Информация лучше запоминается если она в психологии: которую пишу на бумаге или которую печатаю на клавиатуре?» — Яндекс Кью

Содержание

как ассоциации помогают запоминать больше и лучше — T&P

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена — все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

«Развитие памяти по методикам спецслужб»

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% — очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

Выводы:

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации — мнемотехник — основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики — ассоциативность. Мозг — совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 — на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 — на стул, 1 — на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх — с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

— цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

— самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

— термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов — были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы — эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные — связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже — объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов — значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью — ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом, сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе. Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра. Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно — ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон, оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка — это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба — первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер-Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки — большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка — следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке — дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое — нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» — привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit — привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово — remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит — запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты — вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое — через 15–20 минут после заучивания;
второе — через 6–8 часов;
третье — через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз — в день заучивания;
второй — на четвертый день;
третий — на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение — необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.

Учёные рассказали, как лучше запоминать информацию и держать её в памяти дольше

22 ноября 2022 Новости Работа и учёба

Есть две техники, которые лучше всего работают в связке.

Учёные из Айовского университета (США) провели метаанализ более 200 исследований на тему техник образования за последние 100 лет. Их задачей было проверить эффективность двух техник: интервальной практики и извлечения.

Интервальная практика

Подход подразумевает регулярное и постепенное изучение материала небольшими порциями — в противовес стремлению выучить всё за ночь до экзамена, к чему привыкли многие студенты. В процессе ученик вспоминает предыдущий материал и закрепляет его новыми знаниями.

В одном из проанализированных исследований студентов-медиков разделяли на две группы. Одна из них прошла интенсивный курс по хирургии за день, вторая учила тот же материал постепенно в течение трёх недель с тем же числом учебных часов. На экзаменах, которые проводили сначала через две недели, а потом через год, вторая группа справилась с тем же заданием лучше первой.

В интервальной практике нет чётких указаний на промежутки между занятиями. Но известно, что этот метод работает лучше всего, когда человек уже начал забывать материал — но ещё не забыл его полностью. Нужна золотая середина.

Практика извлечения

Это подход, позволяющий вспомнить и освежить ранее изученный материал. Он может быть представлен в разных форматах: карточки, практические экзамены или подсказки в свободной форме. В ходе работы ученик должен обратиться к своим знаниям, обнаружить пробелы и затем восполнить их. Эффективнее всего обучение проходит, когда ученик сразу проверяет свои ответы на наличие ошибок и получает обратную связь от преподавателя.

Такая стратегия восполнения пробелов работает эффективнее, чем простое перечитывание учебников или конспектов. А сочетая интервальную практику с извлечением можно добиться лучших результатов в запоминании информации на долгий срок.

Легко не значит эффективно

Профессор психологии Шейна Карпентер, ведущий автор исследования, отмечает, что эти техники пока не получили достаточного распространения. Но если бы преподаватели использовали их чаще, мы бы увидели значительные улучшения в сфере образования. Она добавила, что забывание — это вполне естественный процесс, и совсем перестать забывать невозможно. Но это можно делать медленнее, если учиться с использованием описанных техник и не бояться сложностей.

Возможно, самое популярное заблуждение — считать, что обучение успешно, только если оно идёт легко. На деле же вы учитесь более эффективно и запоминаете изученное на более долгий срок, когда преодолеваете препятствия.

Шейна Карпентер

Читать учебник и выделять маркером определения приятнее, чем решать практические задачи и развёрнуто отвечать на вопросы. Но без проверки знаний, которая приходит с постоянным обращениям к выученной информации, легко попасть в «иллюзию изучения», как её называют авторы. Это та самая ситуация, когда вроде бы читал и учил, а преподавателю на вопрос ответить нечего.

Людям не нравится признавать свои ошибки и видеть, что они что-то понимают хуже, чем думали. Это может вызвать неуверенность в себе, страх неудачи и другие негативные эмоции, которые человеку свойственно избегать. Но надо помнить, что столкнуться с этим рано или поздно придётся — только уже в классе или на экзамене, когда ставки намного выше. Поэтому лучше найти пробелы сразу и закрыть их до того, как это станет проблемой.

Читайте также 🧐

  • Личный опыт: как я научилась запоминать 50 дат за 10 минут и что мне это дало
  • Как выучить всё без зубрёжки: метод карточек
  • Что делать, чтобы лучше запоминать прочитанное

Как улучшить память согласно нейробиологии

Почему вы можете в совершенстве произнести слова песни *NSYNC «Пока-пока», но не можете вспомнить название нового телешоу, которое вы начали смотреть на Netflix и хотели рассказать коллеге?

Мы запоминаем вещи, потому что они либо выделяются, относятся к нашей существующей базе знаний и могут быть легко интегрированы в нее, либо это то, что мы извлекаем, пересчитываем или используем неоднократно с течением времени, — объясняет Шон Канг, доктор философии, доцент кафедры Образование в Дартмутском колледже, чьи исследования сосредоточены на когнитивной психологии обучения и памяти. «Среднему непрофессионалу, впервые пытающемуся изучить ядерную физику, например, будет очень трудно запомнить эту информацию».

А на молекулярном уровне нейробиологи подозревают, что на самом деле существует физический процесс, который необходимо завершить для формирования памяти, и то, что мы ничего не помним, является результатом того, что этого не происходит, объясняет Блейк Ричардс, доктор философии, доцент кафедры нейробиологии. биологических наук и научный сотрудник Канадского института перспективных исследований.

Точно так же, когда вы записываете список покупок на листе бумаги, вы вносите физические изменения в этот лист, записывая слова, или когда вы сохраняете файл на компьютере, вы вносите физические изменения где-то в намагниченности какой-то части вашего жесткого диска — в вашем мозгу происходит физическое изменение, когда вы сохраняете воспоминание или новую информацию.

«Итак, главный вопрос на клеточном уровне о том, сохраняется ли память [в мозге], заключается в том, действительно ли этот процесс завершается должным образом», — объясняет он. «Передаются ли все молекулярные сигналы, чтобы гарантировать, что эта клетка физически изменится?»

Таким образом, согласно Кангу и другим, существуют стратегии для лучшей организации того, что на первый взгляд может показаться несвязанной информацией, чтобы связать ее с тем, что мы уже знаем, чтобы помочь нам лучше запоминать вещи. Но что касается изменения физических процессов в мозгу, благодаря которым воспоминания запоминаются, то сейчас вы мало что можете сделать, чтобы повлиять на это, говорит Ричардс.

И это, наверное, хорошо, добавляет он.

Может быть причина, по которой наш мозг что-то забывает

В недавней статье Ричардс и его коллега Пол Франкленд, доктор философии, старший научный сотрудник Больницы для больных детей и научный сотрудник Канадского института перспективных исследований, рассмотрели предыдущие исследования, которые исследовали физические изменения в мозге, связанные с памятью, и выяснили, почему иногда этот процесс завершается, а иногда нет. «Мы обнаружили, что существует множество механизмов, которые мозг использует — и фактически вкладывает в них энергию — которые отменяют и отвергают эти связи, в конечном итоге заставляя нас забывать информацию», — говорит Ричардс.

И это будет означать, что некоторое «забывание» на самом деле является вполне естественным и нормальным процессом, а не «сбоем» нашей памяти, говорит Ричардс. «Наш мозг может хотеть, чтобы мы помнили суть того, что мы испытали, потому что это будет наиболее адаптивно для принятия решений в реальном мире».

Допустим, вы помните номер телефона друга, но этот друг уходит и получает новый номер телефона. Запоминание старого номера становится бесполезным и может затруднить запоминание нового номера вашего друга.

«Это не тот случай, когда нужно как можно больше забывать, это очевидно», — говорит он. «Но в то же время может быть и так, что максимальное запоминание — не всегда лучший курс».

Что вы можете сделать, чтобы сохранить память? Но тренировки определенно могут играть роль в памяти, как в случае с людьми, которые участвуют в соревнованиях по развитию памяти, добавляет он.

«Никто однажды не проснется и не сможет запомнить 60 000 цифр числа Пи».

Если вы хотите отточить свои навыки (будь то для запоминания числа Пи или лучшего запоминания имен или фактов), вот что может вам помочь:

1. Хорошо выспитесь ночью

критическое время, когда воспоминания консолидируются и сохраняются. А это значит, что недостаток сна — или достаточно качественного сна — может поставить под угрозу некоторые из этих процессов. Национальный фонд сна рекомендует спать от семи до девяти часов каждую ночь для оптимального здоровья и работы мозга.

2. Регулярно занимайтесь спортом

Чем не полезны упражнения? Это важно для вашего сердца, вашего настроения, вашего сна и вашего ума, особенно той его части, которая отвечает за память. В одном исследовании у женщин среднего возраста с ранними признаками потери памяти начало программы регулярных аэробных упражнений фактически увеличило размер гиппокампа (часть мозга, которая, как известно, участвует в процессе хранения памяти), а также улучшило вербальную память и оценки обучения при тестировании женщин.

В новом руководстве Американской академии неврологии от 2018 года регулярные физические упражнения рекомендуются людям с легкими проблемами с памятью, чтобы предотвратить ухудшение этих проблем или их превращение в серьезные неврологические расстройства, такие как болезнь Альцгеймера и другие виды деменции. .

3. Повторить или заново выучить информацию позже

Психологи и другие специалисты называют это эффектом интервала. Идея состоит в том, что чем больше вы заново изучаете или напоминаете себе информацию снова и снова, разнесенную во времени, тем лучше вы будете запоминать эту информацию.

Возможно, вы впервые узнаете о непростом воспитании олимпийского фигуриста, просматривая новостной ролик о его истории; затем, через день или два, вы читаете статью о той же фигуристке; а через несколько дней коллега начинает рассказывать вам историю той же фигуристки. Повторение помогает закрепить эту историю в вашей голове, как и тот факт, что вы заново выучили эту информацию в разные дни в разных условиях, объясняет Канг. (Многочисленные исследования показывают, что такой подход действительно заслуживает внимания.)

«Чем богаче контекстуальные детали, связанные с конкретным воспоминанием, тем больше возможных подсказок, которые могут помочь позже вызвать воспоминание», — говорит Канг.

4. Проверьте себя

Люди часто думают, что тестирование полезно, потому что оно говорит вам, что вы знаете, а что нет. Но более важная сила тестирования заключается в том, что вы тренируетесь в извлечении информации, которую вы узнали, и устанавливаете эту связь в мозгу, объясняет Розалинд Поттс, доктор философии, научный сотрудник Университетского колледжа Лондона, которая исследует, как когнитивная психология применяется в образовании.

Например, в одном исследовании, которое тестировало группу студентов на предмет новой информации, которую они узнали неделей ранее, учащиеся, которые также были протестированы на новую информацию сразу после ее изучения, превзошли студентов, которым просто дали указание изучить информацию в тесте. все они взяли одну неделю спустя.

5. Поместите информацию в свой «дворец памяти»

Некоторые говорят, что этот подход восходит к древним латинским ученым, но в гораздо более поздней литературе было доказано, что он работает. Идея состоит в том, что если вы хотите что-то запомнить, например, список покупок или код, вы визуализируете эти предметы или числа в разных комнатах вашего дома (или в каком-то другом физическом месте, с которым вы очень хорошо знакомы).

Метод «дворца памяти» (также называемый «методом локусов») широко изучался в психологии. Исследования показывают, что это может быть более ценным с точки зрения запоминания, чем наличие больших интеллектуальных способностей, и что оно может быть более эффективным для запоминания, чем простое повторение и запоминание.

6. Используйте мнемоническое устройство

Нам легче запоминать вещи, которые относятся к уже имеющимся у нас знаниям, потому что мы связываем их с тем, что уже хранится в нашей памяти, говорит Поттс. Вот почему мнемонические устройства работают — они создают мост между двумя фрагментами информации.

«Поэтому, когда мы хотим вызвать это воспоминание в уме, есть много разных возможных путей к нему», — говорит она.

Если вы хотите запомнить значение испанского слова «zumo» («сок» по-английски), вы можете представить себе образ борца сумо, пьющего сок. Когда вы слышите слово «дзумо», вы можете подумать о том борце сумо, пьющем свой сок, и вспомнить значение этого слова.

7. Обратите внимание

Конечно, это очевидно. Но концентрация важна, если вы пытаетесь чему-то научиться, говорит Канг. «Если вы не обращаете особого внимания на информацию, вероятность того, что вы закодируете ее в своей долговременной памяти, низка».

Например, говорит он, сколько американцев могут точно нарисовать детали долларовой банкноты, даже если они, вероятно, все время смотрят на нее?

8. Сделайте это релевантным вашей жизни

Основываясь на неврологическом объяснении того, как работает память, если вы действительно хотите что-то вспомнить, лучше всего попытаться связать это с какой-то другой частью вашей жизни или темой, которую вы уже знаете, добавляет Ричардс. «Выясните какой-то другой аспект жизни, почему он актуален — и используйте его».

ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ «ВАШ МОЗГ»

  • Что происходит с вашим мозгом, когда вы садитесь на диету
  • Это ваш мозг во время молитвы и медитации
  • Как научить свой мозг быть более оптимистичным

Хотите больше таких советов? Новости NBC BETTER одержимы поиском более простых, здоровых и разумных способов жить. Подпишитесь на нашу рассылку и следите за нами в Facebook, Twitter и Instagram.

Кодирование и хранение – Психология – 1-е канадское издание

  1. Пометьте и повторите принципы кодирования, хранения и поиска.
  2. Опишите, как контекст, в котором мы узнаём информацию, может повлиять на нашу память об этой информации.

Кодирование и хранение: как наше восприятие становится памятью

Чтобы быть доступной в долговременной памяти, информация, которую мы хотим запомнить, должна быть закодирована, сохранена, а затем извлечена. В этом разделе мы рассмотрим типы обработки информации, которую мы хотим запомнить.

Кодирование

— это процесс, посредством которого мы помещаем в память то, что переживаем. Если информация не закодирована, ее невозможно запомнить. Я уверен, что вы были на вечеринке, где вас кому-то представили, а затем — может быть, всего через несколько секунд — вы поняли, что не помните имени человека. Конечно, неудивительно, что вы не можете вспомнить имя, потому что вы, вероятно, отвлеклись и никогда не кодировали имя с самого начала.

Не все, что мы переживаем, может или должно быть закодировано. Мы склонны кодировать то, что нам нужно запомнить, и не утруждаем себя кодированием того, что не имеет значения. Если вы попытаетесь закодировать все, ваши мысли быстро станут беспорядочными и подавляющими. Представьте, что вы выходите из дома и идете по улице, кодируя количество деревьев, которые вы видите, номерной знак каждой машины, цвет волос всех пешеходов и так далее.

Не кодировать все — это стратегия выживания.

Однако иногда мы не кодируем информацию в долговременную память, когда должны или когда нам это нужно. Понимание того, что следует кодировать, а что нет, иногда является сложной задачей, особенно для студентов. Они могут чувствовать себя ошеломленными огромным объемом информации, представленной в учебнике или лекции, и быть не в состоянии определить, что имеет решающее значение для кодирования.

Один из способов улучшить нашу память — использовать лучшие стратегии кодирования. Некоторые способы обучения более эффективны, чем другие. Исследования показали, что мы лучше запоминаем информацию, если осмысленно кодируем ее. Когда мы занимаемся уточняющее кодирование , мы обрабатываем новую информацию способами, которые делают ее более актуальной или значимой (Craik & Lockhart, 1972; Harris & Qualls, 2000). У каждого человека есть свой уникальный способ обработки информации; важно попытаться создать уникальные и значимые ассоциации между материалами.

Детальное кодирование содержания этой главы, например, будет состоять в том, чтобы найти личные примеры понятий — эти понятия, выделенные жирным шрифтом, были бы хорошим началом. Вы можете нарисовать картинку в своих заметках, чтобы описать, что происходит. Вы можете объяснить одну из концепций другу или родственнику. Вы можете создать ментальную карту ключевых моментов, причем карта будет увеличиваться по мере добавления новых концепций. Вы можете использовать мнемонику вроде ROYGBIV, которая представляет собой анаграмму, содержащую букву первого слова всех цветов в зрительном спектре, или OCEAN, которая является еще одной анаграммой первых букв, но на этот раз для пяти личностных факторов в «Большой пятерке». модель. Дополнительные примеры см. в статье Лу Уитакера «Каковы некоторые стратегии тщательного повторения, которые перенесут обучение в долговременную память?» (н.д.). Студенты часто полагаются на чтение или выделение текста в учебнике, чтобы закодировать материал в долговременную память; однако это относительно плохая стратегия, потому что она пассивна, и может «почувствоваться», что вы чего-то достигли, когда на самом деле материал не был осмысленно закодирован.

Кроме того, учащимся часто не удается «переучиться», прекращая обучение, как только они могут вспомнить что-то один раз, вместо того, чтобы продолжать репетировать и кодировать материал (Driskell, Willis, & Copper, 19).92). Конечно, использование этих изощренных стратегий кодирования требует хорошего управления временем.

 

 

Обработка и память

В важном исследовании, показывающем эффективность подробного кодирования, Тимоти Роджерс, Николас Койпер и Уильям Киркер (1977) изучали, как люди вспоминают информацию, которую они узнали в различных условиях обработки. Всем участникам был представлен один и тот же список из 40 прилагательных для изучения, но с помощью случайного распределения участники получили один из четырех различных наборов инструкций о том, как обрабатывать прилагательные:

  1. В структурном задании участники оценивали, написано ли прилагательное прописными или строчными буквами.
  2. В условиях фонематического задания участников спрашивали, рифмуется ли прилагательное с заданным ими словом.
  3. В условиях семантической задачи участников спрашивали, является ли прилагательное синонимом другого слова.
  4. В условии задания на самореференцию участники указали, было ли прилагательное верным по отношению к ним самим.

После выполнения указанного задания каждому участнику было предложено вспомнить как можно больше прилагательных.

Роджерс, Койпер и Киркер (1977) предположили, что разные типы обработки по-разному влияют на память. Учащиеся, участвовавшие в задании на самореференцию, вспомнили значительно больше прилагательных, чем учащиеся в любом другом состоянии (см. рис. 10.8). Это открытие, известное как эффект самореференции , является убедительным доказательством того, что я-концепция помогает нам систематизировать и запоминать информацию. В следующий раз, когда вы будете готовиться к экзамену, вы можете попытаться связать материал со своим собственным опытом. Эффект самореференции предполагает, что это поможет вам лучше запомнить информацию (Symons & Johnson, 19). 97).

 

 

Рисунок 10.8. Участники вспоминали одни и те же слова значительно лучше, когда они обрабатывались по отношению к себе, чем когда они обрабатывались другими способами (Rogers, Kuiper, & Kirker, 1977). [Длинное описание]

Вклад Германа Эббингауза

Герман Эббингауз (1850–1909) был пионером в изучении памяти. В этом разделе мы рассмотрим одно из его самых важных открытий: эффект интервала. Эффект интервала относится к тому факту, что обучение лучше, если оно распределено по периодам времени, чем если оно происходит ближе друг к другу или в одно и то же время. Это означает, что вы узнаете больше, если будете заниматься постоянно в течение семестра — лучше всего понемногу каждый день, — чем если будете ждать зубрежки в последнюю минуту перед экзаменом (см. рис. 10.9). Еще одна хорошая стратегия — учиться и ждать как можно дольше, прежде чем вы забудете материал. Затем просмотрите информацию и снова подождите столько, сколько сможете, прежде чем забыть ее. Вероятно, это будет более длительный период времени, чем в первый раз. Повторяйте и повторяйте снова. Эффект интервала обычно рассматривается с точки зрения разницы между распределенной практикой (т. е. практикой, растянутой во времени) и массовой практикой (т. е. практикой, состоящей из одного блока), причем первый подход обеспечивает лучшую память.

 

 

Рисунок 10.9. Эффект интервала относится к тому факту, что память лучше, когда она распределяется, а не накапливается. Лесли, Ли Энн и Нора занимались в общей сложности четыре часа, но студенты, которые распределили свое обучение на более мелкие учебные занятия, лучше сдали экзамен.

Поиск

Даже когда информация надлежащим образом закодирована и сохранена, она не приносит нам никакой пользы, если мы не можем ее извлечь. Извлечение относится к процессу повторной активации информации, которая была сохранена в памяти. Вы можете получить представление о сложности поиска, просто прочитав кому-нибудь каждое из слов, но не категорий в таблице ниже. Скажите человеку, что после того, как вы прочтете все слова, вы попросите его вспомнить слова.

После того, как вы прочитаете список своему другу, дайте ему достаточно времени, чтобы записать все слова, которые он сможет вспомнить. Убедитесь, что они не могут вспомнить больше. Затем для слов, которых не было в списке, подскажите своему другу названия некоторых категорий: «Вы помните какие-нибудь слова, которые были мебелью? Ты помнишь какие-нибудь слова, которые были инструментами? Вы можете обнаружить, что названия категорий, которые служат подсказками для поиска, помогут вашему другу вспомнить информацию, которую он не смог бы найти иначе.

Попробуйте этот тест на способность получать информацию с другом, используя приведенные выше инструкции и приведенную ниже таблицу.

 

Таблица 10.1. Демонстрация поиска
Ворд Категория
Яблоко (Фрукты)
Комод (Мебель)
Шлифовальный станок (Инструмент)
Гранат (Фрукты)
Подсолнух (Цветок)
Мандарин (Фрукты)
Стул (Мебель)
Пион (Цветок)
Банан (Фрукты)
Диван (Мебель)
Скамья (Мебель)
Клубника (Фрукты)
Тумба под телевизор (Мебель)
Магнолия (Цветок)
Роза (Цветок)
Гаечный ключ (Инструмент)
Отвертка (Инструмент)
Георгин (Цветок)
Сверлильный станок (Инструмент)
Молоток (Инструмент)

Мы все сталкивались с неудачами при поиске в виде разочаровывающих явление на кончике языка , при котором мы уверены, что знаем что-то, что пытаемся вспомнить, но не можем придумать. Забытые слова особенно подвержены феномену кончика языка. Мы можем думать о словах, которые похожи по звучанию, имеют одинаковое количество слогов или означают одно и то же, но мы не можем вспомнить само слово. Опыт на кончике языка — очень хороший пример неспособности извлечь информацию, которая на самом деле хранится в памяти. В конце концов, потерянное слово всплывет, хотя это может занять некоторое время.

Мы с большей вероятностью сможем извлечь элементы из памяти, если условия извлечения будут аналогичны условиям, при которых мы их закодировали. Контекстно-зависимое обучение относится к усилению припоминания, когда внешняя ситуация, в которой усваивается информация, соответствует ситуации, в которой она запоминается. Дункан Годден и Алан Баддели (1975) провели исследование, чтобы проверить эту идею с помощью аквалангистов. Они попросили дайверов выучить список слов либо на суше, либо под водой. Затем они проверяли дайверов на их память либо в той же, либо в противоположной ситуации. Память дайверов была лучше, когда их тестировали в том же контексте, в котором они выучили слова, чем когда их тестировали в другом контексте (см. рис. 10.10).

 

 

Рисунок 10.10. Исследователи проверяли способность аквалангистов запоминать и извлекать информацию в различных контекстах и ​​обнаружили убедительные доказательства контекстно-зависимого обучения (Godden & Baddeley, 1975). [Подробное описание]

Вы видите, что контекстно-зависимое обучение также может быть важно для улучшения вашей памяти. Например, вы можете попытаться подготовиться к экзамену в ситуации, похожей на ту, в которой вы собираетесь сдавать экзамен.

В то время как контекстно-зависимое обучение относится к совпадению внешней ситуации между обучением и запоминанием, обучение, зависящее от состояния , относится к лучшему извлечению воспоминаний, когда человек находится в том же физиологическом или психологическом состоянии, что и во время кодирования. Исследования показали, например, что животные, которые обучались прохождению лабиринта под действием одного препарата, как правило, лучше помнят свое обучение, когда их тестировали под влиянием того же препарата, чем когда их тестировали без него (Jackson, Koek, и Колпаерт, 19 лет92). Кроме того, исследования с участием людей показывают, что двуязычные лучше запоминают, когда тестируются на том же языке, на котором они изучали материал (Мариан и Каушанская, 2007). Состояния настроения также могут вызывать обучение, зависящее от состояния. Людям, которые усваивают информацию в плохом, а не в хорошем настроении, легче вспомнить эти воспоминания, когда их тестируют, когда они в плохом настроении, и наоборот. Легче вспомнить неприятные воспоминания, чем приятные, когда нам грустно, и легче вспомнить приятные воспоминания, чем неприятные, когда мы счастливы (Бауэр, 19 лет).81; Айх, 2008).

Различия в возможности извлечения информации также видны на кривой последовательного положения. Когда мы даем людям список слов по одному (например, на карточках), а затем просим их вспомнить их, результаты выглядят примерно так, как показано на рис. 10.11. Люди могут извлечь больше слов, представленных им в начале и в конце списка, чем слов, представленных в середине списка. Этот шаблон, известный как кривая последовательного положения вызвано двумя феноменами поиска: эффект первичности  относится к тенденции лучше запоминать стимулы, которые представлены в начале списка. 90 105 Эффект недавности 90 106 относится к тенденции лучше запоминать стимулы, представленные позже в списке.

 

 

Рисунок 10.11. Кривая последовательного положения является результатом как эффектов первичности, так и эффектов недавности.

Существует ряд объяснений эффектов первичности и новизны, но одно из них связано с влиянием повторения на кратковременную и долговременную память (Baddeley, Eysenck, & Anderson, 2009).). Поскольку мы можем сохранить последние слова, которые мы выучили в представленном списке, в кратковременной памяти, репетируя их до начала теста на память, они относительно легко запоминаются. Таким образом, эффект недавности можно объяснить с точки зрения репетиции поддержания в кратковременной памяти. Кроме того, эффект первичности также может быть связан с репетицией — когда мы слышим первое слово в списке, мы начинаем его репетировать, повышая вероятность того, что оно будет перемещено из кратковременной памяти в долговременную. То же самое верно и для других слов, которые находятся в начале списка, но для слов в середине списка эта репетиция становится намного сложнее, что снижает вероятность их перемещения в LTM.

Советы по сохранению в долговременной памяти

Будучи студентом, вы хорошо знакомы с трудностями запоминания в долгосрочной перспективе. Мы хотим запомнить имена наших одноклассников, название фильма, который мы посмотрели на прошлой неделе, и материал для нашего предстоящего теста по психологии. Как видно из таблицы ниже, психологические исследования позволили получить много информации о долговременной памяти, и это исследование может быть полезным, когда вы пытаетесь выучить и запомнить новый материал.

 

Таблица 10.2. Полезные методы запоминания, основанные на психологических исследованиях
Техника Описание Полезный пример
Использовать уточняющее кодирование. Материал лучше запоминается, если он обработан более полно. Рисуйте диаграммы, проверяйте себя, объясняйте концепцию кому-то другому, используйте мнемонические приемы, создавайте интеллект-карты.
Используйте эффект самореференции. Материал запоминается лучше, если он связан с мыслями о себе. Запишите или расскажите кому-нибудь личный пример, связанный с понятием, которое вы пытаетесь запомнить.
Помните о кривой забывания. Информация, которую мы узнали, быстро исчезает со временем. Повторите материал, который вы уже изучили, непосредственно перед экзаменом, чтобы повысить вероятность того, что он останется в памяти.
Используйте эффект интервала. Информация усваивается лучше, когда она изучается более короткими периодами времени. Учитесь каждый день понемногу; не зубри в последнюю минуту.
Положитесь на чрезмерное обучение. Мы можем продолжать учиться даже после того, как думаем, что знаем информацию в совершенстве. Продолжайте учиться, даже если вам кажется, что вы уже это сделали. Перенесите свои заметки на карточки и просмотрите их много раз.
Использовать контекстно-зависимый поиск. Мы лучше запоминаем, когда это происходит в той же ситуации, в которой мы изучали материал. По возможности обучайтесь в условиях, аналогичных условиям, в которых вы будете сдавать экзамен.
Использовать поиск в зависимости от состояния. Мы лучше запоминаем, когда находимся в том же психологическом состоянии, в котором мы были, когда изучали материал. Много возможностей с этим, но не учитесь под воздействием наркотиков или алкоголя, если только вы не планируете использовать их в день экзамена, что не рекомендуется.

 

 

  • Информация, которая становится частью нашей долговременной памяти, должна быть закодирована, сохранена и затем извлечена.
  • Герман Эббингауз внес важный вклад в изучение обучения, включая эффект интервала.
  • Обучение, зависящее от контекста и состояния, а также эффекты первичности и недавности влияют на долговременную память.
  • Исследование памяти дало полезные советы по ее улучшению.

Атрибуты изображений

Рисунок 10.8. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 10.9. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 10.10. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 10.11. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Подробное описание

Рисунок 10.8. Результаты эффекта самореференции:

Экспериментальное состояние
Структурный Фонематика Семантика Самостоятельная ссылка
Память 0,03 0,07 0,13 0,30

[Вернуться к рисунку 10.8]

 

Рисунок 10.10. Контекстно-зависимое обучение:

Количество слов, вспоминаемых на суше Количество слов, вспоминаемых в воде
Слова, выученные на суше 13 8,6
Слова, выученные в воде 8 10,4

[Вернуться к рисунку 10. 10]

Ссылки

Баддели, А., Айзенк, М.В., и Андерсон, М.К. (2009). Память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Bower, GH (1981). Настроение и память. Американский психолог, 36 , 129–148.

Крейк, Ф.И., и Локхарт, Р.С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11 (6), 671–684.

Дрискелл, Дж. Э., Уиллис, Р. П., и Коппер, К. (1992). Влияние переучивания на удержание. Журнал прикладной психологии, 77 (5), 615–622.

Эйх, Э. (2008). Настроение и память в 26 лет: пересмотр идеи о посредничестве настроения в памяти, зависящей от наркотиков и места. В М. А. Глюк, Дж. Р. Андерсон и С. М. Кослин (ред.), Память и разум: праздничный журнал для Гордона Х. Бауэра (стр. 247–260). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Годден, Д. Р., и Баддели, А. Д. (1975). Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *