Общее между внушением и заражением, Конспект лекций
метки:Механизм, Подражание, Убеждение, Внушение, Человек, Заражение, Характер, УсловиеЛекция 12 Социально-психологические механизмы общения
Под механизмами общения подразумеваются социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга и оказывающие самое непосредственное воздействие на уровень коммуникативной активности, глубину и полноту психологического контакта и взаимопонимания людей, на характер и эффективность их коммуникативного поведения [3].
Рассмотрим такие явления, как психологическое заражение и подражание, внушение, убеждение. Они способны выступать в роли пускового механизма коммуникативного поведения людей в группе, массе и коллективе, влияя на ход, стадии и результаты всего процесса человеческого общения. Механизмы общения реализуют прежде всего силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Механизмы общения включают в себя способы дезинтеграции: групповую дифференциацию, негативизм, деструктивное заражение и др.
Они носят преимущественно неосознаваемый, спонтанный и, как правило, не поддающийся сколько-нибудь полному социальному контролю характер.
Заражение и подражание более древнего происхождения, чем убеждение. Заражение, внушение, подражание, гипноз и мода доминируют в сфере психического бессознательного или мало контролируемого сознанием. Механизм убеждения предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и духовного развития взаимодействующих индивидов.
Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения
1. Может происходить взаимоусиление. Например, по этой причине многие исследователи отождествляют механизмы заражения, подражания и внушения.
2. Могут противоречить друг другу. Такова, в частности, взаимосвязь механизмов заражения, подражания и внушения, с одной стороны, и механизма убеждения, с другой.
3. В одном механизме могут совмещаться совершенно противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития. Например, на разных этапах развития моды может поочередно доминировать то механизм противопоставления и негативизма, то механизм подражания и уподобления.
Психологическое заражение
Истоки: ритуальные танцы, заразительные пляски членов первобытной общины, массовые психозы (спортивный азарт, религиозный экстаз, политический национализм или фашизм).
Заражениевыступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Оно характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.
18 стр., 8621 слов
Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения …
… нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной … ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Можно выделить виды общения: общение непосредственное (прямое) и опосредованное …
Природа психического заражения – человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию и сопереживанию этого состояния. Например, заразительны смех, плач (плач одного младенца в родильном отделении, вызывает сочувственный рев всех), конфликт.
Катализатор – сам коммуникативный контакт взаимодействующих.
Секрет эмоционального воздействия при непосредственном контакте в многократном взаимном усилении эмоциональных воздействий общающихся. Сила накала зависит от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора.
Функции заражения
- усиление групповой сплоченности;
- компенсация недостаточной организационной сплоченности группы.
Внушение
В.М. Бехтерев одним из первых исследовал данное явление; описание его встречается в работах Н. К. Михайловского, Г. Тарда, Г. Лебона и др.
Общее между внушением и заражением
это способы групповой интеграции, способы сколачивания общности в одно целое путем создания общего психического состояния. Посредством внушения может осуществляться заражение группы.
Различия:
- внушение исключает психолог. Состояние равновеликого сопереживания идентичных эмоций и представлений объектом и субъектом внушения;
- искусство внушения носит несколько односторонний характер;
- внушение более сложная форма социально-психологического воздействия, исторически более молодая, чем заражение, и связана с развитием вербальной активности человека и его индивидуальности;
- внушение – процесс одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
- внушение осуществляется посредством речевого сообщения;
- акт внушающего воздействия может носить осознанный характер, может происходить как намеренно, так и ненамеренно;
- особенность внушения – адресованность к готовности личности получать распоряжения, инструкцию к действию;
- внушение действует сильнее на лиц впечатлительных (дети, подростки) или неуверенных в себе. Внушение возможно, если источник информации авторитетный, вызывающий доверие.
Внушение применяется как метод активизации групповой деятельности, в медицине (гипноз), если это манипуляция.
Убеждение
Убеждение имеет три различных значения:
а) система взглядов и представлений человека, неотделимых от его жизненного опыта и побуждений к деятельности;
б) процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне;
9 стр., 4387 слов
Психологическое воздействие и манипулирование
… бессознательному (иррациональное). К сознанию — убеждение, у бессознательному — внушение. Непосредственное и опосредованное. Многие эффективные воздействия строятся не столько на обмане, сколько … одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Виды подражания: · Логическое — сознательно выбранному образцу; · Нелогическое — эмоционально окрашенному .
..в) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне.
Убеждение используется, чтобы превратить сообщаемую информацию в систему установок и принципов личности. Оно основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает. Убеждение возможно путем внушения. Эффективность убеждения зависит от степени заинтересованности человека, на которого направлено воздействие, предрасположенности индивида к убеждающему воздействию (заинтересованности в информации).
Для того чтобы убеждение было эффективным, оно должно соответствовать следующим требованиям:
- содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности;
- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;
- при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;
- убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты и примеры;
- при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений в истинности самого факта и в характере общего вывода;
- убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает [2].
Подражание
Подражание – одно из наиболее массовых проявлений социально-психологического общения. “Психологическая зараза является одной из форм подражания, но это подражание непроизвольное”.
Механизмы социально-психологического общения не поддаются полному контролю сознания человека.
Подражание направлено на воспроизведение индивидом внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.
Явление социально-психологического подражания, подмеченное еще А. Смитом и исследованное И.К. Михайловским, нашло отражение в работах Г. Тарда, Д. Болдуина, У. Мак-Даугалла, Г. Зиммеля и др.
Тард выделял следующие виды подражания:
1) логическое и внелогическое;
2) по последовательности и механизму движения – внутреннее и внешнее;
3) по степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай;
4) по социальной природе – подражание внутри класса и подражание одного класса другому и т. д.
Подражание, по Тарду, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений.
Благодаря подражанию и моде происходит распространение нововведений. Немецкий социолог Г. Зиммель (1858–1918) рассматривал последнее как “психологическое наследование”. Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющее избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтений той или иной модели поведения. Зиммель полагал, что подражание – одно из существенных средств взаимопонимания. Подражание низшего класса высшему есть верный признак того, что низший класс еще не созрел для борьбы за свою эмансипацию. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности: идеи, вкусы, наклонности и манеры поведения.
6 стр. , 2912 слов
Поведение как психофизиологический феномен
… внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание … невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и др. В большинстве случаев происходит рост негативных эмоций …
Велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. В онтогенезе и филогенезе человечества подражание играло и сейчас играет, несомненно, прогрессивную роль. Польский логик Т. Котарбиньский сказал: “Нет обучения без подражания”. Н.К. Михайловский различал внешние условия и внутренние факторы, располагающие к подражанию. Внешние условия – пример поведения человека, находящегося в каких-либо необычных обстоятельствах; внутренние условия – скудность, бедность внутреннего мира индивида.
Подражание есть воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения. Люди терпеливые и волевые, способные на большое и длительное напряжение сознания и воли, не склонны, как правило, к подражанию [3].
Вопросы для повторения
1. Что понимается в психологии под механизмами общения?
2. Какие вы знаете механизмы общения?
3. Есть ли какие-либо общие характеристики, присущие всем механизмам общения? Назовите их.
4. В чем проявляются отличия?
5. Каковы особенности воздействия на человека каждого механизма общения?
Рекомендуемая литература
1. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – Л.: Лениздат, 1965.
2. Котарбиньский, Т. Вопросы рациональной организации деятельности / Т. Котарбиньский // Избр. произв. – М., 1963.
3. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин.
– СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.
4. Поршнев, Б.Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология / Под ред. Б.Ф. П
ТЕСТОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
А) педагогическим приемам Б) видам психологического воздействия В) тактике психолога
А) взаимодействия с личностью с целью передачи опыта Б) содействия с ребенком с целью коррекции в поведении В) воздействия на собеседника с целью изменить его отношение к чему-либо
А) понимание Б) подражание В) действие на подсознание
А) умение нравиться людям Б) задатки, которые врожденны ему В) знания коммуникативной культуры
А) слушать и слышать собеседника Б) корректно продуктивно критиковать В) производить эффектное впечатление
А) приведение сильных аргументов в начале и в конце диалога Б) применение крайних мер В) использование примера крайнего случая
А) воздействие на сознание человека Б) воздействие на эмоции, волю и чувства В) воздействие на поведение
А) осознанном постижении сказанного Б) сознательном принятии системы оценок и суждений В) безоговорочном принятии доводов, не слишком задумываясь над истинностью аргументов
А) суггерент Б) суггестор В) сублематор
А) суггестор Б) суггерент В) субстанция
А) впечатлительность Б) неуверенность в себе В) неотразимое обаяние
А) снижение активности, понимания, осмысления Б) повышение критичности на получаемую информацию В) повышение осознанности произошедшего
А) логики и правдивости говорящего Б) яркости и образности информации В) активности понимания и осознания сказанного
А) возможности речевой динамики и интонационной выразительности фраз Б) многообразие звукосочетаний, доброжелательные интонации и выразительные паузы В) слова с отрицательной частицей слова
А) со статусом и родом деятельности собеседника Б) с опытом собственных переживаний В) с внешним обликом и имиджем собеседника
А) психологическое проецирование своих эмоций и состояния другому Б) внешние данные В) самопрезентация
А) переосмысление своего прошлого опыта поведения Б) бессознательное усвоение и воспроизведение приобретенных навыков, ставших неотъемлемой частью поведения В) осознание ошибок поведения
А) сильное преувеличение, лесть Б) приписывание достоинств, которых нет В) воздействовать на подсознание через чувства и эмоции человека, доставлять удовольствие
А) удовлетворение психологической потребности человека испытывать положительные эмоции Б) вызывать чувственные ассоциации В) войти в мир переживаний собеседника
А) в оскорблении собеседника Б) чувствительность к словам, жестам других В) в проявлении агрессии
А) психическим расстройствам и заболеваниям Б) снятию отрицательных эмоций В) удовлетворению
А) физическая нагрузка, просмотр остросюжетных фильмов, слезы Б) принижение собственных достоинств В) рассуждения о неприятном событии
А) особый дар человека Б) приобретается исключительно с опытом В) передается по наследству
А) способность личности к передаче информации невербальными средствами Б) жесты, мимика, поза человека, характеризующие особенности состояния собеседника В) потребность выражать эмоции жестами, мимикой
А) психической напряженности Б) нервозности, раздражительности, неуверенности В) скрытности
А) стресса Б) интереса В) психической напряженности
А) скрытности, закрытости Б) психической напряженности В) неуверенности и раздражительности
А) методика изучения типа поведения человека Б) способ предсказания судьбы человека В) древнейшая наука об исследованиях особенностей и форм лица человека
А) изучающая закономерные связи между особенностями почерка и психологической индивидностью человека Б) отражающая психическое состояние человека по логике мышления В) о логике психических проявлений поведения человека
А) определении психологических возможностей человека Б) углублении познаний диапазона способностей В) определение предрасположенности человека к тому или иному типу личности 31. Эмоции это… а) оценка личностью определенной ситуации б) удовлетворение потребностей человека в) переживания впечатлений, возникшие в данный момент 32. Чувство это … а) отражение в сознании отношения человека к действительности б) удовлетворение высших потребностей в) психический процесс 33. Стенические эмоции это … а) переживания, повышающие уровень жизнедеятельности человека б) негативные переживания в) витальная удовлетворенность 34. Астенические эмоции это … а) витальная неудовлетворенность б) переживания, снижающие и ослабляющие энергию в) активизирующее влияние на деятельность 35. Альтруистические эмоции это … а) чувство превосходства, гордости б) переживания, связанные с потребностью в покровительстве и заботе о другом в) восприятие успешности 36. Глористические эмоции это … а) жажда приключений б) волевое напряжение в) переживания, связанные с потребностью самоутверждения 37. Праксические эмоции это … а) чувства особой значимости б) переживания, связанные с увлеченностью работой, напряжение в) радость постижения истины 38. Пугнические эмоции это … а) жажда приключений и острых ощущений, упоение риском, азарт б) любование результатами труда в) чувство превосходства, успешности 39. Романтические эмоции это … а) желание приносить радость другим б) чувство напряжения, приятная усталость в) стремление к таинственному, неизведанному, зловещее чувство значимости происходящего 40. Эстетические эмоции это … а) потребность в телесном и душевном комфорте б) наслаждение красотой, поэтическо-созерцательная растроганность в) радость коллекционирования произведений искусства 41. Гностические эмоции это … а) познавательная гармония от проникновения в сущность явлений, радость постижения истины б) потребность в общении, симпатия и расположенность к другому в) волевое напряжение, мобилизация сил 42. Коммуникативные эмоции это … а) мимика и пантомимика б) симпатия, расположение, обожание, благодарность, потребность в признании и одобрении в) ощущение приятной грусти 43. Гедонистические эмоции это … а) телесный и душевные комфорт от удовлетворения витальных потребностей, возбужденность, сладострастие б) стремление к приобретениям в) желание реванша, чувство превосходства 44. Акизитивные эмоции это … а) наслаждение от приятной пищи, тепла, чувство безопасности б) потребность в накоплении, созерцании коллекции в) потребность в самоутверждении 45. Фундаментальные эмоции человека это … а) безмятежность, наслаждение, грусть, сладострастие, возбужденность, растроганность б) беспокойство, забота, умиление, жалость, обожание, недоумение в) интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх 46. Высшие чувства человека это … а) удовлетворенности, безопасности, азарта, увлеченности б) нравственные, интеллектуальные, эстетические, моральные в) самолюбия, гордости, благодарности, уважения 47. Безусловный рефлекс это … а) ответный акт организма на условный внутренний раздражитель б) четкий порядок следования тормозных раздражителей в) генетически обусловленная нервная связь между воспринимающими и исполнительными органами нервной системы 48. Условный рефлекс это … а) многократный порядок следования процессов с интервалами между ними б) временная связь, приобретенная от внешних раздражителей в процессе прежнего опыта в) физиологическая основа витальных чувств 49. Ощущение это … а) восприятие явлений окружающего мира б) отражение свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств в) представления в результате восприятия 50. Представления это … а) наглядный образ предмета на основе прошлого опыта б) средство общения между людьми в) источник информации 51. Собственно эмоциональное развитие это … а) развитие эмпатии б) определенный ряд способов воздействия педагога с целью развития эмоций и чувств в) формирование словаря эмоциональной лексики 52. Опосредованно-эмоциональное развитие это … а) совершенствование процесса познания окружающего мира через включение эмоциональной сферы б) формирование опыта адекватного реагирования в) использование приемов развития оценочно-эмоциональных суждений 53. Психологическое здоровье это … а) отсутствие соматических заболеваний б) окончательная сформированность психики в) соответствие психического развития в соответствии с возрастными особенностями и психологической готовности личности к саморазвитию, самовосприятию 54. Эмоциональное благополучие это … а) показатель оптимальности общего развития и психического здоровья человека б) переживание благополучия в жизни в) особенность взаимодействия и эмоциональной обстановки 55. Эмоциональное состояние это … а) нарушение психических функций в эмоциональной сфере б) субъективное осознание эмоционального комфорта – дискомфорта как ощущение благополучия — неблагополучия организма в целом в) переживания личности 56. Настроение это … а) эмоции удовлетворения – неудовлетворения б) переживание успеха – неуспеха в) в разной степени осознаваемая психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида 57. Эмоциональное самочувствие это … а) ощущение и переживание человеком эмоционального комфорта – дискомфорта б) восприятие человеком внешней среды в) эмоциональное отражение психологического здоровья 58. Установка это … а) эмоциональная готовность человека к действию б) своеобразный инструмент психологической защиты и самосохранения жизнедеятельности, ориентация на поступок, действие в) метод развития 59. Отношение это … а) система чувств, поведенческих реакций в общении б) особенность понимания в) способность, проявляемая в педагогической деятельности 60. Профессиональная деформация это … а) поведенческие комплексы в педагогическом процессе б) отсутствие эмоциональной гибкости у учителя в) нарушение целостности личности, дезадаптация эмоционально-волевой сферы в профессиональной деятельности Каталог: userfiles -> image -> nevolina -> psih-ped-pr-ozo-4kurs Скачать 62 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Проблемы с влиянием на других: почему убеждение частично зависит от человека
Автор статьи : Линда ШлегельЛинда Шлегель
Каждый день мы подвергаемся многочисленным попыткам убеждения. Компании пытаются убедить нас купить новую машину, одежду определенной марки, даже определенный вид продуктов питания в определенном продуктовом магазине. Политики стремятся убедить избирателей поверить в их политические планы и проголосовать за свои партии. Телеканалы пытаются привлечь зрителей, музыкальные исполнители ищут слушателей, кинопродюсеры или театральные режиссеры хотят увеличить количество людей, покупающих билеты на их постановки, разработчики социальных сетей и приложений пытаются привлечь больше пользователей, а знаменитости стремятся подтолкнуть людей подписаться на их учетные записи в социальных сетях или сделать пожертвование в выбранную ими благотворительную организацию. Короче говоря, попытки убеждения повсеместны.
Психология влияния, изучение (массовой) коммуникации и искусство убеждения или пропаганды привлекли значительное внимание ученых. [1] Значительный прогресс был достигнут от линейных моделей односторонней коммуникации к осознанию того, что убеждение — это интерактивный, многогранный и сложный процесс, который может быть сформирован, но никогда полностью не контролируется мессенджером. В то время как сообщение, стиль его доставки, средство и отправитель продолжают играть важную роль в убедительной коммуникации, исследования все больше осознают ограничения, связанные с сосредоточением внимания только на этих переменных. Превосходное сообщение, доставленное искусным отправителем с помощью предпочитаемого получателем носителя, может все же не найти отклика у намеченной цели. Не существует «волшебной пули»; никакой хакслианской идеологической обработки, [2] или оруэлловское управление разумом. [3]
Вместо этого настоящее убеждение опирается на выравнивание рамок; то есть приспособление индивидуальных восприятий к информации, сообщаемой в убедительном сообщении, — принципиально индивидуальный процесс. Стратегическая коммуникация и (контр)формирование все чаще также применяются для изучения как разработки, реализации и воздействия экстремистских убедительных сообщений, так и изучения контрмер, включая контр-фрейминг и контрнарративы как часть противодействия насильственный экстремизм (CVE). Факторы, влияющие на эффекты убеждения, имеют большое значение как для целостного понимания радикализации, так и для проведения контркампаний, поскольку радикализация часто концептуализируется как изменение восприятия — переосмысление своего понимания мира.
Посредники резонанса сообщений
Убеждение и потенциальное выравнивание рамок являются сложными процессами, на которые влияют многочисленные факторы, действующие на многих уровнях; прогрессивный рост исследований после окончания Второй мировой войны открыл множество «ингредиентов» для успешного убеждения. Отправитель, например, должен быть одновременно заслуживающим доверия и симпатичным, чтобы вызвать наибольшее убедительное влияние. Чем выше воспринимаемый авторитет и опыт артикулятора сообщений, тем выше его или ее потенциал убеждения, [4] , хотя достоверность следует рассматривать по сравнению с другими артикуляторами рамы. [5] То же самое верно и для симпатии, [6] , которая часто связана с восприятием сходства. Чем в большей степени артикулятор фреймов воспринимается как часть группы получателя сообщения и чем выше воспринимаемое сходство, тем сильнее эффект убеждения независимо от содержания сообщения. [7] Например, американцы очень по-разному воспринимают фрейм «небольшой бунт время от времени — это хорошо» в зависимости от того, верят ли они, что это цитата бывшего президента США Авраама Линкольна, спасшего страну от гражданской войны. и рабство, или от Владимира Ленина, лидера коммунистического переворота в России. [8]
Довольно интуитивно понятно, что прием и выравнивание кадров также зависят от содержания сообщения и режима представления. Ряд научных исследований выявил множество факторов, поддерживающих выравнивание фреймов, в том числе фреймы тем, которые необходимо охватить, [9] культурные и дискурсивные структуры возможностей, которые необходимо учитывать в любой данный момент времени, [10 ] центральность сформулированных убеждений, [11] попытки убеждения со стороны других акторов и деятельность по контрфреймингу, [12] , а также факторы, относящиеся к способу доставки, такие как выбор носителя, [13] визуальное или аудиовизуальное кадрирование, [14] и трансмедийное повествование — распространение повествований по множеству медиаканалов. [15]
Несмотря на все эти факторы, способные усилить резонанс, наличие эффектов убеждения и выравнивание рамок зависит от индивидуальных характеристик. Хотя были предприняты попытки разработать основу для объяснения того, как индивидуальные характеристики формируют процессы убеждения, [16] и сопротивление убеждению, [17] ни одна теория не может объяснить многообразие факторов, которые, как было показано, влияют на индивидуальную убедительность и резонанс фреймов. В своем классическом обсуждении эффектов фреймов Сноу и Бенфорд подробно описывают, что фреймы должны вписываться в феноменологию человека, то есть они должны соответствовать текущему жизненному миру человека, предлагать ответы на личные трудности человека и помогать людям ориентироваться. повседневная жизнь. [18] Когда фреймы слишком абстрактны и далеки от личного опыта, они вряд ли найдут отклик и произведут убедительный эффект. [19]
Получатели сообщений не являются «чистыми листами», они сравнивают и противопоставляют попытки убеждения предшествующим знаниям и, как постулирует теория социального суждения, [20] , если фрейм слишком далек от других убеждений человека держится, они, скорее всего, откажутся от фрейма без особых размышлений. [21] Даже если фрейм не отвергается полностью, люди различаются по степени вовлеченности в получаемые ими сообщения. Люди с высокой потребностью в познании (относительно стабильная черта) более мотивированы разрабатывать фреймы и «продумывать их», в то время как люди с высокой потребностью в аффекте предпочитают эмоциональные рамки высокой когнитивной вовлеченности. [22]
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, убеждение зависит от того, насколько хорошо сообщения адаптированы к личности получателя, [23] политическая ориентация, [24] политические знания, [25] , пол, [26] возраст, [27] социальный статус, [28] , и временные факторы, такие как эмоциональное состояние или настроение, [29] личная заинтересованность в проблеме, [30] или внешние отвлекающие факторы. [31] Короче говоря, существует слишком много индивидуальных переменных, чтобы их можно было принять во внимание, чтобы судить об эффектах убеждения ex ante с достаточной степенью достоверности. Артикуляторы фреймов не могут учитывать все эти переменные, пытаясь убедить аудиторию, даже при общении один на один, особенно потому, что некоторые факторы могут постоянно меняться по мере изменения мнений, ценности становятся более или менее заметными, а настроения колеблются.
Какими бы изощренными ни были попытки убеждения, это никогда не будет простым случаем «обезьяна видит, обезьяна делает»; последствия всегда будут зависеть от факторов индивидуального уровня. Это не означает, что зрители могут сознательно избегать попыток убеждения, но лежащие в их основе, подсознательные характеристики определяют восприимчивость к определенному сообщению в определенный момент времени.
Последствия исследований экстремизма и практики ПНЭ
Обилие индивидуальных факторов, влияющих на восприимчивость к попыткам убеждения, показывает, что не существует волшебного средства, которое убеждает при воздействии. [32] Сообщения могут быть тщательно составлены, увлекательно доставлены из надежного и приятного источника, но при этом не вызывать резонанса. В то время как политикам и компаниям нужно убедить только определенное количество людей, чтобы добиться успеха, и они могут полагаться на факторы, поддерживающие резонанс сообщений, которые они могут контролировать, в исследованиях экстремизма проблема индивидуальных различий в убеждении проявляется более остро.
С одной стороны, вопрос, который преследовал эту область с тех пор, как радикализация вышла на передний план общественного и научного внимания после 11 сентября — почему некоторые люди радикализируются, а другие, оказавшиеся в очень похожих условиях, — нет? без ответа и, вероятно, без ответа. Арчетти, например, постулирует, что не может быть модели, полностью объясняющей, что приводит людей к радикализации, потому что радикализация — это ситуативное явление. Это «результат, зависящий от времени и контекста: он зависит от уникальной позиции человека в конфигурации отношений в любой момент времени» 9.0005 [33] , которые постоянно меняются и, следовательно, не могут ни предсказать ex ante , ни полностью объяснить ex post , поскольку и индивидуум, и исследователь вряд ли смогут проследить все факторы, способствовавшие радикализации. Меняются не только отношения, но и индивидуальные характеристики, такие как эмоции, корыстный интерес и другие, могут также меняться, а это означает, что восприимчивость к попытке убеждения может колебаться внутри одного человека с течением времени.
С другой стороны, сила характеристик получателя в определении эффектов убеждения также является проблемой для специалистов по CVE. Они тоже сталкиваются с проблемой контроля над сообщением, мессенджером и средой, но все же могут не достичь своей целевой аудитории; потенциально с пагубными последствиями. Чтобы смягчить влияние индивидуальных характеристик, в кампаниях, направленных против повествования, могут использоваться узконаправленные стратегии. [34] Узкое вещание — это специализированное общение в сети; вместо того, чтобы транслировать сообщения широкому кругу участников, узконаправленное вещание нацелено на конкретную аудиторию. Социальные сети теперь предоставляют новые возможности узнать больше о своей аудитории, их личностях, характеристиках, предпочтениях и эмоциональных состояниях, [35] , а также социальные сети, влияющие на отдельных актеров, [36] , и даже могут использоваться для манипулирования переменные, такие как эмоции. [37] Вообще говоря, чем лучше человек знает свою аудиторию и чем более целенаправленны коммуникативные усилия, тем больше вероятность того, что он достигнет выравнивания фреймов.
Тем не менее узконаправленное вещание не может уничтожить уникальное социальное положение человека и его характеристики, влияющие на повествовательное убеждение. Индивидуум останется переменной, которую артикуляторы каркаса не в состоянии контролировать или даже предсказать ex ante . Никакая стратегия CVE не будет привлекательной для всех, кто подвергается риску радикализации, но и никакая экстремистская стратегия убеждения, способствующая радикализации, также не подойдет. (Контр)экстремизм, равно как и убеждение, как правило, есть и останутся явлениями, которые неизбежно несут в себе определенную степень неопределенности.
European Eye on Radicalization стремится опубликовать различные точки зрения и поэтому не поддерживает мнения, выраженные участниками. Взгляды, выраженные в этой статье, представляют только автора.
________________________
ССЫЛКИ
[1] Ван дер Плигт, Дж. и В. Лиек, М. (2017). Психология влияния: теория, исследования и практика. Рутледж: Оксон
[2] Хаксли, А. (2004 [1932]). Дивный новый мир. Винтажная классика: Лондон
[3] Оруэлл, Г. (2008 [1949]). Девятнадцать восемьдесят четыре. Книги пингвинов: Лондон
[4] Benford & Snow, 2000; Хьюитт и Маккаммон, 2004 г.; Моррелл, 2015
[5] Матесан, И. (2012). Что делает негативные фреймы резонансными? ХАМАС и призыв оппозиции к мирному процессу. Терроризм и политическое насилие. Том. 24 (5), с. 671-705
Викторович, К. (2004). Обрамление джихада: конкурсы обрамления внутри движения и борьба Аль-Каиды за священную власть. Международный обзор социальной истории. Том. 49, стр. 159-177
[6] Райнхард, М., Месснер, М. и Спортер, С. (2006). Явное убедительное намерение и его влияние на источники убеждения: определяющие роли привлекательности и симпатичности. Журнал потребительской психологии. Том. 16, стр. 249-259
Нисбетт, Р. и Уилсон, Т. (1977). Эффект ореола: свидетельство бессознательного изменения суждений. Журнал личности и социальной психологии. Том. 35, стр. 250-256
[7] Ван Баарен, Р., Холланд, Р., Стинарт, Б. и ван Книппенберг, А. (2003). Мимикрия за деньги: поведенческие последствия подражания. Журнал экспериментальной социальной психологии. Том. 39, стр. 393-398
Сейранян, В. (2014). Стратегии коммуникации, формирующие социальную идентичность, для мобилизации социальных изменений. Лидерство ежеквартально. Том. 25, стр. 468-486
Гиорги, С. (2017). Разум и сердце резонанса: роль познания и эмоций в эффективности фреймов. Журнал управленческих исследований. Том. 54 (5), стр. 711-738
Бандура, А. (2001). Социально-когнитивная теория массовой коммуникации. Медиапсихология. Том. 3, стр. 265-299
[8] Аш, С. (1948). Учение о внушении, престиже и подражании в социальной психологии. Психологический обзор. Том. 55, стр. 250-276
[9] Бенфорд, Р. и Сноу, Д. (2000). Процессы формирования и социальные движения: обзор и оценка. Ежегодный обзор социологии. Том. 26, стр. 611-639
[10] Тилли, К. (1978). От мобилизации к революции. Addison-Wesley: Reading
McCammon, H., Newman, H., Muse, C. и Terrell, T. (2007). Структуры движения и дискурсивные структуры возможностей: политические успехи движений присяжных за права женщин в США. Американский социологический обзор. Том. 72 (5), стр. 725-749
Матесан, И. (2012). Что делает негативные фреймы резонансными? ХАМАС и призыв оппозиции к мирному процессу. Терроризм и политическое насилие. Том. 24 (5), с. 671-705
[11] Сноу, Д. и Бенфорд, Р. (1988). Идеология, фреймовый резонанс и мобилизация участников. Исследование международного общественного движения. Том. 1, стр. 197-217
[12] Чонг, Д. и Дракман, Дж. (2007). Теория формирования и формирования мнений в конкурентной элитной среде. Журнал связи. Том. 57, стр. 99-118
Викторович, К. (2004). Обрамление джихада: конкурсы обрамления внутри движения и борьба Аль-Каиды за священную власть. Международный обзор социальной истории. Том. 49, стр. 159-177
Киндер, Д. и Сандерс, Л. (1990). Имитация политических дебатов с помощью вопросов опроса: мнение белых о позитивных действиях для черных. Социальное познание. Том. 8 (1), стр. 73-103
Сноу, Д. и Берд, С. (2007). Идеология, процессы формирования и исламские террористические движения. Мобилизация: международный журнал. Том. 12, стр. 119-136
[13] Уолтер, Н., Мерфи, С., Франк, Л. и Баезконде-Гарбанати, Л. (2017). Каждое средство рассказывает свою историю: влияние канала сообщений на повествовательное убеждение. Отчеты о коммуникационных исследованиях. Том. 34 (2), с. 161-170
Кейт, С., Швальбе, К. и Силкок, В. (2009). Визуализация освещения в разных СМИ: изображение войны на разных платформах во время вторжения США в Ирак. Атлантический журнал коммуникаций. Том. 17 (1), стр. 1–18
Квон, К. и Мун, С-И. (2009). Плохой парень — один из нас: сравнение фреймов между американскими и корейскими газетами и блогами о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии. Азиатский журнал связи. Том. 19 (3), стр. 270–288
[14] Уолтер Н., Мерфи С., Франк Л. и Баезконде-Гарбанати Л. (2017). Каждое средство рассказывает свою историю: влияние канала сообщений на повествовательное убеждение. Отчеты о коммуникационных исследованиях. Том. 34 (2), с. 161-170
Хансен, Л. (2011). Теоретическое обоснование образа для исследований в области безопасности: визуальная секьюритизация и кризис карикатур на Мухаммеда. Европейский журнал международных отношений. Том. 17 (1), стр. 51-74
Махортых, М. и Сидорова, М. (2017). Социальные сети и визуальное оформление конфликта на востоке Украины. СМИ, война и конфликт. Том. 10 (3), стр. 359–381
[15] Греттер С., Ядав А. и Глисон Б. (2017). Проходя грань между реальностью и вымыслом в онлайн-пространствах: понимание эффектов повествовательного транспорта. Журнал образования в области медиаграмотности. Том. 9(1), стр. 1-21
Дженкинс, Х. (2007). Transmedia Storytelling 101. Получено с: http://henryjenkins.org/blog/2007/03/transmedia_storytelling_101.html
[16] Модич Д., Андерсон Р. и Паломяки Дж. (2018). Мы сделаем так, чтобы вам понравилось наше исследование: разработка шкалы восприимчивости к убеждению. Получено с: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0194119
Алкис, Н. и Темизель, Т. (2015). Влияние индивидуальных различий на стратегии влияния. Личность и индивидуальные различия. Том. 87, стр. 147-152
[17] Макгуайр, В. (1964). «Сопротивление убеждению: некоторые современные подходы» в Berkowitz, L. (ed). Успехи экспериментальной социальной психологии. Academic Press: New York, стр. 191–229
Макгуайр, В. и Папагеоргис, Д. (1961). Относительная эффективность различных типов защиты от предшествующих убеждений в создании иммунитета против убеждения. Журнал ненормальной и социальной психологии. Том. 62 (2), стр. 327–337
Швейцер Т., Крочик М. и Йост Дж. (2011). Сопротивление и восприимчивость к убеждению по всему политическому спектру. Получено с: https://cpb-us-w2.wpmucdn.com/campuspress.yale.edu/dist/a/1215/files/2015/11/2011_Schweizer-Krochik-Jost-2011-1djc8xs.pdf
[18] Сноу, Д. и Бенфорд, Р. (1988). Идеология, фреймовый резонанс и мобилизация участников. Исследование международного общественного движения. Том. 1, стр. 197-217
[19] Там же.
Макдоннелл, Т., Бейл, К. и Тавори, И. (2017). Теория резонанса. Социологическая теория. Том. 35 (1), стр. 1-14
[20] Шериф, К., Шериф, М. и Небергалл, Р. (1981). Отношение и изменение отношения: подход с вовлечением социальных суждений. Гринвуд Пресс: Вестпорт
Шериф, М. и Ховланд, К. (1961). Социальное суждение: эффекты ассимиляции и контраста в общении. Издательство Йельского университета: Нью-Хейвен
[21] Чау, Х., Вонг, К., Чоу, Ф. и Фунг, С-Х. (2014). Теория социальных суждений, основанная на модели формирования мнений, поляризации и эволюции. Physica A: статистическая механика и ее приложения. Том. 415, стр. 133-140
Бейл, К. (2016). Культурная несущая способность: защита донорства органов, дискурсивное обрамление и участие в социальных сетях. Социальные науки и медицина. Том. 165, стр. 280-288
[22] Качиоппо, Дж., Петти, Р., Файнштейн, Дж. и Джарвис, В. (1996). Диспозиционные различия в познавательной мотивации: жизнь и времена людей с разной потребностью в познании. Психологический вестник. Том. 119 (2), стр. 197-253
Хэддок Г., Майо Г., Арнольд К. и Хаскинсон Т. (2008). Должно ли убеждение быть аффективным или когнитивным? Сдерживающие эффекты потребности в аффекте и потребности в познании. Бюллетень личности и социальной психологии. Том. 34 (6), с. 769-778
Уиллер С., Петти Р. и Бизер Г. (2005). Соответствие самосхемы и изменение отношения: ситуационные и диспозиционные детерминанты разработки сообщения. Журнал потребительских исследований. Том. 31 (4), стр. 787-797
Аппель, М. и Рихтер, Т. (2010). Транспорт и потребность в аффекте в повествовательном убеждении: модель опосредованной модерации. Медиапсихология. Том. 13 (2), стр. 101-135
Барч, А., Аппель, М. и Сторх, Д. (2010). Прогнозирование эмоций и метаэмоций в кино. Роль потребности в аффекте в переживании зрителями ужаса и драмы. Коммуникационные исследования. Том. 37 (2), стр. 167-19.0
[23] Хирш, Дж., Канг, С. и Боденхаузен, Г. (2012). Персонализированное убеждение: адаптация убедительных призывов к личностным качествам получателей. Психологическая наука. Том. 23 (6), стр. 578-581
Халко, С. и Кинц, Дж. (2010). Личность и технология убеждения: предварительное исследование мобильных приложений, способствующих укреплению здоровья. Конспект лекций по технологиям убеждения по информатике. Том. 6137, стр. 150–161
Каптейн М., Маркопулос П., де Рюйтер Б. и Аартс Э. (2015). Персонализация технологий убеждения: явная и неявная персонализация с использованием профилей убеждения. Международный журнал человеко-компьютерных исследований. Том. 77, стр. 38-51
[24] Даршинг С., Хилле С. и Вюстенхаген Р. (2017). Влияние политической ориентации на силу и временную устойчивость эффектов формирования политики. Экологическая экономика. Том. 142, стр. 295-305
[25] Бора, П. (2011). Концептуальные вопросы теории фрейминга: систематическое исследование литературы десятилетия. Журнал связи. Том. 61, стр. 246-263
[26] Блайх, С. (2007). Это все одним словом? Влияние постановки вопроса на общественную поддержку расходов США на борьбу с ВИЧ/СПИДом в развивающихся странах. Международный журнал прессы/политики. Том. 12 (2), с. 120-132
Орджи, Р., Василева, Дж. и Мандрик, Р. (2014). Моделирование эффективности стратегий убеждения для разных типов игроков в «Серьезных играх для здоровья». Пользовательское моделирование и адаптированное к пользователю взаимодействие. Том. 24, стр. 453-498
[27] Ким Дж., Эллисон С., Эйлон Д., Геталс Г., Маркус М., Хиндл С., Макгуайр Х. (2008 г.) ). Болеть за (а затем бросать) проигравшего. Журнал прикладной социальной психологии. Том. 38, стр. 2550-2573
[28] Монтьель, К. и Шах, А. (2008). Влияние политического фрейминга и социальной позиции воспринимающего на атрибуцию черт террориста/борца за свободу. Журнал языка и социальной психологии. Том. 27 (3), с. 266-275
[29] Чанг, К. (2007). Интерактивные эффекты формирования сообщения, воспринимаемый риск продукта и настроение: пример рекламы продуктов для здоровья в поездках. Журнал рекламных исследований. Том. 47, стр. 51-65
[30] Хамби, А., Бринберг, Д. и Данилоски, К. (2017). Размышляя о путешествии: механизмы повествовательного убеждения. Журнал потребительской психологии. Том. 27 (1), стр. 11–22
[31] Биландзич, Х. и Буссель, Р. (2011). Удовольствие от фильмов как функция повествовательного опыта, воспринимаемого реализма и переносимости. Коммуникации. Том. 36, стр. 29-50
[32] Арчетти, К. (2017). «Нарративные войны: понимание терроризма в эпоху глобальной взаимосвязанности» в Мискиммоне, А., О’Лафлин, Б. и Розелле, Л. (ред.). Формирование мира: стратегические нарративы и международные отношения. University of Michigan Press: Анн-Арбор, стр. 218-245
[33] Archetti, C. (2015). Терроризм, коммуникации и новые медиа: объяснение радикализации в эпоху цифровых технологий. Взгляды на терроризм. Том. 9 (1). Получено с: http://www.terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/view/401/79. 4
[34] Моисей, З. (2018). Приглашенный профессор обсуждает меняющийся ландшафт онлайн-терроризма. Получено с: https://www.start.umd.edu/news/visiting-professor-discusses-changing-landscape-online-terrorism
Nguyen et al (2017). Адаптация способа представления информации: влияние на внимание и запоминание онлайн-информации у молодых и пожилых людей. Исследования человеческого общения. Том. 43 (1), стр. 102-126
Бараш, А. и Бергер, Дж. (2014). Вещание и узкое вещание: как размер аудитории влияет на то, чем люди делятся. Журнал маркетинговых исследований. Том. 51 (3), стр. 286-29.9
Кант, Т. (2014). Дать «Зрителю» голос? Положение человека по отношению к персонализации, узкому вещанию и общественному вещанию. Журнал радиовещания и электронных СМИ. Vol.58 (3), pp. 381-399
[35] Back, M., Schmuckle, S. and Egloff, B. (2008). Насколько экстравертным является [электронная почта защищена]? Определение личности по адресам электронной почты. Журнал исследований личности. Том. 42, стр. 1116-112
Ниссенбаум, А. и Шифман, Л. (2017). Интернет-мемы как оспариваемый культурный капитал: дело 4chan /b/board. Новые СМИ и общество. Том. 19(4), стр. 483-501
Яркони, Т. (2010). Личность в 100 000 слов: масштабный анализ личности и словоупотребления среди блоггеров. Журнал исследований личности. Том. 44, стр. 363-373
Йи, Н., Байленсон, Дж., Урбанек, М., Чанг, Ф. и Мергет, Д. (2007). Невыносимое подобие цифрового: сохранение невербальных социальных норм в виртуальной онлайн-среде. Киберпсихология и поведение. Том. 10, стр. 115-121
[36] Иствик П. и Гарндер В. (2008). Это игра? Доказательства социального влияния в виртуальном мире. Влияние общества. Том. 1, стр. 1-15
[37] Холден, К. (2015). Facebook Mood Experiment: Экспериментальные доказательства масштабного эмоционального заражения через социальные сети. Получено с: https://www.researchgate.net/publication/272886836_FACEBOOK_MOOD_EXPERIMENT_Experimental_Evidence_Of_Massive-Scale_Emotional_Contagion_Through_Social_Networks
Рассказывание историй: Заражение заставляет эти истории распространяться
Опубликовано в июле 23, 2015
Дедушка рассказывает историю Альберта Анкера, ок. 1884.«Когда слушаешь хорошего рассказчика, слушаешь историю головой, сердцем и душой. Вы не пассивный слушатель, вы активный участник». старый, тем не менее он показывает нам влияние рассказывания историй и, особенно, роль заражения в его распространении . Суть истории в том, что Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард основали свою компанию с первоначальным капиталом в 538 долларов в гараже на одну машину в Пало-Альто . История вызвала такое позитивное чувство, что очень быстро стала частью делового фольклора и не только вдохновила ее сотрудников и клиентов, но и быстро стала одной из самых популярных историй в бизнес-литературе . Вопрос в том, как это распространение работало , а не в том, почему это произошло.
Рассказывание историй уже давно является частью нашей социальной, деловой, политической и религиозной жизни, но многие из нас могут задаться вопросом, как на самом деле происходит распространение историй? Несмотря на то, что нынешний рост литературы по рассказыванию историй демонстрирует ее эффективность в качестве инструмента управленческой коммуникации для обмена знаниями, обучения и мотивации людей , все еще остается вопрос о том, как на самом деле работает эта циркуляция сообщений? Ответ на этот вопрос связан с эмоциональным заражением .
Заражение было определено как «Распространение модели поведения, отношения или эмоции от человека к человеку или группе посредством внушения, пропаганды, слухов или подражания» (Hatfield, E.; Cacioppo, J.T.; Rapson, Р. Л. (1993). «Эмоциональное заражение. Текущие направления». Psychological Science 2: 96–99.)
Георг Шеневольф определяет его как « процесс, в котором человек или группа людей влияет на эмоции или поведение другого человека. или группы посредством сознательного или бессознательного индуцирования эмоциональных состояний и поведенческих установок» (Schoenewolf, G., 1990. Эмоциональное заражение: поведенческая индукция у отдельных лиц и групп. «Современный психоанализ; 15, 49–61) .
Из этих определений следует эмоциональный аспект заражения . «Фраза «эмоциональное заражение» воплощает идею о том, что люди будут синхронизировать свои личные эмоции с эмоциями, выражаемыми окружающими, сознательно или бессознательно, и, таким образом, эмоция, переданная одним человеком, станет «заразный» для других (Википедия).
Рассмотрим следующий пример Стивена Деннинга , бывшего директора отдела управления знаниями Всемирного банка в Вашингтоне. Директор Всемирного банка попросил Деннинга выступить с презентацией перед старшими менеджерами Банка о необходимости расширения сферы деятельности Подразделения по управлению знаниями и передать свои накладные расходы тем, кто не присутствовал.
Группа управления знаниями предоставляла информацию в Интернете по целому ряду тем, одной из которых была медицинская информация. Хотя считалось, что медицинская информация доступна практикующим врачам по всему миру, Деннинг проанализировал данные и обнаружил, что это не так. Свои выводы он представил директорам банка в обычной презентации в формате Power Point. Директор Всемирного банка был настолько впечатлен данными, что попросил Деннинга направить накладные расходы региональным директорам, полагая, что они вдохновят сотрудников Всемирного банка на дальнейшее развитие их службы медицинской информации.
Деннинг ждал их реакции после отправки накладных расходов, но ничего не произошло. Он сообщил директору, что, по его мнению, его презентация в целом провалилась. Это не смогло переместить людей. В своей следующей презентации он использовал те же данные и анализ, но завершил свою презентацию следующей историей :
В июне 1995 года медицинский работник из крошечного городка в Замбии зашел на веб-сайт Центра болезней. Контроль и получил ответ на вопрос, как лечить малярию. Помните, это было в Замбии, одной из беднейших стран мира, и произошло это в крошечном местечке в 600 км от столицы. Но самое поразительное в этой картине, по крайней мере для Всемирного банка, то, что нас (Всемирный банк) в ней нет. Представьте, если бы мы были. Подумайте, какой организацией мы могли бы стать (Стивен Деннинг, The Leader’s Guide to Storytelling…», Jossey-Boss, 2010).
Эта история рассказывалась всего за одну минуту . Деннинг немедленно отреагировал на его презентацию во второй раз; но практически все отзывы связаны с этой историей. Эта история распространилась не только среди региональных менеджеров, но и по всей организации и далеко за ее пределами. Заражение сделало свое дело . Люди были эмоционально связаны с сообщением и отождествлялись с ним; у них были наглядные образы, которые помогали им достигать сильного консенсуса между аудиториями и, более того, вдохновляли их на действия для достижения общей цели.
Сегодня, когда есть Интернет, Твиттер и средства массовой информации, хорошо продуманная корпоративная история с правильным эмоциональным подтекстом может оказать почти мгновенное влияние . Конечно, истории должны иметь центральное сообщение, быть краткими и актуальными, а также обладать той сильной эмоциональной привлекательностью, которая необходима для эмоционального заражения. С другой стороны, из-за нашего опыта в мире маркетинга и политики в наше отношение к историям и вообще к организационной информации вкралась определенная доля цинизма.