Что такое заражение в психологии общения с примерами из жизни
Ты уверена, что твоё поведение в какой-либо ситуации действительно продиктовано твоим личным опытом и исключительно твоим желанием? Считаешь ли ты себя ведомым человеком? Легко ли тебя сбить с толку? Не существует людей, которыми невозможно манипулировать. Все мы в той или иной степени подвергаемся влиянию извне. И иногда оно настигает нас в самый неожиданный момент.
В этой статье:
Что такое психологическое заражениеЧем заражение отличается от внушения
Новости СМИ2
Что такое психологическое заражение
Фото автора Klaus Nielsen: Pexels
Психологическое заражение — это влияние на личность в процессе общения и взаимодействия, которое передает определенные настроения и побуждает к конкретным действиям не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.
Своими корнями оно уходит в глубокую древность, когда его проявления были повсюду: религиозные ритуалы, посвящения, психозы, и даже ночные пляски у костра. Один из его главных признаков — стихийность. Оно неожиданно проявляется в группе малознакомых людей, и так же быстро исчезает.
Чаще всего оно возникает во время массовых мероприятий, таких как, концерты, соревнования, карнавалы, митинги.
Способы психологического заражения:
- прямой взгляд в глаза собеседнику;
- физический контакт;
- личный пример, переданный через артистизм оратора (вспомним небезызвестного картавого гражданина в кепке).
При психическом заражении эмоциональное состояние от одного человека к другому передается на бессознательном уровне. Сфера сознания при таких условиях резко сужается, исчезает критичность мышления и желание проверить достоверность, информация, поступающая из разных источников, не фильтруется.
Психологи считают психологическое заражение непроизвольной склонностью человека к определенным шаблонам поведения. Оно так же зависит от личной способности к восприятию, состраданию и сочувствию. Чем эмпатичнее человек, тем выше вероятность заражения.
Действенность психологического заражения зависит от глубины и яркости эмоционального возбуждения. Имеет значение и готовность человека реагировать. Катализатор этого явления — коммуникативный контакт, взрывы эмоций, вызванные положительным или отрицательным состоянием людей (плач, заразительный смех, паника и др.)
Эмоциональное заражение, что это такое?
Этот механизм работает очень просто. Рассмотрим его на примере концерта популярной группы. Со сцены звучит песня, ставшая хитом, музыканты передают свои эмоции с помощью звучания, манеры игры, костюмов и движений.
Зрители, которые ловят правильный сигнал, начинают им подражать, усиливая его в несколько раз. В толпе возникает цепная реакция, и вскоре весь зал испытывает одинаковые эмоции.
Степень психологического заражения зависит от общего уровня развития, состояния психики, возраста, настроения и осознанности. Рок-концерт и утренник в ДК для пенсионеров будут иметь разный заряд. Учёные уверены, что чем выше уровень развития общества, тем осторожнее каждый индивидуум относится к тем или иным силам, побуждающим его к определенным действиям или переживаниям.
Чем заражение отличается от внушения
Именно поэтому, когда политическая ситуация в стране обостряется, первыми страдают от репрессий поэты, музыканты и журналисты. То есть те, кто теоретически могут повести за собой толпу. Психологическое заражение можно использовать при недостаточной сплочённости группы для достижения общей цели.
Например, в рабочем коллективе полезно ставить во главу проекта энтузиаста, чей успех и увлечённость могут заинтересовать других и вызвать у них желание выложиться по полной на благо общества.
Основа эффективности психологического заражения — доверие. «Источником» заражения может быть человек, как публичная личность, так и таинственный незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, соцсети. Такой способ внушения бьёт сразу по двум болевым точкам: сознанию и подсознанию, поэтому может стать опасным оружием. Фактически, что-то извне управляет «армией» людей и может заставить её причинить вред, как себе, так и другим.
На эффективность психологического заражения влияет авторитет источника воздействия, его умения и навыки, статус в обществе, волевые качества, предварительные установки, манеры, выразительная интонация, способность аргументировать и подчинять себе логические связи.
На первый взгляд, может показаться, что психологическое заражение и психологическое внушение — это практически одно и то же. Но на самом деле, они кардинально отличаются друг от друга.
- Психологическое заражение – это способ сопереживания группой людей одинакового психического состояния, а внушение не предполагает идентичных эмоций;
- «Источник» психологического заражения искренне верит в свои идеи и готов передать другим всё, что он чувствует, а внушающий должен себя контролировать, чтобы самому не поддаться всеобщей истерии;
- Заражение носит не персонализированный характер, а внушение, как правило, направлено на ограниченное количество людей;
- Помимо речевого воздействия, заражение осуществляется через музыку, танцы и игры, а внушение, за исключением гипноза, использует только вербальные приёмы.
Эмоциональное заражение – Конструктор Успеха
Недавно были обнародованы результаты исследования, которое проводилось университетами США вместе с социальной сетью Facebook. Участие в этом эксперименте (правда, без собственного согласия) приняли около 700 тысяч человек. Результатом стало наблюдение влияния на интернет-пользователей, производимое через изменение новостной ленты. Если пользователь видел минимум позитивных постов, то его настроение ухудшалось, он начинал сам публиковать информацию с негативной эмоциональной окраской. И наоборот, пользователи становились более веселыми, если видели меньше отрицательных новостей. Это явление названо эмоциональным заражением или инфекцией. Мы чувствуем эмоциональный фон социальной сети, перенимаем его, а он, в свою очередь, оказывает влияние на наше настроение.
Данное исследование не принесло ничего нового в науку. Ведь эмоциональное заражение в психологии – это известный термин. По-английски это явление называется Emotional Contagion.
Сам термин означает тенденцию к копированию или синхронизации движений, реакций, интонаций, выражений лиц или поз, которая служит для эмоционального сближения с собеседником. У ученых нет единого мнения, можно ли называть эмоциональное заражение автоматической реакцией, или она выражается осознано.
Эмоциональное заражение – это явление, с которым мы ежедневно сталкиваемся в обычной жизни. Мы заражаемся эмоциями других людей, инфицируем их собственными чувствами. Кроме того, эмоциональные изменения у собеседника человек осознает за считанные секунды. Даже меньше, для «заражения» достаточно 125-200 миллисекунд. Это явление наблюдается у людей всех возрастов. Например, младенцы быстро понимают эмоциональный фон своих матерей, даже стараются копировать выражения их лиц. Проявление настроения требует обратной связи, характер которой существенно сказывается на субъективных переживаниях.
Нет ничего удивительного, что и в виртуальном пространстве можно наблюдать это явление. Естественно, что заражение эмоциями передается и через сеть.
В принципе, эмоциональная инфекция может влиять на нас как положительно, так и отрицательно. Негативное воздействие – это слепое следование чужому настроению и реакциям. Положительное влияние связано с самоконтролем. Мы стараемся управлять собственными эмоциями, замечать изменения и контролировать свое состояние. Например, уверенный оратор легко может передать оптимистический настрой всей аудитории. Здесь для выступающего важно не «заразиться» скукой, которая обычно возникает у слушающих. Негативные и скептические настроения в семье или в рабочем коллективе – результат того же эмоционального инфицирования. Также оно является одной из причин успеха харизматичных лидеров – они передают свой настрой окружающим, поэтому те тоже начинают излучать оптимизм и уверенность.
Многие люди, например, политические деятели или активисты, назвали это исследование скандальным и пугающим. Всемирный протест накрыл социальную сеть, однако эти волнения, скорее всего, быстро пройдут. У исследования Facebook даже появилось резкое определение – «эксперимент по манипулированию эмоциями пользователей».
Марк Андрессен, предприниматель, инженер и инвестор из США, сказал, что эксперимент практически не отличается от A/B-тестирования. Венчурный фонд Andressen Horowitz владеет акциями социальной сети, а Facebook уже получил печальные предсказания о финансовых потерях, которые связывают с экспериментом. Есть мнение, что рассматривая картинки в Интернете, фотографии девушек или котиков, нажимая на кнопки, мы неосознанно участвуем в исследовании компании, которая воздействует на наше настроение, эмоции и решения. Но есть и возражение, что любые рекламные предложения, любые ссылки – это некая игра, у которой есть свои правила (купить – не купить). А социальная сеть предназначена не для этого, она не играет по этим правилам. Здесь люди хотят только общаться, читать новости своих друзей. Однако возражение смело можно назвать наивным.
Эксперимент вызвал серьезные обсуждения. Одни называли его неэтичным, другие приводили в пример медиасферу и политику, где сплошь и рядом представлено эмоциональное заражение и подражание. Естественно, что это правда. Однако определенная часть общества высказала свои опасения, что социальная сеть может сознательно вызывать депрессии или эмоциональные подъемы. Другая часть общества возмутилась, что некоторые проигнорировали подобное шокирующее исследование. Еще одна группа людей серьезно заинтересовалась возможностью манипулировать настроением пользователей социальной сети.Социальная сеть – это серьезный бизнес. Не стоит недооценивать ее, не видеть влияния, которое она оказывает на людей. Существует множество способов (которые всем известны), когда пользователь видит именно ту рекламу, которая может его заинтересовать, именно те предложения, на которые он откликнется.
Как следует реагировать на исследования подобного рода? Стоит понять, что оно бы точно состоялось рано или поздно. Можно ли назвать это предательством со стороны Facebook? Вроде бы социальная сеть выложила все результаты в открытый доступ. Стоит сказать спасибо, что эксперимент по манипулированию настроением не остался в тайне, что пользователи узнали о нем. Это можно назвать уважением, ведь людям открылись все преимущества и недостатки этого инструмента.
Современный человек должен воспитывать в себе критичность мышления и независимый взгляд. Сегодня в мире господствует эра манипулирования и информационной войны. Мы должны внимательно следить за характером той информации, которую получаем. Гигиена общения играет значительную роль. Теперь вы знаете, что новостная лента может оказывать на вас влияние, поэтому уже находитесь на шаг впереди. Более того, теперь вы в курсе, что причиной депрессии могут стать негативные посты, следовательно, будете подбирать себе позитивное окружение. И наконец, это же только социальная сеть. Если проводить там меньше времени, то и воздействие будет минимальным. Существует и другая жизнь за пределами Facebook. Хоть здесь тоже присутствует эмоциональное заражение, оно хотя бы исходит от ваших друзей и близких, а не от посторонних людей.
Что это такое и как этого избежать
- Эмоциональное заражение, впервые описанное Элейн Хэтфилд, описывает, как люди, наблюдающие за эмоциями и поведением другого, склонны копировать эти эмоции и поведение.
- Эмоциональное заражение может распространяться через выражение лица, тон голоса и позу. Эмоциональное заражение может возникнуть в результате взаимодействия между людьми, а также взаимодействия между людьми и не-людьми.
- Эмоциональное заражение не на всех влияет одинаково; Вербеке классифицирует людей по их способности «ловить» и передавать эмоции.
- Рекламодатели и технологические компании уже давно используют эмоциональную заразу, чтобы ассоциировать положительные эмоции со своими брендами. Некоторые критики высмеивают это как «эмоциональную инженерию».
Содержание
Определение и общая информация
Эмоциональное заражение – это феномен, при котором наблюдаемое поведение одного человека приводит к рефлекторному воспроизведению такого же поведения другими.
Затем эти «копировщики» испытывают те же эмоции, что и человек, изменивший первоначальное поведение (Panksepp and Lahvis, 2011).
Поведение может передаваться мимикой, голосом, позой, движениями и другими инструментами поведения от одного человека к другому (Hatfield, Cacioppo, and Rapson, 1994).
Распознавание эмоций по выражению лица является универсальным в мировых культурах (Brown, 2004), и выражения лица могут передавать эмоции в диапазоне от одобрения до ожиданий и эмоций.
Таким образом, мимика играет важную социальную и психологическую роль в человеческом общении.
Эмоциональное заражение возникает в результате исследований, которые показывают, что наблюдатели, наблюдающие выражение лица, имеют «аффективную» (эмоциональную) реакцию, которая имитирует эмоции, выраженные человеком с исходным выражением лица (Hess and Blairy, 2001; Lundqvist, 1995).
Исследователи, такие как Баргер и Гранди (2006), связывают эту мимикрию с попыткой «присоединиться или сопереживать другим».
Еще в 1759 году такие философы-экономисты, как Адам Смит, заметили, что люди представляют себя в ситуациях друг друга и демонстрируют «моторную мимикрию» (Hatfield, 1993).
Действительно, теоретики эмоций, такие как Теодор Липпс, утверждали, что эмпатия вызывается моторной имитацией выражения эмоций другими людьми.
Гипотеза эмоционального заражения
Элейн Хэтфилд (1993) первой предложила гипотезу эмоционального заражения и определила эмоциональное заражение как «тенденцию автоматически имитировать и синхронизировать выражения, вокализацию, позы и движения с таковыми у другого человека и, следовательно, сблизиться эмоционально».
Ранние источники предполагают, что эмоции можно «поймать» несколькими способами, включая, как утверждал Адам Смит, сознательное рассуждение, анализ и воображение.
Однако Хэтфилд (1993) предлагает несколько предположений о причинах эмоционального заражения и считает, что причины эмоционального заражения более «тонкие, автоматические и вездесущие, чем предполагали предыдущие теоретики». Хэтфилд выделяет два основных механизма: мимикрию и обратную связь.
Источники эмоционального заражения
Hatfield (1993) отмечает, что люди автоматически и постоянно имитируют и синхронизируют выражения лица, голоса, позы, движения и инструментальное поведение других.
Хэтфилд опирается на исследования социальных психофизиологов, которые обнаружили, что мимика лица может быть почти мгновенной и что выражения лица людей, измеряемые с помощью электромиографических процедур, имеют тенденцию отражать, по крайней мере на рудиментарном уровне, изменения эмоционального выражения. людей, за которыми они наблюдают.
Студенты колледжа, как показало одно исследование, могут синхронизировать движения лица за 21 миллисекунду (Hatfield, 1993).
В одном из таких исследований Ульф Димберг из Университета Упсалы измерил лицевую электромиографическую активность студентов, когда они наблюдали за людьми со счастливыми и сердитыми выражениями лица.
Участники, которые видели счастливое выражение лица, имели большую мышечную активность в мышцах щек, а те, кто видел сердитое выражение лица, имели повышенную мышечную активность в области мышц бровей (Dimberg, 2012). Мимика переходит возрастные границы.
Другие исследователи обнаружили, что младенцы имитируют выражение лица вскоре после рождения. Этот образец мимики, как заметил Хэтфилд, не ограничивается выражением лица.
Например, собеседники, которые положительно оценивают свои разговоры, демонстрируют одинаковую продолжительность разговора, скорость речи и задержку ответа. Аналогичное поведение наблюдалось в позе и общих движениях тела (Hatfield, 1993).
Эмоциональное заражение и лицевая обратная связь
Хэтфилд (1993) также предполагает, что активация и обратная связь от лицевой, голосовой, постуральной и двигательной мимики могут влиять на субъективный эмоциональный опыт.
Для этого она обратилась к Чарльзу Дарвину, который утверждал, что на эмоциональные переживания должна влиять обратная связь от лицевых мышц. Еще одно влияние оказали обзоры литературы, современные ее исследованиям, которые показали, что эмоции могут быть в некоторой степени усилены или ослаблены обратной связью по лицу.
Хэтфилд отмечает, что исследователи использовали три стратегии, чтобы заставить участников принять эмоциональное выражение лица. Во-первых, исследователи могут попросить участников преувеличить или скрыть свои эмоциональные реакции, создать пространственное расположение, которое приведет к тому, что участники будут бессознательно подражать выражениям лица других, или «попытаться «обмануть» испытуемых, заставив их принять различные выражения лица» (Hatfield, 19).93).
Независимо от метода вызывания мимики исследователи обнаружили, что эмоциональные переживания их участников, как правило, зависят от их мимики.
В одном из примеров такого эксперимента Джеймс Лэрд прикрепил датчики к лицам участников между бровями, на губах и в углах челюстей.
Экспериментатор использовал эти электроды, чтобы преобразовать выражения лиц участников в различные эмоциональные выражения. Лэрд обнаружил, что такое формирование выражений лица привело к изменениям в том, как участники воспринимали свои собственные эмоции.
Например, те, чье выражение лица было зафиксировано в виде хмурого взгляда, чувствовали себя менее счастливыми, чем те, чьи лица были зафиксированы в улыбке (Laird, 1992).
В другом исследовании Ekman et al. исследователи попросили участников вызвать одну из шести эмоций — удивление, отвращение, печаль, гнев, страх или счастье — путем повторного переживания эмоционального прошлого события или настройки своих лицевых мышц для имитации этих выражений.
Затем они измерили активность вегетативной нервной системы, которая контролирует физиологические процессы, связанные с эмоциями, такие как частота сердечных сокращений и артериальное давление.
Исследователи обнаружили, что как повторное переживание эмоциональных переживаний, так и сгибание мышц лица производят в вегетативной нервной системе эффекты, эквивалентные переживанию этих эмоций (Ekman et al., 1983). В целом эти исследования показали, что люди, скорее всего, будут испытывать эмоции, связанные с выражением их лица (Hatfield, 1993).
Эмоциональное заражение может также включать вербальную и постуральную обратную связь. Эмоции людей могут влиять на интонацию. Например, Scherer (2003) сообщает, что счастливые люди производят звуки с небольшой вариацией амплитуды, большой вариацией высоты тона, быстрым темпом, резкой звуковой оболочкой и небольшим количеством гармоник.
На основе этого коммуникационного исследования было проведено одно исследование, проведенное Hatfield et al. (1993) показали, что, когда их просили воспроизвести звуковые паттерны с характеристиками, связанными с радостью, любовью, гневом, страхом или печалью, эти эмоции влияли на эмоции участников.
Передача эмоционального заражения
Некоторые люди более восприимчивы к передаче или «улавливанию» эмоций, чем другие (Giuliana and Carvalho, 2016). Вербеке (1997) классифицирует этих людей по двум осям: те, кто являются «мощными передатчиками эмоций», и те, кто «могут быть сильными ловцами эмоций».
Поскольку эти черты не исключают друг друга, Вербеке создала четыре категории людей: харизматики, чуткие, бренды и объяснительные. Харизматики, по мнению Вербеке, умеют как заражать, так и легко ловить эмоции.
Эмпаты легко улавливают эмоции, но менее склонны заражать других своими эмоциями.
Экспансивные легко заражают других, но вряд ли улавливают эмоции (об этом может свидетельствовать, например, их бесчувственное поведение).
Blands, тем временем, вряд ли заразятся или заразятся эмоциями (Giuliana and Carvalho, 2016).
Передача эмоций может быть изменена в зависимости от того, соответствует или не соответствует эмоция поведению.
Aylward (2008) уточняет, что когда участники видят эмоцию, несовместимую с поведением (например, кассир, который не улыбается покупателю), они воспринимают эмоции медленнее и менее интенсивно, чем когда наблюдаемые действия соответствует эмоциям человека.
Примеры
Эмоциональное заражение и технологии
Недавно компании и исследователи разработали исследования, моделирующие эмоциональное заражение людей в Интернете. В частности, этих исследователей интересуют вопросы о том, как люди выражают эмоции в Интернете и как люди «улавливают» эмоции других через блеск социальных сетей и других цифровых коммуникаций (Giuliana and Carvalho, 2016).
Ученые утверждают, что эмоциональное заражение может быть связано с взаимодействием, опосредованным технологией, и самой технологией (Giuliana and Carvalho, 2016).
Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, программное обеспечение автоматизированного колл-центра, не способное обнаруживать нюансы в разговоре, может раздражать клиентов.
Существует также несколько ограничений для распространения эмоционального заражения в Интернете, поскольку даже видеоконференции могут снизить значимость личной идентичности и предоставить мало возможностей для имитации позы тела и быстрых эмоциональных реакций (Giuliana and Carvalho, 2016).
Маркетинг и эмоциональное заражение
Практически создание позитивного эмоционального заражения стало так называемым «маркетинговым императивом» (Giuliana and Carvalho, 2016). Например, в японских магазинах некоторые маркетологи используют «программное обеспечение для сканирования улыбки» для анализа улыбок, движений глаз, кривизны губ и мимических морщин.
Результаты были использованы для обучения сотрудников более искренней улыбке. Те, кто прошел такое обучение, сообщают о повышении удовлетворенности клиентов (Giuliana and Carvalho, 2016). Такие инициативы подпадают под категорию «эмоциональной инженерии».
Рекламодатели могут адаптировать положительные или отрицательные эмоции к конкретным задачам, группам или периодам. Исторически сложилось так, что в течение последних нескольких десятилетий рекламная индустрия использовала исследования эмоций для создания убедительных, запоминающихся историй и создания позитивных ассоциаций с брендами (Giuliana and Carvalho, 2016).
Эта «эмоциональная инженерия» привлекла внимание и разногласия со стороны таких компаний, как Facebook, которая спонсировала исследование, целью которого было проверить влияние манипулирования эмоциональным тоном сообщений от друзей на пользователей Facebook (Giuliana and Carvalho, 2016).
Тем временем некоторые компании пытались совместить эмоциональное заражение с самой технологией. В рамках одной из таких маркетинговых инициатив Coca-Cola компания создала две кампании, направленные на то, чтобы вызвать радость у клиентов и связать положительные эмоции с продуктами Coca-Cola.
Покупатели, которые покупали Coca-Cola в торговых автоматах на юге Бразилии, например, слышали фирменную песню Coca-Cola «счастье повсюду» при раздаче напитка.
В Сингапуре автомат выдавал бутылки только после того, как люди «обняли» автомат. Как сообщается, люди, ставшие свидетелями этих инициатив, «улавливали» эмоции, которые они намеревались передать (Giuliana and Carvalho, 2016).
Фильмы и эмоциональное заражение
Эмоциональное заражение может передаваться через средства массовой информации, а также при личном общении.
Например, несколько исследований показали, что, когда участники смотрят приятные фильмы, появляются так называемые улыбки Дуншенна (улыбки, свидетельствующие об эмоциях, обычно с прищуренными глазами) (Giuliana and Carvalho, 2016).
Одним из таких исследований, демонстрирующих этот эффект, является Ekman (1993). Эмоциональное заражение, передаваемое через видео, касается не только положительных эмоций.
Например, наблюдая за людьми с отвращением, люди, как правило, воспроизводили выражение лица с отвращением (Bavelas et al. , 1986), а те, кто смотрел видеозаписи людей, описывающих самые счастливые или самые печальные события своей жизни, как правило, чувствовали себя счастливее или печальнее, соответственно (Hsee, Hatfield, Carlson, and Chemtob, 1990).
Эмоциональное заражение: визуальные и слуховые стимулы
Эмоциональное заражение может передаваться людям как исключительно слуховыми, так и исключительно визуальными средствами. Одной из наиболее часто упоминаемых причин прослушивания музыки является то, что музыка может вызывать сильные эмоции (Juslin and Laukka, 2004).
Исторически сложилось так, что исследователи пренебрегали исследованиями того, как музыка влияет на эмоции, поскольку теоретики полагали, что эмоции эволюционировали, чтобы люди могли справляться с ситуациями, важными как для размножения, так и для выживания (Cosmides and Tooby, 2000; Darwin, 1872).
Таким образом, исследователи считали, что музыка не может вызывать типичные эмоции из-за счастья и печали, потому что музыка не имеет внутренней ценности для выживания (Kivy, 1990; Scherer, 2003).
Лундквист, Карлсон, Хилмерсон и Юслин (2009 г.) намеревались предоставить эмпирические доказательства этого явления и обнаружили, что музыка может запускать эмпирические, выразительные и физиологические компоненты системы эмоционального реагирования.
Исследователи попросили 32 участников прослушать популярную музыку, написанную со счастливым или грустным эмоциональным выражением, и измеряли сообщаемые ими эмоции, активность лицевых мышц и активность вегетативной нервной системы.
Исследователи предсказали, что те, кто слушал музыку, относящуюся к категории счастливых, будут испытывать больше счастья по самооценке, меньше грусти по самооценке, большую активность мышц, открывающих рот, более высокую частоту сердечных сокращений, большую проводимость кожи и более высокий уровень пальцев. температура.
Исследователи также предсказали, что женщины будут демонстрировать более выраженную реакцию на музыку, чем мужчины, согласно предыдущим исследованиям (Lundqvist et al. , 2009).
Как и предсказывали исследователи, веселая музыка вызывала большую мышечную активность, связанную с улыбкой, большую проводимость кожи, больше чувства счастья и меньше чувства грусти, чем грустная музыка.
Это подтверждает идею о том, что музыка, которую слушали участники, соответствовала эмоциям, выраженным в музыке.
Эмоциональное заражение также может распространяться исключительно через визуальные раздражители. Согласно Лангу (1995), изображения могут вызывать эффект, связанный с определенным рефлексом, а также рефлексы испуга.
В этом исследовании Лэнг собрал большую библиотеку эмоциональных изображений и попытался измерить рефлексы участников в ответ на эти фотографии. В частности, Ланг использовал акустический зонд и измерил мигательный компонент реакции испуга — быстрое моргание характерно для испуга.
Исследователь обнаружил, что у тех, кто был свидетелем «шокирующих» картинок, была реакция испуга, а у тех, кто смотрел приятные сцены, реакция испуга была подавлена.
В общем, чем провокационнее фотография, тем ярче мимика. Это подтвердило результаты предыдущих исследований на животных.
Ссылки
Aylward, AG (2008). Влияние контекста на мимикрию и эмоциональное заражение: препятствует ли неприязнь мимикрии и эмоциональному заражению?
Баргер П.Б. и Гранди А.А. (2006). Обслуживание с улыбкой и удовлетворение: эмоциональное заражение и механизмы оценки. Журнал Академии управления, 49 (6), 1229-1238.
Бавелас, Дж. Б., Блэк, А., Лемери, К. Р., и Маллетт, Дж. (1986). «Я показываю, что ты чувствуешь»: Моторная мимика как коммуникативный акт. Journal of Personality and Social Psychology, 50 (2), 322.
Brown, DE (2004). Человеческие универсалии, человеческая природа и человеческая культура. Дедал, 133 (4), 47-54.
Космидес, Л., и Туби, Дж. (2000). Эволюционная психология и эмоции. Справочник эмоций, 2 (2), 91-115.
Дарвин, К. (1872 г.). Происхождение человека и отбор в отношении пола (Том 2): Д. Эпплтон.
Димберг, У., и Тунберг, М. (2012). Эмпатия, эмоциональное заражение и быстрая мимическая реакция на сердитое и счастливое выражение лица. PsyCh Journal, 1 (2), 118-127.
Экман П., Левенсон Р. В. и Фризен В. В. (1983). Активность вегетативной нервной системы различает эмоции. Наука, 221 (4616), 1208-1210.
Хэтфилд, К., и Качиоппо, Р. Рэпсон (1994). Эмоциональное заражение. обзор личности и социальной психологии. Калифорния, Ньюбери-Парк, 151-177.
Хэтфилд, Э., Качиоппо, Дж. Т., и Рэпсон, Р. Л. (1993). Эмоциональное заражение. Актуальные направления психологической науки, 2 (3), 96-100.
Гесс, У., и Блери, С. (2001). Мимика лица и эмоциональное заражение динамическими эмоциональными выражениями лица и их влияние на точность декодирования. Международный журнал психофизиологии, 40 (2), 129-141.
Хси, С.К., Хэтфилд, Э., Карлсон, Дж.Г., и Чемтоб, К. (1990). Влияние власти на восприимчивость к эмоциональному заражению. Познание и эмоции, 4(4), 327-340.
Изабелла Г. и Карвалью ХК (2016). Эмоциональное заражение и социализация: размышления о виртуальном взаимодействии. В «Эмоциях, технологиях и поведении» (стр. 63–82): Elsevier.
Юслин, П. Н., и Лаукка, П. (2004). Выражение, восприятие и индукция музыкальных эмоций: обзор и анкетирование повседневного прослушивания. Журнал новых музыкальных исследований, 33 (3), 217-238.
Киви, П. (1990). Только музыка: философские размышления о чисто музыкальном опыте: издательство Корнельского университета.
Лэрд, Дж. Д., и Бреслер, К. (1992). Процесс эмоционального переживания: теория самовосприятия.
Ланг, П.Дж. (1995). Зонд эмоций: исследования мотивации и внимания. Американский психолог, 50(5), 372.
Лундквист Л.-О., Карлссон Ф., Хилмерссон П. и Джуслин П. Н. (2009 г.). Эмоциональные реакции на музыку: опыт, выражение и физиология. Психология музыки, 37(1), 61-90.
Лундквист, Л. О., и Димберг, У. (1995). Выражение лица заразительно. Журнал психофизиологии, 9 , 203-203.
Панксепп, Дж. Б., и Лахвис, Г. П. (2011). Эмпатия грызунов и аффективная неврология. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 35 (9), 1864–1875.
Шерер, К. Р. (2003). Голосовая коммуникация эмоций: обзор исследовательских парадигм. Речевая связь, 40 (1-2), 227-256.
Вербеке, В. (1997). Индивидуальные различия в эмоциональном заражении продавцов: его влияние на производительность и выгорание. Психология и маркетинг, 14 (6), 617-636.
Социальное заражение: как другие тайно контролируют ваше поведение
В соавторстве с Кларой Риджио
ног и приступы тошноты. Первоначально предполагалось, что фабрика была заражена каким-то ядовитым насекомым, которое укусило рабочих. Это стало известно как «июньская эпидемия клопов».
Что случилось? Было установлено, что это была форма массовой истерии или социального заражения. У некоторых рабочих появились эти психологически вызванные симптомы, а у других появились те же жалобы, когда «болезнь» передавалась от рабочего к рабочему.
Социальное заражение — это тонкое, а иногда и невольное распространение эмоций или поведения от одного человека к другому.
Эмоциональное заражение — это распространение эмоций среди толпы, и именно поэтому фильм кажется смешнее, если мы находимся в переполненном кинотеатре, а не смотрим его в одиночестве — на наше настроение влияют те, кто смеется вокруг нас. Тот же самый процесс вызвал бы волну страха, если бы кто-то внезапно закричал «Пожар!» в переполненном театре.
Исследование, проведенное Фридманом и Риджио (1981), показало, что эмоционально экспрессивные люди — люди, демонстрирующие большое количество невербальных сигналов эмоций (прежде всего выражение лица) — способны «заражать» эмоции/настроения других в комнате без какого-либо вмешательства. вербальное взаимодействие. Последующие исследования показали, что некоторые люди более склонны к процессам эмоционального заражения (Doherty, 1997).
Поведенческое заражение — это процесс, посредством которого воспроизводится поведение других людей. Это объясняет такие увлечения, как кубик Рубика 19-го века.70-х годов и ALS Ice Bucket Challenge, когда люди снимали, как они выливают себе на голову ведро ледяной воды в рамках кампании по повышению осведомленности о болезни бокового амиотрофического склероза (БАС).
Когда процессы социального заражения становятся проблематичными, это когда среди людей распространяется вредное поведение. Подумайте о том, как толпа протестующих может внезапно вспыхнуть насилием, как во время нападения на Капитолий США 6 января 2021 года. Социальное заражение также можно обвинить в волнах самоповреждающего поведения, таких как экстремальные диеты, нанесение себе порезов, стрельба по подражателям и даже самоубийства.
Одна из категорий заражения предполагает следующие категории:
Истерическое заражение. Такие, как инцидент с июньским жуком или эпидемии танцевальной мании в средние века, когда люди спонтанно танцевали до изнеможения. Считалось, что один из таких эпизодов, тарантизм, был вызван укусами тарантулов.