Застревание это в психологии – Застревающий тип личности: какое поведение характерно

Содержание

Застревающие личности. Психология и психоанализ характера

Застревающие личности

Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция почему-либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то в норме аффект через некоторое время проходит. Даже если разгневанный человек не смог отреагировать на неприятную ситуацию ни словом, ни делом, то тем не менее не исключено, что уже на следующий день он не ощутит сильного раздражения против обидчика; боязливый человек, которому не удалось уйти от внушающей страх ситуации, все же чувствует себя через некоторое время освобожденным от страха. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.

Как уже говорилось, патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так как именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как

злопамятных или мстительных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми. Обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

Однако и ущерб, наносимый интересам другого плана, например жажде материальных благ, страсти к приобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаются чрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественной несправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабой степени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений. И если среди представителей данного типа все же встречаются иногда борцы за гражданскую справедливость, то лишь в той мере, в какой эти люди отстаивают одновременно справедливость в отношении себя; обобщением они лишь стараются придать больше веса своим личным претензиям.

Черты застревания сказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и в случае ее успеха

. Здесь мы часто наблюдаем проявления заносчивости, самонадеянности. Честолюбие — особенно характерная, четкая черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Человек болезненно чувствительный, постоянно страдающий от мнимого «плохого отношения» к себе, точно так же теряет доверие к людям, как и человек, недоверие которого объективно обоснованно. Ведь подозрительность вполне обоснованна, например, у ревнивца, которого действительно обманывают. Но в то время как оправданная подозрительность не идет дальше данного случая, подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Поэтому о подозрительности как свойстве психики можно говорить только при наличии общей настроенности недоверия, распространяющейся на любые области и отношения.

Повторение нескольких однотипных случаев может послужить толчком к началу параноического развития, но объяснять последнее только суммированием подобных случаев было бы неверно.

Если какое-то лицо постоянно чувствует себя мишенью для обидных замечаний, допустим, со стороны своего начальника, то, с одной стороны, будет постоянно расти ненависть к этому человеку, а с другой — появится притупление реакций на систематически действующий раздражитель, т.е. произойдет постепенное ослабление аффекта. Такой результат наблюдается обычно в тех случаях, когда вступить в борьбу с обидчиком невозможно, но параноического развития такие ситуации не дают.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением описанного выше длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, так как вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Подобное развитие может иметь место — при описанных предпосылках — даже у лиц, не отличающихся застреваемостью аффектов. Часто встречается такое положение в быту, скажем, в «борьбе» невестки со свекровью возможно развитие реакций типично параноических. При этом сам аффект бывает неизмеримо сильнее, чем вызвавший его повод.

Особенно велика опасность тогда, когда в вышеописанное «раскачивание» вовлекаются аффекты, обладающие тенденцией к стойкости. В этом случае толчок в обратную сторону не дает достаточного снижения силы аффекта.

Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению

сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Вне области психиатрии такого рода развития почти бредового порядка мы наблюдаем в первую очередь в связи с ревностью. В области эротики больше, чем во всех других, человек постоянно колеблется между надеждой и опасениями, в силу чего аффект все усиливается. Это усугубляется тем, что любовные проявления обычно держат в тайне, так что судить о том, есть ли измена или нет, бывает затруднительно. Добавим к этому, что кокетливые женщины нередко специально дразнят партнера двойственным поведением, чтобы он терзался ревностью, ибо известно, что с ревностью усиливается любовь.

При такой смене чувств страдание от мысли о возможной неверности любимой достигает апогея, но ему тут же противостоит захватывающее ощущения счастья, связанное с надеждой, что, может быть, она все-таки верна. В другой работе я детально описал этот процесс, который ведет к «любви, исполненной ненависти». Ревность может охватить не только мужчину, но и женщину. Правда, ревность женщины обычно не доходит до столь опасных финалов, как у мужчин, так как последние воспринимают факт, что их «предали», не только эротически. У них в гораздо большей мере, чем у женщин, страдает самолюбие.

Кроме эротической сферы человека могут «раздирать на части» также судебные тяжбы. Они безжалостно выматывают сутягу, который как бы раскачивается, то поднимаясь на вершину, то стремительно падая вниз. В конечном итоге аффект достигает наивысшей точки и настолько овладевает мыслями, что для благоразумия уже не остается места. Весь «путь» тяжбы усеян сильными аффектами, а человек постоянно находится во власти противоречивых умозаключений: то он в отчаянии, что проиграет процесс, то полон надежды, что все же выиграет. Даже если дело не доходит до подобных крайностей, то параноически настроенный человек может просто упереться, считая себя правым, хотя факты свидетельствуют об обратном. В таких случаях мы имеем дело с индивидуумом несговорчивым, не терпящим ни в чем возражений, упрямо настаивающим на своем. Преобладающие черты несговорчивости часто проявляются у людей и в быту.

При экспансивно-параноическом развитии заболевания на переднем плане также стоит аффект. Для человека, который поставил перед собой большую цель и которого постоянно «шатает» между успехом и фиаско, уже сама цель начинает таить в себе магическую привлекательность, не терпящую объективной критической оценки. В ходе развития такого психоза человек, например, может возомнить себя крупным изобретателем, хотя объективно об этом ничто не свидетельствует. Так как подобные радужные ощущения обнаруживают тенденцию к стойкости, ибо человек вообще охотно погружается в оптимистические грезы, то экспансивного пути развития акцентуации следовало бы ожидать чаще, чем персектурного (бреда преследования). Однако при перевесе радужных чувств резко снижается активность, необходимая для постоянного поддержания описанных падений и взлетов, а их смена и есть основной механизм патологического развития.

Идеи, возникающие в результате параноического развития, часто не носят бредового характера, однако они должны быть отнесены к сверхценным (название предложено Вернике), т.е. всецело овладевающим мышлением человека. Например, человек до такой степени может быть захвачен мыслями о своей ущербности, которые появились у него на почве ревности, или своей идеей грандиозных достижений, что все другие интересы и цели для него не существуют. В этом поведении выявляется такая характерная черта, как твердолобость параноической личности.

На процессе психического развития этих состояний мы уже останавливались, описывая акцентуированных личностей ананкастического типа. У последних, например, мысли о своем тяжком недуге или навязчивое представление, что нечто важное упущено, — по сути, те же сверхценные идеи, хотя психиатры их так и не называют. Сходство параноического и ананкастического развития еще больше бросается в глаза в тех случаях, когда у застревающих личностей потенцируется

страх. Страх может лежать в основе как ананкастического, так и параноического развития. При колебаниях между надеждой выздороветь и опасением умереть страх в большей или меньшей мере овладевает и застревающими личностями. В результате — картина ипохондрического развития протекает у акцентуированных личностей и педантического, и застревающего типа примерно одинаково, хотя у последних она встречается значительно реже.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Как известно, человек лишь в том случае может добиться уважения и авторитета, если он в чем-то достигает положительных результатов, выделяясь на фоне других. Поэтому всякий честолюбивец стремится достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Истерики, впрочем, могут обойтись и без этого, они часто бывают довольны собой без видимой причины. Объяснение простое: путем вытеснений истерики могут субъективно продемонстрировать тот престиж, которым объективно вовсе не обладают.

Паранойяльные личности, не обладая склонностью к самовнушению, должны завоевать реальное признание других людей, чтобы иметь основания гордиться собой. Таким образом, честолюбие может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям. Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором, например, когда честолюбец бесцеремонно подавляет и оттесняет своего коллегу, в котором видит конкурента. В таких случаях честолюбец обычно наталкивается на протест общественности, и выход может быть двояким: либо он образумится и снова попытается добиться признания самоотдачей в труде, либо победит вторая особенность такой личности — ее подозрительность, враждебность.

В приводимых ниже примерах мы познакомимся с тем, как застревание может отразиться на поведении личности и в положительную, и в отрицательную сторону. У первого обследуемого, который ранее уже был описан Зайге в нашем коллективном труде, до 60-летнего возраста преобладали положительные черты акцентуации, а вместе с ними и позитивная жизненная установка. Позднее положение резко изменилось: стала преобладать подозрительность, а не честолюбие. Именно подозрительность и толкала больного на бесплодную борьбу с окружением и окружающими.

Такое положение встречается нередко: застревающие личности в юные годы отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов, но с возрастом превзойти других бывает нелегко, и застревающая личность, характеризующаяся чрезмерной стойкостью аффектов, с возрастом уже не чувствует былого удовлетворения своей деятельностью. Признание ее достижений становится теперь весьма умеренным, и возникает параноическая готовность взвалить вину за создавшееся положение на других, на тех, которые якобы враждебно к ней настроены. Со временем такая личность окончательно становится на отрицательный путь, вредный для общества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Возбудимо застревающий тип — вязкость психики, что это?

Возбудимый тип: основные черты

Другие типы акцентуаций:

  • демонстративный;
  • педантичный;
  • застревающий;
  • гипертимный;
  • гипотимный, или дистимный;
  • циклотимный;
  • экзальтированный;
  • тревожно-боязливый;
  • эмотивный;
  • эстравертированный и интровертированный.

Пройдите тест на акцентуацию характера и узнайте, черты каких типов акцентуаций по Леонгарду у вас выражены наиболее ярко.

Для представителя возбудимого типа характерна инстинктивность: то, что подсказывает разум, зачастую во внимание не принимается, решающими становятся желание, стремление удовлетворить сиюминутные потребности, желания, инстинктивные порывы. Поскольку высокая импульсивность подобных личностей гасится сложно, они бывают достаточно раздражительными, нетерпимыми к другим. Во время возбуждения не думают о последствиях того, что они делают. К критике относятся скорее отрицательно и часто ее просто не принимают.

Для подобных людей учеба и работа не кажутся привлекательными, работают они только в режиме «постольку поскольку», во многом из-за того что это мешает удовлетворять текущие желания. К будущему представители возбудимого типа равнодушны и долговременные задачи перед собой обычно не ставят. Про человека данного типа можно сказать, что он полностью живет настоящим.

Вследствие того, что в состоянии эмоционального возбуждения представители типа часто провоцируют конфликты и склонны к бурному выяснению отношений или, напротив, к демонстративному молчанию или даже уходу из помещения, в коллективе такие люди часто не приживаются, что также не добавляет работе или учебе привлекательности в их глазах. Также заметим, что некоторые личности возбудимого типа не ограничиваются только словами и подкрепляют свое мнение кулаками, ломанием предметов или, скажем, хлопанием по столу книгой со всего размаха.

2.Демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций в типологической модели к. Леонгарда

Демонстративные личности.

Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. По теории Фрейда, в связи с вытеснением уже в раннем детстве возникает подсознательный психический мир, чрезвычайно действенный, впоследствии предрасполагающий к возникновению невроза. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем “забыть” о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Истерик способен к вытеснению даже физической боли (например, вкалывая себе в тело иглы, он может не испытать при этом болезненных ощущений).

Истерическая неправдивость существенным образом отличается от сознательной лжи, которая чаще всего сопровождается угрызениями совести, боязнью разоблачения, она связана со смущением, иногда с замешательством, нередко лжец заливается краской. Однако истерики лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной.

Истерик, полностью вжившийся в роль, не нуждается в том, чтобы судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько далеко, что истерик на время перестает принимать в расчет свою конечную цель.

В плане мотивировок истерического реагирования в первую очередь подчеркивают большую потребность в признании. Однако, в общем истерик обладает не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве. Повышенный интерес со стороны демонстративная личность принимает с величайшим удовольствием.

Истерик часто склонен считать, что по отношению к нему совершена несправедливость. Зная негативную реакцию общества на такие заявления, истерик все равно разражается целыми тирадами о своей несчастной жизни – снова “срабатывает” вытеснение. Жалость к себе может выражаться “бегством в болезнь” – истерики часто выдуманными или преувеличенными страданиями стараются произвести впечатление на окружающих, разжалобить их.

Истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Необдуманность линии поведения является признаком выраженной истерической акцентуации личности. Такая необдуманность прекращается лишь вместе с переоценкой самой цели, когда у демонстративной личности развивается истерический невроз.

Благодаря умению приспосабливаться, люди демонстративного типа быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Впрочем, обходительность проявляется истериками лишь там, где она им выгодна. В случае надобности, проявляются их эгоистические устремления. Умение приспосабливаться, следовательно, может приводить и к отрицательным результатам.

Демонстративная личность обладает повышенной фантазией, чему способствует специфическая раскованность мысли, присущая истерику. Фантазия проявляется даже при самом примитивном надувательстве. В таких случаях истерик действует не по заранее намеченной схеме, а опирается на конкретные слова и ситуации, возникающие в ходе процесса обманывания.

Педантические личности.

На уровне патологии педантическому типу личности соответствует ананкастическая психопатия. У лиц данного типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно слабо представлены механизмы вытеснения. Ананкасты хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Необдуманность истериков противопоставляется нерешительности ананкастов, которые не способны вытеснять сомнения, а это тормозит их действия.

При развитии у лиц педантического типа невроза важность решения не снимается с повестки дня, но в этом случае предполагаемая угроза, тормозящая принятие решения, может оказаться ничтожной. Если мать-ананкаст боится прикоснуться к младенцу, “чтобы не повредить ему”, то она страдает неврозом навязчивых состояний. При неврозах навязчивых состояний сильный страх, заставляющий видеть в пустяковом обстоятельстве зловещую угрозу, возникает из-за длительной неуверенности в том, оправдан ли данный страх. При этом собственный разум таких людей считает страхи необоснованными, но преодолеть их они не в силах. Уже в период развития аффекта ананкаст борется с навязчивыми представлениями, но поскольку его способность к вытеснению заведомо недостаточна, то именно эта борьба усиливает навязчивые представления.

Ипохондрический невроз чаще всего возникает в связи с медицинским обследованием: больной начинает колебаться между надеждой и опасениями, и в конечном итоге – появляется патологический страх перед тяжким заболеванием.

При отсутствии невроза педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер. Способность принять решение в этих случаях настолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать. Особенно усиливаются его сомнения, когда порученная работа ответственна. Обуреваемый сомнениями в связи с удовлетворительностью результата его труда, он начинает отставать от других. Это в известной мере компенсируется старательным и добросовестным выполнением порученного дела. Немалый вред приносит педантичность и в личной жизни.

Бытовые обязанности так же не могут выполнятся спокойно и гладко. Женщины больше мужчин подвержены чрезмерной, навязчивой аккуратности. Покидая дом, ананкаст возвращается проверить, аккуратно ли заперта дверь.

Если педантичность выступает лишь как акцентуированная черта характера, то поведение такой личности не выходит за рамки разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Любопытно следующее: на анакаста ответственное задание может оказать угнетающее действие, т.к. вызовет множество тревог и опасений, в то же время педантическая личность возьмется за работу без особых раздумий и выполнит ее четко.

Педантическая скрупулезность чревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься о собственном здоровье. При неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчком к развитию ипохондричности. Возникают сенсоипохондрические состояния, при которых появляются не только болезненные опасения, но и явственные болезненные ощущения без конкретной телесной основы.

Застревающие личности.

Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. У такой личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, чем у других, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, т.к. именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается ими, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей, также называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку она порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, т.к. вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Особенно велика опасность, когда в такое “раскачивание” вовлекаются стойкие аффекты. Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Честолюбие такой личности может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям. Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором.

Возбудимые личности.

При повышенной степени реакций возбудимого типа личности обнаруживаются признаки эпилептоидной психопатии.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. И в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. Причины недовольства могут оказаться самыми разными. В результате наблюдается частая перемена места работы.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что последнее у них опережает слова, т.к. такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок.

У возбудимых людей наблюдается скорее непомерное наращивание аффекта, чем его вспышка, поэтому внезапные взрывы гнева менее характерны для таких людей, гораздо типичнее его массированные проявления.

Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям в узком смысле слова. Возбудимые личности едят и пьют все подряд, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Импульсивны их проявления и в сексуальной сфере, однако у мужчин это не очень бросается в глаза, т.к. они, будучи неумеренными в половых потребностях, часто длительное время не меняют партнершу, иногда даже довольно прочно к ней привязываются. Однако они не разборчивы в половых связях, особенно в юные годы, а привязанность к одному партнеру обуславливается тем, что с ним инстинкт удовлетворяется наиболее полно. Возбудимые личности – женщины нередко полностью лишены моральных устоев. Некоторые эпилептоидные психопатки становятся проститутками.

У возбудимых личностей обоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому, часто носящие немотивированный характер.

Возбудимые личности более подвержены совершению преступления, чем другие, однако эта преступность носит не совсем обычный характер: хотя возбудимая личность, совершившая грубое насилие, часто характеризуется как бессердечная, а причиной преступления считается жестокость, такая оценка основана на непонимании этих людей. Акты насилия у них вызываются не бездушием, а аффективным напряжением (стрессом).

У возбудимых личностей констатируется замедленность мыслительных процессов, которая особенно бросается в глаза, когда обследуемому нужно хотя бы немного задуматься над ответами. Если же предоставить такому человеку возможность говорить, то замедленность проявляется в чрезмерной обстоятельности.

Описание

Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить существенное от несущественного, главное от второстепенного, в чём выявляет понижение уровня процессов обобщения и абстрагирования. Детали отвлекают больного от последовательного изложения, из-за чего рассказ становится очень длинным, тщательная детализация речи ведёт к потере смысла и сути. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднён.

В речи таких больных часто встречаются персеверации, паузы, слова-паразиты («понимаешь», «так сказать», «значит»). Больной мало реагирует на наводящие вопросы собеседника, даже если они наталкивают его на основную тему разговора. При этом сменить тему разговора или прекратить его возможно не сразу, поскольку больной стремится довести начатый разговор до конца. Излагаемую информацию он строит «не в логической, а пространственно-временной ситуационной последовательности». Основное содержание сообщения не выделяется, не акцентируется.

Патологическая обстоятельность схожа с формализмом мышления, но имеет от него существенные отличия. При формализме больной, отвечая на вопрос, нередко игнорирует его по существу, сообщая о внешней стороне дела, случайных деталях, не связанных с другими подробностями и не имеющих значения. А при патологической обстоятельности общее множество деталей рассказа составляет единое целое, больной пытается ответить по существу.

Чаще всего обстоятельность проявляется у больных эпилепсией, мышление которых называют лабиринтным: они с затруднениями, путано, неточно, с повторениями выражают свои мысли. При эпилептической деменции обстоятельность и снижение уровня мыслительной деятельности проявляются наряду с замедлением психических процессов.

Пример разговора с больной эпилепсией с формирующимся концентрическим слабоумием и патологической обстоятельностью:

Обращение к врачу объясняет таким образом: «Я сегодня проснулась в 9 часов утра, а обычно я просыпаюсь в 7 часов. Болела голова, тело ломило. Так бывает после приступа. Извините, одеяла были мокрые. Сильно болел язык. За последнюю неделю это третий приступ, но после первых двух не болел язык и одеяла были сухие… По дороге я встретила соседку, она меня остановила и стала жаловаться на своего сына, который пьёт и нигде не работает». На желание врача прервать рассказ, больная ответила: «Вы извините, но этот сын был раньше хорошим человеком, работал, висел на Доске Почёта». В. Л. Гавенко, Б. С. Битенский

В некоторых случаях чрезмерная обстоятельность речи тем не менее не доходит до патологических форм. В частности, чрезмерной (но не патологической) обстоятельностью иногда отличается речь пожилых людей, а также лиц, страдающих неврозом навязчивых состояний.

> См. также

  • Бредовая обстоятельность
  • Патопсихолингвистика
  • Резонёрство

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Язастрева́юзастрева́л
застрева́ла
Тызастрева́ешьзастрева́л
застрева́ла
застрева́й
Он
Она
Оно
застрева́етзастрева́л
застрева́ла
застрева́ло
Мызастрева́емзастрева́ли
Вызастрева́етезастрева́лизастрева́йте
Онизастрева́ютзастрева́ли
Пр. действ. наст.застрева́ющий
Пр. действ. прош.застрева́вший
Деепр. наст.застрева́я
Деепр. прош. застрева́в, застрева́вши
Будущеебуду/будешь… застрева́ть

зас-тре-ва́ть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — застрять.

Корень: -застр-; суффикс: -ева; глагольное окончание: -ть .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. останавливаться в движении, лишаться свободы перемещения, зацепившись за что-либо, попав во что-либо тесное, узкое, вязкое и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен., разг. задерживаться, надолго оставаться где-либо, в каком-либо состоянии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: застрять

Этимология

Происходит от глагола застрять, далее от за- + -стрять, из неустановленной формы. Наиболее распространенная версия предполагает праслав. *stręg- из восходит к праиндоевр. *streng/натягивать, напрягать; ср.: русск. застрять, диал. застре́ть, застрева́ть, также пристря́ть «прицениться», севск. (Преобр.), укр. застря́ти, застрява́ти, белор. застря́ць, застре́ць, др.-русск. постряти «застрять», Лаврентьевск. летоп.; перестряпъ «переждал», устряти «застрять» (Козьма Индикопл., ХVI в.). Ср. также польск. zastrąc, zastrzągł «застрять», ustrząс — то же, которые, возм., связаны с лит. stringù, strìgti «застрять», латышск. strę̄gu, strigt «погрузиться», straignis «топь». По другой версии — из праслав. *strępti.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: to be stuck
    • Норвежскийno: å sitte fast

    Анаграммы

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Негативные эмоции искажают ваш характер

      Негативные эмоции искажают ваш характер.
      Один из самых распространённых запросов, с которыми клиенты приходят на мои занятия — это научиться быть в гармонии с собой и понять как строить любящие отношения в паре.
      Так как я занимаюсь нейтрализацией негативных эмоций, все истории любви и проблемы в отношениях мы рассматриваем через призму моей компетенции.
      Первое на что мы с клиентами обращаем внимание — это негативные эмоции, в которых застряли партнеры: обида, вина, гнев, стыд, ревность.
      Если один или оба партнёра испытывают хотя бы одну из этих эмоций, то они уже смотрят на любимого человека через эту эмоцию.
      Например:
      Если жена обиделась на мужа, то все его действия омрачаются этой эмоцией, ей кажется, что он делает все, чтобы ещё больше обидеть: специально что-то ставит не туда, куда ей нужно; долго разговаривает по телефону с другом, забывая о ней; не замечает, что ей нужна помощь. Хотя муж в этих ситуациях вовсе не думал ее обижать.
      Или ревнивый муж, подозревающий жену в изменах видит супругу только через призму ревности. И самое неприятное в этой ситуации, что жена может вообще не смотреть на других мужчин, но из-за застилающей глаза ревности, супруг не может доверять, изводя себя и жену регулярными приступами ревности.
      Подобные примеры можно долго продолжать, но истина в них одна — если человек застрял в негативных эмоциях, он омрачает жизнь себе и любимому партнеру. Иногда эти эмоции затихают и кажется, что человек справился, но как только происходит острая ситуация, все негативные эмоции оживают с новой силой, плюс добавляются эмоции из новой ситуации. Подобные эмоциональные застревания со временем искажают личность человека, в буквальном смысле слова формируют негативные черты в характере.
      Эмоциональное застревание — это длительное и частое проживание одной и той же эмоции или нескольких эмоций одновременно.
      Долгосрочное чувство обиды формирует в характере обидчивость. Опасность этой черты в том, что со временем, любые действия окружающих, человек относит на свой счёт и обижается буквально на всех и на все, хотя окружающие даже не думали его обидеть.
      А длительная фиксация на эмоции стыда, формирует в личности человека чувство неполноценности. Вся жизнь меняется, когда в характере появляется это тяжёлое чувство: человек презирает себя, постоянно занимается самоедством, избегая взаимодействия с другими.
      Длительная фиксация на эмоции ревности, формирует в характере человека подозрительность и манию преследования.
      А длительная фиксация на чувстве вины, формирует в характере человека, излишнюю угодливость и ощущение собственной никчёмности по сравнению с другими. На таких людей больно смотреть, как они с извиняющимся видом стараются быть незаметными, чтобы не навлечь на себя очередной негатив.
      Вы можете сказать: это же всего лишь эмоции, которые то появляются, то исчезают, разве они могут изменить мой характер?!
      Да, да. И мы это делаем собственноручно!
      Когда происходит неприятная ситуация, человек испытывает негативные эмоции. Каждый раз непроизвольно воспроизводя ситуацию в сознании, он снова и снова проживает это как будто наяву: картинки, чувства и эмоции. Наш мозг так устроен: если мы что-то проживаем и чувствуем — это становится нашим опытом и происходит научение. Таким образом, мы буквально вынуждаем себя уже автоматически воспроизводить негативную эмоцию вновь и вновь, фиксируясь на ней. Появляется особая чувствительность к подобным событиям и эмоциям, формирующая соответствующую черту характера.
      Именно поэтому, чем старше люди становятся, тем сквернее становится их характер. Создаётся такое впечатление, что с возрастом обнажаются все чувства и эмоции, которые человек держит внутри. Кто-то становится более раздражительным, кто-то обидчивым на всех во круг, кто-то закрывается в себе от внутреннего чувства неполноценности.
      — Что с этим делать?
      — Как не искажать свой характер?
      — Как сохранить внутреннюю гармонию?
      — Как строить отношения без негативных эмоций?
      1.Осознавайте свои негативные эмоции и применяя любые способы — освобождайтесь от них, не допуская застревания.
      Часто помогает обычный разговор с человеком, на которого вы обиделись и прояснение ситуации или честный разговор с самим собой, чтобы принять и простить себя.
      Если не удаётся, то существуют самостоятельные психологические методики по отпусканию негативных эмоций — не жалейте времени периодически устраивать себе психологическую чистку.
      Иногда без помощи психолога или психотерапевта не обойтись, особенно когда эмоции захватывают все сознание, лишая способности нормально жить.
      Я своим клиентам говорю — не тешьте себя надеждой, что эмоция пройдёт — если не проработаете, в следующий раз она накроет вас ещё сильнее. Поэтому делайте что-то сами своевременно или записывайте сильные эмоции и периодически приходите на индивидуальные занятия, чтобы выходить из застреваний.
      2.Если эмоция все-таки засела в вашей голове, то осознанно, усилием воли останавливайте свои внутренние диалоги, прокручивания ситуаций и эмоциональное накручивание. Помните, чем больше крутите мысли в голове, тем сильнее фиксация и застревание. Если не получается остановить диалоги самостоятельно, опять же — психотерапевт вам в помощь.
      Многие жалеют денег на терапию, я же говорю: «Что для вас дороже, деньги или ваше спокойное эмоциональное состояние?»
      Ответы бывают разные, но люди, освободившиеся от эмоциональной боли, мучившей долгое время, понимают, что в душевную гармонию тоже необходимо вкладываться материально.
      3.Любящие отношения — это ежеминутная работа. Поэтому останавливайте себя, заглядывая внутрь, в первую очередь осознавая свои эмоциональные реакции. Проработайте их и только потом идите разговаривать с любимыми людьми. Я точно знаю, когда люди в эмоциях, разговор превращается в выяснение отношений, перетекающий в скандал.
      Берите ответственность за свои эмоции и помните, застряв в эмоциях надолго, вы рискуете потерять себя и испортить характер, а вместе с этим потерять любимых людей

eg-nsk.ru

что это значит в психологии

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Недавно я узнал о таком понятии как — застревающий тип личности. В данном вопросе, мне помогла разобраться Алина Журавина. Она профессиональный психолог, гештальт-терапевт. Долго говорить не буду, давайте вместе изучим, что же это такое.

Описание

Из самого названия не трудно догадаться об основной черте таких людей, то есть умении длительно задерживаться на каком-то событии или чувстве. Его ещё называют аффективно-застойным, а всё потому, что переживания, зашкаливающие по своей интенсивности обычно кратковременные, но не в этом случае. Мысли постоянно прокручиваются в голове, что даёт новую волну чувств.

Чтобы было понятнее, приведу пример: если человека с другим типом характера разозлить и не дать возможности проявить эту злость, то какой бы силы она ни была, на следующий день она точно преобразуется в раздражение или обиду, сожаление, возможно грусть. Но застревающий, стоит только вспомнить об этой ситуации, снова прочувствует ту же агрессию, как будто всё случилось только что.

Поэтому, если даже невзначай обидеть такого человека, будьте уверены, он обязательно отомстит, но особо облегчения не почувствует. Отпустить и простить не сможет, поэтому до конца дней своих будет помнить об этом инциденте. Этот тип акцентуации очень не любит несправедливость, только по отношению к себе, поэтому, если кто-то ущемит его самолюбие или гордость – беды не избежать.

Его ещё называют мстительным и обидчивым

Потому что очень уязвим, несмотря на всю мощь предъявляемых аффектов. И если объективно рассматривать какую-то ситуацию, любой другой человек не увидит причин для подобных реакций, но для аффективного человека они будут весомыми. Он ненасытен в плане поощрений, похвалы, ощущения насыщенности в этих темах не испытывает.

Больше остальных видов склонен к возникновению паранойи. Так как постоянный контроль поведения других людей по отношению к себе приводит к подозрительности, которая как раз со временем угрожает перерасти в психоз.

Застревающий тип склонен также к ревности, особенно в парах, где другой партнёр позволяет себе кокетство и флирт. В таком случае, доверия к нему не будет, и все попытки доказать свою верность окажутся бесполезными.

Такие люди любят чёткость, поэтому всё делят на «белое» и «чёрное», «хорошее» и «плохое»… Из-за такого расщепления им сложно приспособиться к каким-либо изменениям. Правда, по их мнению, может быть только на одной стороне, хотя на самом деле, если посмотреть на ситуацию, она может быть у каждого участника конфликта. Важно уметь слышать другого и находить компромисс, а не упорно доказывать своё.

Что делать?

Помочь может глубинная работа над собой, осознание своих сложностей и коррекция типов реакции на любые раздражители. То есть, важно научиться свои фантазии и переживания тестировать с реальностью, спрашивая у так называемого обидчика, с какой целью он совершил какой-то поступок, и правда ли планировал ранить, нанести ущерб.

По леонгарду, аффективно-застревающий вид акцентуации характера способен добиться колоссальных успехов и реализовывать свои цели, хотя бы потому, что, веря в свою идею, готов идти напролом, особенно, если придётся доказывать верность своей позиции. Поэтому, в зависимости от преобладания либо честолюбия, либо подозрительности зависит то, как будет устроена его жизнь. Ведь нередки случаи, когда на почве ревности и обиды такие люди совершали преступления, уничтожая своих «врагов».

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации. Берегите себя!

qvilon.ru

Застревающие личности

Застревающие личности

Краткая характеристика. Настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на другую ситуацию в процессе деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Обладает повышенным самомнением и себялюбием, недоволен недостаточным признанием ero заслуг. Стремится быть лидером, превзойти других. Повышенно чувствителен к несправедливостям действительным и мнимым. Недоверчив. Длительно переживает одни и те же эмоции.

Рекомендации по выбору профессии для застревающей личности

Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция почему-либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то в норме аффект через некоторое время проходит. Даже если разгневанный человек не смог отреагировать на неприятную ситуацию ни словом, ни делом, то тем не менее не исключено, что уже на следующий день он не ощутит сильного раздражения против обидчика; боязливый человек, которому не удалось уйти от внушающей страх ситуации, все же чувствует себя через некоторое время освобожденным от страха. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.

Как уже говорилось, патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так как именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми. Обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

Однако и ущерб, наносимый интересам другого плана, например жажде материальных благ, страсти к приобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаются чрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественной несправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабой степени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений. И если среди представителей данного типа все же встречаются иногда борцы за гражданскую справедливость, то лишь в той мере, в какой эти люди отстаивают одновременно справедливость в отношении себя; обобщением они лишь стараются придать больше веса своим личным претензиям.

Черты застревания сказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и в случае ее успеха. Здесь мы часто наблюдаем проявления заносчивости, самонадеянности. Честолюбие — особенно характерная, яркая черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Человек болезненно чувствительный, постоянно страдающий от мнимого «плохого отношения» к себе, точно так же теряет доверие к людям, как и человек, недоверие которого объективно обоснованно. Ведь подозрительность вполне обоснованна, например, у ревнивца, которого действительно обманывают. Но в то время как оправданная подозрительность не идет дальше данного случая, подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Поэтому о подозрительности как свойстве психики можно говорить только при наличии общей настроенности недоверия, распространяющейся на любые области и отношения.

Повторение нескольких однотипных случаев может послужить толчком к началу параноического развития, но объяснять последнее только суммированием подобных случаев было бы неверно.

Если какое-то лицо постоянно чувствует себя мишенью для обидных замечаний, допустим, со стороны своего начальника, то, с одной стороны, будет постоянно расти ненависть к этому человеку, а с другой — появится притупление реакций на систематически действующий раздражитель, т.е. произойдет постепенное ослабление аффекта. Такой результат наблюдается обычно в тех случаях, когда вступить в борьбу с обидчиком невозможно, но параноического развития такие ситуации не дают.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением описанного выше длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, так как вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Подобное развитие может иметь место — при описанных предпосылках — даже у лиц, не отличающихся застреваемостью аффектов. Часто встречается такое положение в быту, скажем, в «борьбе» невестки со свекровью возможно развитие реакций типично параноических. При этом сам аффект бывает неизмеримо сильнее, чем вызвавший его повод.

Особенно велика опасность тогда, когда в вышеописанное «раскачивание» вовлекаются аффекты, обладающие тенденцией к стойкости. В этом случае толчок в обратную сторону не дает достаточного снижения силы аффекта.

Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Вне области психиатрии такого рода развития почти бредового порядка мы наблюдаем в первую очередь в связи с ревностью. В области эротики больше, чем во всех других, человек постоянно колеблется между надеждой и опасениями, в силу чего аффект все усиливается. Это усугубляется тем, что любовные проявления обычно держат в тайне, так что судить о том, есть ли измена или нет, бывает затруднительно. Добавим к этому, что кокетливые женщины нередко специально дразнят партнера двойственным поведением, чтобы он терзался ревностью, ибо известно, что с ревностью усиливается любовь.

При такой смене чувств страдание от мысли о возможной неверности любимой достигает апогея, но ему тут же противостоит захватывающее ощущение счастья, связанное с надеждой, что, может быть, она все-таки верна. В другой работе («Monatschr. f. Kriminologie», 1966, S.92) я детально описал этот процесс, который ведет к «любви, исполненной ненависти». Ревность может охватить не только мужчину, но и женщину. Правда, ревность женщины обычно не доходит до столь опасных финалов, как у мужчин, так как последние воспринимают факт, что их «предали», не только эротически. У них в гораздо большей мере, чем у женщин, страдает самолюбие.

Кроме эротической сферы человека могут «раздирать на части» также судебные тяжбы. Они безжалостно выматывают сутягу, который как бы раскачивается, то поднимаясь на вершину, то стремительно падая вниз. В конечном итоге аффект достигает наивысшей точки и настолько овладевает мыслями, что для благоразумия уже не остается места. Весь «путь» тяжбы усеян сильными аффектами, а человек постоянно находится во власти противоречивых умозаключений: то он в отчаянии, что проиграет процесс, то полон надежды, что все же выиграет. Даже если дело не доходит до подобных крайностей, то параноически настроенный человек может просто упереться, считая себя правым, хотя факты свидетельствуют об обратном. В таких случаях мы имеем дело с индивидуумом несговорчивым, не терпящим ни в чем возражений, упрямо настаивающим на своем. Преобладающие черты несговорчивости часто проявляются у людей и в быту. При экспансивно-параноическом развитии заболевания на переднем плане также стоит аффект. Для человека, который поставил перед собой большую цель и которого постоянно «шатает» между успехом и фиаско, уже сама цель начинает таить в себе магическую привлекательность, не терпящую объективной критической оценки. В ходе развития такого психоза человек, например, может возомнить себя крупным изобретателем, хотя объективно об этом ничто не свидетельствует. Так как подобные радужные ощущения обнаруживают тенденцию к стойкости, ибо человек вообще охотно погружается в оптимистические грезы, то экспансивного пути развития акцентуации следовало бы ожидать чаще, чем персекуторного (бреда преследования). Однако при перевесе радужных чувств резко снижается активность, необходимая для постоянного поддержания описанных падений и взлетов, а их смена и есть основной механизм патологического развития.

Идеи, возникающие в результате параноического развития, часто не носят бредового характера, однако они должны быть отнесены к сверхценным (название предложено Вернике), т. е. всецело овладевающим мышлением человека. Например, человек до такой степени может быть захвачен мыслями о своей ущербности, которые появились у него на почве ревности, или своей идеей грандиозных достижений, что все другие интересы и цели для него не существуют. В этом поведении выявляется такая характерная черта, как твердолобость параноической личности.

У акцентуированных личностей ананкастического типа, например, мысли о своем тяжком недуге или навязчивое представление, что нечто важное упущено, — по сути, те же сверхценные идеи, хотя психиатры их так и не называют. Сходство параноического и ананкастического развития еще больше бросается в глаза в тех случаях, когда у застревающих личностей потенцируется страх. Страх может лежать в основе как ананкастического, так и параноического развития. При колебаниях между надеждой выздороветь и опасением умереть страх в большей или меньшей мере овладевает и застревающими личностями. В результате — картина ипохондрического развития протекает у акцентуированных личностей и педантического, и застревающего типа примерно одинаково, хотя у последних она встречается значительно реже.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Как известно, человек лишь в том случае может добиться уважения и авторитета, если он в чем-то достигает положительных результатов, выделяясь на фоне других. Поэтому всякий честолюбец стремится достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Истерики, впрочем, могут обойтись и без этого, они часто бывают довольны собой без видимой причины. Объяснение простое: путем вытеснений истерики могут субъективно продемонстрировать тот престиж, которым объективно вовсе не обладают.

Паранойяльные личности, не обладая склонностью к самовнушению, должны завоевать реальное признание других людей, чтобы иметь основания гордиться собой. Таким образом, честолюбие может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям. Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором, например, когда честолюбец бесцеремонно подавляет и оттесняет своего коллегу, в котором видит конкурента. В таких случаях честолюбец обычно наталкивается на протест общественности, и выход может быть двояким: либо он образумится и снова попытается добиться признания самоотдачей в труде, либо победит вторая особенность такой личности — ее подозрительность, враждебность.

Все типы акцентуаций

  • Гипертимические личности

    Желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачу, активность, поверхностность, находчивость.


  • Эмотивные личности

    Мягкосердечие, боязливость, сострадание, полярная изменчивость настроения. Влечения и интересы неустойчивы. Стремление к эмоциональным контактам, развитая интуиция.


  • Дистимические личности

    Заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и предчувствие неприятностей, ориентированность на неудачи, сниженность настроения, тоска.


  • Тревожные (боязливые) личности

    Боязливость, робость, покорность, ощущение неблагополучия и повышенное внимание к негативным сигналам. Колебания при принятии решений.


  • Застревающие личности

    Подозрительность, недоверчивость, обидчивость. Настойчивость, упрямство, тщеславие, стремление к лидерству. Переход от подъема к отчаянию, длительность одних и тех же эмоций.


  • Педантические личности

    Максимальная приверженность к определенному порядку. Совестливость, ипохондрия, нерешительность, боязнь несоответствия Я идеалам. Большое значение внешней стороне дела и мелочам.


  • Возбудимые личности

    Вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты, агрессивность, упрямство, напряженность, раздражительность, властность.


  • Демонстративные личности

    Эгоцентричность, самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон. Жажда признания, стремление быть в центре внимания.

Онлайн тест Леонгарда «Акцентуации характера»

brainmod.ru

Застревающий или параноический тип акцентуации личности

 

Одной из особенностей параноического, или застревающего, типа акцентуации личности  является патологическая стойкость аффекта, то есть душевного волнения или страсти, а если они достигают большой силы, то завладевают личностью параноика полностью, и на этом фоне образуются сверхценные идеи. Сверхценные в смысле того, что такая идея для параноика становится единственной идеей, которой подчиняются все другие, и эта идея всецело овладевает его чувствами, мыслями, поведением.

 

Глубокие аффекты могут вызываться различными причинами. Но большей частью у застревающей личности они вызываются мыслями об уязвленном, задетом самолюбии, хотя в аналогичных ситуациях нормальные личности не обратили бы внимания на такие незначительные факты.

 

Параноик относится к категории людей злопамятных и мстительных. Даже мелочные обиды и небольшие уколы в свой адрес он воспринимает очень болезненно и запоминает надолго. Всякий человек, имеющий дело с параноиком и поступающий не так, как тому хочется, может стать его личным врагом. В каждой мелочи параноик находит факты, которые преувеличивает до огромных размеров, а в каждом поступке может видеть оскорбление в свой адрес. Кроме того, он чувствителен, обидчив и легко уязвим.

 

Самоуверенность застревающей личности легко переходит в самонадеянность. В своем поведении такие люди бывают заносчивы. Если параноик вступает в борьбу с кем- нибудь, то часто в этой борьбе он становится победителем, потому что отличается способностью к длительному волевому напряжению.

 

Он упрям, настойчив и последователен в своей борьбе. Если он принял решение, то ни перед чем не остановится, чтобы довести дело до конца. Он бывает очень жесток, не обращает внимания ни на мольбы самого соперника, его родственников, ни даже на угрозы вышестоящих и более сильных людей, потому что убежден в своей правоте, и его ничто не может переубедить.

 

Он не слушает и не спрашивает ничьих советов. В своей борьбе он проявляет массу изворотливости и большую находчивость, привлекает на свою сторону любыми средствами массу сторонников, убеждая их в справедливости и бескорыстии борьбы, поэтому часто выходит победителем из самых безнадежных ситуаций благодаря упорству, коварству, настойчивости и даже мелочности.

 

 

Следующей отличительной чертой человека параноического типа является подозрительность. Если подозрительность у нормальных людей относится к конкретной личности (например, у ревнивца к жене) или факту действительности, то у параноика она носит всеохватывающий характер, возникший от якобы несправедливого отношения к нему, и вызывает недоверие ко все более широкому кругу отношений, в которых действует параноик.

 

В повседневной жизни людей с застревающей акцентуацией можно часто отличить по проявлениям ревности. Как известно, сфера любовных отношений наиболее эмоциональна, ранима и интимна. Именно в этой области проявляется чаще всего застревающая личность, которая мучается ревнивой мыслью «Верна или неверна?», которая колеблется от самых радостных — «Она верна только мне» — до самых мрачных: «Она — шлюха». Все эти колебания усиливаются незнанием, ведь любовные похождения держатся в тайне, и судить о том, была измена или нет, бывает очень трудно.

 

Еще одна сфера проявления таких личностей — судебные тяжбы, когда эмоциональное напряжение то увеличивается, то спадает, вызывая ощущение то победы, то поражения. Но даже в случае проигрыша, когда факты налицо, застревающие личности могут, доказывать, что все подстроено против них. И они всеми силами упираются, считая себя правыми.

 

В таких ситуациях параноик проявляется как человек, не терпящий возражений, несговорчивый и упрямый. Так, К. Леонгард отмечает такую характерную черту подобной личности, как твердолобость. Конечно, для того чтобы добиться успехов, застревающие личности должны обладать такой чертой, как честолюбие. Эта черта особенно часто проявляется в молодые годы и играет явно положительную роль. Такие личности в молодости достигают выдающихся результатов.

 

Очень близка к группе параноических личностей группа фанатиков. Если дать краткое определение этой группы, то можно сказать, что это люди «одной идеи и одной страсти». Обычно они всю свою жизнь посвящают служению одному делу, одной идее, не оставляя места личной жизни или каким-то другим интересам. В процессе служения этому делу они ни к кому не испытывают жалости, идут до конца, последовательно и настойчиво, не останавливаясь перед человеческим горем и страданиями.

 

Часто бездушие и жестокость являются чертами, ведущими к цели. Но главная черта фанатиков — несокрушимая, железная воля, которая позволяет им всю жизнь посвятить своей идее и осуществлять ее без страха и упрека. Их нельзя переубедить ни доказательствами, ни фактами, ни опытом, ни жалостью, а сопротивление и преследование их только закаляют и убеждают в своей правоте.

 

Это и делает их опасными для общества. Можно сказать, что любые вожди псевдорелигиозных течений и сект, а также вожди-революционеры вполне могут являться пациентами психиатров. Здесь уместно вспомнить случай из практики великого российского психиатра Бехтерева. Когда его спросили, кого он вчера осматривал, он ответил: «Сухорукого пациента с классической паранойей». Это был И.В. Сталин.

 

Можно вспомнить множество случаев религиозного фанатизма, которые заканчивались трагически — коллективными самосожжениями, самоубийствами, самопогребениями и другими изуверствами.

 

Итак, подводя итоги, можно отметить, что застревающему типу личности присущи следующие черты:

 

1)     привлекающие на первых этапах знакомства — чувство долга, уверенность, требовательность, принципиальность, бесстрашие, раскрепощенность, деловитость, идейность, настойчивость, самопожертвование;

 

2)     приводящие к дезадаптации, конфликтам при более длительном знакомстве — злопамятность, мстительность, обидчивость, подозрительность, самоуверенность, самонадеянность, мечтательность, а иногда жестокость и бессердечность.


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

ТРЕВОЖНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ. Акцентуированные личности

ТРЕВОЖНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ

Интересная комбинация личности с преобладанием тревожности и личности застревающей, жаждущей самоутверждения. При этом неизбежно возникает дисгармония личности.

С такой комбинацией мы встречаемся у Йогана из повести «Сын служанки» Стриндберга. В соответствии с подзаголовком этого произведения «История развития одной души», здесь много сообщается о душевных переживаниях некоего человека, который во многом напоминает самого Стриндберга, так как перед нами фактически его автобиография.

Начиная с детского возраста Йоган все время объят страхом:

На третьем этаже доходного дома формировалось как самосознание, так и сознание обязанностей у сына продавца и служанки. Первыми его ощущениями, как он вспоминает позднее, были страх и голод. Он боялся темноты, побоев, боялся сделать что-нибудь не так. Он боялся упасть, задеть за что-нибудь и стоять кому-нибудь на пути. Он боялся кулаков братьев, наказаний горничных, брани бабушки, розги матери и палки отца. Он дрожал перед денщиком генерала, стоявшим в островерхой каске и с саблей на боку в воротах, и перед дворником, играя у мусорного ящика. Он боялся и советника юстиции, т. к. это был домохозяин. Над ним находились более сильные люди, с привилегиями, начиная от возрастных привилегий братьев, власти отца, как всемогущего судьи, но все же еще выше этого судьи стоял дворник, трясший его за чуб и грозивший хозяином.

Из-за постоянного страха школа стала для Йогана постоянным мучением.

Он считал первые годы ученья в школе не школой жизни, а школой ада. Учителя, казалось, только для того и существовали, чтобы терзать учеников, а не воспитывать их; вообще вся жизнь, казалось, давила на человека, как тягостный страшный кошмар, ибо учи не учи уроки, результат все равно был один… Иногда жизнь казалась ему местом заключения, где люди отбывали срок наказания за преступления, совершенные еще до их рождения. Вот почему он всегда чувствовал, что совесть у него нечиста.

Прочитав, что онанизм ведет – такие представления господствовали в то время – к полному физическому и духовному разрушению, мальчик испытывал неописуемый страх.

Однажды ночью он проснулся. Старшие братья еще не спали и говорили о той самой теме. Он спрятал голову под одеяло, зажал пальцами уши, однако слышал все. Братья рассказывали о каких-то пансионатах в Париже, где мальчиков привязывают веревками к кровати, но эти меры не помогают. Йогана подмывало вскочить и во всем признаться, моля о помощи. Но он боялся услышать подтверждение собственного смертного приговора и смолчал. Теперь оставалось только молиться не Богу, а Иисусу Христу. Страшное слово он видел везде, написанное черными печатными буквами: на стенах домов, на обоях своей комнаты. А в ящике письменного стола, в котором лежала книга, находилась гильотина. Как только брат открывал ящик, Йогана охватывала дрожь, он выбегал из комнаты; часами он простаивал перед зеркалом, изучая себя: ввалились ли уже глаза, выпали ли волосы.

Описания этих страхов часто наводят на мысль о другой стороне личности героя, о стороне параноической; ибо Йоган – Стриндберг придерживается мнения, что преобладание тревожности в психике мальчика являлось следствием неправильного воспитания, жестокости учителей, злобы окружающих людей. Он подтверждает это мнение иллюстрированием жестокостей, которым сам подвергался, однако примерно тому же подвергались и другие дети, в том числе его собственные братья, но подобного следа в их душе это не оставило. Следует полагать, что предпосылки страхов были заложены в данной личности.

Черты застревающей личности, чувствительность к обидам, болезненное самолюбие характерны для Йогана:

Если при плаваньи никто за ним не наблюдал, он с большой опаской входил в воду. Но стоило кому-нибудь быть поблизости, как он взбирался на крышу купальни и сломя голову прыгал оттуда в озеро. Он, конечно, знал свои вечные опасения и пробовал таким путем их затушевать.

Таким образом раздутое самолюбие помогало мальчику преодолевать страх. Далее читаем:

Однажды проветривали церковь. Дети вбежали туда и стали шалить; они полезли «штурмовать» алтарь. Однако Йоган, подстрекаемый товарищами на «большие дела», пошел дальше: он взошел на церковную кафедру и начал читать проповеди и цитировать Библию.

Чувствительность к обидам и унижениям выливалась иногда в бунтарское поведение в школе:

Протест Йогана против учения в школе становился все сильнее. Дома он читал всевозможные книги, но уроков совсем не делал. Постепенно возрастало и его упрямство: бывало учитель вызывает его отвечать, а он упорно молчит, точно не знает урока, хотя и был подготовлен.

Примерно в это же время Йоган восстает против отца:

Его отношение к отцу становится все холоднее. Теперь он ищет, в чем проявляется угнетение сыновей отцом, и постоянно пытается устраивать «мятеж», несмотря на свою слабость.

Он восстает и против семейных традиций:

Все уходят в церковь, но Йоган остается дома. Еще до возвращения отца он объявляет пришедшим уже домой братьям и теткам, что никто не смеет насиловать чью бы то ни было совесть, вот почему он не пойдет больше в церковь!

Школьные замашки Йогана позже повторяются в университете, где он также все время плывет против течения. Например, экзамены он сдает на свой манер, вопреки принятым здесь правилам:

В мае должен был состояться экзамен по эстетике. Вопреки правилам, Йоган отослал курсовое сочинение почтой в Упсалу, прося в письме назначить ему срок устного экзамена. Подобно этому он ведет себя и на другом экзамене, заявляя, что это вопрос принципа и чести.

В его протесте против окружающих проявляется, наряду с болезненной обидчивостью, также и другая черта параноической личности – больное самолюбие, раздутое чувство собственного достоинства. Когда он жалуется братьям, что его умышленно обвинили в бедности, желая унизить, те отвечают: «А ты не будь таким высокомерным…»

Йоган где только можно восставал против высших классов, ибо при виде дворян он чувствовал, как «в нем закипает кровь раба», однако в то же время он постоянно, даже когда был еще совсем ребенком, заигрывал с людьми, стоящими выше его по положению:

Был ли он высокомерен? Видимо, да. Правда, в школе он старался вступить в дружбу с учениками аристократического происхождения, но ему было приятнее смотреть на них, чем на детей из мещанского сословия; первые импонировали его эстетическому чувству тонкими чертами лица и брильянтовыми булавками.

Позднее Йоган никак не мог разобраться в том, бороться ли ему против представителей дворянства или, наоборот, сделать все возможное, чтобы попасть в их среду. Во всяком случае он испытывал большое удовлетворение, когда кто-нибудь из представителей знати искал его общества. В целом честолюбивые мысли Йогана меньше останавливают внимание автора, чем его болезненная чувствительность, да это и понятно: жил он в весьма стесненных условиях, поэтому поводов протестовать у Йогана было куда больше, чем поводов к заносчивости.

Описанные две стороны личности Йогана, противоречие между его страхом перед окружающими и склонностью к агрессивному отношению к ним, и являются основой постоянных колебаний Йогана между двумя крайностями. Вероятно, то же может быть отнесено и к самому Стриидбергу, который в зрелом возрасте страдал бредом преследования. Постоянно мы находим в его произведениях тревожно-боязливых и в то же время застревающих персонажей, хотя, быть может, и не так ярко обрисованных. В романе «Красная комната» Фальк почти фанатически борется за справедливость и против угнетения бедняков, однако в решающий момент он всегда боязливо отступает. 

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ — ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ — Тренинги по психологии

 Доминирующим внутрипсихическим механизмом паранойяльного психотипа является так называемый механизм затухания негативных аффектов и переживаний.

Аффект (лат. – страсть, душевное волнение) – эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов

 

Человек испытывает негативную эмоцию по тому или иному поводу. Рано или поздно данная негативная эмоция затухает. Нормальная судьба негативного аффекта – затухнуть с течением времени. У каждого человека данный механизм работает, но у всех он работает по-разному. Есть люди, у которых этот механизм работает плохо, т.е. у них медленнее, чем у других затухает негативный аффект. Медленное затухание негативного аффекта приводит к множеству психологических последствий.

Давайте представим себе ситуацию, при которой провоцирование негативного аффекта повторяется часто: наступили на ногу, косо посмотрели, сказали не то,  что мы хотели услышать, нахамили и т.п. При медленном затухании негативного аффекта происходит его накопление, т.е. одни ситуации и связанные с ними переживания наслаиваются на другие. Такие люди постоянно несут в себе заряд переживаемого негативного аффекта. Одно из ярких внешних проявлений этого заключается в том, что такие люди постоянно на кого-то злятся.

Другого человека в какой-либо ситуации мы всегда воспринимаем через призму собственной, т.е. субъективной оценки: «Этот человек хороший. Он поступил хорошо. А тот – плохой. Он поступил плохо». Мы всегда оцениваем поведение других людей. А так как поведение других людей крайне многообразно, всегда можно найти то, что можно оценить как благоприятное для меня или как неблагоприятное для меня. Кроме того, наше отношение к поступку человека  зависит от нашего непосредственного отношения к этому человеку, т.е. от нашей установки.

Установка – неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество человека, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развёртывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию

 

Ригидность – неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями

У человека, обладающего ригидным аффектом, а ригидность – слабое затухание негативного аффекта, копится внутренняя энергетика, копится готовность среагировать и это приводит к тому, что у такого человека напряжено внимание. Данное состояние говорит этому человеку об угрозе, а угроза должна быть тщательно проанализирована. Данное состояние похоже на тревогу, но тревога запускает поисковое поведение, а агрессия запускает готовность к отпору.

У человека, обладающего ригидностью, достаточно часто бывает так, что он испытывает этот аффект, как правило – это злоба, глядя на других людей. Исходя из логики состояния человека, обладающего ригидным аффектом, его окружают нехорошие люди. Аффективный энергетический заряд ригидной личности в виде готовности к действию приводит к негативному восприятию окружающих людей. Внутренняя картина мира застревающей личности для самой этой личности вполне логична. Исходя из этой логики, данная личность живет в мире, где много «нехороших» людей, а раз это так, то от этих «нехороших» людей можно всякого ожидать, и застревающий всегда мобилизован и готов к отпору. Данное явление в психологии называется механизмом проекции. Проекция, наряду с вытеснением, еще один важный, неосознаваемый  интрапсихический механизм. Механизм проекции заключается в том, что я вижу  других людях то, что есть во мне самом.

Проекция – психологический процесс механизма психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее из вне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя

У здорового человека существуют все вышеуказанные интрапсихические механизмы. В зависимости от ситуации у человека возникают те или иные аффективные состояния.  Но судьба этих аффектов – затухнуть. У застревающего же типа личности аффективные состояния накапливаются. Логика застревающего: «Я живу в мире, где люди, по большей части – плохие. Я на них злюсь и мне плохо жить в этом мире, где кругом одни враги: строят козни, не так себя ведут, не то говорят. Мне в этом мире плохо. Что я могу сделать, чтобы стало лучше? Как мне жить в этом мире? Что я могу сделать с этим миром, чтобы мне стало лучше. Для того чтобы мне стало лучше, я должен сделать так, чтобы люди стали лучше, чтобы мир стал лучше. Я должен этот мир переделать. Я – хороший, а мир плохой. Я его сделаю лучше. У меня есть чувство внутренней правоты».

Яркие образы и иллюстрации застревающей-паранойяльной личности с легкостью обнаруживаются и в истории и в литературе: «Бунт и революции мне никогда не нравились», — говорил Пушкин Вяземскому еще в 1826 году. «Любые изменения в обществе хороши, если они происходят от одного улучшения нравов, от воздействия себя на себя самого. Революция же происходит от того, что люди хотят изменить мир, не меняя самих себя».

А вот для сравнения мысль Карла Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». И ещё одна мысль по этому поводу его единомышленника Фридриха Энгельса: «Где бы ни происходило революционное потрясение, за ним всегда кроется известная общественная потребность, удовлетворению которой мешают отжившие учреждения».

Если бы проводился конкурс на лучшее музыкальное  произведение, манипулирующее общественным сознанием, я бы отдал пальму первенства гимну «Интернационал», как квинтэссенции паранойяльной логики. Композитор этого гимна Пьер Дегейтер, автор слов Эжен Потье, а перевод Аркадия Коца:

«Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим до основанья,

А затем мы наш, мы новый мир построим,-

Кто был ничем, тот станет всем»

Да уж, как говориться: «Из песни слов не выкинешь». Гимн «Интернационал» – ярчайший пример  паранойяльности.

Рационализация – механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, рационализация – это подбор рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины

Наряду с интрапсихическим механизмом проекции, определяющим данный психотип, у паранойяльного  развит механизм рационализации.

Из беседы с паранойяльным. Психолог: « Вы человек злопамятный»?  Клиент: « Нет». А теперь зададим этот вопрос по-другому: « Долго ли Вы переживаете, если Вас незаслуженно обидели»? Ответ: «Да». А это  одно и то же, т.к. долгое переживание по поводу обиды и есть злопамятность. В этом и заключается фокус  рационализации-интеллектуализации. То есть переживание обиды не таит в себе угрозы самооценке, а злопамятность таит, т. к. в этом термине есть что-то нехорошее и паранойяльный имеет все основания это не признавать. Поэтому у паранойяльного  высокорегидная неадекватная завышенная самооценка. Им трудно признать свою злопамятность, обидчивость, завистливость, т.к. для них это не злопамятность, обидчивость или завистливость. Для них – это нормальная реакция на мир, в котором они живут.

Вместе с тем, что такие внутрипсихические механизмы как проекция и рационализация являются питательной средой  для проявления и функционирования паранойяльного психотипа, они же являются и защитными механизмами, которые поддерживают неадекватно-завышенную самооценку описываемого здесь типа личности.

Стержень паранойяльной личности – сверхценная  идея. Девиз паранойяльного: « Это моя точка зрения и я полностью её разделяю».

 

 

Сверхценная идея – суждение, сопровождаемое неиссякаемым эмоциональным напряжением с преобладанием в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели. При сверхценной идеи у человека сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке

 

 

 

 

 

 

Поделиться «ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ — ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ»

treningpsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *