминание» показывает, что в основу соответствующей классификации с самого начала был положен временной признак. Однако параметр времени, при всей его важности для понимания явлений памяти, сам по себе не позволяет исчерпывающе охарактеризовать кратковременное запоминание. При рассмотрении процессов памяти должна быть выяснена зависимость ее от характера деятельности человека в различных временных условиях переработки информации.

Установлено, что запоминание регулируется программой, задаваемой сверху, т.е. определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом.

В настоящее время ведутся исследования, направленные на изучение зависимости кратковременного запоминания от характера осуществляемой человеком деятельности, от особенностей выполняемой им задачи. До сих пор в исследованиях кратковременного запоминания варьировались главным образом два фактора: время экспозиции и предъявляемый материал. Задача же выполняемой испытуемым деятельности оставалась неизменной, так как это всегда была мнемическая задача. Поэтому, естественно, объем запоминания при данном временном режиме предъявления материала оставался постоянным. Сейчас получены данные, свидетельствующие о том, что различные познавательные и мнемические задачи по-разному влияют на продуктивность кратковременного запоминания. Эти данные показывают, что кратковременное запоминание, по крайней мере в тех временных пределах, в которых оно обычно изучалось, не является непосредственным запечатленном.

Обнаружилось, что в условиях кратковременного запоминания продуктивными оказываются лишь такие задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия. Задачи же, требующие применения развернутых способов обработки материала, снижают продуктивность его запоминания в условиях кратковременного предъявления. Исходя из этого, кратковременное запоминание можно было бы определить как запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки.

В долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а стратегическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности. Долговременное запоминание, будучи закономерным продуктом деятельности человека, является не просто сопутствующим «следовым» эффектом действий, а формируется прежде всего как внутренне необходимое условие его протекания. Иными словами, запоминание любого материала — это продукт предшествующего действия и вместе с тем условие, средство осуществления последующего.

Непроизвольное и произвольное запоминание. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два Основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:

«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

В опытах школьникам 1 класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач, после чего неожиданно для испытуемых им предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники 1 класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассника умение сложения и вычитания еще не стало навыком. Оно является для учеников 1 класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло у первоклассников содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который требовалось понять школьникам, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемиче-ских действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания — четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. Известно, как быстро запоминается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания —составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; 3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И.П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Одно из важных средств запоминания — воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводится» на «свой язык».

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям — частичный способ, либо весь сразу — целостный способ, либо весь и по частям — комбинированный способ. Наиболее рациональный — комбинированный способ, а наименование рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К.Д. Ушинекого, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторений — это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так, чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

Место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении знаний. В обучении необходимо ориентироваться не только на произвольное, но и на непроизвольное запоминание. Сравнительное их изучение раскрыло важные условия, при которых каждое из них наиболее эффективно. Результаты этого изучения дают возможность определить место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении учащимися знаний.

Непроизвольное запоминание объектов (изображенных на карточках предметов), которое осуществлялось в процессе их классификации, т.е. активной умственной деятельности, дало лучшие результаты, чем произвольное, которое опиралось только на восприятие материала. Точно так же, когда учащиеся составляли план сравнительно сложного текста, чтобы понять его содержание, они лучше его запомнили, чем при произвольном запоминании, которое опиралось лишь на простое чтение текста. Следовательно, когда непроизвольное запоминание опирается на содержательные и активные способы работы с материалом, оно бывает более продуктивным, чем произвольное, если в последнем не используются аналогичные способы.

В условиях одинаковых способов работы с материалом (например, классификации объектов) непроизвольное запоминание, оставаясь более продуктивным у детей школьного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущество у учащихся средних классов и у взрослых, уступая место произвольному запоминанию. Эти изменения в соотношении продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания объясняются сложными связями между познавательными и мнемическими действиями в процессе их формирования. Мнемическое действие, формируясь на основе познавательного, отстает от него. Классификация может выступать в роли способа запоминания, когда она достигла определенного уровня сформированное™ как действие познавательное. Лишь научившись классифицировать, можно использовать это умственное действие в качестве способа произвольного запоминания. Эта закономерность выступила и в опытах на непроизвольное и произвольное запоминание текста с такими способами работы, как использование готового плана или самостоятельное составление плана.

Непроизвольное запоминание достигает максимальной продуктивности при выполнении учащимися познавательной задачи, когда материал требует активного понимания. В этих случаях непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, ибо процесс понимания трудно или вовсе невозможно совмещать с выполнением мнемической задачи. Произвольное запоминание достигает максимальной продуктивности в условиях, когда понимание материала может быть целиком подчинено выполнению мнемической задачи. На непроизвольное запоминание следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическую задачу ставить на этапе его закрепления. Таким образом, важным моментом в руководстве запоминанием знаний является выделение и дифференциация познавательных и мнемических задач.





НАВЕРХ

Запоминание: быстрее, проще, дольше и веселее

Запоминание: быстрее, проще, дольше и веселее

Источник: Quasar/Wikimedia Commons

Когда вам что-то нужно прямо сейчас, здорово иметь резервную копию во втором месте. Если вы держите дубликаты ключей от машины или запасные солнцезащитные очки в ящике стола у входной двери, а не только в сумочке или кармане куртки, у вас гораздо больше шансов получить их быстро, когда они вам понадобятся.

То же самое верно и для запоминания того, что вам нужно запомнить. Если вы хотите, чтобы что-то запоминалось легче, вы можете создать эту память и хранить дубликаты информации в нескольких местах системы хранения вашего мозга. Изучение, повторение и использование новой информации с помощью различных органов чувств делают именно это. Вы достигаете хранения информации в нескольких областях мозга и получаете выгоду от более быстрого построения памяти и доступа к информации, когда вы этого хотите.

Цемент памяти

Источник: Quasar/Wikimedia Commons

Использование нескольких органов чувств — это мощный и приятный способ за короткое время создать надежные схемы памяти и сохранить информацию в надежном месте в долговременной памяти.

Вот как это работает. Сети памяти создаются путем активации мозга. Чтобы превратить информацию в память, ее необходимо ассимилировать в нейронных сетях. Это происходит путем активной обработки (повторяющихся активаций) в синапсах. Каждый раз, когда встречается информация или опыт, повторяющиеся активации сигнализируют о создании более сильных связей между нейронами, хранящими память.

Когда новая информация поступает впервые (например, через вещи, которые вы слышите, видите, осязаете, визуализируете, обоняете, пробуете на вкус, представляете, совершаете движения и т. д.), она удерживается в кратковременной памяти менее одной минуты. Для преобразования в долговременную память должны быть повторные активации схемы временной памяти, которая сначала имеет только слабо связанные нейроны.

Источник: aboutmodalfin

Повторная активация (использование) этой схемы способствует так называемому нейропластическому ответу. Активируемая стимуляцией нейропластичность преобразует слабосвязанные краткосрочные шаблоны в прочно связанные, эффективные, долговечные и легко извлекаемые цепи долговременной памяти.

Чем больше чувств, тем лучше

Каждый тип сенсорной памяти хранится в доле, которая получает информацию от этой специализированной сенсорной системы. Мультисенсорное обучение стимулирует две или более систем памяти в отдельных сенсорных областях мозга. Зрительная память хранится в задней части мозга (затылочные доли), слуховая память об услышанном хранится в боковых отделах (височные доли), воспоминания о тактильных переживаниях хранятся слева и справа от центра (теменные доли), и двигательная память в нижних задних отделах, таких как мозжечок.

Источник: Wikimedia Commons

С несколькими сенсорными вводами информации, например. касаясь, видя, двигаясь, слушая или визуализируя и т. д., несколько областей мозга хранят информацию об изучаемой информации или отрабатываемом навыке. На нейровизуализации мы видим, как несколько областей, хранящих разные сенсорные переживания одной и той же информации, соединяются друг с другом с помощью взаимодействующих сетей.

Поскольку каждое чувство имеет отдельную область хранения в мозгу, мультисенсорную память легче подключить, сохранить и запомнить. Когда активируется одно (например, воспоминание об увиденном), другие (услышанное, осязаемое, визуализированное) почти сразу же активируются. При воспоминании одного из способов восприятия информации другие части памяти активизируются и становятся доступными для вызова.

Силу мультисенсорной памяти можно изучить через призму нейробиологических исследований. Возможно, вы слышали, как люди говорят, что если одно чувство теряется, то другие становятся сильнее. Это может быть или не быть правдой для всех чувств, но вот эксперимент, в котором часть мозга действительно стала сильнее, когда чувство было потеряно.

Источник: Wikimedia Commons

Центр зрительных реакций в мозге, затылочная кора, обычно активируется только зрительной сенсорной информацией. Субъектам завязывали глаза на пять дней, и их мозг не получал никаких визуальных или световых сигналов. Первоначально наблюдалось значительное снижение активности зрительной реакции затылочной коры. Они интенсивно учились и практиковались в чтении наощупь с использованием шрифта Брайля.

После пяти дней практики Брайля их зрительная затылочная кора показала нейронную активность в новых схемах, которые были сконструированы и были очень похожи на те, что обнаруживаются у людей, слепых от рождения. Использование осязания увеличило объем их памяти как в сенсорной (осязание), так и в зрительной части мозга1.

Больше чувств, больше места для хранения, более легкий поиск

Источник: Fotosearch Royalty Free Images

Вы более эффективно закрепляете новые воспоминания и расширяете их доступ к запоминанию (извлечению) информации, когда вы испытываете, практикуете или просматриваете с помощью нескольких органов чувств . Осязание, видение, движение, слух и/или визуализация не только удерживают информацию в нескольких областях мозга для более быстрого запоминания, но и позволяют повысить эффективность извлечения информации из памяти.

Каждый новый сенсорный подход к информации создает больше взаимосвязанных мозговых цепей. Эти сети клеток мозга представляют собой дороги, соединяющие различные части мозга. Точно так же, как с транспортным потоком в оживленном городе, чем больше альтернативных путей для связи с памятью, тем эффективнее будет проходить трафик и тем быстрее и легче эта память будет извлекаться при необходимости.

Когда для извлечения воспоминаний поступает сенсорный сигнал, увеличение числа синаптических связей приводит к более мощному воспоминанию. Запоминание одного сенсорного сигнала активирует другие. Например, если вы обрабатываете информацию о том, как работают звуковые волны, читая, визуализируя и прикасаясь к вибрирующему объекту, у вас будет по крайней мере три ящика для хранения информации в мозгу. Неважно, что приходит на ум, когда вы пытаетесь вспомнить факты о звуковых волнах. Когда вы вспоминаете что-либо, например ощущение вибраций, соответствующая информация о том, что вы слышали, читали или визуализировали, всплывает в вашем воспоминании.

Используйте это, чтобы не потерять в процедуре. Вот несколько примеров, которые вы можете адаптировать для того, что вам нужно запомнить:

Визуализация: Если вы преувеличиваете информацию в чрезмерной визуализации, дополнительный эмоциональный удар или юмор усиливают память. Пример?? Когда испытуемым показывали видеоклипы, в которых руки касались различных объектов, сканирование мозга выявило активацию не только зрительной коры, но и нейронных областей в отдаленных областях мозга, которые обычно активируются, когда мозг направляет реальное прикосновение2.

Мелодии и рифмы улучшают память: так же, как вам было легче вспомнить текст песни, чем запомнить стихотворение, вы увеличите объем памяти, когда поместите информацию в знакомую мелодию или превратите ее в рифма. Когда жесты являются частью этой звуковой памяти, движения добавляют третий шкафчик для хранения информации, чтобы еще больше увеличить доступ к памяти.

Услышать то, что вы читаете : В следующий раз, когда вам нужно будет что-то прочитать и запомнить, добавьте слуховую сенсорную информацию, прочитав ее тихо вслух. Теперь ваш мозг будет получать информацию через две сенсорные системы, зрение и слух. Вы с большей вероятностью вспомните прочитанное из-за повторяющихся областей памяти.

Прикосновение и движение : Движения добавляют к памяти многомерный компонент и особенно полезны для запоминания идей или концепций. Например, учащиеся, изучающие движение планет, могут физически вращаться вокруг шара на полу, имитируя планету, вращающуюся вокруг солнца. Затем они добавили бы вращение по кругу, когда они ходят по своим орбитам, представляя вращение планеты вокруг своей оси.

Другой пример мультисенсорного обучения связан с электричеством. Это помогает учащимся понять концепцию электронов в электричестве, когда они делают больше, чем читают об этом. Прочитав об отношении электронов к ядру атома, они могут визуализировать электрон, вращающийся вокруг ядра атома, имитировать жужжание электричества, когда оно проносится мимо, и почувствовать покалывание, связанное с отрицательным зарядом электрона, потирая воздушный шарик. против рук и чувствуя, как шевелятся волосы на руках. Множественные стимулированные мозговые пути будут переносить новую информацию в несколько банков долговременной памяти для легкого извлечения в будущем.

……………………………

Итак, сделайте запоминание (и понимание) более быстрым, эффективным и приятным. с мультисенсорной обработкой. Создание памяти ускорится, и у вас будет лучший доступ к извлечению информации для теста или задачи, для которой она была изучена. Еще большей наградой является расширенный доступ к информации, выходящей за рамки теста или задания, для использования в новых приложениях, новых задачах или творческих инновациях. Довольно хорошие бонусы от создания более сильных воспоминаний мультисенсорным способом!

К. Мейер, Дж. Т. Каплан, Р. Эссекс, Х. Дамасио, А. Дамасио. (2011). Видение прикосновения коррелирует с контент-специфической активностью в первичной соматосенсорной коре. Кора головного мозга, 2011; 21(9).

Мерабет Л., Гамильтон Р., Шлауг Г., Свишер Дж., Кириакопулос Э., Питскель Б., Кауфман Т. и Паскуаль-Леоне А. (2008). Быстрое и обратимое рекрутирование ранней зрительной коры для осязания. ПЛОС ОДИН. 2008 г.; 3(8): e3046.

10 Влиятельные теории памяти и исследования в психологии

  1. Психология памяти

Узнайте об экспериментах и ​​теориях, которые сформировали наше понимание того, как мы формируем и вспоминаем воспоминания.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклены?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из тех, кто испытывает стресс, когда дело доходит до сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *