Заражение в психологии это: Заражение как психологический феномен — Психологос

Что такое заражение в психологии общения с примерами из жизни

Ты уверена, что твоё поведение в какой-либо ситуации действительно продиктовано твоим личным опытом и исключительно твоим желанием? Считаешь ли ты себя ведомым человеком? Легко ли тебя сбить с толку? Не существует людей, которыми невозможно манипулировать. Все мы в той или иной степени подвергаемся влиянию извне. И иногда оно настигает нас в самый неожиданный момент.

В этой статье:

Что такое психологическое заражениеЧем заражение отличается от внушения

Что такое психологическое заражение

Фото автора Klaus Nielsen: Pexels

Психологическое заражение — это влияние на личность в процессе общения и взаимодействия, которое передает определенные настроения и побуждает к конкретным действиям не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Своими корнями оно уходит в глубокую древность, когда его проявления были повсюду: религиозные ритуалы, посвящения, психозы, и даже ночные пляски у костра. Один из его главных признаков — стихийность. Оно неожиданно проявляется в группе малознакомых людей, и так же быстро исчезает.

Чаще всего оно возникает во время массовых мероприятий, таких как, концерты, соревнования, карнавалы, митинги.

Способы психологического заражения:

  • прямой взгляд в глаза собеседнику;
  • физический контакт;
  • личный пример, переданный через артистизм оратора (вспомним небезызвестного картавого гражданина в кепке).

При психическом заражении эмоциональное состояние от одного человека к другому передается на бессознательном уровне. Сфера сознания при таких условиях резко сужается, исчезает критичность мышления и желание проверить достоверность, информация, поступающая из разных источников, не фильтруется. 

Психологи считают психологическое заражение непроизвольной склонностью человека к определенным шаблонам поведения. Оно так же зависит от личной способности к восприятию, состраданию и сочувствию. Чем эмпатичнее человек, тем выше вероятность заражения.

Действенность психологического заражения зависит от глубины и яркости эмоционального возбуждения. Имеет значение и готовность человека реагировать. Катализатор этого явления — коммуникативный контакт, взрывы эмоций, вызванные положительным или отрицательным состоянием людей (плач, заразительный смех, паника и др.) 

Эмоциональное заражение, что это такое?

Этот механизм работает очень просто. Рассмотрим его на примере концерта популярной группы. Со сцены звучит песня, ставшая хитом, музыканты передают свои эмоции с помощью звучания, манеры игры, костюмов и движений.

Зрители, которые ловят правильный сигнал, начинают им подражать, усиливая его в несколько раз. В толпе возникает цепная реакция, и вскоре весь зал испытывает одинаковые эмоции.

Степень психологического заражения зависит от общего уровня развития, состояния психики, возраста, настроения и осознанности. Рок-концерт и утренник в ДК для пенсионеров будут иметь разный заряд. Учёные уверены, что чем выше уровень развития общества, тем осторожнее каждый индивидуум относится к тем или иным силам, побуждающим его к определенным действиям или переживаниям.  

Чем заражение отличается от внушения

Именно поэтому, когда политическая ситуация в стране обостряется, первыми страдают от репрессий поэты, музыканты и журналисты. То есть те, кто теоретически могут повести за собой толпу. Психологическое заражение можно использовать при недостаточной сплочённости группы для достижения общей цели.

Например, в рабочем коллективе полезно ставить во главу проекта энтузиаста, чей успех и увлечённость могут заинтересовать других и вызвать у них желание выложиться по полной на благо общества.

Основа эффективности психологического заражения — доверие. «Источником» заражения может быть человек, как публичная личность, так и таинственный незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, соцсети. Такой способ внушения бьёт сразу по двум болевым точкам: сознанию и подсознанию, поэтому может стать опасным оружием. Фактически, что-то извне управляет «армией» людей и может заставить её причинить вред, как себе, так и другим.

На эффективность психологического заражения влияет авторитет источника воздействия, его умения и навыки, статус в обществе, волевые качества, предварительные установки, манеры, выразительная интонация, способность аргументировать и подчинять себе логические связи.

На первый взгляд, может показаться, что психологическое заражение и психологическое внушение — это практически одно и то же. Но на самом деле, они кардинально отличаются друг от друга.

  • Психологическое заражение – это способ сопереживания группой людей одинакового психического состояния, а внушение не предполагает идентичных эмоций;
  • «Источник» психологического заражения искренне верит в свои идеи и готов передать другим всё, что он чувствует, а внушающий должен себя контролировать, чтобы самому не поддаться всеобщей истерии;
  • Заражение носит не персонализированный характер, а внушение, как правило, направлено на ограниченное количество людей;
  • Помимо речевого воздействия, заражение осуществляется через музыку, танцы и игры, а внушение, за исключением гипноза, использует только вербальные приёмы.

Психологическое заражение | Психология отношений

You are here

Главная

17.10.2019 в 18:59

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое — собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих «толп» Социология: Энциклопедия /Сост.

13.10.2019 в 10:07

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое — собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих «толп» Социология: Энциклопедия /Сост.

27.01.2016 в 09:52

Психическое заражение в толпе.

По утверждению социальных психологов управлять толпой проще, чем одним человеком. Все дело в лидере, который может настроить толпу на нужные действия. Обычно это самые активные люди из той же толпы. Но история знает немало примеров внедрения в толпу провокаторов с лидерскими качествами.

10.10.2019 в 13:42

Следующей важной особенностью межличностного общения выступают феномены межличностного (психологического) влияния. В работе Е. В. Сидоренко указывается, что психологическое влияние – это воздействие па состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. При этом выделяют инициатора влияния (тот, кто первым пытается повлиять) и адресата влияния (тот, к кому обращена эта попытка). Выделяют большое количество видов психологического влияния (табл. 2.6)

Убеждение

16.05.2017 в 19:26

Агенты спецслужб, психологи, политики, специалисты особых бизнес структур, а иногда и простые люди используют эти приемы манипуляции сознанием, чтобы достичь своих целей.
Чаще всего жертва даже не подозревает, что является объектом воздействия. Самые упорные легко поддаются и делают все, что вам от них нужно.
Мы приготовили для вас описание этих приемов, а также технологии защиты от каждого метода манипулирования. Будьте внимательны! Добавляйте себе, чтобы не попасться!
— Методы:

1. манипуляция чувством вины или обиды.

Поведенческое заражение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Поведенческое заражение Определение

Поведенческое заражение — это склонность людей повторять поведение после того, как это сделали другие. Люди очень часто делают то, что делают другие. Иногда мы предпочитаем подражать другим, например, одевая ту же одежду, что и наши друзья. Однако большую часть времени мы не осознаем, что копируем поведение. Исследования показывают, что люди бессознательно имитируют многие виды поведения. Примерами являются речевые переменные, такие как синтаксис, акценты, скорость речи, паузы, тон голоса и поведенческие переменные, такие как жесты, манеры, позы. Кроме того, мы перенимаем выражение лица, настроение и эмоции друг друга. Другими хорошо известными примерами являются смех и зевота.

Анализ поведенческого заражения

Почему мы подражаем? В то время как поведенческая синхронность у многих видов животных способствует безопасности (вспомните косяки рыб или стаи птиц), у людей подражание выполняет и другие функции. Во-первых, имитация — очень эффективный инструмент для понимания других и обучения у них. Делая то, что делает другой, мы знаем, что делает другой человек. Нам не нужно совершать одни и те же ошибки и учиться методом проб и ошибок; скорее, мы можем немедленно скопировать лучший вариант поведения. Это также эффективный способ передачи навыков и культуры. В случае эмоционального заражения, когда мы перенимаем выражение лица нашего партнера по взаимодействию, мы чувствуем то, что чувствуют другие, мы понимаем их и можем сопереживать их удовольствию или боли, что приводит нас к другой функции подражания.

Подражание также выполняет социальную функцию и является мощным инструментом, объединяющим людей: оно действует как социальный клей. Нам нравятся другие, которые подражают нам (пока мы этого не замечаем, иначе будет неловко), ведут себя по отношению к ним более просоциально и чувствуют себя ближе к ним. Многие продавцы и другие профессионалы знают этот аспект имитации и используют его в попытках повлиять на потребителей или клиентов. В коммерческих книгах по продажам и тактикам влияния часто рекомендуется подражание или подражание.

Как мы подражаем? Человеческий мозг, похоже, настроен на подражание. В человеческом мозгу существует тесная связь между восприятием и действием, видением и действием. Хорошим примером этой тесной связи является так называемый зеркальный нейрон, обнаруженный группой из

итальянских исследователей в середине 1990-х годов. Эти клетки мозга активны как тогда, когда люди выполняют определенное поведение (например, хватание), так и когда мы просто видим, как кто-то другой выполняет это поведение. Эти клетки мозга не делают различий между нашим поведением и поведением других людей. Хотя нет окончательного мнения об этих зеркальных нейронах и о том, действительно ли они вызывают имитацию, появляется все больше и больше доказательств гипотезы о том, что имитация запрограммирована в человеческом мозгу. В настоящее время исследователи пытаются объяснить, как именно работает имитация и как она связана с человеческими характеристиками, такими как эмпатия и чтение мыслей.

Ссылки:

  1. Chartrand, T.L., & Bargh, JA (1999). Эффект хамелеона: связь восприятия-поведения и социальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии, 76, 893-910.
  2. Мельцофф, А., и Принц, В. (ред.). (2002). Подражательный ум. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Эмоциональное заражение: все, что вам нужно знать

Представлено Джессикой Кин 18 ноября 2019 г.

Создано

Клара Моррис

Дата публикации

Для

Студенты

Формат

Веб-сайты

0004 Эмоциональный. Вы когда-нибудь были в плохом настроении, и вдруг вам кажется, что все вокруг вас тоже в плохом настроении? Чувствуете ли вы, что ваши эмоции и настроение могут быть «подхвачены» окружающими? Психологи говорят, что эмоциональное заражение ответственно за то, как настроение и эмоции могут влиять на других.

Пусть это руководство по эмоциональному заражению поможет вам узнать, насколько вы «заразны»!

Что такое эмоциональное заражение?

Эмоциональное заражение — это  способность влиять на эмоции и поведение других, прямо или косвенно . Этимология «заражения» в эмоциональном заражении происходит от сознательных и бессознательных актов обмена нашими эмоциями с другими посредством словесного или физического выражения. Хотя слово «заражение» звучит устрашающе, эмоциональное заражение используется в качестве стратегии в рабочих условиях и отношениях 9.0054 . Наш мозг адаптируется к «эмоциональной культуре» и помогает нам читать эмоции других, чтобы показать нам, насколько уместными должны быть наши ответы. Неврологи обнаружили, что за это явление ответственны зеркальные нейроны, которые являются полезным инструментом обучения.

Некоторые люди более чувствительны к эмоциональному заражению, чем другие. Поскольку это может влиять на мысли и чувства, результатом также является изменение настроения. Обязательно следует отметить, что есть определенные настроения и личности, которые более подвержены «заразности», чем другие.

Почему эмоциональное заражение важно?

Люди — существа социальные. Мы рождаемся с эволюционной способностью эмоционального заражения помогать синхронизировать наши эмоции и выражать наши желания и потребности . Простое выражение — это новорожденный ребенок, плачущий, чтобы его покормили, потому что это единственный способ, которым он знает, как получить еду от своего опекуна. Это примитивная тактика, которая помогает в последующем распознавать и обрабатывать чувства и понимать, как правильно с ними справляться.

Эмоциональное заражение также тесно связано с эмпатией . Отсутствие эмпатии может быть признаком психологических расстройств или когнитивных нарушений. Ученые согласны с тем, что существует эмоциональный климат и культура, которые говорят нам, какие эмоции мы должны или не должны проявлять. А те, у кого отсутствует эмпатия, могут быть нечувствительны к процессам эмоционального заражения, что приводит к ситуациям, когда выражаются неуместные эмоции или поведение.

Эмоциональное заражение является результатом нашей собственной и чужой интерпретации мыслей и чувств. Результат выражается через мимику и мимику. Представьте, что вы строили планы с другом, но их нужно отменить, и, возможно, вы вообще не хотели идти. Вы можете сказать или выразить, что жаль, но на самом деле вы испытываете чувство облегчения. Это пример, когда мысли и поведение не совпадают. Но вы же не хотели бы сказать своему другу, что вы все-таки не хотите идти и что в конечном итоге вы чувствуете облегчение, верно? В подобной ситуации используется эмоциональное заражение, позволяющее нам действовать надлежащим образом и оставаться успешными в нашем эмоциональном климате.  Самоконтроль и процессы афферентной обратной связи позволяют нам выполнять это правильное эмоциональное поведение.

Исследования показывают, что заражение эмоциями можно обнаружить в том, как обрабатываются вербальных и невербальных сигналов . Эмоциональный интеллект, особенно распознавание и понимание, может помочь нам определить, как мы обрабатываем эмоциональные сигналы. В частности, исследования показали, что на наши сознательные оценки чувств других людей больше влияет то, что говорят другие, и, напротив, на собственные эмоции людей больше влияют невербальные сигналы, и они противоречат тому, что они действительно чувствовали. Акт эмоциональной заразности является универсальным и автоматическим.

Поскольку определенные люди и настроения могут быть более заразными или восприимчивыми к эмоциональному заражению, исследования также показали, что энергия, влияющая на эти настроения, может быть более мощной, чем фактические отображаемые эмоции. Эмоциональное заражение может в конечном итоге повлиять на наше настроение и настроение других людей.

Типы эмоционального заражения

Мы можем лучше понять эмоциональное заражение и то, как оно влияет на наше настроение, узнав о двух существующих типах, неявном и явном.

Неявные акты эмоционального заражения

Говорят, что они автоматические и менее сознательные. Это включает в себя невербальные сигналы и средства массовой информации. Платформы текстовых сообщений и социальных сетей являются лучшими примерами скрытого эмоционального заражения. Исследование, проведенное среди пользователей Facebook, показало, что использование определенной рекламы и постов друзьями в Facebook косвенно влияет на эмоции и настроение.

Процесс афферентной обратной связи — это то, как мы получаем и транслируем информацию, чтобы обеспечить соответствующие ответы другим в любой конкретной ситуации, особенно при имплицитных актах эмоционального заражения. Неявные действия в конечном счете требуют большего внимания, потому что мы тратим энергию на обработку каждой ситуации, а чтение эмоций других — не всегда легкая задача. Но, делая это, мы проводим социальное сравнение наших эмоций с другими, чтобы увидеть, соответствуют ли они ситуации или нет.

Фактически, наука об эмоциональном заражении показывает, что отрицательные эмоции воспринимаются сильнее и быстрее , чем положительные эмоции. Кроме того, более высокая энергия  в имплицитных эмоциональных актах создает более сильные и быстрые реакции, чем имплицитные эмоциональные акты с более низкой энергией. Чем негативнее эмоции и чем выше энергия, тем сильнее могут быть наши реакции. Это то, что приводит к нашим изменениям в настроении и ощущению эмоциональной «заразности».

Явные акты эмоционального заражения

Они используются, когда кто-то намеревается достичь чего-то с целью посредством манипуляции. Отношения и рабочее место — прекрасные примеры, когда явные действия эмоционального заражения достаточно проницательны, чтобы быть эффективными. Аффективное влияние, такое как энтузиазм коллеги или начальника, — это то, как чье-то влияние может привести к желаемым результатам, таким как лучшая рабочая этика и достижение цели. Явные акты эмоционального заражения относятся к эмоциональному труду, который наиболее подходит для данного случая и, следовательно, может чувствовать себя обязанным выражать себя, особенно в рабочей среде. Драматические и актерские навыки считаются формой явного эмоционального заражения, потому что они преднамеренны и действуют как представление внутренних мыслей и чувств, иначе называемых «управлением аффективными впечатлениями».

Двухэтапный процесс, предложенный доктором Элейн Хэтфилд, гласит, что мы, во-первых, подражаем людям, которые нас окружают, а во-вторых, что происходит изменение настроения  путем «имитации» эмоций

Эмоциональное заражение Физиология

Зеркальные нейроны являются физиологической и биологической причиной эмоционального заражения. Здесь у нас есть вся информация о зеркальных нейронах для более подробного изучения того, как мы их используем. У людей за исполнение и восприятие эмоций отвечают премоторная кора и теменная область головного мозга, гиппокамп и лимбическая система. Зеркальные нейроны возбуждаются, когда другие видят или выполняют действия, связанные с достижением цели. Исследования показывают, что эмоциональное заражение вызывает такую ​​же неврологическую активацию, как и процесс управления эмпирическим пониманием. Зеркальные нейроны и активация нейронов действуют как функциональный механизм синхронизации переживаемого и воспринимаемого.

Мимика и мимика — результат эмоционального заражения. Мимикрия считается основой в процессе эмоционального заражения . Синхронизация и репрезентация моторики лица являются результатом процесса афферентной обратной связи и запуска зеркальных нейронов. Миндалевидное тело отвечает за эмпатию и эмоциональную реакцию и позволяет нам испытывать и выражать эмоции. Ствол мозга и базальные области, расположенные рядом с миндалевидным телом, воссоздают физиологическое состояние и, в свою очередь, позволяют эмоциям влиять на эмоциональное выражение.  

 

Советы по предотвращению эмоционального заражения!

Теперь мы знаем, что это может влиять на наше настроение и влиять на настроение других людей, даже не осознавая этого. Вот несколько советов, если вы считаете, что ваше или чужое настроение «заражает» ваше поведение!

Присутствовать

Когда вы находитесь в ситуации и чувствуете какое-либо эмоциональное давление со стороны сверстников, найдите минутку, чтобы подумать: «Это то, что я действительно  чувствую, или это то, что я думаю, что я должен чувствовать ?» Просто дав себе возможность того, что ваши чувства могут не совпадать с вашими мыслями, вы сможете понять, какие чувства верны вам или только верны тому, с кем вы находитесь.

Притворяйся, пока не получится!

Плохие дни бывают у всех, но если ваше настроение или чье-то настроение «заражает» других, улыбка и смех — это простые упражнения. Мышцы, распознающие улыбку, запускают память вашего лица и зеркальные нейроны, заставляя их поверить в то, что вы счастливы, и, прежде чем вы это осознаете, ваша видимость счастья может заразить и других!

Обратитесь за профессиональной консультацией

Если вы обнаружите, что стали более осведомлены или чувствительны к настроению других, вы всегда можете оценить эти отношения и эти триггеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *